4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Трубопроводный транспорт промышленных газов

Трубопроводный транспорт промышленных газов

Трубопроводный транспорт широко используется в России для транспортировки углеводородного сырья на большие расстояния. Промышленные газы транспортируются по трубам в режиме производства газов on-site на промышленных предприятиях или внутри крупных промышленных кластеров. На промышленных предприятиях, в лабораториях и медицинских учреждениях транспортируются по трубам: азот, аргон, кислород, воздух, гелий, углекислота, ацетилен, водород, аммиак, закись азота и другие газы и газовые смеси. Общая протяженность трубопроводов в пределах одного предприятия может достигать десятков, а иногда и сотен километров. Источником промышленных газов на промышленных предприятиях могут быть как непосредственно установки для их производства, так и холодные газификаторы или баллоны. Комплексная система обеспечения газами промышленного объекта включает источник технических газов, трубопроводы и распределительные газовые щиты.

Основным конструкционным материалом трубопроводов являются нержавеющие стали, углеродистая сталь или медь. Применяются как традиционные трубы прямыми отрезками, так и в бухтах. В ряде случаев, помимотрубдлятранспортировки газов применяют гибкие полимерные или стальные трубопроводы. В металлорукавах газ контактирует с сильфоном из нержавеющей стали, а в РВД — с трубкой из фторопласта (PTFE) или полиамида (PA). Прочность таких трубопроводов обеспечивается одной или несколькими оплетками из нержавеющей стали. На складе компании «Мониторинг Вентиль и Фитинг» (MV&F) постоянно поддерживается большой ассортимент рукавов высокого давления, металлорукавов, бесшовных труб из нержавеющей стали прямыми отрезками и в бухтах. Основной материал бесшовных труб – нержавеющая сталь 316L. Трубы предлагаются в светло отожженном состоянии. Это означает, что отпуск труб производится в восстановительной защитной среде газообразного водорода. После такой термообработки как наружная, так и внутренняя поверхности труб остаются идеально чистыми и гладкими. Такого качества трубы хорошо сочетаются с инструментальными фитингами и могут применятьсядля чистых и коррозионно-активных газов.

В последнее время все более широкое применение получают стальные бесшовныетрубывбухтах. Самаяразвитая технология производства труб в бухтах применяется на предприятии Handy-Tube (США). Эти трубы отличаются более высоким, по сравнению с трубами в прямых отрезках, уровнем безопасности и надежности. Они могут быть подвергнуты испытаниям на герметичность и прочность, как на производстве, так непосредственно перед началоммонтажа. Трубымогутпрокладываться на опорных конструкциях, которые применяютсяобычнопримонтажеэлектрических кабелей. Компания Handy-Tube специализируется исключительно на производстве бесшовных нержавеющих труб в бухтах. Это обстоятельство позволяет производителю добиться впечатляющих результатов. Длина труб, в бухте может достигать до 2000 метров. Причем в бухте отсутствуют не только продольные швы, но и сварные стыки. То есть вся труба в каждой конкретной бухте изготовлена из единой заготовки и является реально бесшовной. Преимущества труб в бухтах очевидны: — возможность проведения полных комплексных испытаний домонтажа; — снижение общих расходов примонтаже благодаря отсутствию сварных швов или отказа от использования фитингов; — значительное сокращение времени и упрощениемонтажа; — исключение затрат, связанных с неразрушающими методами контроля сварных швов; — обеспечение необходимого уровня чистоты газов; — обеспечение безопасности при транспортировке агрессивных и опасных газов; — повышение надежности и герметичности трубопроводных системпри подземной и подводной прокладке; — упрощение высотногомонтажа; — легкость транспортировки и хранения труб.

С помощью труб в бухтах в России было реализовано несколько проектов, среди которых крупные заводы разделения воздуха, промышленная наполнительная станция по наполнению гелиевых баллонов, транспортировка аммиака, водорода и кислорода на ювелирных предприятиях, несколько крупных аналитических лабораторий. По всему миру трубы в бухтах Handy-Tube применяются во всех основных отраслях промышленности: — нефть и газ: подводная добыча и скважинная добыча; — геотермальные системы; — хроматография; — кораблестроение; — нефтехимическая промышленность. Рассмотрим далее подробнее перспективы применения трубопроводного транспорта газообразного гелия на большие расстояния. В настоящее время гелий производится только в Оренбурге и доставляется из одной географической точки на большие расстояния. Потребление гелия в России составляет 1.7 млн. нм3, причемзначительная доля от этого количества поставляется по России в баллонах

При ежегодном обороте газообразного гелия, например, 1.5 млн. нм3 оборот тары составляет порядка 15 тыс. тонн.

Тара перевозится в двух направлениях. При среднем плече перевозки 1500 км, грузооборот тары только при перевозке газообразного гелия составляет 45 млн. тонно-километров. Снижение транспортной нагрузки может быть достигнуто применением больших криогенных транспортных контейнеров с объемом перевозимого сжиженного гелия до 40 м3. В контейнерах для транспортировки сжиженного гелия можно перевозить на порядок большее количество целевого продукта, чем в сжатом виде, но стоимость такого оборудования настолько велика, что оно недоступно массовому потребителю. Кроме того, очень большая часть потребителей применяет именно газообразный гелий, причем часто марки «Б».

Для этих потребителей ожижение гелия с последующей газификацией представляется не вполне оправданным. В связи с этим можно рассмотреть комбинированный способ транспортировки: доставка сжатого гелия до крупных наполнительных станций и станций ожижения по магистральным трубопроводам с последующей заправкой на этих станциях баллонов и моноблоков, а при необходимости доочисткой до уровня марки «А», 6.0 или 7.0 и ожижении для локальных потребителейжидкого гелия.

Примем в качестве базового маршрута прокладки магистрального гелиевого трубопровода направление Оренбург-Москва. Между Москвой и Оренбургом расположены крупные промышленные центры Европейской части России. Для повышения надежности можно рассмотреть прокладку двух трубопроводов. Один маршрут через Самару, Тольятти, Димитровград, Ульяновск, Казань, Чебоксары, Нижний Новгород, Дзержинск, Владимир, Электросталь и Балашиху. Другой — через Самару, Тольятти, Сызрань, Пензу, Рязань и Коломну. Наверняка в каждом из этих городов найдутся предприятия, которые проявят заинтересованность в подключении к магистральному гелиевому трубопроводу.

Выгода очевидна – подключайся и бери гелийвсогласованномколичестве, оплачивая по показаниям счетчика. Понятно, что такие региональные гелиевые центры появятся не сразу и не во всех городах одновременно, но развитие такой инфраструктуры будет серьезным побудительным мотивом для повышения технологического уровня региональной промышленности.

Выполним далее оценку реализуемости подобного проекта. Для расчета гидравлического сопротивления гелиевого трубопровода высокого давления Оренбург-Москва примем следующие исходные данные: — расстояние 1500 км; — давление на входе в трубопровод 400бар; — расход гелия при закачке в трубопровод в Оренбурге 0.5 млн. нм3/год; — потребление гелия в Москве 0.25 млн.нм3/год; — потребление гелия в крупных промышленных центрах России по пути предполагаемой прокладки трубопровода равномерно распределенное и составляет в сумме 0.25 млн. нм3/год; — трубопровод выполнен из бесшовной трубы, поставляемой в бухтах в светлоотожженном состоянии (чистая внутренняя поверхность с минимальной шероховатостью, минимальное количество сварных стыков).

Перепад давления для трубы с внутренним диаметром 20 мм составит около 1МПа, а для трубы с диаметром 12мм — 18МПа. Определимвесиоценимстоимость трубопровода диаметром 12 мм. Примем запас прочности 2.5. Рабочее давление трубы 15х1.5 при таком запасе прочности составляет 400 бар, а давление разрушения соответственно 1000 бар. Считаем, что, при необходимости, усиление трубопровода до четырех кратного запаса прочности может быть выполнено с помощью брони из углеродистой стали. Вес основного трубопровода из нержавеющей стали 760 т. Стоимость нержавеющей трубы в составе трубопровода составит примерно 300 млн. рублей. Можно ожидать, что дополнительные затраты будут сопоставимы с этим значением и общая стоимость строительства будет около 600 млн. рублей. Примем срок амортизации трубопровода – 50 лет, тогда удорожание гелия составит около 20-40 рублей за нм3, в зависимостиот точки отбора. Отгрузка сжатого газообразного гелия по трубопроводу приведет к дополнительной экономии в связи со снижением издержек при его производстве. Действительно, непрерывная круглосуточная подача гелия по трубопроводу исключит целый ряд технологических и организационных операций на Оренбургском гелиевом заводе (оформление въезда-выезда транспорта на охраняемую территорию, подключение отключение гибких металлорукавов, контроль качества тары и готового продукта, проверка безопасности тары, оформление документов и т.п.).

При транспортировке сжатого гелия автотранспортом затраты составят порядка 70 рублей на нм3. Доставка 20 тонн груза по маршруту Оренбург-Москва-Оренбург составит 100 тыс. рублей, а амортизация реципиентов на 2 тыс. нм3 за один рейс – 40 тыс. рублей.

Таким образом, реализация такого проекта технически возможна и экономически целесообразна. Важным обстоятельством является то, что гелий — инертный, не горючий газ. Это означает, что гелиевые трубопроводы можно прокладывать буквально везде: вдоль магистральных трубопроводов для транспортировки углеводородов, вдоль автомобильных дорог, в зоне отчужденияжелезных дорог, вместе с электрическими кабелями и линиями оптоволоконной связи, по руслам рек и т.п. Эта задача имеет общегосударственное значение и,конечно, не может быть финансирована отдельным предприятием. Поэтому она требует соответствующего государственного решения. Главной выгодой от такого решения на общегосударственном уровне будет даже не снижение прямых затрат на транспортировку и отгрузку, а улучшение экологии, снижение автотранспортной загруженности дорог и развитие промышленности в регионах.

Тема 3.3 Трубопроводный транспорт газа

Единая система газоснабжения.

Добываемый в России природный газ поступает в магистральные газопроводы, объединенные в Единую систему газоснабжения (ЕСГ) России. ЕСГ является крупнейшей в мире системой транспортировки газа и представляет собой уникальный технологический комплекс, включающий в себя объекты добычи, переработки, транспортировки, хранения и распределения газа. ЕСГ обеспечивает непрерывный цикл поставки газа от скважины до конечного потребителя.

Благодаря централизованному управлению, большой разветвленности и наличию параллельных маршрутов транспортировки ЕСГ обладает существенным запасом надежности и способна обеспечивать бесперебойные поставки газа даже при пиковых сезонных нагрузках. Протяженность ЕСГ составляет 164,7 тыс. км.

В транспорте газа используются 211 компрессорных станций с общей мощностью газоперекачивающих агрегатов 41,7 млн кВт. Единая система газоснабжения России принадлежит «Газпрому». В 2011 году введены в эксплуатацию магистральные газопроводы и отводы протяженностью 2469,5 км.

Единая система газоснабжения загружена практически полностью. Например, в 2011 году с учетом газа «Газпрома», независимых производителей и производителей из государств Средней Азии в ЕСГ поступило всего 683,2 млрд куб. м.

Согласно существующим прогнозам потребление газа на мировых рынках будет увеличиваться. Например, Энергетической стратегией России до 2030 года предусмотрено, что к 2020 году в России будет добываться 803-837 млрд куб. м газа, а к 2030 году — 885-940 млрд куб. м газа. Поэтому пропускную способность ЕСГ необходимо наращивать. Это позволит удовлетворить платежеспособный спрос российских потребителей и выполнить международные обязательства России по поставкам природного газа.

Основной особенностью единой системой газоснабжения России (ЕСГ) является совокупность рассредоточенных на большом расстоянии, но связанных технологически, объектов добычи газа, его транспортировки, переработки, распределения и резервирования. Это газовые промыслы, магистральные газопроводы, газораспределительные станции, газораспределительные сети, станции подземного хранения и средства управления этими объектами. ЕСГ отличается физическими характеристиками процесса транспорта и распределения газа от других аналогичных систем, прежде всего, это касается возможностей маневрирования потоками газа и отборами его из месторождений для покрытия суммарных суточных и недельных потребностей.

Если объединение локальных энергетических сетей в единую систему позволяет успешно решать тактические задачи практически мгновенной переброски потоков энергии из одного района страны в другой (благодаря чему возможен, так называемый, “системный эффект”, определяемый снижением необходимых резервных мощностей в энергосистемах), то в единой системе газоснабжения системный эффект выражается значительно слабее. Это связано со скорость движения газа, которая не превышает 40 км/час. Контроль же за системой газоснабжения по схеме “промысел – газопровод ‑ потребитель” дает возможность решать стратегические задачи планирования только там, где наиболее полно можно задействовать использование мощностей газопроводов при изменении районирования добычи и использования природного газа.

Существует тесная экономическая связь всех элементов ЕСГ, проявляющаяся в процессах планирования, ценообразования и управления. При изменении главных параметров (объемов годового отбора газа из месторождений, мощности межрайонного потока, уровня цен на природный газ для промышленности и населения) или какого-либо другого существенного элемента ЕСГ должны быть изменены и параметры остальных элементов.

Так, увеличение потока газа из месторождений, находящихся в Западной Сибири, в Западную Европу приводит к необходимости уменьшения потока на Урал, что в свою очередь вызывает перераспределение потоков от всех газовых месторождений, питающих европейскую часть России и Урал. Вместе с этим изменяются и суммарные затраты на систему в целом. Таким образом, создается положение при котором, какой-либо начальный импульс (изменение потока или отбора газа по элементу ЕСГ) вызывает цепочку последовательных влияний, охватывающих в итоге всю ЕСГ. Возникновение такой ситуации возможно как при выходе на газовый рынок независимых поставщиков, так и в случае, если не будет устанавливаться оптимальная цена на поставляемый газ между промышленностью и населением.

Читать еще:  Делаем поделку подводную лодку

Технологически ЕСГ делиться на две подсистемы, жестко связанные между собой: межрайонные транспортные подсистемы, по которым газ передается из основных газодобывающих районов к районам потребления, и региональные (локальные) подсистемы (РГС), обеспечивающие поставку газа потребителям. То есть для обеспечения надежного и стабильного снабжения потребителей природным газом требуется жесткий технологический, финансовый и юридический контроль за межрайонными и региональными подсистемами.

В современных условиях к вышеперечисленным задачам добавились новые:

1. Несбалансированность механизма ценообразования на природный газ, который не отвечает интересам “Газпрома” и потребителей газа.

2.Сезонность получения доходов от продажи газа и постоянный рост затрат на обслуживание газотранспортной системы.

Организационная структура управления магистральными газопроводами.

Свойства газов, влияющие на технологию их транспорта.

Плотность газов зависит от давления и температуры. Так как при движении по газопроводу давление уменьшается, то плотность газа снижается и скорость его движения возрастает.

Вязкость газов изменяется прямо пропорционально изменению температуры, т.е. при увеличении температуры она также возрастает, и наоборот. Охлаждая газы после компримирования, добиваются уменьшения потерь давления на преодоление сил трения в газопроводах.

Сжимаемость – это свойство газов уменьшать свой объем при увеличении давления.

Если газ содержит пары воды, то при определенных сочетаниях давления и температуры он образует гидраты – белую кристаллическую массу, похожую на лед или снег. Чтобы избежать этого, газ до закачки в газопровод подвергают осушке.

Подготовка газа к дальнему транспорту по газопроводу.

Подготовка газа к дальнему транспорту – обработка добываемого природного газа с целью удаления компонентов, затрудняющих транспортировку его по газопроводу. Наличие в газе воды, жидких углеводородов, агрессивных и механических примесей снижает пропускную способность газопроводов, повышает расход ингибиторов, усиливает коррозию оборудования, приводит к необходимости увеличения мощности газокомпрессорных станций, снижает надёжность работы технологических систем, увеличивает вероятность аварийных ситуаций на газокомпрессорных станциях и линейной части газопроводов.

Термин «подготовка газа» появился в период становления газовой промышленности в CCCP (за рубежом он не используется, т.к. на промысловых газоперерабатывающих заводах осуществляется комплексная переработка газа). Первоначально подготовка газа заключалась в извлечении воды и механических примесей с использованием процессов сепарации и гликолевой осушки и проводилась на головных сооружениях магистральных газопроводов. Такая обработка газа перед его дальней транспортировкой была достаточной, т.к. разрабатывались месторождения только с высоким содержанием метана (до 97-98%) и газ использовался лишь в виде топлива. При вовлечении в разработку газоконденсатных месторождений цели подготовка газа расширились — появилась необходимость извлечения газового конденсата (ценного продукта, теряющегося при транспортировке). Подготовка газа стала осуществляться на промысловых газовых сборных пунктах главным образом методами низкотемпературной сепарации, основанными на однократной конденсации продукции скважин с использованием ингибиторов гидратообразования, а также методами абсорбции и адсорбции с последующей очисткой газа от сероводорода. Наибольшей эффективностью и надёжностью обладают методы абсорбционной и адсорбционной обработки газа. С середины 70-х гг. подготовка газа постепенно превращается в процесс промысловой переработки продукции скважин (см. Комплексная переработка минерального сырья).

Подготовка газа к дальнему транспорту проводится на установках комплексной подготовки газа (УКПГ), предназначенных для осушки природного газа газовых, газонефтяных и газоконденсатных месторождений от воды, отделения механических примесей, жидких углеводородов и очистки от сернистых соединений. Выбор промыслового оборудования для УКПГ зависит от состава газа, содержания влаги и механических примесей, термодинамических параметров месторождения (температуры, давления), направления дальнейшего использования газа и климатических условий районов добычи и транспортировки. С учётом перечисленных факторов в состав УКПГ могут входить установки низкотемпературной сепарации, абсорбционные или адсорбционные (см. Абсорбционная колонна). Качество подготовки газа к дальнему транспорту определяется техническими условиями или отраслевым стандартом, где фиксируются точки росы по воде и углеводородам для разных климатических зон и времён года, содержание механических примесей, H2S и общей S.

Классификация магистральных газопроводов.

Магистральным газопроводом называется трубопровод, предназначенный для транспорта газа из района добычи или производства в район его потребления, или трубопровод, соединяющий отдельные газовые месторождения.

Ответвлением от магистрального газопровода называется трубопровод, присоединенный непосредственно к магистральному газопроводу и предназначенный для отвода части транспортируемого газа к отдельным населенным пунктам и промышленным предприятиям.

В соответствии со СНиП 2.05.06-85* в зависимости от рабочего давления в трубопроводе магистральные газопроводы подразделяются на два класса: класс I – рабочее давление от 2,5 до 10 МПа включительно; класс II – рабочее давление от 1,2 до 2,5 МПа включительно. Газопроводы, эксплуатируемые при давлениях ниже 1,2 МПа, не относятся к магистральным. Это внутрипромысловые, внутризаводские, подводящие газопроводы, газовые сети в городах и населенных пунктах и другие трубопроводы.

По характеру линейной части различают газопроводы:

-магистральные, которые могут быть однониточными простыми (с одинаковым диаметром от головных сооружений до конечной газораспределительной станции) и телескопическими (с различным диаметром труб по трассе), а также многониточными, когда параллельно основной нитке проложены вторая, третья и последующие нитки;

-кольцевые, сооружаемые вокруг крупных городов для увеличения надежности снабжения газом и равномерной подачи газа, а также для объединения магистральных газопроводов в Единую газотранспортную систему страны.

Магистральные газопроводы и их участки подразделяются на категории, требования к которым в зависимости от условий работы, объема неразрушающего контроля сварных соединений и величин испытательного давления, приведены в таблице 1.

Таблица 1 – Категории магистральных трубопроводов и их участков (СН и П 2.05.06-85*, стр.3, табл.1)

Трубопроводный транспорт в России

Трубопроводным называют транспорт, посредством которого осуществляется перемещение твердых, парообразных или жидких продуктов. С помощью него осуществляется доставка сырья к потребителям. Рассмотрим далее особенности, которым обладает трубопроводный транспорт России.

Общие сведения

Развитие трубопроводного транспорта началось более века назад. У истоков его создания стоял Менделеев. Он считал, что трубопроводный транспорт нефти и газа обеспечит интенсивное расширение соответствующих промышленных отраслей. Это, в свою очередь, позволило бы вывести страну на мировой рынок. Сегодня трубопроводный транспорт России обеспечивает не только нужды государства, но и снабжает Западную Европу, Юго-Восточную Азию, Турцию.

Основные особенности

Трубопроводный транспорт считается экономически выгодным и прогрессивным. Он универсален, отличается отсутствием потерь груза в ходе доставки при полностью автоматизированных и механизированных разгрузочно-погрузочных процессах. Исключается также и возврат тары. За счет этого на перемещение товаров трубопроводным транспортом тратится меньше средств, чем, например, по железной дороге. Особое значение этот сектор приобретает в связи с удаленностью месторождений от потребителя.

Классификация

Трубопроводный транспорт может быть магистральным. Он связывает несколько предприятий различных отраслей, расположенные в десятках, сотнях, а порой и тысячах километрах друг от друга. Трубопроводный транспорт может быть также технологическим. Его протяженность — 1-3 км. Посредством него обеспечивается соединение технологических процессов внутри одного предприятия. Промышленный трубопроводный транспорт имеет длину до 10-15 км. Он соединяет предприятия одной хозяйственной отрасли.

Технические характеристики

Трубопровод представляет собой магистраль из труб, диаметр которых — до 1.5 тыс. мм. Их закладывают на глубину до 2.5 м. Трубопроводный транспорт нефтепродуктов оснащается специальным оборудованием. Оно предназначено для подогрева вязких сортов, обезвоживания и дегазации. Трубопроводный транспорт газа оборудуется установками для осушения и одоризации (придания резкого специфического запаха). Кроме этого, присутствуют распределительные и перекачивающие станции. Последние предназначены для поддержания оптимального давления. В начале магистрали устанавливают головные, а через 100-150 км – промежуточные перекачивающие станции. Общая протяженность трубопроводов в РФ – 217 тыс. км, на долю нефтяных приходится 46.7 тыс. км, газовых – 151 тыс. км. По грузообороту он занимает второе место после ж/д. Магистральные трубопроводы транспортируют 100% газа, 99% нефти и больше 50% переработанных соединений.

Основные достоинства системы

Объекты трубопроводного транспорта обладают рядом несомненных преимуществ. Среди них:

  1. Обеспечение возможности подачи почти неограниченного потока автобензинов, нефти, реактивного и дизельного топлива в различных направлениях.
  2. Осуществление последовательной перекачки различных сортов и типов сырья.
  3. Перемещение трубопроводным транспортом отличается планомерностью и непрерывностью в течение разных периодов времени. Оно не зависит от природных, климатических, географических и прочих условий. Это, в свою очередь, гарантирует бесперебойную доставку сырья потребителям.
  4. Прокладка систем может осуществляться практически во всех направлениях, регионах РФ, в любых топографических, климатических и инженерно-геологических условиях. Таким образом, в стране действует не только сухопутный, но и морской трубопроводный транспорт.
  5. Трасса магистрали представляет собой кратчайший путь между пунктами и может иметь значительно меньшую протяженность в сравнении с другими.

Кроме того, современные технологии изготовления материалов обеспечивают надежность, долговечность и высокую износостойкость магистралей.

Трубопроводный транспорт нефти

В качестве одной из особенностей этого сектора выступает увеличение удельного веса элементов большого диаметра. Это объясняется высокой рентабельностью таких магистралей. Совершенствование систем обуславливается сегодня общим состоянием нефтяной отрасли. К примеру, с 1940-го по 1980-й в благоприятный период протяженность магистралей увеличилась с 4-х до 69.7 тыс. км. При этом грузооборот возрос с 4-х до 1197 млрд т/км. Увеличение протяженности нефтепровода сопровождается повышению экспортных поставок сырья.

Контроль над системой

Компания «Транснефть», а также ее дочерние предприятия располагают крупнейшей во всем мире системой нефтепроводов магистрального типа. Она является естественной монополией, которая находится в госсобственности и контролируется государством. Управление осуществляется за счет установления тарифов на услуги, распределением доступа к экспортным магистралям, согласования инвестиций в отрасль, которые также оказывают влияние на цены. Общая протяженность системы трубопроводов АК «Транснефть», которая обеспечивает соединение практически всех районов добычи сырья с экспортными терминалами и центрами переработки, составляет 70 тыс. км.

Крупнейшие системы в РФ

В России действует три масштабные магистрали:

  1. Нефтепровод «Дружба». Он считается крупнейшей в мире системой. Его маршрут начинается в Альметьевске, проходит через Самару и Брянск до Мозыря, где расходится в двух направлениях. Северный участок проходит по территориям Литвы, Латвии, Германии, Польши, Белоруссии, а южный – через Венгрию, Словакию, Чехию, Украину.
  2. Восточный нефтепровод. Это система строящаяся. Предполагается, что она соединит месторождения Восточной и Западной Сибири с портом Козьмино, расположенным в заливе Находка, а также заводом, находящимся там же. Общая протяженность должна составить 4188 км. В качестве оператора нефтепровода выступает АК «Транснефть». Сорт сырья, который поставляется на рынок с помощью ВСТО, называется ESPO. С конца декабря 2009 года запущена первая очередь – трубопровод от Тайшета до Сковородино. Его длина составила 2694 км. Мощность «ВСТО-1» – 30 млн т/год. Впоследствии половина прокачанного сырья будет направлена в порт Козьмино.
  3. Балтийская система. Эта магистраль считается одной из наиболее перспективных. Система ориентирована на формирование нового экспортного направления из Тимано-Печерского района, Урала и Поволжья, а также Западной Сибири. Вместе с этим предполагается обеспечить транзит из стран СНГ, в частности из Казахстана. В проекте предусмотрено строительство нового отечественного терминала по перевалке сырья в районе Приморска.

Транспортировка газа

Система, доставляющая это сырье, считается самой молодой. Следует отметить, что трубопроводный транспорт является единственно возможным для отправки этого материала потребителям. Первые магистрали были сооружены в годы Великой Отечественной. В качестве оператора газопроводной системы выступает госкомпания «Газпром». Это предприятие считается крупнейшим не только в РФ, но и в мире. Компания «Газпром» обладает эксклюзивным правом на экспорт отечественного газа. Протяженность магистрали составляет больше 160 тыс. км.

Крупнейшие системы в РФ

Можно выделить 4 основные магистрали:

  1. Газопровод от Саратова до Москвы. Его строительство началось в годы ВОВ, а в строй он вступил в 1946-м. Это первая магистраль в стране, задействованная для доставки газа. Протяженность системы – 843 км. В магистрали используются трубы с диаметром 325 мм. Магистраль проходит по Московской, Рязанской, Тамбовской, Пензенской и Саратовской областям.
  2. Система «Уренгой — Помары — Ужгород». Это первая советская экспортная газопроводная магистраль. Система соединяет месторождения на севере Западной Сибири и на Западе Украины. Затем сырье доставляется конечным потребителям в Европе. Магистраль пересекает границу РФ с Украиной севернее г. Сумы.
  3. Экспортная система «Ямал — Европа». Эта магистраль соединяет месторождения в Западной Сибири с потребителями в Европе. Она проходит по территории Польши и Белоруссии.
  4. Система «Голубой поток». Эта магистраль соединяет Турцию и Россию и проходит по Черному морю. Ее общая протяженность – 1213 км. В ее числе:
  • Сухопутный участок, расположенный на российской территории от г. Изобильный (Ставропольский кр.) до с. Архипо-Осиповка (Краснодарский кр.). Его длина 373 км.
  • Морской участок от с. Архипо-Осиповка до расположенного в 60-ти км от турецкого города Самсун терминала «Дурусу». Его длина — 396 км.
  • Сухопутный участок от г. Самсун до г. Анкара, расположенный на турецкой стороне. Его протяженность — 444 км.

    Перспективы отрасли

    Вопросы, касающиеся развития трубопроводного транспорта, рассматривались на правительственных заседаниях. На них, кроме прочего, была одобрена стратегия до 2010 года. В ходе обсуждения многие ученые и специалисты предлагали развивать топливно-энергетический сектор, а в особенности газовую и нефтяную промышленности так, чтобы они со временем стали локомотивом социально-экономического возрождения страны. В соответствии с одобренной стратегией, к 2020 году предполагается изменение системы добычи сырья вследствие введения новых месторождений в восточной части сибирской территории, Тимано-Печорской НГП, а также снижения выработки в существующих бассейнах. В качестве основных экспортных направлений нефти станут:

    • Азиатско-тихоокеанское.
    • Северо-европейское.
    • Северное.
    • Южное.

    Последние два станут крупными перспективными проектами.

    «Северный поток»

    Этот газопровод должен проходить по Балтийскому морю и соединять РФ с Германией. Соглашение о строительстве магистрали было заключено в сентябре 2005 года. Согласно проекту, этот трубопровод должен стать одной из самых протяженных систем, расположенных под водой. Ввод магистрали на полную мощность был запланирован на 2012 год. По проекту 2 направления газопровода должны доставлять 55 млрд. м 3 отечественного газа в год в течение как минимум пяти десятков лет в страны Евросоюза.

    «Южный поток»

    Это совместный проект России, Франции и Италии. Магистраль должна соединить г. Новороссийск и порт Варну в Болгарии. Затем его ветки пойдут в Италию и Австрию через Балканский п-в. В соответствии с проектом, система должна вступить в строй в 2015 году. Создание «Южного потока» производится для диверсификации поставок сырья в Европу и уменьшения зависимости покупателей и поставщиков от транзитных стран — Турции и Украины. Эта магистраль считается конкурентным проектом газопровода «Набукко», маршрут которого должен идти южнее РФ. Эту систему поддерживают США и Еросоюз.

    Направления транзита и экспорта

    Для обеспечения экономических и стратегических интересов РФ осуществляется планомерная и комплексная проработка новых маршрутов из стран СНГ через Россию. Это будут направления:

    • Новое Северобайкальское и Центрально-Европейское. Они будут проходить по западу страны.
    • Тихоокеанское (в недалеком будущем) и Восточно-Сибирское (в долгосрочной перспективе).
    • Каспийско-Черноморское.

    Экономические и стратегические интересы РФ достаточно тесно связаны с повышением транзитных поставок нефти из государств СНГ. Они будут способствовать загрузке действующих мощностей и сооружению новых.

    В заключение

    Трубопроводный транспорт – система, которая развивается наиболее динамично сегодня. В качестве основного ее отличия выступает то, что осуществляется доставка непосредственно самого сырья без движения ТС. Для обеспечения бесперебойного функционирования всей имеющейся магистральной системы управление ее работой находится в сфере деятельности отечественных естественных монополий. В России к ним относят ОАО «Газпром» и госкомпания «Транснефть». Энергетическая стратегия страны, разработанная до 2020 года, обеспечит реализацию экономических интересов РФ. Вместе с этим особое значение будут иметь новые экспортные направления, разработка которых осуществляется комплексно и планомерно. В качестве крупнейших перспективных проектов станут «Северный» и «Южный» потоки, «Балтийская система 2», ВСТО. Являясь страной с богатейшими запасами нефти и газа, РФ занимает ведущее место в мире по поставкам сырья в другие страны. В стратегии, кроме прочего, запланирован проект поставки отечественного сырья в Китай. По подсчетам он может стать одним из самых крупных экспортных направлений. При динамичном расширении отраслей у государства есть все возможности усилить экономическое состояние, занять достойное место в международной системе. Особое значение при этом будут иметь прогнозные оценки добычи и последующей переработки сырья, производства и потребления продуктов, которые представлены в утвержденной энергетической стратегии. Расширение отраслей позволит привлечь дополнительные трудовые ресурсы, обеспечив таким образом более полную занятость населения.

    Газовая промышленность занимается добычей, переработкой и транспортировкой газа.

    Авто реклама

    Газовая промышленность занимает ведущую роль в народном хозяйстве страны.

    Основным средством транспорта газа от месторождений до потребителя являются трубопроводы.

    В развитии отечественного трубопроводного транспорта газа можно выделить три этапа:

    Первый этап 1917-1940 г. в основном транспорт попутного газа по газопроводам небольшого диаметра до 300 лишь на короткие расстояния незначительная доля газа в топливном балансе страны.

    Второй этап 1941-1955 г.-развитие дальнего транспорта газа на расстояние до 1400 км по газопроводам большого диаметра д 700 мм-рост объема разведочных работ на газ, медленное повышение доли газа в топливном балансе страны.

    Третий этап с1956 г.-развитие Единой системы магистральных газопроводов страны со значительным объемом подземных хранилищ газа, рост роли газа в топливно-энергетическом балансе страны.

    В 1940-1941 г был построен первый в нашей стране МГ Дашава-Львов диаметром 300мм и длиной 69 км.Доля газа в топливном балансе страны в 1940 г. составляла 1,9%

    Второй этап можно считать периодом становления отечественного трубопроводного транспорта газа. В 1946 г построен первый в нашей стране крупный магистральный газопровод Саратов-Москва протяженностью 843 км из труб диаметром 320 мм.

    В 1950 год Ставрополь-Москва.

    В 1952 г. введен в эксплуатацию второй крупный МГ Дашава-Киев-Брянск-Москва общей протяженности 1300 км из труб диаметром 500 мм.Доля газа в топливном балансе страны в 1955 г. составляла 2.2 %

    Для третьего этапа развития магистрального трубопроводного транспорта газа в нашей стране характерно формирование единой системы МГ.

    В 1960 г. Бухара-Урал 2 нитки Конец 60 начало 70 годов газопровод Сияние Севера.

    В 60-е годы Игрим-Серов.

    70 годы Средняя Азия-Центр 5 ниток Конец 70ых Оренбург-Западная граница

    80 годы –Центр-Западная Сибирь, Надым-Пунга. Урегой –Помары –Ужгород 1420

    Прогресс, Ямбург-Елец 1, Ямбург-Тула 1,Тула 2,Ямбург-Поволжье.

    Ордена «Знак Почета» предприятие по транспортировке и поставкам газа ООО “Тюментрансгаз” организованное 17 января 1966 года. Магистральные газопроводы и компрессорные станции предприятия находятся на территориях ЯНАО, ХМАО, Севера Свердловской обл., протяженность трассы составляет 1,5 тысячи километров (до 17 ниток). По магистральным газопроводам “Тюментрансгаза” перекачивается более 80% добываемого в России газа, который принимается от северных месторождений Тюменской области: Медвежьего, Уренгойского, Ямбургского, Юбилейного, Ямсовейского и Заполярного. Ежесуточно транспортируется до 1,3 миллиарда кубометров газа на Ухту, Пермь, Урал.

    23 сентября 1953 года. Вблизи поселка Березово из первой разведочной скважины, пробуренной на территории Западной Сибири, ударил мощный газовый фонтан и уже 1 марта 1961 года было организовано первое газодобывающее предприятие по освоению газовых месторождений на территории Западной Сибири.

    1963 г., г. Ивдель – высадился десант специалистов Дирекции по строительству первого газопровода (ДСГ) Игрим-Серов во главе с ее руководителем Дерновым Дмитрием Андреевичем.

    1964г. Передислокация ДСГ в п. Эсс (будущий п. Комсомольский и г. Югорск) – точку схождения проектируемого газопровода Игрим-Серов со строящейся железной дорогой Ивдель-Обь.

    1966г., январь — эстафету по эксплуатации построенного газопровода «Игрим — Серов» от ДСГ принимает сформированное Северо-Уральское Управление Магистральных Газопроводов (СУУМГ).

    К 1970 г. общая протяженность системы газопроводов достигла 1300 км, природный газ пришел в промышленные центры Среднего Урала – Североуральск, Краснотурьинск, Серов, Нижнюю Туру, Нижний Тагил.

    В 1972 г. СУУМГ был преобразован в Тюменское управление магистральных газопроводов (ТУМГ). Строительство газопроводов продолжалось и особенно высоких темпов достигло в 1972 — 1975 г. В этот период ежегодно вводится по пять компрессорных станций. Вместе с ними строились и жилые поселки: Белый Яр, Сорум, Лонг-Юган и др. В эксплуатацию введено Пахромское месторождение, газ которого по газопроводам Пахрома — Казым и Казым — Пунга влился в газопровод Игрим — Серов — Нижний Тагил.

    1973г. Новый этап в истории предприятия начался с освоения месторождения Медвежье, от которого питается мощная газотранспортная система Северные районы Тюменской области – Урал (СРТО — Урал), и впервые тюменский газ поступил к потребителям центральных районов европейской части страны.

    В 1974 г. ТУМГ было реорганизовано в производственное объединение по транспортировке газа “Тюментрансгаз”.

    С 1980 по 1985 г. продолжена программа форсированного развития газовой промышленности Западной Сибири за счет освоения Уренгойского месторождения: были выведены на проектную мощность газопроводы Уренгой — Грязовец, Уренгой — Петровск, Уренгой — Новопсков, Уренгой – Ужгород, Уренгой — Центр I , Уренгой — Центр II . В 1981 г. за ускоренный ввод в действие мощностей по транспортировке газа объединение “Тюментрансгаз” было награждено орденом “Знак Почета”.

    21 апреля 1984 г. системой газопроводов “Тюментрансгаза” был принят от промыслов триллионный кубометр газа с начала эксплуатации.

    И уже в июне 1994 года (через 10 лет от первого триллиона) в систему газопроводов предприятия было принято 5 трлн м 3 газа.

    С 1985 года началось освоение Ямбургского месторождения и строительство газопроводов Ямбург — Елец I , II , Ямбург — Западная граница, Ямбург — Тула I , II , Ямбург – Поволжье, СРТО — Урал.

    Трубопроводный транспорт промышленных газов

    Пневматический метод позволяет перемещать пылевидные, порош­кообразные грузы.

    Сейчас ведется экспериментальная проверка целесообразности транспортирования сыпучих грузов с помощью трубопроводов. На нес­кольких объектах страны вводятся опытно- промышленные установки капсульных пневматических трубопроводных систем.

    3. Технико-экономические особенности трубопроводного тран­спорта.

    К основным достоинствам трубопроводного транспорта относятся: 1. возможность повсеместной прокладки труб сравнительно короткие сроки;

    2. малая зависимость работы от климатических условий;

    3. относительно небольшие трудоемкости доставки груза и его потери; 4. низкая себестоимость транспортировки (в 2 раза ниже, чем по водным путям, и в 3 раза ниже, чем при перевозках по ж.д.);

    5. непрерывность транспортного процесса доставки груза на большие расстояния.

    Быстрое развитие трубопроводного транспортирования нефти дает возможность снять большой объем перевозок с железных дорог. 6. сохранность нефтепродуктов благодаря полной герметизации процесса транспортировки;

    7. полная автоматизация операций по наливу, перекачке и сливу нефти и нефтепродуктов;

    8. меньше, чем на других видах транспорта, капиталовложения, рас­ход металла;

    9. отсутствие, при соответствующей изоляции отрицательного воз­действия на окружающую среду.

    Недостатки трубопроводного транспорта.

    1. Узкая специализация.

    Еще не решена проблема и не организовано широкое применение трубопроводного транспорта для перекачки нефтепродуктов (кероси­на, бензина, дизельного топлива, мазута, масла).

    2. Необходимость непрерывного поступления груза. Требуется, нап­ример, устойчивый мощный поток нефти.

    4. Научно-технические проблемы и перспективы развития тру­бопроводного транспорта.

    СНГ располагает одной третью мировых запасов газа. Газ яв­ляется одним из наиболее экономичных видов топлива как для про­мышленности, так и для бытовых нужд.

    В настоящее время промышленность потребляет примерно 85% всего добываемого газа. Остальное количество идет на комму­нально-бытовые нужды. Более 80% добываемого газа транспортирует­ся на дальнее расстояние.

    Строятся пять новых магистральных газопроводов большой про­тяженностью для транспортировки газа из Западной Сибири и среди них супергазопровод Западная Сибирь — Западная Европа, по кото­рому газ будет подаваться в Германию, Францию, Италию и другие страны.

    Дальнейшие наращивание сети трубопроводного транспорта ос­тается серьезной научно-технической проблемой, поскольку пред­стоит вести строительство новых линий в сложных топографических, геологических и климатических условий.

    Кроме этого необходимо решать ряд задач, которые включают в себя:

    1. Повысить качество строительства трубопроводов и обеспе­чить надежность их работы;

    2. Значительно увеличить производительность вновь сооружае­мых газопроводов, автоматизировать работу компрессорных станций;

    3. Создать крупные, подземные хранилища газа в потребляющих районах;

    4. Внедрить технологию круглогодичного строительства трубоп­роводов в труднодоступных районах.

    Однако для дальнейшего развития трубопроводного транспорта предстоит решить целый ряд проблем научно-технического характера, основными из которых являются следующие.

    1. Дальнейшее наращивание сети трубопроводов.

    Особенностью данной проблемы является необходимость строи­тельства в крупных масштабах в различных климатических, геологи­ческих и топографических условиях. В связи с этим необходимо ре­шать технические задачи в конкретных условиях и обеспечивать вы­сокие темпы строительства.

    2. Повышение пропускной способности трубопроводов.

    Эта проблема решается с учетом физических свойств процесса перемещения жидкостей и газа по трубам. Известно, что пропус­кная способность трубопроводов прямо пропорциональна диаметру тру­бы и давления в трубе и обратно пропорциональна длине трубопрово­да, вязкости и объемному весу жидкости. Этим же закономерностям, в основном подчиняется и процесс перекачки газа.

    В связи с этим перспективным является применение в трубопро­водном транспорте труб большого диаметра.

    В последние время для магистральных нефте- и газопроводов применяют трубы диаметра 1420 мм и используют высоконапорные на­сосы, развивающие давление 75 атмосфер. В перспективе применения труб диаметром в 2000-2500 мм и повышение давления до 100 атм. и более. Пропускная способность нефтепровода в год:

    для d = 520мм — 8 млн.т

    d = 720мм — 15 млн.т

    d = 1020мм — 45 млн.т d = 1420мм — 75 млн.т d = 2000мм — 100 млн.т

    Однако применение труб больших диаметров ставит новые зада­чи, появляются новые трудности в строительстве и разработке тех­нологических процессов.

    За счет увеличения давления в трубах также можно повысить пропускную способность. Это требует более прочных труб, более мощных компрессорных установок. Сварные многослойные трубы d 1220 — 1420мм рассчитаны на давление 120 кг/см 2 .

    В последнее время применяется перекачка сжиженного газа для повышения пропускной способности (в 1,5-2 р.), изучается возмож­ность транспортировки газа в твердом виде.

    3. Обеспечение долговечности труб.

    Для этого разрабатываются различные материалы и методы пок­рытия труб. В настоящее время широкое распространение получает покрытие труб эпоксидными смолами при изготовлении, что надежно защищает их от коррозии.

    4. Важной проблемой является телемеханизация и автоматиза­ция управления работой трубопроводов.

    Решение этой проблемы наряду с высвобождением людей от вах­ты на промежуточных перекачивающих станциях позволяет:

    — повысить производительность трубопроводов;

    — минимизировать расход топлива и энергии;

    — обеспечить предупреждение аварий и сбоев в работе.

    Учитывая преимущества трубопроводного транспорта, его высо­кую эффективность, все больше уделяется внимание его развитию с целью расширения его возможностей по перемещению различных видов грузов, например, для передачи жидкого и газообразного кислоро­да, аммиака, кислот, продовольственных продуктов, в частности, молока.

    Мы уже говорили о возможности перекачки твердых тел (грузов). Однако перемещение твердых грузов приводит к более быс­трому износу труб за счет трения.

    Есть проекты замены металлических труб пластмассовыми и же­лезобетонными.

    Первый газопровод Саратов-Москва был построен из труб диа­метром 300мм, а теперь газовые магистрали сооружаются из труб в 1420мм, производится в 60 раз больше.

    Нефтепровод d 1200мм — пропускает 80 — 90млн. тонн в год. Низкие скорости движения: нефть V = 7-8 км/ч,

    газ V = 30-35 км/ч.

    Трудно повысить скорость из-за турбулентного, хаотичного ха­рактера потока в трубопроводах. Турбулентность представляет собой движения, при котором происходит перемешивание, перемещение час­тиц по самым беспорядочным траекториям.

    Предложения: 1) перемещать газ и нефть в контейнерах, при этом нет потерь, увеличивается скорость, уменьшаются энергозатраты;

    2) охлаждать газ на компрессорных станциях ниже температуры окружающей среды;

    3) превращать газ в твердую фазу (кристаллогидраты), снеж­ную крупу, которую можно грузить в контейнер. После доставки, опускать контейнеры с твердым газом в аппараты наполнить горячей водой.

    При транспортировке газа в контейнерах по трубопроводах производительность может быть увеличена при том же d и давлении.

    Первая отечественная система контейнерного транспорта «Ли­ло -1» — перевозит гравий и песок — установкой управляет один че­ловек. Японская фирма «Сумитома» купила у нас лицензию на новый вид транспорт. Колеса контейнеров покрыты слоем резины, трубопро­вод не изнашивается, система работает бесшумно. Можно применять их в городе.

    Планируется транспортировка различных видов грузов: сырье, готовая продукция, с/х продукты, почтовые отправления, бытовые отходы и т.д. (в контейнерах).

    Преимущество трубопроводных контейнеров в том, что все про­цессы в них полностью механизированы и автоматизированы.

    Японцы мечтают все грузы в городах транспортировать по под­земным контейнерным системам, а на улицах оставить только легко­вые автомобили.

    На будущее: 1) контейнерный трубопровод на Курской магнит­ной аномалии (доставка руды из карьеров обогатительным фабрикам, а оттуда — рудный концентрат к металлургическим заводам).

    2) Керчеснкие железорудные месторождения и металлургические заводы в г.Жданов (подводный контейнерный трубопровод, проложен­ный по дну Азовского моря).

    3) Контейнерный трубопровод для доставки руды с Горского месторождения в Сибири на металлургические заводы в города Сво­бодный и Зея.

    4) Применение контейнерных трубопроводов в зерновых районах Казахстана (70 токов, надо проложить около 700 км трубопроводов ­но это уменьшит в 5 раз затраты на перевозку зерна).

    5) подача комбикормов на фермы, доставка сахарной свеклы на завод Белгородской области.

    Вблизи Волоколамска, под Москвой сооружена мощная контейнер­но-трубопроводная система для транспортировки гравия. В год пере­возится ў 8млн. тонн строительных материалов. Такой системы нет еще в мире. Управляет системой диспетчер с пульта. Эта система видимо будет продолжена до Москвы и до Клима, что позволит улуч­шить снабжение Москвы и московской области строительными материа­лами.

    Проблема удаления бытовых отходов из городов. В подземных системах, абсолютно герметичных, можно удалить отходы, упаковы­вая их в контейнеры, и отправляя по трубопроводам на обрабатываю­щую фабрику. Такая система уже спроектирована специальным КБ «Транспрогресс» Главнефтеснаба РСФСР. Имеется в виду продолжить трубопроводы от каждого дома до мусороприемных камер. По команде с диспетчерского пункта поднимаются заслонки, отделяющие стояки подъездов дома от камер. С помощью вакуума камеры очищаются в считанные секунды, и отходы, подхваченные потоком воздуха, посту­пают на центральный сборный пункт. Здесь мусор уплотняют, брике­ты грузят в контейнеры, которые затем по трубопроводам попадают на фабрику, расположенную за городом.

    Первая очередь такой системы создается в Ленинграде.

    Перевозка пассажиров: США предложило подземную трубопровод­ную систему, в которой составы будут мчаться со скоростью свыше 900 км/ч (сжатым воздухом).

    Гидротранспорт углей — по трубопроводу уголь переносится в виде суспензии.

    Трансальпийский трубопровод от порта Триест (Италия) через Альпы по территории Австрии в район Ингольдштата (ФРГ) с отводом к нефтеперерабатывающим заводам в Баварии и в районе Вены d ­1000-1050 мм производительностью 54 млн.т/год. Поскольку трубоп­ровод в средней части проложен в тяжелых горных условиях и прохо­дит через тоннели общей длиной около 7км; стоимость его оказа­лась высокой. Длина 480км, 11 насосных станций.

    Для снижения расходов на транспортировку нефти из стран Ближнего Востока в страны Западной Европы организована смешанная схема перевозки. Т.к. Суэцкий канал позволяет пропускать танкеры q только до 80 тыс.т, вдоль Суэцкого канала проложен двухниточный нефтепровод L = 340 км, d = 1060 мм.

    Перед входом в канал в порту Суэц производят слив нефти из супертанкеров от q=120 тыс.т до 170 тыс.м 3 , а налив в супертанке­ре производят в Средиземном море в порт Александрия.

    Развитие нефтепроводного транспорта в СССР и США идет уско­ренными темпами. Себестоимость перекачки нефти по нефтепроводам в СССР в последние годы снизилась на 15-20%, себестоимость США ос­талась без изменения.

    Нефтепроводный транспорт СССР по темпам развития не усту­пает нефтепроводном транспорту в США. Дальнейшее развитие идет по пути увеличения сети трубопроводов большего диаметра, совершен­ствования технических средств, внедрения автоматизации.

    Нефтепроводы стран Западной Европы, как правило, подают нефть от морских портов, куда она доставляется танкерами из стран Ближнего Востока и Африки, к нефтеперерабатывающим заводам, расположенных в районах потребления нефтепродуктов.

    В настоящее время построены магистральные трубопроводы, об­служивающие нефтеперерабатывающие заводы нескольких стран: Фран­ции, Италии, Швейцарии и ФРГ. Из наиболее значительных нефтепро­водов следующие:

    Северо-Западный — от Вильгельмсхавена до Весселинга, с отво­дом к заводу в Руре общей протяженностью с отводом 384 км d=620 мм, производительностью 17,5 млн. т/год.

    Южно-Европейский трубопровод от порта Марсель к нефтеперера­батывающим заводам в Восточной Франции и на юге ФРГ протяженнос­тью 780 км, d=900мм, расчетная производительность 30-34 млн. т/год.

    Центрально-Европейский трубопровод от Генуи (Италия) до Эче­мя (Швецария) и далее до Ингольдштадта (ФРГ) протяженностью 650км, производительность 8 млн. т/год.

    За рубежом наиболее широкое развитие нефтепроводный транспорт получил в США. Нефтепроводный транспорт служит для транспортиров­ки нефти, добываемой не только в США, но и поставляемой из дру­гих стран, а также для транспортировки продуктов переработки неф­ти. Основным районом добычи нефти в США является побережье Мекси­канского залива, где сосредоточена основная часть запасов нефти: в штате Техас — 32%, в Луизиане — 13%6 Калифорнии — 10%, Оклахо­ме — 4% и т.д. 30% запасов нефти страны сосредоточено на Аляске (всего добыча нефти 463 млн.т. (1980г)

    экспорт 10.7 млн.т.

    импорт 419 млн.т.

    Основными поставщиками нефти в США является Канада (15%), Нигерия (17%), Иран (7%), Венесуэла (11,8%), Саудовская Аравия (14%), Индонезия (9%), Алжир (7%), Объединенные арабские эмираты (4%).

    На трубопроводном транспорте транспортируется

    нефть — 75% нефтепродуктов — 27%

    на водном транспорте — 18% 22%

    на автомобильном — 6,8 % 39%

    У нас 95% нефти по нефтепроводам, остальное на ж.д. и реч­ном транспорте.

    В США используются трубы меньшего диаметра, чем в СНГ (1220 мм) до этого одинаковые (в настоящее время 1420мм).

    Нефтепровод Трансаляскинский, пересекает Аляску с севера на юг и предназначен для подачи нефти из месторождения Прадхо — Бей на север Аляски к незамерзающему порту на южном берегу Аляски ­Валдиз. Он проложен в районе сложных условий вечной мерзлоты. При строительстве были применены способы укладки трубопровода на сваях и в траншеях. Участки надземной прокладки трубопровода те­плоизолированы. На насосных станциях первой очереди установлены 24 газовые турбины мощность по 10 тыс.кВт. Топливом для первых четырех насосных станций служит газ, подавляемый по специальному газопроводу, остальные станции оборудуются установками, отби­рающими легкие газообразные фракции из нефти, которые и являются топливом для газовых турбин.

    Управление работой всех станций дистанционное, осуществляе­мое с головной насосной станции. На головной станции построены резервуары, рассчитанные на 35200м 3 нефти.

    На конечной станции в Вадще создана нефтебаза, состоящая из

    18 резервуаров вместимостью по 80 тыс.м 3 нефти, что соответствует 10-ти суточной производительности нефтепровода. Резервуары уста­навливаются на высоте 120 — 150м над уровнем моря, что обеспечи­вает заполнение танкеров самотеком и позволяет загружать ежедневно 2-3 танкера.

    Транспортировка

    Трубопроводный транспорт газа

    В настоящее время основной вид транспорта – трубопроводный. Для движения газа по трубе нужно создать давление.

    Газ под давлением 7,5 МПа прокачивается по трубам диаметром до 1,4 м. По мере отдаления газа от газовых промыслов, уменьшается давление, а, следовательно, — снижается скорость. Это никому не нужно, согласитесь? Поэтому по маршруту движения «голубого топлива» через определенные отрезки пути сооружают компрессорные станции. На них повышают давление от 5,5 до 12 Мпа, охлаждают газ и он продолжает свое «путешествие» по трубопроводу.

    Строительство и обслуживание трубопровода – дело затратное, но оно того стоит. Это наиболее дешевый способ транспортировки газа на небольшие и средние расстояния.

    Но это не единственный плюс. Считайте сами:

    1. Трубопроводы можно проложить в любом направлении и на любое расстояние, ведь отрезок – кратчайший путь между пунктом А и пунктом Б;
    2. Бесперебойность работы, и, как следствие, гарантированное снабжение потребителей, независимо от погоды и времени года;
    3. Высокая степень автоматизации, надежность и простота в эксплуатации;
    4. Разгрузка традиционных видов транспорта (автомобильный, железнодорожный, морской).

    Но, как и у любого явления, транспортировка по газопроводам имеет и недостатки:

    1. Как мы уже писали, на первых этапах сооружения трубопровода нужны большие капиталовложения. Поэтому строительство экономически оправдано лишь при условии большого и стабильного газопотока;
    2. Есть ограничения на количество сортов энергоносителей, транспортируемых по одному трубопроводу. У трубопровода существует «срок годности»;
    3. Проложенный маршрут трубопровода сложно изменить. Если появляются новые потребители энергоносителей, то нужны дополнительные капиталовложения.

    История развития трубопроводного транспорта газа

    Первые газопроводы появились в Китае в начале новой эры. Для передачи природного газа использовались бамбуковые трубы. Мало кто знает, но песня Александра Буйнова «Я бамбук, пустой бамбук…» была посвящена именно этим событиям 🙂

    В конце XVIII века в Европе для транспортировки газа стали применяться чугунные трубы. В 70-ые годы XX века в СССР сформировалась самостоятельная транспортная отрасль – единая система газоснабжения. Развитие сети трубопроводов опережало приросты добычи газа. В 1986 году по трубопроводам транспортировалось 1/3 от общего грузооборота страны, более 2/3 всего топлива Советского Союза.

    Каждый год трубопроводная сеть увеличивается. Благодаря техническому прогрессу пропускная способность отдельных газопроводов достигает 30-45 млрд м³/год. При этом трубопроводный транспорт остаётся одним из наиболее чистых в экологическом отношении видов транспорта.

    Транспортирование сжиженных углеводородных газов танкерами

    Для транспортировки газа широко используют и танкеры — газовозы. Это специальные суда, на которых газ перевозится в сжиженном состоянии в специализированных емкостях при температуре от −160° до −150°С. Чтобы газ сделать сжиженным, его охлаждают при высоком давлении. В зависимости от потребностей природный газ можно сжать в 600 (!) раз. Для танкерной транспортировки газа нужно «всего ничего» — протянуть газопровод до ближайшего побережья, построить на берегу терминал для сжижения и закачки газа на танкеры, ну и сами танкеры.

    Такой метод транспортировки значительно экономичнее трубопроводного при условии, что до потребителя газа более 2 000 – 3 000 км, так как основную стоимость составляет не транспортировка, а погрузочно-разгрузочные работы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector