0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основные газопроводы россии и снг

Основные газопроводы россии и снг

Трубопроводным называют транспорт, посредством которого осуществляется перемещение твердых, парообразных или жидких продуктов. С помощью него осуществляется доставка сырья к потребителям. Рассмотрим далее особенности, которым обладает трубопроводный транспорт России.

Общие сведения

Развитие трубопроводного транспорта началось более века назад. У истоков его создания стоял Менделеев. Он считал, что трубопроводный транспорт нефти и газа обеспечит интенсивное расширение соответствующих промышленных отраслей. Это, в свою очередь, позволило бы вывести страну на мировой рынок. Сегодня трубопроводный транспорт России обеспечивает не только нужды государства, но и снабжает Западную Европу, Юго-Восточную Азию, Турцию.

Основные особенности

Трубопроводный транспорт считается экономически выгодным и прогрессивным. Он универсален, отличается отсутствием потерь груза в ходе доставки при полностью автоматизированных и механизированных разгрузочно-погрузочных процессах. Исключается также и возврат тары. За счет этого на перемещение товаров трубопроводным транспортом тратится меньше средств, чем, например, по железной дороге. Особое значение этот сектор приобретает в связи с удаленностью месторождений от потребителя.

Классификация

Трубопроводный транспорт может быть магистральным. Он связывает несколько предприятий различных отраслей, расположенные в десятках, сотнях, а порой и тысячах километрах друг от друга. Трубопроводный транспорт может быть также технологическим. Его протяженность — 1-3 км. Посредством него обеспечивается соединение технологических процессов внутри одного предприятия. Промышленный трубопроводный транспорт имеет длину до 10-15 км. Он соединяет предприятия одной хозяйственной отрасли.

Технические характеристики

Трубопровод представляет собой магистраль из труб, диаметр которых — до 1.5 тыс. мм. Их закладывают на глубину до 2.5 м. Трубопроводный транспорт нефтепродуктов оснащается специальным оборудованием. Оно предназначено для подогрева вязких сортов, обезвоживания и дегазации. Трубопроводный транспорт газа оборудуется установками для осушения и одоризации (придания резкого специфического запаха). Кроме этого, присутствуют распределительные и перекачивающие станции. Последние предназначены для поддержания оптимального давления. В начале магистрали устанавливают головные, а через 100-150 км — промежуточные перекачивающие станции. Общая протяженность трубопроводов в РФ — 217 тыс. км, на долю нефтяных приходится 46.7 тыс. км, газовых — 151 тыс. км. По грузообороту он занимает второе место после ж/д. Магистральные трубопроводы транспортируют 100% газа, 99% нефти и больше 50% переработанных соединений.

Основные достоинства системы

Объекты трубопроводного транспорта обладают рядом несомненных преимуществ. Среди них:

Кроме того, современные технологии изготовления материалов обеспечивают надежность, долговечность и высокую износостойкость магистралей.

Трубопроводный транспорт нефти

В качестве одной из особенностей этого сектора выступает увеличение удельного веса элементов большого диаметра. Это объясняется высокой рентабельностью таких магистралей. Совершенствование систем обуславливается сегодня общим состоянием нефтяной отрасли. К примеру, с 1940-го по 1980-й в благоприятный период протяженность магистралей увеличилась с 4-х до 69.7 тыс. км. При этом грузооборот возрос с 4-х до 1197 млрд т/км. Увеличение протяженности нефтепровода сопровождается повышению экспортных поставок сырья.

Контроль над системой

Компания «Транснефть», а также ее дочерние предприятия располагают крупнейшей во всем мире системой нефтепроводов магистрального типа. Она является естественной монополией, которая находится в госсобственности и контролируется государством. Управление осуществляется за счет установления тарифов на услуги, распределением доступа к экспортным магистралям, согласования инвестиций в отрасль, которые также оказывают влияние на цены. Общая протяженность системы трубопроводов АК «Транснефть», которая обеспечивает соединение практически всех районов добычи сырья с экспортными терминалами и центрами переработки, составляет 70 тыс. км.

Крупнейшие системы в РФ

В России действует три масштабные магистрали:

Транспортировка газа

Система, доставляющая это сырье, считается самой молодой. Следует отметить, что трубопроводный транспорт является единственно возможным для отправки этого материала потребителям. Первые магистрали были сооружены в годы Великой Отечественной. В качестве оператора газопроводной системы выступает госкомпания «Газпром». Это предприятие считается крупнейшим не только в РФ, но и в мире. Компания «Газпром» обладает эксклюзивным правом на экспорт отечественного газа. Протяженность магистрали составляет больше 160 тыс. км.

Крупнейшие системы в РФ

Можно выделить 4 основные магистрали:

  1. Газопровод от Саратова до Москвы. Его строительство началось в годы ВОВ, а в строй он вступил в 1946-м. Это первая магистраль в стране, задействованная для доставки газа. Протяженность системы — 843 км. В магистрали используются трубы с диаметром 325 мм. Магистраль проходит по Московской, Рязанской, Тамбовской, Пензенской и Саратовской областям.
  2. Система «Уренгой — Помары — Ужгород». Это первая советская экспортная газопроводная магистраль. Система соединяет месторождения на севере Западной Сибири и на Западе Украины. Затем сырье доставляется конечным потребителям в Европе. Магистраль пересекает границу РФ с Украиной севернее г. Сумы.
  3. Экспортная система «Ямал — Европа». Эта магистраль соединяет месторождения в Западной Сибири с потребителями в Европе. Она проходит по территории Польши и Белоруссии.
  4. Система «Голубой поток». Эта магистраль соединяет Турцию и Россию и проходит по Черному морю. Ее общая протяженность — 1213 км. В ее числе:

Перспективы отрасли

Вопросы, касающиеся развития трубопроводного транспорта, рассматривались на правительственных заседаниях. На них, кроме прочего, была одобрена стратегия до 2010 года. В ходе обсуждения многие ученые и специалисты предлагали развивать топливно-энергетический сектор, а в особенности газовую и нефтяную промышленности так, чтобы они со временем стали локомотивом социально-экономического возрождения страны. В соответствии с одобренной стратегией, к 2020 году предполагается изменение системы добычи сырья вследствие введения новых месторождений в восточной части сибирской территории, Тимано-Печорской НГП, а также снижения выработки в существующих бассейнах. В качестве основных экспортных направлений нефти станут:

  • Азиатско-тихоокеанское.
  • Северо-европейское.
  • Северное.
  • Южное.

Последние два станут крупными перспективными проектами.

«Северный поток»

Этот газопровод должен проходить по Балтийскому морю и соединять РФ с Германией. Соглашение о строительстве магистрали было заключено в сентябре 2005 года. Согласно проекту, этот трубопровод должен стать одной из самых протяженных систем, расположенных под водой. Ввод магистрали на полную мощность был запланирован на 2012 год. По проекту 2 направления газопровода должны доставлять 55 млрд. м 3 отечественного газа в год в течение как минимум пяти десятков лет в страны Евросоюза.

«Южный поток»

Это совместный проект России, Франции и Италии. Магистраль должна соединить г. Новороссийск и порт Варну в Болгарии. Затем его ветки пойдут в Италию и Австрию через Балканский п-в. В соответствии с проектом, система должна вступить в строй в 2015 году. Создание «Южного потока» производится для диверсификации поставок сырья в Европу и уменьшения зависимости покупателей и поставщиков от транзитных стран — Турции и Украины. Эта магистраль считается конкурентным проектом газопровода «Набукко», маршрут которого должен идти южнее РФ. Эту систему поддерживают США и Еросоюз.

Направления транзита и экспорта

Для обеспечения экономических и стратегических интересов РФ осуществляется планомерная и комплексная проработка новых маршрутов из стран СНГ через Россию. Это будут направления:

Экономические и стратегические интересы РФ достаточно тесно связаны с повышением транзитных поставок нефти из государств СНГ. Они будут способствовать загрузке действующих мощностей и сооружению новых.

В заключение

Трубопроводный транспорт — система, которая развивается наиболее динамично сегодня. В качестве основного ее отличия выступает то, что осуществляется доставка непосредственно самого сырья без движения ТС. Для обеспечения бесперебойного функционирования всей имеющейся магистральной системы управление ее работой находится в сфере деятельности отечественных естественных монополий. В России к ним относят ОАО «Газпром» и госкомпания «Транснефть». Энергетическая стратегия страны, разработанная до 2020 года, обеспечит реализацию экономических интересов РФ. Вместе с этим особое значение будут иметь новые экспортные направления, разработка которых осуществляется комплексно и планомерно. В качестве крупнейших перспективных проектов станут «Северный» и «Южный» потоки, «Балтийская система 2», ВСТО. Являясь страной с богатейшими запасами нефти и газа, РФ занимает ведущее место в мире по поставкам сырья в другие страны. В стратегии, кроме прочего, запланирован проект поставки отечественного сырья в Китай. По подсчетам он может стать одним из самых крупных экспортных направлений. При динамичном расширении отраслей у государства есть все возможности усилить экономическое состояние, занять достойное место в международной системе. Особое значение при этом будут иметь прогнозные оценки добычи и последующей переработки сырья, производства и потребления продуктов, которые представлены в утвержденной энергетической стратегии. Расширение отраслей позволит привлечь дополнительные трудовые ресурсы, обеспечив таким образом более полную занятость населения.

Газовая промышленность — ведущая отрасль топливно-энергетической промышленности России, она обеспечивает 50% потребностей страны в топливе, выполняет важнейшие стабилизирующие и интегрирующие функции в экономике России, поддерживая экономическую безопасность и российские позиции на приоритетных рынках Европы, служит одним из главных источников валютных поступлений в Россию. В настоящее время, в основном, сложилась Единая система газоснабжения страны (ЕГС), включающая около 300 крупных разрабатываемых месторождений, разветвленную сеть газопроводов, компрессорных станций, подземных газохранилищ и других сооружений. Монопольное положение в добыче и транспортировке газа на внутренний рынок России и особенно на экспорт занимает РАО «Газпром».

Россия обладает огромными запасами природного газа, удельный вес которых в мировом балансе составляет 32%. В настоящее время из всех промышленных запасов газа России более 90% находится на суше, в том числе в европейской части страны — 11%; в Западно-Сибирском регионе — 84%; в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке — 5%. Обращает на себя внимание сверхвысокая территориальная концентрация не только запасов, но и добычи естественного газа. Самый большой объем — 92% в 1998 г. был извлечен из недр в Западной Сибири, в основном, из уникальных месторождений Надым-Пур-Тазовского района Ямало-Ненецкого автономного округа: Уренгойского, Ямбургского, Медвежьего.

Основные центры переработки естественного газа расположены на Урале (Оренбург, Альметьевск), в Северном районе (Сосногорск), в Поволжье (Саратов, Астрахань), на Северном Кавказе (Краснодар), в Западной Сибири (Нижневартовск). Газопереработка тяготеет к источникам сырья и газопроводам. Специфика газовой промышленности заключается в ее ориентации на потребителей. Поэтому добыча, транспортировка и потребление газа представляют собой тесно связанные звенья единого процесса, особая роль в котором принадлежит магистральным газопроводам.

В ЕГС России функционируют региональные системы газоснабжения: Центральная, Поволжская, Уральская — и многониточная: Сибирь — Центр. Расширение сети магистральных газопроводов происходило, в основном, на базе эксплуатации западно-сибирских месторождений. В настоящее время от Надым-Пур-Тазовского региона проложены и действуют 20 магистральных газопроводов суммарной производительностью около 580 млрд м 3 в год. Крупнейшие из них: 1) «Сияние Севера»: Уренгой — Надым — Ухта — Ярославль — Вологда — Тверь — Минск — Нововолынск; 2) Медвежье-Надым — Пермь — Казань — Нижний Новгород- Москва; 3) Уренгой-Москва; 4) Уренгой-Сургут-Челябинск- Донбасс; 5) Уренгой — Грязовец — Торжок — Минск — Ужгород; 6) Уренгой — Помары — Ужгород; 7) «Прогресс»: Ямбург — Ужгород; 8) Соленинское — Мессояха — Норильск; 9) Уренгой — Елец — Курск; 10) Игрим — Серов (табл. 40). Общая протяженность газопроводов в России превышает 150 тыс. км.

Крупнейшие магистральные газопроводы

Еще в 2-3 веке до н.э. известны случаи использования природного газа в народном хозяйстве. Так, например, в древнем Китае газ использовался для освещения и получения тепла. Подача газа от месторождений до потребителей осуществлялась по бамбуковым трубам за счёт давления источника газа, т.е. «самотёком». Стыки труб конопатились паклей. Газопроводы в современном понимании этого слова стали широко появляться в начале 19 века и использовались для нужд освещения и отопления, а также для технологических нужд на производстве. В 1859 году в американском штате Пенсильвания был построен газопровод диаметром 5 см и длиной порядка 9 км, соединяющий месторождение и ближайший к нему город Тайтесвиль.

За полтора столетия потребность в использовании газа выросла в сотни раз, а вместе с ней увеличился диаметр и протяженность газопроводов.

Сегодня магистральные газопроводы – это трубопроводы, предназначенные для транспортирования природного газа из районов добычи к пунктам потребления. Через определённые интервалы на магистрали установлены газокомпрессорные станции, поддерживающие давление в трубопроводе. В конечном пункте магистрального газопровода расположены газораспределительные станции, на которых давление понижается до уровня, необходимого для снабжения потребителей.

В настоящее время с точки зрения эффективности максимальным диаметром газопровода считается 1420 мм.

Россия

На сегодняшний день Россия занимает первое место в мире по разведанным запасам газа (25% общемировых запасов), а российская газотранспортная система является крупнейшей в мире. Средняя дальность транспортировки газа на сегодняшний день составляет около 2,6 тыс. км при поставках для внутреннего потребления и примерно 3,3 тыс. км при поставках на экспорт. Протяженность магистральных газопроводов на территории России составляет 168,3 тыс. км. Такой длины вполне хватит, чтобы обогнуть Землю четыре раза.

Основная часть Единой системы газоснабжения России создана в 50-80-х годах 20 века и помимо системы газопроводов включает в себя 268 линейных компрессорных станций общей мощностью 42 тыс. МВт, 6 комплексов по переработке газа и газового конденсата, 25 подземных хранилищ.

Сегодня собственником российского сегмента ЕСГ является ОАО «Газпром».

15 сентября 1943 года был введен в эксплуатацию газопровод диаметром 300 мм Бугуруслан — Похвистнево — Куйбышев протяженностью 165 км и мощностью 220 млн кубометров в год. В этот день первый газ поступил на Безымянскую ТЭЦ и промышленные предприятия Куйбышева. Именно с этого газопровода начинается история развития газотранспортной системы нашей страны.

Читать еще:  Как найти воду под колодец у себя

Сегодня крупнейшими магистральными газопроводами России являются:

Газопровод «Уренгой — Помары — Ужгород» — магистральный экспортный газопровод, построенный СССР в 1983 году для поставки природного газа с месторождений севера Западной Сибири потребителям в странах Центральной и Западной Европы. Пропускная способность — 32 млрд м³ природного газа в год (проектная). Фактическая пропускная способность — 28 млрд м³ в год. Диаметр трубопровода — 1420 мм. Общая длина газопровода – 4451 км. Проект экспортного трубопровода был предложен в 1978 году от месторождений Ямбурга, но позже был изменён на трубопровод от Уренгойского месторождения, которое уже эксплуатировалось.

Газопровод «Союз» — экспортный магистральный газопровод. Диаметр газопровода — 1420 мм, проектное давление — 7,5 МПа (75 атмосфер), пропускная способность — 26 млрд м³ газа в год. Основной источник газа для магистрали — Оренбургское газоконденсатное месторождение. Газопровод «Союз» принят в экплуатацию 11 ноября 1980 года. Газопровод «Союз» проходит через территорию России, Казахстана и Украины по маршруту: Оренбург — Уральск — Александров Гай — ГИС «Сохрановка» (граница России и Украины) — Кременчуг — Долина — Ужгород. Общая протяжённость газопровода — 2750 км, в том числе 300 км по территории Казахстана и 1568 км по территории Украины.

Газопровод «Ямал — Европа» — транснациональный магистральный экспортный газопровод, введённый в действие в 1999 году. Соединяет газовые месторождения севера Западной Сибири с потребителями в Европе. Газопровод стал дополнительным экспортным коридором, повысившим гибкость и надёжность поставок российского газа в Западную Европу (через газотранспортные системы YAGAL-Nord и STEGAL — MIDAL — ПХГ «Реден»).

Берет свое начало в газотранспортном узле в г. Торжок (Тверская область). Проходит по территории России (402 км), Белоруссии (575 км), Польши (683 км) и Германии. Конечная западная точка магистрального газопровода «Ямал-Европа» — компрессорная станция «Мальнов» (в районе г. Франкфурт-на-Одере) вблизи немецко-польской границы. Общая протяжённость газопровода превышает 2000 км, диаметр — 1420 мм. Проектная мощность — 32,9 млрд м³ газа в год. Количество компрессорных станций на газопроводе — 14 (3 — в России, 5 — в Белоруссии, 5 — в Польше и одна — в Германии).

«Северный поток» — магистральный газопровод между Россией и Германией, проходящий по дну Балтийского моря. Газопровод «Северный поток» — самый длинный подводный маршрут экспорта газа в мире, его протяжённость — 1224 км. Владелец и оператор — компания Nord Stream AG. Диаметр трубы (внешний) — 1220 мм. Рабочее давление — 22 МПа.

В проекте участвуют Россия, Германия, Нидерланды и Франция; против его реализации выступали страны-транзитёры российского газа и страны Прибалтики. Цели проекта — увеличение поставок газа на европейский рынок и снижение зависимости от транзитных стран.

Прокладка трубопровода начата в апреле 2010 года. В сентябре 2011 года начато заполнение технологическим газом первой из двух ниток.

8 ноября 2011 года начались поставки газа по первой нитке газопровода. 18 апреля 2012 года была закончена вторая нитка. 8 октября 2012 года начались поставки газа по двум ниткам газопровода в коммерческом режиме.

Европа

Один из самых длинных в мире подводных газопроводов проложен между Норвегией и Великобританией по дну Северного моря. Магистральный газопровод «Лангелед» соединяет норвежское газовое месторождение Ормен Ланге с британским терминалом Исингтоном. Его протяженность составляет 1200 км. Строительство началось в 2004 году, официальное открытие прошло в октябре 2007 года в Лондоне.

Ближний Восток

Газопровод «Иран – Турция», протяженностью 2577 км проложен из Табриза через Эрзурум в Анкару. Изначально газопровод «Тебриз — Анкара» с пропускной способностью 14 млрд. м³ газа в год должен был стать частью трубопровода «Парс», что позволило бы соединить европейских потребителей с крупным иранским газоносным месторождением «Южный Парс». Однако из-за санкций Иран не смог приступить к реализации данного проекта.

Азия

Китайский газопровод «Запад – Восток», протяженностью 8704 км, соединяет базовые северо-западные ресурсы Таримского бассейна — месторождение Чанцин, запасы которого оцениваются в 750 миллиардов кубометров газа — с экономически развитым восточным побережьем Поднебесной. Газопровод включает в себя одну магистральную линию и 8 региональных ответвлений. Проектная мощность трубопровода — 30 млрд. м³ природного газа в год. Тысячи километров труб протянулись через 15 регионов провинциального уровня и проходят через различные природные зоны: плато, горы, пустыни и реки. Трубопровод «Запад-Восток» считается самым масштабным и наиболее сложным проектом в газовой отрасли, когда-либо реализованным в Китае. Цель проекта – развитие западных регионов Китая.

Газопровод «Средняя Азия – Центр», протяженностью 5000 км соединяет газовые месторождения Туркмении, Казахстана и Узбекистана с промышленно развитыми районами центральной России, стран СНГ и дальнего зарубежья. Первая очередь трубопровода была пущена в эксплуатацию еще в 1967 году. Впервые в истории мировой газовой промышленности были использованы трубы диаметром 1200–1400 мм. При строительстве были осуществлены подводные переходы магистрального газопровода через крупнейшие реки региона: Аму-Дарья, Волга, Урал, Ока. К 1985 году газопровод «Средняя Азия – Центр» превратился в многониточную систему магистральных газопроводов и газопроводов-отводов с ежегодной пропускной способностью 80 млрд. м³.

Газопровод «Туркмения — Китай» проходит по территории четырех стран (Туркмения, Узбекистан, Казахстан и Китай) и имеет протяженность 1833 км. Строительство трубопровода началось в 2007 году. Официальная церемония открытия газопровода состоялась 14 декабря 2009 года на месторождении Самандепе (Туркмения). Диаметр труб – 1067 мм. Проектная мощность газопровода — 40 млрд. м³ природного газа в год.

Северная Америка

Первый и самый длинный на сегодняшний день американский магистральный газопровод «Теннесси», построен в 1944 г. Его длина составляет 3300 км, и он включает в себя пять ниток диаметром от 510 до 760 мм. Маршрут проходит от Мексиканского залива через штаты Арканзас, Кентукки, Теннеси, Огайо и Пенсильванию до Западной Вирджинии, Нью Джерси, Нью-Йорка и Новой Англии.

Американский газопровод высокого давления «Rockies Express», протяженностью 2702 км, проложил свой маршрут от Скалистых гор (штат Колорадо) до Огайо. Последняя нитка газопровода была запущена 12 ноября 2009 г. Диаметр 910 – 1070 мм и состоит из трех ниток, которые идут по территории восьми штатов. Пропускная способность магистрали — 37 млрд. м³ газа в год.

Южная Америка

Газопровод «Боливия-Бразилия» является самым длинным трубопроводом природного газа в Южной Америке. 3150-километровый трубопровод соединяет газовые месторождения Боливии с юго-восточными регионами Бразилии. Строился в два этапа, первая ветка длиной 1418 км начала работу в 1999 г., вторая ветка длиной 1165 км начала работу в 2000 г. Диаметр газопровода 410 – 810 мм. Пропускная способность магистрали — 11 млрд. м³ газа в год.

Африка

Магистральный газопровод «ТрансМед», протяженностью 2475 км, проложил свой маршрут из Алжира через Тунис и Сицилию в Италию, далее расширение трубопровода осуществляет поставки алжирского газа в Словению. Диаметр наземной части 1070-1220 мм. Текущая мощность трубопровода составляет 30.2 миллиарда кубических метров природного газа в год. Первая очередь газопровода была построена в 1978-1983 годах, вторая очередь введена в эксплуатацию в 1994 году. Газопровод включает в себя следующие участки: алжирский (550 км), тунисский (370 км), подводный переход от африканского побережья на остров Сицилия (96 км), сухопутный сицилийский участок (340 км), подводный переход от острова Сицилия до материковой Италии (15 км), сухопутный участок по территории Италии с отделением в Словению (1055 км).

Магистральный газопровод «Магриб-Европа» связывает гигантское газоконденсатное месторождение Хасси-Рмель в Алжире — через территорию Марокко — с ГТС Испании и Португалии. От испанского города Кордова, область Андалусия газопровод через область Эстремадура идет в Португалию. Основные поставки природного газа по газопроводу поступают в Испанию и Португалию, значительно меньшие — в Марокко. Строительство началось 11 октября 1994 года. 9 декабря 1996 года начал свою работу испанский участок. Португальский участок был открыт 27 февраля 1997 года. Общая длина газопровода составляет 1620 километров и состоит из следующих участков: алжирский (515 км), марокканский (522 км), и андалузский (269 км) участки диаметром 1220 мм, подводный участок (45 км) диаметром 560 мм, а также португальский участок (269 км), проходящий через испанскую автономную область Эстремадура (270 км) диаметром 28 и 32 дюйма.

Австралия

Магистральный газопровод «Дампьер-Банбери», введеный в эксплуатацию в 1984 году, является самым длинным трубопроводом природного газа в Австралии. Протяженность газопровода, диаметр которого 660 мм, составляет 1530 км. Берет свое начало на полуострове Берруп и поставляет газ потребителям юго-западной части Австралии.

Назовите основные газопроводы на территории России.

Основные газопроводы на территории России

  • Бованенково — Ухта;
  • Бованенково — Ухта-2;
  • Уренгой — Помары — Ужгород;
  • Баку — Ново-Филя;
  • Владивосток — Ниигата;
  • Джубга — Лазаревское — Сочи;
  • Дзуарикау — Цхинвал;
  • Краснодарский край — Крым;
  • Нижняя Тура — Пермь — Горький — Центр;
  • Северный поток;
  • Союз;
  • Южный коридор;
  • Ямал — Европа.

Друзья, вы часто спрашиваете, поэтому напоминаем! 😉

Авиабилеты — сравнить цены от всех авиакомпаний и агентств можно тут!

Отели — не забываем проверять цены от всех сайтов бронирования! Не переплачивайте. Это тут!

Аренда авто — тоже агрегация цен от всех прокатчиков, все в одном месте, идем сюда!

Ещё на уроках географии учительница рассказывала нам о нашей стране и о том, насколько она богата разными природными ресурсами, в том числе и газом. С самого раннего детства я знала, что Российский газ транспортируется по всей нашей стране, а также продается в другие страны.

Основные газопроводы на территории Российской Федерации

Я всегда сравнивала схемы газопроводов на карте нашей страны с очень красивой паутинкой. Именно из-за этой ассоциации я и смогла выучить почти все их названия.

Основные из действующие газопроводов:

  • Москва — Саратов.Его протяженность равна 843 километра. Между прочим, этот газопровод самый первый вРоссии, и его строительство начали ещё во время Великой Отечественной Войны;
  • Дзуарикау — Цхинвал. Этот газопровод экспортирует природный газ из нашей страны в Южную Осетию. Меня очень удивило то, что он проходит достаточно высоко в горах;
  • Уренгой — Помары — Ужгород. Начинается этот газопровод в северной части Западной Сибири и проходит почти через всю Европейскую часть нашей страны, через него проходит целых 32 миллиарда кубометров газа в год;
  • Ямал — Европа. Начинается он так же, как и предыдущей газопровод, в Западной Сибири. Он проходит через территорию Белоруссии и Польши;
  • Голубой поток. Проходит как по суше, так и по дну чёрного моря.

Также на данный момент идёт строительство таких газопроводов, как :

  • Якутия — Хабаровск — Владивосток;
  • Турецкий поток.

Применение газа

Мне кажется, что за это столетие мы нашли очень много вариаций для использования этого ресурса. Например, бутан и пропан мы стали использовать как топливо для наших машин. А ещё пропаном заправляют столь популярный продукт, как зажигалки. Для сварки металлов используют ацетилен. Ну и конечно, же самое популярное применение природного газа в виде горючего топлива для плит и котлов.

Газ стали добывать еще в девятнадцатом веке. А ведь всё началось с использования обычной газовой горелки. К сожалению, в Советском союзе добычи газа не было где-то до 1930 годов. Именно из-за нехватки угля и нефти в нашей стране стали активно добывать этот прекрасный природный ресурс.

Трубопроводный транспорт в россии. Газопроводы россии. Газопроводы из России в Европу

2.1. Состав магистрального газопровода.

2.2. Состав и назначение компрессорных станций.

2.3. Подготовка газа к транспорту.

Единая система газоснабжения (ЕСГ) России – это широко разветвленная сеть магистральных газопроводов, обеспечивающих потребителей газом с газовых месторождений Тюменской области, Республики Коми, Оренбургской, Астраханской областей и других регионов.

Компрессорная станция – составная часть магистрального газопровода, предназначенная для обеспечения его расчетной пропускной способности за счет повышения давления газа на выходе КС с помощью различных типов газоперекачивающих агрегатов (ГПА).

Природный газ, поступающий из скважин, содержит в виде при­месей твердые частицы (песок, окалину), конденсат тяжелых углево­дородов, пары воды, а в ряде случаев сероводород и углекислый газ. Присутствие в газе твердых частиц приводит к абразивному износу труб, арматуры и деталей компрессорного оборудования, засорению контрольно-измерительных приборов. Конденсат тяжелых углеводо­родов и вода оседают в пониженных точках газопроводов, уменьшая их про­ходное сечение. Поэтому перед подачей газа в магистральный трубопровод его нужно осушить и очистить от механических и вредных примесей.

Состав магистрального газопровода

В состав магистрального газопровода (МГ) входят следующие основные объекты (рисунок 2.1):

Газораспределительные станции (ГРС);

Подземные хранилища газа;

Рисунок 2.1 – Схема магистрального газопровода: 1 – газосборные сети; 2 – промысловый пункт сбора газа; 3 – головные сооружения; 4 – компрессорная станция; 5 – газораспределительная станция; 6 – подземные хранилища; 7 – магистральный трубопровод; 8 – ответвления от магистрального трубопровода; 9 – линейная арматура; 10 — двухниточный переход через водную преграду

Читать еще:  Перевод на срочный трудовой договор с бессрочного

1. На головных сооружениях добываемый газ подготавливается к транспортировке. В начальный период разработки месторождений давление газа, как правило, настолько велико, что необходимости в головной компрессорной станции нет. Ее строят позднее, уже после ввода газопровода в эксплуатацию.

2. Компрессорные станции предназначены для перекачки газа, кроме того, на КС производится очистка газа от жидких и твердых примесей. Комплекс сооружений компрессорной станции включает в себя такие аппараты, как: пылеуловители, аппараты очистки от жидких и твердых примесей, газоперекачивающие агрегаты (ГПА), аппараты воздушного охлаждения (АВО) и другие вспомогательные сооружения.

3. Газораспределительные станции сооружают в конце каждого магистрального газопровода или отвода от него. На ГРС осуществляются такие операции как: понижение давления газа до требуемого уровня, поскольку газовое оборудование, применяемое в промышленности и в быту, рассчитано на сравнительно низкое давление и высоконапорный газ, транспортируемый по магистральному газопроводу, не может быть непосредственно подан потребителям; очистка газа от примесей (механических частиц и конденсата), чтобы обеспечить надежную работу оборудования; одоризация, то есть придание резкого специфического запаха для обнаружения утечек. Так же на ГРС ведется учет расхода газа.

4. Подземным газохранилищем называется хранилище газа, созданное в горных породах (в искусственных выработках или в пористых пластах). Подземные хранилища газа служат для компенсации неравномерности газопотребления. Использование подземных структур для хранения газа позволяет очень существенно уменьшить металлозатраты и капиталовложения в хранилища.

5. Комплекс линейных сооружений может включать в себя:

Трубопровод с ответвлениями и лупингами, запорной арматурой, узлами подключения КС, узлами пуска и приема очистных устройств, конденсатосборниками и устройствами для ввода метанола В отличие от аналогичных сооружений нефте- и нефтепродуктопроводов, на газопроводах вместо линейных задвижек используются линейные шаровые краны. Длина магистрального газопровода может составлять от десятков до нескольких тысяч километров, а диаметр – от 150 до 1420 мм. Большая часть газопроводов имеет диаметр от 720 до 1420 мм. Трубы и арматура магистральных газопроводов рассчитаны на рабочее давление до 7,5 МПа;

Переходы магистрального газопровода через естественные и искусственные препятствия;

Установки электрохимической защиты газопроводов от коррозии, линии и сооружения технологической связи, средства телемеханики трубопроводов;

Линии электропередачи, предназначенные для обслуживания трубопроводов и устройства электроснабжения и дистанционного управления запорной арматурой и установками электрохимической защиты трубопроводов;

Противопожарные средства, противоэрозионные и защитные сооружения трубопроводов;

Здания и сооружения линейной службы эксплуатации трубопроводов;

Постоянные дороги и вертолетные площадки, расположенные вдоль трассы трубопровода, и подъезды к ним, опознавательные и сигнальные знаки местонахождения трубопроводов;

Указатели и предупредительные знаки.

Рост цен на сжиженный газ в Азии, спровоцированный растущим спросом, привел к падению поставок в Европу сжиженного природного газа: в январе—июле его поставлено меньше на 12,8% (на 26,5 млрд кубометров). Слабая конкуренция на рынке ЕС и высокий спрос позволяют «Газпрому» рассчитывать на установление нового экспортного рекорда в 205 млрд кубометров по итогам 2018 года.

Поставки сжиженного газа в ЕС за семь месяцев этого года упали по сравнению с предыдущим годом на 12,8%, примерно до 26,5 млрд кубометров, подсчитал “Ъ” на основе данных операторов европейских приемных терминалов СПГ. Падение произошло несмотря на то, что

По подсчётам российского издания «Коммерсантъ», закачка газа в европейские газовые хранилища, которые были опустошены в ходе прошлой зимы и холодного марта, по-прежнему отстает от уровня 2017 года. При этом резко выросли цены на сниженный газ: в июне индекс Platts JKM (цена спотовых партий СПГ с поставкой в Японию) достигал январского уровня $11,45 за MBTU ($410 за тысячу кубометров), хотя прошлым летом цены держались в районе $7 за MBTU.

Причиной роста цен называются одновременные незапланированные ремонты СПГ-заводов в Катаре, Нигерии, Малайзии, США, Индонезии, России («Ямал СПГ») и Австралии, что по оценке аналитика Platts по рынку СПГ в Азии Джеффри Мура привело к снижению поставок на рынок в июне на 70 млн кубометров в сутки по сравнению со средним уровнем первого квартала. Мур считает, что в июле поставки начали восстанавливаться и к концу года на рынок должны выйти новые СПГ-проекты, однако и спрос продолжает расти. Так, Китай в I полугодии увеличил импорт СПГ на 50% — до 23,8 млн тонн, а общее потребление газа в стране выросло на 16,8%.

Из десяти стран ЕС, обладающих приемными терминалами СПГ, закупки увеличили только две — активно диверсифицирующая поставки Польша (на 57%, до 1,7 млрд кубометров), а также Бельгия (на 50%, до 1,1 млрд кубометров). По словам собеседников “Ъ”, рост бельгийских закупок связан с началом перегрузки СПГ с «Ямала СПГ».

При этом крупнейший потребитель СПГ в Европе — Испания снизила закупки на 15,6%, до 7,7 млрд кубометров, предпочитая трубопроводный газ из Алжира. Великобритания сократила закупки СПГ на 45%, до 2,2 млрд кубометров, наращивая импорт трубопроводного газа из Норвегии. В целом потребители Северо-Западной Европы, не считая Бельгии, сократили закупки СПГ, несмотря на снижение добычи газа на голландском месторождении Гронинген и предпочитали трубопроводный газ, в том числе российский.

Поставки «Газпрома» в Австрию за полгода выросли на 52%, а итальянские компании покупают газ на хабе в австрийском Баумгартене. Помимо падения поставок СПГ поставки газа из Норвегии также снизились из-за технических проблем на ряде месторождений: в июне норвежский экспорт газа упал до 7,8 млрд кубометров — минимума с сентября 2016 года.

Благодаря этому «Газпром», несмотря на полную остановку газопроводов «Ямал—Европа» и «Северный поток» на две недели в июле на профилактику, по расчетам “Ъ”, смог сохранить темпы роста экспорта в Европу и Турцию. По предварительным оценкам российской газеты, на конец июля экспорт мог составить около 117 млрд кубометров, а при сохранении текущих темпов к концу года вырастет на 5,6%, до порядка 205 млрд кубометров.

Газовая промышленность — ведущая отрасль топливно-энергетической промышленности России, она обеспечивает 50% потребностей страны в топливе, выполняет важнейшие стабилизирующие и интегрирующие функции в экономике России, поддерживая экономическую безопасность и российские позиции на приоритетных рынках Европы, служит одним из главных источников валютных поступлений в Россию. В настоящее время, в основном, сложилась Единая система газоснабжения страны (ЕГС), включающая около 300 крупных разрабатываемых месторождений, разветвленную сеть газопроводов, компрессорных станций, подземных газохранилищ и других сооружений. Монопольное положение в добыче и транспортировке газа на внутренний рынок России и особенно на экспорт занимает РАО «Газпром».

Россия обладает огромными запасами природного газа, удельный вес которых в мировом балансе составляет 32%. В настоящее время из всех промышленных запасов газа России более 90% находится на суше, в том числе в европейской части страны — 11%; в Западно-Сибирском регионе — 84%; в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке — 5%. Обращает на себя внимание сверхвысокая территориальная концентрация не только запасов, но и добычи естественного газа. Самый большой объем — 92% в 1998 г. был извлечен из недр в Западной Сибири, в основном, из уникальных месторождений Надым-Пур-Тазовского района Ямало-Ненецкого автономного округа: Уренгойского, Ямбургского, Медвежьего.

Основные центры переработки естественного газа расположены на Урале (Оренбург, Альметьевск), в Северном районе (Сосногорск), в Поволжье (Саратов, Астрахань), на Северном Кавказе (Краснодар), в Западной Сибири (Нижневартовск). Газопереработка тяготеет к источникам сырья и газопроводам. Специфика газовой промышленности заключается в ее ориентации на потребителей. Поэтому добыча, транспортировка и потребление газа представляют собой тесно связанные звенья единого процесса, особая роль в котором принадлежит магистральным газопроводам.

В ЕГС России функционируют региональные системы газоснабжения: Центральная, Поволжская, Уральская — и многониточная: Сибирь — Центр. Расширение сети магистральных газопроводов происходило, в основном, на базе эксплуатации западно-сибирских месторождений. В настоящее время от Надым-Пур-Тазовского региона проложены и действуют 20 магистральных газопроводов суммарной производительностью около 580 млрд м 3 в год. Крупнейшие из них: 1) «Сияние Севера»: Уренгой — Надым — Ухта — Ярославль — Вологда — Тверь — Минск — Нововолынск; 2) Медвежье-Надым — Пермь — Казань — Нижний Новгород- Москва; 3) Уренгой-Москва; 4) Уренгой-Сургут-Челябинск- Донбасс; 5) Уренгой — Грязовец — Торжок — Минск — Ужгород; 6) Уренгой — Помары — Ужгород; 7) «Прогресс»: Ямбург — Ужгород; 8) Соленинское — Мессояха — Норильск; 9) Уренгой — Елец — Курск; 10) Игрим — Серов (табл. 40). Общая протяженность газопроводов в России превышает 150 тыс. км.

Трубопроводный транспорт в России

Трубопроводным называют транспорт, посредством которого осуществляется перемещение твердых, парообразных или жидких продуктов. С помощью него осуществляется доставка сырья к потребителям. Рассмотрим далее особенности, которым обладает трубопроводный транспорт России.

Общие сведения

Развитие трубопроводного транспорта началось более века назад. У истоков его создания стоял Менделеев. Он считал, что трубопроводный транспорт нефти и газа обеспечит интенсивное расширение соответствующих промышленных отраслей. Это, в свою очередь, позволило бы вывести страну на мировой рынок. Сегодня трубопроводный транспорт России обеспечивает не только нужды государства, но и снабжает Западную Европу, Юго-Восточную Азию, Турцию.

Основные особенности

Трубопроводный транспорт считается экономически выгодным и прогрессивным. Он универсален, отличается отсутствием потерь груза в ходе доставки при полностью автоматизированных и механизированных разгрузочно-погрузочных процессах. Исключается также и возврат тары. За счет этого на перемещение товаров трубопроводным транспортом тратится меньше средств, чем, например, по железной дороге. Особое значение этот сектор приобретает в связи с удаленностью месторождений от потребителя.

Классификация

Трубопроводный транспорт может быть магистральным. Он связывает несколько предприятий различных отраслей, расположенные в десятках, сотнях, а порой и тысячах километрах друг от друга. Трубопроводный транспорт может быть также технологическим. Его протяженность — 1-3 км. Посредством него обеспечивается соединение технологических процессов внутри одного предприятия. Промышленный трубопроводный транспорт имеет длину до 10-15 км. Он соединяет предприятия одной хозяйственной отрасли.

Технические характеристики

Трубопровод представляет собой магистраль из труб, диаметр которых — до 1.5 тыс. мм. Их закладывают на глубину до 2.5 м. Трубопроводный транспорт нефтепродуктов оснащается специальным оборудованием. Оно предназначено для подогрева вязких сортов, обезвоживания и дегазации. Трубопроводный транспорт газа оборудуется установками для осушения и одоризации (придания резкого специфического запаха). Кроме этого, присутствуют распределительные и перекачивающие станции. Последние предназначены для поддержания оптимального давления. В начале магистрали устанавливают головные, а через 100-150 км – промежуточные перекачивающие станции. Общая протяженность трубопроводов в РФ – 217 тыс. км, на долю нефтяных приходится 46.7 тыс. км, газовых – 151 тыс. км. По грузообороту он занимает второе место после ж/д. Магистральные трубопроводы транспортируют 100% газа, 99% нефти и больше 50% переработанных соединений.

Основные достоинства системы

Объекты трубопроводного транспорта обладают рядом несомненных преимуществ. Среди них:

  1. Обеспечение возможности подачи почти неограниченного потока автобензинов, нефти, реактивного и дизельного топлива в различных направлениях.
  2. Осуществление последовательной перекачки различных сортов и типов сырья.
  3. Перемещение трубопроводным транспортом отличается планомерностью и непрерывностью в течение разных периодов времени. Оно не зависит от природных, климатических, географических и прочих условий. Это, в свою очередь, гарантирует бесперебойную доставку сырья потребителям.
  4. Прокладка систем может осуществляться практически во всех направлениях, регионах РФ, в любых топографических, климатических и инженерно-геологических условиях. Таким образом, в стране действует не только сухопутный, но и морской трубопроводный транспорт.
  5. Трасса магистрали представляет собой кратчайший путь между пунктами и может иметь значительно меньшую протяженность в сравнении с другими.

Кроме того, современные технологии изготовления материалов обеспечивают надежность, долговечность и высокую износостойкость магистралей.

Трубопроводный транспорт нефти

В качестве одной из особенностей этого сектора выступает увеличение удельного веса элементов большого диаметра. Это объясняется высокой рентабельностью таких магистралей. Совершенствование систем обуславливается сегодня общим состоянием нефтяной отрасли. К примеру, с 1940-го по 1980-й в благоприятный период протяженность магистралей увеличилась с 4-х до 69.7 тыс. км. При этом грузооборот возрос с 4-х до 1197 млрд т/км. Увеличение протяженности нефтепровода сопровождается повышению экспортных поставок сырья.

Контроль над системой

Компания «Транснефть», а также ее дочерние предприятия располагают крупнейшей во всем мире системой нефтепроводов магистрального типа. Она является естественной монополией, которая находится в госсобственности и контролируется государством. Управление осуществляется за счет установления тарифов на услуги, распределением доступа к экспортным магистралям, согласования инвестиций в отрасль, которые также оказывают влияние на цены. Общая протяженность системы трубопроводов АК «Транснефть», которая обеспечивает соединение практически всех районов добычи сырья с экспортными терминалами и центрами переработки, составляет 70 тыс. км.

Крупнейшие системы в РФ

В России действует три масштабные магистрали:

  1. Нефтепровод «Дружба». Он считается крупнейшей в мире системой. Его маршрут начинается в Альметьевске, проходит через Самару и Брянск до Мозыря, где расходится в двух направлениях. Северный участок проходит по территориям Литвы, Латвии, Германии, Польши, Белоруссии, а южный – через Венгрию, Словакию, Чехию, Украину.
  2. Восточный нефтепровод. Это система строящаяся. Предполагается, что она соединит месторождения Восточной и Западной Сибири с портом Козьмино, расположенным в заливе Находка, а также заводом, находящимся там же. Общая протяженность должна составить 4188 км. В качестве оператора нефтепровода выступает АК «Транснефть». Сорт сырья, который поставляется на рынок с помощью ВСТО, называется ESPO. С конца декабря 2009 года запущена первая очередь – трубопровод от Тайшета до Сковородино. Его длина составила 2694 км. Мощность «ВСТО-1» – 30 млн т/год. Впоследствии половина прокачанного сырья будет направлена в порт Козьмино.
  3. Балтийская система. Эта магистраль считается одной из наиболее перспективных. Система ориентирована на формирование нового экспортного направления из Тимано-Печерского района, Урала и Поволжья, а также Западной Сибири. Вместе с этим предполагается обеспечить транзит из стран СНГ, в частности из Казахстана. В проекте предусмотрено строительство нового отечественного терминала по перевалке сырья в районе Приморска.

Транспортировка газа

Система, доставляющая это сырье, считается самой молодой. Следует отметить, что трубопроводный транспорт является единственно возможным для отправки этого материала потребителям. Первые магистрали были сооружены в годы Великой Отечественной. В качестве оператора газопроводной системы выступает госкомпания «Газпром». Это предприятие считается крупнейшим не только в РФ, но и в мире. Компания «Газпром» обладает эксклюзивным правом на экспорт отечественного газа. Протяженность магистрали составляет больше 160 тыс. км.

Крупнейшие системы в РФ

Можно выделить 4 основные магистрали:

  1. Газопровод от Саратова до Москвы. Его строительство началось в годы ВОВ, а в строй он вступил в 1946-м. Это первая магистраль в стране, задействованная для доставки газа. Протяженность системы – 843 км. В магистрали используются трубы с диаметром 325 мм. Магистраль проходит по Московской, Рязанской, Тамбовской, Пензенской и Саратовской областям.
  2. Система «Уренгой — Помары — Ужгород». Это первая советская экспортная газопроводная магистраль. Система соединяет месторождения на севере Западной Сибири и на Западе Украины. Затем сырье доставляется конечным потребителям в Европе. Магистраль пересекает границу РФ с Украиной севернее г. Сумы.
  3. Экспортная система «Ямал — Европа». Эта магистраль соединяет месторождения в Западной Сибири с потребителями в Европе. Она проходит по территории Польши и Белоруссии.
  4. Система «Голубой поток». Эта магистраль соединяет Турцию и Россию и проходит по Черному морю. Ее общая протяженность – 1213 км. В ее числе:
  • Сухопутный участок, расположенный на российской территории от г. Изобильный (Ставропольский кр.) до с. Архипо-Осиповка (Краснодарский кр.). Его длина 373 км.
  • Морской участок от с. Архипо-Осиповка до расположенного в 60-ти км от турецкого города Самсун терминала «Дурусу». Его длина — 396 км.
  • Сухопутный участок от г. Самсун до г. Анкара, расположенный на турецкой стороне. Его протяженность — 444 км.

    Перспективы отрасли

    Вопросы, касающиеся развития трубопроводного транспорта, рассматривались на правительственных заседаниях. На них, кроме прочего, была одобрена стратегия до 2010 года. В ходе обсуждения многие ученые и специалисты предлагали развивать топливно-энергетический сектор, а в особенности газовую и нефтяную промышленности так, чтобы они со временем стали локомотивом социально-экономического возрождения страны. В соответствии с одобренной стратегией, к 2020 году предполагается изменение системы добычи сырья вследствие введения новых месторождений в восточной части сибирской территории, Тимано-Печорской НГП, а также снижения выработки в существующих бассейнах. В качестве основных экспортных направлений нефти станут:

    • Азиатско-тихоокеанское.
    • Северо-европейское.
    • Северное.
    • Южное.

    Последние два станут крупными перспективными проектами.

    «Северный поток»

    Этот газопровод должен проходить по Балтийскому морю и соединять РФ с Германией. Соглашение о строительстве магистрали было заключено в сентябре 2005 года. Согласно проекту, этот трубопровод должен стать одной из самых протяженных систем, расположенных под водой. Ввод магистрали на полную мощность был запланирован на 2012 год. По проекту 2 направления газопровода должны доставлять 55 млрд. м 3 отечественного газа в год в течение как минимум пяти десятков лет в страны Евросоюза.

    «Южный поток»

    Это совместный проект России, Франции и Италии. Магистраль должна соединить г. Новороссийск и порт Варну в Болгарии. Затем его ветки пойдут в Италию и Австрию через Балканский п-в. В соответствии с проектом, система должна вступить в строй в 2015 году. Создание «Южного потока» производится для диверсификации поставок сырья в Европу и уменьшения зависимости покупателей и поставщиков от транзитных стран — Турции и Украины. Эта магистраль считается конкурентным проектом газопровода «Набукко», маршрут которого должен идти южнее РФ. Эту систему поддерживают США и Еросоюз.

    Направления транзита и экспорта

    Для обеспечения экономических и стратегических интересов РФ осуществляется планомерная и комплексная проработка новых маршрутов из стран СНГ через Россию. Это будут направления:

    • Новое Северобайкальское и Центрально-Европейское. Они будут проходить по западу страны.
    • Тихоокеанское (в недалеком будущем) и Восточно-Сибирское (в долгосрочной перспективе).
    • Каспийско-Черноморское.

    Экономические и стратегические интересы РФ достаточно тесно связаны с повышением транзитных поставок нефти из государств СНГ. Они будут способствовать загрузке действующих мощностей и сооружению новых.

    В заключение

    Трубопроводный транспорт – система, которая развивается наиболее динамично сегодня. В качестве основного ее отличия выступает то, что осуществляется доставка непосредственно самого сырья без движения ТС. Для обеспечения бесперебойного функционирования всей имеющейся магистральной системы управление ее работой находится в сфере деятельности отечественных естественных монополий. В России к ним относят ОАО «Газпром» и госкомпания «Транснефть». Энергетическая стратегия страны, разработанная до 2020 года, обеспечит реализацию экономических интересов РФ. Вместе с этим особое значение будут иметь новые экспортные направления, разработка которых осуществляется комплексно и планомерно. В качестве крупнейших перспективных проектов станут «Северный» и «Южный» потоки, «Балтийская система 2», ВСТО. Являясь страной с богатейшими запасами нефти и газа, РФ занимает ведущее место в мире по поставкам сырья в другие страны. В стратегии, кроме прочего, запланирован проект поставки отечественного сырья в Китай. По подсчетам он может стать одним из самых крупных экспортных направлений. При динамичном расширении отраслей у государства есть все возможности усилить экономическое состояние, занять достойное место в международной системе. Особое значение при этом будут иметь прогнозные оценки добычи и последующей переработки сырья, производства и потребления продуктов, которые представлены в утвержденной энергетической стратегии. Расширение отраслей позволит привлечь дополнительные трудовые ресурсы, обеспечив таким образом более полную занятость населения.

    Учебное пособие для вузов

    Вентспилс (морской терминал)

    Приморск (морской терминал)

    Херсон, Николаев, Одесса

    Нижний Узень, Гурьев

    Нижний Узень, Гурьев

    Существующие локальные сети нефтепроводов, обеспечивающие транспортировку нефти Урало-Поволжья, имеют региональное значение и обеспечивают ее поставки в соседние регионы. В числе таких нефтепроводов: Туймазы—Омск, две нитки трубопроводов Туймазы — Уфа, Самара — Саратов, Жирновск — Волгоград, Пермь — Альметьевск и др.

    Система нефтепроводов России физически изношена и требует реконструкции. Значительная часть нефтепроводов, включая нефтепровод «Дружба», работает не на полную мощность, что объясняется сокращением платежеспособного спроса как на российском рынке, так и на рынках стран СНГ и Восточной Европы. Одновременно увеличивается нагрузка на транспортные артерии, осуществляющие поставки нефти через порты Новороссийск, Туапсе, Одесса, Вентспилс в дальнее зарубежье. При этом лимитирующими факторами являются пропускная способность экспортных трубопроводов (до 110 млн т в год) и недостаточная мощность нефтяных терминалов.

    Размещение предприятий нефтеперерабатывающей промышленности в большей степени сориентировано на потребителей нефтепродуктов, что объясняется относительной дешевизной транспортировки сырой нефти по сравнению с затратами на перекачку многочисленных нефтепродуктов. Поэтому нефтеперерабатывающие предприятия были построены либо на пути следования сырой нефти по Волге (Волгоград, Саратов, Сызрань, Ярославль), либо вдоль трасс и на концах нефтепроводов (Туапсе, Орск, Рязань, Москва, Нижний Новгород, Кириши, Омск, Ангарск, Комсомольск-на-Амуре). Однако в Урало-Поволжье и на Северном Кавказе сохраняется высокий удельный вес переработки нефти в местах ее добычи (Уфа, Ишимбай, Салават, Самара, Новокуйбышевск, Пермь, Грозный).

    В России в настоящее время работают 26 крупных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), мощность которых составляет около 340 млн т в год — от 2 до 27 млн т в год каждый. Основные мощности российских предприятий нефтепереработки располагаются на Урале (24%), в Поволжье (17%) и в Центральном экономическом районе (15%). Наибольшая концентрация таких предприятий в Уфе — 13% мощностей и в Омске — 8%. Большинство заводов работает уже 30—50 лет. Российская нефть требует глубокой очистки от серы. Глубина переработки на половине НПЗ менее 60% (в странах ОПЕК — 85—95%, в индустриальных странах — до 90%). Из 26 заводов на 12 отсутствует процесс каталитического крекинга, одного из главных источников высокооктанового компонента бензина. В 1990-е гг. сокращался объем нефтепереработки и рос экспорт сырой нефти. Проблемы развития и модернизации нефтеперерабатывающей отрасли, очевидно, могут быть решены посредством привлечения в нее инвестиций, источником которых должен стать экспорт нефти и нефтепродуктов.

    Российская нефтеперерабатывающая промышленность в целях выживания и ликвидации существенного отставания от Запада должна следовать экономическим законам развитых стран. Будущее нефтеперерабатывающих производств в России видится в их корпоративном слиянии с добывающими комплексами, по образу и подобию крупнейших нефтяных компаний мира, включающих в свой состав также автозаправочные станции и в целом сбыт нефтепродуктов.

    Чтобы выйти из кризиса в нефтяном комплексе страны, были созданы вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК): «ЛУКойл», «Сургутнефть», «ЮКОС», «Славнефть», «Сибнефть», «Тюменская нефтяная компания» и др. Крупнейшей из них пока является «ЛУКойл». Этой же компании принадлежат Волгоградский нефтеперерабатывающий завод, Пермский завод органического синтеза, часть нефтяных терминалов в Вентспилсе (Латвия) и сеть автозаправочных станций по всей России. Для полного освоения ресурсов нефти были созданы компании с преобладанием иностранного капитала, такие как «Полярное сияние», «Геоойлбент», «Петросах», «Нобель ойл» и др. В 1997 г. суммарная добыча нефти этими компаниями составила 12,4 млн т, или 4,4% общероссийской добычи нефти.

    К причинам, обусловившим падение добычи нефти в России в 1990-е гг., относят значительную выработанность запасов крупнейших месторождений, катастрофический износ оборудования как добывающих, так и перерабатывающих нефть предприятий, а также нефтепроводов. Главные причины нефтяного кризиса в России заключаются в недостаточной платежеспособности потребителей нефти на внутреннем рынке, сочетающейся с колебанием цен на нефть на мировом рынке.

    На мировом рынке российская нефть может быть рентабельной лишь при ценах не ниже 80—90 долл. за тонну с учетом наших внутренних налогов и стоимости транспортировки до пунктов экспорта. Цены на российскую нефть к началу 1999 г. достигали критического уровня, и дальнейшее их снижение сделало бы сибирскую нефть убыточной, а отечественную мировую индустрию поставило под угрозу изъятия из реестра мировых ценностей.

    Однако рост цен на нефть возобновился в 2000 г. и относительно стабилизировался в 2001—2002 гг.

    Высокий уровень мировых цен на нефть позволяет российским нефтяным компаниям наращивать как ее добычу, так и экспорт — до 200—220 млн т по прогнозу на 2003 г. Намечаются новые экспортные маршруты сырой нефти. Наиболее реально объединение действующих нефтепроводов «Дружба» и «Адрия» с подачей нефти в хорватский порт Омишаль (5 млн т уже в 2003 г., а максимально до 15 млн т в год). В перспективе до 2007 г. может быть реализовано строительство нового магистрального нефтепровода из Западной Сибири на запад — в район г. Мурманска (совместное предложение «ЛУКОЙЛА», «ЮКОСА», «Сибнефти» и «Тюменской нефтяной компании», рассчитанное на первоочередную подачу 60—80 млн т нефти в год с перспективой танкерного экспорта на рынок США). Почти в те же сроки может быть начато строительство нефтепровода из Западной Сибири, с подключением ресурсов восточно-сибирских месторождений, в Китайскую Народную Республику (предложение компании «ЮКОС», рассчитанное на экспорт в китайский город Дацин до 30 млн т нефти в год), либо по другому варианту — к Тихоокеанскому побережью России в районе г. Владивостока (по данным компании «Транснефть» сюда эффективна подача не менее 50 млн т нефти в год для дальнейшего экспорта в страны Восточной Азии).

    Газовая промышленность обеспечивает добычу, транспортировку, хранение и распределение, главным образом, природного газа. Газ — самый дешевый вид топлива, себестоимость его добычи самая низкая по сравнению с добычей других видов топлива. Газ — не только ценный вид топлива, но и важное химическое сырье. По сравнению с другими видами топлива газ меньше загрязняет атмосферу, т. е. самый экологически чистый вид топлива. Тем не менее, с 1992 г. объемы добычи газа в России сокращаются (табл. 39). При размещении предприятий газовой промышленности решающим фактором является сырьевой.

    Сдерживают развитие газовой промышленности России трудности с транспортировкой газа, так как нет возможностей для достаточной поставки труб большого диаметра, не хватает газоперекачивающих агрегатов большой мощности и специальной арматуры, газохранилищ, прежде всего подземных. Из-за сезонной и суточной неравномерности потребления газа и необходимости обеспечения бесперебойной работы газоперерабатывающих предприятий строительство надежных подземных газохранилищ является важным условием стабильной работы газовой промышленности.

    Добыча естественного газа по экономическим районам России

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector