123 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как правильно закрепить трубопроводы в жб лотках

Лотки теплотрасс и прочих магистралей: классификация, технические характеристики и методы укладки

Лотки теплотрасс — это строительные элементы, которые производятся из железобетона и выполняют ряд очень важных функций. Главное предназначение этих конструктивных элементов — монтаж защитной конструкции для трубопровода. Кроме этого, железобетонные лотки (ЖБЛ или ЖБИ) используются для монтажа и других каналов: водопроводных, кабельных, а также для желобов ливнёвки и дренажных систем.

Лоток — это конструкция, защищающая трубы теплотрассы от повреждений внешнего характера

Что такое лотки для теплотрасс? Какие функции они выполняют?

Лоток строительный железобетонный для теплотрассы — это специальный элемент из армированного бетона, используемый для прокладки каналов различного назначения. Для организации теплотрасс используют лотки, которые выполняют ряд важных функций:

  • основная функция ЖБЛ — защитная. Эти элементы предохраняют трубопровод не только от механических воздействий, но и защищают его от разного рода грызунов, которые могут причинить вред трубам;
  • а также стоит отметить, что ЖБЛ не дают теплу рассеиваться в окружающую среду. Исходя из этого, можно сказать, что они экономят тепло;

Обратите внимание! Монтаж таких лотков разрешён даже в сейсмоактивных районах. Они обеспечивают защиту труб даже в нестандартных условиях.

  • такие каналы защищают коммуникацию от подземных вод и паводков;
  • капсула из ЖБЛ предохраняет трубы от воздействия агрессивных химических соединений, которые присутствуют в почве.

Теплосети предусматривают накрытие крышками ЖБЛ. Благодаря этому, в случае возникновения аварии работы по её устранению производятся очень быстро и просто.

Трубы, проложенные в лотках, не подвержены влиянию грунтовых вод, агрессивных компонентов почвы, механических и прочих факторов

Эксплуатационная сфера ЖБЛ

Все железобетонные лотки подразделяют на 3 основные группы в зависимости от назначения:

  1. Железобетонные лотки теплотрасс. Играют роль защитных каналов и ограничивают трубопровод, транспортирующий горячую воду или пар, от контакта с подземными водами, а также активными химическими соединениями, располагающимися в почве. Таким образом, теплопровод защищается от губительного воздействия коррозии.
  2. ЖБЛ для монтажа водоотводных каналов. Такие элементы используются при прокладке дренажных, коллекторных и канализационных конструкций. Они широко эксплуатируются в строительстве жилых сооружений, при обустройстве парков, а также при прокладке водоотводных каналов автомобильных и железных дорог.
  3. ЖБЛ для проведения кабельной проводки. Они играют роль защитного кожуха, предохраняя электрокабель от воздействий почвы.

Подробная классификация по назначению

Рассмотрим более подробную классификацию железобетонных лотков, в зависимости от их назначения:

ЖБЛ для организации теплотрасс. Такие лотки монтируются для защиты теплопроводов горячей воды и пара и выполняют защитную функцию. Защита теплопроводов — это очень важное мероприятие, так как возникновение аварийных ситуаций при их эксплуатации влечёт за собой неприятные последствия. А ремонтные работы в зимний период могут быть очень затруднительны из-за промерзания почвы.

Железобетонные лотки могут быть использованы и в водоотводящих системах — ливневках

ЖБЛ для автомобильных дорог. Используются для организации каналов, которые обеспечивают отвод воды от дорожного полотна, пешеходных тротуаров и т. д. Входы в такой дренаж прикрывают решёткой. Такая решётка необходима для того, чтобы обеспечить более презентабельный внешний вид, а также играет роль грубого фильтра — не даёт попадать в систему крупным предметам (например, веткам).

Железнодорожные ЖБЛ. Подразделяются на две основные группы:

Используются для организации дренажной системы железнодорожного полотна. Как и в предыдущем случае закрываются решёткой.

ЖБЛ для организации дренажных систем ливневой канализации. Такие лотки необходимы для организации отвода воды от фундаментов различных построек, а также из парковых зон. А также широко применяются при монтаже ливневой канализации.

ЖБЛ для отвода воды. Как правило, такие лотки применяются для отвода жидкости от хозяйственных полей. Посредством этих элементов осуществляется сбор воды для полива.

Дождевые лотки. Жёлоба небольшого размера, выполняющие функцию отвода и концентрации осадков.

Кабельные. Используются при организации защитных кожухов для кабельной проводки.

Преимущества использования железобетонных лотков для прокладки теплотрасс

Раньше для монтажа трубопроводов использовались каналы, построенные из кирпича. Однако кирпичная кладка не имела таких преимуществ, как железобетонные лотки. Она отличалась небольшим эксплуатационным сроком и сложностью восстановления, поэтому необходим был более надёжный материал.

Железобетонные лотки отличаются прочностью и могут выдерживать большие нагрузки

На сегодняшний день железобетонные лотки используются для разных целей и отлично справляются с возложенными на них задачами. Если сравнивать ЖБЛ с кирпичной кладкой, то первые отличаются такими преимуществами:

  • прочностные характеристики и несущая способность этих изделий гораздо выше, поэтому их разрешено прокладывать в сейсмически активных районах;
  • прокладка лотковых элементов выполняется быстрее, чем организация кирпичной кладки;
  • кроме этого, стоит отметить, что цена железобетонного лотка более демократична, чем стоимость кирпича;

Обратите внимание! Стоит отметить, что использование ЖБЛ влияет на удобство проведения ремонтных работ трубопровода. Для этого нужно определить локализацию поломки и раскопать землю в нужном месте, после чего, остаётся только снять крышку ЖБЛ и приступить к ремонту коммуникации.

  • удобство замены испорченного участка железобетонного канала также является неоспоримым преимуществом этих изделий;
  • ЖБЛ на стадии производства подвергаются ряду процедур, позволяющих лоткам быть устойчивыми к агрессивным средам;
  • ещё одно немаловажное достоинство такого канала — высокие герметизационные показатели между отдельными лотками в единой конструкции. Это свойство позволяет обезопасить теплопровод от грунтовых вод.

А также стоит отметить, что ЖБЛ обладают прекрасной сопротивляемостью как к низким, так и высоким температурам. Монтаж железобетонных лотков может проводиться открытым и закрытым способами без опасений, что материал лотков испортится при перепадах температур.

Технические характеристики

Все необходимые таблицы размеров железобетонных лотков для теплотрасс можно найти в документации, которая регламентирует эти изделия, а именно — ГОСТ. Кроме этого, стоит ознакомиться с основными техническими характеристиками этих строительных элементов.

Лотки производятся согласно ГОСТу, к их качеству и внешнему виду предъявляются высокие требования

ГОСТ 13015.0–83 включает в себя целый ряд правил и положений, которые относятся к железобетонным лоткам для теплотрасс. Рассмотрим основные из них:

  • морозоустойчивость;
  • водостойкость;
  • высокая прочность бетона;
  • предоставляются все необходимые нормативы по размеру и форме этих строительных изделий;
  • приводятся таблицы;
  • выдвигаются нормы и требования не только к готовому продукту, но и к производственному процессу.

Кроме этого, описываются необходимые показатели, которым должна соответствовать вспомогательная арматура к этим строительным изделиям.

Рассмотрим требования, которые выдвигаются по отношению к бетону:

  • марка бетона должна соответствовать показателям прочности и качества, описанным в ГОСТ. Разрешается использование марки не ниже, чем М300;
  • существует ещё один очень важный показатель — прочность на сжатие. Этот показатель должен быть не ниже 70%;
  • размер частиц наполнителя для выполнения материала не должен превышать 15 мм;
  • категорически запрещено использовать при производстве железобетонных лотков разного рода активные добавки.

Размеры ЖБЛ для прокладки теплотрасс представлены в таблице №1.

Монтаж бетонных водоотводных лотков: правила и инструкция

Для водоотведения дождевых вод используются водоотводные пластиковые, бетонные и полимербетонные лотки. Они устанавливаются на автодорогах, железных дорогах, на территориях различных предприятий и других территориях.

Разновидности бетонных лотков

Изготовление лотков из бетона происходит с помощью процесса прессования материалов – это делает изделие прочнее. Иногда, для того, чтобы придать лотку дополнительную прочность, к бетону примешиваются металлические частицы. Железобетонные лотки систем отвода воды, благодаря своим более высоким показателям качества, по сравнению с обычными бетонными изделиями, имеют и большую стоимость. Из-за цены и повышенной прочности и выносливости, их применяют для установки в тех местах, где требуется более стойкие и долговечные конструкции для отвода воды.

Лотки из бетона массивные и прочные

Классификация лотков ливневой канализации

Классификация лотков ливневой канализации, изготовленных из бетона, по количеству нагрузки, которую они в состоянии выдержать:

    Класс F900. Обладает наибольшей прочностью, устанавливается в аэропортах, портах, больших логистических центрах.

По сравнению с другими видами бетонные лотки могут выдерживать значительные нагрузки

На городских улицах бетонные лотки устанавливаются по краям проезжей части

Для бытового строительства обычно используют лотки, которые производятся из полимербетона. Полимербетонные изделия, по сравнению с бетонными, имеют более адекватную стоимость. Так же в бытовом строительстве могут применяться и лотки С250 из бетона.

Монтажные работы по установке лотков из бетона

Работы по установке лотков необходимо проводить в три основных этапа:

  1. Выбор схемы монтажа для системы, исходя из того, какое покрытие будет покрывать территорию.
  2. Подготовка к монтажным работам.
  3. Монтажные работы.

В некоторых случаях не обойтись без применения техники

Выбор схемы и работы по установке

Параметры установки лотков в зависимости от класса нагрузки

Для того, чтобы лоток из бетона оказался установлен правильно и качественно, нужно придерживаться специально разработанных схем, которые предназначаются для разных типов покрытия.

  1. Схема монтажа для асфальтного покрытия. Для данной схемы подойдут лотки марки С250. Примыкающий шов должен быть 10 сантиметров, а стяжка из бетона под лотком иметь ширину 15 см и более.
  2. Схема установки на бетонное покрытие. Используются лотки класса С250. Размеры примыкающего шва и ширины стяжки аналогичны приведенным в предыдущем пункте.
  3. Установка лотка для плиточного покрытия. Оптимальный вариант для данной схемы – лотки категории С250 и D400. Ширина стяжки под C250 10 см, размер примыкающего шва — 8 см. Для D400 обе величины равняются 10 см.
  4. Схема установки особо прочных лотков в для асфальтного покрытия. Ширина стяжки должна быть15 и более см, а ширина примыкающего шва 20 см.
Читать еще:  Перевод на другую должность по инициативе работника

Подготовительные работы

Этапы подготовительных работ:

  1. Разработка проектной документации, которая содержит описания всех основных элементов водоотводной конструкции и мест, где она расположена.
  2. Разбивка местности с помощью знаков разметки в соответствии с документацией.
  3. Подготовка элементов системы – лотки и сопутствующие материалы должны присутствовать в нужном количестве.
  4. Аренда подъемной техники для установки.

Использование спецтехники необходимо при монтаже крупногабаритных водоотводных систем

Этапы монтажа водоотводов из бетона

После завершения всех подготовительных работ можно приступать непосредственно к установке лотков.

Монтажные работы по установке бетонных водоотводных лотков включают в себя:

  1. Выкапывание траншей. Траншеи копаются в специально предназначенных местах и должны быть больших размеров, чем ливневый лоток. Это даст возможность дополнительного укрепления конструкции. Затем выполняется уплотнение почвы, которое производится с помощью песка и щебенки.
  2. Заливка бетона. Сырой бетон кладется на уплотненный грунт; в будущем к нему будут крепиться лотки.
  3. Установка железобетонных лотков. Производится в центр траншеи на недавно выложенный и еще сырой бетон. Бетон обеспечивает деталям конструкции дополнительную фиксацию, а так же повышает адгезию – способность сцепления с поверхностью.

Установка лотков на бетонную подушку

Стыки бетонных лотков заделываются герметиком

После установки бетонный лоток обязательно закрывается водоотводной решеткой

Самостоятельный монтаж водоотводной системы не составляет особых сложностей. Единственное, что следует учесть – это необходимость арендовать подъемную технику, так как из-за большого веса элементов конструкции, без нее не обойтись.

ООО Свой Мастер & PoliStyle

Статьи:

Прокладка трубопроводов

Трубопроводы тепловых сетей могут быть проложены на земле, в земле и над землей. При любом способе монтажа трубопроводов необходимо обеспечивать наибольшую надежность работы системы теплоснабжения при наименьших капитальных и эксплуатационных затратах.

Капитальные затраты определяются стоимостью строительно-монтажных работ и затраты на оборудование и материалы для прокладки трубопровода. В эксплуатационные включают затраты по обслуживанию и содержанию трубопроводов, а так же затраты связанные с потерей тепла в трубопроводах и расходом электроэнергии на всей трассе. Капитальные затраты определяются в основном стоимостью оборудования и материалов, а эксплуатационные – стоимостью тепла, электроэнергии и ремонта.

Основными видами прокладками трубопроводов являются подземная и надземная. Подземная прокладка трубопроводов наиболее распространена. Она подразделяется на прокладку трубопроводов непосредственно в земле (бесканальная) и в каналах. При наземной прокладке трубопроводы могут находиться на земле или над землей на таком уровне, что бы они не препятствовали движению транспорта. Надземные прокладки применяются на загородных магистралях при пересечении оврагов, рек, железнодорожных путей и других сооружений.

Надземные прокладки трубопроводов в каналах или лотках расположенных на поверхности земли или частично заглубленных, применяются, как правило, в районах с вечномерзлыми грунтами.

Способ монтажа трубопроводов зависит от местных условий объекта – назначения, эстетических требований, наличия сложных пересечений с сооружениями и коммуникациями, категории грунта – и должен приниматься на основании технико-экономических расчетов возможных вариантов. Минимальные капитальные затраты требуются на монтаж теплотрассы с использованием подземной прокладки труб без излояции и каналов. Но значительные потери тепловой энергии, особенно во влажных грунтах, приводят к существенным дополнительным затратам и к преждевременному выходу трубопроводов из строя. В целях обеспечения надежности работы теплопроводов необходимо применять механическую и тепловую их защиту.

Механическая защита труб при монтаже труб под землей может быть обеспечена путем устройства каналов, а тепловая защита – путаем применения тепловой изоляции, нанесенной непосредственно на наружную поверхность трубопроводов. Изоляция труб и прокладка их в каналах увеличивают первоначальную стоимость теплотрассы, но быстро окупаются в процессе эксплуатации за счет повышения эксплуатационной надежности и уменьшения тепловых потерь.

Подземная прокладка трубопроводов.

При монтаже трубопроводов тепловых сетей под землей могут быть использованы два способа:

  1. Непосредственная прокладка труб в земле (бесканальная).
  2. Прокладка труб в каналах (канальная).

Прокладка трубопроводов в каналах.

Для того, что бы защитить теплопро­вод от внешних воздействий, и для обеспечения свободного теплового удлинения труб предназначе­ны каналы. В зависимости от ко­личества прокладывае­мых в одном направле­нии теплопроводов при­меняют непроходные, по­лу проходные или про­ходные каналы.

Для закрепления трубопровода, а так же обеспечения свободного перемещения при температурных удлинениях трубы укладывают па опоры. Что бы обеспечить отток воды лотки укладываются с уклоном не менее 0,002. Вода из нижних точек лотков удаляется самотеком в систему дренажа или из специальных приямков при помощи насоса откачивается в канализацию.

Кроме продольного уклона лотков, перекрытия так же должны иметь поперечный уклон порядка 1-2% для отвода паводковой и атмосферной влаги. При высоком уровне грунтовых вод наружную поверхность стенок, перекрытия и дна канала покрывают гидроизоляцией.

Глубина прокладки лотков принимается из условия минимального объема земляных работ и равномерного распре­деления сосредоточенных нагрузок на перекрытие при движении автотранспорта. Слой грунта над каналом должен состав­лять порядка 0,8—1,2 м и не менее. 0,6 м в мес­тах, где движение автотранспорта запрещено.

Непроходные каналы применяются при большом числе труб небольшого диа­метра, а так же двухтрубной прокладке для всех диаметров. Их конструкция зависит от влажности грунтов. В сухих грунтах наибольшее распространение получили блочные каналы с бетонными или кирпичными стенками либо железобе­тонные одно- или многоячейковые.

Стенки канала могут иметь толщину 1/2 кирпича (120 мм) при трубопроводах небольшого диаметра и 1 кирпич (250 мм) при трубопроводах крупных диа­метров.

Стенки возводят только из обыкновенного кирпича марки не ниже 75. Силикатный кирпич из-за малой его морозоустойчивости применять не рекомендуется. Каналы перекрывают железобетонной плитой. Кирпичные каналы в зависимости от категории грунта имеют несколько разновидностей. В плотных и сухих грунтах дно канала не требует бетонной подготов­ки, достаточно хорошо утрамбовать щебень непосредст­венно в грунт. В слабых грунтах на бетонное основание укладывают дополнительно железобетонную плиту. При высоком уровне стояния грунтовых вод для их отвода предусматривают дренаж. Стенки возводят после монтажа и изоляции трубопро­водов.

Для трубопроводов крупных диаметров применяют каналы, собираемые из стандартных железобетонных эле­ментов лоткового типа КЛ и КЛс, а также из сборных железо­бетонных плит КС.

Каналы типа КЛ состоят из стандартных лотковых элемен­тов, перекрываемых плоскими железобетонными плитами.

Каналы типа КЛс состоят из двух лотковых элементов, уложенных друг на друга и соединенных на цементном растворе при помощи двутавра.

В каналах типа КС стеновые панели устанав­ливают в пазы плиты днища и заливают бетоном. Эти каналы перекрывают плоскими железобетонными плитами.

Основания каналов всех типов выполняют из бетонных плит или пес­чаной подготовки в зависимости от вида грунта.

Наряду с рассмотрен­ными выше каналами применяются и другие их типы.

Сводча­тые каналы состоят из железобетонных сводов или скорлуп полукруглой формы, которыми накрывают трубопровод. На дне траншеи выпол­няют лишь основание ка­нала.

Для трубопроводов крупного диаметра применяют сводчатый двухячейковый ка­нал с разделительной стенкой, при этом свод канала образуется из двух полусводов.

При монтаже непроходного ка­нала, предназначенного для прокладки в мокрых и слабых грунтах стенки и дно канала выполняют в виде железобе­тонного корытообразного лотка, а перекрытие состоит из сборных железобетонных плит. Наружная поверхность лотка (стенки и дно) покрывается гидроизоляцией из двух слоев рубероида на битумной мастике, поверхность основания также покрывают гидроизоляцией затем устанавливают или бетонируют лоток. Перед засыпкой траншеи гидроизоляцию защищают спе­циальной стенкой, выполненной из кирпича.

Замена труб, вышедших из строя, или ремонт тепловой изоляции в таких каналах возможны только при разработке групп, а иногда и разборки мостовой. Поэтому тепловая сеть в непроход­ных каналах трассируется вдоль газонов или на территории зе­леных насаждений.

Полупроходные каналы. В сложных условиях пересечения теплопроводами существующих подземных устройств (под проезжей частью, при высоком уровне стояния грунтовых вод) вместо непроходных устраивают полупроходные каналы. Полу­проходные каналы применяют также при небольшом количестве труб в тех местах, где по условиям эксплуатации вскрытие про­езжей части исключено. Высоту полупроходного канала прини­мают равной 1400 мм. Каналы выполняют из сборных железобе­тонных элементов. Конструкции полупроходных и проходных каналов практически аналогичны.

Проходные каналы применяют при наличии большого количества труб. Их прокладывают под мостовыми крупных магистралей, на территориях боль­ших промышленных предприятий, на участках, прилегающих к зданиям теплоэлектроцентралей. Наряду с теплопроводами в проходных каналах располагают и другие подземные коммуни­кации — электрокабели, телефонные кабели, водопровод, газо­провод и т. п. В коллекторах обеспечивается свободный доступ обслуживающего персонала к трубопроводам для осмотра и ликвидации аварии.

Проходные каналы должны иметь естественную вентиляцию с трехкратным обменом воздуха, обеспечивающую температуру воздуха не более 40° С, и освещение. Входы в проходные каналы устраивают через каждые 200 — 300 м. В местах, где располага­ются сальниковые компенсаторы, предназначенные для восприя­тия тепловых удлинений, запорные устройства и другое оборудо­вание, устраивают специальные ниши и дополнительные люки. Высота проходных каналов должна быть не менее 1800 мм.

Их конструкции бывают трех типов — из ребри­стых плит, из звеньев рамной конструкции и из блоков.

Проходные каналы из ребристых плит, выполняют из четырех железобетонных панелей: днища, двух стенок и плиты перекрытия, изготовляемых заводским способом на про­катных станах. Панели соединены болтами, а наружная поверх­ность перекрытия канала покрывается изоляцией. Секции канала устанавливаются па бетонную плиту. Вес одной секции такого ка­нала сечением 1,46х1,87 м и длиной 3,2 м составляет 5 т, входы устраивают через каждые 50 м.

Проходной канал из железо­бетонных звеньев рамной конструкции, сверху покрывается изоляцией. Элементы канала имеют длину 1,8 и 2,4 м и бывают нормальной и повышенной прочности при заглублении соответст­венно до 2 и 4 м над перекрытием. Железобетонную плиту подкладывают только под стыками звеньев.

Следующий вид это коллектор, изготовляемый из же­лезобетонных блоков трех типов: Г-образного стенового, двух плит перекрытия и днища. Блоки в стыках соединяются моно­литным железобетоном. Эти коллекторы выполняются также нормальными и усиленными.

Бесканальная прокладка.

При бесканальной прокладке за­щиту трубопроводов от механических воздействий выполняет усиленная тепловая изоляция — оболочка.

Достоинствами бесканальной прокладки трубопроводов являются: сравнительно небольшая стоимость строительно-мон­тажных работ, уменьшение объема земляных работ и сокраще­ние сроков строительства. К ее недостаткам относятся: усложне­ние ремонтных работ и затруднение перемещения трубопрово­дов, зажатых грунтом. Бесканальную прокладку трубопроводов широко применяют в сухих песчаных грунтах. Она находит при­менение в мокрых грунтах, но с обязательным устройством в зо­не расположения труб дренажа.

Подвижные опоры при бесканальной прокладке трубопрово­дов не применяются. Трубы с теплоизоляцией укладывают не­посредственно на песчаную подушку, находящуюся на предвари­тельно выровненном дне траншеи. Песчаная подушка, являю­щаяся постелью для труб, имеет наилучшие упругие свойства и допускает наибольшую равномерность температурных переме­щений. В слабых и глинистых грунтах слой песка на дне траншеи должен быть толщиной не менее 100-150 мм. Неподвижные опо­ры при бесканальной прокладке труб представляют собой желе­зобетонные стенки, устанавливаемые перпендикулярно теплопро­водам.

Компенсация тепловых перемещений труб при любом спосо­бе их бесканальной прокладки обеспечивается при помощи гну­тых или сальниковых компенсаторов, устанавливаемых в специ­альных нишах или камерах.

На поворотах трассы во избежание зажатия труб в грунте и обеспечения возможных перемещений устраивают непроходные каналы. В местах пересечения стенки капала трубопроводом в результате неравномерной осадки грунта и основания канала происходит наибольший изгиб трубопроводов. Во избежание из­гиба трубы необходимо оставлять в отверстии стенки зазор, за­полняя его эластичным материалом (например, асбестовым шну­ром). Тепловая изоляция трубы включает в себя утеплительный слой из автоклавного бетона с объемным весом 400 кг/м3, имеющего стальную арматуру, гидроизоляционное покрытие, состоящей из трех слоев бризола на битумно-резиновой мастике, в состав которой входят 5—7% резиновой крошки и защитный слой, вы­полненный из асбестоцементной штукатурки по стальной сет­ке.

Обратные магистрали трубопроводов изолируются таким же образом, как и подающие. Однако наличие изоляции об­ратных магистралей зависит от диаметра труб. При диаметре труб до 300 мм устройство изоляции обяза­тельно; при диаметре труб 300-500 мм устройство изоляции должно быть определено технике экономическим расчетом исходя из местных условий; при диаметре труб 500 мм и более уст­ройство изоляции не предусматривается. Трубопроводы при такой изоляции укладывают непосредст­венно на выровненный уплотненный грунт основания траншеи.

Для понижения уровня грунтовых вод предусматривают специальные дренажные трубопроводы, которые укладывают на глубине 400 мм от дна канала. В зависимости от условий работы дренажные устройства могут быть выполнены из различных труб: для безнапорных дренажей применяют керамические бетонные и асбестоцементные, а для напорных — стальные и чу­гунные.

Дренажные трубы прокладывают с уклоном 0,002—0,003. На поворотах и при перепадах уровней труб устраивают специаль­ные смотровые колодцы по типу канализационных.

Надземная прокладка трубопроводов.

Если исходить из удобства монтажа и обслуживания то прокладка труб над землей является более выгодна чем прокладка под землей. Так же это требует меньших материальных затрат. Однако это поритит внешний вид окружающей среды и поэтому такой вид прокладки труб не везде может применяться.

Несущими конструкциями при надземной прокладке трубо­проводов служат: для небольших и средних диаметров — надзем­ные опоры и мачты, обеспечивающие расположение труб на нужном расстоянии от поверхности; для трубопроводов больших диаметров, как правило, опоры-эстакады. Опоры, обычно, выполняют из железобетонных блоков. Мачты и эстака­ды могут быть как стальными, так и железобетонными. Расстоя­ние между опорами и мачтами при надземной прокладке должно быть равно расстоянию между опорами в каналах и зависит от диаметров трубопроводов. В целях сокращения количества мачт устраивают при помощи растяжек промежуточные опоры.

При надземной прокладке тепловые удлинения трубопрово­дов компенсируются при помощи гнутых компенсаторов, требу­ющих минимальных затрат времени на обслуживание. Обслуживание арматуры производится со специально устраиваемых площадок. В качестве подвижных следует применить катковые опоры, создающие минимальные горизонтальные усилия.

Так же при надземной прокладке трубопроводов могут применяться низкие опоры, которые могут быть выполнены из металла или низких бетонных блоков. В местах пересечения такой трассы с пешеходными дорожками устанавливают специальные мостики. А при пересечении с автодорогами – или выполняют компенсатор нужной высоты или под дорогой прокладывают канал для прохода труб.

Монтаж железобетонных и бетонных безнапорных трубопроводов

Монтаж железобетонных и бетонных безнапорных трубопроводов

Состав операций и средства контроля

— наличие документа о качестве на материалы;

— проверка отметок, ширины подготовки основания, наличие приямков пол раструбами;

— выполнение очистки основания от мусора, грязи.

Измерительный, технический осмотр

— качество опирания труб на всем своем протяжении на основании;

— правильность прокладки трубопровода согласно проекта;

— уклоны укладываемых труб;

— соблюдение технологии монтажа и выполнения уплотнения стыков.

Измерительный, технический осмотр

— качество выполненных работ;

— соответствие засыпки трубопроводов проекту.

Измерительный, технический осмотр

Технические требования

СНиП 3.05.04-85* пп. 3.6, 3.51, 3.45, 3.46, табл. 1

Величину зазора торцами соединяемых труб следует принимать для труб диаметром:

— до 700 мм —8—12 мм;

— свыше 700 мм— 15—18 мм.

Размеры элементов заделки стыкового соединения железобетонных и бетонных безнапорных труб должны соответствовать величинам, приведенным в таблице.

Максимальные отклонения от проектного положения отметок лотков безнапорных труб не должны превышать +5 мм.

Требования к качеству применяемых материалов

ГОСТ 12586.0—83*. Трубы напорные железобетонные виброгидропрессованные. Отклонения фактических размеров труб типов РТ, РТП, ФТ и ФТП. Технические условия.

То же, для типов РТБ, РТС, РТПБ, РТПС.

Наружная и внутренняя поверхность труб должна удовлетворять требованиям:

— не допускаются трещины на внутренней и наружной поверхности труб;

— раковины, наплывы и сколы бетона на внутренней поверхности глубиной (высотой) не более 3 мм и длиной и шириной не более 20 мм.

Указания по производству работ

СНиП 3.05.04-85* пп. 3.3, 3.4, 3.5, 3.9, 3.12, 3.52, 3.54

Монтаж трубопроводов должен производиться в соответствии с проектом производства работ и технологическими картами после проверки соответствия проекту размеров траншеи, крепления стенок, отметок дна и при надземной прокладке — опорных конструкций. Результаты проверки должны быть отражены в журнале производства работ.

Трубы раструбного типа безнапорных трубопроводов следует, как правило, укладывать вверх по уклону.

Предусмотренную проектом прямолинейность участков безнапорных трубопроводов между смежными колодцами следует контролировать просмотром на свет с помощью зеркала до и после засыпки траншеи. При просмотре трубопровода круглого сечения видимый в зеркале круг должен иметь правильную форму.

Допустимая величина отклонения от формы круга по горизонтали должна составлять не более 1/4 диаметра трубопровода, но не более 50 мм в каждую сторону. Отклонения от правильной формы круга по вертикали не допускаются.

При прокладке трубопроводов на прямолинейном участке трассы соединяемые концы смежных труб должны быть отцентрированы так, чтобы ширина раструбной щели была одинаковой по всей окружности.

Для заделки (уплотнения) стыковых соединений трубопроводов следует применять уплотнительные и «замковые» материалы, а так же герметики согласно проекту.

Стыковые соединения труб, поставляемых без резиновых колец, следует уплотнять пеньковой смоляной или битумизированной прядью с заделкой замка асбестоцементной смесью, а так же полисульфидными (тиоколовыми) герметиками.

Зазоры между упорной поверхностью раструбов и торцами труб в трубопроводах диаметром 1000 мм и более следует изнутри заделывать цементным раствором. Марка цемента определяется проектом.

Соединение железобетонных и бетонных труб с трубопроводной арматурой и металлическими трубами следует осуществлять с помощью стальных вставок или железобетонных фасонных соединительных частей, изготовленных согласно проекту.

Требования к монтажу электропроводок на лотках

Лотки служат для прокладки силовых и осветительных электропроводок, выполненных незащищенными проводами и небронированными кабелями с резиновой и пластмассовой изоляцией. На лотках следует прокладывать провода сечением менее 120 мм 2 и кабели с сечением жил до 16 мм 2 .

Перфорированные лотки применяют для выполнения магистральных участков сетей, стояков, мостиков, ответвлений и спусков от основных лотковых трасс.

Лотки располагают на высоте не менее 2 м от уровня пола или площадки обслуживания. В электротехнических помещениях, а также в помещениях, обслуживаемых специально обученным персоналом, высота расположения лотков не нормируется.

Повороты, пересечения, переходы лотков с одной ширины на другую и с одной отметки на другую выполняют с помощью перфорированных монтажных полос, заготавливаемых в мастерских.

При пересечении трубопроводов лотки устанавливают с таким расчетом, чтобы расстояние от трубопроводов до ближайшего кабеля или провода было не менее 50 мм (трубопроводов с горючими жидкостями и газами — не менее 100 мм).

При параллельной прокладке лотков расстояние от проложенных в них проводов и кабелей до трубопроводов должно быть не менее 100 мм (до трубопроводов с горючими жидкостями и газами — не менее 250 мм).

При пересечении лотками горячих трубопроводов или при параллельной прокладке лотков и горячих трубопроводов кабели и провода следует защищать от нагревания. Лотки могут устанавливаться вертикально или горизонтально. При горизонтальном расположении допускается устанавливать лотки в несколько ярусов.

Лотки монтируют как вплотную к стенкам, так и на сборных кабельных конструкциях (стойках, полках, подвесках), а также на полках и конструкциях из монтажных перфорированных профилей и полос, заготавливаемых в мастерских.

Перфорированные лотки прокладывают по основаниям, полкам и подвесам, соединяют их по нескольку в ряд так, чтобы они примыкали друг к другу бортиками и образовывали широкую перфорированную плоскость.

Соединение секций и крепление перфорированных лотков на строительных основаниях и полках выполняют с помощью комплектно поставляемых соединительных уголков и болтов. Секции сварных лотков соединяют между собой болтами и соединительными пластинами, которые обеспечивают также непрерывность электрической цепи.

Для создания надежного электрического контакта в местах соединения элементов лотков заземляющие шайбы устанавливают острыми выступами непосредственно к окрашенной поверхности.

Соединение прямых секций перфорированных лотков в одной плоскости выполняют с помощью специальных соединителей в виде швеллеров, сварных лотков — вводом одной секции в другую на 135 мм и креплением стандартными крепежными изделиями.

При изменении ширины трассы сварных лотков применяют переходные соединители. При переходе трассы лотков с одного уровня на другой под углом до 90°, а также при изменении направления трассы используют шарнирные соединители и угловые секции.

Повороты, ответвления, обходы выступов и препятствий, пересечения, переходы лотки с одной ширины на другую и с одной отметки на другую производят с помощью специальных секций заводского изготовления или выполняемых по типовым проектам.

Расстояния между точками крепления лотков на основаниях и между опорными конструкциями лотков должны быть не менее 2 м. Лотки крепят к основаниям и конструкциям зданий на поворотах, подъемах, спусках, пересечениях, ответвлениях, обходах выступов и препятствий, расширениях, сужениях, переходах с одной отметки на другую.

Опорные конструкции для лотков закрепляют с помощью дюбелей-гвоздей и дюбелей-винтов, забиваемых строительно-монтажным пистолетом, а также с помощью обхватывающих и зажимных конструкций или сваркой.

Сварные лотки крепят к полкам специальными комплектными прижимами. Для установки лотков в пролетах применяют также тросовые растяжки.

Запрещается закреплять на установленных лотках блоки, стропы и другие подъемные приспособления.

Заготовленные электропроводки доставляют в зону монтажа на инвентарных кассетах. Провода и кабели, как правило, следует укладывать на лотки в один ряд. Допускается их прокладка без зазора, а также пучками вплотную друг к другу в 2—3 слоя (в пучке) и, как исключение, более чем в 3 слоя.

Наружный диаметр пучка должен быть не более 100 мм, и в нем не должно быть более 12 проводов и до 3 четырехжильных кабелей. Способы прокладки проводов и кабелей на стальных лотках показаны на рисунке.

Способы крепления проводов и кабелей на стальных лотках

В основном при укладке кабелей и проводов используют два способа: протяжку вдоль лотков по роликам или желобам,, а затем переброска на лотки с помощью специального комплекта механизмов и приспособлений.

Крепление проводов и кабелей к лоткам. Пучки проводов и кабелей, уложенных на лотки, скрепляют бандажами. Расстояние между бандажами на горизонтальных прямолинейных участках трассы не должно превышать 4,5 м, а на вертикальных — более 1 м.

Крепить кабели и провода, прокладываемые на прямых участках трассы при горизонтальной установке лотков, не нужно. Если лотки расположены плашмя на опорных поверхностях или вертикально, то кабели и провода крепят с интервалом не более 1 м.

Кроме того, отдельные провода, кабели, а также пучки закрепляют на поворотах и в местах ответвлений при всех способах установки лотков на расстоянии не более 0,5 м до и после поворота или ответвления.

Для крепления как отдельных проводов и кабелей, так и пучков к лоткам применяют ленты и кнопки, полоски и пряжки.

Крепление незащищенных проводов и кабелей с металлической оболочкой металлическими скобами или бандажами следует выполнять с прокладками из эластичных изоляционных материалов.

В местах выхода с летков провода и кабели должны быть защищены от повреждений об острые края лотков втулками или обмотаны липкой изоляционной лентой.

Провода и кабели, прокладываемые на лотках, маркируют в начале и конце лотков, в местах ответвлений и поворотов трассы, а также в местах подключения к электрооборудованию.

Современная теплотрасса: материалы и способы прокладки

Как строятся теплотрассы? Зачем используют железобетонные плиты перекрытия лотков? Это важный вопрос, и его не стоит оставлять без ответа.

Теплотрасса – сооружение, имеющее особую важность для большинства людей планеты. С её помощью мы получаем не только отопление, но и горячую воду. Процесс подготовки к прокладке теплотрассы занимает довольно много времени и сил: следует проверить почву, коммуникации, выбрать наиболее подходящий метод прокладки труб, способы утепления. Интересная статья о полнотелых канальных плитах.

Теплотрассы можно разделить на несколько категорий. Они могут различаться по виду теплоносителя (вода, пар) и способу строительства (подземные и надземные).

К подземной относится бесканальная прокладка, то есть укладка системы труб в грунт. Для данного способа подходят трубы в особой изоляции:

  • пенополиуретаном (ППУ) в оболочке из полиэтилена;
  • пенополимерминералом (ППМ) без оболочки.

Виды прокладки теплосетей

Укладку тепловых сетей можно разделить на два типа:

В большинстве городов и поселений применяют двухтрубную систему водоснабжения. Причина этого в том, что по одной из труб проводят тепло, а с помощью второй отводится теплоноситель, отработавший свое.

Теплотрассы: способы строительства

Есть несколько способов строительства:

  • канальный (монолитный и лотковый канал);
  • бесканальный (укладка теплотрассы в траншею);
  • горизонтальное направленное бурение (бестраншейный способ).

Способ монолитного канала состоит в укладке теплотрассы методом заливки основания и армирования канала. С помощью лоткового канала прокладка осуществляется с применением готового лотка.

Во время прокладки современных теплотрасс применяют различные материалы, такие как кирпич (полезный материал про кирпичный фундамент ленточного типа), шлакоблок, ЖБ блок и другие.

ЖБИ плиты перекрытия состоят из тяжелого бетона класса В15 — В20 и стальной арматуры типа Вр-I, A-I и A-III. Это дает гарантию защиты от повреждений каналов теплотрасс и инженерных сетей.

Плиты покрытия теплотрасс могут быть как конструктивным элементом в паре с лотками, так и отдельной деталью покрытия теплотрассы, выложенной, например, из шлакоблоков или кирпича. Их размеры строятся в зависимости от размеров лотков. Так как стандартная длина бетонного лотка составляет 3 метра, плиты зачастую имеют размер 1/1,5/3 метра. Из-за большого веса трехметровые плиты являются наименее удобными в процессе сборки.

Плиты перекрытия канала теплотрассы используют в перекрытии каналов под трубопроводы различного назначения. При агрессивной среде эксплуатации лотки, равно как и плиты теплотрасс, вдобавок покрывают защитным веществом.

Плиты перекрытия каналов и лотков – это плоские железобетонные конструкции, которые производят в соответствии с габаритами лотков.

Плиты покрытия класса «П» – одна из важнейших частей конструкции теплотрассы или трубопровода, которая сооружается из лотков типа «Л». Ширина данной прямоугольной плиты по стандарту равняется ширине перекрываемого лотка. Стандартная длина подобных плит составляет 2990 мм. Элементы «д» имеют длину 740 мм.

Производятся плиты покрытия из бетона, который способен противостоять разрушающему воздействию грунтовых вод, чрезмерному давлению почвы, скачкам температур и различной степени интенсивности нагрузки. Также будет интересно почитать про технологию устройства финской фундаментной плиты.

Важно: зачем использовать плиты?

Плита перекрытия теплотрассы помогает решить целый спектр проблем и задач:

  • сохранить герметичность подземных каналов;
  • защитить кабели от проседания грунта, притока подземных вод и нарушения теплоизоляции;
  • гарантировать повышенную теплоизоляцию;
  • сохранить воздух внутри коммуникационного канала.

Железобетонные лотки для теплотрасс укладывают в обычных грунтовых условиях. Основные параметры бетонных лотков – прочность и устойчивость, поэтому изготавливаются они из тяжелого сорта бетона с включениями стали категории А1 и Вр1. Буква «Л» служит для обозначения железобетонных лотков, применяемых для создания каналов теплотрасс и укладки системы труб различного назначения: как подземных, так и полуподземных каналов. Последние могут выступать над грунтом на расстояние от 200 до 400 мм.

Для чего применяют бетонные лотки?

Список применения бетонных лотков:

  • закладка теплотрассы;
  • строительство инженерной сети;
  • защита трубопровода от воздействия грунтовых вод;
  • сохранность воздуха внутри инженерной сети для лучшей термоизоляции.

Железобетонные лотки можно примерно разделить на несколько категорий. Разделение зависит от конструкции, особенностей монтажа и функций:

  1. Железобетонные прикромочные лотки. С их помощью возможна обустройка конструкций для водоотвода на автотрассах. Они устанавливаются по кромке трассы и накапливают воду, отводя ее к откосам дороги.
  2. Железобетонные телескопические лотки. Они применяются при установке мостовой системы водоотвода, строительстве гражданских объектов, дорог и трасс. Принцип установки таков: каждый ЖБИ лоток вставляется в предыдущий, укрепляя всю конструкцию.

Особенности установки железобетонных лотков

Бетонные лотки для теплотрасс могут основательно упростить процесс установки. Их можно устанавливать с помощью маломощных автоматических подъемных кранов, что экономит время на проведение работ. Незаменимую помощь в соединении отдельных частей окажет цементно-песчаная смесь. А в этой статье вы узнаете о пустотных плитах перекрытия.

Использование железобетонных лотков может существенно облегчить техническое обслуживание магистралей. Чем больше изделие, тем легче открыть доступ к различным участкам теплотрассы.

Подведем итоги

Плиты покрытия теплотрасс и железобетонные лотки делают процесс прокладки теплотрассы проще и быстрее. Строительство теплотрасс способом лоткового канала гарантирует качество работы на выходе и уменьшает риск возникновения проблем с только что проложенной теплотрассой. Все это вдобавок к правильно подобранным материалам позволит обеспечить профессиональный уровень работ.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector