10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Гарри Поттер перлы в переводе Спивак

Мария Спивак: Как обожание фанатов сменилось травлей и почему переводчица «Гарри Поттера» рано ушла из жизни

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Удивительно талантливая переводчица Мария Спивак обладала собственным взглядом на книги вообще и на произведения Джоан Роулинг в частности. Её знакомство с волшебным мальчиком переросло сначала в увлечение переводами книг о Гаррри Поттере, а затем стало её профессией. На стадии увлечения у Марии Спивак были свои почитатели и поклонники, а в период официальной работы над переводом читатели высказали резко отрицательное мнение о творчестве переводчицы. Почему Мария Спивак осталась непонятой и ушла из жизни так рано?

Любимое дело

Мария Спивак с детства любила иностранные языки, но в 1980-е, когда школьнице нужно было определиться со своей будущей профессией, она решила стать инженером-математиком. Связывать в то время свою жизнь с изучением иностранных языков казалось бесперспективным. Однако любовь к ним она сохранила на всю жизнь.

Все изменилось, когда в 1998 году грянул кризис и Мария Спивак лишилась работы, она, к удивлению, вздохнула с облегчением. И занялась любимым делом. Она увлечённо стала переводить книги на русский язык для себя и своих знакомых. Друзья были в полном восторге от её работы, передавали друг другу файл с русской адаптацией романа. После появления перевода в интернете круг почитателей переводчицы расширился, её просили продолжать переводить книги хотя бы для знакомых.

Первые победы

Знакомство Марии Спивак со сказкой Джоан Роулинг о Гарри Поттере состоялось в 2000 году. Она тут же перевела первую книгу, и муж с удовольствием поделился результатом её труда в интернете. Работа Марии Спивак была особенной. Поняв, что имена героев в оригинале являются говорящими, она и в своем переводе старалась следовать этому правилу, адаптируя фамилии и имена для русскоязычного читателя. Так Хагрид в адаптации Марии Спивак стал Огридом, а Северус Снейп получил имя Злодеуса Злея, мадам Хуч и вовсе стала мадам Самогони.

Мария Викторовна работала очень быстро, её переводы появлялись сразу же после выхода в свет очередной книги о волшебном мальчике. В сети даже началось своеобразное соревнование между переводчиками-любителями. Она вкладывала в свои переводы собственное субъективное восприятие произведений Джоан Роулинг. Впрочем, в то время русскоязычные версии Поттерианы появлялись в больших количествах, а каждая из них не исключала существование других версий.

Так как право на издание книг о волшебном мальчике принадлежало «Росмэну», то существовал и вполне официальный перевод в исполнении Игоря Оранского. Имена героев совпадали с теми, что прозвучали в экранизации, и читатели и зрители уже не представляли, что может быть по-другому.

У Марии Спивак уже была своя армия почитателей и критиков, которые могли в корректной форме высказать недовольство субъективным взглядом переводчицы на произведение или указать на имеющиеся недостатки.

Эм. Тасамая

В 2002 году все альтернативные переводы стали убирать из сети якобы по требованию юристов Джоан Роулинг. Объяснялось это недовольством автора наличием переводов, нерегулируемых договорными отношениями.

Мария Спивак после выхода в свет пятой книги о Гарри Поттере стала подписывать свои переводы не настоящим именем, а псевдонимом Эм. Тасамая.

Гром грянул в 2014 году, когда в издательстве «Махаон», получившим право на издание книг Джоан Роулинг после «Росмэна», вышли книги о Гарри Поттере в переводе Марии Спивак. При этом перевод практически остался тем самым, который когда-то впервые попал в интернет. Слегка изменены были по требованию издательства только незначительные детали.

От обожания к ненависти

Поклонники мальчика-волшебника негодовали. В новом издании всё было непривычным: имена, описания героев, трактовка некоторых событий. Многие читатели были просто возмущены, а особо рьяные не скупились на оскорбления и даже угрозы в адрес Марии Спивак.

Претензии высказывались по поводу любых несоответствий с официальным переводом, к которому все давно привыкли. Любовь к Гарри Поттеру превратилась в какой-то культ, а любые изменения и авторские детали вызывали настоящий гнев сторонников первого официального перевода.

В 2016 году последовал новый виток читательского гнева: перевод сценария спектакля «Гарри Поттер и проклятое дитя» снова доверили Марии, не принимая во внимание зарегистрированную в сети петицию против её участия в работе над сценарием. Под требованием передать сценарий другому переводчику подписались более 70 тысяч пользователей. Снова посыпались угрозы в её адрес, в которых в подробностях описывались способы её предполагаемого убийства.

Обвинения в непрофессионализме были совершенно необоснованными: ею были переведены на русский язык книги для весьма серьёзных издательств, она дважды номинировалась на премии за свои литературные переводы, выпустила несколько своих книг, в том числе англоязычных.

Мария была натурой очень нежной и ранимой, а потому никогда не делилась с публикой подробностями своей личной жизни, позволяя читателям домысливать свою историю после прочтения книг. И когда всерьёз заболела, предпочла не выносить этот факт на суд общественности.

20 июля 2018 года Марии Спивак не стало. Онкологическое заболевание головного мозга унесло жизнь талантливого писателя и хорошего человека. Многие друзья Марии после её ухода высказали предположение о том, что причиной болезни могла послужить та самая травля, которую она так тяжело переживала.

На книгах Джоан Роулинг, всемирно известной как автор серии книг о Гарри Поттере, выросло целое поколение детей. А сама она начала придумывать свои первые рассказы, когда ей было всего 5 лет. По воспоминаниям самой писательницы первой придуманной ей сказкой была история о том, как её сестра попала в кроличью нору, и семейство кроликов кормило её клубникой. Стоит познакомиться с мудрыми и проникновенными цитатами Джоан Роулинг , которые помогут читателям в непростых жизненных ситуациях.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Гарри Поттер перлы в переводе Спивак

Ну что, вот уже пятая книга про Гарри Поттера в «чудесном» издании от Махаона появилась в магазинах. И следующие две книги скоро появятся, и никакие петиции вам не помогут заставить издательство одуматься.
Лично я это издание никогда не покупал и не собираюсь покупать, но отзывов о нём видел немало. Переводчика и редактора вполне заслуженно ругают за некомпетентность и незнание не только английского, но и русского языка. Когда Махаон выкупил права на издание «Гарри Поттера» в России, нам обещали, что мы получим новый, качественный и более правильный перевод, чем был у Росмэна. Но вместо того, чтобы начать всё с нуля, издательство решило, что проще будет взять уже готовый перевод из Интернета, подредактировать его и опубликовать. «Гениальная» мысль! Мало того, что их выбор пал на перевод Спивак, которая и английский-то вообще не изучала, так ещё и доверили редактуру некой Грызуновой, у которой также нет профессионального образования, чтобы заниматься этим делом. И как можно было ожидать, что из этого выйдет что-то хорошее?

Но, как ни странно, и у этого перевода нашлись поклонники. Вот только я никак не могу понять, чем же он им так понравился, а сами они не могут чётко сформулировать своё мнение. Что-то говорят про живой язык, отличный литературный стиль… В каком месте они их там увидели? А в ответ на негативные отзывы и здравую критику заявляют: «Вот вы критикуете, а вы попробуйте прочитать книгу до конца! Вы не читали до конца, а критикуете! А я вот прочитал, и мне понравилось! Сначала было непривычно, но потом стало нормально.» Прям как в той шутке – «Все говорят «кино для дураков, кино для дураков», а я посмотрел, мне понравилось!»

Вот объясните, если и по первым страницам виден весь ужас этого перевода, что изменится от того, что дочитаешь её до конца? Там что, ошибок становится меньше, а стиль улучшается? Или это говорят люди, которые вообще «Гарри Поттера» прочитали в первый раз, и им понравилась сама книга, а не перевод? Ну да, произведение Роулинг настолько хорошо, что только оно само и спасает ситуацию для издательства.

Конечно, поклонники этого перевода любят заявлять, мол, это дело вкуса – не нравится, не читайте, вас никто насильно не заставляет! Ну, во-первых, если перевод не удовлетворяет вкус большинства, то проблема в самом переводе, а не во вкусах. А во-вторых, что же тогда должны читать поклонники поттерианы? Какой у них выбор? У Росмэна права выкупили, обещали достойную альтернативу – и где она?

А особенно убивают отзывы в стиле «Критиковать других все умеют, а вы пробовали сами переводить?» Это что, такое оправдание для бездарных переводчиков и редакторов, которые, вообще-то, за свою работу деньги получают? Этим должны заниматься профессионалы, а не те, кто как могут, так и делают. Выполнил работу плохо – получай заслуженную критику.

Правда, следует отметить, претензии некоторых противников этого перевода тоже не всегда справедливы. Я о тех, кто высказывается в стиле: «У Росмэна было по-другому, а Спивак взяла и переделала!» Они даже не задумываются, что у Росмэна тоже что-то было не так, им просто привычнее, например, Волан-де-Морт вместо Вольдеморта, а что было в оригинале, их не волнует. Некоторые откровенно говорят: «Русскому читателю привычнее вариант Росмэна, а новый нам не надо». Понятно, что сторонники Спивак не воспринимают такие комментарии всерьёз, они знают, что в переводе Росмэна есть куча недостатков, и лишь посмеются над теми, кому он нравится. Сами они будут настаивать на том, что раз в переводе Спивак нет некоторых ляпов Росмэна, значит, он лучший, а Машиных ошибок они предпочитают не замечать.

Читать еще:  Упражнения в воде для крепкого здоровья

Поклонники Спивак даже на полном серьёзе утверждают, что Злодеус Злей (или Злотеус, как в новом издании) лучше, чем Северус Снегг. Свою позицию они объясняют лишь тем, что «Снегг» – это выдумка Росмэна, неправильный перевод, ведь в оригинале фамилия профессора не имеет ничего общего со снегом. Как будто «Злей» – это правильный перевод. О том, что он на самом деле Снейп, и что эту фамилию вообще не надо было переделывать, они почему-то не говорят.

Ну да ладно, хватит о фанатах. Перейдём непосредственно к перлам.
Все эти цитаты взяты из Интернета, в основном из отзывов о новом переводе и рецензий на него.

Начнём с того, что фамилия родственников Гарри здесь – Дурслей. Ну да, в оригинале же было Dursley, а у Спивак, видимо, как пишется, так и читается. Вот настолько она «компетентный» переводчик.

Она, похоже, вообще не в курсе, что английская u читается как «а», поэтому у неё там ещё были Дудли, муглы и Думбльдор.

Миссис Дурслей, тощая блондинка, обладала шеей удвоенной длины

мистер Дурслей взял портфель, клюнул миссис Дурслей в щеку и попытался клюнуть на прощание и сына, но промахнулся, ибо тот расскандалился и вовсю расшвыривал овсянку по стенам.
— Лапуля моя, — курлыкнул мистер Дурслей и шагнул за порог.

Клюнул, курлыкнул… Журавль, что ли?

Он уже выехал на улицу, но следил за кошкой в зеркальце заднего вида
Зеркальце, ага.

Телезрители Кента, Йоркшира, Данди – отовсюду – целый день звонили и сообщали, что вместо ливня, который я обещал вчера, у них прошел метеоритный дождь! Похоже, народ уже начал праздновать Ночь Гая Фокса.
Ну да, люди же по праздникам устраивают метеоритные дожди.

Ну, я подумал. а вдруг. вдруг это как-то связано с. ну, ты понимаешь. с ее гоп-компанией.

Не хватало еще вляпаться в какую-нибудь историю, если есть куда вляпываться, конечно.

– Лимончик. Это такая мугловая карамелька, мне они очень нравятся.
Очевидно, карамелька, сделанная из муглов.

Ну Хагрида здесь зовут Огридом. Некоторые предполагают, что это Спивак решила намекнуть, что он огр. Но у меня возникают такие ассоциации, что его чем-то по голове огрели, после чего и дали такое имя.

Вранзор
Это Рэйвенкло. И где здесь обещанный точный перевод?

Страунс
А это так Квиррелла обозвали. Первоначально у Спивак он был Белкой, но редактура переделала по-своему, и пофиг, что у Роулинг никаких страусов и близко не было.

Шляпа-Распредельщица
Потом она стала «Шляпа-Распредельница»

Мадам Самогони
Это мадам Хуч (Трюк).

Толстая тётя
Вместо толстой леди. Ну да, Спивак же для самых маленьких переводила.

Шокогадушки
Ну это вообще улёт! А ведь изначально у Спивак это были «шоколадушки», а у Роулинг – «шоколадные лягушки». Вот так редактура «улучшает» и без того кривой перевод.

ответом ему был громкий и неприличный фырчок

Я научу вас бутилировать славу, заваривать отвагу, даже закупоривать смерть… если вы не такие же куриные головы, каких мне обычно приходится учить

парят котлы
Имелось в виду, что от котлов поднимается пар, но у слова «парить», вообще-то, другое значение.

– Позвольте проводить вас в столовую, миссис Мэйсон? – заученно подал свою реплику Дудли, предлагая свернутую жирным кренделем руку невидимой даме.
Подал реплику – ещё ладно, но свёрнутая крендельком рука. Вы можете себе это представить? И как он её предложил?
Поклонники Махаона, неужели вы действительно всего этого не замечаете?

– Сегодня твой день рождения, – осклабился Дудли. – Чего же тебе не прислали открыток? У тебя что, нет друзей в этой твоей дурке… куда тебя сбагрили?
– Не боишься, что мамочка услышит, как ты мою дурку обсуждаешь? – холодно осведомился Гарри.

Гнездо
Это знаете что? Это Нора! В которой живут Уизли! Повторяю, где обещанный достоверный перевод?!

– Ты нашел что-нибудь, пап?
– Да не особенно

Не особенно нашел?

Муглофил Артур Уизли.

Магазин «Дашиша и Гашиша»
Это «Дэрвиш и Бэнгз».

Мугродья
Грязнокровки, если кто не понял.

лето оборачивалось хуже предыдущего

Горескоп
Он, вообще-то, об опасности должен предупреждать, а не горе измерять.

ГрандУлёт
Это автобус «Ночной рыцарь»

Стыдобушка стуканутая
Это близнецы о Перси и его значке старосты.

Сгубит
Это то, что Трелони увидела в чашке у Гарри

Люпин о боггарте:
Понимаете, вризрака приканчивает смех.

У Огрида тут же промокли морщинки вокруг глаз-жуков. Он обхватил руками Гарри с Роном и сгрёб их в сокрушительном объятии.

Голос у неё вдруг стал насморочный.

адью-покедова
Это Хагрид сказал

Потом размахнулась нога Гермионы

Больница св. Лоскута.

Фрэнк готовился отметить свое семидесятисемилетие
А проще никак нельзя было написать? И они ещё говорят, что это легко читается.

никто из Реддлей не был задушен, не задохнулся сам
А с чего бы им самим задыхаться? Это такой способ самоубийства?

И вообще, Гарри, я не знаю, может, шрамы от проклятий всегда немножечко зудят… Надо будет спросить у папы…
Оказывается, шрам у него всего лишь чесался! А Роулинг-то нам расписывала, как Гарри мучился от боли.

В ухе — серьга с чем-то вроде звериного клыка. Одежда была бы вполне уместна на рок-концерте, а ботинки, как заметил Гарри, не из кожи, а из панциря дракона.
Панцирь дракона? Это что-то новенькое.

Они не прошли и нескольких шагов, как из сада им навстречу на гнутых лапах вылетел кот Гермионы, рыжий Косолапсус.

В общем, не перевод, а сборник перлов. И ведь кому-то это нравится!

Мнение: почему перевод Спивак — лучший

Оговорюсь, нижеизложенное — сугубо личное мнение. Не позиция журнала «Мир фантастики», не взгляд редактора книжного раздела этого журнала. А просто мнение поклонника фантастики с очень солидным стажем чтения.

Подробности скандала

Поклонники «Гарри Поттера» запустили петицию против перевода Спивак

Почти 15 000 фанатов просят не отдавать перевод автору «Злотеуса Злея» и «профессора Самогони».

Сначала немного истории. Когда «Росмэн» только приступил к выпуску книг Роулинг в России, цикл уже был международным бестселлером, но тотальное мировое безумие вокруг него только начиналось. До нас доходили лишь отголоски, потому, похоже, в издательстве опасались, что серия «не пойдёт». Иначе невозможно объяснить, почему для перевода потенциального мега-хита не были привлечены лучшие силы. Ведь есть в России действительно выдающиеся переводчики с английского, на счету которых немало блестящих работ. Лихачёва, к примеру, или Доброхотова-Майкова. Есть и немало других. Но понятно, что работа высококлассного переводчика стоит денег. И для перевода «кота в мешке» такого привлекать просто не имеет смысла. Вероятно, книги о Поттере сочли именно таким «котом», ведь подростковое фэнтези в те времена у нас не котировалось. Достаточно сказать, что первый тираж книги составил скромные для такого хита 30 тысяч. Это потом уже были допечатки — почти полмиллиона, не говоря уже о многочисленных переизданиях.

В общем, «Росмэн» каким-то «левым» образом привлек к работе над «Философским камнем» Игоря Оранского, спортивного журналиста, который заодно баловался переводом фантастических рассказов. Сам Оранский отмечал, что остался к тексту Роулинг абсолютно равнодушен. В результате книгу просто неинтересно было читать. Совершенно непонятна была вся шумиха вокруг романа и цикла на Западе. Они что там, рехнулись? С какой стати эта унылая и наивная фигня заделалась мировым бестселлером?

С этих книжек у многих началось знакомство с «Гарри Поттером»

Уже сложившаяся поттеровская фан-база (ведь по-английски у нас читает немало людей) буквально взорвалась! О, какие бури бушевали в Сети! При большом желании (ведь интернет помнит практически всё) можно покопаться в этих древних записях 2000 года и насладиться… Перевод Оранского просто распяли, и хотя ряд ошибок в дальнейших изданиях был исправлен, «чёрная метка» прочно закрепилась за этой работой. Самое забавное, что даже этот спорный вариант имел солидный успех, хотя, вероятно, шумихе вокруг поттерианы способствовала мировая истерия.

И вот на этом фоне в Сети стали появляться «народные переводы» — как первого, так и других, уже вышедших на Западе томов. Они были ужасны — фактические подстрочники, которые редактировали все кому не лень. И одним из таких самопалов был перевод Маши Спивак, который на фоне остальных выделялся словно бриллиант среди булыжников.

Более того, поттериана от Спивак (а она принялась постепенно переводить и остальные книги) среди фэнов котировалась намного выше официальных версий от «Росмэна»! Хотя начиная со второго тома издательство привлекло солидные силы. «Тайную комнату», «Узника Азкабана» и отчасти «Кубок oгня» переводила именитый филолог-профессионал Марина Литвинова. А в работе над последующими книгами участвовал целый блестящий коллектив, среди которых были такие звезды отечественного литературного перевода, как Виктор Голышев, Владимир Бабков, Леонид Мотылев, Сергей Ильин, Майя Лахути. Хотя ляпы встречались и здесь. Например, финальный роман цикла, «Дары Смерти», получился скомканным. Ради оперативности книгу переводили сразу трое — Ильин, Лахути, Сокольская, отчего роман стилистически вышел очень разнородным. Именно ради исправления подобных недочетов и существует литературный редактор, которого, похоже, у этого издания просто не было…

Читать еще:  Как найти воду под колодец у себя

«Гарри Поттер» от РОСМЭН: «чёрная серия»

К тому времени переводы Спивак были уже фактически запрещены, ведь официально они считались пиратскими. История об охоте на них — это отдельная песня! И как только фанаты не исхитрялись, борясь с системой, — «Эм. Тасамая» стала фактическим мемом…

И вот сейчас, когда права на издания поттерианы перешли в другие руки, «Махаон» и «Азбука-Аттикус» использовали именно переводы Спивак (понятное дело, сильно отредактированные в сравнении с сетевыми версиями). Пока речь шла о переизданиях книг, которые, судя по всему, были уже практически в каждом доме, особого шума это не вызвало. Однако с появлением новой книги о Поттере ситуация изменилась. Все, кто фанател от поттерианы, наверняка захотят купить новый роман, — но ведь подавляющее большинство «охвачено» именно росмэновским переводом, и версия от Спивак кажется им чуждой. Так что шумиха понятна.

Я не берусь судить о сравнительных преимуществах и недостатках росмэновской и азбучной версий в плане фактологии, к примеру. Тем более что скоро у нас выйдет обстоятельная статья на эту тему. Выскажу лишь своё мнение как человек, читавший обе версии. Лично мне поттериана от Спивак нравится гораздо больше, и вот почему.

Спивак очёнь чётко ухватила дух поттерианы. Её перевод часто упрекают в «детскости», но, помилуйте, цикл ведь и написан преимущественно для детей! В первом романе герою всего одиннадцать, с каждой книгой он взрослеет, что происходит и с его читателями. И выбранный Спивак подход совершенно оправдан. Перед нами прежде всего увлекательные сказки «со смыслом», причём с каждым новым томом сказочности становится всё меньше, а смысла всё больше. Романы о Поттере версии Спивак — это вменяемый синтез очаровательной сказочности, детской непосредственности, внешней увлекательности и вполне серьёзного смыслового наполнения. Именно этого не хватает росмэновскому переводу — авторской магии, без которой не было бы столь сумасшедшего успеха серии, там просто нет! Перевод делали серьёзные люди, работавшие профессионально и ответственно. Но не более того…

Хотя главный просчёт, пожалуй, именно в том, что росмэновскую версию суммарно переводило аж двенадцать человек! Ситуацию мог бы исправить ОДИН литредактор, который приводил бы разнобойный перевод к общему знаменателю. Ну, как это делал, к примеру, Александр Жикаренцев, в своё время курировавший в «Эксмо» переводы Терри Пратчетта — там ведь тоже работало много людей, и не все переводы были одинаково хороши. Но увы.

Переводы же Спивак в этом смысле гораздо более цельные. С первого до последнего слова серии переводом занимался один человек, который к тому же был искренне увлечён оригиналом и работал от всей души. И это тоже немаловажно… Именно «душевность» привлекает в версии от Спивак — текст Роулинг живёт и играет, дышит и блестит. Его читаешь с наслаждением, с радостью, он по-настоящему «вкусный», словно пакет разноцветных конфет из-под новогодней ёлки… На этом фоне росмэновская версия смотрится плотным и сытным обедом из первого-второго-третьего. Питательно, полезно — да, возможно. Только, увы, невесело.

В «Махаоне» вышло вот такое шикарное издание «Гарри Поттера»

Пожалуй, главный недостаток версии Спивак, который и стал камнем преткновения, — это перевод имён собственных и ряда названий. Здесь, пожалуй, отчасти можно согласиться с недовольными. Если в начальных, самых беззаботных и сказочных томах цикла «говорящие» имена ещё смотрелись пускай и экзотично, но более или менее уместно, то в более мрачных книгах их откровенная детскость выглядит уже просто нелепо. Злотеус Злей, бррр… С другой стороны, в росмэновских переводах тоже есть такие перлы, что закачаешься, — Долгопупс, к примеру. Наверное, более уместным было бы вообще не переводить имена, ограничившись сносками или подробным глоссарием. Но что сделано, то сделано — в обоих вариантах.

Однако если отрешиться от имен и терминов (тем более что многие из них довольно удачно отражают сущность персонажей, названий и предметов), остальные претензии к переводам Спивак просто рассыпаются в прах.

Более того, уверен на сто процентов: если бы «Росмэн» с самого начала выпускал поттериану именно в переводе Спивак, то все те, кто сейчас с пеной у рта кричат им «ату!», с тем же самым пылом-жаром их бы защищали. Потому что вопрос вовсе не о реальном качестве переводов. Право первородства и дело привычки — вот в чём секрет. Подавляющее большинство читателей поттерианы познакомилось с книгами именно в переводе «Росмэна» — и просто привыкли к нему. Будь он хоть в миллион раз хуже переводов Спивак — первая любовь не ржавеет…

Но тем, кто только знакомится с книгами Роулинг, от всей души советую: читайте сами и давайте своим детям этот цикл именно «от Спивак». Получите гораздо больше искреннего удовольствия! А остальным придётся смириться или пойти по проторенной дорожке фанатов «нулевых», создавая сайты с «народным переводом» восьмого тома серии…

Подробный разбор двух переводов

Гарри Поттер: какой перевод лучше?

Волан-де-Морт против Злотеуса Злея, «Росмэн» против Марии Спивак: анализируем и выбираем победителя.

Мнение: Кто боится Марии Спивак?

Как только российское издательство «Махаон» сообщило, что готовит переиздание всех книг о Гарри Поттере в переводе Марии Спивак, редакцию буквально засыпали гневными посланиями и обвинениями. Интернет закипел, когда проснулись сторонники перевода Спивак. Репортер Potterland.ru De GRAY решил вспомнить, почему в начале двухтысячных он, как и многие другие читатели и критики, предпочел перевод Спивак официальному изданию от РОСМЭН.

Прежде всего, отмечу, что сравнение переводов поттерианы от Марины Литвиновой и ее команды (РОСМЭН) и от Марии Спивак — это далеко не новое явление в рунете. Сравнивали их всегда: на эту тему писались тексты самые разнообразные: от школьных сочинений и заметок на форумах до газетных статей и дипломных работ. Литературная критика, что лично мне кажется вполне закономерным, стабильно отдавала предпочтение переводам Спивак. Самый известный тому пример – это цитата из газеты «Власть», аналитик которой заметил, что перевод Марии Викторовны обладает всеми достоинствами, которых лишено издание от РОСМЭН. В 2001 году перевод поттерианы от Марии Викторовны даже был номинирован на премию «Малый Букер» (помимо этого, в копилке Спивак серебряный приз премии «Единорог и лев» за перевод романа Николаса Дрейсона).

Вполне предсказуемо, недовольство в первую очередь вызвало решение Спивак адаптировать имена собственные героев. Причем самым частым аргументом против ее решения было такое заявление: «Имена собственные не переводятся никогда! Это правило!» Самое странное, что некоторые из пишущих такие строки называют себя дипломированными переводчиками или студентами филологических факультетов. Автор этой статьи похвастаться дипломом не может, хотя и вовсе не чужд переводческой деятельности. Тем не менее, я оставляю за собой право недоумевать, откуда могло взяться такое правило. Возможно, это, товарищи, ваши личные убеждения. Однако выдавать свои убеждения за законы, по меньшей мере, странно.

Возьмите со своей книжной полки любую книгу, которая является признанной классикой всемирной литературы для детей (а «Гарри Поттер», что ни говори, писался в первую очередь для детей, и тот факт, что он интересен и взрослой аудитории, лишь говорит о талантливости автора и возможности постановки произведения в один ряд, скажем, с «Алисой в стране чудес»). Вот, кстати, об «Алисе». Неужели кого-то смущает, что на страницах классического перевода Демуровой появляются Траляля и Труляля вместо оригинальных Твидлдума и Твидлди? Смущает, что девочка с виллы «Курица» известна нам как Пеппи Длинныйчулок, а не как Пеппи Лэнгструмп? А еще нам всем известны Дюймовочка, Золушка, Капитан Крюк…

Почему же стоит поднимать столько шума вокруг Риты Вритер, Аластора Хмури или Сверкароля Чаруальда? Некоторые варианты адаптации имен и названий у Спивак – это настоящие находки. Упивающиеся Смертью, Бирючинная улица, «У Завитуша и Клякца», усладэль. Многие читатели, которые были с «Гарри Поттером» с самого начала, не могли не почувствовать в этих вариантах локализации романтику коридоров замка Хогвартс. Противники же начинают иронизировать: почему тогда не обозвать Гарри Поттера Игорем Горшковым? А потому что перевод имен для Спивак вовсе не самоцель. Она переводит их лишь тогда, когда ей кажется необходимым передать оттенки смысла, которые Роулинг вкладывала в то или иное имя, или же для того, чтобы адекватно передать каламбуры и игру слов.

Традиционно, больше всех от недовольных достается бедному профессору Злею (так Спивак адаптировала фамилию Снейпа). К слову, локализации его фамилия подверглась и в официальных западных переводах (Rogue – во Франции, Piton – в Италии, Kalkaros – в Финляндии…).

Читать еще:  К чему снится много воды если

Это уже, бесспорно, дело вкуса. Делом вкуса можно назвать и всю эту возню с именами. Однако понять возмущающихся я все же не в силах. Ведь любой недовольный пока еще может приобрести книги в переводе РОСМЭН, который внезапно многие стали превозносить как лучший (на кого же он нас покинул!), хотя к нему претензий накопилось действительно много. Ну и наконец, всегда остается оригинал.

Хватит об именах. Поговорим о более серьезном достоинстве перевода Марии Викторовны. Как сказала она сама в интервью нашему порталу, «мои переводы наиболее точно передают «дух и букву» произведений Роулинг». И это истинная правда. Спивак действительно удалось мастерски передать авторский стиль мамы Ро. Если вы читали поттериану в оригинале, то не могли не заметить, насколько прост язык Роулинг: в нем нет и намека на излишнюю цветистость, нет нагромождения словесных конструкций, нет неуместной патетики и выспренности (все вышеперечисленные особенности, однако, почему-то присутствуют в переводе от РОСМЭН).

Наррация Роулинг – это живая, порхающая бабочка, в меру яркая и потому изящная. Перевод Литвиновой – это попытка эту бабочку насадить на иглу и высушить. Мало того, ее крылья еще и раскрашивали маркерами: известно, что Литвинова периодически переписывала, коверкала предложения Роулинг, а иногда и добавляла те, которых не было в оригинале. На метафору с бабочкой меня, возможно, вдохновило название издательства «Махаон». В данном случае – оно, как и имена героев Роулинг, говорящее. Перевод Спивак, быть может, не идеален, но нашу бабочку он пощадил.

Наверное, за годы споров все эти «аргументы за Спивак» приводились уже не раз. Но узнав, скольких претензий «удостоилось» решение «Махаона» опубликовать «Поттера» в именно этом переводе, я счел разумным напомнить поттероманам эти самые аргументы. А в завершение отмечу, что меня, как и многих других, это решение чрезвычайно обрадовало. Это воистину «Гарри Поттер», которого мы так долго ждали.

HPForum.ru

Форум Клуба Гарри Поттера

Перевод Марии Спивак.

  • Перейти на страницу:

Перевод Марии Спивак.

Сообщение X-Sive » 02 окт 2004 20:08

Re: Перевод Марии Спивак.

Сообщение Барон » 02 окт 2004 21:08

Сообщение Derfflinger » 02 окт 2004 21:15

Сообщение Траке » 02 окт 2004 21:18

Сообщение Resurrectra » 02 окт 2004 21:39

Лично мне больше понравился Народный перевод

Правда «Висли» и «Эрмиона» всегда смущали, но Машин Думбльдор — тоже не сахар=)

Сообщение Dimhan3D » 03 окт 2004 00:39

Сообщение CrazyLi » 03 окт 2004 02:06

There is nothing you can say, there is nothing you can do. Except pray for death.

Супостатский советник.
Crazy88

Сообщение X-Sive » 03 окт 2004 13:11

Сообщение Derfflinger » 03 окт 2004 14:34

Сообщение Shido » 03 окт 2004 15:08

Сообщение Regina » 04 окт 2004 05:17

Сообщение Sourcier » 04 окт 2004 12:53

Сообщение Madonna » 04 окт 2004 13:26

Сообщение Натали Лоуренс » 04 окт 2004 17:17

Сообщение Madonna » 04 окт 2004 18:39

Сообщение Regina » 04 окт 2004 19:51

Сообщение Sourcier » 05 окт 2004 12:09

Сообщение Derfflinger » 05 окт 2004 14:22

Вообще-то, имена при переводе на русский транскрибировать крайне не рекомендуется. Существует 4 способа перевести имя: 1) транскрибция, 2) транслитерация, 3) прямой перевод, 4) использование традиционного написания. В каждом конкретном случае переводчик ОБЯЗАН решить, что именно нужно использовать. И по каким причинам. А иначе возникают «императоры Ниро».

В случае если имя имеет традиционное написание, то следует использовать именно его. Поэтому сову Гарри ПРАВИЛЬНО называть Ядвигой. Транслитерация применяется (в основном) если слово было заимствовано из латыни (типичный пример — Лондон). В ГП транслитерируется имя Гермионы.

Так что если игрок назван в честь хана, то его фамилия именно что Крум.

Сообщение Freezing Spell » 05 окт 2004 18:47

Сообщение Натали Лоуренс » 05 окт 2004 22:52

Сообщение Clarita » 06 окт 2004 00:33

Сообщение CrazyLi » 06 окт 2004 01:47

There is nothing you can say, there is nothing you can do. Except pray for death.

Супостатский советник.
Crazy88

Сообщение Derfflinger » 06 окт 2004 08:31

Сообщение Clarita » 06 окт 2004 11:50

Сообщение Derfflinger » 06 окт 2004 12:20

Как только мы допускаем, что имена МОГУТ переводится не только транскрипцией, сразу возникают дополнительные варианты: оказывается, что Black Prince (принц Эдуард, 14 век) переводится как Черный Принц (прозвища всегда переводятся). Затем оказывается, что ряд имен в английском тексте — это искаженные имена иностранцев (не будет, надеюсь, никто настаивать, что фамилии болгарских игроков следует транскрибировать?). Можно добавить еще то, что в названии географических объектов и улиц полный разнобой, тип «Новой Шотландии» или «Верхней Вольты».

Так что пока переводчик знает, что делает, переводы имен — полностью на его совести. К примеру, берем Albus Dumbledore и видим слово Albus (а это Белый, на латыне). Значит имя переводим как Альбус, но тогда и фамилию следует переводить не с английского, а с латыни. Конечно, здесь есть тонкости и повод для обсуждения. Но утверждать, что имена следует только транскрибировать — неразумно.

Гарри Поттер перлы в переводе Спивак

Войти

Гарри Поттер в переводе Спивак

В прошлом году до поклонников книги Гарри Поттер дошла радостная весть. «Гарри Поттера» собираются выпустить в новом переводе! Ура-ура, кричали люди, наконец-то не будет больше Снегов и Долгопупсов, не будет больше отсебятины и домысливания от переводчиков, а мы получим настоящего ГП! Потому что – а как иначе? За прошедшие годы Роулинг столько всевозможных деталей рассказала нам о своей книге, столько вышло книг, досконально разбирающих магию ГП, столько понаписано в Интернете фанатами, открываюшими и открывающими всяческие тонкости устройства мира ГП, столько, короче говоря, стало информации – что просто, казалось бы, невозможно перевести ГП плохо или неправильно.

Радость поклонников Роулинг сильно поуменьшилась, когда стало известно, что новый перевод совсем не нов. Перевод Марии Спивак больше десяти лет лежит в сети и доступен любому желающему. (Удивляет, кстати, вечное возмущение издателей тем, что книги ПОСЛЕ публикации сливаются в сеть, отчего, как они утверждают, падают тиражи – при этом, нимало не смущаясь, большими тиражами выпускают книги ДО публикации уже пролежавшие в сети).
Однако, говорили нам, перевод Спивак будет отредактирован и мы получим точный, правильный и вообще просто шикарный перевод. У перевода Спивак были свои фанаты (не путать с фанатами книги ГП), которые, несмотря на Гарри, проживающего в буфете, ручек метел, сделанных из «отборного пепла», и прочие нелепые фантазии, почему-то свято верили в то, что перевод Спивак точнее, чем прежний официальный перевод, сделанный издательством Росмэн.
Словом, страна замерла в ожидании.

Когда в интернет-магазинах появились сканы первых страниц новой книги, сначала никто не поверил. «Да нет, – говорили люди, – это, наверное, черновик. Это, наверное, еще отредактируют. Не может быть, чтобы такое издали».
Оказалось, может.

Померкла даже радость поклонников Спивак. Текст изменился настолько, что это теперь – почти другая книга. Кроме того, даже поклонники перевода Спивак надеялись, что имена персонажей все-таки заменят на настоящие (т.е. те имена, что дала им Роулинг). Но нет. Думбльдор, Огрид, мадам Самогони, муглы, Злотеус Злей – получите, распишитесь.

Я очень люблю книгу Роулинг – в оригинале. Мне не нравится называть себя фанаткой – хотя, возможно, это как сумасшедшему не нравится называть себя сумасшедшим . В любом случае, я думаю, что отношусь к этой книге скорее как к своему хобби. Люблю все, что с ней связано, люблю выискивать все новые и новые смыслы в тексте (вот уже сколько лет я этим развлекаюсь, а там еще есть что найти). Это, наверное, одна из причин того, что я увлеклась выискиванием (и мысленным исправлением) ошибок в «новом переводе», которым, между прочим, несть числа.

Честно сказать, не могу и сама себе ответить на вопрос: «Зачем я это делаю?». Отчасти это желание излить свое возмущение ужасными книгами и враками, что они якобы «отличаются абсолютной выверенностью текста по отношению к оригиналу. Выверенностью во всем до мелочей» – так пишут в аннотации к ней. Отчасти это для меня повод снова покопаться в оригинале и взглянув на него под новым углом, снова открыть что-то, что прежде ускользнуло от внимания… Отчасти – желание делиться знаниями .

Ну, как бы то ни было, этот жж посвящен ошибкам в «Гарри Потере» спиваковского пошиба. Начну я с того, что выложу сюда свои посты, написанный вконтакте, – о первой книге (кто их уже читал, не обессудьте), после перейду ко второй.

Постараюсь не писать о стилистических уродствах текста, потому что их и объяснить трудно, и понять нелегко – вроде таких, например, обрубков предложений как: «Открыл, поднял, щелкнул» там, где должно бы быть грамотное: «Он открыл крышку зажигалки, поднял ее над головой и щелкнул кремнем». Сосредоточусь больше на очевидных ошибках типа «черепаха вместо жабы».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector