19 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Требования к пожарным лифтам

Пожарная безопасность лифтов: правила и требования

При возникновении пожара внутри объекта с лифтом, возникает опасность задымления шахт, кабин, блокировки людей, находящихся в них, из-за повреждения оборудования.

Пожарная безопасность лифтов – это уровень защиты оборудования, пассажиров, грузов от огня, дыма и высокотемпературного теплового воздействия.

За ее обеспечение отвечают:

  • Собственники зданий, их частей, где они установлены.
  • Организации, на балансе которых находятся объекты с лифтами.
  • Управляющие компании или ТСЖ.
  • А также предприятия, осуществляющих установку и технический сервис оборудования.

Пассажирский лифт внутри здания

Требования пожарной безопасности

Согласно ГОСТ 33605-2015, дающего термины, определения лифтовому хозяйству, лифты – это устройства, перемещающие людей и/или грузы с одного этажа/уровня строительного объекта на другой внутри кабины, что движется по жестким направляющим с углом отклонения от вертикали не больше 15°.

Существуют следующие виды таких инженерных устройств:

  • Лифты пассажирские.
  • Грузопассажирские.
  • Грузовые лифты.
  • Для транспортировки пациентов медицинских учреждений, часто называемые больничными.
  • Лифты для пожарных подразделений, позволяющие использовать их для разведки, ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Противопожарные требования к лифтам изложены во многих законодательных, нормативных документах, начиная со статей 88, 89, 140 ФЗ-123 – «Технического регламента о требованиях ПБ»:

  • Предел стойкости к огневому воздействию дверей шахт – не ниже EI 30, а на объектах высотой не больше 28 м – Е 30.
  • Строительные конструкции ограждения лифтов, размещенных вне лестничных отсеков, машинных отделений, за исключением размещаемых на кровле, должны отвечать параметрам огнестойких перегородок первого типа, перекрытий – третьего типа. При этом не предъявляются требования по огнестойкости к строительным элементам, разделяющим шахты, машинные помещения.
  • Строительные проемы шахт, выходящие в холлы, фойе, коридоры, кроме поэтажных площадок лестниц, следует заполнять дверями, стойкостью к огню не меньше EI 30; противопожарными шторами с пределом не меньше EI 45, автоматически заполняющими проемы при обнаружении очага возгорания.
  • В строительных объектах, чья высота равна/больше 28 м, шахты лифтов, не обеспеченные тамбур-шлюзами с избытком воздушного давления, холлами с системами его подпора, необходимо оснащать вентиляционными установками, создающими избыток воздушного давления в лифтовых шахтах.
  • В подземных этажах строительных объектов входы в лифты должны быть защищены тамбур-шлюзами первого типа, обеспеченными при возникновении возгорания установками нагнетания избыточного воздушного давления.
  • Эвакуационными путями эвакуации не следует считать лифты, коридоры объектов с выходами из лифтов; лифтовые холлы, тамбуры лифтов, если их ограждения не являются строительными преградами огню.
  • На площадках этажей зданий около лифтов, используемых людьми, чья возможность передвижения ограничена, следует создавать зоны безопасности, защищенные от контакта с опасными факторами пожара, где они будут дожидаться прибытия пожарно-спасательных подразделений. К таким лифтам предъявляют требования ПБ, аналогичные для подъемного оборудования, предназначенного для транспортирования бойцов пожарных формирований.

СП 112.13330.2011, регламентирующий ПБ объектов, указывает:

  • В строительном объеме лестниц, за исключением незадымляемых, следует устанавливать не больше 2 лифтов для пассажиров, что опускаются до 1 этажа здания. При этом элементы ограждения шахт следует выполнять из негорючих стройматериалов, без требований к стойкости к огню.
  • Аналогичные требования предъявляются для шахт, возводимых вне строительного объема строений.
  • Не допускается устраивать выходы из грузовых лифтов в лестничные отсеки строительных объектов.

Противопожарные требования к видам, устройству лифтов также установлены рядом национальных стандартов:

  • ГОСТ 34442-2018 – о пожарной безопаности лифтов, регламентирующий требования к пассажирским, грузопассажирским лифтам, не предназначенным для продолжения эксплуатации при возникновении пожара внутри строительных объектов.
  • Его действие распространяется на вновь устанавливаемые устройства, предназначенные для транспортировки пассажиров и/или грузов, на объектах, защищенных установками сигнализации о пожаре; а также он может использоваться в качестве нормативной базы для повышения уровня пожарной безопасности эксплуатируемых лифтов.
  • ГОСТ Р 53296-2009 об установке лифтов для пожарных подразделений, которые в нормальных условиях могут эксплуатироваться для перевозки пассажиров.

Машинными отделениями лифтов называют специальные помещения, выделенные стенами/перегородками, перекрытиями с дверями/люками, предназначенные для установки одного/нескольких приводов кабин лифтов, другого лифтового оборудования. В многоквартирных домах они размещаются на верхнем, техническом этаже, а в общественных зданиях, по СП 118.13330.2012*, их допустимо размещать также в подземном этаже.

Машинные отделение лифтов и пожарная безопасность которых у многих жильцов многоэтажных домов нередко вызывает опасения, на самом деле не настолько пожароопасные помещения, ведь категория машинного помещения лифта по пожарной безопасности – В4.

Это обусловлено невысоким объемом удельной пожарной нагрузки – наличием приборов управления, электродвигателя привода лифта, электрических кабелей, проводов; небольшого количества смазочных материалов, нанесенного на элементы механизмов подъемного-опускного оборудования.

К пожароопасным помещениям строительных объектов категории В СП 12.13130.2009 относит те, что характеризуются следующими видами пожарной нагрузки – горючими, трудногорючими материалами, веществами, находящимися в твердом, пылеобразном, волокнистом, жидком состоянии, которые взаимодействуя друг с другом, водой, окислителями, включая кислород воздуха, способны только гореть.

В зависимости от общего количества, способов размещения, физико-химических свойств этих материалов, хранящихся на площадях пожароопасных помещений категории В, их подразделяют на четыре типа – от В1 до В4, которая с нормативными показателями удельной пожарной нагрузки 1–180 МДж·м -2 является наименее опасной.

Критерием определения категорий В1–В4 служит отношение удельной пожарной нагрузки к площади размещения, которая для категории В4 на любых участках пола помещения не должна быть больше 10 м 2 .

СП 5.13130 не включает в перечень объектов защиты шахту и кабину лифта, которые нет необходимости оборудовать установками сигнализации и тушения пожаров. К В4 относится только машинное отделение, потому что это помещение.

В СП 12.13130 дается методика расчетов категорий по пожарной опасности, позволяющие определить машинные отделения как помещения категории В4.

Согласно расчетам на основе методик СП 12.13130, к таким помещениям так же относятся (категории В4) :

  • Электрощитовые.
  • Вентиляционные камеры.
  • Машинные отделения лифтов.

В связи с этим сигнализация в них не требуется.

Лифтовые холлы

Стоит еще немного рассказать отдельно про лифтовые холлы в свете требований законодательства, противопожарных норм:

  • В статье 88 ФЗ-123 указывается, что цеха, имеющие категории А, Б по взрывопожарной опасности, необходимо отделять от других отсеков объекта, в том числе лифтовых холлов, преградами с тамбурами, имеющими постоянный воздушный подпор.
  • СП 54.13330.2016 – в лифтовых холлах жилых многоквартирных домов необходимо устанавливать двери со светопрозрачным остеклением из армированного стекла.
  • СП 118.13330 указывает, что в общественных зданиях ширина холлов лифтов для пассажиров выполняется не меньше 2 м при расположении лифтов в один ряд, а глубина лифтовой кабины не больше 1,5 м; 2, 5 м – при глубине 1, 5–2 м; 1, 3 глубины кабины, если она больше 2 м.

При расположении лифтов в два ряда ширина лифтового холла принимается не меньше удвоенной глубины кабины.

Нормы правил пожарной безопасности

«ППР в РФ» запрещают на защищаемых объектах:

  • Устанавливать в лифтовых холлах объекты розничной торговли – киоски, ларьки, а также устраивать подсобные, складские помещения, организовывать хранение горючих материалов.
  • Размещать в лифтовых холлах оборудование, изделия, а также производственные отходы, мусор.

Руководитель организации должен обеспечить незадымляемость лифтовых холлов, что используются как безопасные зоны для граждан, ограниченных в возможности самостоятельного передвижения. Это достигается поддержанием в исправном состоянии строительных преград огню, заполнений в них, систем противодымной защиты; наличием средств защиты дыхания, связью с помещением пожарного поста, размещением знаков ПБ, указывающих направление движения.

Довольно много противопожарных требований изложено в «Техническом регламенте о безопасности лифтов», касающихся документального сопровождения, включая наличие сертификатов пожарной безопасности, использования, технического лифтового оборудования; а также диспетчерского контроля за их работоспособностью, методах безопасной эвакуации пассажиров из кабин.

Пожарная сигнализация в лифте

Вопрос: Нужна ли пожарная сигнализация в лифте?

По нормам – ни в машинном отделении, ни в шахте лифта, ни в кабине сигнализация не нужна.

В машинном отделении, потому что это В4, о чем есть прямое указание в СП 5.13130 по сигнализации; в кабине и шахте – они нигде не упоминаются в нормах. Так что на это вопрос можно и развернуто ответить, а можно кратко – нет, не нужна.

Пожарные извещатели в кабине лифта иногда монтируют компании производители, которые входят в систему пожарной сигнализации это совокупность систем безопасности здания и установки обнаружения очага возгорания, смонтированной внутри лифтовой кабины. Обычно состоит из дымового пожарного извещателя в защищенном исполнении, смонтированного за подвесным потолком пассажирской кабины.

Блок управления лифтами, подключенный к системам пожарной сигнализации объекта, позволяет при срабатывании отправлять управляющий сигнал для принудительного опускания лифтовой кабины на 1 этаж здания, блокировки ее для дальнейшего использования во время пожара.

Виды сигнализации, которые устанавливают внутри строительного объекта, оснащенного лифтами, зависят от его назначения, основного вида пожарной нагрузки. Чаще всего это комплекс приемно-контрольных приборов с датчиками дыма, подсоединенных к централизованной панели управления, установленной в помещении диспетчерской (пожарного поста).

ВАЖНО: шахта лифта, по сути, является трубой, по которой открытый огонь и ядовитые дымовые газы могут чрезвычайно быстро распространиться по всем этажам строительного объекта, если не будет обеспечена комплексная пожарная безопасность лифта.

Комплекс противопожарных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности лифтов

Выделение лифтовых шахт, машинных отделений, лифтовых холлов, тамбуров противопожарными преградами с огнестойким заполнением проемов в них как на стадии проектирования, так и в процессе строительства, эксплуатации зданий.

Блокировка управляющей аппаратуры лифтового оборудования с системами сигнализации, противодымной защиты для оперативной доставки кабины лифта на первый этаж здания для эвакуации пассажиров, невозможности дальнейшего использования до ликвидации пожара.

Читать еще:  Правила поведения при пожарах

Соблюдение противопожарного режима на путях эвакуации в зонах лифтовых холлов.

Заключение руководителями объектов договоров со специализированными предприятиями, осуществляющими технический сервис лифтового оборудования, систем пожарной автоматики.

Организация постоянного диспетчерского контроля за работоспособностью лифтов.

Лифт для пожарных подразделений: нормы и требования

Лифты для транспортирования пожарных подразделений (пожарные лифты для пожарных) являются составной частью комплекса инженерного оборудования зданий и сооружений различного назначения, а так же одним из видов пожарно-технических средств, обеспечивающих перемещение пожарных подразделений на этажи зданий для выполнения работ по спасению людей, обнаружению и тушению пожаров.

О том, что строго запрещено пользоваться пассажирскими лифтами как в жилых многоквартирных домах, так и в общественных зданиях для эвакуации из них в случае возникновения пожара знают большинство людей, а так же прошедших обучение ПТМ в специализированных центрах, в организации и на предприятии. Действительно, как показывает печальная статистика, после отключения электроснабжения здания в случае пожара и заполнения лифтовых шахт дымом, часто превращаются в смертельную ловушку, из которой нет выхода.

Но, есть и исключение из правил – это пассажирские лифты, предназначенные также для безопасной оперативной перевозки пожарных, или специальные лифты, установленные исключительно для этой цели.

В период нормального функционирования лифт для пожарных должен находиться в эксплуатации в качестве пассажирского либо служебно-хозяйственного лифта.

Лифты для пожарных могут устанавливаться в самостоятельном лифтовом холле или в общем лифтовом холле с другими пассажирскими лифтами и объединяться с ними системами автоматического группового управления.

Чем конструктивно, какими техническими, эксплуатационными характеристиками они в лучшую сторону в части обеспечения безопасности отличаются от других своих «собратьев» по быстрой транспортировке людей на этажи, отметки зданий, инженерных, технологических сооружений пойдет речь в этой статье.

Пиктограмма лифта для пожарных подразделений

Основные параметры и размеры

Надо сказать, что на практике такая инженерная система, необходимая для многих зданий, сооружений до настоящего времени остается довольно редкой в большинстве городов страны. Почему это так обстоит, стоит разобраться подробнее, чтобы понять суть проблемы.

К нормам ПБ, именуемым ГОСТ «Пожарные лифты», следует отнести следующие действующие сегодня в России официальные документы:

  • ГОСТ Р 52382-2010, определяющий требования к конструкции таких лифтов, безопасности людей в процессе перевозки.
  • ГОСТ Р 53296-2009, регламентирующий установку этих лифтов в строениях, сооружениях.
  • ГОСТ Р 22.9.11-2013, где установлены классификационный перечень, технические требования к аварийно-спасательным средствам для спасения людей из высотных зданий в случае возникновения ЧС, в том числе к лифтовому АСС, устанавливаемому снаружи строений.

Кроме них, установку, эксплуатацию пожарных лифтов в зданиях/сооружениях регламентируют:

  • Ст. 90 ФЗ № 123-ФЗ, предписывающая необходимость наличия средств подъема сотрудников пожарных подразделений на этажи зданий.
  • СНиП 21-01-97*, регламентирующий ПБ всех строений.
  • СП 118.13330.2012* об общественных зданиях/сооружениях.
  • СП 54.13330.2016 о жилых многоквартирных домах, где при определенных условиях также необходимо устройство таких лифтов.
  • НПБ 250-97, устанавливающий перечень требований к лифтам для доставки пожарных подразделений, монтируемых в строениях, сооружениях любого назначения.

Среди основных характеристик этих устройств необходимо знать следующие:

  • Пожарным лифтом называется внутреннее или наружное техническое устройство, оснащенное установками защиты, управления, связи, позволяющее обеспечивать безопасную оперативную доставку сотрудников пожарных, аварийно-спасательных подразделений на этажи/отметки защищаемых объектов.
  • Размеры лифта должны быть не меньше, чем 1,1 х 2,1 м, чтобы была возможность транспортировки в кабине носилок с неходячими больными, а также инвалидов в колясках из зданий лечебно-профилактического, социального назначения.
  • Ширина строительного проема шахты, а также двери кабины такого лифта обязана быть не меньше 800 мм.
  • Грузоподъемность пожарных лифтов должна быть не меньше 630 кг в высотных жилых домах, 1000 кг – в общественных строениях, производственных объектах, сооружениях.
  • Скорость перемещения пожарного лифта обязана быть не меньше Н/60 (Н – высота жилого/общественного строения, инженерного, технологического сооружения).
  • Обязана быть обеспечена надежная работоспособность систем противодымной вентиляции шахт, холлов пожарных лифтов, их блокировка с установками АПС, т. е. автоматическое включение при срабатывании датчиков дыма, тепловых извещателей.

Важно : кроме периода целевого использования во время разведки, локализации/ликвидации очагов пламени в здании, пожарный лифт может эксплуатироваться в качестве пассажирского или хозяйственного подъемника.

Требования к конструкции

Шахта такого устройства как расположенного внутри строения, так и пристроенная снаружи, должна выполняться из негорючих строительных материалов, чтобы предел стойкости к огню ограждающих конструкций был не ниже REI 120. В них, кроме дверных, допустимо выполнять технологические проемы для подвода инженерных коммуникаций: систем электроснабжения, управления/связи, систем вентиляции при условии заполнения их противопожарными люками, огнезащитной штукатуркой на всю толщину стен/перегородок.

Строительные конструкции ограждения холлов/тамбуров этих лифтов выполняются противопожарными перегородками 1 типа с дымо- и газонепроницаемыми дверями 2 типа с устройствами самозакрывания, а также уплотнения притворов.

Конструкции ограждения машинных отделений таких лифтов выполняются противопожарными преградами – не меньше REI 120, а их двери – не меньше EI 60.

Хотя согласно нормам ПБ лифтовые двери могут иметь пределы стойкости к огню не меньше EI 30, но противопожарные двери систем подъема бойцов пожарных формирований на этажи/отметки зданий должны быть не меньше EI 60.

Кроме того, к исполнению, комплектации, устройству таких лифтов существуют определенные требования норм/правил ПБ:

  • Элементы ограждения конструкции лифтовой кабины изготавливаются из негорючих материалов, или относящихся к группе Г1.
  • Внутренняя отделка/облицовка – не ниже Г2, группа воспламеняемости В2, дымообразующей способности Д3 и группа токсичности продуктов горения Т2.
  • Обеспечение резервным питанием по 1 категории электроснабжения для исключения остановки/блокировки во время движения.
  • Монтаж линии/кабеля связи от кабины до наружной стены здания для обеспечения постоянного контакта с руководителем тушения пожара.
  • В кабине лифта оборудуются потолочный люк и трап для обеспечения возможности подъема на ближайший этаж/отметку строения, а внутри шахты – скобы.
  • Двери лифта могут находиться в открытом состоянии только при нажатой кнопке, закрываясь, если ее отпустить, что дополнительно обеспечивает безопасность людей, находящихся в кабине.
  • Наличие в кабине устройства, сигнализирующего о перегрузке.
  • Исполнение, материал отделки пола кабины пожарного лифта должны быть противодействующими скольжению на мокрой поверхности. Группа распространения пламени РП2, дымообразующей способности Д3, токсичности продуктов горения Т2.
  • Плафоны устройств стационарного электричества освещения кабины лифта следует изготавливать из материалов группы воспламеняемости не ниже В2.

Правила установки в зданиях

Лифт для перевозки пожарных подразделений при делении строения на пожарные отсеки в обязательном порядке устанавливается в его каждой части. При использовании во время возведения лифтовой шахты стальных строительных элементов необходима огнезащита металлических конструкций для обеспечения, требуемого нормами, предела стойкости к огню.

Монтаж таких лифтов ведется в ходе строительства зданий/сооружений, реконструкции существующих, замене выработавших свой эксплуатационный ресурс пассажирских лифтов.

Пожарный лифт обычно не должен соединять наземные и подземные уровни здания/сооружения. Допустимо наличие остановок в наземных и двух подземных уровнях, включая цоколь. При наличии в здании три более подземных уровней требуется установка отдельного пожарного лифта с остановками на каждой отметке здания или сооружения.

Не только шахты таких лифтов, но и холлы/тамбуры в подземных этажах оснащаются самостоятельными системами/установками приточной вентиляции, создающими избыточное давление воздуха, вытесняющего дым из них.

При обеспеченности зданий, производственных объектов водяными стационарными системами пожаротушения монтаж спринклерных или дренчерных оросителей в холлах, тамбурах пожарных лифтов, а также непосредственно перед ними на отметке/этаже недопустим.

В то же время эти помещения защищаются пожарными извещателями установки АПС здания.

Режимы работы

Существует три режима. Пожарные нормы для лифтов говорят об этом следующее:

  • Перевозка пассажиров в нормальном повседневном режиме.
  • «Пожарная опасность» – режим установленной последовательности действий управляющей системы, который предписывает его принудительное движение на основной этаж посадки пассажиров, кроме команд непосредственно из кабины и поступающих по пути вызовов с этажей/отметок. По прибытии на посадочный, как правило, первый этаж лифт стоит с открытой дверью (дверями) до прибытия первого пожарного расчета.
  • «Перевозка пожарных подразделений» – алгоритм, обеспечивающий движение лифта, исключительно по командам пожарных из кабины. Это происходит не с помощью сенсорной панели, а только посредством нажимной не фиксируемой кнопки. При этом двери не открываются автоматически по прибытии на выбранную отметку здания, а исключительно по команде из кабины. Открытие происходит небыстро, что дает пожарным возможность оценки ситуации, подачи команды на закрывание дверей в случае непосредственной опасности.

Область применения

Согласно нормам ПБ пожарные лифты обязательны к установке на следующих объектах в:

  • зданиях учреждений для детей, престарелых, инвалидов, если высота здания превышает 10 м.
  • высотных жилых домах больше 50 м.
  • общественных, административных, производственных зданиях/сооружениях выше 28 м.
  • подземных автостояночных комплексах – при количестве этажей более двух.

Сегодня пожарные лифты становятся неотъемлемой инженерной системой противопожарной защиты современных жилых, общественных комплексов, новых производственных, инженерных объектов, технологических установок.

Когда нужен пожарный лифт и даже при его наличии, он не всегда используется. Почему – это непростой вопрос. Вызвано, это тем, что мало выполнить эту довольно сложную инженерную систему здания в полном соответствии с нормами ПБ, проектной документацией, обеспечив безопасность при использовании в условиях пожара; но и обеспечить его правильное обслуживание, ответственную эксплуатацию, взаимодействие специалистов инженерных служб объекта и сотрудников территориального подразделения МЧС.

Не секрет, что наученные печальным опытом использования такого инженерного оборудования, пожарные не без серьезных на то оснований, для чего достаточно вспомнить пожар на Останкинской телебашне; часто довольно скептически, крайне настороженно относятся к необходимости использования пожарных лифтов не в ходе учений, а в реальной обстановке по прибытии к месту вызова. Многие считают, что вести разведку, тушение пожара, лучше используя традиционные эвакуационные пути и выходы, а не полагаться на волю зачастую непредсказуемых технических устройств, становясь их заложниками в прямом смысле этого слова.

Читать еще:  10 упражнений для похудения в домашних условиях

Конечно, это ни в коей мере не говорит о том, что нужно отказаться от этой инженерной системы. Для этого есть как минимум две важных причины: их установка обусловлена обязательными нормативными требованиями; а их использование экономит время, силы пожарных в ходе разведки, тушения очага, следовательно, повышает шансы на спасение людей, оперативную ликвидацию пожара.

Регламент работы и документация

В целом пожарные лифты аналогично другим подобным устройствам, предназначенным для перемещения в многоэтажных зданиях/сооружениях должны соответствовать «Техническому регламенту о безопасности лифтов», утвержденному Правительством РФ в 2009 году.

Для обеспечения безопасной и долговременной эксплуатации пожарных лифтов ГОСТы требуют, кроме регулярного обслуживания, проведения периодических и полных технических освидетельствований этих важных инженерных систем здания, в том числе в режимах «пожарная опасность», «перевозка пожарных подразделений».

Схожие требования предъявляются к противодымной вентиляции лифтовых шахт, холлов/тамбуров.

По всем результатам обслуживания, переосвидетельствований ведется, заполняется соответствующая техническая документация согласно установленным нормам.

Предлагаем Вам ознакомится с образцами лифтов зарубежных коллег, как видно из видео, этот лифт используются для перевозки пассажиров, но внутри предусмотрен специальный люк, для подразделений пожарной охраны. Если сотрудникам противопожарной службы понадобится данный лифт, то с помощью специального ключа, он может быть переведен в нужный режим работы “Перевозка пожарных подразделений” . Ознакомьтесь с видео роликом, так же рекомендуем Вам включить субтитры (для этого выберите сначала Английский,а потом уже перевод на нужный Вам язык).

ГОСТ «Лифты для перевозки пожарных подразделений»

Лифт для перевозки пожарных подразделений бывает снабжен системой регулировки, спецсвязи и другими приборами. Он обеспечивает передвижение пожарной бригады на необходимый этаж при тушении огня.

Область применения. В каких сооружениях эвакуационный лифт обязателен?

Нормы безопасности при пожаре определяет ГОСТ Р 52382-2010, устанавливающий правила монтажа конструкций и безопасности пожарников во время движения. Государственный стандарт Р 53296-2009 регламентирует обязательность монтажа лифтов в различных зданиях. С этими документами должны быть ознакомлены руководящие органы всех учреждений и промышленных предприятий. ГОСТ Р 22.9.11-2013 содержит список требований к средствам эвакуации сотрудников из многоэтажных зданий, а также устройствам, которые расположены снаружи.

Монтаж ПЛ определяет Ст. 90 ФЗ № 123-ФЗ, которая рассчитывает количество лифтов и необходимость устройств подъема пожарников на этажи высотного дома. Определяются правила для жилых многоэтажных домов, где надо предусматривать эти конструкции. Регламентируется перечень требований к пожарным подъемникам, которые устанавливают в сооружениях.

Лифты для пожарных представляют собой подъемные приспособления, которые оснащены приборами связи и позволяют обеспечивать транспортировку работников пожарных служб на этажи домов.

Лифты должны обязательно устанавливаться на этих объектах:

  • детские сады и учебные заведения;
  • дома инвалидов при высоте здания больше 10 м;
  • многоэтажные жилые дома 50 м высоты;
  • корпуса предприятий, здания выше 28 м;
  • подземные ангары.

Основные параметры и размеры лифтов для пожарных

Необходимые стандарты размеров ПЛ регламентирует ГОСТ Р 52382, в том числе и правила безопасности подъемных изделий. Для отделки каркаса используют негорючие вещества. Нормы определяют обустройство кабин и сроки их эксплуатации. Устаревшие конструкции заменяют новыми или модернизируют. Если изделия изготовлены согласно нормам, то ущерб здоровью людей при возгорании будет минимальным.

Размер корпуса предусматривается не менее 1,1х2,1 м, чтобы обеспечить функцию перевозки носилок с потерпевшими и инвалидов-колясочников из поликлиник, домов престарелых, стационаров.

Ширина шахты должна составлять не менее 800 мм. Грузоподъемность передвижного устройства предусматривается не менее 630 кг — в многоэтажных жилых домах, и 1000 кг — в учреждениях и производственных корпусах. Скорость движения H/60, где H — высота объекта. Должны исправно работать вентиляционные приборы.

Требования к конструкции пожарного лифта и правила установки в зданиях

Пожарный лифт — элемент системы коммуникаций сооружения, один из группы технических средств, он обеспечивает перевозку пожарных бригад на этажи дома с целью проведения мер пожаротушения. Характеристики лифтов должны удовлетворять стандартам. В жилых домах грузоподъемность ПЛ составляет 630 кг, в учреждениях — 1 т.

Требования к лифтам для пожарников:

  1. На крыше подъемника имеется люк для пожарников.
  2. Необходимо чтобы лифты, которые движутся со скоростью 1 м/с, были снабжены кнопкой активации пожарного режима.
  3. Правила предусматривают также автоматическую активацию этого режима.
  4. Подъемники обеспечивают транспортировку людей на площадку или 1 этаж и отрывают двери для выхода.
  5. При горении вещества, из которых сделан подъемник, в норме не должны образовывать токсичные соединения, представляющие опасность для людей.
  6. Поверхность кабины подъемного устройства должна обрабатываться специальными огнеупорными составами, устойчивыми к высокой температуре.
  7. Должна быть обеспечена бесперебойная работа техники в условиях пожароопасности.

Режимы работы пожарного лифта

Подъемник для транспортировки пожарных является элементом противопожарной защиты зданий. После установки подъемного устройства организация снабжается документами по ТБ использования ПЛ при пожаре. Инженеры-разработчики и сотрудники пожарной инспекции должны работать совместно еще на стадии проектирования оборудования для защиты здания от пожара.

Документ «О правилах ППБ» предусматривает оборудование кабины выключателем, позволяющим вручную активировать режим перевозки пожарников. Если нажать кнопку «ON», то включается такой режим. Если нажать кнопку «Bypass», то приспособление переходит в стандартный режим.

Внутри подъемника имеется инструкция, как переключить лифт в режим перевозки пожарной бригады и правила пользования приспособлением при пожаре. Специалистов-пожарников обучают навыкам пользования подъемниками при локализации огня и тушении пожара и правилам борьбы с огнем в трудных условиях, при большом распространении пламени.

Регламент работы и документация

Во всех организациях и производственных предприятиях заранее надо проводить технический осмотр подъемника, должна проверяться работоспособность лифта, чтобы при пожаре он не подвел работников спецподразделений во время тушения огня и передвижения по этажам горящего сооружения.

Лифты с режимом перевозки пожарных подразделений функционируют в режимах:

  1. Перемещение пассажиров в стандартном режиме.
  2. «Пожароопасность». Определяет этапы действия приборов, когда обеспечивается автоматическое движение подъемника на 1 этаж.
  3. Режим «Перевозка пожарников» обеспечивает движение подъемника под управлением пожарников из подъемного устройства.

Движение осуществляется не с помощью автоматики, а после нажатия пожарниками специальной кнопки. По прибытии на этаж двери не открываются, как это происходит в условиях стандартного режима подъемника, а ими управляют пожарники из кабины подъемного устройства.

Двери открываются медленно, что позволяет пожарникам оценить обстановку, в случае близкого расположения пламени требуется закрыть двери кабины и переместить конструкцию пожарного подъемного устройства на более безопасную лестничную площадку другого этажа.

Пожарный лифт: особенности конструкции, монтажа и стоимость

В многоэтажных зданиях в случае возникновения чрезвычайной ситуации специальные пожарные лифты значительно облегчают работу пожарных и помогают быстро решить проблему эвакуации людей. Обязательное наличие данных конструкций в ряде сооружений предусмотрено законодательством. Однако важно не только обеспечить здание таким подъемным оборудованием, но и позаботиться о правильности его монтажа, удобстве функционирования и эффективности.

Каким же образом решается проблема обеспечения многоэтажного здания эвакуационными лифтами и только ли в высотках они нужны? Давайте разберемся детально.

В каких сооружениях эвакуационный лифт обязателен?

Эвакуационный лифт согласно СНиП 21-01-97 должен устанавливаться в зданиях, относящихся к одной из следующих категорий:

  • любые здания высотой более 28 м, исключая многоквартирные жилые дома;
  • многоквартирные жилые дома высотой более 50 м;
  • детские дошкольные учреждения высотой более 5 м;
  • больницы высотой более 5 м;
  • специализированные дома престарелых и инвалидов (неквартирного типа) высотой более 5 м;
  • спальные корпуса школ-интернатов или детских учреждений высотой более 5 м.

Где может быть установлен пожарный лифт?

Эвакуационный лифт устанавливается внутри или снаружи здания и ограждается конструкцией из негорючих материалов с проемами и отверстиями для дверей, оборудования и систем вентиляции. От установки пожарных лифтов снаружи здания зачастую отказываются, поскольку она снижает эстетическую составляющую и часто не вписывается в архитектуру, хотя такое конструкционное решение гораздо удобнее для работы пожарных.

Какие предъявляются требования к пожарным лифтам?

Ответ на вопрос о том, какими должны быть лифты для транспортировки пожарных подразделений, можно найти в ГОСТ Р 52382-2010 «Лифты пассажирские. Лифты для пожарных», ГОСТ Р 53296-2009 «Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях. Требования пожарной безопасности», ГОСТ Р 22.9.11-2013 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Аварийно-спасательные средства спасения из высотных зданий. Классификация. Общие технические требования».

Согласно ГОСТ лифты для пожарных подразделений изготавливаются из негорючих материалов. Они должны выдерживать вес не менее одной тонны и иметь габариты: не менее 1100 мм в ширину и 2100 мм в глубину, чтобы в кабине лифта могли свободно помещаться носилки. Для пожарного лифта обязательно предусматривается резервное питание, а также наличие специального кабеля для связи с пожарным подразделением снаружи здания. При любой высоте здания пожарный лифт должен достигать верхнего этажа не менее чем за одну минуту.

В кабине лифта обязательно устанавливаются потолочный люк и трап, с помощью которых в случае неполадок можно подняться на ближайший этаж. Разрешена установка в шахте специальных скоб, заменяющих трап. Шахта лифта должна сохранять такой уровень огнестойкости, чтобы обеспечивать безопасное передвижение лифта в течение двух часов с момента начала пожара. Двери кабины могут быть открыты только при удерживании в нажатом состоянии специальной кнопки. Как только кнопка отпущена, они должны сразу же закрыться, обеспечивая безопасность в тех случаях, когда лифт остановился на охваченном огнем этаже.

Читать еще:  Посадка баклажанов на рассаду уход за всходами

Шахты и холлы пожарных лифтов в подземных и цокольных этажах оснащаются автономными системами приточной противодымной вентиляции.

Инновационный эвакуационный подъемник «ПСК Содружество» – гарантия безопасности людей и успешного пожаротушения

Самым высоким современным требованиям к подъемной технике отвечает эвакуационный лифт «ПСК Содружество». Эту продукцию для обеспечения мер по борьбе с пожарами поставляет, монтирует, а также осуществляет ее сервисное обслуживание ООО «ПСК «Содружество». Помимо формального соответствия действующим нормативам, это подъемное оборудование обеспечивает всем группам населения, включая маломобильные, физический и психологический комфорт.

Уникальность лифтов «ПСК Содружество» состоит в том, что они позволяют подниматься пожарным с тяжелым специализированным оснащением на любые высотные отметки.

Особенности конструкции и работы

Подъемники «ПСК Содружество» производятся в различных модификациях. Наиболее универсальными являются самоходные кабины с ходовой частью зубчато-реечного типа. На поверхности здания монтируются мачтовые или рельсовые направляющие, обеспечивая подъемнику надежное закрепление и скорость передвижения свыше 90 м/мин. Предел огнестойкости всех узлов подъемника составляет более одного часа. Подъемники «ПСК Содружество» имеют разные габаритные исполнения, одномачтовый или двухмачтовый варианты, грузоподъемность от 800 до 8000 кг и вместимость от 10 до 100 человек. Все кабины полностью герметичны.

В подъемниках «ПСК Содружество» предусмотрены устройства для герметичной стыковки с окном/дверью сооружения. Один из вариантов такого устройства – выдвижной тамбур, через который можно проводить людей и переносить грузы из подъемника в здание/сооружение и обратно. Это повышает безопасность эвакуации и предотвращает усиление пожара, которое возможно при надуве воздуха через негерметичные соединения при стыковке.

Кабина подъемника обслуживается фильтровентиляционной установкой, обеспечивающей безопасность людей при сильном задымлении или действии токсичных веществ.

Стоит отметить, что российские создатели подъемников «ПСК Содружество» участвовали в разработке ГОСТ Р 22.9.11-2013 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Аварийно-спасательные средства спасения из высотных зданий. Классификация. Общие технические требования», который был утвержден приказом Росстандарта от 10 октября 2013 г. № 1146-ст. Этим стандартом устанавливается классификация и общие технические требования к средствам спасения людей из высотных зданий. Подъемники «ПСК Содружество» включены в перечень таких средств спасения. ГОСТ действует на территории РФ с 1 февраля 2014 г.

Особенности монтажа

Подъемники «ПСК Содружество» могут быть смонтированы как на внешней фасадной поверхности здания или сооружения, так и внутри, в пожарных лифтовых шахтах. На фасадной части предусмотрены варианты как стационарного, так и временного размещения. Для временного использования подъемники доставляются к зданию или сооружению и монтируются на мачты/рельсы при помощи специально разработанных автомобилей. Это актуально для жилых высотных зданий, которые имеют несколько подъездных секций, изолированных друг от друга.

Конкурентные преимущества

Подъемники «ПСК Содружество» всех моделей − уникальное российское изобретение, запатентованное в Роспатенте. Они могут быть использованы для подъема пожарных и техники в высотных зданиях, для эвакуации маломобильных групп населения из невысоких зданий, а также для транспортировки и работы боевых и спасательных антитеррористических подразделений. Подъемники «ПСК Содружество» устанавливаются практически на любой фасад здания без ущерба для его внешнего вида. Возможность временного размещения подъемников «ПСК Содружество» позволяет обеспечить быструю и эффективную организацию работы пожарных практически в любом здании, где пожаротушение и эвакуация людей имеющимися в наличии средствами затруднены или невозможны.

Срок поставки

В настоящее время ПСК «Содружество» заключен договор на серийное производство подъемников «ПСК Содружество» всех моделей. За вопросы производства отвечает одна из ведущих западноевропейских компаний в сфере подъемно-транспортного оборудования. При сборке лифтов используются стандартные комплектующие. За счет этого обеспечивается возможность быстрого изготовления различных серийных сертифицированных моделей подъемников «ПСК Содружество». С момента получения заказа они могут быть поставлены в течение 3–4 месяцев.

Применение пожарных лифтов

Возникновение возгорания в современном здании является ситуацией, которая требует наличия лифтов пожарного назначения для быстрого перемещения бригады спасателей и пожарных подразделений по этажам, а также ускоренной эвакуации людей. Пожарным лифтом называется устройство, с помощью которого обеспечивается быстрое перемещение пожарного расчёта по этажам для спасения людей и для обнаружения или тушения очага возгорания.

Обычный лифт в данной ситуации не может использоваться из-за своей невысокой грузоподъёмности, а также небольшой устойчивости перед влиянием огня и влажности. Грузоподъёмность современного лифта пожарного назначения составляет 630 кг.

Установка в зданиях

Лифтом для перемещения пожарных подразделений оснащаются следующие виды зданий:

  • любые здания за исключением многоквартирных домов, по высоте превышающие 28 метров;
  • многоквартирные современные дома, имеющие высоту от 50 метров;
  • детские образовательные учреждения, имеющие высоту от 5 метров;
  • больницы, по высоте превышающие 5 метров;
  • специализированные центры для престарелых людей и инвалидов с высотой от 5 метров;
  • стальные корпуса различных учреждений для детей, высота которых составляет более 5 метров.

Монтаж пожарного лифта требует обязательного учёта некоторых нюансов. Перед его установкой предварительно изучаются пути движения спасательных расчётов, прибывающих в случае чрезвычайного происшествия на место возгорания. При этом обеспечивается их прямой доступ из лифтовой кабины во все возможные точки здания.

Пожарные лифты такого типа чаще всего устанавливаются в специально выделенном холле или располагаются рядом с кабинами для перевозки пассажиров. При этом они объединяются в группу с единым управлением. В спокойное время эти лифты могут применяться для перевозки грузов и пассажиров.

Устройства обязательно оборудуются горизонтально раздвигающимися дверями, имеющими автоматическое управление. Установленный лифт должен исправно функционировать даже тогда, когда в шахте из-за противодымовой вентиляции появляется избыток давления. Пол лифтовой кабины имеет противоскользящее покрытие, а поблизости от места расположения пожарного лифта находится эвакуационный выход на лестничную клетку.

Особенности конструкций

Лифты для перемещения пожарной бригады по типу управления отличаются от простых лифтовых кабин. Крыша пожарного устройства оснащена люком для эвакуации людей, а сам лифт управляется только с помощью нажимных кнопок, так как применение кнопок сенсорного типа не допускается.

При пожаре двери такого лифта очень медленно открываются после поданной команды находящегося во внутренней части кабины пожарного. Это делается для быстрой оценки главным ситуации на этаже и мгновенного закрытия дверей лифтовой кабины.

Пожарный лифт имеет специальную усовершенствованную систему управления, действующую при возгорании. При появлении огня все кабины немедленно спускаются к первому этажу здания и открываются до появления пожарных.

При работающей противопожарной системе они блокируются. Для разблокировки требуется применяемый пожарными ключ. Сегодня каждый современный изготовитель лифтов пользуется собственным ключом, активирующим режим перемещения пожарных расчётов.

Поэтому в здании оборудуются специальные сейфы, в которых для спасательных подразделений размещаются подходящие к определённой модели устройства ключи.

В соответствии с общепринятыми требованиями лифт для перемещения пожарных оснащается прочными огнестойкими дверями, выдерживающими воздействие пламени не менее часа.

Область применения

Лифт, установленный для перемещения пожарного расчёта, устанавливается во внутренней части или снаружи здания. Он обязательно ограждается специальной конструкцией, созданной из негорючих материалов, а также оснащённой дверными проёмами, различным оборудованием и вентиляционной системой.

Сегодня от монтажа лифтов с уличной стороны здания чаще всего отказываются, так как при этом снижается эстетическая составляющая и установленное устройство часто не подходит к окружающей архитектуре, хотя эта установка является более удобной для действий пожарных подразделений во время возгорания.

Регламент работы и документация

Работа современных лифтов пожарного назначения регламентируется следующими документами:

  • ГОСТ 52382–2010 «Лифты для перемещения пассажиров и лифты для действия пожарных служб»;
  • ГОСТ 53296–2009 «Монтаж современных лифтов пожарного назначения в зданиях»;
  • ГОСТ 22.9.11–2013 «Безопасность при наступлении возгорания. Применение средств спасения для эвакуации людей из современных зданий»;
  • ГОСТ 28911 «Конструкция современных лифтов для перемещения пожарных должна полностью соответствовать установленным нормам и правилам»;
  • ГОСТ 3047.1 «Пожарный лифт обязательно оборудуется в отдельно отгороженной шахте, ограждённой конструкцией с высокой степенью огнестойкости»;

В соответствии с принятыми стандартами для изготовления лифтов пожарного назначения применяются негорючие материалы. Это оборудование может выдержать не меньше 1000 кг веса и создаются не менее 1100 мм шириной, а также 2100 мм глубиной для лучшего размещения носилок во внутренней части кабины.

Современный пожарный лифт оснащается резервным типом питания и проложенным кабелем, обеспечивающим связь с работающей пожарной службой. В здании различной высоты современный пожарный лифт поднимается на верхний этаж в течение минуты.

Его кабина оснащается потолочным люком для быстрой эвакуации застрявших в шахте спасателей, а также прочным трапом, позволяющим при неполадках быстро подняться на следующий этаж. Также во внутренней части шахты устанавливаются скобы, которыми заменяется трап.

Шахта лифта обладает повышенным уровнем огнестойкости и не менее двух часов после появления пожара позволяет кабине безопасно передвигаться. Двери кабины удерживаются в открытом состоянии с помощью нажатия специальной кнопки.

После её отпускания двери сразу же закрываются, что обеспечивает необходимую безопасность при остановке кабины на охваченном пламенем этаже.

В холле, на главном этаже рядом с местом расположения входа в лифтовую кабину обязательно оборудуется специальная ниша или металлический шкаф с размещённой переносной лестницей. Они оснащаются металлической дверью, закрываемой специальным ключом, позволяющим перевести лифт в рабочий режим для осуществления перевозки пожарного расчёта.

Шахты современных лифтов пожарного назначения, расположенные в подземном и цокольном помещении высотного здания обязательно оснащаются современными вентиляционными системами, с помощью которых ликвидируется быстро распространяющееся по этажам задымление.

В современных зданиях при появлении пожара лифты для перемещения пожарных сильно облегчают их действия и помогают быстро эвакуировать людей. Обязательное оснащение такими кабинами некоторых высотных сооружениях предусмотрено российским законодательством.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector