5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Технический регламент о требованиях пожарной безопасности

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ
«Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

С изменениями и дополнениями от:

10 июля 2012 г., 2 июля 2013 г., 23 июня 2014 г., 13 июля 2015 г., 3 июля 2016 г., 29 июля 2017 г., 27 декабря 2018 г.

Принят Государственной Думой 4 июля 2008 года

Одобрен Советом Федерации 11 июля 2008 года

ГАРАНТ:

С 1 января 2020 г. вступит в силу Технический регламент Евразийского экономического союза «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения» (ТР ЕАЭС 043/2017). С даты вступления технического регламента в силу выдача или принятие документов об оценке соответствия продукции обязательным требованиям, ранее установленным актами, входящими в право Союза, или законодательством государства-члена, не допускается

ГАРАНТ:

См. справку о технических регламентах

ГАРАНТ:

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

22 июля 2008 года

Технический регламент о требованиях пожарной безопасности вводит единый подход к организации и обеспечению пожарной безопасности и пожарной защиты.

Положения Регламента необходимо применять при работе с объектами защиты, в частности, в промышленности, на опасных производствах, при строительстве, а также в помещениях массового скопления народа. В Регламенте раскрыты основные понятия в области пожарной безопасности. Приведены классификации пожаров, пожарной опасности, веществ и материалов, пожароопасных зон, пожарной техники и т.п. Также определены системы предотвращения, обнаружения и тушения пожаров, защитные системы.

Так, установлено, что в зданиях, сооружениях и строениях должны применяться основные строительные конструкции с соответствующими пределами огнестойкости и классами пожарной опасности. Помещения должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения. Если ликвидация пожара первичными средствами пожаротушения невозможна, и если персонал находится в защищаемых зданиях, сооружениях и строениях не круглосуточно, то помещения должны быть оснащены автоматическими установками пожаротушения. Пожаровзрывоопасные объекты должны размещаться за границами поселений и городских округов. Если это невозможно, то должны быть разработаны меры по защите людей, зданий, сооружений и строений, находящихся за пределами территории пожаровзрывоопасного объекта.

Определено, что пассажирские лифты с автоматическими дверями и со скоростью движения 1 м/сек. и более должны иметь особый режим работы, обозначающий пожарную опасность. Он должен включаться автоматически и обеспечивать возвращение кабины на основную посадочную площадку, открытие и удержание в открытом положении дверей кабины и шахты.

Установлено, что электротехническая продукция не должна быть источником зажигания и должна исключать распространение горения за ее пределы.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 9 месяцев со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяти месяцев со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Парламентской газете» от 31 июля 2008 г. N 47-49, в «Российской газете» от 1 августа 2008 г. N 163, в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 30 (часть I) ст. 3579

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 538-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2019 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 244-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2017 г., за исключением подпункта «б» пункта 1 статьи 1 изменений, вступающего в силу с 31 июля 2018 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 301-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 234-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2014 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 10 июля 2012 г. N 117-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений, для которых статьей 2 установлены иные сроки вступления их в силу

Изучаем технический регламент о требованиях пожарной безопасности

Технический регламент по пожарной безопасности 123-ФЗ определяет конкретные и основополагающие правила безопасности при пожаре, классифицирует понятия в единую систему, разъясняет терминологию.

Положения технического регламента пожарной безопасности 123-ФЗ от 22.07.2008 обязательны:

  • на любом этапе создания, изменения, обслуживания, эксплуатации и утилизации объектов защиты;
  • при создании, утверждении, применении и исполнении техрегламентов и иной документации, касающихся безопасности при пожаре.

Основные требования

Технический регламент о требованиях пожарной безопасности определяет ряд требований. Каждый раздел Регламента содержит обязанности при проектировке, строительстве, эксплуатации жилых и производственных объектов (разделы II, III, IV), а также требования к технике (раздел V) и продукции общего назначения (раздел VI).

Разделами II, III, IV регламентируются общие требования к проектной документации на объекты строительства (помещений, зданий и других строительных сооружений) на всех этапах их создания и эксплуатации, а также классификация объектов, их элементов и частей, помещений, конструкций и материалов. Например, в зданиях должна быть предусмотрена возможность эвакуировать людей вне зависимости от возраста и состояния до того, как наступила угроза их жизни и здоровью, возможность спасения матценностей.

Раздел V касается пожарной техники в целом, а также отдельных видов, таких как первичные средства пожаротушения (огнетушитель, пожарные кран и шкаф); мобильные средства пожаротушения (автомобиль, мотопомпа, летательные аппараты, поезда, суда), автоматические установки пожаротушения (водяного и пенного пожаротушения), средства индивидуальной защиты пожарных и граждан при пожаре (дыхательный аппарат, противогаз) и т. д.

Разделом VI регулируются требования к информации о веществах и материалах, устанавливается обязанность производителя разработать документацию на них.

Что меняется с 2019 года

Пакет с таблицей поправок, который будет вводиться с 2019 года, не настолько объемный. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности 2019 года содержит изменения, связанные с обновлением Лесного кодекса и вступающие в силу с 01.07.2019.

Например, в действующей редакции статья 69 закона 123-ФЗ устанавливает размеры противопожарных расстояний, которые нужно соблюдать на территории между строениями и лесничествами (лесопарками) во избежание распространения огня. Новая редакция исключит термин «лесопарки», оставив лишь лесничества.

Скачать технический регламент о требованиях пожарной безопасности

Изменения прошлых лет

В технический регламент о требованиях пожарной безопасности 2017 год внес изменения в статьи 1, 2, 3, 6.1, 64 закона № 123.

Теперь идентификация здания, сооружения, производственного объекта проводится через установление соответствия классу и степени огнестойкости пожарной опасности.

Расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние. Допускается уменьшение расстояния от зданий, сооружений и технологических установок до граничащих с ними объектов при применении противопожарных преград, предусмотренных ст. 37. При этом расчетное значение риска не должно превышать допустимое значение, установленное ст. 93.

Для оценки соответствия требованиям безопасности объекта с количеством этажей не более двух собственник или владелец может добровольно составить декларацию, предусматривающую сведения о системе противопожарной защиты.

Эвакуационными выходами также считаются выходы из подвальных этажей с помещениями категорий В1-В4, Г и Д; из помещений категорий В1-В4, Г и Д и вестибюль, расположенные на первом этаже зданий класса Ф5.

К зданиям и сооружениям по всей их длине (кроме линейных объектов) должен быть обеспечен подъезд мобильных средств пожаротушения: с одной стороны — при ширине здания или сооружения не более 18 м и с двух сторон — при ширине более 18 м, а также при устройстве замкнутых и полузамкнутых дворов.

Помещения класса Ф5 категорий А, Б и В1, где производятся, применяются или хранятся легковоспламеняющиеся жидкости, должны иметь класс пожарной опасности не выше КМ 1 (указано, что полы следует выполнять из негорючих материалов или материалов группы горючести Г1).

Противодымные экраны должны оборудоваться автоматическими и дистанционно управляемыми приводами (без термоэлементов). Рабочая длина таких экранов должна быть не менее толщины дымового слоя, образующегося при пожаре. Основа рабочих полотен экранов должна выполняться из негорючих материалов.

Кроме того, список классов опасности дополнен объектами религиозного назначения (Ф 3.7). В отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ религиозного назначения требования пожарной безопасности устанавливаются соответствующим нормативным документом по безопасности (Положение вступило в силу 31.07.2018).

В последние два года регламент подвергся существенным корректировкам. В Федеральный закон 123-ФЗ введена новая статья 6.1. Она касается проведения идентификации объектов, которые нужно защищать.

Сооружения распределены по классам. Для этого они разграничены в соответствии с установленными признаками:

  • отнесение к классу пожароопасности функционального и конструктивного характера;
  • устойчивость к огню;
  • принадлежность производственного объекта к определенной категории пожарной, взрывопожарной опасности.

Более подробным стал перечень разрешенных к применению вариантов защиты от огня. Он дополнен экранами, занавесами, шторами. А вот в список возможных к применению средств тушения огня первичного характера включена категория «аэрозольный генератор».

Правки касаются перечня эваковыходов: группа дополнена новыми категориями в виде выходов из подвалов и вестибюлей на первых этажах зданий.

Владельцы объектов размером до 1500 м² и высотой не больше 2 этажей имеют право добровольно формировать декларацию пожарной безопасности. Если произошла смена владельца здания и конструктивных особенностей сооружения (реконструкция, капремонт), обновленная информация предоставляется в течение одного года с момента изменений.

Декларация пожарной безопасности

Одним из обязательных компонентов обеспечения пожаробезопасной эксплуатации объекта является пожарная декларация. Статья 64 техрегламента предусматривает необходимость составить такой документ в части определенных зданий.

Читать еще:  Бизнес идеи для гаража

Для каких объектов нужна

Документ нужно формировать в части сооружений, в отношении которых:

  • законодателем персонально предусмотрена экспертиза проектных документов (кроме многоквартирных, одноквартирных жилых домов, в том числе блокированных);
  • присвоен класс огнеопасности функционального характера Ф 1.1., то есть детские сады, дома престарелых, лечебные учреждения, спальные здания образовательных интернатов.

Документ предусматривает наличие сведений об оценке:

  • риска пожара;
  • объема потенциального имущественного ущерба.

Для каких объектов не требуется

ГрК РФ в ст. 49 говорит о том, что экспертизу можно не проводить в части проектных документов по некоторым видам жилых домов, многоквартирных, отдельно находящихся объектов с высотой не больше 2 этажей и с общей площадью не больше 1500 м². Исключение составляют особенно опасные, технически сложные, уникальные сооружения, которые:

  • неприменимы для проживания, производственной деятельности;
  • применимы для производства, но не требуют конструирования санитарно-защитных зон;
  • применимы для производства, и санитарно-защитные зоны уже установлены в границах участка, на котором они стоят.

Это значит, что обязанность составлять декларацию по подобным сооружениям отсутствует. Такой документ можно составить на добровольных основах.

Можно ли разработать для одного помещения

Пункт 2 Приказа МЧС РФ № 91 гласит, что данные по документу можно сформировать как на весь объект, так и на отдельные элементы (сооружения), для которых определены требования к пожарной безопасности.

Кто имеет право составить

ДПБ составляет собственник объекта. Специальные формы для заполнения документа содержатся на сайте МЧС. Руководитель организации вправе привлечь к формированию декларации любого техспециалиста или организацию. Наличие лицензии не является необходимым условием (Письмо Рособра от 27.02.2010 № 16-486/07-03).

Руководитель объекта защиты подписывает документ. Далее его надо заверить печатью предприятия.

Как оценить риск пожара

Риск пожара — это оценка вероятности возникновения опасности пожара и последствий для человека и матценностей. Оценка оформляется на основе расчета.

Расчет должен быть в части объектов производства и тех, где нарушаются нормативы по пожарной безопасности. Если на объекте нет производства и предписаний по нарушениям, расчет риска не делается. Руководитель организации, не заполняя такой раздел декларации, должен установить, исполняются ли на объекте требования безопасности обязательного формата.

Если расчет нужен, он прилагается в форме отчета. Правила же подсчета определены Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 № 272.

Как оценить ущерб для имущества третьих лиц

Владелец объекта оценивает в собственных расчетах возможность причинения вреда чужим ценностям, например оборудованию (не здоровью!). В разделе ДПБ можно прописать стоимость и количество имущества, которому может быть причинен ущерб.

Если нарушения отсутствуют, в этом разделе можно обозначить, что опасность потенциального ущерба имуществу третьих лиц отсутствует.

Внести изменения или создать новую декларацию

Если условия на объекте защиты неизменны, декларация носит бессрочный характер. Документ надо уточнить или разработать заново, если есть изменения, которые затрагивают сведения, имеющиеся в ДПБ (к примеру, сменился владелец, поменялось назначение объекта, сфера его деятельности, тип). Изменения в ДПБ надо регистрировать в том же порядке, который определен для самой декларации.

Как зарегистрировать

Алгоритм регистрации документа определен Приказом МЧС РФ от 24.02.2009 № 91. Документ должен разработать и предоставить владелец сооружения. Если здание проектируется, декларацию формирует застройщик (до ввода в эксплуатацию). Ответственность за полноту информации в документе несет ее разработчик.

Декларацию надо оформить по установленной форме. Число экземпляров такое: на бумаге в 2 экземплярах или электронно (выбор варианта за исполнителем документа).

Направить декларацию можно:

  • почтой;
  • по интернету;
  • через портал госуслуг;
  • в сканированном виде через официальный сайт МЧС РФ.

МЧС проверяет документ на соответствие шаблону не более 5 рабочих дней. Если все соответствует нормативам, документ регистрируется в перечне деклараций пожарной безопасности.

Если форма не соответствует установленной, МЧС возвращает ее исполнителю, указав причины.

По факту регистрации МЧС направляет один экземпляр в адрес декларанта.

Нужно ли согласовывать

Документ не следует согласовывать с органами Госпожнадзора. Почему? Все просто: он направляется в порядке уведомления. Сведения, включенные в него, проверяются в процессе контрольных мероприятий.

Кто проверяет

Юрлицо, оформившее декларацию, несет полную ответственность за сведения, включенные в документ. Исполнение нормативов безопасности проверяется в дальнейшем в период плановой проверки. В случае обнаружения пожарным инспектором включенных в документ, но не реализованных норм, предприятие подвергается штрафу.

Важно знать, что в процессе плановой проверки инспектор вправе запросить ДПБ, даже если распоряжение о проверке не содержит необходимости предоставить такую бумагу.

Ответственность за невыполнение

Ответственность за невыполнение правил № 123-ФЗ (непредоставление или предоставление с неполными или недостоверными сведениями декларации, предусмотренной п. 4 ст. 64 Регламента) административным законодательством напрямую не предусмотрена. Однако в КоАП РФ установлена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ). Ст. 19.7 КоАП РФ предусмотрена ответственность за непредоставление (несвоевременное предоставление) в госорган или должностному лицу сведений, предоставление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления его деятельности.

Административное наказание за нарушение ч. 1. ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрено в виде предупреждения либо штрафа на граждан в размере от 1000 до 1500 рублей, на должностных лиц — от 6000 до 15 000 рублей, на юридических лиц — от 150 000 до 200 000 рублей.

Если проверка выявляет отсутствие ДПБ в период особого противопожарного режима, предел штрафа гораздо серьезнее и составляет:

  • для должностного лица — от 15 000 до 30 000 рублей;
  • для юрлица — от 400 000 до 500 000 рублей.

Технический регламент о требованиях пожарной безопасности

Пожарная безопасность представляет собой состояние полной защищённости граждан, их имущества и государственных ценностей от возгораний любого уровня. Достижению данного состояния способствует соблюдение норм техники безопасности и следование общему регламенту Федерального закона № 123.

Но что представляет собой данный нормативный акт? Какие существенные обновления он претерпел за последнее время? Поговорим об этом в статье.

Общие сведения о законе

Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» № 123-ФЗ принят Государственной Думой в третьем чтении 4 июля 2008 года. 11 июля рассматриваемый нормативный акт был одобрен уполномоченными членами Федеративного совета. Президентом Российской Федерации ФЗ 123 о пожарной безопасности был подписан 22 июля 2008 года, и в тот же день обрёл официальную юридическую значимость.

Изучаемый нормативный акт состоит из 8 разделов, включающих в себя 34 Главы и 152 статьи. Структура регламента о требованиях пожарной безопасности такова:

  • Раздел 1 — Общие положения изучаемого нормативного акта (Гл. 1-14, ст. 1-64);
  • Раздел 2 — Безопасность жилых поселений и городских округов (Гл. 15-17, ст. 65-77);
  • Раздел 3 — Обеспечение защищённости при строительстве и принятии в эксплуатацию архитектурных сооружений (Гл. 18-19, ст. 78-91);
  • Раздел 4 — Объекты производства (Гл. 20-22, ст. 92-100);
  • Раздел 5 — Противопожарная техника (Гл. 23-29, ст. 101-132);
  • Раздел 6 — Пожарная безопасность техники и продукции, предназначенной для общей эксплуатации (Гл. 30-32, ст. 133-140, статьи, содержащиеся в главе 32 утратили легитимность);
  • Раздел 7 — Нормативы проведения оценочной экспертизы (Гл. 33, ст. 141-150);
  • Раздел 8 — Итоговые положения рассматриваемого Федерального закона (Гл. 34, ст. 151-152).

Также прочтите Федеральный закон №64 в новой редакции тут:

Нормативы изучаемого Федерального закона применяются в целях обеспечения защиты здоровья граждан и имущественных ценностей посредством предотвращения возгорания. твакже читайте об изменениях в ФЗ №141.

Сфера применения Технического регламента о требованиях пожарной безопасности

Положения изучаемого Федерального закона о пожарной безопасности применяются в случаях:

  • Проектирования и строительства жилых и нежилых зданий;
  • Капитального ремонта;
  • Разработки технических противопожарных регламентов в соответствии с нормативами Федерального закона «О техническом регулировании», в которых содержатся положения о пожарной безопасности;
  • Разработки документации технического назначения.

Ознакомьтесь с основными положениями ФЗ №151 по ссылке:

Последние поправки

Как и любой нормативный акт, изданный на территории Российской Федерации, Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» № 123-ФЗ регулярно претерпевает ряд определенных поправок. Последние изменения в рассматриваемый документ были внесены 29 июля 2017 года. В первую очередь поправки коснулись статьи 64, текст которой, согласно нововведениям, раскрывает нюансы составления пожарной декларации. Рассматриваемый документ предусматривает:

  • Оценку риска возможного возгорания;
  • Оценку допустимого ущерба, причинённого гипотетическим пожаром.

Пожарная декларация может быть оформлена в рамках добровольного страхования имущества на случай пожара. В свою очередь, ст. 67 утратила силу на основании нововведений 2017 года.

Текущие поправки коснулись также статьи 84 рассматриваемого Федерального закона. В пункте 12 изучаемой части технического регламента слова «медицинских организаций, учреждений социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания с пребыванием людей на постоянной основе или стационарном лечении» были заменены на «организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях.»

На основании внесённых поправок, в статье 89 появилось упоминание о помещениях категорий В1 — В4. Данные помещения оснащены аварийными выходами.

Важные положения ФЗ 123

Положения, указанные в регламенте изучаемого Федерального закона, являются предельно важными для каждого гражданина Российской Федерации. Рассмотрим несколько наиважнейших статей ФЗ-123:

Статья 4

Данная часть рассматриваемого нормативного акта повествует о принципах технического регулирования в сфере пожарной безопасности, которое представляет собой:

  • Установление в юридических и нормативных актах положений о технике пожарной безопасности;
  • Правовое упорядочивание в сфере эксплуатации средств пожарной безопасности.

Поправками от 3 июля 2016 года в ст. 4 рассматриваемого Федерального закона внесены дополнения в отношении Республики Крым.

Статья 32

Приводится следующий классификационный перечень сооружений по функциональной пожарной опасности:

  • Ф1 — жилые помещения;
  • Ф2 — культурно-развлекательные учреждения;
  • Ф3 — здания общественного пользования (вокзалы, поликлиники и т. д.);
  • Ф4 — образовательные организации;
  • Ф5 — складские помещения.
Читать еще:  Деревянные бруски особенности и типы соединений

Статья 54

Повествует о системах пожарообнаружения и нормативах оповещения граждан о необходимости эвакуации. Данные объекты должны располагаться в строениях, пожар на территории которых приведёт к травматическим ситуациям.

Статья 69

Устанавливаются определённые расстояния, препятствующие возникновению пожара или его распространению. Соответствующие расстояния высчитываются:

  • От лесополосы до ближайших строений;
  • Вне лесопарков;
  • На лесной территории.

Также читайте ФЗ 69 в последней редакции по ссылке:

Статья 76

В данном отрывке изучаемого Федерального закона устанавливается, что подразделения пожарной охраны должны располагаться на территориях таким образом, чтобы сотрудники рассматриваемой службы могли быстро мобилизоваться в случае вызова. Временной период от момента вызова пожарной бригады в черте города не должен превышать 10, а в сельской местности — 20 минут.

Статьи 82 и 83

Изучаемым Федеральным законом устанавливаются правила пожарной безопасности в электрических установках (кабелях, электрощитах, проводах) архитектурных сооружений. Определяются функции и свойства пожарной сигнализационной системы.

Федеральный закон № 83 с последними изменениями на 2018 год тут:

Статья 87

Определяет требования к уровню огнеупорности архитектурных сооружений в зависимости от классификации, предоставленной в ст. 32 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» № 123-ФЗ.

Статья 90

Раскрываются нюансы деятельности подразделений противопожарных служб. Для беспрепятственной деятельности пожарников необходимо:

  • Обеспечивать здания пожарными подъездами и подъездными путями;
  • Оборудование специализированных противопожарных бригад подъёмными установками;
  • Установить в архитектурном строении противопожарный водопровод.

Согласно действительному Федеральному закону, в зданиях высотой более 10 метров должен быть предусмотрен аварийный выход на кровлю.

Скачать действующую редакцию ФЗ 123

Для подробного изучения рассматриваемого Федерального закона необходимо обратиться к его актуальному регламенту. ФЗ 23 о пожарной безопасности в последней редакции доступен по следующей ссылке:

Основные положения Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ &quot Технический регламент о требованиях пожарной безопасности&quot 1

Основные положения Федерального закона

от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент

о требованиях пожарной безопасности»

1 мая 2009 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

В Федеральном законе определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности, установлены общие требования пожарной безопасности к продукции, продукции пожарно-технического назначения, а также городским и сельским поселениям, городским округам, зданиям и сооружениям, промышленным объектам.

Положения Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при:

1) проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты;

2) разработке, принятии, применении и исполнении федеральных законов о технических регламентах, содержащих требования пожарной безопасности, а также нормативных документов по пожарной безопасности;

3) разработке технической документации на объекты защиты.

Актуальность разработки технического регламента в области пожарной безопасности обусловлена необходимостью создания эффективных механизмов государственного регулирования в данной области на основе мер организационного, экономического и иного характера, адекватных угрозе пожаров и обеспечивающих задачи развития общества и государства.

Практическая реализация положений закона позволит обеспечить соответствующий современному состоянию развития общества и экономики уровень защиты от пожаров, создаст необходимые условия для реализации конституционного права собственника по выбору вариантов противопожарной защиты объекта. Технический регламент устраняет в области пожарной безопасности избыточные технические барьеры.

Технический регламент решает ряд задач, основными из которых являются:

Комплексное обеспечение пожарной безопасности объектов защиты, включая территорию, здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество;

Установление минимально необходимых требований пожарной безопасности к различным видам продукции;

Внедрение системы гибкого нормирования в области пожарной безопасности в результате использования механизмов оценки пожарного риска.

Регламент состоит из 8 разделов, охватывающих все сферы технического регулирования в области пожарной безопасности.

В регламенте приведена классификация элементов обеспечения пожарной безопасности, позволяющая собственнику объекта защиты выбрать приемлемый для него способ обеспечения требований пожарной безопасности, который, в том числе, обязательном порядке должен содержать комплекс мероприятий, направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

В соответствии с положениями технического регламента пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если:

1) в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах, а пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.

2) пожарная безопасность объектов защиты, для которых федеральными законами о технических регламентах не установлены требования пожарной безопасности, считается обеспеченной только в случае, если обеспечивается приемлемый уровень пожарного риска.

При выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, и требований нормативных документов по пожарной безопасности расчет пожарного риска не требуется.

В техническом регламенте появляется уровень дифференцирования пожарного риска для различной категории населения и персонала предприятий.

В регламенте вводится новая форма оценки соответствия – Декларация пожарной безопасности. Подавая декларацию в уведомительном порядке, собственник объекта принимает на себя ответственность за выполнение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, при этом ему предоставляется право самому выбирать способ обеспечения пожарной безопасности объекта защиты. При этом, данный способ декларируется. Декларация включает в себя:

либо перечень нормативных документов по пожарной безопасности, требования которых он обязуется выполнять;

либо расчеты пожарных рисков и перечень мероприятий, обеспечивающих допустимый уровень рисков, установленный техническим регламентом.

Статьей 144 Федерального закона предусмотрены следующие формы оценки соответствия требованиям пожарной безопасности объектов защиты, среди которых: независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности), государственный пожарный надзор, подтверждение соответствия объектов защиты (продукции) и др.

МЧС России в настоящее время разработаны и утверждены в установленном порядке ряд нормативных правовых актов, сводов правил, национальных стандартов, направленных на реализацию технического регламента.

Важность технического регламента ФЗ-123

Пожары всегда доставляют человеку массу проблем, а зачастую это просто трагедия. Во времена, когда постройки были в основном деревянными, пожары стирали с лица земли целые деревни и города.

С применением в строительстве негорючих материалов вероятность их значительно уменьшилась, но исключить предпосылки для возгорания и минимизировать последствия можно только соблюдая специальные нормы и правила, которые устанавливает технический регламент по пожарной безопасности.

Техрегламент, известный как ФЗ-123, утвержден в июне 2008 года, датой одобрения Советом Федерации является 11 июля того же года.

Для чего он издан

Регламент принят для того, чтобы защитить каждого человека, живущего в стране, от возможных последствий пожаров, а также для того, чтобы свети их количество к минимуму.

В этом важном документе приводятся основные принципы пожарной безопасности для построек всех видов. Он также определяет нормы для производства технических средств пожаротушения и оповещения.

Цель, которая ставится регламентом, – обеспечить каждое здание и сооружение необходимыми устройствами для безопасности людей и оборудования и допускающими проведение необходимых мер для быстрой эвакуации из помещений.

Область действия технического регламента распространяется на правила, связанные с возведением и последующим использованием зданий. Требования регламента необходимо учитывать уже на стадии проектирования дома или другой постройки.

Его учитывают при ремонте, реставрационных работах, техническом обслуживании помещений.

Нормы, определенные в регламенте, обязательно должны учитываться при разработке технической документации на объекты, а также при составлении и принятии нормативных документов, в которых содержатся требования пожарной безопасности.

Структура документа

Технический регламент состоит из восьми разделов, в каждый из которых включены несколько глав. Деление на разделы произведено таким образом, чтобы в каждом из них содержалась исчерпывающая информация по какому-либо вопросу.

При этом первый раздел содержит общие принципы, термины и определения, которые встречаются в тексте, классификацию пожаров и их поражающих действий. Последний раздел уточняет сроки вступления в силу ФЗ-123 о пожарной безопасности, иерархию иных существующих документов.

Остальные разделы описывают требования к жилым домам любой этажности, к помещениям, в которых могут находиться люди, производственным строениям и сооружениям.

Особое внимание уделяют требованиям к пожарной технике, предназначенной для борьбы с огнем. Отдельно идут таблицы, помогающие определить противопожарные расстояния между зданиями, рассчитать класс пожарной опасности, предел огнестойкости и многое другое. Эта информация всегда должна применяться на практике.

Основная классификация пожаров

Технический регламент подразделяет все пожары на шесть классов, которые обозначаются латинскими буквами от A до F:

  • A – горят твердые предметы;
  • B – горят жидкости, в том числе расплавленные вещества;
  • C – возгораются газы;
  • D – происходит горение металлов (их выделяют особо, как можно заметить);
  • E – пожары происходят на работающих электроустановках;
  • F – особо опасные пожары, связанные с выделением и распространением радиоактивных веществ.

Опасные факторы – это явления, сопутствующие горению и оказывающие воздействие на людей и предметы, расположенные в зоне пожара. К таким факторам относятся пламя и искры, поток разогретого воздуха, высокая температура вокруг горящих материалов.

В техническом регламенте по пожарной безопасности также называют опасными факторами высокую концентрацию в окружающей среде токсичных продуктов горения, задымленность и низкое содержание кислорода в окружающей среде.

Особое внимание уделяется последствиям возгорания и сопутствующим поражающим факторам.

В зависимости от того, что именно горит, может происходить взрыв, возникать радиоактивное загрязнение, распространение ядовитых газовых паров, и многое другое. Обращая внимание на важность последствий, не случайно в регламенте ФЗ-123 для их описания выделена целая глава.

Показатели опасности

Показатели пожарной опасности используются для оценки ситуации при пожаре. Они необходимы для принятия решения о способах локализации и устранения пожара.

Читать еще:  Рейсмусовый станок по дереву для домашней мастерской

Показатели учитывают материал горящих веществ и его агрегатное состояние. Все показатели сведены в специальную таблицу в конце текста ТР (технического регламента).

Вещества, в соответствии с законом №123, в зависимости от горючести подразделяются на три группы:

  • негорючие. Совершенно неспособны гореть в воздухе, однако они могут быть очень взрывоопасными;
  • трудногорючие. Горят в воздухе при наличии поддерживающего источника пламени и не поддерживают горение при отсутствии такого источника;
  • горючие. Могут самовозгораться при наступлении определенных условий и загораться от постороннего источника, а также способны гореть после воздействия источника горения.

Жидкие вещества согласно требованиям пожарной безопасности делят на просто легковоспламеняющиеся и более опасные. Пары последних могут воспламениться даже при очень низких температурах.

Расположение домов и других сооружений

Противопожарные требования к постройкам, согласно техническому регламенту, заключаются в соблюдении безопасных расстояний между двумя соседними зданиями, наличии в зданиях и между ними необходимых проходов и проездов, определении порядка размещения пожаро- и взрывоопасных веществ на территории зданий и сооружений, наличии средств пожаротушения и противопожарных инженерных сетей.

Противопожарные расстояния определяются по таблицам, приведенным в конце ФЗ №123. При этом учитывают степень огнестойкости материалов построек и сочетаемость этих материалов.

При проектировании учитывается расстояние между стенами соседних зданий и сооружений, если отсутствуют выступающие более чем на 1 метр конструкции. Если такие конструкции существуют, расстояние должно измеряться от них.

Определены расстояния от построек до лесных массивов. Если речь идет об окраине города, то до леса или лесопосадки должно быть 50 м и больше. Для поселков, сел, деревень с застройкой не выше двухэтажной это расстояние должно быть хотя бы 15 метров.

Хоть практика показывает, что сильные стихийные пожары остановить такое расстояние не может, оно дает время, чтобы можно было покинуть дом и спасти самое необходимое.

Все требования технического регламента, которые предусмотрены в проектных документах, не подлежат самостоятельному изменению застройщиками и собственниками зданий и сооружений.

Требования к технике

Наличие противопожарной техники – автоматизированных систем оповещения и пожаротушения регламентируется для производственных и складских помещений.

Техника, применяемая при пожаротушении должна строго отвечать всем нормам, также определяемым техническим регламентом. Все противопожарные устройства должны быть определены еще на стадии проектирования.

Технический регламент определяет, что все здания должны быть оборудованы необходимым количеством огнетушащего вещества, используемого в автоматических системах пожаротушения. Все системы пожаротушения должны иметь возможность дистанционного контроля работоспособности.

Системой оповещения о возникновении пожара должно быть оборудовано каждое производственное помещение.

Важность пожарной оценки

Чтобы подтвердить, что объект (жилой дом, дача, гостиница – что угодно) соответствует требованиям технического регламента по пожарной безопасности, необходима оценка этого объекта. Она может быть добровольной и обязательной.

В законе сказано, какие строения или техника должны оцениваться обязательно. В первую очередь, это общественные здания и установки для пожаротушения. К ним предъявляют конкретные требования, отходить от которых запрещено.

Формы оценки могут быть разными. Технический регламент выделяет аккредитацию, независимую оценку, испытания, сертификацию и другие способы оценивания.

Существует государственный пожарный надзор, который регулярно проверяет определенные предприятия. Введен также такой интересный документ, как пожарная декларация.

При желании можно добровольно подтвердить степень горючести материалов или огнестойкость сооружения в целом, обратившись к экспертам. В этом случае выдается сертификат, который предъявляется при проверке, в случае страхования или просто успокаивает душу.

Кроме технического регламента, утвержденного федеральным законом 123-ФЗ, существует еще много других нормативных документов и правил, которые имеют меньшее значение по сравнению с настоящим.

Это означает, что все требования, которые по значимости ниже, чем в настоящем документе, не должны приниматься во внимание.

Технический регламент о требованиях пожарной безопасности

На данной странице представлена свежая по последняя редакция ФЗ-123 Технический регламент о требованиях пожарной безопасности с изменениями по состоянию на 2017 год.

Пожарная безопасность – это полная защищенность имущества, личности, государства от пожара и его вытекающих последствий. Обеспечение пожарной безопасности считается одной из наиболее важных функций государства.

Элементы СОПБ (системы обеспечения пожарной безопасности) – это органы государственной власти, местного самоуправления, фермерские хозяйства, организации и другие юридические лица вне зависимости от их форм собственности и организационно-правовых форм, граждане, участвующие в обеспечении безопасности от пожаров в соответствии с действующим законом № 123-ФЗ.

Достижение пожарной безопасности удается достигнуть благодаря:

  • правовому регулированию, разработке и внедрению государственных мер для создания действующего механизма, гарантирующего качественное обеспечение пожарной безопасности;
  • непрерывной разработке мер для гарантии высокого уровня пожарной безопасности;
  • созданию охраны, которая сможет лучше контролировать пожарную безопасность;
  • реализацию прав, а также назначение ответственности, если пожарная безопасность была нарушена;
  • выполнение работ для полного обеспечения всего комплекса необходимых мер для высокого уровня безопасности;
  • производство специальной пожарно-технической продукции;
  • проведение пропаганды, стимулирование обычных граждан к соблюдению норм безопасности;
  • информационное обеспечение;
  • ведение статистики по пожарам, по убыткам, связанным с пожарами;
  • осуществление ГПН (государственного пожарного надзора);
  • обеспечение максимально быстрой реакции со стороны спасателей;
  • установление особенного режима, если существует вероятность возникновения пожара;
  • научно-техническое обеспечение;
  • лицензирование деятельности области пожарной безопасности; подтверждение соответствия услуг и продукции в направлении пожарной безопасности.

Ответственные за нарушение какого-либо требования пожарной безопасности лица могут привлекаться к дисциплинарной, уголовной или административной ответственности, учитывая действующее законодательство (№123-ФЗ).

Реквизиты. Значение федерального закона

Федеральный закон № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», принятый 22 июля 2008, определяет положения технического регулирования области пожарной безопасности, а также общие принципы по обеспечению пожарной безопасности. Цель данного технического регламента заключается в защите от пожаров жизни, имущества и здоровья юридических лиц, граждан, муниципального и государственного имущества.

Закон определяет основные положения в техническом регулировании области пожарной безопасности Российской Федерации. Устанавливает требования пожарной безопасности, предъявляемые к объектам защиты (например, продукции), в т.ч. к сооружениям и зданиям, промышленным объектам, продукции общего назначения, пожарно-технической продукции.

Суть ФЗ-123 о требованиях пожарной безопасности

Введение настоящего закона влечет значительные административные и технические последствия для владельцев объектов защиты — сооружений и зданий. Регламентом впервые введён обновленный принцип для обеспечения пожарной безопасности — декларирование пожарной безопасности. Подобным подходом основная часть ответственности на объектах защиты в условиях обеспечения пожарной безопасности перенесена на их собственников, которые должны самостоятельно определять, какие нормативные требования нужно выполнить на определенном объекте для обеспечения пожарной безопасности. Потому законодателем была установлена специальная форма, именуемая Декларацией пожарной безопасности.

Говоря иными словами, декларация пожарной безопасности – это форма оценки соответствия, которая содержит информацию о мерах, направленных на обеспечение нормативного значения пожарного риска на определенном объекте.

Декларация пожарной безопасности составляется собственниками объектов защиты с привлечением специализированных организаций или самостоятельно. К слову, совсем не обязательно, чтобы у составителя имелась специальная лицензия.
Декларация выдается после осуществления экспертизы продукции, а также получения результатов по ней. В процессе экспертизы определяются такие показатели:

  • класс горючести и огнестойкости;
  • дымообразующая способность;
  • воспламеняемость;
  • скорость распространения огня;
  • выделение токсичных веществ в процессе горения;
  • другие показатели, предусмотренные для определенных групп или видов товаров.

При установлении в процессе испытаний важных негативных последствий, заявителю откажут в регистрации декларации. При этом если эти недостатки будут устранены, ФЗ-123 позволяет провести повторную экспертизу, в результате которой будет установлено, что продукция имеет высокий уровень пожарной безопасности и допускается на рынок, что описывается в декларации.

Декларация может быть составлена для любого объекта строительства, например, в нее может входить любой:

  • производственный объект, занятый совершенно любым типом деятельности;
  • офисное помещение, торговый центр, павильон, рынок, возводимый с помощью строительных технологий;
  • здание детского учреждения, поликлиника, больница и т.д.;
  • столовая, кафе, ресторан, помещение предприятия для бытового обслуживания;
  • спортивный комплекс, здание бассейна и пр.

Декларация пожарной безопасности предоставляется еще на этапе подготовки ко вводу в эксплуатацию объекта защиты.

Содержание Регламента о требованиях пожарной безопасности

Регламент ФЗ-123 устанавливает и определяет принципы обеспечения пожарной безопасности. Закон также вводит терминологию и системы классификации.

ФЗ-123 устанавливает конкретные требования для обеспечения пожарной безопасности:

  • в процессе строительства, возведения, составления проекта для будущих зданий;
  • в процессе составления проектов, а также других строительных документов, осуществления процесса строительства районных поселений;
  • в процессе создания производственных площадей, складских помещений и пр.;
  • в процессе создания товаров, которые доступны для приобретения на рынках сбыта;
  • к пожарной технике.

В регламенте определён также порядок оценки соответствия различных объектов защиты (таких, как продукция) требованиям пожарной безопасности.

Нормы пожарной безопасности

В обеспечении пожарной безопасности огромное значение приобретают установленные законодательством нормы, которые указаны в качестве дополнения к ФЗ-123.

Так, нормы пожарной безопасности – это нормативные акты (если они были зарегистрированы в Минюсте), устанавливающие правила противопожарной защиты разных объектов: жилых и производственных помещений, транспортных средств, судов, правила проектирования, обслуживания и эксплуатации средств противопожарной защиты (установка пожаротушения, пожарная сигнализация).

Для продукции, по отношению к которой технические регламенты Евразийского экономического сообщества или Таможенного союза не вступили в силу, действуют нормы законодательства ТС и законодательств Сторон сферы технического регулирования. Нормы пожарной безопасности к российскому законодательству в сфере технического регулирования никакого отношения не имеют.

В целом, в Российской Федерации нормы пожарной безопасности разрабатывались в основном ФГУ ВНИИПО МЧС (Федеральное государственное учреждение, имеющее название Всероссийский орден «Знак Почета» – исследовательский институт противопожарной обороны Министерства РФ по чрезвычайным ситуациям, делам гражданской обороны и ликвидации всевозможных последствий стихийных бедствий).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector