4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тактика борьбы с пожаром

Тактика борьбы с пожарами на судах.

Под тактикой понимается планирование порядка действий или процедур, цель

которых – привести к наилучшему возможному результату.

Тактика борьбы с пожарами на судах определяет организацию и порядок

действий, определение способов и приемов тушения судовых пожаров (с учетом

имеющихся в наличии сил и средств, а также конкретной обстановки) – с целью

спасения людей и сохранения мореходных качеств судна.

Тактика борьбы с пожаром включает в себя:

— объявление общесудовой тревоги по борьбе с пожаром;

— выполнение экипажем действий согласно расписанию по борьбе с пожаром;

— выполнение действий по спасению пассажиров и экипажа;

при возможности, разведку аварийного района для уточнения места, типа горя-

щего вещества, интенсивности пожара;

— отключение электроэнергии в район пожара;

— сосредоточение сил и средств тушения в районе пожара;

— тушение пожара (атака всеми возможными средствами);

— сохранение спасательных шлюпок и плотов от огня;

— удаление воды, скапливающейся при тушении пожара;

— контроль помещений после тушения пожара.

В процессе борьбы с пожаром необходимо поддерживать непрерывную связь

между всеми участниками этой борьбы.

Нельзя забывать, что дезорганизация и/или нарушение связи обрекают действия

экипажа на поражение!

Уточнение обстановки, ее анализ и выработка на основе анализа необходимых

предложений по организации действий должны происходить непрерывно в течение

всего периода тушения пожара.

Также необходимо передать сообщение о пожаре (судовладельцу, СКЦ, другим

3. Разведка аварийного района производится разведчиками только в тех случаях,

когда необходимо провести поиск пострадавших в этом районе и в случаях, когда

промедление с вводом в действие стационарных и переносных средств тушения пожара не повлияет на ход развития пожара (например, при задымлении помещения и медленном росте температуры воздуха в помещении).

Порядок проведения разведки определяет командир АП (Аварийной партии)

по указанию капитана судна. Снаряжение разведчиков (использование изолирующих средств защиты органов дыхания и кожи, страховочных приспособлений, аварийного инструмента и средств для эвакуации пострадавших) определяется командиром АП, исходя из конкретной обстановки..

Примечание. В качестве страховочного снаряжения при перемещении пожарных в условиях задымления возможно использовать водяной рукав или прием «ближнего контакта».

4. Фактор времени при пожаре играет решающую роль. Критический срок борьбы с огнем составляет 10-15 минут. Если в течение этого времени пожар не удалось локализовать и взять под контроль, то судно может погибнуть.

После обнаружения загорания необходимо немедленно принять меры по его

тушению. Неправильная оценка опасности пожара, промедление с тушением пожара на судне, как правило, приводит к развитию пожара, к материальному ущербу и гибели людей.

5. Для ускорения тушения пожара капитан может изменить организацию сбора АП и

направить первых готовых пожарных к месту пожара.

6. Способы, приемы и средства тушения пожара необходимо выбирать, исходя из

места пожара, его интенсивности и размеров, физико-химических свойств горящих

материалов, имеющихся в наличии средств тушения пожара, количества экипажа,

с целью потушить пожар в минимальное время.

7. Условно (по интенсивности горения) пожары на судах рекомендуется разделять на

— начальный пожар или возгорание (очаг пожара, который можно еще потушить

переносными средствами пожаротушения);

— объемный или быстро распространяющийся пожар (очаг пожара, который

можно потушить стационарной системой пожаротушения или водяной (пенной)

8. Начальный пожар или возгорание длится, как правило, 2-3 минуты, а затем усиливается и перерастает в объемный (бытрораспространяющийся) и для его локализации и тушения необходимы действия всего экипажа и компетентное руководство.

9. Объемные пожары в помещениях судна следует тушить с помощью стационарных

систем пожаротушения (если они предусмотрены для данного помещения) или с

помощью водяной или пенной атаки.

10. Ввод в действие системы СО2 (углекислого газа) в защищаемое помещение осуществляется по указанию капитана судна. Перед включением системы необходимо вывести людей из помещения и загерметизировать его. После пуска огнегасителя необходимо контролировать температуру помещения и, если пожар не был потушен, проверить герметизацию помещения и пустить огнегаситель от резервной системы (если она предусмотрена на судне). Перед осмотром аварийного помещения его необходимо провентилировать, проверить состав воздуха с помощью газоанализатора по кислороду и (независимо от результата анализа

воздуха) провести первичный осмотр аварийного помещения в изолирующих средствах защиты органов дыхания.

11. Атака на пожар – это массированная подача воды или пены на очаг пожара. Возможно использовать два способа атаки – прямой и непрямой. При проведении прямой атаки пожарные приближаются к самому пожару и направляют огнегасящее вещество непосредственно в очаг пожара. При проведении непрямой атаки огнегасящее вещество подается в очаг пожара через системы вентиляции, трубопроводы, специально вырезанные отверстия и т.п. способами.

По виду используемого огнегасителя различают пенную и водяную атаки. Количество используемых пожарных стволов или генераторов пены определяется их наличием на судне, наличием достаточного количества людей в АП (АГ). Водяную атаку, как правило, проводят навстречу огню или по направлению его распростра-нения. Запрещается проводить атаку с противоположных частей помещения навстре-чу друг другу. Следует учитывать, что использование одновременно воды и пены неэффективно, так как вода будет разрушать пену.

Дата добавления: 2015-05-28 ; просмотров: 4542 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ТАКТИКА БОРЬБЫ ЗА ЖИВУЧЕСТЬ КОРАБЛЯ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ПОЖАРОВ

Тактика борьбы за живучесть корабля при возникновении пожаров определяет организацию, порядок (последовательность) действий личного состава в ходе борьбы с пожаром, приемы и способы тушения конкретных видов пожара с учетом имеемых сил, средств и конкретной обстановки.

4.2.2. Борьба за живучесть при взрывах и возникновении пожаров включает в себя:

оповещение личного состава о пожаре;

выполнение действий по аварийной тревоге в соответствии со статьей 2.3.4;

первоначальную оценку обстановки по результатам обследования помещений в ходе выполнения «действий без приказания»;

определение и немедленное выполнение первоначальных мероприятий по предотвращению гибели корабля (предотвращению взрывов) и недопущению критического развития аварии и ликвидации пожара в кратчайший срок;

определение и выполнение первоначальных мероприятий по локализации пожара;

определение и выполнение первоначальных мероприятий по созданию благоприятных условий для ликвидации пожара;

сосредоточение сил и средств тушения в районе пожара;

разведку района пожара (при необходимости);

детальную оценку состояния корабля и обстановки, определение и выполнение мероприятий по дальнейшему ведению борьбы за живучесть;

определение и выполнение мероприятий по обеспечению защиты личного состава;

удаление воды, скапливающейся при тушении пожара;

определение и выполнение мероприятий по сохранению плавучести и остойчивости корабля;

ликвидацию последствий пожара.

Оповещение о пожаре личного состава осуществляется в соответствии со статьями 3.4.1.-3.4.3.

С объявлением аварийной тревоги лицами дежурной и вахтенной службы БЧ-5 немедленно вводятся в действие дежурные технические средства, личный состав корабля занимает места согласно корабельному расписанию по боевой тревоге и приступает к выполнению действий без приказания на всех КП и БП в соответствии со статьями 4.1.3 и 4.1.4.

Развертываются и готовятся к руководству борьбой за живучесть КП корабля. КП корабля приступают к оценке обстановки, подготовке предложений в решение командира корабля на ведение борьбы за живучесть.

Обследование помещений, не занятых КП и БП корабля, производится силами аварийных партий по заранее разработанным маршрутам.

В случае обнаружения повреждений в указанных помещениях, командир аварийной партии действует в соответствии со статьей 4.2.6.

С момента возникновения пожара командир подразделения или командир БП, КП или БП которого расположен в районе пожара, обязан принять на себя руководство тушением пожара, осуществить оценку обстановки, о результатах оценки доложить на ГКП, КПЭЖ, КП своей боевой части и принять все необходимые меры для ликвидации пожара.

4.2.7. По результатам докладов об обследовании помещений расчетами ГКП и КПЭЖ производится нанесение обстановки на информационные доски, планшеты и другие устройства её отображения, выполняется первоначальная оценка обстановки в ходе которой уточняются:

место (район), характер, интенсивность, направление распространения пожара, масштабы повреждений;

факт и результаты срабатывания (не срабатывания) систем автоматического включения общекорабельных систем пожаротушения;

меры, принятые для ликвидации повреждений в ходе выполнения личным составом действий без приказания, и достигнутые результаты;

размеры возможных зон разрушения при взрывах в аварийных погребах (хранилищах) боеприпасов и состояние общекорабельных систем борьбы за живучесть;

другие необходимые факторы.

4.2.8. По результатам первоначальной оценки обстановки, в общем случае, определяются:

условия и возможности по ведению борьбы за живучесть;

наличие потенциальной угрозы гибели корабля и (или) значительного снижения его боеспособности;

меры, которые необходимо принять немедленно и в последующем для предотвращения гибели корабля, недопущения критического развития аварии.

Повреждениями, создающими потенциальную угрозу гибели корабля (опасными повреждениями), в общем случае, считать:

пожары в погребах (хранилищах) с боеприпасами и в смежных помещениях;

пожары в хранилищах авиационного топлива;

пожары в ангарах авиационной техники и на взлетно- посадочных палубах (площадках).

Повреждениями, приводящими к значительному снижению боевых возможностей, а при определенных условиях создающих потенциальную угрозу гибели корабля (тяжёлыми повреждениями), в общем случае, считать:

пожары в помещениях энергетической установки (в машинных, машинно-котельных, котельных отделениях, отделениях вспомогательных механизмов, электростанциях);

пожары в местах и помещениях расположения основного вооружения корабля;

пожары в ангарах десантируемой техники;

пожары в надстройках корабля.

Критическими направлениями развития пожара, в общем случае, считать его развитие в сторону погребов (хранилищ) боеприпасов, ангаров, хранилищ авиационного топлива, мест и помещений расположения основного вооружения корабля, помещений главной энергетической установки.

4.2.9. На основании первоначальной оценки обстановки командир корабля принимает решение на немедленное выполнение первоначальных мероприятий, в котором, исходя из складывающейся обстановки, должны быть предусмотрены:

мероприятия по предотвращению гибели корабля и недопущению критического развития аварии;

мероприятия по тушению пожара, которые необходимо выполнить дополнительно к мероприятиям, выполненным в ходе действий без приказания;

мероприятия по локализации района пожара;

мероприятия по созданию благоприятных условий для ликвидации пожара.

Решение командира корабля доводится до КП и БП корабля, организуется его выполнение и контроль исполнения.

4.2.10. Мероприятия по предотвращению гибели корабля и недопущению критического развития аварии при пожаре в погребе (хранилище) с боеприпасами, смежных с ним помещениях, в общем случае, предусматривают:

включение систем орошения и затопления погребов (хранилищ) боеприпасов, в которых возник пожар;

включение системы орошения переборок, а при необходимости, систем орошения и затопления погребов (хранилищ), смежных с аварийным помещением;

аварийное выстреливание боеприпасов из погреба (хранилища), в котором возник пожар;

аварийное выстреливание (удаление) боеприпасов из погребов (хранилищ), попадающих в зону возможных разрушений при взрыве в аварийном погребе (хранилище);

сбрасывание боеприпасов, находящихся на верхней палубе, и горящих летательных аппаратов за борт;

включение систем орошения переборок, а при необходимости, систем орошения и затопления погребов (хранилищ), попадающих в зону разрушений при возможном взрыве боеприпасов в аварийном погребе (хранилище);

включение систем орошения сходов и вахт, верхнего и нижнего водораспыления в помещениях главной энергетической установки, попадающих в зону возможных разрушений.

Решение на одновременное включение систем орошения и затопления погребов (хранилищ), попадающих в зону возможных разрушений при взрыве боеприпасов в аварийном погребе (хранилище), а также систем орошения сходов и вахт, верхнего и нижнего водораспыления в помещениях главной энергетической установки, должно приниматься с учетом возможностей общекорабельной системы водяного пожаротушения.

Мероприятия по локализации пожара включают создание эшелонированной системы рубежей обороны, включающей в себя первый и второй основные рубежи обороны, а также, в случае необходимости, дополнительные рубежи обороны по борьбе с пожаром. Расчет сил и средств для создания рубежа обороны должен предусматривать возможность контроля состояния и охлаждения переборок (палуб, платформ) в каждом помещении на границе рубежа обороны.

Читать еще:  Класс функциональной пожарной опасности

Первый основной рубеж обороны создают по внешним границам непроницаемых и герметичных переборок, палуб (платформ) на возможно близком расстоянии от аварийного помещения (района) корабля, охваченного пожаром.

Второй основной рубеж обороны создают по внешней границе непроницаемых и герметичных помещений, непосредственно примыкающих к границе первого рубежа обороны.

При невозможности предотвратить распространение пожара на основных рубежах обороны необходимо заблаговременно, исходя из складывающейся обстановки, создавать дополнительные рубежи обороны.

Дополнительные рубежи обороны в обязательном порядке следует создавать при угрозе взрывов в погребах (хранилищах) боеприпасов по границам прогнозируемых зон разрушения.

4.2.12. На рубежах обороны необходимо:

закрыть по его границе все неиспользуемые при тушении пожара двери, люки, горловины, иллюминаторы, запорные устройства на воздухопроводах систем вентиляции, воздухоприемниках, трубопроводах систем топлива, масла, гидравлики, воздуха и сжатых газов;

принять меры по поддержанию в готовности к немедленному включению общекорабельных систем пожаротушения в помещениях, расположенных на границах рубежей обороны, и в смежных помещениях;

принять меры к освобождению от огне- и взрывоопасных материалов помещений, расположенных на границах рубежей обороны, и смежных помещений;

сосредоточить на рубежах обороны и подготовить к использованию необходимые переносные средства пожаротушения и средства удаления дыма;

организовать и вести учет времени работы личного состава в СИЗОД изолирующего типа;

подготовить системы водоотлива, спуска, перепуска и переносные водоотливные средства для удаления воды, скапливающейся при охлаждении переборок;

на первом основном, а в случае необходимости, и на дополнительных рубежах обороны осуществлять контроль состояния и температуры переборок, палуб, платформ, подволоков, ограничивающих аварийное помещение, состояния дверей, люков и горловин, охлаждать нагревающиеся участки корпусных конструкций и непрерывно удалять за борт воду, скапливающуюся в результате их охлаждения.

4.2.13. В целях создания благоприятных условий для ликвидации пожара, исходя из складывающейся обстановки, должны выполняться следующие мероприятия:

переход на бортовые источники электропитания (при стоянке корабля в базе и получении электроэнергии от береговых источников);

ввод в действие дополнительных к дежурным генераторов электроэнергии;

ввод в действие дополнительных к дежурным пожарных насосов и разобщение пожарной магистрали на автономные участки;

снятие (подготовка к снятию) напряжения с электрооборудования аварийного помещения (отсека, контура);

снятие (подготовка к снятию) напряжения с транзитных кабельных трасс, проходящих через аварийное помещение (отсек, контур);

перекрытие (подготовка к перекрытию) трубопроводов системы ВВД, проходящих через аварийное помещение (отсек, контур) и стравливание воздуха из баллонов системы ВВД, находящихся в этих помещениях;

перекрытие (подготовка к перекрытию) трубопроводов систем топлива, масла, гидравлики, воздуха и сжатых газов, проходящих через аварийное помещение, контур, отсек;

снятие давления с трубопроводов систем топлива, масла, находящихся в аварийном помещении (отсеке, контуре);

развертывание временных постов подготовки и переснаряжения ИП в соответствии с приложением № 9 к настоящему Руководству;

другие необходимые мероприятия.

Мероприятия по локализации пожара и созданию благоприятных условий для его ликвидации необходимо выполнять одновременно с продолжением борьбы с пожаром и наращиванием усилий на наиболее опасном направлении распространения огня.

4.2.15. Сосредоточение сил и средств пожаротушения в районе пожара и на создаваемых рубежах обороны осуществляется по решению (команде) ГКП, КПЭЖ и по запросам КП боевых частей (служб), дивизионов групп (батарей), БП, командиров рубежей обороны путем выделения старшим помощником командира корабля дополнительного личного состава и аварийно-спасательного имущества по борьбе с пожаром.

4.2.16. Решение о снятии напряжения с электрооборудования аварийного помещения (отсека, контура) и транзитных кабельных трасс, перекрытии трубопроводов системы воздуха высокого давления (ВВД), стравливании воздуха из баллонов ВВД, расположенных в районе пожара, перекрытии трубопроводов систем топлива, масла, гидравлики, сжатых газов, проходящих через аварийное помещение (отсек контур), принимается командиром корабля по предложениям командира БЧ-5, исходя из складывающейся обстановки и выполняемых кораблем боевых и других задач, которые требуют использования технических средств до последней возможности.

Подготовка к аварийному выстреливанию (удалению) боеприпасов осуществляется по приказанию командиров БЧ-2, БЧ-3 и БЧ-6 с последующим докладом о готовности командиру корабля на ГКП.

4.2.18. ГКП, КПЭЖ, КП боевых частей (служб) продолжают непрерывное добывание, сбор, отображение, изучение, анализ и оценку текущей аварийной обстановки, внешней обстановки в районе нахождения корабля, прогнозирование её развития и подготовку предложений по дальнейшему ведению борьбы за живучесть.

В случае, если действие поражающих факторов в районе повреждения не позволяет достоверно определить место, характер и причину пожара, а аварийное помещение (отсек, контур) не защищены общекорабельными системами пожаротушения, которые позволяют ликвидировать пожар без данных о его точном месте и характере, для получения наиболее полной информации о повреждении по приказанию ГКП организуется разведка района пожара.

При принятии решения на проведение разведки пожара необходимо учитывать, что она потребует значительного времени, а задержка с принятием решения по порядку и способам тушения пожара приведет к повышению его интенсивности и увеличению размеров района пожара.

4.2.20. В процессе разведки необходимо установить и доложить на КПЭЖ:

место пожара и объект горения;

масштаб, интенсивность пожара и возможные пути его распространения, границы зон высокой температуры и дыма;

наличие повреждений корпуса и корабельных конструкций;

степень опасности распространения пожара в смежные помещения в случае деформации дверей, люков, закрытий и нарушения их герметичности;

наличие электрооборудования под напряжением, проливов топлива и масла в районе пожара;

возможность восстановления герметизации аварийного помещения в случае ее нарушения;

состояние общекорабельных систем борьбы за живучесть в районе пожара;

наличие личного состава (пострадавших) в аварийном помещении, возможные меры их спасения.

ТАКТИКА БОРЬБЫ С ПОЖАРАМИ

ЛЕКЦИЯ № 5

Стратегия и тактика борьбы с пожаром

Учебно-методическая цель лекции: ознакомить курсантов с понятиями стратегии и тактики, очередностью действий при тушении пожаров в зависимости от размеров и опасности. Тушение пожаров в различных частях судна и грузов.

Время: два академических часа.

Место проведения: аудитория кафедры БЖД № 1-401 или поточная аудитория.

Расчет времени по вопросам

РУКОВОДСТВА И ПОСОБИЯ

1. Пожарная безопасность на судах. Пер. с англ.— Л.: Судостроение, 1985, 408 с.

2. Международная Конвенция СОЛАС-74 (1998) года. – СПб. ЗАО ЦНИИМФ, 2002. – 982 с.

3. Международный Кодекс по системам пожарной безопасности 1998г. (резолюция MSC.98(73) ИМО)

4. Пожарная безопасность на морском транспорте. Ассоров Ф.Г., Шпиков Б.И. Изд-во «Транспорт», 1974, 280с.

5. Международное руководство по безопасности для нефтяных танкеров и терминалов 1991г. СПб. АОЗТ ЦНИИМФ, 1995. 464с.

6. Международная Конвенция ПДМНВ-78 – СПб.: ЗАО ЦНИИМФ, 1996. – 552с.

СТРАТЕГИЯ БОРЬБЫ С ПОЖАРАМИ

Общие положения

Пожаробезопасностью судна называется его способность противостоять возникновению и распространению пожаров и взрывов и их воздействию на судно и груз.

Пожаробезопасность обеспечивается следующими мероприятиями: конструктивными, организационно-техническими и предупредительными, действиями экипажа по борьбе с пожарами и взрывами.

Борьба с пожарами на судне возглавляется капитаном судна с ГКП и должна быть направлена на:

— обнаружение и выявление места, размеров, характера пожара;

— установление наличия и возможности эвакуации людей из помещений, охваченных пожаром;

— эвакуацию людей; ограничение распространения пожара по судну;

— предупреждение возможных взрывов при пожаре;

— борьбу с пожаром и ликвидацию его последствий.

Конструктивные, организационно-технические и предупредительные мероприятия пожарной безопасности судов обеспечиваются:

— конструкцией судов, их оборудованием и снабжением;

— поддержанием в рабочем состоянии и готовности к немедленному использованию противопожарного оборудования и средств для борьбы с пожаром;

— выполнением экипажем требования по эксплуатации судового оборудования;

— организационными мероприятиями по созданию системы противопожарной защиты судна;

— соблюдением противопожарного режима на судне;

— выполнением специальных требований пожарной безопасности при перевозке грузов, производстве погрузо-разгрузочных, бункеровочных, ремонтных и других видов работ.

Все выше перечисленные мероприятия называются стратегией судовладельца по обеспечению пожарной безопасности судна.

Противопожарный режим – комплекс установленных норм поведения людей, правил выполнения работ и эксплуатации судна, направленных на обеспечение пожарной безопасности.

При возникновении пожара на судне капитан, исходя из сложившейся обстановки на судне, гидрометеоусловий, района плавания, должен принять решение по стратегии борьбы с пожаром, спасению экипажа, судна, груза:

— бороться с пожаром или сразу начать эвакуацию экипажа и пассажиров;

— готовить энергетическую установку судна к выходу из порта или рейда с одновременным тушением пожара;

— перевод судна на мелководье, посадка его на мель с одновременной борьбой с пожаром или оставлением судна;

— вызывать ли помощь соседних судов, сил аварийно-спасательных служб;

— эвакуировать только часть экипажа и пассажиров, ведя борьбу с пожаром только частью наиболее подготовленного экипажа;

— на сколько можно рисковать жизнью членов экипажа, ведущих борьбу при сложившейся обстановке.

Основные положения стратегии:

1. Прогнозирование классов пожаров в основных частях судна: машинных, жилых и служебных помещениях, грузовой зоне.

2. Анализ возможностей конструктивной и активной защиты судна и противопожарного снабжения.

3. Определение обязанностей аварийных партий и групп и способов их реализации.

4. Заблаговременная подготовка экипажей к действиям путем его обучения и тренировок.

5. Принципы организации действий экипажа при пожаре.

ТАКТИКА БОРЬБЫ С ПОЖАРАМИ

Тактика борьбы с пожарами определяет организацию, порядок действий, способы и приёмы их тушения с учетом имеемых сил, средств и конкретной обстановки.

Организация тушения пожара определяется судовой организацией борьбы за живучесть судна и изложено в Расписании по тревогам. Она направлена на наиболее рациональное распределение членов экипажа для эффективного использования стационарных технических средств, противопожарного снабжения при возникновении взрывов и пожаров.

Порядок действий на пожаре в судовых условиях должен обеспечить положительный результат и должен состоять из определенного набора мероприятий, которые нужно выполнять, не зависимо от масштабов горения.

Борьба с пожарами включает в себя:

1. Оповещение экипажа о пожаре.

2. Герметизацию судовых помещений.

3. Организацию разведки района пожара.

4. Сосредоточение сил и средств тушения в районе пожара.

5. Локализацию пожара.

6. Организацию разведки очага пожара.

7. Тушение пожара.

8. Удаление воды, скапливающейся при тушении пожара.

9. Установление контроля над помещениями, в которых велась борьба с огнем.

10. Приведение средств пожаротушения в рабочее состояние.

11. Разбор борьбы с пожаром.

Способы и приёмы тушения пожаров зависят от многих факторов: горящего материала, места возникновения пожара, имеемых сил и средств, обстановки, но набор действий экипажа должен быть неизмененным.

Вышесказанное не обозначает, что борьба с пожаром должна производиться именно в этой последовательности.

Основные определения (из Боевого устава пожарной охраны РФ 2000 г.):

Тушение пожаров – организованное применение сил и средств, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожара.

Основная боевая задача при тушении пожара – спасение людей в случае угрозы их жизни, достижение локализации и ликвидации пожара в сроки и в размерах, определенных возможностями привлеченных к его тушению сил и средств экипажа судна.

Локализация пожара – стадия тушения пожара, на которой отсутствует или ликвидирована угроза людям, прекращено распространение пожара и созданы условия для его ликвидации имеющимися силами и средствами.

Ликвидация пожара – стадия тушения пожара, на которой прекращено горение и устранены условия для его самопроизвольного возникновения.

Читать еще:  Какой болгарский перец лучше посадить

Решающее направление – направление действий, на котором использование сил и средств в данный момент времени обеспечивает наилучшие условия решения основной боевой задачи.

Успешное выполнение боевых задач при тушении пожаров основано на:

— эффективной организации действий, в том числе своевременном сосредоточении на месте пожара необходимых для его ликвидации сил и средств, умелой их расстановкой и активным, наступательным применением с учетом решающего направления;

— мужестве, высоком уровне профессиональной, физической и психологической подготовки, опыте экипажа;

— дисциплинированности участников тушения пожара.

При стоянке судна у причала с объявлением общесудовой тревоги вахтенный помощник обязан немедленно:

— вызвать портовую пожарную команду;

— прекратить на судне все грузовые и бункеровочные операции;

— принять меры по закрытию грузовых трюмов.

Экипаж судна действует согласно расписанию по тревогам:

— собирается на местах сбора для контроля за наличием всех членов экипажа и постановки первоочередных задач;

— производится герметизация корпуса судна (задраиваются судовые закрытия, иллюминаторы, запорные устройства вентиляции);

— все стационарные системы пожаротушения и противопожарное снабжение приводятся в полную готовность к немедленному действию;

— с разрешения капитана отключается электроэнергия в районе, охваченном пожаром;

— начинается разведка района пожара;

— шлюпки, оказавшиеся под угрозой огня, приспускаются или спускаются на воду.

Как бороться с пожаром на судне

Тушение пожаров на современных судах требует особого подхода и отличается от обычных действий. Здесь важным является вид и предназначение судна, свойства груза, а также техническое и противопожарное оснащение. Несвоевременная ликвидация возгораний вдалеке от причалов грозит человеческими потерями и материальным ущербом из-за невозможности быстрой эвакуации.

Принципы и правила

Противопожарная безопасность судна – сфера ответственности владельца, но на период плавания он делегирует ее капитану. На каждом судне должен быть помощник капитана по пожарной безопасности, а обязанности между другими членами экипажа распределяются в зависимости от их рабочей области. Например, старший механик обеспечивает безопасность, следит за состоянием и профилактикой в машинном отделении.

Знания и сплоченность экипажа судна очень важны для быстрого тушения, ведь конструкция любого судна предполагает быстрое распространение пожара по отсекам и каютам. Поэтому в каждом помещении судна устанавливают стационарные системы пожаротушения, которые соответствуют определенным требованиям.

К тому же все члены экипажа должны четко знать последовательность действий при пожаре и свои обязанности во время его тушения. Для этого регулярно проводятся учения и тренировки с применением тренажеров, а члены экипажа повышают уровень квалификации.

Учитывая количество людей в экипаже судна, создают одну или несколько специальных групп, которые называют аварийными партиями. Они необходимы для борьбы с пожарами, затоплениями, неисправностями технических средств, чтобы обеспечить живучесть судна. Аварийные партии бывают кормовыми, машинного отделения и носовыми.

Если пожар на судне не ликвидирован в течение 15 минут, то дальнейшая ситуация усугубляется в разы. Этому способствует быстрое нагревание металлических конструкций судна, наличие множества емкостей с горючими материалами.

Профилактика возгораний

Профилактика пожаров — важнейшая часть борьбы с возгораниями на судне. Во-первых, проверяется исправность технических средств, целостность переборок, работоспособность систем пожаротушения. Все результаты и данные осмотров заносятся в судовой журнал.

Во-вторых, проводится обучение по пожарной безопасности на судах. Члены экипажа сдают экзамены и получают сертификаты и дипломы о прослушивании курса. Своевременные инструктажи закрепляют знания и помогают узнать специфику судна в части пожарной безопасности. Также составляют планы пожаротушения, на которых указано размещение всех необходимых технических средств и устройств в различных отсеках судна.

На судах в обязательном порядке дежурит пожарная вахтенная служба. В ее обязанности входит проверка соблюдений требований пожарной безопасности членами экипажа, обходы судна, осмотр противопожарных перекрытий. Именно на пост вахтенной службы в первую очередь поступает сигнал об обнаружении возгорания или задымления.

Установлены правила по обращению с электроприборами, пожароопасными веществами, использованию огня на судах, а также обозначены требования к отведению определенных мест для курения и их оснащения средствами безопасности и маркировкой.

Огневые работы часто приходится проводить во время плавания. Однако это может повлечь за собой создание аварийной ситуации, в том числе возникновение пожара на судне. Перед началом таких работ их согласовывают с капитаном и придерживаются всех правил защиты.

Также на судах нельзя загромождать проходы и эвакуационные пути, все оборудование и технические средства пожаротушения должны быть исправны. В зависимости от длины судна создают определенное количество аварийных постов. На одних из них хранят средства пожаротушения и инструмент. В некоторых случаях разрешено объединять посты в один, если размер судна небольшой.

Действия по тушению

Борьбой с пожаром на судне руководит его капитан или в его отсутствие другие уполномоченные лица. Основные действия при этом:

Разведка позволяет узнать параметры пожара, места возгораний на судне и масштабы происходящего. Одновременно определяют наличие и объем горючих веществ, завалов, особенные условия развития пожара, эвакуационные пути. Разведка заключается в осмотре отсеков, изучении состояния конструкций судна (температура переборок, их целостность).

Если обнаружено задымление, то членов группы разведки обеспечивают средствами индивидуальной защиты органов дыхания и специальными костюмами. Они могут использовать инструмент для расчистки проходов, разборки конструкции, чтобы был доступ к очагу для пожарной техники и средств его тушения.

Немедленно проводится эвакуация людей из опасных зон, при невозможности самостоятельного выхода. Это первоочередная задача, которая выполняется при малейшей возможности. При их эвакуации основная часть средств пожаротушения должна находиться на предполагаемых путях прохождения людей.

Тушение пожара в основном производится стационарными системами пожаротушения. Принципиально отличается последовательность и список действий в машинно-котельном отделении, жилых и административных помещениях.

Если пожар обнаружил член экипажа, не входящий в состав аварийной или вахтенной службы, то он обязан через ближайший извещатель подать сигнал на все посты. Далее включается система сигнализации. Она также подает различные звуки, по которым члены экипажа узнают о происходящем. Например, сигнал оповещения о пожаре отличается от сигнала перед выпуском пара в отсеки или каюты. Это необходимо для своевременной эвакуации и недопущения нанесения вреда здоровью.

Обнаруживший при возможности должен обесточить электрооборудование, находящееся в опасной зоне. Для дополнительной информативности необходимо стучать в переборки и громко кричать о пожаре. После ликвидации возгораний проводят тщательный осмотр судна.

Если тушение стационарными системами не происходит, то помещение задраивают, закрывают люки. Нагретые конструкции охлаждают огнетушащими веществами из пожарных стволов, когда это безопасно. При тушении подача таких веществ осуществляется через люки.

Используемые системы пожаротушения

Как и на обычных пожарах, на суднах используют различные огнетушащие вещества и установки нескольких типов. Однако системы пожаротушения в этом случае монтируют при постройке судна. Колена трубопроводов устанавливают определенным образом.

Для конкретных помещений и суден предназначены следующие типы систем пожаротушения:

  1. жилые помещения – спринклерная система;
  2. танкеры, газовозы, с горизонтальной загрузкой – дренчерная система;
  3. машинное и насосное отделение – пенная система;
  4. перевозка сжиженных газов – порошковая система.

Водяная система пожаротушения — основная на любом судне. Она всегда присутствует на них вне зависимости от назначения и размеров. Бывает кольцевой и линейной. В первом случае трубы располагают между собой на одинаковом расстоянии и закольцовывают. Во втором случае от основной трубы идут ответвления.

Система водяного пожаротушения на современном судне включает насосы, которые защищены специальными заслонками. В судоходной терминологии они обозначены как кингстоны. Они при необходимости преграждают путь воды из-за борта в другие помещения.

Кольцевая система имеет преимущество – при выходе из строя одного из участков трубопровода, остальные продолжают работать и охватывают его подконтрольную зону. Поэтому расстояние между трубами строго регламентировано и зависит от размеров отсеков или участки палубы судна.

Водяное орошение и завесы применяют в исключительных случаях, а также при выходе из строя машинно-котельного отделения судна. Пар представляет угрозу для человека, поэтому необходима экстренная эвакуация из помещения, если прозвучал сигнал о начале работы такой системы пожаротушения на судне.

​ТАКТИКА БОРЬБЫ С ПОЖАРОМ

ТАКТИКА БОРЬБЫ С ПОЖАРОМ

Что называется тактикой борьбы с пожаром и что она определяет?

Тактика борьбы с пожарами определяет организацию, порядок действий, способы и приёмы их тушения с учетом имеемых сил, средств и конкретной обстановки.

Организация тушения пожара определяется судовой организацией борьбы за живучесть судна и изложено в Расписании по тревогам. Она направлена на наиболее рациональное распределение членов экипажа для эффективного использования стационарных технических средств, противопожарного снабжения при возникновении взрывов и пожаров.

Порядок действий на пожаре в судовых условиях должен обеспечить положительный результат и должен состоять из определенного набора мероприятий, которые нужно выполнять, не зависимо от масштабов горения.

Борьба с пожарами включает в себя:

  • Оповещение экипажа о пожаре.
  • Герметизацию судовых помещений.
  • Организацию разведки района пожара.
  • Сосредоточение сил и средств тушения в районе пожара.
  • Локализацию пожара.
  • Организацию разведки очага пожара.
  • Тушение пожара.
  • Удаление воды, скапливающейся при тушении пожара.
  • Установление контроля над помещениями, в которых велась борьба с огнем.
  • Приведение средств пожаротушения в рабочее состояние.
  • Разбор борьбы с пожаром.

Способы и приёмы тушения пожаров зависят от многих факторов: горящего материала, места возникновения пожара, имеемых сил и средств, обстановки, но набор действий экипажа должен быть неизмененным.

Вышесказанное не обозначает, что борьба с пожаром должна производиться именно в этой последовательности.

Основные определения (из Боевого устава пожарной охраны РФ 2000 г.):

Тушение пожаров – организованное применение сил и средств, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожара.

Основная боевая задача при тушении пожара – спасение людей в случае угрозы их жизни, достижение локализации и ликвидации пожара в сроки и в размерах, определенных возможностями привлеченных к его тушению сил и средств экипажа судна.

Локализация пожара – стадия тушения пожара, на которой отсутствует или ликвидирована угроза людям, прекращено распространение пожара и созданы условия для его ликвидации имеющимися силами и средствами.

Ликвидация пожара – стадия тушения пожара, на которой прекращено горение и устранены условия для его самопроизвольного возникновения.

Решающее направление – направление действий, на котором использование сил и средств в данный момент времени обеспечивает наилучшие условия решения основной боевой задачи.

Успешное выполнение боевых задач при тушении пожаров основано на:

  • эффективной организации действий, в том числе своевременном сосредоточении на месте пожара необходимых для его ликвидации сил и средств, умелой их расстановкой и активным, наступательным применением с учетом решающего направления;
  • мужестве, высоком уровне профессиональной, физической и психологической подготовки, опыте экипажа;
  • дисциплинированности участников тушения пожара.

Как производится оповещение экипажа судна о пожаре?

Первоначальные действия любого члена экипажа, обнаружившего признаки пожара, очень важны, они помогут экипажу потушить пожар в кратчайший срок, если будут выполнены четко и быстро, то есть без приказания. Главные моменты в этом случае: оповещение экипажа и вахты, локализация пожара, получение и уточнение информации о пожаре.

Сообщать следует обо всех пожарах, даже если они прекратились сами по себе.

Вахтенный помощник капитана, получив доклад о пожаре, после подачи звонком сигнала общесудовой тревоги объявляет по трансляции: «Пожарная тревога», указывает место и характер пожара, отдает первые приказания АП по борьбе с пожаром.

При стоянке судна у причала с объявлением общесудовой тревоги вахтенный помощник обязан немедленно:

  • вызвать портовую пожарную команду;
  • прекратить на судне все грузовые и бункеровочные операции;
  • принять меры по закрытию грузовых трюмов.
Читать еще:  Из чего делают разделочные деревянные доски

Экипаж судна действует согласно расписанию по тревогам:

  • собирается на местах сбора для контроля за наличием всех членов экипажа и постановки первоочередных задач;
  • производится герметизация корпуса судна (задраиваются судовые закрытия, иллюминаторы, запорные устройства вентиляции);
  • все стационарные системы пожаротушения и противопожарное снабжение приводятся в полную готовность к немедленному действию;
  • с разрешения капитана отключается электроэнергия в районе, охваченном пожаром;
  • начинается разведка района пожара;
  • шлюпки, оказавшиеся под угрозой огня, приспускаются или спускаются на воду.

СПКМ на сборе экипажа оповещает о случившемся, поверяет наличие экипажа, ставит основные задачи аварийным подразделениям, отпускает экипаж для выполнения своих обязанностей, сообщив всем на сборе и ВПКМ, где будет находиться пост безопасности. ВПКМ объявляет по судовой трансляции место поста безопасности.

Как производится локализация пожара?

Локализация пожара достигается созданием рубежей обороны по борьбе с пожаром. Рубеж обороны – это герметичные переборки, палубы, платформы, на которых выставляются силы и средства для предотвращения распространения пожара в данном направлении.

Первые рубежи обороны создают по внешним границам непроницаемых и герметичных переборок, палуб, платформ на возможно близком расстоянии от аварийного помещения.

Вторые рубежи обороны создают по внешней границе непроницаемых и герметичных помещений, непосредственно примыкающих к границе первого рубежа обороны.

Из-за малочисленных экипажей современных судов вторые рубежи придется вооружать только в наиболее опасных направлениях распространения пожара: машинные помещения, крюйт-камеры, кладовые ЛВЖ, грузовые помещения, командные посты.

На рубежах обороны необходимо:

— по его границе закрывать все, не используемые при тушении пожара двери, люки, иллюминаторы, запорные устройства на воздухопроводах систем вентиляции и воздухоприемниках;

— закрыть арматуру на трубопроводах топлива, масла, груза и сжатого воздуха;

— принять меры по подготовке к затоплению (орошения) крюйт-камер, к освобождению от огне- и взрывоопасных материалов смежных помещений;

— подготовить средства для борьбы с огнем и удаления дыма.

На рубежах обороны необходимо без приказания выполнять следующие мероприятия (т.е. выполнить команду «Рубеж обороны в …… помещении вооружить!»):

  • Проверить герметизацию судовых закрытий.
  • Закрыть запорные устройства на воздухопроводах систем вентиляции, воздухоприемниках, трубопроводах топливных, масляных систем и сжатого воздуха.
  • Вооружить рукавную линию, подать воду к стволу.
  • Поднести 2-3 огнетушителя.
  • Убрать горючие материалы от переборки или поднять с палубы.
  • Проконтролировать температуру переборки (палубы, подволока) в разных местах.
  • Доложить командиру АП о вооружении рубежа обороны и обстановке, например: «Рубеж обороны в …… помещении по левому (правому) борту вооружен штатно. Возгораний нет. Температура переборки в носовой части 40 градусов, в кормовой – 60, начал охлаждать водой из ствола.»

Дальнейшие доклады о состоянии рубежа и изменении обстановки производить через 2-3 минуты без напоминаний. При повышении температуры конструкций до 50 — 60 градусов – начинать их охлаждение распыленной водой. Зашивку переборок, подволоков разбирать или пробивать в них отверстия для подачи воды на конструкции для охлаждения.

Удаление воды, скапливающейся при охлаждении, производится по приказанию капитана, но об уровне воды докладывать постоянно. Пример доклада: «Обстановка на рубеже обороны в …….. помещении по левому борту не изменилась. Температура 60 градусов, уровень воды – 5 сантиметров».

В процессе локализации пожара необходимо производить дальнейшую разведку района – то есть продвигаться вперед, на сколько это возможно. Продвижение вперед безопаснее выполнять парами или тройками, имея пожарный ствол наготове. Если помещение слабо задымлено и в нем нет больших площадей горения, помещение можно разгерметизировать (для отвода дыма и разогретых газов) потушить очаги пожара и контролировать новый рубеж обороны уже ближе к очагу пожара.

Как производится тушение пожара? Что такое атака на пожар?

Способы, приемы и средства тушения пожара необходимо выбирать, исходя из специфики горящего помещения, размеров пожара, физико-химических свойств горящих материалов, имеющихся на судне огнегасящих веществ и конкретной обстановки, чтобы потушить пожар в минимально возможное время. Никогда не нужно затягивать с применением более мощных средств тушения, если они есть в наличии, особенно в грузовой зоне и в машинных помещениях. Большие (объемные) пожары необходимо тушить с помощью систем объемного тушения.

В зависимости от пожарной ситуации существует два способа тушения, два способа атаки – прямая и непрямая. Оба способа при правильном их применении эффективны, но различаются способами и приёмами подачи огнетушащего вещества и временем пожаротушения.

Прямая атака. При прямой атаке пожарные приближаются к очагу пожара и направляют огнетушащее вещество непосредственно в него. Чаще прямая атака применяется при тушении наружных пожаров и за бортом судна.

Непрямая атака. Применяется, когда пожарные не могут приблизиться к очагу пожара и огнетушащее вещество подается в помещение практически наугад или для создания в нем непригодной для горения атмосферы. Для выполнения непрямой атаки необходима полная или частичная герметизация помещения.

Примеры и способы ведения непрямой атаки:

1. Тушение пожара методом герметизации помещения с выполнением обязательных мероприятий: вооружение рубежей обороны по борьбе с пожаром; охлаждение контура помещения снаружи.

2. Герметизация помещения и применение объёмных систем пожаротушения.

3. Подача распыленной воды через открытые иллюминаторы, двери, люки в разных направлениях. Оставить один из иллюминаторов или люк под контролем для выхода пара. В контейнерах можно проделать несколько отверстий, одно из них остаётся свободным для выхода пара. Воду подавать в самом раскаленном месте.

4. Через иллюминатор, дверь, люк забросить несколько углекислотных огнетушителей, закрыть двери, люки, наблюдать за контуром помещения.

5. Подавать в помещение воздушно-механическую пену с помощью нескольких пенных стволов через двери, люки, иллюминаторы.

Начальная подготовка по безопасности и инструктажу для моряков

Тактика борьбы с пожаром

Тактика борьбы с пожарами определяет организацию, порядок действий, способы и приёмы их тушения с учетом имеемых сил, средств и конкретной обстановки. Организация тушения пожара определяется судовой организацией борьбы за живучесть судна и изложено в Расписании по тревогам. Она направлена на наиболее рациональное распределение членов экипажа для эффективного

использования стационарных технических средств, противопожарного снабжения при возникновении взрывов и пожаров.

Порядок действий на пожаре в судовых условиях должен обеспечить положительный результат и должен состоять из определенного набора мероприятий, которые нужно выполнять, не зависимо от масштабов горения.

Борьба с пожарами включает в себя:

1. Оповещение экипажа о пожаре.

2. Герметизацию судовых помещений.

3. Организацию разведки района пожара.

4. Сосредоточение сил и средств тушения в районе пожара.

5. Локализацию пожара.

6. Организацию разведки очага пожара.

7. Тушение пожара.

8. Удаление воды, скапливающейся при тушении пожара.

9. Установление контроля над помещениями, в которых велась борьба с огнем.

10. Приведение средств пожаротушения в рабочее состояние.

11. Разбор борьбы с пожаром.

Способы и приёмы тушения пожаров зависят от многих факторов: горящего материала, места возникновения пожара, имеемых сил и средств, обстановки, но набор действий экипажа должен быть неизмененным.

Вышесказанное не обозначает, что борьба с пожаром должна производиться именно в этой последовательности. AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA

Успешное выполнение задач при тушении пожаров основано на:

— эффективной организации действий, в том числе своевременном сосредоточении на месте пожара необходимых для его ликвидации сил и средств, умелой их расстановкой и активным, наступательным применением с учетом решающего направления;

— мужестве, высоком уровне профессиональной, физической и психологической подготовки, опыте экипажа;

— дисциплинированности участников тушения пожара.

4) Какими средствами и снаряжением личной безопасности обеспечиваются члены экипажа и правила их применения

К индивидуальным спасательным средствам относятся: спасательный круг – предназначен для удержания человека на воде; спасательный жилет – предназначен для удержания человека на воде в безопасном положении; гидрокостюм – предназначен для удержания человека на воде в безопасном положении и уменьшения потери тепла телом человека в холодной воде; защитный костюм – штормовой костюм, предназначен для использования на дежурных шлюпках пассажирских судов, типа РО-РО и на морских эвакуационных системах членами экипажа — удерживает и уменьшает потерю тепла телом человека в холодной воде; теплозащитное средство — мешок или костюм из водонепроницаемого материала с низким коэффициентом теплопроводности, предназначен для восстановления температуры тела человека побывавшего в холодной воде;

Как правильно надевать спасательный жилет:

1. Наденьте жилет через голову.

2. Пропустите ремень за спиной и через пряжку. Хорошо затяните.

3. Когда прыгаете с большой высоты то прижмите руки к жилету.

Как правильно надеть гидрокостюм:

1. Наденьте гидрокостюм. 2.Присядьте, чтобы выпустить воздух из костюма. 3 .Встаньте, застегните грудную и лицевую части костюма.

«Человек за бортом»

Если Вы обнаружили человека за бортом, кричите как можно громче: «Человек за бортом, правый борт/левый борт!». Немедленно сбросьте за борт спасательный круг. Поднимите тревогу и сообщите на мостик. По необходимости выбрасывайте другие спасательные круги. Вытянутой рукой показывайте в сторону потерпевшего.

Методика пользования спасательным кругом

Человек в воде должен поймать спасательный линь, подтянуть к себе спасательный круг. Положить руки на спасательный круг и надавить вниз, когда круг займет вертикальное положение, пропустить в него голову и руки. Спасательный круг должен находиться под руками. Человек должен спокойно сохранять данное положение и дожидаться помощи.

Как правильно использовать теплозащитное средство (ТЗС)

1. Извлечь из контейнера ТЗС и развернуть его.

2. Расстегнуть молнию, поместите ноги через верхнее открытие. Подогнать ТЗС так, что бы ноги оказались на дне.

3. Взят верх капюшона и натянуть через спасательный жилет и голову.

4. Застегнуть молнию изнутри мешка.

Наибольшее число травм на судах происходит при выполнении различных палубных работах, поэтому вопрос повышения их безопасности должен стать первоочерёдным для всех моряков. Эти работы ещё недостаточно механизированы и, как правило, тяжелы. Ниже приведены рекомендации по повышению безопасности палубных работ.

Запрещается работать со стальными тросами без рукавиц. При работах в рукавицах следует соблюдать меры предосторожности, исключающие возможность затягивания рукавиц в движущиеся и вращающиеся части механизмов. При работе со стальными и растительными тросами запрещается находиться и держать руки ближе 1 метра от барабанов, кнехтов, блоков и других устройств с которых выбирается ходовой конец троса. При работе синтетическими тросами это расстояние должно быть не менее 2 метров.

5) Виды смертей. Признаки клинической и биологической смерти

Смерть наступает в результате прекращения кровообращения, дыхания, деятельности нервной системы. Эти функции организмы тесно взаимосвязаны между собой: при остановке одной из них прекращаются и другие. Чаще всего смерть вызывается остановкой кровообращения. Затем гаснет сознание, после чего останавливается дыхание. Если смерть вызвана прекращением дыхания, то после этого гаснет сознание, затем останавливается кровообращение.

При остановке кровообращения или дыхания прекращается подача кислорода в клетки организма. Самым чувствительным к недостатку кислорода органом является мозг. Если в течение 4-6 минут в его клетки не поступает кислород, мозг погибает (при некоторых условиях, например, морозе, этот период может продлиться до 15 минут).

Смерть может наступать длительно и мгновенно. В случаях длительной смерти организма, например, от обескровливания, можно выделить несколько её этапов:

1. Предагония. Во время ее сознание спутано. Резко падает артериальное давление, пульс учащенный, дыхание поверхностное. Предагония может длиться от нескольких минут до нескольких часов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector