103 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проанализируйте сцены прощания с домом настасьи

В. Распутин. «Прощание с Матерой»
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Анализ прочтения произведения В. Распутина «Прощание с Матерой»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Встреча с Матерой В. Распутина

Интерес к книгам Распутина огромен во всем мире. Чем вызвано такое внимание к писателю?

  1. «Закон искусства суров. И всякая сознательная или бессознательная гражданская или художественная фальшь, всякое отступничество от главных вопросов времени и общества, попытка уйти от них ради спокойной жизни в сторону карается скорым и окончательным забвением независимо от званий и титулов».
  2. «Я далек от мысли, что как писатель пишу на все вкусы. Но я другим быть не могу».
  3. «Гражданская, идейная убежденность и есть в конечном счете то, что направляет наше перо. Для меня понятие гражданственности, идейной убежденности неотделимы от того, что мы называем писательской совестью, сознанием своей правоты».

Каким представляется писатель из своих высказываний? Чем он озабочен? Что отстаивает? В этих словах, простых и доходчивых, проявляется человек целеустремленный, понимающий свою ответственность перед читателем, перед обществом. Главную свою писательскую задачу он видит в воспитании человеческой души, в служении добру. Свидетельство таланта, по его мнению, — гражданственность и идейная убежденность. Он дорожит своим читателем, не стремится угодить всем, отстаивает свое право быть самим собою.

Какие убеждения писателя близки вам? О каких могли бы сказать, что это и ваши убеждения? Как вы считаете, если писатель постоянно думает о совести, о душе человека, о нравственности, вправе мы ожидать этих забот в его творчестве? Какие беспокоящие его вопросы писатель доверяет своим героям? «Интересно, куда денется жизнь? – думала старуха Анна из «Последнего срока». Старая Дарья из «Прощания с Матерой» спрашивала себя и не могла ответить: «Кто знает правду о человеке: зачем он живет?». Герой очерка «Вверх и вниз по течению», наслаждаясь красотой вечера у реки, недоумевает: «Почему так много времени мы проводим в хлопотах о хлебе едином, и так редко поднимаем глаза вокруг себя, и останавливаемся в удивлении и тревоге: отчего я раньше не понимал, что это мое и что без этого жить нельзя?»

Какой мы запомнили распутинскую Матеру? Глубь Сибири, Ангара, небольшой остров в 5 км, и деревня на нем с тем же названием. Правы ли мы будем, если скажем, что ветры истории, судьба страны не задели Матеру? Скупые, но емкие приметы времени выявляют неразрывную связь прошлого и настоящего, свидетельствуют о том, что в судьбе деревни отразилась история, жизнь страны, ее грандиозные перемены: видела Матера бородатых казаков, ставивших на Ангаре Иркутский острог, стала свидетелем жестокого боя между колчаковцами и партизанами, создавала колхоз. Как вся страна, Матера посылала своих сыновей защищать Родину в годы войны и, так же как многочисленные деревни по всей необъятной России, осиротела, не дождавшись многих из них. Два сына полегло у Настасьи с Егором, прибрала война двоих сыновей у Дарьи: один остался в братской могиле на чужой стороне, другой, что заменил ушедших, погиб на лесосплаве. Течет жизнь, время. Масштабы новых строек, огромные технические замыслы наших дней – это все коснулось острова: при строительстве ГЭС Матера подлежит затоплению. Ну а если остров должен быть затоплен, зачем рассказывать читателю, откуда «есть и пошла» Матёринская земля? Мы видим деревню в последнее лето ее существования. Почему именно это время заинтересовало писателя? Почему он считает, что мы, читатели, должны об этом знать? Автор хотел показать, что НТР связана с такими переменами, которые глубоко переживаются старшим поколением. Это прогресс. Но автору жалко стариков. Нелегко расставаться со своей землей. Прощание с Матерой – это и память. Как у людей есть предки, есть прошлое и у земли. Чем больше ты знаешь о человеке, о родной земле, тем они ближе тебе и дороже. Гибель Матрены – это тяжелое время для многих жителей деревни. А тяжелое время – это время испытаний для человека. Мы знаем это по произведениям Шолохова, Быкова, душа обнажается в эти моменты. Сразу ясно, кто есть кто. Поэтому и заинтересовал писателя этот момент в жизни Матеры. Кто есть кто? Отношение к родной земле, к Родине – к малой родине. К разным людям: к землякам, к пожогщикам, к начальству. К родной земле и могилам. Бездушие начальства. Для него эти могилы ничего не значат. Необходимо ли затопление Матеры? Ради кого, ради чего это делается? Это необходимо. ГЭС возводят ради блага людей. А вы уверены, что надо затапливать Матеру? Земли здесь плодородные, урожаи богатые. Павел сомневается в правильности такого решения, а Дарья уверена: люди понимают, что не надо топить Матеру, а топят. Автор это не очень одобряет. Если это делается для блага людей, в интересах государства, а наше государство народное, то могут ли быть оправданы любые средства достижения благородной цели? Как вы считаете? Анализ сцены – разорение кладбища. Третья глава – чтение по ролям. Как бы вы назвали то, что происходит? Как к этому отнестись? Так поступать можно? Когда ты читаешь строки об обезображенных, сиротливо оголенных могилах, превращенных в одинаково немые холмики, о том, что старухи до ночи ползали по кладбищу, твое сердце это не трогает? Это равнодушие – явный признак сердечной недостаточности. Кто на чьей стороне. Проводим параллель. ГЭС создается для блага, во имя лучшего и для народа. Ну а жители острова – не тот же народ? Надо предусматривать, как отразится воплощение планов на их жизни, на жизни тех, кого это непосредственно коснется. Благо для миллионов и кощунство над десятками – вещи совместимые? Чем страшна позиция таких исполнителей, как Жук и Воронцов? Анализ эпизодов: отъезд Настасьи и Егора, сенокос, прощание Дарьи с родной избой. Рассказ готовится группами учеников. Как в чувствах, поступках персонажей проявляется отношение к малой родине? Насколько эти чувства понятны вам? В главе от отъезде Настасьи и Егора автор несколько раз повторяет слово «голо, пусто» в описании оставляемой избы. Это чувство тревоги, несправедливости и даже бесчеловечности свершаемого подчеркивается и поведением Настасьи. Не находит она себе место, суетится. Еще ярче эта душевная боль на фоне разыгравшегося летнего дня: все вокруг звенит, сияет, горит красками, свидетельствует о красоте жизни на родной земле. Всю сцену пронизывает чувство тревоги. Сенокос – драматизм описания. Распутин показал себя тонким психологом. Он точно передает состояние людей в эти минуты. Например, когда вечер поют песню. Любовь к родине без громких слов, о нравственных принципах Дарьи, о ее твердом надежном характере. Прощание Дарьи с избой. Дарья мысленно разговаривает с отцом и матерью на кладбище. Дает им отчет. Дарья – удивительный человек. Она настолько чувствует святость кладбища, что прийти сюда не может с неспокойной душой. Получает она наказ проводить избу, обмыть как покойника, обрядить во все лучшее. Что для нее изба? Изба связывает ее с отцом, с матерью, с их отцами и матерями. Ее не покидает ощущение этой связи с ушедшими. Она думает о том – ради чего живем? Что должен чувствовать человек, ради которого жили поколения? Она уверена: «У кого нет памяти, нет жизни». Как мы оцениваем Петруху, Клавку Стригунову, Андрея, Павла? Павел хотел спасти Матеру, помочь Дарье, но бессилен. Он пытается докопаться до истины. Но у Павла нет основательности, твердости, а это чувствует и Дарья, и сам Павел. Андрей торопится и не видит многое вокруг. Многое воспринимает поверхностно. Что же дала эта книга, встреча со старой Дарьей, ее подругами нам с вами? Звучит стихотворение С. Куняева «Валентину Распутину».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В основе урока лежит беседа с учащимися по повести В. Распутина «Прощание с Матерой».

Русская литература в школе

В повести Валентина Распутина «Прощание с Матерой» воплотилась дорогая для писателя русская идея соборности, проповедующая слияние человека с родом, миром и всей Вселенной.

Героини повести — «старинные старухи» с характерными русскими именами и фамилиями: Дарья Васильевна Пинигина, Катерина Зотова, Настасья Карпова, Сима. Среди эпизодических персонажей выделяется имя еще одной старухи — Аксиньи. Самому колоритному персонажу, напоминающему лешего, дано оригинальное символическое имя Богодул. За плечами у всех героев лежит долгая трудовая жизнь, прожитая ими по совести, в дружбе и взаимопомощи. Показательными в этом смысле являются слова старухи Симы — «Греть и греться».

В «Прощание с Матерой» включены несколько эпизодов, поэтизирующих общую жизнь миром. Один из ключевых центров повести — сцена сенокоса. Автор подчеркивает, что главное для людей не сама работа, а благодатное ощущение жизни, удовольствие от сплоченности друг с другом и природой. Необычайно точно подметил различие между укладом жизни жителей Матеры и беспокойной деятельностью строителей ГЭС внук бабки Дарьи Андрей: «Они там живут только для работы, а вы здесь вроде наоборот, вроде как работаете для жизни». Работа для них не является самоцелью, но участием в продлении семейного рода и, если смотреть шире, всего человеческого племени. Вот почему Дарья, ощущая за собой строй поколений предков («строй, которому нет конца»), не может смириться, что родные могилы исчезнут под водой. Ее страшит то, что она останется одна, так как порвется цепь времен.

Поэтому Дом для Дарьи и других старух это только место для жилья и вещи — это одушевленная предками часть их жизни. Дважды прощаются с домом, с вещами сначала Настасья, а потом Дарья. В двадцатой главе повести, в которой Дарья через силу белит свой обреченный на сжигание дом, украшает его пихтой, точно отражены христианские обряды соборования, когда перед смертью наступает духовное облегчение и примирение с неизбежностью. Словно покойника дом обмывают, отпевают и готовят к неизбежному, назначенному «назавтра», погребению.

В монолог загадочного зверька, хранителя острова, Распутин вкладывает следующую мысль, руководящую поведением старух и Богодула: «Все, что живет на свете, имеет один смысл — смысл службы». Все персонажи осознают себя ответственными перед ушедшими за продолжение жизни. По их мнению, Земля дана человеку «на подержание»: ее надо беречь, сохранить для потомков.

Писатель находит удивительно емкую метафору для выражения мыслей Дарьи Васильевны о течении жизни: род — это нитка с узелками. Когда одни узелки распускаются, умирают, то на другом конце завязываются новые. И старухам совсем не безразлично, какими будут эти новые люди. Вот почему Дарья Пинигина постоянно размышляет о смысле жизни, истине, спорит с внуком Андреем, задает вопросы умершим.

В ее спорах, размышлениях и даже в обвинениях содержатся и праведная торжественность, и тревога, и обязательно любовь. «Э-эх, до чего же мы все добрые по отдельности люди и до чего же безрассудно и много, как нарочно, все вместе творим зла», «Кто знает правду о человеке: зачем он живет? Ради жизни самой, ради детей или ради чего-то еще? Вечным ли будет это движение. Что должен чувствовать человек, ради которого жили многие поколения? Ничего он не чувствует. Ничего не понимает. И ведет он себя так, будто с него первого началась жизнь и им она навсегда закончится», — рассуждает Дарья.

Раздумья Дарьи о продолжении рода и своей персональной ответственности за него перемешиваются у нее с тревогой о «полной правде», о необходимости памяти, сохранения ответственности у потомков. Эта тревога как никогда сопряжена с трагическим осознанием эпохи.

Читать еще:  Сирень обыкновенная описание посадка размножение и уход

Во внутренние монологи Дарьи Распутин вкладывает мысли о необходимости каждому человеку «самому докапываться до истины» и жить работой совести. Особенно тревожит и автора, и его стариков и старух желание все большей части людей «жить не оглядываясь», «облегченно», нестись по течению жизни. Так, Дарья бросает в сердцах своему внуку: «Пуп не надрываете, а душу потратили». Героиня не против развития технического прогресса, воплощенного в машинах, облегчающих человеческий труд. Для мудрой крестьянки неприемлемо, чтобы человек, обладающий благодаря технике огромной силой, уничтожал жизнь, бездумно подрубая сук, на котором пока еще сидит. Показателен диалог Андрея и Дарьи. «Человек — царь природы», — пытается убедить бабушку Андрей. «Вот-вот, царь. Поцарюет, по-царюет, да загорюет», — отвечает Дарья. Лишь в единстве друг с другом, с природой, со всем Космосом смертный человек может победить смерть, по крайней мере, если не индивидуальную, то родовую.

В «Прощании с Матерой» Валентин Распутин образно описывает красоты первозданной природы — тихое утро, свет и радость, звезды, Ангара, ласковый дождь, что являют собой светлую часть жизни и благодать. Но они же создают тревожную атмосферу в тон мрачным мыслям стариков и старух, предчувствующих драматическую развязку.

Уже на первых страницах повести присутствует трагическое противоречие, сгущенное до символической картины. Согласию, покою и миру, прекрасной полнокровной жизни, которой дышит Матера, противостоит запустение, оголение, истечение (любимое слова автора). «Темь пала» на Матеру, утверждает Распутин, многократными повторами этого словосочетания вызывая ассоциации с традиционными текстами Древней Руси и с апокалипсическими картинами Откровения Иоанна Богослова. Именно здесь появляется эпизод пожара, а перед этим событием «звезды срываются с неба».

Хранителям народных, родовых ценностей писатель противопоставляет современных «обсевков», которых он рисует в крайне жесткой манере. Лишь внука Дарьи Пинигиной Распутин наделил более или менее сложным характером. Так, Андрей уже не чувствует себя ответственным за род, за землю предков. В свой последний приезд перед отъездом он так и не обошел родную Матеру, не простился с ней. Андрея манит суета грандиозной стройки. Он чуть ли не до хрипоты спорит с отцом и бабушкой, отрицая то, что для них является исконными ценностями.

Однако в нем еще не совсем умерло единение с природой. «Минутное пустое глядение на дождь», завершивший семейную дискуссию, «сумело снова сблизить» Андрея, Павла и Дарью. Столь же объединяет их и работа на сенокосе. Для Распутина характерно наделять уничижительными именами и фамилиями персонажей, изменивших национальным традициям. В душе Андрею жалко остров. Потому он и не поддерживает Клавку Стригунову, радующуюся исчезновению родной Матеры. Несмотря на свое несогласие с Дарьей, он, в то же время, ищет бесед с ней, «ему для чего-то был ее ответ» о сущности и предназначении человека

Совсем иронично и зло показаны другие антиподы «старинных старух». Болтун и пьяница Никита Зотов, сорокалетний сын Катерины, за свой принцип «лишь бы прожить сегодняшний день» лишен даже своего имени — превращен в Петруху. Автор создает неологизм «петрухать» по сходству с глаголами «громыхать», «воздыхать». Падение Петрухи приводит к тому, что он сжигает родной дом (то же сделала и Клавка) и издевается над матерью. Отвергнутый деревней и матерью Петруха словно стремится новым бесчинством привлечь к себе внимание, чтобы таким злым способом утвердить свое существование в мире.

Верхом исключительного зла, беспамятства и бесстыдства утверждают себя в жизни т.н. «официальные лица», которых Распутин снабжает не только «говорящими» фамилиями, но и не менее символическими характеристиками: Воронцов — турист (без какой-либо заботы шагающий по земле), Жук — цыган (безродный человек, лишенный корней, перекати-поле). Если речь стариков и старух образна и выразительна, а речь Павла и Андрея — литературно правильна, но сбивчива, — то «официальные лица» Воронцов и ему подобные говорят рублеными фразами-штампами, где превалирует императив («Понимать будем или что будем?», «Кто позволил?», «И никаких», «Вы мне опять попустительство подкинете», «Что требуется, то и будем делать. Тебя не спросим»).

В финале повести Распутин сталкивает обе стороны, не оставляя сомнений в том, за кем правда. В тумане символично заблудились Воронцов, Павел и Петруха. Даже Воронцов «затих», «сидит с опущенной головой, бессмысленно глядя перед собой». Все, что остается им делать, — подобно детям» звать мать, что и делает Петруха: «Ма-а-ать! Тетка Дарья-а-а! Эй, Матера-а!» Делает он это «глухо и безнадежно», после чего засыпает беспробудным сном. «Стало совсем тихо. Кругом были только вода и туман и ничего, кроме воды и тумана». А старухи Матеры в это время, в последний раз объединившись друг с другом и маленьким Колюней, в глазах которого «недетское, горькое и кроткое понимание», покидают это мир, удаляясь на небеса.

Трагический финал повести просветлен рассказом о царском листвене — символе вечной, неувядаемой жизни. По преданию, это дерево держит на себе весь остров, всю Матеру. Листвень не удалось ни сжечь, ни спилить. Еще раньше В. Распутин скажет дважды, что, как бы тяжело ни сложилась дальнейшая жизнь переселенцев, вынужденных жить в поселке, построенном на неудобном месте, «жизнь. она все перенесет и примется везде, хоть и на голом камне и в зыбкой трясине, а понадобится если, то и под водой». Одна из особенностей человека — его умение сроднится с любым местом, и преобразовать его своим трудом. В это заключается еще одна его миссия во вселенской бесконечности.

Анализ «Прощание с матерой» Распутин

Началось строительство новой гидроэлектростанции на Ангаре, и многие маленькие деревушки, стоящие на ее пути, должны были исчезнуть с лица земли. Таково решение правительства. О том, как относятся к этому старожилы, живущие в этих деревнях, и написал свое произведение Валентин Распутин. Как ведет себя человек в таких ситуациях, какие нравственные ценности, в нем преобладают, покажет анализ произведения. Этот материал может использоваться на уроках литературы в 11 классе.

Краткий анализ

Год написания – 1976 г.

История создания – Валентин Распутин как писатель, пишущий о деревне, сам родившийся и выросший в сибирском селе, испытывал большую тревогу за будущее исчезающих поселений, за сохранение древних традиций. Когда началось строительство ГЭС на Ангаре, и стали уничтожать маленькие деревушки, писатель не мог остаться в стороне, и написал «Прощание с Матерой».

Тема – Вымирание деревни, связь поколений, совесть, семейные отношения.

Композиция – Повесть выстроена в форме диалогов и воспоминаний жителей. Происходит знакомство с главной героиней Дарьей, жителями деревни. Вся деревня живет в ожидании переезда, начинают жечь дома, и перевозят жителей.

Жанр – Повесть.

Направление – Реализм.

  1. История создания
  2. Тема
  3. Композиция
  4. Главные герои
  5. Жанр

Бонус

  • Тест по произведению

История создания

В «Прощание с Матерой» анализ произведения начинается с истории создания.

В 1960-х годах началось строительство Братской ГЭС. Жители маленьких деревушек должны были быть переселены в другие места, а сами деревни – затоплены.

Писатель за основу сюжета взял реальную историю, когда в результате строительства жители покидали обжитые места, что оказалось для них очень тяжелым испытанием. Год написания повести – 1976, время упадка и разрухи советских деревень, неперспективных для государства.

Маленькие населенные пункты, которые были признаны государством неперспективными, попросту уничтожались, государство мыслило более глобально, никто не задумывался о поломанных судьбах людей, на глазах которых рушилась связь поколений, уничтожались традиции крестьянской жизни.

Прозаики, пишущие о деревнях, забили тревогу, одним из таких писателей был Валентин Распутин.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тема повести Распутина «Прощание с Матерой» – вырождение деревень, включающая в себе нравственную проблематику. Писатель описывает, как ведут себя люди в сложной ситуации: кто остается человеком, а кто превращается в «Петруху». Автор затрагивает проблемы взаимосвязи поколений, человеческую совесть, вечный поиск смысла жизни.

Матера – небольшая деревня – должна быть затоплена. Жителям об этом известно, но, пока еще все идет по-старому, герои повести на что-то надеются: вдруг, ситуация изменится, и все пойдет по-прежнему, и они останутся жить на своей земле.

Переломный момент в сознании старожилов начинается тогда, когда они узнают о том, что чужие люди разрушают деревенское кладбище, на котором похоронены родные и близкие. Теперь аборигенам становится ясно, что ничего уже изменить и исправить нельзя.

Наступает переломный момент и нравственности каждого человека. Молодежь рада покинуть глухую деревню, им хочется новой, городской жизни. В них нет ничего святого, молодежь с удовольствием жжет свои родные дома, лишь бы поскорее перебраться в новые квартиры.

Старики и старухи по-другому относятся к такому переломному моменту своей жизни. Для них здесь все свое, родное. На кладбище покоятся тела близких им людей. Старики чувствуют себя предателями по отношению к покойным. Чувствуют себя виноватыми в том, что не сумели сохранить последнее место упокоения своих родителей. Старики считают кощунством надругательство над деревенским погостом, они грудью бросаются на его защиту.

Высокая идея нравственности, затронутая автором повести, определяет душевную чистоту этих людей. Пример тому: ради получения денег, Петруха Зотов сжигает свой дом, бросив мать на соседей, а Дарья, главная героиня, перед отъездом убирает свой дом, как перед большим праздником. Она белит потолок и стены, чистит и моет его. Этим она показывает свое уважение и почтение дому, который всю жизнь был ее защитой, в нем она прожила всю свою долгую жизнь.

Старикам тяжело прощаться со своим прошлым, они корнями вросли в эту землю. Поэтому и старик Егор, переехавший в город, потерял покой и сон, потерял свою связь с прошлым, и не выдержал, умер в первые недели переезда.

Молодые стремятся к будущему, мечтают о новой, счастливой жизни, и легко расстаются с родными местами, где их ничего не держит.

Композиция

С первых строк повести начинается знакомство с Матерой, стоящей на одноимённом острове. Происходит знакомство с главной героиней, настоящей хранительницей старых традиций.

Происходит завязка повести. Все живут в ожидании прощания с родной деревней. Страшным кульминационным моментом является разрушение кладбища. Именно здесь выясняются нравственные ценности человека. Дарья считает, что только люди, в которых нет совести, способны на такие кощунственные действия. Она осуждает молодежь, готовую легко покинуть родные места. Она свято хранит и чтит память предков. В ее речь писатель вкладывает слова о том, что у того, кто потерял память, предал свое прошлое, у того нет и жизни.

Печальна и развязка повести, где Павел, сын Дарьи, осознает неправильность такого решения. Он начинает понимать, что человек, вырванный с корнем со своей родной земли против воли, на другом месте, каким бы он ни был хорошим, будет лишь квартирантом.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Прощания с матерой».

Жанр произведения «Прощание с Матерой» можно отнести к «деревенской прозе». Эту повесть можно назвать и притчей, наполненной философским содержанием реалистического направления. Деревенская проза включала в себя описание жизни и быта простых сельских жителей. В ней описывались насущные проблемы человека, их незатейливые запросы. Вместе с этим, писатели поднимали огромные проблемы по сохранению старых традиций, касающиеся памяти прошлого, связь поколений.

Анализ произведения «Прощание с Матёрой». Проблематика повести В. Распутина «Прощание с Матёрой»

Время не стоит на месте. Общество и сама жизнь постоянно движутся вперед, внося свои коррективы в уже устоявшиеся правила. Вот только происходит это у всех по-разному и не всегда в соответствии с законами морали и совести.

Читать еще:  Долго цветущие уличные цветы

История создания повести

Вторая половина 20-го века стала насыщенным на перемены временем в истории страны. А достижения научно-технической отрасли, способствовавшие переходу на более высокую степень развития, часто приводили к серьезным противоречиям в обществе. Один из таких примеров – строительство мощной электростанции, Братской ГЭС, недалеко от родного села писателя, Аталанки. В результате, оно попало в зону затопления. Казалось бы, какой пустяк: разрушить небольшое село ради того, чтобы принести немалую пользу всей стране. Вот только о судьбе его старых жителей никто не подумал. Да и экологический баланс в результате вмешательства в естественный ход развития природы был нарушен.

Сюжетная основа

Действие начинается весной, но символическое понимание этого времени как зарождения новой жизни в данном случае неприменимо. Напротив, именно в этот момент деревню облетает новость о скором ее затоплении.

В центре повести – трагические судьбы ее коренных жителей: Дарьи, Настасьи, Катерины, «старинных старух», мечтавших закончить здесь свой век и приютивших никому не нужного Богодула (возникают ассоциации с юродивым, странником, божьим человеком). И вот все рушится для них. Ни рассказы о благоустроенной квартире в новом поселке на берегу Ангары, ни пламенные речи молодых (Андрея – внука Дарьи), что это нужно стране, не могут убедить их в целесообразности уничтожения родного дома. Старухи каждый вечер собираются на чашку чая, словно пытаются насладиться общением друг с другом перед расставанием. Прощаются с каждым уголком природы, таким дорогим сердцу. Дарья все это время пытается по крупицам восстановить жизнь, свою и деревни, старается ничего не упустить: ведь для нее «вся правда в памяти».

За всем этим величественно наблюдает никому не видимый Хозяин: и ему не под силу спасти остров, и для него это тоже прощание с Матерой.

И трагический финал: попавшие в туман, заблудившиеся посреди реки люди в лодке, потерявшие ориентир в жизни. Среди них – сын главной героини, Павел, так и не сумевший вырвать из сердца родные места. А еще оставшиеся на острове в момент его затопления старухи, а с ними — ни в чем не повинный младенец. Возвышающийся, не сломленный – ни огонь его не взял, ни топор, ни даже современная бензопила – листвень как доказательство вечной жизни.

«Прощание с Матерой»: проблемы

Незатейливый сюжет. Однако проходят десятилетия, а произведение Распутина по-прежнему не теряет актуальности: ведь автор поднимает в нем очень важные вопросы, касающиеся развития общества. Вот наиболее важные из них:

  • Для чего родился человек, какой ответ должен давать в конце жизни?
  • Как сохранить взаимопонимание между поколениями?
  • В чем преимущества «деревенского» уклада жизни перед «городским»?
  • Почему нельзя жить без памяти (в широком смысле)?
  • Какой должна быть власть, чтобы она не потеряла доверия народа?

А также экологические проблемы: чем грозит человечеству вмешательство в естественное развитие природы? Не станут ли подобные действия началом к трагическому финалу его существования?

Дарья Пинигина – старейшая жительница деревни

Хранительница вековых традиций, верная памяти о своем роде, с почтением относящаяся к местам, где прошла ее жизнь, — такой видится главная героиня повести. Сын с семьей уехал в поселок, одна радость – их приезд раз в неделю. Внук по большей части не понимает и не принимает ее убеждений, так как это человек другого поколения. Родными людьми для нее в результате становятся такие же, как она сама, одинокие старухи. С ними она коротает время и делится своими тревогами, мыслями.

С образа Дарьи начинается анализ произведения «Прощание с Матерой». Она помогает понять, насколько важно не терять связи с прошлым. Главное убеждение героини — без памяти нет жизни, так как в результате теряются нравственные основы самого существования человека. Так, ничем не выдающаяся старуха становится для Распутина и его читателей мерилом совести. Именно такие неприметные герои, по признанию автора, притягивают его больше всего.

Сцена прощания с домом

Важным моментом в понимании внутреннего мира Дарьи становится эпизод, в котором она «готовит к смерти» родной очаг. Параллель между убранством дома, который будет сожжен, и покойником очевидна. Распутин включает в произведение «Прощание с Матерой» подробное описание того, как героиня «омывает» и белит его, украшает свежей пихтой – все, как полагается при прощании с умершим. Она видит в своем доме живую душу, обращается к нему, как к самому дорогому существу. Никогда не понять ей, как человек (имеется в виду Петруха, сын ее подруги) может собственными руками сжечь дом, в котором родился и прожил.

Защита кладбища

Еще одна ключевая сцена, без которой невозможен анализ произведения «Прощание с Матерой», — это уничтожение могил на местном кладбище. Никакими благими целями нельзя объяснить столь варварский поступок властей, совершающийся на глазах жителей. К боли за то, что нужно оставлять могилы дорогих людей на потопление, добавилась еще одна — увидеть, как сжигают кресты. Вот и пришлось старухам с палками вставать на их защиту. А ведь можно было «эту очистку под конец сделать», чтобы жители не увидели.

Куда совесть делась? А еще – простое уважение к людям и их чувствам? Такими вопросами задается Распутин («Прощание с Матерой», кстати, не единственное произведение писателя на эту тему) и его герои. Заслуга автора в том, что он сумел донести до читателя очень важную мысль: любые государственные переустройства должны соотноситься с особенностями жизненного уклада народа, особенностями души человека. Именно с этого начинаются доверие друг к другу и любые взаимоотношения между людьми.

Связь поколений: важна ли она?

Откуда же берутся такие как работники СЭС и Петруха? Да и к уничтожению Матеры не все ее жители относятся так же, как эти пять старух. Клавка, к примеру, только радуется возможности переехать в благоустроенный дом.

Опять вспоминаются слова Дарьи о том, что значит для человека помнить о своих корнях, о предках, о законах морали. Уходят старики, а вместе с ними исчезают веками накопленные опыт и знания, в современном мире никому не нужные. Молодежь все время куда-то спешит, строит грандиозные планы, весьма далекие от того образа жизни, который был у их предков. И если Павел, сын Дарьи, еще чувствует себя в поселке неуютно: его тяготит и новый дом, построенный кем-то «не для себя», и бестолково расположенные здания, и земля, на которой ничего не растет, то ее внук, Андрей, уже совсем не понимает, что может удерживать человека на таком заброшенном острове, как Матера. Для него главное — прогресс и те перспективы, которые он открывает перед людьми.

Связь поколений — довольно избитая тема. «Прощание с Матерой» на примере одной семьи показывает, как она теряется: Дарья свято чтит своих предков, ее главная забота – перевезти могилки на землю. Павлу подобная мысль кажется странной, но все же он не смеет сразу отказать матери. Хотя просьбы так и не выполнит: других проблем хватает. А внуку и вовсе не понять, зачем это нужно. Так что же говорить о тех, кто «просто выполняет свою работу» по очистке территории – слово-то какое выдумали! Однако нельзя жить будущим, не помня прошлого. Для того-то и пишется история. И хранятся нравственные ценности, чтобы не повторялись ошибки в будущем. Это еще одна важная мысль, которую пытается донести до современника автор.

Малая родина – что она значит для человека?

Распутина, как человека, выросшего в деревне, русского душой, волнует и другой вопрос: не утратит ли общество своих корней, берущих начало в отеческом доме? Для Дарьи и других старух Матера – это место, где берут начало их род, складывавшиеся веками традиции, заветы, данные предками, главный из которых – беречь землю-кормилицу. К сожалению, молодежь с легкостью оставляет родные места, а вместе с ними теряет духовную связь со своим очагом. К таким нерадостным размышлениям подводит анализ произведения. Прощание с Матерой может стать началом потери нравственной опоры, поддерживающей человека, и пример тому – Павел, оказавшийся в финале между двумя берегами.

Взаимоотношения человека и природы

Повесть начинается с описания красоты острова, не тронутого цивилизацией, сохранившего свою первыбытность. Пейзажные зарисовки играют особую роль в передаче идеи автора. Анализ произведения «Прощание с Матерой» позволяет понять, что человек, давно считающий себя хозяином мира, глубоко ошибается. Цивилизация никогда не сможет одержать верх над тем, что было создано до нее. Доказательство – несломленный, могучий листвень, который будет оберегать остров до момента его гибели. Он не поддался человеку, сохранив за собой главенствующее начало.

Значение повести «Прощание с Матерой»

Содержание одного из лучших произведений В. Распутина и спустя много лет звучит как предупреждение. Чтобы жизнь продолжалась дальше, а связь с прошлым не терялась, необходимо всегда помнить о своих корнях, о том, что все мы дети одной земли-матушки. И обязанность каждого – быть на этой земле не гостями или временными жителями, а хранителями всего того, что было накоплено предыдущими поколениями.

Александр Сапа — Женские образы в творчестве Валентина Распутина. Страница 25

11

А.И.Солженицын «Матрёнин двор»

Урок по рассказу В.Распутина «Изба»: «Образ последней праведницы в творчестве В.Распутина»

Андреева И.В. Возвращение к истокам// Литература в школе. 2001. № 2

11

«Деревенская проза»: истоки, проблемы, герои

«Апокалипсис, сотворённый людьми» (Лингво-литературный анализ повести «Прощание с Матёрой»)

11

Современная литературная ситуация. Литература с реалистической доминантой

1.Уроки по рассказам

«В ту же землю…» и «Мать Ивана, дочь Ивана»

2.Семинар «Женские образы в творчестве

В.Распутина»

(с проведением итоговой викторины)

1.Анохина Т.А. память не даёт покоя// Литература в школе. 2001. № 2

2.Белобородова В.Н. «Что это за мир» // Литература в школе. 2001. № 2

В связи с тем, что большая часть уроков в предлагаемой системе проводится в форме урока-диалога или урока-дискуссии, мы предлагаем систему вопросов для организации совместного обсуждения некоторых произведений Распутина в той логике, которая определяет ход дискуссии, а в качестве подробно разработанных уроков мы даём в приложении два урока – урок-диалог «Женщина на перепутье» в рассказе В.Распутина «В ту же землю…», а также семинар «Женские образы в творчестве В.Распутина».

I. Система заданий и вопросов для ведения диалога или дискуссии в 10-11 классах по теме «Женские образы в творчестве В.Распутина»

«Последний срок»

«Прощание с Матёрой»

«Живи и помни»

1.В чём особенности организации повествования в повести? Кто является рассказчиком и почему?

2.Старуха Анна – главная героиня повести. Что мы узнаём о жизни героини? Каким человеком предстаёт Анна на страницах повести? Согласны ли вы с критиком И.Дедковым, что главный смысл повествования заключён в самой Анне?

3.Чтобы передать духовный мир Анны, автор избрал форму внутреннего монолога героини, форму несобственно-прямой речи. Перечитайте эти размышления Анны и запишите ответы на следующие вопросы:

а) Какие философские вопросы задаёт себе Анна?

б) Какие ответы на эти вопросы она даёт, осмысляя свою жизнь?

в) Есть ли в её жизни грехи, которые она не может себе простить?

г) В чём выражается её душевная, нравственная красота?

4.Подумайте, почему на протяжении всего повествования, кроме первой фразы, автор нигде не называет героиню по имени?

Читать еще:  Когда лучше пересаживать комнатные цветы

5.Перечитайте десятую главу повести. Каким видится Анне переход от жизни к смерти? Каково её отношение к смерти? Почему?

6.Почему перед смертью, видя всех своих детей вместе, старуха Анна чувствует радость и желание летать, как птица? Кого из толстовских героев она напоминает? Чем? Для чего Распутину необходимо подобное сравнение?

7. По верному замечанию С.Семёновой, «в старой русской женщине… Распутин увидел нравственный идеал». Назовите не менее трёх основных черт Анны, которые делают её таковым идеалом.

8. Масштабность образа Анны не раз вызывала споры критиков. Кто из критиков, по-вашему, прав: С.Семёнова, утверждавшая, что в Анне писатель «сумел увидеть богатую духовность, настоящую личность», или А.Бочаров, отмечавший «нравственную неподвижность Анны»?

9.Какие черты Анны представляются вам особенно ценными, нужными людям и сегодня? Есть ли в повести нравственный урок нашему времени?

10.Какими предстают в повести дети Анны? Чем вы объясните, что они очень не похожи на свою мать? В чём причины душевной скудности

детей Анны? Как писатель объясняет эти причины в повести?

11. Попробуйте дать характеристику каждому из детей Анны. Чем они похожи друг на друга, чем отличаются? Какие чувства их всех объединяют?

12. Среди детей Анны особо выделяются два женских образа – образ «городской» Люси и образ младшей любимой дочери Танчьоры, единственной не приехавшей к матери. Что вы можете сказать об этих героинях?

13.Иходя из всего, о чём мы говорили, попробуйте определить, какой смысл вкладывает Распутин в название повести – «Последний срок»?

1. «Прощание с Матёрой» – одна из повестей Распутина, в которой женское начало является доминирующим. Уже само название впрямую указывает на это. Попробуйте провести семантический анализ слова «Матёра»: какие три понятия оно объединяет? (матёрый, мать, материк) Что это слово символизирует для жителей деревни? Что мы знаем об истории деревни? Что предопределило судьбу острова?

2.Назовите все женские образы, представленные в повести. На какие две неравные группы можно их разделить? Кто является хранителем матёринских традиций? А на какие группы делятся все герои повети по их отношению к переселению в посёлок?

3.Почему в повести такое внимание уделяется людям старшего поколения? С точки зрения смысла проанализируйте имена старух и стариков. Что их всех объединяет?

4. Какое место занимает в повести образ Дарьи Пинигиной? Найдите авторские описания Дарьи, её собственные слова о смысле жизни, о прогрессе, о связи времён. Как с ней и с особенностями её языка связана тема памяти? Что Дарью сближает с Анной из повести «Последний срок»?

5.Какую роль играют в повести образы Павла и Андрея, сына и внука Дарьи? Перечитайте диалоги Дарьи и её внука. На чьей стороне правота и правда? В чём обвиняет современного человека Дарья? Как вы понимаете смысл мотива «голосов», звучащих в сознании Дарьи?

6.Проанализируйте сцены прощания с домом Настасьи (гл.7), гибели дома Катерины Зотовой (гл.8), перечитайте 7 и 20 главы повести, а также рассказ Распутина «Изба». Подумайте, что вкладывает Распутин в понятие «Дом». Что сближает образы Дарьи и Агафьи и других старух?

7.Кратко охарактеризуйте других стариков: Богодула, Настасью и Егора, Симу, Тунгуску. Чем интересны каждый из этих жителей Матёры? Что их всех объединяет? Почему старики не хотят переселяться в посёлок (гл.5)?

8.Какую роль в повести играют образы Петрухи, Клавки Стригуновой, Воронцова, Жука? Как характеризуют их имена, поведение, речь? Что их всех объединяет?

9. «Прощание с Матёрой» – нравственно-философская повесть. Какие нравственно-философские вопросы художественно разрабатывает Распутин в своей повести?

10.Прочитайте 11-ю главу повести. Эта глава, описывающая сцену сенокоса, занимает центральное место в повести. Почему? Какова её роль в раскрытии писательского понимания смысла жизни?

11.К каким символам и для чего прибегает автор?

12. Какие афоризмы использует писатель или его герои для выражения нравственного идеала?

13.Как вы понимаете смысл финала повести?

14.В чём философский смысл названия повести?

1.Где разворачивается действие повести? Кто выступает здесь носителями народной нравственности?

2.Какова история семьи Гуськовых? На каких основах эта семья держится? Какую роль играет в ней отец Андрея? Как Михеич воспитывал сына?

3. Как Настёна вышла замуж за Андрея? Почему довоенная жизнь молодожёнов не складывалась?

4.Расскажите историю дезертирства Андрея Гуськова. В чём вы усматриваете истоки преступления Гуськова? Какие изменения с ним произошли после решения дезертировать? Как вы их понимаете? Какие оправдания выдвигает для себя Гуськов и состоятельны ли они?

5.Проанализируйте эпизод первой встречи Настёны с дезертировавшим мужем. Как изменилась Настёна после встречи с ним? Почему она винит себя в возвращении мужа? Как это характеризует их отношения с мужем? Какой смысл имеет сон, приснившийся одновременно

6.Какую роль в повести играет сцена посиделок в честь вернувшегося с войны Максима Вологжина?

7.В чём противоречивость чувств Настёны при первых признаках беременности? А как воспринимает Андрей беременность жены?

8.В чём главном противостоят друг другу Гуськов и Настёна? По каким законам они живут?

9.Какие образы-символы связаны в повести с трагической судьбой Настёны?

10. В чём трагедия Настёны? Почему она не может быть счастливой, несмотря на то что у неё хорошие отношения со свёкром и свекровью, рядом муж, ожидается появление ребёнка?

11.Как вы понимаете финал повести? Оправдан ли художественно акт самоубийства? Неизбежно ли оно? При подготовке ответа сопоставьте два мнения критиков:

«Настёна… так и не находит достойного для себя выхода, потому что смерть человеческая, самоубийство… ни решением, ни выходом быть не могут» (Ф.Кузнецов)

Образ Дарьи Пинигиной в повести Распутина «прощание с Матерой»

Русская литература 1960-1980-х годов развивает традиции русской классической литературы, обращаясь к судьбе России, к образу «малой родины». В.Г. Распутин является одним из лучших представителей «деревенской» прозы того времени. А его повесть «Прощание с Матерой» является вершинным произведением этого направления.

В своей повести Распутин затрагивает извечные проблемы, которые волновали и будут волновать человека во все времена. Автор рисует нам запоминающиеся характеры, показывает столкновение старого и молодого поколений, указывая на их различное отношение к жизни.

В повести центральной фигурой, носительницей духовных ценностей, является Дарья Пинигина, «самая старая из старух; лет своих не знала точно». Но она «несмотря на годы…была пока на своих ногах, владела руками, справляла посильную и все-таки немалую работу по хозяйству».

Дарья — сильная по духу женщина. Она из тех, кто притягивает к себе людей, рядом с ней они набираются силы. Героиня родила шестерых детей, но трое из них умерли. Она пережила и потерю детей, и потерю мужа, который ушел на охоту и не вернулся. Но все же сердце Дарьи не зачерствело, не охладело к людям. Наоборот, она старается жить «по совести», не обижать людей, помогать им. Героиня приютила у себя Катерину, чей дом спалил ее сын, Петруха, и Симу с внуком, которые боялись ночевать одни.

Дарья прожила долгую жизнь, многое поняла. Она пытается научить своей правде и сына с внуком, чтобы они шли дальше и передавали ее опыт: «Я мало видела, да много жила. На че мне довелось смотреть, я до-олго на его смотрела». Героиня видит, что погоня за прогрессом, который якобы должен принести всеобщее счастье, может увести человека с пути, который ему предначертан, с настоящей дороги. Дарья говорит своему внуку Андрею: «Че говореть – сила вам нонче большая дадена. Да как бы она не поборола, сила-то эта…».

Героиня говорит о том, что создание и применение в труде машин обезличивают человека, он теряет свою душу, самого себя. И эта погоня ничего хорошего не несет: «Пуп вы щас не надрываете…А что душу свою потратили – вам дела нету». Дарья понимает, что уже не машины служат людям, а люди машинам: «Оне с вас все жилы вытянут, а землю изнахратят».

Дарья болеет душой за сына, за внука, но видит, что они уже не такие, как она. Они не так любят свой дом, свой остров, не так заботятся о традициях, данных им предками. Не случаен эпизод проводов Андрея. Он прощается с бабушкой в избе, потому что не хочет, чтобы она проводила его до лодки. Но не это покоробило Дарью: внук не попрощался с Матерой, «не погоревал тайком, что больше никогда ее не увидит, не подвинул душу…». Для Дарьи, которая видела смысл существования человека в связи с землей, с домом, где он родился, это была настоящая беда. Героиня во всем винит себя. Ведь это она не смогла привить внуку любовь ко всему, что ей самой было так дорого.

Дарья до конца жизни остается преданной своей родине. Она формулирует главную мысль произведения, которую автор хочет донести до читателей: «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни». Вот почему Дарья хочет увезти могилы своих родителей туда, где будет жить и где будет похоронена сама, чтобы не прерывалась цепочка памяти. Ведь благодаря родителям она родилась и выросла, дала жизнь другим.

Героиня болеет душой за весь свой род, поэтому осквернение родовых могил «официальными лицами» из санэпидемстанции становится для нее душевной трагедией. По мнению Дарьи, да и по мнению других старожилов, это знак полного одичания человека. Как мы относимся к предкам, так и к нам будут относиться потомки. Вот почему, вернувшись с кладбища, Дарья никак не может найти места, вся работа валится из ее рук.

Героиня чувствовала себя виноватой и боялась: «…а ить с меня спросют: как допустила такое хамство, куды смотрела?». Поэтому она не может пойти на кладбище, а уходит на берег Ангары и там пытается найти успокоение, найти ответы на мучившие ее вопросы.

Дарья размышляет о течении жизни и сравнивает его с ниточкой: род – это нитка с узелками. Одни узелки распускаются, а на другом конце завязываются новые. И героине не безразлично, какими будут эти новые люди, приходящие ей на смену. Так, в повести проводится мысль о смене поколений.

Дарья понимает значение совместного труда. В сцене сенокоса она видит, что главное для людей не сама работа, а чувство единения друг с другом и с природой. Верно подметил внук Дарьи: «…вы здесь вроде как работаете для жизни». Сама Дарья всю жизнь проработала на земле и не одобряет внука, который ищет место среди машин, техники.

Для героини дом является самым родным «существом», которое она никогда не продаст. Она считает его одушевленным. Поэтому в конце повести, прощаясь с домом, Дарья через силу белит и убирает его, как покойника, и чувствует, что дом это понимает. А затем она запирает свое жилище на ключ, чтобы чужие не осквернили его своим присутствием.

Итак, мы видим, что образ Дарьи Пинигиной является главным в повести. Именно через ее восприятие мы видим и слышим то, что происходит на острове. Автор наделяет эту героиню только положительными чертами. Она – истинный народный характер, проявивший себя в трудные минуты жизни.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector