7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Правовые основы деятельности подразделений вневедомственной охраны

Административная деятельность полиции

Правовое положение и организационная структура подразделений вневедомственной охраны полиции

Подразделения вневедомственной охраны полиции занимают особое место в охране объектов собственности, они решают задачи по повышению защищенности имущественных интересов граждан и юридических лиц, профилактике правонарушений и преступлений в области охраны собственности. Подразделения вневедомственной охраны полиции обеспечивают охрану общественного порядка и безопасности.

Для реализации такого направления деятельности полиции, как охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе, обозначенного в Федеральном законе «О полиции», создаются и функционируют подразделения вневедомственной охраны полиции.

Подразделения вневедомственной охраны при ОВД впервые были созданы в 1952 г. Основанием для их создания послужили необходимость совершенствования системы охраны собственности и сокращение расходов на охранные мероприятия. За 60 лет своего существования подразделениями вневедомственной охраны при ОВД накоплен богатый опыт практической и научной деятельности, а также сформирован широкий материально-технический потенциал.

В 2005 г. был создан Департамент государственной защиты имущества МВД России (реорганизованный впоследствии в Главное управление вневедомственной охраны) и образовано специализированное федеральное государственное унитарное предприятие «Охрана» (ФГУП «Охрана» МВД России), подведомственное МВД России. ФГУП «Охрана» образовано на базе военизированных и сторожевых подразделений вневедомственной охраны при ОВД Российской Федерации и подразделений вневедомственной охраны при ОВД Российской Федерации.

В настоящее время на федеральном уровне управление вневедомственной охраной полиции осуществляет Главное управление вневедомственной охраны МВД России (далее — ГУВО МВД России). ГУВО МВД России осуществляет функции головного подразделения МВД России в области охраны имущества и объектов на договорной основе. Также ГУВО МВД России осуществляет организационно-методическое обеспечение деятельности федерального государственного учреждения «Научно-исследовательский центр «Охрана» МВД России, федерального государственного учреждения «Центр сертификации аппаратуры охранной и пожарной сигнализации» МВД России, Центра специального назначения вневедомственной охраны МВД России, а также ФГУП «Охрана», подведомственного МВД России.

Задачи ГУВО МВД России :

  1. организация и участие в формировании основных направлений государственной политики в области охранной деятельности;
  2. совершенствование нормативного правового регулирования в установленной области деятельности;
  3. разработка и реализация в пределах своей компетенции мер по совершенствованию охраны имущества граждан и организаций, а также объектов, подлежащих обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ, в том числе при чрезвычайных ситуациях и в особый период;
  4. организация и проведение в пределах своей компетенции единой технической политики в области охраны имущества и объектов с использованием инновационных технологий;
  5. организация инспектирования подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны;
  6. организация работы по выдаче руководителям и должностным лицам организаций, объекты которых охраняются полицией в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ, обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений в их охранной деятельности, обеспечении сохранности государственной и муниципальной собственности;
  7. участие в установленном порядке в проведении экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности различных категорий объектов;
  8. оценка защищенности и выработка дополнительных мер по обеспечению безопасности объектов органов внутренних дел РФ от преступных посягательств;
  9. осуществление контроля и организация деятельности в следующих областях: выполнение научно-исследовательской, научно-технической и научно-методологической деятельности по решению проблем защиты объектов и охраны имущества граждан и организаций различных форм собственности от противоправных посягательств; сертификация аппаратуры охранной, охранно-пожарной сигнализации и иной продукции технических средств охраны, используемой подразделениями вневедомственной охраны, в порядке, установленном законодательством РФ, и метрологического обеспечения испытаний названной аппаратуры и иной продукции технических средств охраны в установленном порядке.

Подразделения вневедомственной охраны входят в состав полиции территориальных ОВД. Страховые подразделения вневедомственной охраны в структуре территориальных органов МВД России на региональном уровне создаются по согласованию с МВД России. В управлении (отделе) вневедомственной охраны на региональном уровне вводятся следующие должности: начальники центра оперативного управления, пункта централизованной охраны, смены центра оперативного управления, пресс-группы; заместитель начальника центра оперативного управления; старший инспектор по особым поручениям, инспектор по особым поручениям; главный специалист; старшие: инспектор, специалист (по работе с личным составом), юрисконсульт; ведущий специалист; инспектор; психолог; специалист по работе с личным составом; дежурный пункта централизованной охраны, центра оперативного управления; инженер.

На районном уровне подразделения вневедомственной охраны в статусе отдела (отделения) предусмотрены типовой структурой отдела (отделения, пункта) полиции в составе территориального органа МВД России, находятся в прямом подчинении у заместителя начальника отдела (отделения) полиции.

Подразделения вневедомственной охраны полиции созданы и функционируют во всех населенных пунктах всех субъектов Российской Федерации.

Подразделения вневедомственной охраны полиции в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законам.

Правовую основу деятельности подразделений вневедомственной охраны составляют следующие нормативные правовые акты Российской Федерации: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции», Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», постановление Правительства от 7 сентября 2011 г. № 752 «О порядке определения тарифов на оказываемые полицией услуги по охране имущества и объектов граждан и организаций, а также иные услуги, связанные с обеспечением охраны имущества на договорной основе», ведомственные нормативные правовые акты, а также законы субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданные в пределах их компетенции.

Основные задачи вневедомственной охраны полиции.

Защита имущества граждан и организаций от противоправных посягательств . Подразделения вневедомственной охраны полиции осуществляют охрану имущества граждан и организаций на основе заключаемых договоров, что предусматривает предоставление услуг охраны имущества на возмездной основе.

Охрана имущества заключается в деятельности, направленной на исключение несанкционированного доступа посторонних лиц к охраняемому объекту, обеспечение неприкосновенности охраняемого имущества от противоправных посягательств, а также в своевременном пресечении подобных деяний.

При этом необходимо обозначить отличие деятельности по охране имущества по договорам подразделениями вневедомственной охраны от деятельности коммерческих организаций в этой сфере. Так, в отличие от коммерческих организаций деятельность подразделений вневедомственной охраны нацелена не на получение прибыли, а на оказание услуги населению и организациям по охране имущества, а полученные денежные средства в полном объеме идут в федеральный бюджет.

С 1 января 2012 г. подразделения вневедомственной охраны имеют статус федерального государственного казенного учреждения. Согласно Бюджетному кодексу РФ это означает, что данное учреждение осуществляет оказание государственных (муниципальных) услуг в целях реализации предусмотренных законами полномочий, финансовое обеспечение его деятельности осуществляется за счет бюджетных средств.

Статья 47 ФЗ «О полиции» также указывает, что средства, получаемые полицией по договорам об охране имущества и объектов граждан и организаций и о предоставлении иных услуг, связанных с обеспечением охраны имущества по этим договорам, являются доходами федерального бюджета и после возмещения убытков в связи с кражами и обстоятельствами, предусмотренными условиями договоров, зачисляются в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в полном объеме.

Участие в разработке и реализации государственных мер по упорядочению и совершенствованию охраны имущества и материальных ценностей , что во многом достигается путем подготовки, в пределах своей компетенции, проектов нормативных правовых актов по вопросам защиты имущества от преступных и иных противоправных посягательств.

Проведение на территории Российской Федерации единой технической политики в области создания средств охранной сигнализации, их промышленного освоения, контроля качества, тактики их применения, внедрения и эксплуатационного обслуживания.

Участие в деятельности ОВД по охране общественного порядка . Подразделения вневедомственной охраны полиции включаются в систему единой дислокации подразделений полиции по охране общественного порядка. Согласно Уставу патрульно-постовой службы полиции РФ подразделения патрульно-постовой службы полиции в своей деятельности взаимодействуют с подразделениями вневедомственной охраны территориальных ОВД. То есть наряду с выполнением своих основных задач подразделения вневедомственной охраны полиции участвуют в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности, борьбе с правонарушениями в зонах своих постов и маршрутов патрулирования.

Функции подразделений вневедомственной охраны полиции.

1. Обеспечение охраны имущества и объектов граждан и организаций, а также оказание других услуг, предусмотренных договорами с собственниками. Указанная функция имеет как социальное, так и профилактическое значение. Социальное значение заключается в том, что охрана имущества и объектов граждан и организаций, а также иные услуги, связанные с обеспечением охраны имущества на договорной основе, подразделениями вневедомственной охраны осуществляются по доступным для населения тарифам, методика расчета которых утверждается Правительством Российской Федерации. Устанавливаемые тарифы начиная с 2012 г. индексируются ежегодно, с 1 января, исходя из прогнозируемого уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и, что особо важно, пересмотру в течение года не подлежат. При этом указанные тарифы ниже стоимости аналогичных услуг частных охранных предприятий. Также данная функция имеет профилактическое значение, так как, оказывая населению доступную по стоимости услугу по охране имущества, обеспечивается предупреждение различных правонарушений и преступлений против собственности.

2. Подготовка, в пределах своей компетенции проектов нормативных правовых актов по вопросам защиты имущества от преступных и иных противоправных посягательств. Реализация этой функции осуществляется путем участия в подготовке приказов министра внутренних дел Российской Федерации, устанавливающих порядок охраны объектов.

3. Участие в подготовке и выполнении государственных, региональных и иных программ и мероприятий по обеспечению сохранности материальных ценностей.

4. Осуществление инспектирования вневедомственной охраной предприятий, учреждений и организаций.

5. Организация и проведение научных исследований, опытно-конструкторских и иных работ в области создания и применения средств охранной сигнализации, выполнение функции генерального заказчика указанных средств для собственных нужд.

6. Осуществление на охраняемых объектах технического надзора за выполнением проектных и монтажных работ по оборудованию средствами охранной сигнализации, использованием приборов и систем охраны в соответствии с технической документацией, прием их в эксплуатацию, обслуживание и ремонт.

7. Организация и проведение испытаний средств охранной сигнализации, в том числе и зарубежной, а также обеспечение в установленном порядке выдачи сертификатов на ее использование на территории Российской Федерации.

8. Участие в разработке и согласовании стандартов на средства охранной сигнализации.

Права сотрудников полиции, осуществляющих охрану объектов и имущества. При выполнении возложенных функций согласно ФЗ «О полиции» сотрудники полиции, осуществляющие охрану объектов и имущества граждан и организаций, имеют право:

  1. осуществлять досмотр граждан и транспортных средств при въезде на охраняемые объекты;
  2. проверять условия хранения имущества на охраняемых объектах;
  3. принимать меры по пресечению нарушений, создающих на охраняемых объектах угрозу безопасности граждан;
  4. беспрепятственно входить в помещения охраняемых объектов;
  5. выдавать должностным лицам организаций, объекты которых охраняются полицией в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, предписания о соблюдении установленных требований инженерно-технической укрепленности объектов и об обеспечении безопасности граждан.

Основные формы несения службы :

  1. несение службы на постах, в том числе с осуществлением пропускных (внутриобъектовых) режимов на охраняемых объектах и их территориях;
  2. реагирование нарядов вневедомственной охраны полиции на срабатывание технических средств охраны (ТОО), подключенных к пульту централизованного наблюдения (ПЦН);
  3. несение службы в подвижных нарядах по охране имущества физических и юридических лиц при его транспортировке;
  4. патрулирование на автомобилях, мотоциклах, велосипедах, катерах и служебных лошадях;
  5. пешее патрулирование.

Правовые основы деятельности вневедомственной охраны

В статье исследованы вопросы деятельности вневедомственной охраны с точки зрения урегулированности их на законодательном уровне. Раскрываются отличия статуса вневедомственной охраны от других служб органов внутренних дел. На основе анализа положений действующего законодательства делается вывод о том, что охрана объектов определена как одно из основных направлений деятельности полиции. Критикуется законодательный подход к регулированию вневедомственной охраны, обосновывается необходимость и целесообразность принятия Федерального закона «О вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации», что позволило бы существенно повысить уровень безопасности в целом и защищенности особо важных объектов в частности.

деятельность вневедомственной охраны; объекты особой важности; обеспечение безопасности граждан, их прав и свобод, законных интересов.

В статье исследованы вопросы деятельности вневедомственной охраны с точки зрения урегулированности их на законодательном уровне. Раскрываются отличия статуса вневедомственной охраны от других служб органов внутренних дел. На основе анализа положений действующего законодательства делается вывод о том, что охрана объектов определена как одно из основных направлений деятельности полиции. Критикуется законодательный подход к регулированию вневедомственной охраны, обосновывается необходимость и целесообразность принятия Федерального закона «О вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации», что позволило бы существенно повысить уровень безопасности в целом и защищенности особо важных объектов в частности.

деятельность вневедомственной охраны; объекты особой важности; обеспечение безопасности граждан, их прав и свобод, законных интересов.

About article in English

The paper examines the issues of non-departmental guards’ work from the viewpoint of its legal regulation. The author describes the differences in the status of non-departmental guards in comparison with other services of internal affairs’ bodies. Having analyzed the clauses of current legislation, the author concludes that guarding property is determined as one of the main spheres of police work. The author criticizes the legislative approach to regulating the work on non-departmental guards and shows the necessity and expediency of adopting a Federal Law «On Non-Departmental Guards of Internal Affairs’ Bodies of the Russian Federation», which would ensure a considerably higher level of security in general and for the especially important objects in particular.

Читать еще:  Цветок похожий на вереск название

work of non-departmental guards; especially important objects; protecting the safety of citizens, their rights and freedoms, their legal interests.

Как известно, различные структуры органов внутренних дел по горизонтали и вертикали входят в систему Министерства внутренних дел РФ, что утверждено Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248[1]. Вневедомственная охрана при органах внутренних дел РФ является одной из важнейших структур, входящих в эту систему. Организация и деятельность вневедомственной охраны при органах внутренних дел с момента ее возникновения регламентировалась значительным числом нормативно-правовых актов, относящихся к различным отраслям права.

В настоящее время основным нормативно-правовым актом, регламентирующим задачи, функции и иные правовые и организационные основы деятельности вневедомственной охраны является Положение о вневедомственной охране при органах внутренних дел РФ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 г. № 589[2].

В соответствии с п. 1 названного документа в своей деятельности, вневедомственная охрана руководствуется Конституцией РФ, Законом «О полиции», другими законами РФ, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, решениями органов государственной власти и управления республик в составе РФ, краев, областей, г. Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований, указанным Положением, нормативными актами Министерства внутренних дел РФ. Среди последних особое значение имеет приказ МВД РФ «Вопросы организации деятельности строевых подразделений милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации» от 4 августа 2006 г. № 609[3], изданный в целях совершенствования деятельности строевых подразделений полиции, вневедомственной охраны при органах внутренних дел РФ в обеспечении охраны имущества физических и юридических лиц, повышения их роли в обеспечении общественного порядка и борьбе с преступностью, обеспечения защиты прав и законных интересов граждан.

Безусловно, основополагающее значение для любого государственного института, в особенности правоохранительного, имеют нормы и принципы, закрепленные в основном юридическом законе общества и государства — Конституции РФ. В данном случае, нормы действующего в Российской Федерации конституционного законодательства составляют формально идеальную инфраструктуру социального регулирования и являются, по сути, осознанным определением государственного строя, основой целевой ориентации государства, совокупности решений в государственной и общественной сферах. В частности, п. 2 ст. 8 Конституции России устанавливает, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Конституция России отражает различные характеристики состояния безопасности участников (субъектов) конституционно-правовых и иных отношений в обществе и государстве, правовой (юридической) безопасности личности, ее физическую и информационную безопасность, экономическую и экологическую, а также безопасность государства и общества [8, с. 11]. Для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в Российской Федерации может вводиться в соответствии с федеральным законом правовой режим чрезвычайного положения и предусматриваться отдельные ограничения прав и свобод граждан с указанием пределов и срока их действия (ст. 56). Конечным результатом обеспечения безопасности государства является обеспечение безопасности его граждан, их прав и свобод, законных интересов.

Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ[4] вступил в силу 1 марта 2011 г. Одновременно с этим прекратил действовать Закон РФ «О милиции» от 18 апреля 1991 г. № 1026-1[5]. В соответствии с ч. 1 ст. 1 названного Федерального закона полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

В соответствии с ч. 2 ст. 54 ФЗ «О полиции» до принятия федерального закона, определяющего порядок и условия прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел, на них распространяется действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-1[6], в части, не противоречащей ФЗ «О полиции». Введена новая модель правовой основы деятельности полиции, отличная от правовой основы деятельности милиции в ст. 3 ФЗ «О полиции», где установлено главенство общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ в деятельности полиции над иными законами и подзаконными актами. Произошла не смена названий, а упразднение милиции и возрождение полиции как важнейшей составляющей современного государства. Установлено, что полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Таким федеральным органом исполнительной власти является МВД России.

В ст. 1 ФЗ «О полиции» закреплены основные направления деятельности полиции, непосредственно связанные с осуществлением правоохранительной деятельности. Среди прочих в ч. 1 данной статьи к ним отнесены защита личности, общества, государства от противоправных посягательств; охрана имущества и объектов (в том числе на договорной основе) и др. Изложенное позволяет сделать вывод о том, что охрана объектов в указанном законе определена как одно из основных направлений деятельности полиции.

Само понятие «охрана» происходит от слова «охранять» и означает «оберегать, относиться бережно, стеречь» [6, с. 345]. Согласно словарю русского языка под охраной понимаются действия, которые означают «ограждать, защищать кого-либо, что-либо от чьих-либо посягательств» [7, с. 1004]. Таким образом, слово «охрана» означает «действия, направленные на сбережение, защиту кого-либо, чего-либо от посягательств». Следует отметить, что «охрана» и «охранная деятельность» являются одной из многочисленных правоохранительных функций государства.

По мнению А. Г. Андреева, «охранительную функцию государства можно определить как момент сущности государства, определяющий такое воздействие государства, которое связано с необходимостью обеспечения стабильности и сохранности общественных отношений, с предотвращением и устранением опасности для существующего правопорядка и права» [1, с. 13]. Автор настоящей статьи считает указанное определение обоснованным, отмечая, вместе с тем, что понятие охранительной деятельности в действующих в данной сфере нормативно-правовых актах отсутствует.

Так, согласно ФЗ «О государственной охране» от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ[7] объектами государственной охраны являются Президент России и лица, замещающие государственные должности РФ, а охраняемыми объектами — здания, строения и сооружения, в которых размещены федеральные органы государственной власти.

Ведомственная охрана в соответствии с ФЗ «О ведомственной охране» от 14 апреля 1999 г. № 77-ФЗ[8] осуществляет защиту охраняемых объектов, в том числе и на основе заключенных договоров, являющихся государственной собственностью, либо иных форм собственности, но находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Изложенное свидетельствует о том, что деятельность государственной и ведомственной охраны заключается в защите лиц, зданий, строений и сооружений, подлежащих охране.

Кроме того, государственная охрана определяется как функция федеральных органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а ведомственная — как совокупность создаваемых федеральными органами исполнительной власти органов управления, сил и средств, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств (ст. 1 ФЗ «О ведомственной охране»). Таким образом, в данном случае понятия государственной и ведомственной охраны означают в первом случае «функцию федеральных органов государственной власти», во втором — совокупность органов управления, сил и средств. Аналогичное понятие охраны содержится и в определении Федеральной службы охраны, приведенное в ст. 1 Указа Президента РФ «Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации»[9]: федеральный орган исполнительной власти в области государственной охраны.

Вопросы правовой характеристики охраны являются дискуссионными в науке. Подходы и предложения по ним существенно разнятся. В целях совершенствования правовых основ деятельности вневедомственной охраны необходимо создать четкую иерархию нормативных документов для различных видов охраны в направлении от общих, регулирующих основы деятельности в сфере охраны различных объектов, к частным, регламентирующим конкретные виды охраны. В этой связи необходимо поддержать И. А. Косицина, Н. Е. Лишанкова и О. И. Маликову, которые высказываются за разработку и принятие в установленном порядке Федерального закона «О вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации» [3–5].

В настоящее время деятельность вневедомственной охраны при органах внутренних дел РФ, занимающей ведущее место в государственной охране особо важных объектов, урегулирована подзаконными актами, что не соответствует значимости выполняемых ею функций. Это особенно контрастирует на фоне того, что ведомственная охрана федеральных органов исполнительной власти и негосударственная (частная) охрана регламентированы законами, а деятельность подразделений вневедомственной охраны регулируется только положением, утвержденным постановлением правительства. Представляется, что принятие специального закона позволило бы существенно повысить уровень безопасности в целом и защищенности особо важных объектов в частности.

В законе должны быть определены основные понятия, в том числе понятие объекта особой важности, критерии отнесения к ним, взаимные права и обязанности субъектов безопасности, угрозы имущественным отношениям, способы противодействия им и иные вопросы.

Для наиболее полного достижения целей предлагаемого закона его принятие должно сопровождаться уточнением и дальнейшей разработкой законодательства РФ, так или иначе затрагивающего данный круг общественных отношений, в частности, таких правовых актов, как КоАП РФ; ФЗ «О государственной охране» от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ, «О ведомственной охране» от 14 апреля 1999 г. № 77-ФЗ, «О безопасности» от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ; Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 марта 1992 г. № 2487-I; постановления Правительства РФ «Об утверждения Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации» от 14 августа 1992 г. № 589, «Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности» от 14 августа 1992 г. № 587 и др.

Строевых подразделений вневедомственной охраны полиции

Строевые подразделения вневедомственной охраны полиции (СПП) создаются в целях:

· обеспечения охраны объектов, подлежащих обязательной охране органами полицией,

· охраны на договорной основе имущества физических и юридических лиц, в том числе при его транспортировке,

· обеспечения охраны общественного порядка и борьбы с правонарушениями в зонах постов и маршрутов патрулирования.

Основные задачи строевых подразделений вневедомственной охраны полиции:

· Обеспечение охраны на договорной основе имущества граждан и организаций, а также объектов, в том числе подлежащих обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

· Охрана на договорной основе имущества организаций, в том числе специальных грузов, при его транспортировке автомобильным, железнодорожным, водным и воздушным транспортом по территории Российской Федерации, а также других государств в соответствии с международными соглашениями.

· Обеспечение оперативного реагирования на сообщения о срабатывании средств охранно-пожарной и тревожной сигнализации на охраняемых и подключенных на ПЦН объектах, квартирах, МХИГ.

· Предупреждение, выявление и пресечение преступлений и административных правонарушений в зонах обслуживания.

· Участие в разработке и осуществлении мер по совершенствованию служебной деятельности по охране имущества граждан и организаций.

Основные функции строевых подразделений вневедомственной охраны полиции:

· Обеспечение на договорной основе охраны имущества и объектов, в том числе подлежащих обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и имущества граждан и организаций.

· Обеспечение на договорной основе охраны имущества организаций, в том числе специальных грузов, при его транспортировке по территории Российской Федерации, а также других государств в соответствии с международными соглашениями.

· Осуществление анализа оперативной обстановки и сложившейся криминогенной ситуации в местах расположения охраняемых объектов, квартир и МХИГ, с целью выработки мер направленных на предупреждение и предотвращение противоправных посягательств в отношении них.

· Обеспечение в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации правопорядка в зоне обслуживания.

· Выполнение неотложных действий на объекте, посту и маршруте, в случае совершения противоправных посягательств, а также принятие мер по эвакуации людей, оказанию им первой помощи, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует.

· Участие в осуществлении обследований объектов, подлежащих обязательной охране полицией, на предмет их инженерно-технической укрепленности и антикриминальной защищенности, оснащенности средствами охранно-пожарной и тревожной сигнализации, а также полноты и качества проводимых охранных мероприятий.

· Участие совместно с заинтересованными службами, подразделениями территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях и иными правоохранительными органами, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями независимо от форм собственности, общественными объединениями, а также гражданами в реализации профилактических мероприятий, направленных на обеспечение надлежащей охраны объектов.

· Реализация мероприятий по информированию граждан и организаций о предоставляемых подразделениями вневедомственной охраны полиции услугах по охране их имущества от преступных и иных противоправных посягательств.

· Участие в пределах своей компетенции в выполнении задач, определенных планами перевода территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях на военное время и действий при чрезвычайных (кризисных) ситуациях.

188.64.169.166 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

1. Правовое положение, задачи, функции и организационное построение службы вневедомственной охраны. Виды подразделений вневедомственной охраны

В своей деятельности строевые подразделения полиции вневедомственной охраны руководствуется Конституцией Российской Федерации, законом РФ «О полиции», другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Задачи вневедомственной охраны следующие:

а) охрана имущества собственников на основе договоров;

б) участие в разработке и реализации государственных мер по упорядочению и совершенствованию охраны материальных ценностей;

Читать еще:  Условия возникновения пожара опасные факторы пожара

в) проведение на территории России единой технической политики в области создания средств охранной сигнализации, их промышленного освоения, контроля за качеством, тактики их применения, внедрения и эксплуатационного обслуживания Савичев В.В. О порядке формирования тарифов на услуги по охране имущества юридических и физических лиц подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел / Сборник статей. Актуальные вопросы деятельности контрольно-ревизионных подразделений МВД России, М., 2009. С. 53..

В соответствии с этими задачами вневедомственная охрана осуществляет ряд функций.

Непосредственная охрана имущества предприятий, учреждений, организаций. Она представляет собой систему мероприятий по непрерывному наблюдению за объектом, на котором расположены материальные ценности (независимо от форм собственности), в целях предотвращения и пресечения их хищений и проникновения на объект посторонних лиц.

В результате утверждения новых форм хозяйствования, предоставления собственникам самостоятельности в обеспечении сохранности имущества, законодательного допуска на рынок охранных услуг негосударственных охранных предприятий и объединений, вневедомственная охрана утратила монополию на осуществление охранных функций. В настоящее время лишь ряд объектов, исчерпывающий перечень которых предусмотрен постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. № 587 «Вопросы частной детективной и охранной деятельности», подлежат исключительно государственной охране. К ним относятся здания органов представительной и исполнительной власти, судов; дипломатические и консульские представительства; денежные кассы государственных предприятий, учреждений и организаций; музеи, библиотеки, архивы, заповедники, телерадиокомпании государственного и регионального значения;

гидротехнические сооружения; метрополитены; объекты ряда министерств, ведомств и некоторые другие. Но даже включение объекта в названный перечень не означает его обязательную охрану подразделениями вневедомственной охраны при ОВД. Государственную охрану обеспечивают также внутренние войска МВД России, ФСО России, подразделения «силовых» министерств и др. Руководители же всех иных предприятий, учреждений и организаций вправе самостоятельно выбирать субъекта охраны: им может быть вневедомственная охрана при ОВД, частное охранное предприятие или собственная служба безопасности.

Имевшая в последние годы тенденция к отказу от услуг вневедомственной охраны, сопровождавшаяся заметным ростом числа краж из неохраняемых и находившихся под ведомственной охраной объектов, в настоящее время приостановлена. Количество охраняемых вневедомственной охраной объектов возросло до 320 тыс. Причина — подтверждаемая практикой надежность работы вневедомственной охраны в сравнении с иными субъектами охраны. В среднем по стране из ста разбойных нападений только 9 приходится на охраняемые вневедомственной охраной объекты. При этом в расчете на 1000 таких объектов за год допускается не более одной кражи.

Сейчас наблюдается расширение не только объема, но и перечня услуг по непосредственной охране имущества предприятий, оказываемых вневедомственной охраной при ОВД. Речь идет, в частности, об охране перевозимых грузов и денежных средств.

Непосредственная охрана личного имущества граждан. Такая охрана осуществляется с помощью приборов, подключенных к пультам централизованного наблюдения, после заключения гражданином договора на охрану находящегося в квартире имущества. Под охрану принимаются преимущественно телефонизированные квартиры. В настоящее время на вооружении вневедомственной охраны имеются системы, позволяющие охранять нетелефонизированные квартиры, однако, в связи с некоторыми техническими сложностями и относительно высокой стоимостью они широкого распространения пока не получили. Работы по оборудованию квартиры средствами сигнализации выполняются вневедомственной охраной за счет ее владельца. Стоимость охраны зависит от того, на какую сумму владелец квартиры оценил охраняемое имущество Онищенко О.Н. Правовой режим доходов подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел / Монография. ВСИ МВД Рос. Иркутск: Восточно-сибирский институт МВД России, 2010.- С.52..

При заключении договора вневедомственная охрана берет на себя обязательства принимать квартиру под охрану в любое время суток, на любой срок; в период охраны обеспечить полную сохранность имущества; осуществлять ремонт и эксплуатационное обслуживание сигнализации; возместить ущерб в результате кражи в пределах суммы договора, если проникновение в квартиру произойдет через заблокированные места и не будет пресечено. Указанным способом в настоящее время охраняется около 620 тыс. квартир. При этом свыше 70% граждан заключают договор на длительное время, и только 30% — на время отпусков и командировок.

В тех случаях, когда гражданин не желает или не имеет возможности сдать имущество под централизованную охрану, он может заключить договор с подразделением вневедомственной охраны на монтаж сигнализации. Охрана без участия вневедомственной охраны может быть солидарной или автономной. При солидарной охране в случае проникновения посторонних лиц в одну из заблокированных квартир сигнал тревоги поступает в квартиру соседа. При автономной охране световая и звуковая сигнализация извещает о проникновении в квартиру, садовый домик, дачную постройку, гараж и т.п. места окружающих. И в том, и в другом случаях вневедомственная охрана не берет на себя обязательства по обеспечению сохранности имущества, а только по желанию граждан и за их счет блокирует помещения средствами сигнализации.

Реализуя рассматриваемую функцию, вневедомственная охрана по договору с гражданами оборудует их квартиры (так же, как, например, уличные киоски, диспетчерские места автозаправочных станций и другие объекты) средствами экстренного вызова полиции (тревожными кнопками). Они устанавливаются вблизи от входных дверей или в местах возможной изоляции хозяев квартиры (в ванной комнате, туалете, кладовой и т.п.).

Строевые подразделения полиции вневедомственной охраны (далее СПП) при органах внутренних дел создаются в целях обеспечения охраны имущества собственников и объектов на договорной основе, более эффективного использования личного состава в борьбе с преступностью, охране общественного порядка, улучшения руководства нарядами полиции, повышения уровня воспитательной работы и профессиональной подготовки сотрудников.

Основными задачами личного состава СПП являются:

— охрана объектов и имущества собственников, оказание других охранных услуг на основе договоров;

— организация несения патрульно-постовой службы по охране различных форм собственности на основе договоров от преступных и иных противоправных посягательств, управление нарядами и порядок взаимодействия СПП с другими службами органов внутренних дел.

Наряду с выполнением своих основных задач, личный состав СПП обязан обеспечивать охрану общественного порядка и борьбу с правонарушениями в зоне своих постов и маршрутов патрулирования. При выполнении этих задач их права, обязанности и тактика действий определяются приказом МВД РФ № 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции» от 29 января 2008 г.

СПП (полки, батальоны, роты, взвода и отделения) создаются в структуре Управлений (отделов, отделений) вневедомственной охраны при МВД, ГУВД, УВД, горрайорганах внутренних дел и входят в состав полиции.

Структура и штаты СПП вневедомственной охраны определяются в соответствии с требованиями и нормами, действующими в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, исходя из средств, поступающих в качестве платы за услуги охраны на основе договоров.

Строевые подразделения полиции вневедомственной охраны включают в себя:

— руководящий и командный состав;

— полицейских групп задержания пунктов централизованного наблюдения (ГЗ ПЦО);

— сотрудников полиции, несущих службу на постах и маршрутах патрулирования ППН;

— сотрудников полиции, обеспечивающих охрану отдельных особо важных объектов и содержащихся за счет средств, поступающих за их охрану;

— сотрудников полиции, осуществляющих сопровождение грузов;

— других сотрудников полиции, задействованных в организации охраны объектов (старший инспектор (инспектор, полицейский) — дежурный, старший инспектор (инспектор, полицейский) — кинолог, младший инспектор охраны).

СПП находятся в непосредственном подчинении начальника управления (отдела, отделения) вневедомственной охраны при органах внутренних дел, на которого возложены обязанности по определению их численности, созданию, реорганизации и ликвидации, материально — финансовому обеспечению. Начальник УВО несет ответственность за организацию службы, обучение и воспитание личного состава полиции, ведение договорно-правовой работы и осуществление служебно-хозяйственной деятельности СПП.

Компетенция руководителей органов внутренних дел по оперативному руководству СПП определяется нормативными актами Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Финансирование и материально-техническое обеспечение СПП осуществляется за счет средств, поступающих на основе договоров от собственников за охрану объектов и имущества, а также оказания на договорной основе дополнительных услуг.

Нормы положенности вооружения, боеприпасов, средств защиты и инженерного вооружения, специальных средств для СПП определяются руководством УВО при МВД, ГУВД, УВД в зависимости от задач, выполняемых ими, особенностей охраняемого объекта, оперативной обстановки и утверждаются министром внутренних дел республики, начальником управления (главного управления) внутренних дел края, области, г. Москвы, г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, автономной области, автономного округа.

Выполнение договорных обязательств СПП обеспечивают путем:

— оперативного реагирования нарядов полиции на срабатывания средств охранно-пожарной сигнализации, подключенных к пультам централизованного наблюдения;

— патрулирования охраняемых объектов или выставления на них постов;

— осуществления пропускных (внутриобъектовых) режимов на охраняемых объектах и их территориях;

— сопровождения грузов и материальных ценностей.

Таким образом, вневедомственная охрана при ОВД государственная организация, специализирующаяся на охране имущества всех форм собственности. Силы и средства вневедомственной охраны включены в оперативные планы органов внутренних дел, в том числе по реагированию на чрезвычайные ситуации. Сотрудники постоянно участвуют в различных оперативно-профилактических мероприятиях и операциях. Строевые подразделения полиции вневедомственной охраны создаются в целях обеспечения охраны имущества собственников и объектов на договорной основе, более эффективного использования личного состава в борьбе с преступностью, охране общественного порядка, улучшения руководства нарядами полиции, повышения уровня воспитательной работы и профессиональной подготовки сотрудников. О том, какие виды существуют строевых подразделений и пойдет речь далее.

Для выполнения задач по охране объектов могут использоваться следующие виды нарядов строевых подразделений полиции вневедомственной охраны при ОВД:

— группы задержания пункта централизованной охраны (ГЗ ПЦО) — наряд полиции, осуществляющий оперативное реагирование на сигналы тревоги из охраняемых объектов;

— автопатруль (АП) — специальный наряд полиции, несущий службу на автомобиле (мотоцикле) в местах наибольшей концентрации охраняемых объектов, не подключенных к пультам централизованного наблюдения, в целях их периодического осмотра, принятия мер к усилению охраны и пресечению попыток проникновения на них;

— патрульная группа (ПГ) или патруль (П) — подвижной пеший наряд полиции, выполняющий задачи автопатруля, но на меньшей территории;

— пост охраны объектов (ПОО) — одиночный или парный наряд полиции, обеспечивающий охрану объекта или его части путем выполнения постовых обязанностей и ведения постоянного наблюдения в пределах установленных границ;

— контрольно-пропускной пункт (КПП) — одиночный или парный наряд полиции, выставляемый для обеспечения пропускного режима на территории охраняемого объекта;

— караул (Кр) — вооруженное подразделение полиции, назначенное для охраны и обороны особо важного или сложного в криминогенном отношении объекта, а также для обеспечения порядка и безопасности на его территории;

— наряд полиции (НС) по сопровождению материальных ценностей;

— резерв (Р) — наряд полиции, предназначенный для решения задач по охране квартир и объектов при осложнении обстановки и их перезакрытия.

Таким образом, для нормального функционирования службы вневедомственной охраны необходимы следующие виды строевых подразделений (в зависимости от численности населения, охраняемых объектов и обстановки в населенном пункте): группы задержания пункта централизованной охраны, автопатруль, пост охраны объектов, контрольно-пропускной пункт, наряд полиции по сопровождению грузов, караул и резерв.

Правовое положение и организация деятельности полиции по обеспечению имущественной безопасности

Полиция, наряду с выполнением целого ряда задач и функций по защите нрав граждан, обеспечению правопорядка, противодействию преступности и административной деликтности в самых различных сферах, осуществляет задачи, связанные с охраной имущества и объектов, в том числе на договорной основе. Следует отметить, что обеспечение имущественной безопасности физических и юридических лиц осуществляется всеми без исключения службами полиции, однако у каждой из них своя компетенция. В деле охраны имущества, имущественных комплексов и объектов присутствуют как административно-правовая, так и гражданско-правовая составляющая. Непосредственно задачу охранять на договорной основе имущество граждан и организаций, а также объекты, подлежащие обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ, осуществляют подразделения вневедомственной охраны.

Это структурное подразделение в системе органов внутренних дел было создано на основании постановления Совета Министров СССР от 29.10.1952 № 4633-1835 «Об использовании в промышленности, строительстве и других отраслях народного хозяйства работников, высвобождающихся из охраны, и мерах по улучшению дела организации охраны хозяйственных объектов министерств и ведомств». Распоряжением

Совета Министров РСФСР от 04.02.1958 № 464 р/с и приказом МВД СССР от 13.02.1958 № 62 был создан Отдел ведомственной милиции при Управлении охраны общественного порядка МВД СССР, этим же приказом отдел был подчинен Главному управлению охраны при МВД СССР. С момента своего создания вневедомственная охрана неоднократно подвергалась реформированию.

В настоящее время Главное управление вневедомственной охраны (ГУВО) является структурным подразделением центрального аппарата МВД России и выполняет функции головного подразделения МВД в области организации охраны имущества и объектов на договорной основе. ГУВО МВД России в установленном порядке совместно с территориальными органами МВД России обеспечивает эффективность деятельности подразделений вневедомственной охраны в области охраны имущества и объектов. Оно также осуществляет организационно-методическое обеспечение деятельности федерального казенного учреждения «Научно-исследовательский центр “Охрана”» МВД России, федерального казенного учреждения «Центр сертификации аппаратуры охранной и пожарной сигнализации» МВД России, Центра специального назначения вневедомственной охраны МВД России, федерального государственного унитарного предприятия «Охрана» МВД России и реализует в отношении него полномочия, делегированные ему министром в установленном порядке.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 30.12.2011 № 2437-р в целях оптимизации структуры подразделений вневедомственной охраны полиции и обеспечения надежной охраны имущества и объектов на договорной основе подразделения вневедомственной охраны были реорганизованы в федеральные государственные казенные учреждения, которые входят в состав полиции и являются составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел, осуществляющего охрану имущества.

Читать еще:  Ориентировочный расчёт кубатуры бруса на дом

Целями деятельности учреждений являются:

  • • охрана на договорной основе имущества граждан и организаций, а также объектов, подлежащих обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ;
  • • реализация в пределах своей компетенции на обслуживаемой территории единой технической политики в области охраны имущества и объектов;
  • • инспектирование подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны.

Для достижения целей, учреждение осуществляет в установленном законодательством РФ порядке следующие виды деятельности за счет средств федерального бюджета:

  • 1) организация, обеспечение и осуществление на основе договоров охраны имущества граждан и организаций от преступных и иных противоправных посягательств, а также объектов, подлежащих обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ;
  • 2) разработка и принятие мер по совершенствованию защиты имущества граждан и организаций от преступных посягательств, повышению надежности его охраны силами подразделений вневедомственной охраны и увеличению количества охраняемых объектов, квартир и иных мест хранения имущества граждан;
  • 3) организация и осуществление в соответствии с условиями заключенных договоров пропускного и внутриобъектового режимов на охраняемых объектах;
  • 4) организационно-методическое обеспечение деятельности и осуществление контроля за выполнением задач по охране имущества граждан и организаций и состоянием финансово-хозяйственной деятельности филиалов учреждения;
  • 5) разработка и организация выполнения мероприятий по комплексному оказанию охранных услуг гражданам и организациям;
  • 6) участие в реализации государственных программ, разработке и осуществлении региональных мер по упорядочению и совершенствованию охраны имущества граждан и организаций, а также объектов, подлежащих обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ;
  • 7) участие в обеспечении оперативного реагирования на сообщения о срабатывании охранно-пожарной и тревожной сигнализации на подключенных к пультам централизованного наблюдения объектах, охрана которых осуществляется с помощью технических средств охраны;
  • 8) организация и осуществление в порядке, установленном Правительством РФ, инспектирования подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны, если иной порядок не установлен федеральным законом;
  • 9) выдача в ходе инспектирования подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны, если иное не установлено федеральным законом, обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений в их охранной деятельности и обеспечении сохранности государственной и муниципальной собственности;
  • 10) участие в пределах, установленных законодательством РФ, в оказании помощи гражданам или организациям в защите их прав и законных интересов, охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, предупреждении, выявлении и пресечении преступлений и административных правонарушений;
  • 11) организация и осуществление взаимодействия учреждения с другими подразделениями органов внутренних дел в работе по обеспечению общественного порядка и пресечению преступлений на охраняемых объектах, а также постах и маршрутах патрулирования;
  • 12) выдача руководителям и должностным лицам организаций, объекты которых охраняются полицией в соответствии с перечнем, предписаний о соблюдении установленных требований инженерно-технической укрепленности объектов и об обеспечении безопасности граждан;
  • 13) обеспечение на охраняемых объектах использования современных технических средств охраны и безопасности для эффективной защиты

имущества от преступных посягательств и оперативного реагирования на способы совершения преступлений;

  • 14) осуществление взаимодействия по вопросам своей деятельности с подразделениями МВД России, соответствующими подразделениями правоохранительных органов, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями и организациями, а также в соответствии с международными договорами РФ с правоохранительными органами иностранных государств и международными полицейскими организациями в установленном порядке;
  • 15) предоставление услуг, связанных с обеспечением охраны имущества и объектов: согласование технических заданий по технической укрепленности, на проектирование систем охранно-пожарной и (или) тревожной сигнализации, видеонаблюдения, контроля и управления доступом; согласование проекта системы охранно-пожарной и (или) тревожной сигнализации, видеонаблюдения, контроля и управления доступом; проверка качества выполнения проектных и монтажных работ по технической укрепленное™, по оборудованию техническими средствами охранно-пожарной и (или) тревожной сигнализации, видеонаблюдения, контроля и управления доступом;
  • 16) участие в проведении экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности объектов, выдача рекомендаций по их инженерно-технической укрепленности и оснащенности техническими средствами охраны.

В структуру учреждения входят подразделения: полицейской и технической службы, финансово-экономические, правового обеспечения, кадровой работы и иные подразделения, а также филиалы учреждения.

Строевые подразделения вневедомственной охраны создаются в целях обеспечения охраны объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел РФ, охране на договорной основе имущества физических и юридических лиц, в том числе при его транспортировке, охраны подвижных объектов, оборудованных системой мониторинга, подключенных на пульт централизованного наблюдения, и в рамках выполнения возложенных задач участвуют в обеспечении охраны общественного порядка и борьбе с правонарушениями в зонах своих постов и маршрутов патрулирования.

Основными задачами строевых подразделений вневедомственной охраны являются:

  • 1) осуществление па основе договоров охраны объектов и имущества всех форм собственности от противоправных и иных посягательств;
  • 2) охрана имущества физических и юридических лиц при его транспортировке автомобильным, железнодорожным, водным и воздушным транспортом на основании договоров по территории РФ, а также других государств в соответствии с международными соглашениями;
  • 3) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на постах и маршрутах;
  • 4) участие в разработке и осуществлении мер по упорядочению и совершенствованию служебной деятельности по охране имущества физических и юридических лиц.

К функциям строевых подразделений вневедомственной охраны относятся:

  • • обеспечение охраны объектов и имущества физических и юридических лиц на основе договоров, в том числе при его транспортировке;
  • • осуществление на основе анализа криминогенной обстановки в отношении охраняемого имущества физических и юридических лиц разработки мер реагирования, направленных на усиление профилактического влияния по предупреждению, предотвращению и пресечению противоправных посягательств на охраняемые объекты и имущество при его транспортировке;
  • • обеспечение в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством РФ общественного порядка и безопасности на охраняемых объектах, постах и маршрутах;
  • • выполнение неотложных действий на объекте, посту и маршруте в случае совершения противоправных посягательств, а также принятие мер по эвакуации людей, оказанию им первой доврачебной помощи;
  • • участие в осуществлении обследований объектов на предмет их инженерно-технической укрепленности, оснащенности охранной и тревожной сигнализацией и антитеррористической защищенности, а также полноты и качества проводимых охранных мероприятий;
  • • участие совместно с заинтересованными службами, подразделениями органов внутренних дел и иными правоохранительными органами, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями независимо от форм собственности, общественными объединениями, а также гражданами в реализации профилактических мероприятий, направленных на обеспечение надлежащей охраны объектов;
  • • реализация мероприятий по информированию физических и юридических лиц о предоставляемых подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел услугах по защите их имущества от преступных и иных противоправных посягательств, в том числе при его транспортировке, а также участие в пределах своей компетенции в выполнении задач, определенных планами перевода органов внутренних дел на военное время и действий при чрезвычайных (кризисных) ситуациях.

Кроме того, на подразделения вневедомственной охраны возложено участие в оказании помощи гражданам или организациям в защите их прав и законных интересов, охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, предупреждении, выявлении и пресечении преступлений и административных правонарушений.

Правовое положение, задачи и организационное построение вневедомственной охраны при органах внутренних дел.

В Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Административно-правововая охрана собственности — это деятельность, которая является составной частью государственной системы охраны собственности и реализует ее конкретную функцию.

Для достижения целей охраны собственности административно правовыми мерами органы внутренних дел осуществляют деятельность, основа которой заложена в п. 10 ч. 1 ст. 2Федерального закона «О полиции» устанавливающей, что основными направлениями деятельности полиции является наряду с другими и охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе.

Во-первых, это охрана имущества и объектов, оставшихся без присмотра при различного рода чрезвычайных ситуациях, в целях предотвращения разграбления имущества и пресечения фактов мародерства (стихийные бедствия, техногенные аварии и катастрофы, проведение контртеррористических мероприятий и др.). Правовую основы деятельности полиции в указанных ситуациях составляет, в том числе и п.7 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О полиции» устанавливающей, что на полицию возлагается обязанность принимать при чрезвычайных ситуациях неотложные меры по спасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействовать в этих условиях бесперебойной работе спасательных служб; обеспечивать общественный порядок при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий.

Во-вторых, в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 12 федерального закона «О полиции» полиция обязана охранять на договорной основе имущество граждан и организаций, а также объекты, подлежащие обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации; обеспечивать оперативное реагирование на сообщения о срабатывании охранно-пожарной и тревожной сигнализации на подключенных к пультам централизованного наблюдения объектах, охрана которых осуществляется с помощью технических средств охраны

Для реализации вышеуказанных обязанностей полиции в соответствии с п.п. 25, 26 ч. 1 ст.13 Федерального закона «О полиции» предоставлены следующие права: требовать от граждан соблюдения пропускного и внутриобъек- тового режимов на охраняемых полицией объектах; осуществлять досмотр и (или) осмотр граждан, осмотр находящихся при них вещей, досмотр и (или) осмотр транспортных средств при въезде на охраняемые объекты и выезде с охраняемых объектов; проверять условия хранения имущества на охраняемых объектах; при выявлении нарушений, создающих на охраняемых объектах угрозу безопасности граждан, и условий, способствующих хищениям имущества, принимать меры по пресечению указанных нарушений и ликвидации указанных условий; беспрепятственно входить в помещения охраняемых объектов, осматривать их при преследовании лиц, незаконно проникших на охраняемые объекты, и при задержании лиц, подозреваемых в совершении преступлений или административных правонарушений; использовать для обнаружения и изъятия незаконно вносимого (выносимого), ввозимого (вывозимого) имущества и для фиксирования противоправных действий технические средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде; выдавать руководителям и должностным лицам организаций, объекты которых охраняются полицией в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а в соответствии с законодательством Российской Федерации- руководителям и должностным лицам иных организаций предписания о соблюдении установленных требований инженерно-технической укреплённости объектов и об обеспечении безопасности граждан; выдавать в ходе инспектирования подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны, если иное не установлено федеральным законом, обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений в их охранной деятельности,в сфере оборота оружия и обеспечении сохранности государственной и муниципальной собственности.

Кроме того, правовую основу деятельности подразделений вневедомственной охраны полиции составляют правовые нормы, содержащиеся в других законах Российской Федерации, указах Президента Российской Федерации, постановлениях и распоряжениях Правительства Российской Федерации, решениях органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований, нормативных актах Министерства внутренних дел Российской Федерации. В соответствии с Федеральным Законом от 7 февраля 2011года № З-ФЗ «О полиции», приказом МВД России от 16.06.2011 № 677 «Об утверждении положения о Главном управление вневедомственной охраны МВД России» наряду с выполнением обще-полицейских задач:

· защитой личности, общества, государства от противоправных посягательств;

· пресечением преступлений и административных правонарушений;

· обеспечением правопорядка в общественных местах.

Основными задачами подразделений полиции вневедомственной охраны являются:

· охрана на договорной основе имущества граждан и организаций, а также объектов, подлежащих обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утверждаемым Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02 ноября 2009 года № 1629-р;

· участие в разработке и реализации государственных мер по упорядочению и совершенствованию охраны материальных ценностей;

· проведение на территории Российской Федерации единой технической политики в области создания средств охранной сигнализации, их промышленного освоения, контроля качества, тактики их применения, внедрения и эксплуатационного обслуживания.

Вневедомственная охрана в соответствии с возложенными на нее задачами выполняет следующие функции:

· обеспечивает охрану имущества, а также оказывает другие услуги, предусмотренные договорами с собственниками;

· в пределах своей компетенции подготавливает проекты нормативных актов по вопросам защиты имущества от преступных и иных противоправных посягательств;

· участвует в подготовке и выполнении государственных, региональных и иных программ и мероприятий по обеспечению сохранности материальных ценностей;

· осуществляет инспектирование ведомственной охраны предприятий, учреждений и организаций;

· организует и проводит научные исследования, опытноконструкторские и иные работы в области создания и применения средств охранной сигнализации, выполняет функции генерального заказчика указанных средств для собственных нужд;

· осуществляет на охраняемых объектах технический надзор за выполнением проектных и монтажных работ по оборудованию средствами охранной сигнализации, использованием приборов и систем охраны в соответствии с технической документацией, прием их в эксплуатацию, обслуживание и ремонт. Проводит эти работы на договорной основе на неохраняемых объектах;

· организует и проводит испытания средств охранной сигнализации, в том числе и зарубежной, а также обеспечивает в установленном порядке выдачу сертификатов на ее использование на территории Российской Федерации;

· участвует в разработке и согласовании стандартов на средства охранной сигнализации.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector