0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пожарная охрана ее виды и задачи

Пожарная охрана: история, виды и задачи

История зарождения

Наказ о градском благочинии

Первым документом, устанавливающим и регулирующим порядок деятельности по борьбе с постоянными пожарами, был «Наказ о Градском благочинии» от апреля 1649. Именно эта дата считается годом «рождения» Пожарной охраны.

Царь Алексей Михайлович заложил в наказ основные принципы деятельности пожарной охраны, которые остаются актуальными до сих пор.

  1. Наличие штатного состава, который получал вознаграждение
  2. Осуществляются постоянные профилактические объезды по городу. Позже такие поездки получили название дежурство.
  3. Созданы водоливные трубы, которые с успехом начинают использовать при тушении возгораний
  4. Объезжие получают право определять наказание для горожан, нарушивших установленные правила противопожарной безопасности.

Данная служба оправдала свое появление. Штатные составы огнеборцев начинают появляться почти во всех городах российского государства.

Совершенствование пожарно – сторожевой охраны продолжил Петр I. Он создает первую противопожарную охрану, состоящую из профессионалов. Для нее начинает возводиться при Адмиралтействе первое депо. Осуществляется закупка специальных пожарных насосов из кожи, имевших медные брандспойты.

Расширение строительства пожарных депо и их планомерное размещение по территории России начинается при царствовании Николая I. В этом период возводится русская достопримечательность того времени – пожарная башня для наблюдения, получившая тюркское название каланча. Она имела сигнальный флагшток. Она стала наиболее высоким местом, с которого открывался вид не только на окраины города, но и на ближайшие поселения.

Приход XIX в. ознаменовался строительством завода по изготовлению противопожарного оборудования, в главных городах – Москве и Санкт-Петербурге. В 1904 г. сходит с завода первый автомобиль, предназначений для тушения огня.

Определение «Пожарная охрана» и больше информации в отдельном материале:

Основные виды

Учения ведомственной пожарной охраны

На сегодняшний день на территории России официально существуют и действуют следующие виды пожарной охраны:

В Государственную противопожарную службу входят федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации.

Основными задачами Государственной противопожарной службы являются:

  • организация разработки и реализация государственных мер, направленных на предотвращение пожаров, повышение эффективности противопожарной защиты населенных пунктов и предприятий, организаций, учреждений;
  • организация и осуществление государственного пожарного надзора;
  • тушение пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и на объектах;
  • профессиональная подготовка кадров для противопожарных аварийно-спасательных работ.

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области пожарной безопасности проводятся: во Всероссийском научно-исследовательском институте противопожарной обороны (ВНИИПО), ведомственных учебных заведениях МЧС.

Муниципальной пожарной охраны , как самостоятельного вида не существовало до 2005 г. Она является дополнительным звеном ГПС и право на ее создание имеют органы местного самоуправления на территории муниципальных образований.

В систему муниципальной пожарной охраны входят:

  • подразделения муниципальной пожарной охраны, созданные для тушения пожаров в городских и сельских поселениях муниципального образования;
  • объектовые подразделения муниципальной пожарной охраны, организованные в целях осуществления профилактики пожаров и (или) их тушения.

Среди основных целей и задач муниципальной пожарной охраны:

  • организация и осуществление в поселениях муниципального образования профилактики пожаров, тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;
  • спасение людей и имущества;
  • участие в тушении пожаров на объектах, в городских и сельских поселениях других муниципальных образований.

В 1999 г. вступает в силу закон « О ведомственной охране », который регулирует создание и деятельность этого вида противопожарной службы. Существует четкий список федеральных органов, которые наделаны правом по созданию ведомственной пожарной охраны. В 2000 г. этот перечень включал 15 ведомств.

Федеральные органы исполнительной власти, организации в целях обеспечения пожарной безопасности могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны. Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определяются соответствующими положениями, согласованными с Государственной противопожарной службой.

Государственная и муниципальная являются основой противопожарной системы, но на какие виды подразделяется пожарная охрана еще? Это частная и добровольная службы, направленные на профилактику и борьбу с пожарами.

Частная пожарная охрана создается в населенных пунктах и организациях. Подразделения частной пожарной охраны оказывают услуги в области пожарной безопасности на основе заключенных договоров. Деятельность подразделений частной пожарной охраны осуществляется на основании разрешения (лицензии), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации. Частная ПС создается физическим лицом на его финансы. Как правило, цели и задачи формируются заказчиком. Однако осуществлять свою деятельность она может только при наличии лицензии, выдаваемой МЧС. Самой главной задачей, которая ставится перед частным видом противопожарной службы, является профилактика огнеопасных ситуаций. Она состоит в тесном контакте с добровольными пожарными дружинами. По состоянию на 2016 г. существует чуть более 600 таких противопожарных подразделений, действующих на частной основе.

Добровольная пожарная охрана – совокупность сил и средств общественных объединений пожарной охраны, созданных по инициативе граждан и (или) юридических лиц для участия на добровольной основе в деятельности по предупреждению и (или) тушению пожаров. Подразделения добровольной пожарной охраны создаются в первую очередь в населенных пунктах, в которых отсутствуют другие виды пожарной охраны. Добровольная пожарная охрана организовывается на общественных началах обычными небезразличными гражданами. Занимается профилактическими мерами по предупреждению возгораний.

Вся пожарная охрана подразделяется на виды, которые созданы для обеспечения всестороннего и полного противопожарного контроля.

Основные задачи

Деятельность каждого вида пожарной охраны подчиняется 3 основным задачам (ст. 4 Федерального закона РФ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»):

  1. Организация и осуществление профилактики пожаров.
  2. Спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи.
  3. Организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

Все виды и задачи пожарной охраны взаимосвязаны. Развитие пожарной охраны не стоит на месте. С каждым годом оборудование и техника становится все современней, создаются новые штатные составы, а задачи выполняются более эффективно.

Огнеборцы России (фильм)

На какие виды подразделяется пожарная охрана

Одна из главных функций госорганов — ответственность за противопожарную безопасность имущества, природных ресурсов, людей и самих территорий, поэтому регулирование в этой области есть его прямая обязанность. В 1994 году издан закон на основе Конституции РФ. Сегодня все нормативы, виды пожарной охраны, круг проблем, организация и прочие профильные вопросы регулируются 69-ФЗ. Противопожарная безопасность – это комплекс мероприятий, которые обеспечивают общую защищенность от пожаров: от конкретного объекта до страны в целом. Один из них – это пожарная охрана, которая состоит их многочисленных частей, управляющих органов, конструкторских и других функциональных подразделений.

Виды подразделений пожарной охраны

ФЗ №69 предусматривает несколько видов подразделений пожарной охраны. Их классификация отработана с учетом всех аспектов безопасности: от предупреждения до устранения последствий возгораний. Пожарная охрана подразделяется на следующие виды:

  • государственная;
  • добровольная;
  • муниципальная;
  • частная;
  • ведомственная.

Основные задачи пожарной охраны, как целостной системы — это профилактические мероприятия, ликвидация возгораний, спасение населения, минимизация имущественного ущерба, спасательные действия. Ни одно из подразделений не может быть использовано в иных целях, включая нейтрализацию конфликтов любого уровня. Все задачи пожарных охран взаимосвязаны.

Из истории. Еще при Иване IV Грозном был издан приказ об обязательном наличии в каждом доме средства пожаротушения. А при Алексее Романове уже была создана специальная служба по борьбе с пожарами. Для нее был сформирован регламент: каков план караулов и порядок объезда, как оповещать население и бороться с огнем. В том же «Наказе о городском благочинье» устанавливалось наказание для тех, кто виноват в возгорании.

Государственные части

Этот вид имеет внутреннюю классификацию. Пожарные силы подразделяются на федеративные службы и силы субъектов. Одним из важных направлений ГПС является контроль над противопожарной безопасностью, этим обуславливается большая численность сотрудников, которая превышает 16 тысяч. Основными задачами пожарной охраны государственного статуса преимущественно являются:

  • выработка программ по предотвращению ЧС и их реализация, повышение уровня защищенности территорий, предприятий, городов и прочих объектов;
  • формирование надзора на госуровне, его координация и реализация;
  • непосредственная работа во время чрезвычайных ситуаций и выполнение спасательных действий;
  • подготовка специалистов.

На заметку! В структуру ГПС входят несколько НИИ и бюро, где производятся исследования и изыскания по противопожарной безопасности, головное учреждение – ВНИИПО. Та же в Госслужбу входят средние и высшие учебные заведения, которые находятся в Москве, Урале, Санкт-Петербурге, Воронеже, Иваново. Так же в систему ГПС входят более 9 десятков испытательных лабораторий.

ГПС – это головная структура всей противопожарной системы. Она в свою очередь входит в состав МЧС. Сама система самодостаточна, поскольку имеет все необходимые части: от оперативных до научных.

Читать еще:  Очистка труб от засора сильного

Добровольные отряды

Самая большая структура в составе ГПС – это федеральные силы, они состоят:

  • центральный аппарат, решающий стратегические и оперативные задачи, он управляет подразделениями и координирует действия отдельных структур между собой;
  • структурные подотделы, который из которых отвечает за свой круг задач: гражданская оборона, ликвидация последствий, профилактические мероприятия, проводимые в регионах России;
  • Госпожарнадзор;
  • научные, технические учреждения и образовательные;
  • объектовые части, отвечающие за проведение профилактические мероприятия и непосредственные действия при возгораниях на предприятиях, в учреждениях и организациях;
  • части, обслуживающие по противопожарной безопасности закрытые, режимные, специальные организации и предприятия, включая армейские и военизированные структуры;
  • территориальные части, контролирующие пожарную безопасность в населенных пунктах;
  • организационное подразделение, занимающееся организационными вопросами, согласно нормативным документам.

Добровольные подразделения

К этому виду относятся все средства профилактики и пожаротушения, которые созданы по частной инициативе обычных людей и предприятиями. Такие объединения формируются преимущественно в тех местах, где нет иных видов охраны. Часто частные силы организуются в зонах высокой пожароопасности, например, в лесной зоне в жаркое лето. Добровольные отряды включены в раздел законодательства, в котором рассматривается вопрос, на какие виды подразделяется пожарная охрана. Финансирование таких подразделений может быть частным или смешанным. По сути, эта служба является формой заботы населения о безопасности, которая определяется, как социально-значимые работы. Их устанавливает руководство городов, поселков, сельских поселений. Действия добровольных отрядов базируются на положениях «Гражданской обороны». Они могут создаваться на определенный срок.

Службы муниципального статуса

Эти охранные отделения создаются руководством муниципальных образований. Есть два подвида этой службы:

  • части, которые формируются непосредственно для тушения возгораний в районах, городах, поселках и сельской местности, они же занимаются профилактикой предупреждения пожаров;
  • отделы, которые контролируют конкретные объекты, в их обязанности так же входят те же обязанности.

Для организаций в муниципалитетах предусмотрены следующие цели:

  • реализация профилактических мероприятий на конкретном муниципалитете;
  • ликвидация возгораний;
  • спасательные действия в отношении людей и их имущества.

Частные пожарные отряды

Это коммерческие организации. Их открытие, переформирование и закрытие которых регулируется ГК РФ. Сколько человек должно быть в боевом расчете, какую технику использовать и прочие вопросы определяет владелец. Преимущественно, их работа выполняется на основе контрактов с организациями. Деятельность этих предприятий может выполняться только при получении в МЧС официального разрешения. Частные команды пожарников плотно сотрудничают с добровольными отрядами. На 2018 год в России активно действуют более 650 таких предприятий.

Ведомственные силы пожарных

Некоторые ведомственные и государственные структуры имеют право создавать собственные подразделения пожарных. Все аспекты деятельности таких частей, включая:

  • регламенты службы;
  • караульные графики;
  • инструктажи;
  • техсредства пожаротушения;
  • спецтехника;

регулируются ГПС, который создает специальные документы и реализует их на практике. Режимы и порядок работы низших частей корректируется, согласно последним нормативам и приказам. Так же структура выполняет проверки ведомственных подразделений на соблюдение норм, порядков, требований и отсутствие нарушений.

На заметку! Как правило, на взрывоопасных предприятиях создаются собственные гарнизоны. Нужны они и на объектах, удаленных от цивилизационной инфраструктуры и дислокации частей пожарных. При обнаружении нарушений эта служба вправе остановить работу предприятия, отдельного цеха, конкретного оборудования или запретить выполнение некоторых работ.

Резюмируем

Итак, закон предусматривает работу пяти видов структур, призванных обеспечивать противопожарную безопасность. Раньше их перечень был шире. Но и сегодня в экзаменационных билетах предусмотрен вопрос, какого вида пожарной охраны не предусмотрено законодательством. Сегодня упразднены межведомственные подразделения. Действующие сегодня структуры показывают целесообразность нормативов, поскольку снизились показатели смертности на пожарах, а имущественный ущерб – на 20%. Руководство структурой закреплено за несколькими инстанциями:

  • Правительство РФ;
  • МЧС;
  • прочими ведомствами.

Например, действия по ликвидации пожаров в лесных массивах выполняются силами Рослесхоза, но они согласовываются с МЧС. Комплекс мероприятий защиты государства, населения, природы, промышленности постоянно расширяется: создаются новые технологии, расширяется число подразделений, увеличивается количество техсредств, становятся результативней средства и методы. Выработан четкий алгоритм взаимодействий власти, администраций, министерств, охраны и граждан.

Глава 1. Пожарная охрана. Виды и основные задачи пожарной охраны

Пожарнаяохрана подразделяется на следующие виды:

-государственная противопожарная служба;

-муниципальная пожарная охрана;

-ведомственная пожарная охрана;

-частная пожарная охрана;

-добровольная пожарная охрана.

Основными задачами пожарной охраны являются:

-организация и осуществление профилактики пожаров;

-спасение людей и имущества при пожарах;

-организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

К действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядковпожарная охрана не привлекается.

Государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны.

ВГосударственную противопожарную службу входят:

-федеральная противопожарная служба;

-противопожарная служба субъектов Российской Федерации.

Федеральная противопожарная служба включает в себя:

1.Структурные подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти,уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности,осуществляющие управление и координацию деятельности федеральной противопожарной службы;

2.Структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов, уполномоченных решатьзадачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации;

3.Органы государственного пожарного надзора;

4.Пожарно-технические, научно-исследовательские и образовательные учреждения;

5.Подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях обеспечения профилактики пожаров и их тушения в организациях(объектовые подразделения);

6.Подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактикии тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения).

7.Подразделения федеральной противопожарной службы,созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в населенных пунктах (территориальные подразделения).

8.Подразделения противопожарной службы, созданные в целях охраны имущества организаций от пожаров на договорной основе (договорные подразделения федеральной противопожарной службы).

Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности федеральной противопожарной службы определяются положением о федеральной противопожарной службе.

Муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований.

Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления.

Федеральные органы исполнительной власти, организации в целях обеспечения пожарной безопасности могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны.

Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определяются соответствующими положениями,согласованными с Государственной противопожарной службой.

При выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и безопасности людей на подведомственных организациях, ведомственная пожарная охрана имеет право приостановить полностью или частично работу организаций (отдельного производства), производственного участка, агрегата,эксплуатацию здания, сооружения, помещения, проведение отдельных видов работ.

Контроль за обеспечением пожарной безопасности при эксплуатации воздушных, морских, речныхи железнодорожных транспортных средств, а также плавающих морских и речных средств и сооружений осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Контроль за обеспечением пожарной безопасности дипломатических и консульских учреждений Российской Федерации, а также представительств Российской Федерации за рубежом осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Частная пожарная охрана создается в населенных пунктах и организациях.

Создание, реорганизация и ликвидация подразделений частной пожарной охраны осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Нормативы численности и технической оснащенности частной пожарной охраны устанавливаются ее собственником самостоятельно.

Подразделения частной пожарной охраны оказывают услуги в области пожарной безопасности на основе заключенных договоров.

Добровольная пожарная охрана – форма участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности.

Добровольный пожарный — гражданин,непосредственно участвующий на добровольной основе в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и тушению пожаров.

Участие в добровольной пожарной охране является формой социально значимых работ, устанавливаемых органами местного самоуправления поселений и городских округов.

Государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти,уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.

Органами государственного пожарного надзора являются:

-федеральный орган исполнительной власти,уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, в лице структурного подразделения его центрального аппарата, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора;

-структурные подразделения региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, созданные для организации и осуществления государственного пожарного надзора на территориях федеральных округов;

-структурные подразделения территориальных органов управления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности;

Читать еще:  Красивые садовые дорожки своими руками

-подразделения федеральной противопожарной службы,созданные в закрытых административно-территориальных образованиях.

Руководители соответствующих органов государственногопожарного надзора по должности одновременно являются:

-главными государственными инспекторами субъектов Российской Федерации по пожарному надзору;

-главными государственными инспекторами закрытых административно-территориальных образований по пожарному надзору.

Указания и распоряжения вышестоящих должностных лиц органов государственного пожарного надзора обязательны для исполнения нижестоящими должностными лицами органов государственного пожарного надзора.

Главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору и должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право:

-организовывать разработку, утверждать самостоятельно или совместно с федеральными органами исполнительной власти обязательные для исполнения нормативные документы по пожарной безопасности, а также нормативные документы, регламентирующие порядок разработки, производства и эксплуатации пожарно-технической продукции;

-осуществлять государственный пожарный надзор засоблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами;

-вносить в федеральные органы исполнительной власти,органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления предложения о выполнении мер пожарной безопасности;

-проводить обследования и проверки территорий, зданий,сооружений, помещений организаций и других объектов, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений;

-входить беспрепятственно в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в жилые и иные помещения, на земельные участки граждан при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающем угрозу возникновения пожара и безопасности людей;

-давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности товаров, снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров, не соответствующих требованиям пожарной безопасности;

-производить в соответствии с действующим законодательством дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности;

-вызывать в органы управления и в подразделения государственного пожарного надзора должностных лиц и граждан по находящимся в производстве делам и материалам о пожарах, получать от них необходимые объяснения, справки, документы и копии с них;

-налагать в соответствии с действующим законодательством административные взыскания на граждан и юридических лиц,включая изготовителей, за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности, в том числе за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний и постановлений должностных лиц государственного пожарного надзора.

Организационная структура, полномочия, задачи,функции и порядок организации и осуществления деятельности органов государственного пожарного надзора определяются положением о государственном пожарном надзоре, утверждаемым в установленном порядке.

Государственный пожарный надзор в лесах осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а на подземных объектах и при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов в организациях, ведущих взрывные работы с использованием взрывчатых материалов промышленного назначения, — федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области промышленной безопасности.

Контроль за обеспечением пожарной безопасности дипломатических и консульских учреждений Российской Федерации, а также представительств Российской Федерации за рубежом осуществляется в соответствии с ФЗ № 69 «О пожарной безопасности»[1], если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

В случае, если при строительстве, реконструкции,капитальном ремонте объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, государственный пожарный надзор осуществляется в рамках государственного строительного надзора уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации о градостроительной деятельности.

Виды пожарной охраны в РФ. Назначение и задачи муниципальной пожарной охраны

Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О пожарной безопасности»

Статья 11.1. Муниципальная пожарная охрана

Муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований.

Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления.

Виды пожарной охраны в РФ. Назначение и задачи частной пожарной охраны

Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О пожарной безопасности»

Статья 12.1. Частная пожарная охрана

Частная пожарная охрана создается в населенных пунктах и организациях.

Создание, реорганизация и ликвидация подразделений частной пожарной охраны осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Нормативы численности и технической оснащенности частной пожарной охраны устанавливаются ее собственником на добровольной основе с учетом требований нормативных документов по пожарной безопасности.

(часть третья в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 234-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Подразделения частной пожарной охраны оказывают услуги в области пожарной безопасности на основе заключенных договоров.

Виды пожарной охраны в РФ. Назначение и задачи добровольной пожарной охраны

Федеральный закон от 06.05.2011 N 100-ФЗ (ред. от 22.02.2017) «О добровольной пожарной охране»

Задачи добровольной пожарной охраны

Основными задачами добровольной пожарной охраны в области пожарной безопасности являются:

1) осуществление профилактики пожаров;

2) спасение людей и имущества при пожарах, проведении аварийно-спасательных работ и оказание первой помощи пострадавшим;

3) участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

Добровольная пожарная охрана форма участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности.

Подразделения добровольной пожарной охраны комплектуются добровольными пожарными.

Добровольный пожарный — гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров.

Участие в добровольной пожарной охране является формой социально значимых работ, устанавливаемых органами местного самоуправления поселений и городских округов.

В добровольные пожарные принимаются на добровольной основе в индивидуальном порядке граждане, способные по своим деловым и моральным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять обязанности, связанные с предупреждением и (или) тушением пожаров.

Пожарно спасательное подразделение. Порядок определения числа и места дислокации подразделений пожарной охраны

Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О пожарной безопасности»

Статья 22.2. Пожарно-спасательные гарнизоны

Органы управления, органы государственного пожарного надзора, подразделения, организации и учреждения независимо от их ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм и форм собственности, к функциям которых отнесены профилактика и тушение пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ (далее — подразделения пожарной охраны), расположенные постоянно или временно на территории с установленными границами либо в одном населенном пункте или в нескольких близлежащих населенных пунктах, объединяются в пожарно-спасательные гарнизоны.

Пожарно-спасательные гарнизоны подразделяются на территориальные и местные. Местные пожарно-спасательные гарнизоны входят в состав территориального пожарно-спасательного гарнизона.

В территориальные пожарно-спасательные гарнизоны объединяются подразделения пожарной охраны, расположенные на территории одного субъекта Российской Федерации.

В местные пожарно-спасательные гарнизоны объединяются подразделения пожарной охраны, расположенные на территориях городского или сельского поселения, одного или нескольких граничащих между собой муниципальных районов, городских округов и внутригородских территорий городов федерального значения.

Информационное обеспечение деятельности пожарно-спасательных гарнизонов осуществляют соответствующие центры управления в кризисных ситуациях.

Начальниками пожарно-спасательных гарнизонов по должности являются:

территориального пожарно-спасательного гарнизона — руководитель территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, — органа, уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации;

местного пожарно-спасательного гарнизона — начальник пожарно-спасательного подразделения федеральной противопожарной службы, дислоцированного на территории муниципального образования, а при отсутствии пожарно-спасательного подразделения федеральной противопожарной службы — сотрудник органа государственного пожарного надзора, допущенный в установленном порядке к руководству тушением пожаров.

Перечень территориальных пожарно-спасательных гарнизонов утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, по представлениям руководителей территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, — региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Перечень местных пожарно-спасательных гарнизонов утверждается руководителем территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, — органа, уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации.

В пожарно-спасательном гарнизоне организуются гарнизонная и караульная службы. Порядок организации и осуществления гарнизонной и караульной служб, а также полномочия начальника пожарно-спасательного гарнизона по выполнению задач гарнизонной и караульной служб устанавливаются нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.

Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 227 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Виды пожарной охраны

Пожарная охрана — совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.

Читать еще:  Четырехлистный клевер символ удачи

Основными задачами пожарной охраны являются:

  • организация и осуществление профилактики пожаров;
  • cпасение людей и имущества при пожарах;
  • организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

Система пожарной охраны состоит из следующих видов:

  • Государственная противопожарная служба;
  • Муниципальная пожарная охрана;
  • Ведомственная пожарная охрана;
  • Частная пожарная охрана;
  • Добровольная пожарная охрана.

Муниципальные, ведомственные, частные и добровольные пожарные охраны создаются в целях содействия деятельности Государственной противопожарной службы по обеспечению пожарной безопасности, организации и проведения обучения населения мерам пожарной безопасности, пропаганды пожарно-технических знаний, конкурсов на противопожарную тематику (художественные, литературные и иные), в целях осуществления материально-технического обеспечения пожарной охраны.

На подразделения муниципальной, ведомственной и добровольной пожарной охраны возлагаются следующие основные задачи:

  • участие в предупреждении пожаров;
  • участие в тушении пожаров.

В соответствии с возложенными задачами подразделения муниципальной, ведомственной и добровольной пожарной охраны осуществляют следующие основные функции:

  • контроль за соблюдением требований пожарной безопасности в населенных пунктах (организациях);
  • участие в обучении детей дошкольного и школьного возраста, учащихся образовательных учреждений, работоспособного населения и пенсионеров мерам пожарной безопасности, а также в осуществлении их подготовки к действиям при возникновении пожара;
  • проведение противопожарной пропаганды;
  • профилактика пожаров;
  • участие в службе пожарной охраны;
  • спасение людей и имущества при пожарах, проведении аварийно-спасательных работ и оказание первой помощи пострадавшим при пожаре;
  • участие в тушении пожаров.

Муниципальная пожарная охрана — это система органов, сил и средств, создаваемых муниципальными образованиями во взаимодействии или в дополнение к государственной пожарной охране. Отметим, что до 2005 года такого вида пожарной охраны не существовало. Указанная охрана создается органами местного самоуправления как на уровне муниципальных районов, так и на уровне более мелких муниципальных образований — сельских округов, поселений, городов и т.д.

Федеральные органы исполнительной власти, организации в целях обеспечения пожарной безопасности могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны. При выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и безопасности людей на подведомственных организациях, ведомственная пожарная охрана имеет право приостановить полностью или частично работу организации (отдельного производства), производственного участка, агрегата, эксплуатацию здания, сооружения, помещения, проведение отдельных видов работ.

Добровольная пожарная охрана — форма участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности. Подразделения добровольной пожарной охраны комплектуются добровольными пожарными, а именно гражданами, непосредственно участвующими на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров.
Частная пожарная охрана создается в населенных пунктах и организациях. Создание, реорганизация и ликвидация подразделений частной пожарной охраны осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Нормативы численности и технической оснащенности частной пожарной охраны устанавливаются ее собственником самостоятельно. Подразделения частной пожарной охраны оказывают услуги в области пожарной безопасности на основе заключенных договоров.

Задачи современной пожарной охраны

Основные функции пожарной охраны — защита населения, объектов и имущества от пожаров. Для их осуществления выполняются следующие задачи: профилактика пожаров; устранение пожаров; аварийно-спасательные работы; обеспечение работы системы. В законодательстве и на практике под пожарной охраной подразумевают объединение различных организаций как государственной, так и частной форм собственности.

К подобным организациям относятся надзорные органы, структурные, территориальные и пожарно-спасательные подразделения, образовательные и исследовательские учреждения, а также добровольные организации.

Профилактика

Одной из основных задач пожарной охраны являются профилактические меры, помогающие минимизировать появления пожаров. Надзорные органы контролируют соблюдение всех норм пожарной безопасности и требований законодательства.

Для этого периодически инспектированию подвергаются все предприятия, чтобы вовремя выявить недочеты. Соответствующие предписания на предприятии устраняют лица, ответственные за пожарную безопасность.

Проводятся обследования, включающие изучение документооборота, наличие необходимых противопожарных устройств, оборудования, обустройство эвакуационных выходов и другие важные детали.

Также проверку проходят проекты будущих зданий и сооружений. Без одобрения надзорных органов принятие строительного объекта в эксплуатацию невозможно. Способ воздействия на нерадивых руководителей и их работников — предписания и штрафы.

Помимо инспектирования большую роль в предупреждении пожаров играет обучение и информирование населения. Сезонные пожары лесов, торфяников, других засушливых зон часто возникают из-за действий человека, также как и опасные ситуации в быту. Поэтому специалисты прибегают к обращениям через СМИ, плакатам, организовывают ликбезы для детей и взрослых.

Перечисленные меры дополняются обязанностью федеральных органов власти регулировать и обновлять нормативно-законодательную базу в данной сфере. От них зависит функционирование системы в целом и способы работы ее частей.

Также чиновники заведуют финансовыми вопросами целевых программ федерального уровня. В последнее время из-за закона «О техническом регулировании» многие нормативные документы приобрели вид регламентов, действие которых распространяется на подразделения МЧС.

Аварийно-спасательные работы

Устранение пожаров происходит поэтапно. В первую очередь, пожарная охрана принимает сообщение о происшествии. Далее сотрудники с оснащением следуют на место вызова, предварительно проанализировав информацию.

По прибытии производится разведка места, аварийно-спасательные работы, и непосредственно ликвидация пожара. В зависимости от ситуации руководителем тушения может быть отдан приказ об исполнении специальных работ, которые разрешено проводить одновременно.

Существует несколько способов тушения и ограничения пожаров. Заранее просчитывается так называемое решающее направление, и в соответствии с ним сосредотачиваются силы подразделения. После ликвидации пожара расчет возвращается в подразделение.

При устранении пожаров сотрудники пожарной охраны вправе воспользоваться имуществом граждан, которое понадобиться для связи, передвижения или тушения.

В их обязанности входит эвакуация людей, оказание доврачебной помощи, создание преград распространению пожара. Как правило, к месту происшествия не подпускают посторонних либо ограничивают доступ во избежание жертв и помех в работе.

Первая медицинская помощь оказывается при определенных состояниях пострадавших, перечень которых утвержден приказом МЧС. Пожарная охрана реагирует на пожары при звонках, устных сообщениях, видимых признаках возгораний или при поступлении сигнала в автоматических системах оповещения.

Руководителем тушения пожара назначается отдельное лицо. Такой сотрудник принимает все ключевые решения, определяет границы и может задействовать простых людей. Работа пожарной охраны регламентируется боевым уставом.

Дежурная смена караула всегда находится в полной готовности. Сотрудники носят форменную одежду, четко соблюдают дисциплину. Профессиональные навыки и физическая подготовка поддерживаются на высоком уровне.

Все вызовы принимаются диспетчером пожарной части. Он должен проводить мониторинг обстановки в районе, знать важные объекты и их характеристики, быть в курсе состояния техники и оборудования.

Ведет журналы, куда записывает поступившие вызовы, и находится на связи с подразделениями. Представляет отчеты начальству о результатах работы.

Организация работоспособности

Пожарная охрана — сложный государственный инструмент. Управлять такой системой можно лишь при планировании и жестком контроле. Работа любого органа, подразделения и даже добровольца регулируется Федеральной противопожарной службой.

Чтобы обеспечить исправное функционирование системы необходимо знать реальное положение дел в пожарной охране. Производится сбор и обработка данных о технических средствах пожаротушения.

Контролируется работа всех подразделений, принимаются меры по модернизации оборудования, повышения квалификации служащих. Также Федеральная служба решает административные вопросы, связанные с кадрами, курирует материально-техническое обеспечение.

Согласно регламентам принимает участие и содействует проведению специальных экспертиз противопожарного оборудования и работам по лицензированию.

Отчасти координирует деятельность аккредитованных органов сертификации в пределах своей компетенции. Это касается и испытательных лабораторий. Организации должны входить в систему МЧС.

Немаловажна охрана труда и жизни сотрудников пожарной охраны. Силами МЧС разработаны и внедрены нормативные акты для пожарных, определяющие меры их защиты.

Работники Государственной противопожарной службы имеют право на получение бесплатной одежды и экипировки специального назначения. Поставляемые машины, оборудование для тушения, средства индивидуальной защиты и костюмы пожарных подлежат сертификации.

Составляются планы по улучшению работы пожарной охраны. Они разрабатываются на несколько лет вперед и затрагивают все аспекты деятельности.

Оценка эффективности производится благодаря показателям. Так, реализация целевых программ безопасности прошлых лет привела к снижению смертности, общего количества пострадавших, экономического ущерба более чем на 20 % при пожарах. Программы направлены на внедрение передовых технологий и улучшение материальной базы.

Иерархия в управлении

Первое звено в цепи управляющих органов — Правительство РФ, осуществляющее общее руководство. На второй позиции находится МЧС, но достаточно большая часть подразделений подчиняется другим ведомствам.

Например, тушение лесных пожаров не относится к официальной обязанности указанного министерства, а подчиняется Рослесхозу. Однако ведомственные пожарные охраны согласовывают свою деятельность с органами МЧС.

В целевых программах принимают участие все ведомства. Интересно, что обеспечение пожарной безопасности консульств РФ в других странах в основном происходит по российским законам.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector