2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Постановление правительства о пожарной безопасности в лесах

Правила пожарной безопасности

Правила пожарной безопасности в доме, любом здании или помещении являются одной из важнейших норм, призванных обеспечить защиту здоровья и жизни граждан России. Неудивительно, что они находятся под тщательным контролем, который осуществляется со стороны соответствующих государственных органов, и регулируются действующим законодательством.

Действующие правила пожарной безопасности в РФ в 2019 году

Правила пожарной безопасности ППБ 01-03, разработанные достаточно давно (в 2003-м) и действовавшие до последнего времени, сейчас отменены. Вместо них приняты так называемые Правила противопожарного режима. Именно они на данный момент являются главным законодательным актом.

В указанном документе, утвержденном Постановлением российского Правительства №390 от 25.04.2012 г., содержатся наиболее значимые требования правил пожарной безопасности, а также необходимые и предписанные для всех хозяйствующих субъектов профилактические мероприятия. На них в нормативном акте сделан основной акцент. Это вполне логично, так как пожар значительно проще предупредить, чем заниматься его ликвидацией уже после возникновения.

Кроме того, в документе приведены главные нормы и правила пожарной безопасности организации, которые включают:

  • обеспечение достаточного уровня защиты здоровья и жизни людей;
  • разработку четкой и подробной системы необходимой и предусмотренной законодательством документации;
  • допуск к работе любого сотрудника только после проведения соответствующего инструктажа, для которого должна быть разработана инструкция по правилам пожарной безопасности;
  • проведение обучения, тренировок и аттестаций, связанных с вопросами соблюдения противопожарного законодательства;
  • обеспечение рабочих мест и других территорий организации средствами и системами сигнализации и пожаротушения, наличие которых предусматривают действующие правила пожарной безопасности в Российской Федерации.

Контроль над выполнением требований действующего противопожарного законодательства возложен на представителей государственной территориальной власти, а также местного самоуправления и соответствующие подразделения МЧС России.

Нововведения 2017 года

Практически ежегодно в действующие нормативные акты, связанные с защитой объектов от огня, вносятся определенные изменения. Так, новые правила и инструкции пожарной безопасности в РФ в 2017 году также вступили в действие. Они связаны с разработкой и последующим утверждением двух Постановлений российского Правительства: №807 от 18.08.2016 г. и №947 от 25.09.2016 г.

В первом из них содержится предписание для всех владельцев земельных участков отделять их от расположенного рядом леса одним из способов, предусмотренных данным нормативным актом. Причем его действие распространяется на все виды и формы собственности, а срок действия – от схода снежного покрова до 25.09.2017 года.

Второе Постановление вносит достаточно большое количество изменения в основной документ, регулирующий сферу соблюдения данной области законодательства, а именно Правила противопожарного режима. К числу наиболее важных нововведений можно отнести:

  • обязанность владельцев зданий и сооружений, которые используются для временного размещения и проживания людей, в каждом помещении или номере размещать в обязательном порядке план эвакуации, которым постояльцы должны руководствоваться в случае возникновения и распространения пожара;
  • необходимость ремонта и поддержания в исправном состоянии источников противопожарных водопроводов, как наружных, так и внутренних. Эта обязанность возлагается на организации, план мероприятий которых предусматривает их использование.

Помимо указанных новшеств, Постановление №947 содержит и менее значительные изменения, которые также должны быть учтены при осуществлении деятельности всеми хозяйствующими субъектами.

Действующий в настоящее время Свод правил

Помимо основного документа, регулирующего сферу соблюдения законов о противопожарной безопасности, который называется «Технический регламент», принятого ФЗ №123-ФЗ от 22.07.2008 года, существует множество других, более узкоспециализированных нормативных актов, касающихся рассматриваемой тематики. До утверждения указанного регламента их количество составляло более 2 тысяч наименований.

Естественно, разобраться в таком числе документов было достаточно проблематично. Именно поэтому введение в действие Технического регламента сопровождалось с одновременным утверждением 85-и национальных государственных стандартов, а также 12-ти вновь разработанных Сводов правил. Именно эти нормативные акты в настоящее время регулируют сферу противопожарного законодательства.

Новая нормативная база упорядочена и тщательно классифицирована. Она позволяет проще и эффективнее ориентироваться в основных вопросах рассматриваемой темы. Своды правил по пожарной безопасности зданий разработаны в соответствии с требованиями международных стандартов, что также является их несомненным достоинством.

Компания «ТРИО» предлагает услуги по разработке всей предусмотренной законодательством документации, проведении необходимых работ по проектированию и монтажу систем сигнализации и пожаротушения. Кроме того, фирма обладает необходимыми разрешениями, приборами и оборудованием для проведения любых испытаний, связанных с выполнением противопожарного законодательства, а также огнезащитной обработки и пропитки конструкций и материалов.

С 1 марта 2017 года дачникам придется следить за пожарной безопасностью в лесу

Дачники, чьи участки расположены рядом с лесом, должны обеспечивать их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделять лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.

В соответствии со Статьей 8.32. КоАП РФ, за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, предусмотрен штраф:

Нарушение правил пожарной безопасности в лесах —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Постановление Правительства РФ от 18.08.2016 N 807 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу обеспечения пожарной безопасности территорий»

от 18 августа 2016 г. N 807

КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО ВОПРОСУ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТЕРРИТОРИЙ

  1. Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 «О противопожарном режиме» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 19, ст. 2415; 2014, N 9, ст. 906; N 26, ст. 3577; 2015, N 11, ст. 1607; 2016, N 15, ст. 2105), дополнить пунктом 72(3) следующего содержания:

«72(3). В период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.».

  1. Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. N 417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 28, ст. 3432; 2011, N 20, ст. 2820; 2012, N 46, ст. 6339), дополнить пунктом 9(1) следующего содержания:

«9(1). В период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.».

О нормативном правовом регулировании правоотношений в сфере обеспечения пожарной безопасности в лесах и тушения лесных пожаров

Вы здесь

Согласно пункту «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Базовым документом, регулирующим указанные общественные отношения, является Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 №200-ФЗ (введен в действие с 01.01.2007).

Основной объем полномочий по нормативному правовому регулированию лесных правоотношений концентрируется на федеральном уровне. Отдельные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 83 Лесного кодекса Российской Федерации).

Лесной кодекс Российской Федерации содержит широкий спектр полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесного права.

Основной перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере установлен статьей 82 Лесного кодекса Российской Федерации.

При этом к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере обеспечения пожарной безопасности в лесах и тушения лесных пожаров относятся организация осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий регионального значения; организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации (пункты 7.1-7.2 части 1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации).

К числу полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, переданных им для осуществления Российской Федерацией, относятся полномочия, предусмотренные статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации.

Полномочия субъектов Российской Федерации в указанной сфере общественных отношений также регулируют следующие нормативные правовые акты Российской Федерации:

— Федеральный закон от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (абзац пятнадцатый статьи 5, абзац третий пункта статьи 18);

— Федеральный закон от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (подпункт 8 пункта 2 статьи 26.3);

Читать еще:  Журналы по пожарной безопасности

— Постановление Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 №394 «Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)» (пункт 6.1 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны);

— Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 №417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах» (пункт 4 Правил пожарной безопасности в лесах);

— Постановление Правительства Российской Федерации от 17.05.2011 №377 «Об утверждении Правил разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его формы» (пункт 2 Правил разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его формы);

— Постановление Правительства Российской Федерации от 18.05.2011 №378 «Об утверждении Правил разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации» (пункты 2-3 Правил разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации);

— Постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 №390 «О противопожарном режиме» (пункт 490 Правил противопожарного режима в Российской Федерации);

— Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2012 №1481 «О федеральной целевой программе «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года»;

— Постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 №476 «О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (пункт 7 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре в лесах).

В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий на территории Камчатского края в рассматриваемой сфере общественных отношений принято и действует 9 нормативных правовых актов, среди которых 5 постановлений Правительства Камчатского края, 2 постановления Губернатора Камчатского края, 2 приказа исполнительного органа государственной власти Камчатского края.

К числу указанных актов относятся:

1. Постановление Правительства Камчатского края от 28.04.2011 №165-П «Об утверждении Положения об Агентстве лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края» (с изменениями от 18.08.2014 №342-П), которым утверждено положение об Агентстве лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края, являющемся исполнительным органом государственной власти Камчатского края, определен его правовой статус, перечень осуществляемых им полномочий, а также основы организации деятельности указанного государственного органа.

В результате проведенной правовой экспертизы противоречий нормам Конституции Российской Федерации и федерального законодательства не выявлено (экспертное заключение от 17.09.2014 №41/2-29/2/436).

2. Постановление Правительства Камчатского края от 04.09.2013 №386 «Об установлении Перечня должностных лиц Агентства лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края и подведомственных ему краевых государственных казенных учреждений – лесничеств, осуществляющих государственный пожарный надзор в лесах, расположенных на землях лесного фонда на территории Камчатского края, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий федерального значения» (с изменениями от 12.12.2014 №519-П), которым установлен Перечень должностных лиц Агентства лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края и подведомственных ему краевых государственных казенных учреждений – лесничеств, осуществляющих государственный пожарный надзор в лесах, расположенных на землях лесного фонда на территории Камчатского края, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.

В результате проведенной правовой экспертизы противоречий нормам Конституции Российской Федерации и федерального законодательства не выявлено (экспертное заключение от 14.01.2015 №41/2-29/2/13).

3. Постановление Правительства Камчатского края от 29.11.2013 №553-П «О государственной программе «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов в Камчатском крае на 2014-2018 годы» (с изменениями от 18.12.2014 №532-П), которым утверждена государственная программа «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов в Камчатском крае на 2014-2018 годы».

В числе задач Программы создание эффективной системы профилактики, обнаружения и тушения лесных пожаров на территории Камчатского края и минимизация социально-экономического ущерба, наносимого лесными пожарами; укрепление материально-технической базы учреждений лесного хозяйства Камчатского края.

Задачей Подпрограммы 5 «Обеспечение охраны, защиты и воспроизводства лесов» является, в том числе, повышение эффективности предупреждения, обнаружения и тушения лесных пожаров на территории Камчатского края.

Общий объем финансирования Подпрограммы составляет 1 464 055,88519 тыс. руб., в том числе за счет средств:

федерального бюджета (по согласованию) — 1053 565,62519 тыс. руб., из них по годам:

2014 год — 202 937,22519 тыс. руб.;

2015 год — 197 568,60000 тыс. руб.;

2016 год — 201 365,60000 тыс. руб.;

2017 год — 223 500,20000 тыс. руб.;

2018 год — 228 194,00000 тыс. руб.;

краевого бюджета — 410 490,26000 тыс. руб., из них по годам:

2014 год — 78 393,13000 тыс. руб.;

2015 год — 56 651,46000 тыс. руб.;

2016 год — 82 583,47000 тыс. руб.;

2017 год — 101 183,75000 тыс. руб.;

2018 год — 91 678,45000 тыс. руб.

В результате проведенной правовой экспертизы противоречий нормам Конституции Российской Федерации и федерального законодательства не выявлено (экспертное заключение от 16.01.2015 №41/2-29/2/26).

4. Постановление Правительства Камчатского края от 28.03.2014 №152-П «Об утверждении перечня населённых пунктов, расположенных на территории Камчатского края, подверженных угрозе лесных пожаров», которым утвержден перечень населённых пунктов, расположенных на территории Камчатского края, подверженных угрозе лесных пожаров.

В результате проведенной правовой экспертизы противоречий нормам Конституции Российской Федерации и федерального законодательства не выявлено (экспертное заключение от 05.05.2014 №2-29/2/224).

5. Постановление Правительства Камчатского края от 16.02.2015 №60-П «О мерах по обеспечению пожарной безопасности в лесах на территории Камчатского края в 2015 году», которым установлен период пожароопасного сезона в 2015 году на территории Камчатского края с 1 мая по 1 ноября.

Также Агентству лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края поручено обеспечить:

— разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров на территориях лесничеств Камчатского края на 2015 год в срок до 1 апреля 2015 года;

— разработку сводного плана тушения лесных пожаров на территории Камчатского края на 2015 год в срок до 1 апреля 2015 года

В результате проведенной правовой экспертизы противоречий нормам Конституции Российской Федерации и федерального законодательства не выявлено (экспертное заключение от 17.03.2015 №41/2-29/2/101).

6. Постановление Губернатора Камчатского края от 24.08.2007 №58 «О наделении должностных лиц, осуществляющих охрану особо охраняемых природных территорий регионального значения, правами должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор в Камчатском крае», определен исчерпывающий перечень должностных лиц, обладающих правами осуществлять государственный лесной контроль и надзор (государственные лесные инспектора), за исключением права рассмотрения в установленном порядке дел об административных правонарушениях и наложения административных взысканий, на особо охраняемых природных территориях регионального значения.

В результате проведенной повторной правовой экспертизы выявлены противоречия нормам Конституции Российской Федерации и федерального законодательства (повторное экспертное заключение от 05.12.2014 №41/2-29/1/76).

7. Постановление Губернатора Камчатского края от 04.04.2014 №38 «О комиссии по предупреждению и тушению лесных и тундровых пожаров в Камчатском крае», которым образована комиссия по предупреждению и тушению лесных и тундровых пожаров в Камчатском крае, а также утверждено Положение о Комиссии, которым определены ее задачи, функции, полномочия, порядок проведения заседаний Комиссии, а также регламентировано, что персональный состав Комиссии утверждается распоряжением Губернатором Камчатского края.

В результате проведенной правовой экспертизы противоречий нормам Конституции Российской Федерации и федерального законодательства не выявлено (экспертное заключение от 07.05.2014 №2-29/1/27).

8. Приказ Министерства специальных программ и по делам казачества Камчатского края от 22.10.2013 №100-п «Об утверждении Типового положения о муниципальной пожарной охране», которым утверждено Типовое положение о муниципальной пожарной охране и его задачи.

В результате проведенной правовой экспертизы противоречий нормам Конституции Российской Федерации и федерального законодательства не выявлено (экспертное заключение от 27.11.2013 №2-29/3/910).

9. Приказ Агентства лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края от 18.08.2014 №486-пр «Об утверждении Перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на землях лесного фонда на территории Камчатского края», которым утвержден Перечень должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на землях лесного фонда па территории Камчатского края.

В результате проведенной правовой экспертизы противоречий нормам Конституции Российской Федерации и федерального законодательства не выявлено (экспертное заключение от 17.09.2014 №41/2-29/3/748).

К числу ненормативных правовых актов, действующих в рассматриваемой сфере общественных отношений относится Распоряжение Губернатора Камчатского края от 09.12.2008 №846-Р «Об утверждении Перечня спасательных служб предназначенных для решения задач гражданской обороны и защиты населения и территории Камчатского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с изменениями от 15.07.2011 №690-Р).

На основании проведенного анализа действующего федерального и регионального законодательства в сфере обеспечения пожарной безопасности в лесах и тушения лесных пожаров в Камчатском крае, можно сделать вывод о том, что правовое регулирование указанной сферы общественных отношений осуществляется в достаточном объеме, в рамках предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий, и не требует принятия срочных мер.

Таким образом, количество принятых в рассматриваемой сфере правоотношений нормативных правовых актов следующее:

— в 2007 году – 1 акт;

— в 2011 году – 1 акт;

— в 2012 году – 0 актов;

— в 2013 году – 3 акта;

— в 2014 году – 3 акта;

— в 2015 году – 1 акт.

По состоянию на 06.04.2015 противоречия Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству выявлены в 1 нормативном правовом акте — постановлении Губернатора Камчатского края от 24.08.2007 №58 «О наделении должностных лиц, осуществляющих охрану особо охраняемых природных территорий регионального значения, правами должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор в Камчатском крае» (повторное экспертное заключение от 05.12.2014 №41/2-29/1/76).

Читать еще:  Яблоня на карликовом подвое розочка описание

По результатам рассмотрения экспертного заключения прокуратурой Камчатского края в адрес Губернатора Камчатского края внесен протест об отмене нормативного правового акта как принятого с превышением полномочий (протест от 12.03.2015 №7/2-2111-2015).

Согласно информации, полученной от заместителя начальника юридического отдела Главного правового управления Губернатора и Правительства Камчатского края, 31.03.2015 подготовлен и согласован проект нормативного правового акта об отмене постановления Губернатора Камчатского края от 24.08.2007 №58.

Проекты нормативных правовых актов Камчатского края, регулирующих общественные отношения в рассматриваемой сфере, в Управление не поступали.

Статья 8.32 КоАП РФ. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах

Новая редакция Ст. 8.32 КоАП РФ

1. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

2. Выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов с нарушением требований правил пожарной безопасности на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

2.1. Действия, предусмотренные частями 1, 2 настоящей статьи, совершенные в лесопарковом зеленом поясе, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

3. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

4. Нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Комментарий к Статье 8.32 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с обеспечением пожарной безопасности в лесах. Состав правонарушения формальный, т.о. объективную сторону образуют действия или бездействие, т.е. несоблюдение или ненадлежащее соблюдение правил; субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла или неосторожности. Субъектом правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.

2. Охрана лесов от пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ и ЛК РФ. В целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов; создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарные техника и оборудование, пожарное снаряжение и другие), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности; мониторинг пожарной опасности в лесах; разработка планов тушения лесных пожаров; тушение лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах (ст. 52, ч. 1 ст. 53 ЛК РФ). Пожарная безопасность, согласно Федеральному закону «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ, представляет собой состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Под пожаром понимается неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства. Требования пожарной безопасности представляют собой специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (ч. 1 — ч. 4 ст. 1).
———————————
СЗ РФ. 1994. N 35. Ст. 3649; см. с изм. и доп.

3. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в лесах, согласно Правилам пожарной безопасности в лесах РФ, утв. Постановлением Совмина — Правительства РФ от 9 сентября 1993 г. N 886 , несут должностные лица, осуществляющие руководство работами на отдельных участках лесного фонда или объектах, либо лица, ответственные за проведение культурно-массовых и других мероприятий в лесу, а также юридические лица и граждане, обладающие правом на осуществление пользования лесным фондом (п. 2). В пожароопасный сезон, то есть в период с момента схода снегового покрова в лесу до наступления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снегового покрова, запрещается разводить костры в хвойных молодняках, старых горельниках, на участках поврежденного леса (ветровал, бурелом), торфяниках, лесосеках с оставленными порубочными остатками и заготовленной древесиной, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев. В остальных местах разведение костров допускается на площадках, окаймленных минерализованной, т.е. очищенной до минерального слоя почвы, полосой шириной не менее 0,5 м. По истечении надобности костер должен быть тщательно засыпан землей или залит водой до полного прекращения тления; запрещается бросать горящие спички, окурки и горячую золу из курительных трубок; употреблять при охоте пыжи из легковоспламеняющихся или тлеющих материалов; оставлять промасленный или пропитанный бензином, керосином или иными горючими веществами обтирочный материал в не предусмотренных специально для этого местах; заправлять горючим топливные баки двигателей внутреннего сгорания при работе двигателя, использовать машины с неисправной системой питания двигателя, а также курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим. Предприятиям, организациям, учреждениям, другим юридическим лицам и гражданам запрещается выжигание травы на лесных полянах, прогалинах, лугах и стерни на полях (в том числе проведение сельскохозяйственных палов) на землях лесного фонда и на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, а также защитным и озеленительным лесонасаждениям. Сжигание мусора, вывозимого из населенных пунктов, может производиться вблизи леса только на специально отведенных местах при условии, что места для сжигания мусора, т.е. котлованы или площадки, будут отводиться на расстоянии не менее 100 м от стен хвойного леса или отдельно растущих хвойных деревьев и молодняка и не менее 50 м от стен лиственного леса или отдельно растущих лиственных деревьев; территория вокруг мест для сжигания мусора будет очищена в радиусе 25 — 30 м от сухостойных деревьев, валежника, порубочных остатков и других легковоспламеняющихся материалов, окаймлена двумя минерализованными полосами шириной не менее 1,4 м каждая, а вблизи хвойного леса на сухих почвах — двумя минерализованными полосами шириной не менее 2,6 м каждая с расстоянием между ними 5 м (п. 5, абз. 1 п. 6, абз. 2 п. 8). Перечень противопожарных мероприятий, выполняемых лесопользователями, и Требования к плану противопожарных мероприятий, выполняемых лесопользователями, утверждены Приказом МПР РФ от 13 июля 2005 г. N 193 .
———————————
САПП РФ. 1993. N 39. Ст. 3612; см. с изм. и доп.

Другой комментарий к Ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Лесопользователи на основании ст.94 ЛК обязаны разрабатывать и утверждать по согласованию с лесхозами федерального органа управления лесным хозяйством планы противопожарных мероприятий, а также проводить их в установленные сроки. Лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством, каковым является Министерство природных ресурсов РФ, оказывают содействие лесопользователям при разработке ими планов противопожарных мероприятий. Граждане и юридические лица в местах проведения на территории лесного фонда работ, культурно-массовых и других мероприятий обязаны иметь средства пожаротушения в соответствии с нормами, утвержденными федеральным органом управления лесным хозяйством и Министерством внутренних дел РФ, а также содержать указанные средства в пожароопасный период в готовности, обеспечивающей их немедленное использование. В случае отсутствия утвержденных норм на указанные средства граждане и юридические лица обязаны иметь первичные средства пожаротушения, перечень и количество которых определяются лесхозом федерального органа управления лесным хозяйством.

2. Объектом правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются экологическая безопасность и общественные отношения, возникающие в сфере охраны лесов как составной части охраны окружающей среды.

3. Объективная сторона административного правонарушения, содержащегося в рассматриваемой статье, заключается в действиях (бездействии), направленных на нарушение правил пожарной безопасности в лесах. В частности, такие правила предусмотрены постановлением Совета Министров Российской Федерации от 9 сентября 1993 г. «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации», постановлением Правительства РФ от 28 июля 1992 г. «О мерах по усилению охраны лесов от пожаров».

4. Засорение леса бытовыми отходами и отбросами, свалка мусора и строительных остатков в лесу запрещаются. Сжигание мусора, вывозимого из населенных пунктов, может производиться вблизи леса только на специально отведенных местах при условии, что места для сжигания мусора (котлованы или площадки) будут отводиться на расстоянии не менее 100 метров от стен хвойного леса или отдельно растущих хвойных деревьев и молодняка и не менее 50 метров от стен лиственного леса или отдельно растущих лиственных деревьев; территория вокруг мест для сжигания мусора (котлованов или площадок) будет очищена в радиусе 25-30 метров от сухостойных деревьев, валежника, порубочных остатков и других легковоспламеняющихся материалов, окаймлена двумя минерализованными полосами шириной не менее 1,4 метра каждая, а вблизи хвойного леса на сухих почвах — двумя минерализованными полосами шириной не менее 2,6 метра каждая с расстоянием между ними 5 метров.

Читать еще:  Самостоятельная конопатка сруба Как конопатить бревенчатый дом

5. Субъективная сторона правонарушения, предусмотренного данной статьей, может быть выражена как в форме умысла, так и в форме неосторожности.

6. Субъектами комментируемой статьи могут быть любые субъекты административной ответственности, совершившие правонарушение, предусмотренное данной статьей.

Постановление правительства о пожарной безопасности в лесах

Муниципальный округ Нагатино-Садовники

115446, ул. Академика Миллионщикова, д.37

Муниципальный округ Нагатино-Садовники

115446, ул. Академика Миллионщикова, д.37

Правила противопожарной безопасности для владельцев земельных участков

Согласно ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.

В соответствии с п. 72.3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390, в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.

Аналогичная норма закреплена в п. 9.1 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2007.

Учитывая вышеизложенное, все владельцы и пользователи земельных участков, которые прилегают к лесу, обязаны осуществлять очистку территории шириной не менее 10 метров от горючих материалов, либо организовывать минерализованную полосу шириной не менее 0,5 метра или иной противопожарный барьер.

За нарушение требований пожарной безопасности на территории муниципальных образований предусмотрена административная ответственность по ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей наложение штрафа на физических лиц до пяти тысяч рублей, на должностных лиц до 50 тысяч рублей, на юридических лиц до одного миллиона рублей.

За нарушение правил пожарной безопасности в лесах, по ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях также предусмотрено наложение штрафа на физических лиц до пяти тысяч рублей, на должностных лиц до 50 тысяч рублей, на юридических лиц до одного миллиона рублей.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 14.02.2018 № АКПИ17-1046 отказано в удовлетворении иска о признании недействующими пункта 72.3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390, пункта 9.1 Правил пожарной безопасности в лесах, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. № 4176. Как видно из решения суда, административный истец полагал, что спорная норма является неопределенной, неясной и двусмысленной, допускает неоднозначное толкование и создает основу для произвольного применения и злоупотребления: правоприменители сами решают, сошел снег или нет, а также – насколько устойчивые начались осенние дожди. А между тем – отсутствие или неопределенность условий или оснований для принятия решений устанавливает необоснованную широту дискреционных полномочий, и поэтому является коррупциогенным фактором.

Кроме того, истец указал, что два штрафа на четверть миллиона рублей были выписаны ему за мусор, обнаруженный в конце апреля. Снег к этому времени сошел, но из-за весенней распутицы регион ограничил движение по местным дорогам, так что спецтехника не могла легально проехать к прилесным участкам для проведения необходимых работ.

Рассмотрев материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации указал следующее:

пожароопасный сезон в лесу – это часть календарного года, в течение которой возможно возникновение лесного пожара (ГОСТ 17.6.1.01-83 «Охрана природы. Охрана и защита лесов. Термины и определения»);

Правительство Российской Федерации определило пожароопасный сезон как период, начинающийся со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова; начало пожароопасного сезона ежегодно устанавливает регион, исходя из своих природно-климатических особенностей, связанных со сходом снежного покрова в лесах; какого-либо иного нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, который бы определял понятие «пожароопасного сезона», не имеется; согласно заключению Минюста России на проект постановления Правительства Российской Федерации, которое содержит оспариваемую норму, коррупциогенные факторы при проведении антикоррупционной экспертизы не выявлены.

С учетом указанного оспариваемые положения нормативных правовых актов являются ясными и определенными. Таким образом, Верховный суд подтвердил обязанность всех владельцев земли, прилегающей к лесу, устраивать за свой счет минерализованную противопожарную полосу либо иной противопожарный барьер, убирать мусор, сухую траву, валежник и т.п. в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды.

Постановление правительства о пожарной безопасности в лесах

  • “Зелёная линия” (8652) 94-04-75
  • Телефоны для справок (8652) 94-73-30 (8652) 94-73-44
  • Охрана лесов от пожаров (8652) 94-40-63
  • Написать письмо mprsk@mpr26.ru
  • Телефонный справочник
  • График приема граждан
  • Twitter МПРиООС СК
  • ФГИС «Наша природа»

О пожароопасной ситуации в лесах Ставропольского края на 08.11.2019

По состоянию на 08.11.2019 года по данным информационной системы дистанционного мониторинга Рослесхоза (далее – ИСДМ) во всех муниципальных районах края установились следующие классы пожарной опасности (далее — КПО) по условиям погоды:

5 КПО (чрезвычайная пожарная опасность) – нет;

4 КПО (высокая пожарная опасность) – есть;

4 КПО (высокая пожарная опасность) – в 2-х муниципальных районах.

Во всех муниципальных районах края 2-3 класс пожарной опасности (средний).

Лесной охраной в ходе патрулирования постоянно проводятся беседы с населением по соблюдению правил пожарной безопасности в лесах.

По данным ИСДМ с начала 2019 года в Ставропольском крае на землях иных категорий зарегистрировано 2428 термических точек на площади 52925 га.

Государственными лесными инспекторами выявлены 3 случая нарушения правил пожарной безопасности в лесах, расположенных на землях лесного фонда, виновное лицо привлечено к административной ответственности.

Зарегистрировано 2 лесных пожара на территории Курского муниципального района и Грачевского муниципального района Ставропольского края.

Государственными инспекторами министерства по состоянию на 08.11.2019 года по зарегистрированным 2428 термоточкам проведена работа по выявлению виновных лиц и привлечению их к ответственности.

Возбуждено 112 административных дел за нарушение природоохранного законодательства.

По 234 случаях в Росреестр направлены запросы для установления собственников земельных участков.

По 2024 фактам, поступившим из РДС, информация о ландшафтных пожарах не подтвердилась (сжигание попутного газа, горение мусора, строений, населенных пунктов, одиночных костров, выжигание сухостоя на приусадебных и дачных участках, дорожные и иные работы).

В рамках межведомственного взаимодействия 106 материалов переданы в ГУ МЧС России по СК, 5 – в Управление Россельхознадзора по СК и КЧР и 7 — в администрацию муниципальных районов, 2 – ГУ МВД России по СК.

Постановлением Правительства Ставропольского края от 02 апреля 2019 г. №134-п в Ставропольском крае с 04 апреля 2019 года введен пожароопасный сезон и установлено, что село Бешпагир Грачевского района Ставропольского края является населенным пунктом, подверженным угрозе лесных пожаров.

Приказом министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края от 11.03.2019 г. №129 в период с 01 апреля 2019 года до наступления осенней дождливой погоды, установления отрицательных среднесуточных температур воздуха или образования снежного покрова на территории Ставропольского края введён пожароопасный сезон в лесах, расположенных на землях лесного фонда.

На всей территории Ставропольского края с 15 апреля 2019 года постановлением Правительства Ставропольского края от 03 апреля 2019 г. № 144-п установлен «Особый противопожарный режим».

При подготовке к пожароопасному сезону, во исполнение Правил разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 17 мая 2011 г. № 377 «Об утверждении Правил разработки плана тушения лесных пожаров и его формы» министерством разработаны Планы тушения лесных пожаров на территории лесничеств, расположенных на территории Ставропольского края, на пожароопасный сезон 2019 года (далее — Планы).

Планы согласованы с территориальными подразделениями ФПС Главного управления МЧС России, получили положительное заключение по результатам проверки Департамента лесного хозяйства по Южному федеральному округу и утверждены приказом министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края от 22.11.2018 № 539 «Об утверждении планов тушения лесных пожаров».

В случае обнаружения лесного пожара следует звонить:

в РДС министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края
8(8652) 94-73-48, 8 962 448 5758;

или на телефон Федеральной диспетчерской службы лесного хозяйства
«Прямая линия лесной охраны» — 8-800-100-94-00.

Неосторожное обращение с огнем, разведение костров, выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов с нарушением требований правил пожарной безопасности в лесах и на участках, непосредственно примыкающих к лесам, преследуется по закону.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector