2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Наличие лифтов для транспортировки пожарных подразделений

Лифты для перевозки пожарных подразделений: назначение и требования

Лифт с режимом перевозки пожарных подразделений – в качестве такового могут выступать и самые обычные пассажирские или же грузовые лифты, которые добавочно оснащаются специальными системами для осуществления управления, а также средствами огневой защиты и спецсвязи, который, кроме того, должен быть способен обеспечить перемещение пожарных служб на нужные этажи любого здания, где он оборудован, во время пожаров. Согласно части 2 пункта1 статьи 90 Федерального Закона номер 123 для сооружений и зданий, необходимо конструктивно предусмотреть устройства для возможности подъема пожарной службы независимо ни от высоты, ни от этажности сооружений и зданий.

Конструктивные особенности и тех предписания

Лифтовые конструкции для осуществления транспортировки противопожарного расчета относятся к общей системе инженерных коммуникаций внутри построек любых типов. Это один из вариантов противопожарных тех средств, с помощью которых можно обеспечить перемещение служб спасения и противопожарных служб на нужные этажи любых зданий с целью выполнения мероприятий по локализации возгорания и ликвидации пожара, для проведения спасательных мероприятий.

Главные же критерии лифтов, которые предназначаются для сотрудников противопожарных расчетов, обязаны удовлетворять следующим показателям:

  • грузоподъемность лифтов, установленных в зданиях жилого типа, составляет не меньше 630 килограммов;
  • грузовая подъемность лифтов, смонтированных в производственных или в общественных сооружениях, – не меньше 1 тонны;
  • габариты кабины лифтов внутри жилых помещений, зданий определяются СНиПами за номером 2. 08. 01;
  • что касается сооружений производственного, либо общественного типа – то здесь нужно руководствоваться правилами, прописанными в ПУБЭЛ;
  • на крыше лифтовой кабины, согласно НПБ — 250, необходимо обустроить люк для проникновения сотрудника противопожарной службы в полной экипировке.

Что касается габаритов, то они должны рассчитываться исходя из того, что для транспортировки одного человека на носилках потребуется не меньше 2 100 мм х 1 100 мм площади пространства лифта.

Необходимо также учитывать и требования пожарной безопасности к грузовым лифтам и пассажирским. Они, в частности, указывают, что любые лифты, которые перемещаются со скоростью более одного метра в секунду, должны быть оснащены кнопкой для включения специального режима функционирования в пожароопасных условиях. Необходимо обеспечить автоматическое включение данного режима. При этом такие лифты должны обеспечить возврат пассажиров на ближайшую безопасную площадку (обычно это первый этаж) и механически открыть дверь для возможности проведения эвакуации из кабины.

Желательно, чтобы лифты были изготовлены из максимально негорючего материала, а также чтобы материалы, из которых они были изготовлены, не выделяли вредных токсичных веществ в случае соприкосновения с прямым пламенем.

Более подробная техническая спецификация указана в Федеральном Законе «Технический регламент о требованиях по противопожарной безопасности», датированный 22 августа 2008 года за номером 123 — ФЗ (редакция от 03 июня 2016 года).

Требования к пожарной безопасности к лифтам предписывают наличие специального переключателя, которым можно активировать вручную режим транспортировки противопожарных подразделений. Повернув ключ в позицию ON, можно включить соответствующий режим. Поворотом ключа в позицию Bypass лифт возвращается в штатный режим функционирования.

Внутри лифтовых кабин необходимо вывесить инструкции касательно того, как переключать лифты в режим транспортировки противопожарных расчетов, как нужно пользоваться лифтом, в случае возникновения пожара или локального возгорания.

Подробные пожарные требования к лифтам указаны в соответствующих положениях. Это: НПБ 250 — 97 под наименованием «Лифты для транспортировки противопожарных подразделений внутри сооружений и зданий», ГОСТ 28911, нормативы ПУБЭЛ, а также в СНиПе 31 – 01 — 2003 «Жилые и многоквартирные здания». Кроме того, необходимые положения можно извлечь и из Федерального Закона от 10 июня 2012 года № 117 — ФЗ.

ГОСТ для пожарных лифтов

Существуют специально разработанные Государственные Стандарты для грузовых и пассажирских лифтов ГОСТ-Р 52382 «Пассажирские лифты. Лифты для пожарных». В нем реализованы все предписания из специального тех регламента под названием «О безопасности лифтов».

Данные документы регламентируют обустройства и лифтовых кабин новых конструкций, и подвергаемых замене. Приведенные ГОСТы могут приниматься во внимание и во время модернизации лифтов устаревших конструкций.

Если лифты для перевозки пожарных подразделений по ГОСТ стандартам соответствуют, то материальный ущерб и человеческие жертвы в случае возникновения пожара будут минимальными.

Лифт для пожарных подразделений: нормы и требования

Лифты для транспортирования пожарных подразделений (пожарные лифты для пожарных) являются составной частью комплекса инженерного оборудования зданий и сооружений различного назначения, а так же одним из видов пожарно-технических средств, обеспечивающих перемещение пожарных подразделений на этажи зданий для выполнения работ по спасению людей, обнаружению и тушению пожаров.

О том, что строго запрещено пользоваться пассажирскими лифтами как в жилых многоквартирных домах, так и в общественных зданиях для эвакуации из них в случае возникновения пожара знают большинство людей, а так же прошедших обучение ПТМ в специализированных центрах, в организации и на предприятии. Действительно, как показывает печальная статистика, после отключения электроснабжения здания в случае пожара и заполнения лифтовых шахт дымом, часто превращаются в смертельную ловушку, из которой нет выхода.

Но, есть и исключение из правил – это пассажирские лифты, предназначенные также для безопасной оперативной перевозки пожарных, или специальные лифты, установленные исключительно для этой цели.

В период нормального функционирования лифт для пожарных должен находиться в эксплуатации в качестве пассажирского либо служебно-хозяйственного лифта.

Лифты для пожарных могут устанавливаться в самостоятельном лифтовом холле или в общем лифтовом холле с другими пассажирскими лифтами и объединяться с ними системами автоматического группового управления.

Чем конструктивно, какими техническими, эксплуатационными характеристиками они в лучшую сторону в части обеспечения безопасности отличаются от других своих «собратьев» по быстрой транспортировке людей на этажи, отметки зданий, инженерных, технологических сооружений пойдет речь в этой статье.

Пиктограмма лифта для пожарных подразделений

Основные параметры и размеры

Надо сказать, что на практике такая инженерная система, необходимая для многих зданий, сооружений до настоящего времени остается довольно редкой в большинстве городов страны. Почему это так обстоит, стоит разобраться подробнее, чтобы понять суть проблемы.

К нормам ПБ, именуемым ГОСТ «Пожарные лифты», следует отнести следующие действующие сегодня в России официальные документы:

  • ГОСТ Р 52382-2010, определяющий требования к конструкции таких лифтов, безопасности людей в процессе перевозки.
  • ГОСТ Р 53296-2009, регламентирующий установку этих лифтов в строениях, сооружениях.
  • ГОСТ Р 22.9.11-2013, где установлены классификационный перечень, технические требования к аварийно-спасательным средствам для спасения людей из высотных зданий в случае возникновения ЧС, в том числе к лифтовому АСС, устанавливаемому снаружи строений.

Кроме них, установку, эксплуатацию пожарных лифтов в зданиях/сооружениях регламентируют:

  • Ст. 90 ФЗ № 123-ФЗ, предписывающая необходимость наличия средств подъема сотрудников пожарных подразделений на этажи зданий.
  • СНиП 21-01-97*, регламентирующий ПБ всех строений.
  • СП 118.13330.2012* об общественных зданиях/сооружениях.
  • СП 54.13330.2016 о жилых многоквартирных домах, где при определенных условиях также необходимо устройство таких лифтов.
  • НПБ 250-97, устанавливающий перечень требований к лифтам для доставки пожарных подразделений, монтируемых в строениях, сооружениях любого назначения.

Среди основных характеристик этих устройств необходимо знать следующие:

  • Пожарным лифтом называется внутреннее или наружное техническое устройство, оснащенное установками защиты, управления, связи, позволяющее обеспечивать безопасную оперативную доставку сотрудников пожарных, аварийно-спасательных подразделений на этажи/отметки защищаемых объектов.
  • Размеры лифта должны быть не меньше, чем 1,1 х 2,1 м, чтобы была возможность транспортировки в кабине носилок с неходячими больными, а также инвалидов в колясках из зданий лечебно-профилактического, социального назначения.
  • Ширина строительного проема шахты, а также двери кабины такого лифта обязана быть не меньше 800 мм.
  • Грузоподъемность пожарных лифтов должна быть не меньше 630 кг в высотных жилых домах, 1000 кг – в общественных строениях, производственных объектах, сооружениях.
  • Скорость перемещения пожарного лифта обязана быть не меньше Н/60 (Н – высота жилого/общественного строения, инженерного, технологического сооружения).
  • Обязана быть обеспечена надежная работоспособность систем противодымной вентиляции шахт, холлов пожарных лифтов, их блокировка с установками АПС, т. е. автоматическое включение при срабатывании датчиков дыма, тепловых извещателей.

Важно : кроме периода целевого использования во время разведки, локализации/ликвидации очагов пламени в здании, пожарный лифт может эксплуатироваться в качестве пассажирского или хозяйственного подъемника.

Требования к конструкции

Шахта такого устройства как расположенного внутри строения, так и пристроенная снаружи, должна выполняться из негорючих строительных материалов, чтобы предел стойкости к огню ограждающих конструкций был не ниже REI 120. В них, кроме дверных, допустимо выполнять технологические проемы для подвода инженерных коммуникаций: систем электроснабжения, управления/связи, систем вентиляции при условии заполнения их противопожарными люками, огнезащитной штукатуркой на всю толщину стен/перегородок.

Строительные конструкции ограждения холлов/тамбуров этих лифтов выполняются противопожарными перегородками 1 типа с дымо- и газонепроницаемыми дверями 2 типа с устройствами самозакрывания, а также уплотнения притворов.

Конструкции ограждения машинных отделений таких лифтов выполняются противопожарными преградами – не меньше REI 120, а их двери – не меньше EI 60.

Хотя согласно нормам ПБ лифтовые двери могут иметь пределы стойкости к огню не меньше EI 30, но противопожарные двери систем подъема бойцов пожарных формирований на этажи/отметки зданий должны быть не меньше EI 60.

Кроме того, к исполнению, комплектации, устройству таких лифтов существуют определенные требования норм/правил ПБ:

  • Элементы ограждения конструкции лифтовой кабины изготавливаются из негорючих материалов, или относящихся к группе Г1.
  • Внутренняя отделка/облицовка – не ниже Г2, группа воспламеняемости В2, дымообразующей способности Д3 и группа токсичности продуктов горения Т2.
  • Обеспечение резервным питанием по 1 категории электроснабжения для исключения остановки/блокировки во время движения.
  • Монтаж линии/кабеля связи от кабины до наружной стены здания для обеспечения постоянного контакта с руководителем тушения пожара.
  • В кабине лифта оборудуются потолочный люк и трап для обеспечения возможности подъема на ближайший этаж/отметку строения, а внутри шахты – скобы.
  • Двери лифта могут находиться в открытом состоянии только при нажатой кнопке, закрываясь, если ее отпустить, что дополнительно обеспечивает безопасность людей, находящихся в кабине.
  • Наличие в кабине устройства, сигнализирующего о перегрузке.
  • Исполнение, материал отделки пола кабины пожарного лифта должны быть противодействующими скольжению на мокрой поверхности. Группа распространения пламени РП2, дымообразующей способности Д3, токсичности продуктов горения Т2.
  • Плафоны устройств стационарного электричества освещения кабины лифта следует изготавливать из материалов группы воспламеняемости не ниже В2.
Читать еще:  Обжалование предписаний пожарного надзора

Правила установки в зданиях

Лифт для перевозки пожарных подразделений при делении строения на пожарные отсеки в обязательном порядке устанавливается в его каждой части. При использовании во время возведения лифтовой шахты стальных строительных элементов необходима огнезащита металлических конструкций для обеспечения, требуемого нормами, предела стойкости к огню.

Монтаж таких лифтов ведется в ходе строительства зданий/сооружений, реконструкции существующих, замене выработавших свой эксплуатационный ресурс пассажирских лифтов.

Пожарный лифт обычно не должен соединять наземные и подземные уровни здания/сооружения. Допустимо наличие остановок в наземных и двух подземных уровнях, включая цоколь. При наличии в здании три более подземных уровней требуется установка отдельного пожарного лифта с остановками на каждой отметке здания или сооружения.

Не только шахты таких лифтов, но и холлы/тамбуры в подземных этажах оснащаются самостоятельными системами/установками приточной вентиляции, создающими избыточное давление воздуха, вытесняющего дым из них.

При обеспеченности зданий, производственных объектов водяными стационарными системами пожаротушения монтаж спринклерных или дренчерных оросителей в холлах, тамбурах пожарных лифтов, а также непосредственно перед ними на отметке/этаже недопустим.

В то же время эти помещения защищаются пожарными извещателями установки АПС здания.

Режимы работы

Существует три режима. Пожарные нормы для лифтов говорят об этом следующее:

  • Перевозка пассажиров в нормальном повседневном режиме.
  • «Пожарная опасность» – режим установленной последовательности действий управляющей системы, который предписывает его принудительное движение на основной этаж посадки пассажиров, кроме команд непосредственно из кабины и поступающих по пути вызовов с этажей/отметок. По прибытии на посадочный, как правило, первый этаж лифт стоит с открытой дверью (дверями) до прибытия первого пожарного расчета.
  • «Перевозка пожарных подразделений» – алгоритм, обеспечивающий движение лифта, исключительно по командам пожарных из кабины. Это происходит не с помощью сенсорной панели, а только посредством нажимной не фиксируемой кнопки. При этом двери не открываются автоматически по прибытии на выбранную отметку здания, а исключительно по команде из кабины. Открытие происходит небыстро, что дает пожарным возможность оценки ситуации, подачи команды на закрывание дверей в случае непосредственной опасности.

Область применения

Согласно нормам ПБ пожарные лифты обязательны к установке на следующих объектах в:

  • зданиях учреждений для детей, престарелых, инвалидов, если высота здания превышает 10 м.
  • высотных жилых домах больше 50 м.
  • общественных, административных, производственных зданиях/сооружениях выше 28 м.
  • подземных автостояночных комплексах – при количестве этажей более двух.

Сегодня пожарные лифты становятся неотъемлемой инженерной системой противопожарной защиты современных жилых, общественных комплексов, новых производственных, инженерных объектов, технологических установок.

Когда нужен пожарный лифт и даже при его наличии, он не всегда используется. Почему – это непростой вопрос. Вызвано, это тем, что мало выполнить эту довольно сложную инженерную систему здания в полном соответствии с нормами ПБ, проектной документацией, обеспечив безопасность при использовании в условиях пожара; но и обеспечить его правильное обслуживание, ответственную эксплуатацию, взаимодействие специалистов инженерных служб объекта и сотрудников территориального подразделения МЧС.

Не секрет, что наученные печальным опытом использования такого инженерного оборудования, пожарные не без серьезных на то оснований, для чего достаточно вспомнить пожар на Останкинской телебашне; часто довольно скептически, крайне настороженно относятся к необходимости использования пожарных лифтов не в ходе учений, а в реальной обстановке по прибытии к месту вызова. Многие считают, что вести разведку, тушение пожара, лучше используя традиционные эвакуационные пути и выходы, а не полагаться на волю зачастую непредсказуемых технических устройств, становясь их заложниками в прямом смысле этого слова.

Конечно, это ни в коей мере не говорит о том, что нужно отказаться от этой инженерной системы. Для этого есть как минимум две важных причины: их установка обусловлена обязательными нормативными требованиями; а их использование экономит время, силы пожарных в ходе разведки, тушения очага, следовательно, повышает шансы на спасение людей, оперативную ликвидацию пожара.

Регламент работы и документация

В целом пожарные лифты аналогично другим подобным устройствам, предназначенным для перемещения в многоэтажных зданиях/сооружениях должны соответствовать «Техническому регламенту о безопасности лифтов», утвержденному Правительством РФ в 2009 году.

Для обеспечения безопасной и долговременной эксплуатации пожарных лифтов ГОСТы требуют, кроме регулярного обслуживания, проведения периодических и полных технических освидетельствований этих важных инженерных систем здания, в том числе в режимах «пожарная опасность», «перевозка пожарных подразделений».

Схожие требования предъявляются к противодымной вентиляции лифтовых шахт, холлов/тамбуров.

По всем результатам обслуживания, переосвидетельствований ведется, заполняется соответствующая техническая документация согласно установленным нормам.

Предлагаем Вам ознакомится с образцами лифтов зарубежных коллег, как видно из видео, этот лифт используются для перевозки пассажиров, но внутри предусмотрен специальный люк, для подразделений пожарной охраны. Если сотрудникам противопожарной службы понадобится данный лифт, то с помощью специального ключа, он может быть переведен в нужный режим работы “Перевозка пожарных подразделений” . Ознакомьтесь с видео роликом, так же рекомендуем Вам включить субтитры (для этого выберите сначала Английский,а потом уже перевод на нужный Вам язык).

Наличие лифтов для транспортировки пожарных подразделений

Пункт 7.15 СП 4.13130.2013 гласит: «В каждом пожарном отсеке зданий и сооружений класса Ф1.1 высотой более 10 метров, зданий и сооружений класса Ф1.3 высотой более 50 метров, зданий и сооружений иных классов функциональной пожарной опасности высотой более 28 метров, подземных автостоянок, имеющих более двух этажей, должны предусматриваться лифты для транспортирования пожарных подразделений». Для открытой надземной автостоянки высотой до 28 м, согласно требованиям данного норматива, лифты для пожарных подразделений не требуются.

Все места для МГН расположены на 1 этаже. Для удобства пользования имеется два обычных пассажирских лифта. Необходимо ли, чтобы они соответствовали требованиям, предъявляемым к лифтам для перевозки пожарных подразделений (в т.ч. с учетом СП 113.13330.2012 и СП 113.13330.2016)? Необходимо ли, чтобы они были рассчитаны на габариты человека на носилках (как в жилых и общественных зданиях)?

1. Положения пункта 5.1.34 в действующей редакции СП 113.13330.2012 формально распространяются на любые автостоянки, независимо от этажности и высоты здания, что представляется некорректным и не соответствующим положению пункта 7.15 свода правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объёмно — планировочным и конструктивным решениям» (см. также последний абзац части 1 статьи 1 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности).

Данное несоответствие устранено в новой редакции пункта 5.1.34 СП 113.13330.2016 и разъяснено в комментарии к пункту 5.1.34 СП 113.13330.2012, содержащимся на странице 41 Методического пособия «Проектирование мероприятий по обеспечению пожарной безопасности стоянок автомобилей» , разработанного ФАУ ФЦС в 2017 году для детализации требований СП 113.13330.2012, а именно: «Указанный лифт следует предусматривать в каждом пожарном отсеке, удовлетворяющем условиям, при которых необходимо устраивать такой лифт (условия, при которых требуется лифт с режимом работы «Перевозка пожарных подразделений», установлены пунктом 7.15 СП 4.13130.2013 — прим.). Например, если в автостоянке имеется два пожарных отсека с тремя подземными этажами и один двухэтажный надземный пожарный отсек, в надземном пожарном отсеке лифт с режимом работы «Перевозка пожарных подразделений» предусматривать не требуется».

2. Первый абзац пункта 5.1.25 СП 113.13330.2016 , включённого в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», гласит: «В зданиях многоэтажных стоянок автомобилей лифты должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 53296-2009 «Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях. Требования пожарной безопасности».

То есть, если установка лифтов в многоэтажной автостоянке предусматривается, то эти лифты должны соответствовать ГОСТ Р 53296-2009.

О необходимости и целесообразности выполнения требований стандартов и сводов правил, включённых в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений» — см. информацию по адресу: https://www.normacs.info/answers/3290.

3. Требование пункта 5.2.3 ГОСТ Р 52382-2010 «ЕН 81-72:2003. Лифты пассажирские. Лифты для пожарных» (стандарт является ссылочным в ГОСТ Р 53296-2009 — прим.), регламентирующего минимальные размеры кабины лифта, обеспечивающей возможность транспортирования спасаемых людей на носилках, распространяется на лифты, устанавливаемые в зданиях соответствующего функционального назначения: медицинские учреждения со стационаром, дома престарелых, хосписы и др., соответственно на здания автостоянок данное требование не распространяется.

Лифты для перевозки пожарных подразделений: назначение и требования

Лифт с режимом перевозки пожарных подразделений – в качестве такового могут выступать и самые обычные пассажирские или же грузовые лифты, которые добавочно оснащаются специальными системами для осуществления управления, а также средствами огневой защиты и спецсвязи, который, кроме того, должен быть способен обеспечить перемещение пожарных служб на нужные этажи любого здания, где он оборудован, во время пожаров. Согласно части 2 пункта1 статьи 90 Федерального Закона номер 123 для сооружений и зданий, необходимо конструктивно предусмотреть устройства для возможности подъема пожарной службы независимо ни от высоты, ни от этажности сооружений и зданий.

Читать еще:  Как паять пропиленовые трубы

Конструктивные особенности и тех предписания

Лифтовые конструкции для осуществления транспортировки противопожарного расчета относятся к общей системе инженерных коммуникаций внутри построек любых типов. Это один из вариантов противопожарных тех средств, с помощью которых можно обеспечить перемещение служб спасения и противопожарных служб на нужные этажи любых зданий с целью выполнения мероприятий по локализации возгорания и ликвидации пожара, для проведения спасательных мероприятий.

Главные же критерии лифтов, которые предназначаются для сотрудников противопожарных расчетов, обязаны удовлетворять следующим показателям:

  • грузоподъемность лифтов, установленных в зданиях жилого типа, составляет не меньше 630 килограммов;
  • грузовая подъемность лифтов, смонтированных в производственных или в общественных сооружениях, – не меньше 1 тонны;
  • габариты кабины лифтов внутри жилых помещений, зданий определяются СНиПами за номером 2. 08. 01;
  • что касается сооружений производственного, либо общественного типа – то здесь нужно руководствоваться правилами, прописанными в ПУБЭЛ;
  • на крыше лифтовой кабины, согласно НПБ — 250, необходимо обустроить люк для проникновения сотрудника противопожарной службы в полной экипировке.

Что касается габаритов, то они должны рассчитываться исходя из того, что для транспортировки одного человека на носилках потребуется не меньше 2 100 мм х 1 100 мм площади пространства лифта.

Необходимо также учитывать и требования пожарной безопасности к грузовым лифтам и пассажирским. Они, в частности, указывают, что любые лифты, которые перемещаются со скоростью более одного метра в секунду, должны быть оснащены кнопкой для включения специального режима функционирования в пожароопасных условиях. Необходимо обеспечить автоматическое включение данного режима. При этом такие лифты должны обеспечить возврат пассажиров на ближайшую безопасную площадку (обычно это первый этаж) и механически открыть дверь для возможности проведения эвакуации из кабины.

Желательно, чтобы лифты были изготовлены из максимально негорючего материала, а также чтобы материалы, из которых они были изготовлены, не выделяли вредных токсичных веществ в случае соприкосновения с прямым пламенем.

Более подробная техническая спецификация указана в Федеральном Законе «Технический регламент о требованиях по противопожарной безопасности», датированный 22 августа 2008 года за номером 123 — ФЗ (редакция от 03 июня 2016 года).

Требования к пожарной безопасности к лифтам предписывают наличие специального переключателя, которым можно активировать вручную режим транспортировки противопожарных подразделений. Повернув ключ в позицию ON, можно включить соответствующий режим. Поворотом ключа в позицию Bypass лифт возвращается в штатный режим функционирования.

Внутри лифтовых кабин необходимо вывесить инструкции касательно того, как переключать лифты в режим транспортировки противопожарных расчетов, как нужно пользоваться лифтом, в случае возникновения пожара или локального возгорания.

Подробные пожарные требования к лифтам указаны в соответствующих положениях. Это: НПБ 250 — 97 под наименованием «Лифты для транспортировки противопожарных подразделений внутри сооружений и зданий», ГОСТ 28911, нормативы ПУБЭЛ, а также в СНиПе 31 – 01 — 2003 «Жилые и многоквартирные здания». Кроме того, необходимые положения можно извлечь и из Федерального Закона от 10 июня 2012 года № 117 — ФЗ.

ГОСТ для пожарных лифтов

Существуют специально разработанные Государственные Стандарты для грузовых и пассажирских лифтов ГОСТ-Р 52382 «Пассажирские лифты. Лифты для пожарных». В нем реализованы все предписания из специального тех регламента под названием «О безопасности лифтов».

Данные документы регламентируют обустройства и лифтовых кабин новых конструкций, и подвергаемых замене. Приведенные ГОСТы могут приниматься во внимание и во время модернизации лифтов устаревших конструкций.

Если лифты для перевозки пожарных подразделений по ГОСТ стандартам соответствуют, то материальный ущерб и человеческие жертвы в случае возникновения пожара будут минимальными.

Пожарный лифт: особенности конструкции, монтажа и стоимость

В многоэтажных зданиях в случае возникновения чрезвычайной ситуации специальные пожарные лифты значительно облегчают работу пожарных и помогают быстро решить проблему эвакуации людей. Обязательное наличие данных конструкций в ряде сооружений предусмотрено законодательством. Однако важно не только обеспечить здание таким подъемным оборудованием, но и позаботиться о правильности его монтажа, удобстве функционирования и эффективности.

Каким же образом решается проблема обеспечения многоэтажного здания эвакуационными лифтами и только ли в высотках они нужны? Давайте разберемся детально.

В каких сооружениях эвакуационный лифт обязателен?

Эвакуационный лифт согласно СНиП 21-01-97 должен устанавливаться в зданиях, относящихся к одной из следующих категорий:

  • любые здания высотой более 28 м, исключая многоквартирные жилые дома;
  • многоквартирные жилые дома высотой более 50 м;
  • детские дошкольные учреждения высотой более 5 м;
  • больницы высотой более 5 м;
  • специализированные дома престарелых и инвалидов (неквартирного типа) высотой более 5 м;
  • спальные корпуса школ-интернатов или детских учреждений высотой более 5 м.

Где может быть установлен пожарный лифт?

Эвакуационный лифт устанавливается внутри или снаружи здания и ограждается конструкцией из негорючих материалов с проемами и отверстиями для дверей, оборудования и систем вентиляции. От установки пожарных лифтов снаружи здания зачастую отказываются, поскольку она снижает эстетическую составляющую и часто не вписывается в архитектуру, хотя такое конструкционное решение гораздо удобнее для работы пожарных.

Какие предъявляются требования к пожарным лифтам?

Ответ на вопрос о том, какими должны быть лифты для транспортировки пожарных подразделений, можно найти в ГОСТ Р 52382-2010 «Лифты пассажирские. Лифты для пожарных», ГОСТ Р 53296-2009 «Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях. Требования пожарной безопасности», ГОСТ Р 22.9.11-2013 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Аварийно-спасательные средства спасения из высотных зданий. Классификация. Общие технические требования».

Согласно ГОСТ лифты для пожарных подразделений изготавливаются из негорючих материалов. Они должны выдерживать вес не менее одной тонны и иметь габариты: не менее 1100 мм в ширину и 2100 мм в глубину, чтобы в кабине лифта могли свободно помещаться носилки. Для пожарного лифта обязательно предусматривается резервное питание, а также наличие специального кабеля для связи с пожарным подразделением снаружи здания. При любой высоте здания пожарный лифт должен достигать верхнего этажа не менее чем за одну минуту.

В кабине лифта обязательно устанавливаются потолочный люк и трап, с помощью которых в случае неполадок можно подняться на ближайший этаж. Разрешена установка в шахте специальных скоб, заменяющих трап. Шахта лифта должна сохранять такой уровень огнестойкости, чтобы обеспечивать безопасное передвижение лифта в течение двух часов с момента начала пожара. Двери кабины могут быть открыты только при удерживании в нажатом состоянии специальной кнопки. Как только кнопка отпущена, они должны сразу же закрыться, обеспечивая безопасность в тех случаях, когда лифт остановился на охваченном огнем этаже.

Шахты и холлы пожарных лифтов в подземных и цокольных этажах оснащаются автономными системами приточной противодымной вентиляции.

Инновационный эвакуационный подъемник «ПСК Содружество» – гарантия безопасности людей и успешного пожаротушения

Самым высоким современным требованиям к подъемной технике отвечает эвакуационный лифт «ПСК Содружество». Эту продукцию для обеспечения мер по борьбе с пожарами поставляет, монтирует, а также осуществляет ее сервисное обслуживание ООО «ПСК «Содружество». Помимо формального соответствия действующим нормативам, это подъемное оборудование обеспечивает всем группам населения, включая маломобильные, физический и психологический комфорт.

Уникальность лифтов «ПСК Содружество» состоит в том, что они позволяют подниматься пожарным с тяжелым специализированным оснащением на любые высотные отметки.

Особенности конструкции и работы

Подъемники «ПСК Содружество» производятся в различных модификациях. Наиболее универсальными являются самоходные кабины с ходовой частью зубчато-реечного типа. На поверхности здания монтируются мачтовые или рельсовые направляющие, обеспечивая подъемнику надежное закрепление и скорость передвижения свыше 90 м/мин. Предел огнестойкости всех узлов подъемника составляет более одного часа. Подъемники «ПСК Содружество» имеют разные габаритные исполнения, одномачтовый или двухмачтовый варианты, грузоподъемность от 800 до 8000 кг и вместимость от 10 до 100 человек. Все кабины полностью герметичны.

В подъемниках «ПСК Содружество» предусмотрены устройства для герметичной стыковки с окном/дверью сооружения. Один из вариантов такого устройства – выдвижной тамбур, через который можно проводить людей и переносить грузы из подъемника в здание/сооружение и обратно. Это повышает безопасность эвакуации и предотвращает усиление пожара, которое возможно при надуве воздуха через негерметичные соединения при стыковке.

Кабина подъемника обслуживается фильтровентиляционной установкой, обеспечивающей безопасность людей при сильном задымлении или действии токсичных веществ.

Стоит отметить, что российские создатели подъемников «ПСК Содружество» участвовали в разработке ГОСТ Р 22.9.11-2013 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Аварийно-спасательные средства спасения из высотных зданий. Классификация. Общие технические требования», который был утвержден приказом Росстандарта от 10 октября 2013 г. № 1146-ст. Этим стандартом устанавливается классификация и общие технические требования к средствам спасения людей из высотных зданий. Подъемники «ПСК Содружество» включены в перечень таких средств спасения. ГОСТ действует на территории РФ с 1 февраля 2014 г.

Особенности монтажа

Подъемники «ПСК Содружество» могут быть смонтированы как на внешней фасадной поверхности здания или сооружения, так и внутри, в пожарных лифтовых шахтах. На фасадной части предусмотрены варианты как стационарного, так и временного размещения. Для временного использования подъемники доставляются к зданию или сооружению и монтируются на мачты/рельсы при помощи специально разработанных автомобилей. Это актуально для жилых высотных зданий, которые имеют несколько подъездных секций, изолированных друг от друга.

Читать еще:  Комплекс упражнений для девушки на месяц дома

Конкурентные преимущества

Подъемники «ПСК Содружество» всех моделей − уникальное российское изобретение, запатентованное в Роспатенте. Они могут быть использованы для подъема пожарных и техники в высотных зданиях, для эвакуации маломобильных групп населения из невысоких зданий, а также для транспортировки и работы боевых и спасательных антитеррористических подразделений. Подъемники «ПСК Содружество» устанавливаются практически на любой фасад здания без ущерба для его внешнего вида. Возможность временного размещения подъемников «ПСК Содружество» позволяет обеспечить быструю и эффективную организацию работы пожарных практически в любом здании, где пожаротушение и эвакуация людей имеющимися в наличии средствами затруднены или невозможны.

Срок поставки

В настоящее время ПСК «Содружество» заключен договор на серийное производство подъемников «ПСК Содружество» всех моделей. За вопросы производства отвечает одна из ведущих западноевропейских компаний в сфере подъемно-транспортного оборудования. При сборке лифтов используются стандартные комплектующие. За счет этого обеспечивается возможность быстрого изготовления различных серийных сертифицированных моделей подъемников «ПСК Содружество». С момента получения заказа они могут быть поставлены в течение 3–4 месяцев.

Необходим ли лифт для пожарных подразделений?

Пожарная безопасность

Сообщение от KseniaSan:
То есть, если у нас обеспечены все мероприятия для эвакуации МГН — пожаробезопасная зона, подъемник с автономным приводом, то лифт для пожарных подразделений не нужен?

Требований именно к установке лифта для пожподразделений в здании такой высоты нет.

Сообщение от KseniaSan:
МГН ждут в зоне пожарных своей эвакуации на подъемнике.

Могут и не ждать, а воспользоваться подъёмником самостоятельно при возможности.

Сообщение от KseniaSan:
В ТЦ запроектированы эскалаторы — значит, обычный лифт (пассажирский) тоже исключаем?

Сообщение от KseniaSan:
И еще вопросик — эта лестничная клетка, по которой эвакуируются инвалиды, должна быть незадымляемая, с подпором воздуха?

Нет, при такой высоте здания ЛК может быть обыкновенной — Л1 или Л2.
Подпор воздуха обязательно нужен в пожбезопасную зону — на случай невозможности самостоятельного спасения МГН.

DJo Frey, благодарю Вас за подробный ответ!

51 мин. ——
А при какой высоте здания проектируются пожарные лифты?

Сообщение от xopolllo:
Glop, по СП4 лифты не нужны. нужно смотреть по инвалидам — если инвалидов выше 1ого нет то лифты не нужны. если есть — лифты нужны. если инвалиды эвакуируются лифтами — нужны лифты для пожарных. если будете считать риски то лифт для пожарных нужен в каждом пожарном отсеке.

Да, это я ашипся. Вернее, хотел сказать, что ниже 28м лифты как раз не нужны. Инвалидов выше первого у меня нет. Не понятно:
1. Как быть с пунктом 5.34 из сп стоянки автомобилей
2. Почему при подсчете рисков лифты нужны? А без подсчета?

Сообщение от Glop:
1. Как быть с пунктом 5.34 из сп стоянки автомобилей

Сообщение от xopolllo:
СП113 содержит требование отличное от СП4. если вы обеспечиваете требование пожарной безопасности на основании СП4, то требование 5.34 СП 113 не соблюдаете.
если считаете риски — СП4 не выполняете — обязаны выполнить требования СП113.

СП 113.13330.2012 не относится к нормативным документам в области пожарной безопасности, так как не включён в перечень к техрегламенту ФЗ №123 о пожбезопасности (Приказ Росстандарта от 16.04.2014 N 474 (ред. от 20.03.2015)). Поэтому если по СП 4 лифт для пожподразделений не нужен, то и пожарный риск считать незачем.
Но требование 5.1.34 в обязательном порядке нужно соблюдать для соответствия проектных решений требованиям другого техрегламента — ФЗ №384, потому что этот пункт включён в перечень по Постановлению РФ от 26 декабря 2014 г. № 1521, и его выполнение обеспечивает выполнение требований «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений».
Вывод: пункт 5.1.34 нужно выполнять, лифт для пожподразделений нужен.

Я, кстати, хотел ответить то же, что и DJo Frey. По мне так этот пункт как раз уточняет требования конкректно к гаражам-стоянкам (примерно та жа ситуация в соседней теме про лестничную клетку H3 в многоэтажках).

С мобильного проверить ФЗ возможности нет, но спасибо, посмотрю позже.

20 ч. ——
Почитал. Не силен я в таких общих положениях, но понял одно. Эксперт пожарный по правилам мне замечание не напишет. Зато напишет эксперт-архитектор, и будет рассматривать это не как недочет в пожарной безопасности, а чисто архитектурный промах. Лазейку найти можно всегда. Я надеялся найти более явную отмазку, м.б. выходило какое-то дополнение или пояснение к этому пункту, или в сп по пожарной безопасности где-то было прямым текстом сказано про автостоянки. А так — спасибо, но не прокатит.

21 ч. ——
Вот, например, нашел такое:

Сообщение от :
5.1.48 Для наземных закрытых стоянок высотой более 15 м и подземных стоянок с числом этажей (уровней) более двух следует предусматривать не менее одного лифта грузоподъемностью 1000 кг и более с режимом работы «перевозка пожарных подразделений» по ГОСТ Р 53296.

Что как бы вызывает сомнения в адекватности написания обсуждаемого требования вообще. Хотя откуда этот 5.1.48 взялся — ума не приложу, до того смотрел тот же СП по другому адресу, его не было.

Сообщение от xopolllo:
DJo Frey, советую внимательно (очень внимательно) перечитать ст.1,3-6 123-ФЗ. Потом ещё раз прочитать мой ответ.

С одной стороны:

Сообщение от :
Статья 1
1. Настоящий Федеральный закон . определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее — Федеральный закон «О техническом регулировании»), не действуют в части, содержащей требования пожарной безопасности к указанной продукции, отличные от требований, установленных настоящим Федеральным законом.

То есть, получается, ФЗ№384 и нормативно-технические документы, обеспечивающие его соблюдение (ПП РФ №1521), не обеспечивают соблюдение требований пожарной безопасности, установленных в ФЗ№123, если они содержат отличающиеся от ФЗ№123 требования.
Но:

Сообщение от :
Статья 140. Требования пожарной безопасности к лифтам
4. Требования к лифтам для транспортировки подразделений пожарной охраны устанавливаются техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании».

ФЗ№384 принят в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», соответственно, лифты для транспортировки подразделений пожарной охраны должны отвечать требованиям, установленным в нём и в документах по перечню №1521 (в том числе пункт 5.1.34 СП 113.13330.2012) для обеспечения требований пожарной безопасности, установленных ФЗ№123.

С другой стороны:

Сообщение от :
Статья 6. Условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности
1. Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.

Выводы: как ни крутись, подсчёт пожарного риска в любом случае не спасает от обязательного соблюдения требования 5.1.34 СП 113.13330.2012.
Спасает только разработка СТУ:
ФЗ№384:

Сообщение от :
Статья 6
4. Национальные стандарты и своды правил, включенные в указанный в части 1 настоящей статьи перечень, являются обязательными для применения, за исключением случаев осуществления проектирования и строительства в соответствии со специальными техническими условиями.

Сообщение от DJo Frey:
То есть, получается, ФЗ№384 и нормативно-технические документы, обеспечивающие его соблюдение (ПП РФ №1521), не обеспечивают соблюдение требований пожарной безопасности, установленных в ФЗ№123, если они содержат отличающиеся от ФЗ№123 требования.

Само собой, что эти два ФЗ и их СП по большей части не обеспечивают требования друг друга.
Во первых — ФЗ 123 это закон порождённый МЧС, т.е. данный закон рассматривает здания с точки зрения катастрофы и безопасного «убегания» из здания во время ЧС и условия не допускания возникновения ЧС.
А ФЗ 384 — это закон предусматривающий эксплуатацию зданий т.с. в «мирное» время ))) Т.е. с точки зрения . ну типа не долбануться головой об выступающий косяк пока бежишь в буфет )))
У этих двух министерств МЧС и Минрегион разный подход и, соответственно, требования к зданиям. Грубо говоря, они одно и тоже здание видят, один как полигон пожаротушениея и разрухи, другой видит с точки зрения обывателя. И кто из них главнее )))) тут ответа нет. они равные и нужно их сочетать. Т.к. здания предполагается использовать в обоих случаях и по 123 ФЗ и по 384 ФЗ. Только первое «надайбох», а второе «каждый божий день» ))))

Сообщение от Emma:
Только первое «надайбох»

Включаем наш «авось» и забываем про ФЗ 123)

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×