0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как сосредоточиться на домашнем задании

Как делать домашнее задание быстрее

Эти советы помогут школьникам, их родителям, студентам и всем, кто учится — независимо от возраста.

Сколько времени должно уходить на домашнее задание

Мнения на этот счёт могут расходиться. Но согласно Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» действующим в России санитарным правилам и нормам, в первом классе задавать домашнее задание не нужно. А в дальнейшем его выполнение не должно занимать больше, чем:

  • 1,5 часа в день — во 2–3 классе;
  • 2 часа в день — в 4–5 классе;
  • 2,5 часа в день — в 6–8 классе;
  • 3,5 часа в день — в 9–11 классе.

Для сравнения, Национальная ассоциация образования США придерживается Research Spotlight on Homework правила 10 минут: в каждом следующем классе на выполнение задания тратится на 10 минут больше, чем в предыдущем. Так, первоклашка должен уложиться в 10 минут, второклассник — в 20. В шестом классе подготовка к урокам занимает 1 час, а к выпускному — двенадцатому — 2 часа.

Проведённые в США исследования показывают Duke study: Homework helps students succeed in school, as long as there isn’t too much , что даже старшим школьникам противопоказано сидеть над учебниками больше 2 часов. Успеваемость от этого не повышается, зато накапливается усталость, а вместе с ней испаряется желание учиться.

Что мешает делать домашнее задание быстро

Как правило, процесс замедляют следующие факторы:

  • слишком сложная программа;
  • неумение сосредоточиться;
  • неумение правильно распределять время;
  • усталость;
  • отсутствие мотивации.

Первый пункт — когда программа слишком сложна для конкретного ученика — требует серьёзного пересмотра образовательного процесса. Возможно, придётся пообщаться с преподавателями, найти репетиторов или даже перевестись в учебное заведение попроще.

Но, как правило, дело всё-таки в остальных четырёх причинах. Если обратить на них внимание на старте учебного года, то шансы запустить какой-то важный предмет — и оказаться среди хронически отстающих — сведутся к минимуму.

Как помочь сосредоточиться

1. Организуйте удобное рабочее место

Слишком высокая или низкая столешница, неудобная посадка, посторонние шумы — все эти мелочи раздражают, снижают концентрацию и в целом плохо влияют на самочувствие.

В идеале для домашних заданий нужен отдельный письменный стол, расположенный напротив окна. Стул должен быть устойчивым и регулируемым — чтобы обеспечить максимальный комфорт и разгрузить спину. Если ступни не опираются о пол, а болтаются в воздухе, купите специальную подставку.

2. Наведите порядок на столе и в ящиках

Это необходимое условие. Во-первых, бардак рассеивает внимание. Во-вторых, больше времени уходит на поиски необходимых предметов, которые должны быть под рукой. Убрав всё лишнее, вы сможете удобно разложить тетради, книги и всё, что вам нужно для выполнения задания.

3. Отложите мобильный и отключитесь от соцсетей

Ничто так не отвлекает от домашней работы, как мессенджеры, мобильные игры и прочие дары смартфона. На время подготовки к занятиям отложите мобильный как можно дальше и установите режим «Не беспокоить». На всякий случай составьте список контактов, которые смогут дозвониться даже в разгар подготовки к контрольной по математике.

Если выполняете задание на компьютере, выработайте привычку отключаться от всех соцсетей.

4. Переоденьтесь в комфортную одежду

Чем меньше что-то жмёт, трёт, колет и стесняет движения, тем больше шансов сосредоточиться на главном. В данном случае — на домашнем задании.

5. Поставьте классическую музыку

Этот совет подходит не всем, но попробовать стоит. Некоторые исследования подтверждают Music during Lectures: Will Students Learn Better? , что классика способствует концентрации и усвоению информации.

Но не всякая классическая музыка одинаково полезна Studying for finals? Let classical music help . Например, симфонические концерты с их богатым звучанием и динамикой скорее отвлекут от первостепенной задачи. А вот фортепианные произведения Моцарта, Пуленка или Дебюсси могут стать отличным фоном для уроков. Также хороши струнные квартеты того же Моцарта, сюиты Баха для лютни и гитарная музыка.

Как правильно распределить время

1. Приступайте к домашнему заданию как можно раньше

Оптимально сделать всё сразу после занятий — пока из памяти ещё не выветрились полученные знания.

2. Расставьте задачи по значимости и срочности

Всегда найдётся задание, которое можно отложить на завтра. А если велик риск, что вы всё равно не успеете сделать весь объём сегодня, лучше уделить больше времени тому, что горит. Например, подготовке к завтрашнему тестированию.

3. Начните с самых сложных задач

Чем дольше сидишь над домашним заданием, тем ниже работоспособность и концентрация внимания. И это понятно: постепенно накапливается усталость. Есть смысл начинать со сложных заданий: на свежую голову их получится сделать быстрее. А затем перейти к чему-то попроще.

4. Делайте перерывы

Казалось бы, тут кроется противоречие: если нужно что-то сделать быстрее, зачем тратить время на перерывы? Но исследования уже не раз подтверждали Brief diversions vastly improve focus, researchers find , что после паузы повышается способность сфокусироваться и эффективность работы. А значит, и задачу можно решить в более короткие сроки.

На этом принципе строится одна из ключевых методик современного тайм-менеджмента — техника Pomodoro. Схема «25 минут усердно трудимся — 5 минут отдыхаем» подходит и для учебного процесса. Временные отрезки могут быть другими, но смысл остаётся прежним.

Как снять усталость

1. Подкрепите силы

После тяжёлого учебного дня нежелательно садиться за уроки на голодный желудок. Из-за недостатка энергии вы будете засыпать над книжкой и продираться сквозь задания со скоростью улитки. Лёгкий перекус и достаточное количество воды помогут восполнить запас сил и подпитают мозг.

2. Проветривайте комнату

Утомляемость может быть вызвана недостатком кислорода. Хорошо, если в комнате постоянно циркулирует свежий воздух. В холодное время открывайте окна хотя бы на 5 минут каждый час.

3. Чаще двигайтесь

Во время перерывов обязательно встаньте со стула, пройдитесь или сделайте пару упражнений, чтобы размяться и снять мышечное напряжение.

Как улучшить мотивацию

1. Не забывайте о пользе домашнего задания

Его выполнение — это не бесполезное и бесцельное времяпрепровождение. Домашнее задание нужно, чтобы закрепить знания, получить новую информацию, почувствовать себя более уверенно. Если напоминать себе о важности того, что вы делаете, процесс идёт живее.

При регулярном выполнении домашних заданий развивается множество полезных умений: от тайм-менеджмента до навыка самообразования и потребности постоянно учиться чему-то новому.

2. Радуйте себя во время пауз

Прочитайте, что вам пишут в мессенджере. Съешьте конфетку. Или послушайте любимый саундтрек. Постарайтесь получить от пятиминутного перерыва максимум удовольствия.

3. Не скупитесь на похвалу

Ребёнку — если вы родитель. Себе — если вы и есть ученик. Каждая решённая задача, написанное сочинение или выученный стих достойны хотя бы краткого, но искреннего восторга: «Молодец!»

4. Старайтесь обходиться без посторонней помощи

В случае трудностей всегда есть соблазн обратиться за подмогой к родителям или знакомым, более подкованным в предмете. Самостоятельная работа с непривычки может занять больше времени. Но постепенно приходит навык быстро находить нужную информацию и решения самостоятельно. А это, в свою очередь, подстёгивает самооценку.

5. Запланируйте что-то интересное

Подбодрите себя или ребёнка приятными планами на вечер. Как только закончите с уроками, можно наконец-то съесть мороженое, поиграть в компьютерную игру, сходить в гости. Список легко продолжить.

КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ С СДВГ СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ НА ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ

Наш автор Стас Иванов, папа, ребенку которого ставят диагноз СДВГ, перепробовал много советов в поисках средств, помогающих сыну сосредоточиться на выполнении домашнего задания. И кое-что нашел, и делится своим опытом.

Уроки, заданные на дом, отравляют жизнь всем детям, даже «ядерным» отличникам. После школы хочется прыгать, бегать и веселиться, а не пыхтеть над домашкой, высчитывая клеточки вниз и вправо для красоты выполненной работы. А представляете, каково это — приклеить себя к стулу, когда ноги, руки и голова так и просятся рвануть с места? Вот так примерно, а то и хуже чувствует себя ребенок с СДВГ (по-научному — с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, а по-родительски — просто ребенок-СуперДВиГатель).

Делать уроки с Михаськой та еще радость. Сидишь рядом и как Цербер гавкаешь: «пиши!», «решай!», «не отвлекайся!». Последняя команда самая сложная. Как не отвлекаться, если по улице проехала машина оранжевого цвета? Или услышал, как у соседей ложки зазвенели? Или если корешок какой-то старой книжки вдруг заинтересовал? А кот так вообще разлагатель дисциплины со своими игрушечными мышами. Всё мы делали — и стол переставляли подальше от окна, и кота выгоняли из комнаты. Да только это не помогало. Михаська чесался, пел, тянулся за линейками на другом конце квартиры. А что делал я? В очередной раз вычеркивал из своей записной книжки советы по усмирению СДВГ-шника над домашним заданием. Да, я ставил над своим сыном опыты в то время, как он делал домашку. Поможет ли лавандовое эфирное масло ему сосредоточиться? Снизит ли активность жевание жвачки? Поможет ли батут перед домашкой? Впрочем, кое-какие способы на Миху все-таки влияли хорошо.

Когда наши семейные знакомые узнают, что я сижу рядом с сыном во время домашки, они меня искренне не понимают. «Тебе что — делать нечего?», — как минимум говорят они. Делать-то мне как раз есть много чего, да вот только Михей без меня не справится. У детей с синдромом дефицита внимания нарушены сразу несколько компонентов исполнительной системы — мотивационная саморегуляция, вербальная рабочая память, ингибирование, чувство времени. Теперь простым языком. Если обычный ребенок понимает, что хорошо выполненная домашняя работа сегодня это хорошая оценка завтра, то на СДВГ-шника такая мотивация не действует. Он не будет заставлять себя делать домашку только потому, что завтра получит пятерку. Он живет текущим моментом, делает то, что его интересует именно сейчас. А кого, положа руку на сердце, искренне интересуют уроки? Да никого! Просто у того ребенка, который сам без понуканий делает уроки, эмоциональная и мотивационная саморегуляция работает хорошо, а у моего сына как у представителя клана СуперДВиГателей — не работает вообще. Так же ведет себя и вербальная рабочая память. Если другой ребенок мысленно может себя заставлять, командовать себе «надо переписать этот текст, переписал, ищу орфограммы, подчеркиваю, надо заточить карандаш и вернуться к урокам», то мой — не может. Он также не может силой мысли повлиять на свою катастрофическую отвлекаемость (это и есть ингибирование — способность блокировать отвлекающие побуждения). Функции вербальной рабочей памяти и возвращения ребенка в нужное русло деятельности выполняю я: «ты уже поднял ластик, не рисуй на нем, пиши упражнение дальше», «надо дописать ответ к задаче», «ты попил воды, возвращайся за стол». А если прибавить сюда потерю чувства времени и неумение планировать неинтересные дела даже в краткосрочной перспективе, то становится понятно, зачем я нужен Мишке рядом, пока он делает уроки.

Читать еще:  Пожарные щиты и их комплектация

Обычно это четко запланированный час . Причем контролируемый взрослыми, сам ребенок за уроки не сядет, надеяться бесполезно. У нас прижился час 16:00. После школы проходит достаточно времени, чтобы от нее отдохнуть, при хорошей погоде — активно набегаться по двору, полазать по турникетам, при плохой — разрешаем сыну прыгать, бегать, танцевать и даже неконструктивно орать дома (помогают шведская стенка, кольца, батут, спортивная игра на приставке, играя в которую нужно много двигаться). Это важно: энергия, которой переполнен сын, должна хотя бы частично уходить, ее надо сбрасывать. Физические упражнения помогают . Но, правда, ненадолго.

Пока сын бегает, прыгает и резвится под присмотром бабушки, другой сознательный взрослый готовит место для уроков: убирает все ненужное, все, что потенциально может отвлечь ребенка от уроков. Мы пробовали делать уроки на кухне, пытаясь одновременно готовить ужин. Не вышло. Михею было интереснее узнать, из чего состоит борщ, а не как он правильно пишется. Уроки он делает в бабушкиной комнате, в которой нет игрушек, подальше от окна и при включенном на телевизоре белом шуме . Удивлены? Сами не поверили, что это может помочь. Но когда один из специалистов сказал, что негромкий белый шум лучше стерильной тишины, потому что заглушает отвлекающие звуки с улицы, бубнящих соседей и шорохи кота в другой комнате, то решили попробовать. Да, стало немножечко лучше. Не сразу. Первые дни сам белый шум вызывал много вопросов, но потом интерес к нему Миша потерял и действительно стал меньше отвлекаться на проезжающие под окнами машины и разные звуки в доме, происхождение которых надо было выяснить сию секунду.

Зная, что Миша умеет находить повод отлучиться из-за стола в поисках какой-нибудь ручки или скрепки, мы завели огромный органайзер, в котором собраны все нужные канцелярские принадлежности, включая ножницы, блоки стикеров, бумаги для черновых записей, карандаши, линейки… Поводов отлучаться стало значительно меньше.

С гиперактивным ребенком не получится делать домашку, не спланировав ее заранее. Планирование тоже на ответственном взрослом . Если заданий слишком много, распланируйте их выполнение в несколько подходов, чтобы большой объем не вызывал панику и напрочь не блокировал желание хоть что-то сделать. Кстати, просто сказать ребенку, что надо решить две задачи, написать по русскому два упражнения и прочитать рассказ Носова, будет мало. Надо это визуализировать, надо расписать на листочке, что именно надо сделать, вплоть до мелочей, и листочек поместить перед глазами. Сделал дело — вычеркиваем. У нас работает такая штука: заламинированный лист картона, на котором все предметы графически обозначены блоками. В первом классе это 8 предметов (да, все, включая физкультуру), во втором — уже девять (добавляется английский язык). Проверяете дневники — печатный, электронный, уточняете в родительских чатах домашку (ага, опять вы) и прописываете тонким стираемым маркером, что именно надо сделать сегодня. Не знаю, почему, но Мише нравится стирать с такого планшета выполненное задание. Он сразу видит, сколько еще дел осталось. Раньше, когда мы только проговаривали объем домашки, он всячески сопротивлялся и саботировал, ему казалось, что уроков бесконечно много, «и вообще нечестно, это вы только что придумали».

Учебники в младшей школе сейчас довольно красочные, а это еще один фактор отвлекаемости! Мы часто прибегаем к помощи картонок с прорезанными окошками в них разного размера — поуже, пошире, чтобы подходили на ширину разных заданий в учебниках. Сын видит одно задание на развороте , которое сейчас надо сделать, и не отвлекается на рисунки на полях, на схемы к другим задачам… Да, мы на досуге с женой высчитывали средние значения и сделали целый комплект таких закрывашек, но так заморачиваться совсем необязательно. Попробуйте просто прикрывать ненужные части страниц листочками бумаги, большими стикерами, например.

К слову о стикерах. До ламинированного расписания у нас была своеобразная игра: я писал задания на разноцветных стикерах и приклеивал их на стену над письменным столом. Миша выполнял задание и приносил мне стикер, на котором оно было написано. Со временем я понял, что Михей предпочитает сначала делать задания на зеленых стикерах, а потом на желтых и розовых. На зеленые я стал писать самые трудные — у нас это математика. Но спустя пару недель мою хитрость разоблачили и в первую очередь пошли розовые стикеры с литературой.

Что нам еще помогает:

  • Оральная стимуляция. Он грызет карандаши, ручки, раньше грыз ногти, когда усиленно старался сосредоточиться на уроках. Одна знакомая в шутку посоветовала купить прорезыватель для зубов. Шутка шуткой, а мы взяли и купили. Нашли такое ожерелье с жевательными бусинами, и иногда оно действительно сильно выручает. Это удобно — просто повесить на шею. Жевачка вот не работает — из нее выдуваются пузыри, а это значит, что начинается установка рекорда на самый большой пузырь, и домашка откладывается.
  • Легкие закуски. Крекеры, кусочки яблок, орешки лежат в мисочке на столе, за которым делает домашку Миша. Они тоже заземляют его, как и жевательные бусы. И, кстати, не возникает неожиданных «что-то я проголодался», «пойду съем бутерброд сначала».

Что у нас НЕ сработало.

  • Совет делать домашние задания в обнимку с любимой игрушкой. Кому-то, наверное, и помогает, но не Мише. Миша просто начинал с ней играть.
  • Совет мазать мочки ушей лавандовым эфирным маслом — оно успокаивает. Может, и успокаивает. Но у Миши повышенная чувствительность к запахам, и он от этого реально страдает.

Пока справляемся так. Может, и вам с вашим гиперактивными детьми помогут наши советы. Но если резюмировать все до одного предложения: самое главное, что нужно СДВГ-шному ребенку для выполнения домашнего задания, — это внимательный и терпеливый взрослый рядом.

Как сконцентрироваться на домашнем задании?

Прокрастинация – это попытка не делать того, чего не хочется, но очень надо. Вариантов увиливать от важных дел много: плохая погода за окном, хочется десятую чашечку чая, надо срочно посмотреть интересную передачу или новости по телевизору, да и вообще просто подумать, как жить дальше. Для взрослых написано немало книг о том, как замотивировать себя на работу, найти вдохновение даже для скучных дел. А что слышит ребенок, которого ждет выполнение домашних заданий? “А ну бегом за уроки! Сколько можно повторять!” или разнообразные варианты коронных родительских фраз про важность обучения.

Так мы закрепляем в нем уверенность, что учеба – скучная обязаловка. Он, конечно, сядет за уроки, но сделает их на “лишь бы было”, или растянет это удовольствие до позднего вечера. А можно предложить ему эффективные методы, которые помогут справляться с важными делами вовремя.

Метод помидора

Его придумал в конце 1980-х итальянец Франческо Чирилло. Необходимо разбить свои дела на несколько задач, завести таймер на 25 минут (у автора метода таймер был в виде помидора – отсюда и название). В течение этого времени ни на что нельзя отвлекаться. После того как прозвенит звонок, сделать пятиминутный перерыв. Этот метод учит эффективно распоряжаться своим временем и концентрироваться на работе. Правила планирования дел в стиле помидора:

  • составить список дел на день,
  • завести будильник, таймер на 25 минут (важно именно услышать звонок),
  • в это время нельзя отвлекаться на другие дела и задачи,
  • после четырех таких помидоров делается перерыв на 15-30 минут,
  • если дело закончено, то в списке дел надо поставить галочку,
  • один помидор не делится. Если работа была прервана, то галочка не ставится, а помидор начинается сначала,
  • если задача очень большая, то стоит ее поделить на несколько помидоров.
Читать еще:  Баня из советских палаток

Серьезные дела – серьезная поза

Лучше всего уроки учатся, как и в школе, за столом. Тело ребенка уже привыкло, что сидя за партой, с ровной спиной, ему необходимо будет выполнять задания и думать головой. Поэтому и дома такая поза поможет скорее приступить к решению домашних заданий. С рабочего стола стоит убрать все отвлекающие предметы, выключить телевизор и телефон.

Блокнот, карандаш и галочки

Умение планировать свои дела – важный навык в современном мире, а у наших детей столько дел и обязанностей, что учиться этому надо уже с первого класса. Задача, записанная на бумаге, – уже вполне конкретная и осязаемая, а значит, у ребенка намного больше шансов ее выполнить. Когда в голове много мыслей, они очень быстро разлетаются, забываются, ребенку легче отвлечься на другие свои потребности. А вот список дел перед его глазами всегда будет возвращать его к реальности. Для этого можно завести красивый блокнот, пусть записывает дела, которые ему необходимо сделать за день. Например, можно воспользоваться упрощенной версией Bullet Journal, которую придумал веб-дизайнер Райдер Кэрролл:

  • на первой странице блокнота пронумеровать в столбик даты месяца и дни недели, можно отметить сразу важные события,
  • напротив ежемесячного календаря написать дела, которые необходимо сделать в текущем месяце,
  • дальше можно планировать дела на неделю и каждый день в виде маркированного списка,
  • отмечать выполненные дела галочками, если что-то не получилось, то задача переносится на следующий месяц/день/неделю или вычеркивается за ненадобностью.

Конечно, такая система больше подойдет для старшеклассников, а вот младшим школьникам можно предложить записывать дела на стикерах и приклеивать или в блокнот, или на доску. Например, задачи на зеленых стикерах – очень важны, и их надо сделать в первую очередь, на желтых – второстепенные и менее важные.

Сделал дело – получи конфетку

Ребенка необходимо поощрять за продуктивное использование своего времени и всячески поддерживать в его стараниях. Не забывайте, чтобы он отдыхал между своими занятиями, например, это могут быть физические упражнения, прогулка или кратковременный сон, в зависимости от того, чем он перед этим занимался.

Как научить ребенка концентрироваться: техники и приемы

Умение концентрироваться, т.е. сосредотачивать усилия на конкретной цели и выделять главное, поможет ребенку более качественно подготовить домашнее задание, продуктивно работать в классе, собраться перед выступлением, да и просто быть более успешным. В статье рассказывается о том, как научить ребенка концентрировать свое внимание.

Концентрация и сосредоточенность — это свойства внимания. Внимание — это психический процесс, который можно (и нужно!) развивать, и именно этому посвящена данная статья.

Бесполезно повторять ребенку «Сконцентрируйся!», если не объяснить ему, как это делается. Сконцентрироваться — означает «сосредоточиться в центре», и этот центр — его собственное тело, которое он может ощущать на физическом уровне. А для ребенка характерно разбрасываться (то есть отвлекаться), особенно если ему не интересно то, чем он занят. Он неосознанно ищет возможность развлечься.

Прежде всего объясните ребенку, что ему необходимы те знания, которые он получает в школе. Признайте, что многие вещи он со временем все равно забудет, как вы забыли многое из того, что учили в школе. Тем не менее, учеба в школе научила вас легко снова находить (или вспоминать) нужную вам информацию, а также узнавать новое. Домашние задания развивают любознательность и способность к обучению.

Вторая прелесть концентрации в том, чтобы довести домашнее задание до желаемого результата, выполнив работу качественно и в разумные сроки.

Чтобы приучить ребенка думать о том, что он делает, просите его задавать себе вопросы о том, что происходит с ним здесь и сейчас. Это очень простой прием позволит ему быстро вернуться в настоящее время. Всякий раз, когда он почувствует, что отвлекается или что растерялся, можно формулировать вопросы таким образом: где я. который час. что я должен сейчас делать. Задавая себе эти вопросы один за другим и постепенно возвращаясь к реальности, ребенок научится быстрее концентрироваться, когда ему это необходимо. Ответы на эти вопросы могут быть такими: где я? – у себя в комнате, за своим письменным столом; который час? — сейчас 19:30; что я должен сейчас делать? — я должен выучить эти словарные слова, а потом начать делать математику (или: я играю перед ужином, так что я могу делать что хочу до тех пор, пока мама не позовет меня).

Техники, которым вы можете обучить ребенка, чтобы мобилизовать концентрацию перед выполнением домашнего задания, можно также использовать в классе или перед контрольной.

Некоторые считают, что сконцентрироваться можно только в идеальных условиях (тишина, полутень, спокойное место). Это убеждение на самом деле неверно, так как вне этого идеального места будет очень сложно (вернее, практически невозможно) вновь мобилизовать внимание. Лучше приспосабливаться к реальным условиям, чтобы приобрести способность легко концентрироваться в любой ситуации. Пусть ребенок узнает, что умение сконцентрироваться в любой обстановке — это сила, которая придает уверенности.

Если ребенок испытывает беспокойство или его одолевают тревожные мысли, следует предварительно прибегнуть к техникам, которые позволяют успокоиться или к брюшному дыханию. И только после этого предложите ему следующие упражнения.

Техника: сосредоточиться на себе, чтобы сконцентрироваться

Продолжительность: 3 минуты
Порядок действий:

  • Попросите ребенка сесть удобнее, закрыть глаза. Пусть почувствует и назовет точки опоры своего тела на стуле. Перечисление нужно начинать с самой верхней точки и заканчивать самой нижней (от плеч до ступней).
  • Затем попросите его сконцентрироваться на несколько мгновений на макушке головы (в случае надобности положите на нее что-нибудь, например книгу).
  • Попросите его представить, что он рисует цветной круг в этом месте, и чтобы он удерживал этот круг несколько мгновений.
  • Пусть вернется к точкам опоры (перечисляя сверху вниз), затем к кругу, поменяв цвет, и т.д.

Советы:

  • Чтобы ребенок доставал ногами до пола, опустите сиденье стула ниже или поставьте ему под ноги что-нибудь, чтобы он мог ощущать точку опоры на уровне свода стопы, пальцами, пятками. Находясь в классе он может подвинуться на краешек стула, чтобы ноги коснулись пола.
  • Чтобы «почувствовать» зону макушки головы (которой уделяется большое внимание в практике йоги), положите на нее что-нибудь весомое (толстую книгу, например) и подержите несколько секунд. После этого останется легкое «ощущение присутствия»(биение, пульсация, ощущение давления или легкости).
  • Вариант в положении стоя: пусть ребенок положит себе на голову книгу так, чтобы она не падала. Приведите ему в пример африканских женщин, которые носят так тяжелые корзины, сохраняя идеальное равновесие.

Техника: экспресс-концентрация

Продолжительность: 1 минута
Порядок действий:

  • Попросите ребенка закрыть глаза в том положении, в котором он находится.
  • Приложите свой указательный палец к его лбу, где-то в сантиметре над бровями.
  • Скажите ребенку, чтобы он представил, что его лоб прозрачен, и попросите его заглянуть как бы через ваш палец внутрь своей головы (вы заметите, как его глаза под веками немного смещаются вверх). Он должен представить палец и зафиксировать эту картинку на несколько секунд.

Примечание: поднимая глаза вверх на 20 градусов, ребенок переводит свой мозг в «положение альфа», способствующее лучшей концентрации.

Об авторе: Мария Михайловна Сагайдачная, педагог-психолог СПб ГБПОУ «Академия танца Бориса Эйфмана»

Использованная литература: Е.Камаровская «Помогите, у ребенка стресс!», Изд-во «Питер», 2012 г.)

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Определить время

Прежде всего нужно определить время выполнения домашней работы, внести её в план дня. Для этого, как вы понимаете, план дня должен быть. Ребёнок должен точно знать, в какое время он делает домашнее задание. Например, с 17 до 19 часов с двумя-тремя перерывами по 5-10 минут. При выполнении домашней работы можно использовать таймер по помидору. План дня можно делать в Wunderlist.

При определении времени выполнения домашней работы нужно учитывать, что максимальная работоспособность человека приходится на период с 8 до 11 и с 17 до 19 часов. Также очень эффективным временем для учёбы является раннее утро: с 6 до 8 часов. В течение недели самая высокая работоспособность наблюдается во вторник и среду, самая низкая — в субботу.

На выполнение уроков нужно отводить от двух до четырёх часов в день. Меньше, чем за два часа едва ли удастся качественно осваивать программу. Если ребёнок сидит за учебниками больше четырёх часов, то, скорее всего, эффективность такой работы очень низкая.

Домашняя работа должна выполняться с радостью. Если ребёнок не любит учиться, то чёткое ограничение домашней работы по времени, может мотивировать. Ничто так не угнетает, как отсутствие предела, рубежа. Когда ребёнка заставляют сидеть над уроками до тех пор, пока они не будут выполнены, он может испытывать уныние и отчаяние, если он не уверен, что вообще сможет с ними справиться. Поэтому часто нужно тратить на домашнюю работу заранее отведённое время, а не определять это время исходя из объёма домашнего задания. Домашнее задание может быть бесконечным, а время резиновым быть не может.

Читать еще:  Как обеспечить участок водой делаем простую колонку

Рекомендую выполнять уроки, которые задали сегодня. Во-первых, их будет сделать проще, потому что сегодня учитель объяснял заданную тему. Во-вторых, значительно снизится уровень стресса, который испытывают ребята, выполняющие домашнюю работу на завтра. Если сдать работу нужно завтра, а я к ней приступаю только сегодня, то это порождает беспокойство: «Успею ли?!» Deadline — линия смерти, крайний срок. Высокоэффективные люди делают важную работу задолго до дедлайна. Неэффективные люди всё делают в последний момент.

Подготовить рабочее место

Перед выполнением уроков нужно приготовить стол: убрать всё лишнее, протереть пыль. Определить предметы, по которым будут готовиться уроки, и положить стопкой соответствующие учебники, тетради, карты. Когда видишь весь объём работы, она воспринимается легче. А ещё легче становится, когда эта стопка учебников убывает. Прогресс и движение заставляют радоваться.

Нужно отключить смартфон, чтобы сообщения и звонки не отвлекали от работы. Сосредоточенность и внимательность крайне важны. Человек, который отвлекается, работает в разы хуже человека, который полностью поглощён своим делом. Когда мы делаем работу максимально тщательно, мы делаем работу хорошо. Когда мы делаем работу хорошо, работа начинает нам нравиться, мы начинаем радоваться своей работе.

Правильно настроиться на работу

В жизни всё, в том числе домашнее задание, нужно делать с радостью. Всё нужно делать по своему собственному желанию. Нужно понимать, что твоя учёба нужна не учителю и родителям, а, в первую очередь, тебе самому. См. Прогулы школы: как мотивировать ребёнка.

Нужно полностью сосредоточиться на уроках. Важно не только убрать внешние отвлекающие факторы (смартфон), но и внутренние: посторонние мысли, переживания. Нужно сказать себе: «Здесь и сейчас я делаю уроки, а об остальном я подумаю завтра».

Сесть за уроки

Когда время определено, важно плана придерживаться. Даже если сильно не хочется и есть более привлекательные занятия — за уроки нужно просто сесть. Делу время — потехе час.

Здесь нужно помнить важнейший закон воли: волю нужно направлять на действия, а не мысли (сомнения). Как только мы начали действовать, волевые усилия с этого момента уже не нужны, — мы продолжаем действовать по инерции.

Очень важно садиться за уроки самому — без напоминания родителей. Очень неприятно, когда кто-то напоминает тебе о необходимости выполнить свою обязанность. Чтобы избегать таких конфликтных моментов, родители и дети должны согласовать время выполнения домашней работы. См. Как устанавливать правила для детей? Когда есть определённая договорённость, стороны должны её выполнять: дети вовремя садиться за уроки, а родители избегать напоминаний.

Начинать выполнение уроков нужно с самого трудного, то есть нелюбимого. Брайан Трейси называл это поеданием лягушек: это неприятное занятие, но самое важное, — в этом залог успеха.

Если ты не справился

Нередко бывает, что ученик не может справиться с домашним заданием и ему нужна помощь. Самое простое решение — InternetUrok.ru. На этом сайте более 4500 уроков: вся школьная программа! В видеоуроках высокопрофессиональные преподаватели максимально доступно объясняют тему. Если и после просмотра видеоурока, чтения конспекта, практики на тренажёрах и тестирования разобраться в теме не удаётся, то на этом сайте можно задать вопрос учителю и получить ответ в течение 15 минут. Если есть возможность, то можно обратиться за помощью к родителям, учителю или репетитору.

Как преодолеть скуку

Если задание очень скучное, то нужно придумать, как его сделать более интересным. Можно договориться с кем-нибудь из одноклассников о дружеском соревновании: кто получит больше пятёрок по предмету. Можно поставить себя на роль учителя и придумать, как бы ты этот скучный материал преподал интересно и ярко. Можно переложить материал в другую форму: рисунок, стих, песня, танец, музыка и др.

Американский учитель Рон Кларк предложил детям выучить всех 42 президентов США. Нет более скучного текста, чем список 42 имён и фамилий с годами правления. Чтобы изучение этого материала стало интересным и весёлым, он сочинил «президентский рэп». В этой песне фигурировали все президенты США, поэтому дети легко их запомнили, разучив песню.

Можно представить, что конспектирование учебника — это создание военного шифра, чтобы враг не смог понять его значение, а мы могли. Чем меньше в нём слов, тем лучше, но важное содержание материала не должно потеряться. Заодно научимся выделять ключевые слова в тексте.

Свои задания

Личностью, лидером является человек, который сам определяет свои цели, сам ставит себе задачи, сам расставляет приоритеты. Поэтому желательно после выполнения заданий, данных учителем, сделать урок, который ты сам себе задал. Это может быть и школьный предмет, который хочется подтянуть или изучить углубленно. Это может быть урок игры на музыкальном инструменте или любой другой вид искусств. Это может быть тренировка в спортивном зале или на стадионе. Это может быть чтение хорошей книги: «Учение с увлечением» Симона Соловейчика, «Я — Малала» Малалы Юсуфзай, «Тайм-менеджмент для школьника» Марианны Лукашенко. Изучите скорочтение. Это может быть любое дополнительное образование.

Как помочь ребенку сконцентрироваться на домашнем задании

Прокрастинация — это попытка не делать того, чего не хочется, но очень надо. Вариантов увиливать от важных дел много: плохая погода за окном, хочется десятую чашечку чая, надо срочно посмотреть интересную передачу или новости по телевизору, да и вообще просто подумать, как жить дальше.

Для взрослых написано немало книг о том, как замотивировать себя на работу, найти вдохновение даже для скучных дел. А что слышит ребенок, которого ждет выполнение домашних заданий? “А ну бегом за уроки! Сколько можно повторять!” или разнообразные варианты коронных родительских фраз про важность обучения, пишет ihappymama.ru.

Так мы закрепляем в нем уверенность, что учеба — скучная обязаловка. Он, конечно, сядет за уроки, но сделает их на “лишь бы было”, или растянет это удовольствие до позднего вечера. А можно предложить ему эффективные методы, которые помогут справляться с важными делами вовремя.

  • Нужно ли наказывать детей(4) 27.09.2016
  • «Я тут, сынок!» Трогательное письмо мамы школьника к 1 сентября(13) 01.09.2016

Метод помидора

Его придумал в конце 1980-х итальянец Франческо Чирилло. Необходимо разбить свои дела на несколько задач, завести таймер на 25 минут (у автора метода таймер был в виде помидора — отсюда и название). В течение этого времени ни на что нельзя отвлекаться. После того как прозвенит звонок, сделать пятиминутный перерыв. Этот метод учит эффективно распоряжаться своим временем и концентрироваться на работе. Правила планирования дел в стиле помидора:

составить список дел на день;
завести будильник, таймер на 25 минут (важно именно услышать звонок);
в это время нельзя отвлекаться на другие дела и задачи;
после четырех таких помидоров делается перерыв на 15-30 минут;
если дело закончено, то в списке дел надо поставить галочку;
один помидор не делится. Если работа была прервана, то галочка не ставится, а помидор начинается сначала;
если задача очень большая, то стоит ее поделить на несколько помидоров.

Серьезные дела — серьезная поза

Лучше всего уроки учатся, как и в школе, за столом. Тело ребенка уже привыкло, что сидя за партой, с ровной спиной, ему необходимо будет выполнять задания и думать головой. Поэтому и дома такая поза поможет скорее приступить к решению домашних заданий. С рабочего стола стоит убрать все отвлекающие предметы, выключить телевизор и телефон.

Блокнот, карандаш и галочки

Умение планировать свои дела — важный навык в современном мире, а у наших детей столько дел и обязанностей, что учиться этому надо уже с первого класса. Задача, записанная на бумаге, — уже вполне конкретная и осязаемая, а значит, у ребенка намного больше шансов ее выполнить. Когда в голове много мыслей, они очень быстро разлетаются, забываются, ребенку легче отвлечься на другие свои потребности. А вот список дел перед его глазами всегда будет возвращать его к реальности. Для этого можно завести красивый блокнот, пусть записывает дела, которые ему необходимо сделать за день. Например, можно воспользоваться упрощенной версией Bullet Journal, которую придумал веб-дизайнер Райдер Кэрролл:

на первой странице блокнота пронумеровать в столбик даты месяца и дни недели, можно отметить сразу важные события;
напротив ежемесячного календаря написать дела, которые необходимо сделать в текущем месяце;
дальше можно планировать дела на неделю и каждый день в виде маркированного списка;
отмечать выполненные дела галочками;
если что-то не получилось, то задача переносится на следующий месяц/день/неделю или вычеркивается за ненадобностью.

Конечно, такая система больше подойдет для старшеклассников, а вот младшим школьникам можно предложить записывать дела на стикерах и приклеивать или в блокнот, или на доску. Например, задачи на зеленых стикерах — очень важны, и их надо сделать в первую очередь, на желтых — второстепенные и менее важные.

Сделал дело — получи конфетку

Ребенка необходимо поощрять за продуктивное использование своего времени и всячески поддерживать в его стараниях. Не забывайте, чтобы он отдыхал между своими занятиями, например, это могут быть физические упражнения, прогулка или кратковременный сон, в зависимости от того, чем он перед этим занимался.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector