2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Изготовление рамок с помощью рубанков рожнова

Все о шторах. Дизайн, оформление, идеи

Изготовление рамок с помощью рубанков рожнова. Удивительные рубанки

Н. РОЖНОВ, майор запаса, инженер-строитель, столяр.

В редакцию пришел Мастер и прямо у нас на глазах несколькими плавными проходами рубанка превратил деревянную рейку в фигурную рамочку для картины. Поверхность ее не только не требовала дальнейшей обработки, она открывала естественную красоту внутренней структуры дерева. А потом Мастер — отставник военный, инженер Николай Иванович РОЖНОВ — показал, в чем секрет. Он заключается в конструкции инструментов семейства оригинальных рубанков с фигурными ножами. Впрочем, дальше пусть рассказывает сам автор изобретения.

Николай Иванович Рожнов в своей мастерской.

Профиль рабочей части рубанков — подошвы и ножей — позволяет получить готовое изделие всего за несколько проходов.

Такая стружка выходит только из-под ножа рубанка.

Берусь утверждать, что из сегодняшних мастеров, работающих с деревом, мало кто сможет перечислить большинство названий и назначение разных видов ручных рубанков: шерхебель, рубанок, фуганок, фальцгобель, зензубель, цинубель, шпунтгобель, грунтгобель, фигарей, медведка, уторник, горбач, калевка. А если учесть, что каждый из этих рубанков имеет свои подвиды, то задача усложняется еще больше.

Когда я задаю вопрос специалистам, работающим в этой области, почему они не строгают ручным инструментом, ответ таков: «А зачем, когда всю самую сложную обработку дерева можно выполнить на станках и электрическими рубанками, это намного быстрее и качественнее». Да, количество есть, а по поводу качества постараюсь доказать обратное.

Начнем по порядку.

Дерево — самый близкий к человеку живой природный материал. Сопровождает нас от рождения до смерти. Родился — в деревянную зыбку кладут, умер — в деревянном гробу хоронят. При жизни человека — кругом дерево: дом, постройки, мебель, дрова и т.д. Каждый день человек десятки раз упоминает дерево, порой даже не замечая этого. В слове «здравствуй», кстати, корень «драв» (от «древ»). И все мы родом вышли из деревни.

Старые мастера верили, что у дерева есть душа. Прежде чем снять стружку, они внимательно изучали «характер» деревянной заготовки: оно — дерево — как человек, не любит, когда против «шерсти». Увидеть, раскрыть душу (рисунок, текстуру) дерева можно только с помощью ручных рубанков. Чем тоньше стружка, тем полнее, богаче рисунок. Это называлось обработать, я бы даже сказал, огранить дерево на «красно», то есть на яркость, на «свет». За это мастера и получили звание «краснодеревщиков».

Присмотритесь к антикварной мебели: за прошедшие столетия она стала еще ярче, богаче, теплее рисунком, потому что тот краснодеревщик дал дереву вторую жизнь, раскрыл энергию света, накопленную деревом за десятки, сотни лет, пока оно росло, и этот процесс (принятия и отражения света) будет сохраняться, пока существуют объекты источников света. Сучки, задиры, раковины — все это, естественно, для изделия из дерева, как и для «яркого» человека, недостатки. Уберем их — получим хорошую форму без содержания.

Весь секрет в стружке. Стружка рубанка — тонкая яркая спираль. Спираль — это ведь тоже гармония природной формы. ДНК человека построена по спирали, растения по той же линии растут, и жизнь развивается по спирали.

Станки, даже самые совершенные по технологии, не делают той самой стружки, спирали. Они просто сдирают поверхностный слой. Последующая шлифовка наждачными шкурками устраняет следы (гребни) от ножей, но при этом еще более усугубляет положение, так как наводит «туман» на еще не яркую обработку. Получается, что станками дерево мы покорили, но служить по-настоящему заставить не смогли. В этом деле всему свое место: станки помогают на подготовительных этапах работы, дают нам хороший полуфабрикат, а вот окончательный штрих оставьте человеку с рубанком в руках.

Хотите работать с деревом, тогда потрудитесь, отдайте ему должное. Нераскрытая энергия — нереализованная энергия, и все изделия из дерева в этом случае мертворожденные.

Желаете со мной поспорить? Я готов. Учтите, свои рассуждения я подтверждаю конкретной практической работой, строгаю на «красно» рубанками с профильными ножами (калевками), которые:

Не требуют регулировки и наладки перед началом и в процессе работы;

При соблюдении правил эксплуатации заточка ножа практически не нужна;

Для рабочей части (подошвы) имеется съемный футляр, предохраняющий ножи.

На данный рубанок я получил патент на изобретение.

Свое слово о «красном» строгании я, как смог, сказал. Слово за вами, краснодеревщики, если вы еще есть.

Здравствуйте! Господа мастеровые, прежде чем вызвать японцев на соревнование — «их рубанки» и всех других стран, я перерыл с помошью главного информационного инструмента т.е. компьютера простым набором ключевых слов:
— рубанки японские американские немецкие и т.д.
— когда подавал заявку на патентование перерыл библиотеку в этом ведомстве и политехн. музее
-прошел все заведения использующие в своих делах калевки
Получается вас продвинутых в компьюторах и здесь я буду учить…
Прежде чем общаться с кем либо например с А. Кутузовым я также набираю newsky краснодеревщик и у меня есть видео об этом человеке
Скажите, как получить информацию о мастерах у которых нет имён… только на форуме, а это не полная, односторонняя информация
Повторяю, более 10 лет я тупо набираю: рубанки ручные калевки багет ручной обработки строгание ручными рубанками ….- тоньше стружка ярче рез строгание на красно …и дальше по теме СР заявленной не мной
«Соревнование» на форум не я вытащил, а раз появились мастеровые без имён подучить меня в:
-снятии профильной стружки
-изготовлении калевочных железок и дальнейщей их эксплуатации
То я готов посоревноваться и пополнять объявленный призовой фонд
Даю наводку…- тупо наберите во всех поисковиках РУБАНОК РОЖНОВА и людям увлеченных рубанками, рамками, информации будет предостаточно, чтобы потом не задавать вопросов уводящих от темы СР (повторяюсь много уже раз)
-«видео рубанок 21 века» наберите например в Яндексе и увидите уровень соревнования среди изобретателей России в 2007г. Организаторы данного телепроекта — на то время других рубанщиков не нашли.
Подать вам на блюдечке надерганную свою же информацию…
У меня сложилось мнение, что рубанки вам не нужны и строгать калевками вы не умеете…
Моя информация тем не менее зацепила нескольких мастеровых и они по другому уже смотрят на рубанки своих дедов
Господа, а своих детей, внуков вы как учите …?- наверное сразу к станкам, а там какое мастерство у станочника – там навыки нужны и пальцы береги
Вам же не ведомо, как приходилось вырывать из рук мальчишек эти самые рубанки, поскольку занятия закончились, а они не уходят… Закрыли Политехнический музей (вам и ОСЬ МИРА не нужна), сократили крошечные ставки по кружкам в школам – лишили детей радости общения с деревом, инструметом, сейчас пошли сплошные декупажи…
С уважением к мастеровым – которые из СССР (сделай сам себе рубанок и сделай сам себе рамку)
Н.Рожнов
Спасибо не надо — проголосуйте на ФИМИП если хотите, чтобы бурильщики на нас обратили внимание, ведь пол ОСИ у тех — кто с рубанками

Н. РОЖНОВ, майор запаса, инженер-строитель, столяр.

В редакцию пришел Мастер и прямо у нас на глазах несколькими плавными проходами рубанка превратил деревянную рейку в фигурную рамочку для картины. Поверхность ее не только не требовала дальнейшей обработки, она открывала естественную красоту внутренней структуры дерева. А потом Мастер — отставник военный, инженер Николай Иванович РОЖНОВ — показал, в чем секрет. Он заключается в конструкции инструментов семейства оригинальных рубанков с фигурными ножами. Впрочем, дальше пусть рассказывает сам автор изобретения.

Берусь утверждать, что из сегодняшних мастеров, работающих с деревом, мало кто сможет перечислить большинство названий и назначение разных видов ручных рубанков: шерхебель, рубанок, фуганок, фальцгобель, зензубель, цинубель, шпунтгобель, грунтгобель, фигарей, медведка, уторник, горбач, калевка. А если учесть, что каждый из этих рубанков имеет свои подвиды, то задача усложняется еще больше.

Когда я задаю вопрос специалистам, работающим в этой области, почему они не строгают ручным инструментом, ответ таков: «А зачем, когда всю самую сложную обработку дерева можно выполнить на станках и электрическими рубанками, это намного быстрее и качественнее». Да, количество есть, а по поводу качества постараюсь доказать обратное.

Начнем по порядку.

Дерево — самый близкий к человеку живой природный материал. Сопровождает нас от рождения до смерти. Родился — в деревянную зыбку кладут, умер — в деревянном гробу хоронят. При жизни человека — кругом дерево: дом, постройки, мебель, дрова и т.д. Каждый день человек десятки раз упоминает дерево, порой даже не замечая этого. В слове «здравствуй», кстати, корень «драв» (от «древ»). И все мы родом вышли из деревни.

Старые мастера верили, что у дерева есть душа. Прежде чем снять стружку, они внимательно изучали «характер» деревянной заготовки: оно — дерево — как человек, не любит, когда против «шерсти». Увидеть, раскрыть душу (рисунок, текстуру) дерева можно только с помощью ручных рубанков. Чем тоньше стружка, тем полнее, богаче рисунок. Это называлось обработать, я бы даже сказал, огранить дерево на «красно», то есть на яркость, на «свет». За это мастера и получили звание «краснодеревщиков».

Присмотритесь к антикварной мебели: за прошедшие столетия она стала еще ярче, богаче, теплее рисунком, потому что тот краснодеревщик дал дереву вторую жизнь, раскрыл энергию света, накопленную деревом за десятки, сотни лет, пока оно росло, и этот процесс (принятия и отражения света) будет сохраняться, пока существуют объекты источников света. Сучки, задиры, раковины — все это, естественно, для изделия из дерева, как и для «яркого» человека, недостатки. Уберем их — получим хорошую форму без содержания.

Весь секрет в стружке. Стружка рубанка — тонкая яркая спираль. Спираль — это ведь тоже гармония природной формы. ДНК человека построена по спирали, растения по той же линии растут, и жизнь развивается по спирали.

Станки, даже самые совершенные по технологии, не делают той самой стружки, спирали. Они просто сдирают поверхностный слой. Последующая шлифовка наждачными шкурками устраняет следы (гребни) от ножей, но при этом еще более усугубляет положение, так как наводит «туман» на еще не яркую обработку. Получается, что станками дерево мы ПОИМЕЛИ (покорили), но ОНО НАМ НЕ ОТДАЛОСЬ (служить по-настоящему заставить не смогли). В этом деле всему свое место: станки помогают на подготовительных этапах работы, дают нам хороший полуфабрикат, а вот окончательный штрих оставьте человеку с рубанком в руках.
ГОСПОДА, СПЕЦИАЛИСТЫ НЕ МОЖЕТЕ ПОВТОРИТЬ РАБОТУ СТАРЫХ МАСТЕРОВ — ТО ИМЕЙТЕ ДЕЛО С ИСКУССТВЕННЫМИ МАТЕРИАЛАМИ: ПЛАСТМАССАМИ ДСП МДФ,

Хотите работать с деревом, тогда потрудитесь, отдайте ему должное. Нераскрытая энергия — нереализованная энергия, и все изделия из дерева в этом случае мертворожденные.

Желаете со мной поспорить? Я готов. Учтите, свои рассуждения я подтверждаю конкретной практической работой, строгаю на «красно» рубанками с профильными ножами (калевками), которые:

Не требуют регулировки и наладки перед началом и в процессе работы;

При соблюдении правил эксплуатации заточка ножа практически не нужна;

Для рабочей части (подошвы) имеется съемный футляр, предохраняющий ножи.

На данный рубанок я получил патент на изобретение.

Свое слово о «красном» строгании я, как смог, сказал. Слово за вами, краснодеревщики, если вы еще есть.

Как свести концы с концами, или изготовление рамок с помощью рубанка Рожнова для профильного строгания

Николай Иванович Рожнов по образованию военный, долгое время работал в Одинцово, в «Спецстрое» при Минмонтажспецстрое, а столяркой занимается, по его словам, сколько себя помнит. Пару десятилетий назад он впервые задумался о том, как усовершенствовать под свои нужды издревле известный столярный инструмент — доступные в продаже ручные рубанки его не устраивали: и задиры дают, и при профильном строгании норовят уйти в сторону и испортить профиль багета. К тому же леток постоянно забивается стружкой, которую приходится удалять, что тоже отвлекает от работы.

Внимательно изучая настройки рубанка и процессы строгания и стружкообразования, мастер пришел к конструкции, имеющей некоторые незначительные первый взгляд, но оказавшиеся очень важными отличия:

1. В большинстве профильных рубанков нижний конец клина подходит довольно близко к режущей кромке, отчего рано или поздно стружка попадает под него, и в летке начинает расти стружечный ком. Укорачивание клина (1), чтобы от него до кромки было не менее 20 мм, устранило забивание летка стружкой, к тому же теперь клин из рубанка стало сподручнее выбивать другим клином, что и пословице соответствует, и более удобно в работе.

2. Обычно нож по ширине равен рабочей части и не выходит за боковой ограничитель. В этот уголок между ножом и ограничителем иногда попадает стружка, или он может стать причиной образования непростроганной узенькой полосочки, а она будет отламываться и портить грань готового багета. В рубанке Рожнова нож немного перекрывает (2) ограничитель, устраняя тем самым данную проблему.

3. У рубанка Рожнова режущая кромка не перпендикулярна оси инструмента, а наклонена, чтобы возникающая поперек направления подачи боковая составляющая силы резания прижимала упорный бортик рубанка к кромке заготовки. Благодаря этому исключено болтание рубанка поперек оси и повышено качество острожки.

4. Затыловка режущей кромки сходящейся геометрии уменьшает трение и повышает качество готовой поверхности.

5. В «обычных» рубанках мастера не устраивала также нечеткая посадка ножа. Сузив отверстие под клин и выполнив упорные плоскости под «плечики» ножа, Рожнову удалось устранить боковые люфты и добиться крайне простой настройки рубанка.

6. Известная рекомендация при хранении втягивать нож в рубанок, то есть сбивать настройку, нашла у мастера логичный выход — сделать футляр для инструмента с профильной нижней частью. Вроде бы, что может быть проще? Но ведь никто раньше не додумался…

7. Передняя часть колодки у рубанка Рожнова немного закруглена, несмотря на расхожие советы делать строго плоскую подошву. Однако такая доработка облегчает ход инструмента.

Все эти изменения конструкции рубанка, сами по себе небольшие, тем не менее послужили основанием для выдачи Николаю Ивановичу Рожнову 20 мая 2002 года патента номер 2182535 на «Рубанок для изготовления профильных изделий из древесины».

ИЗГОТОВЛЕНИЕ РУБАНКА РОЖНОВА
Сделать профильный рубанок Рожнова не так уж и сложно. Заготовками послужат отрезок бруска граба или бука и готовый нож из инструментальной стали (либо просто полоса закаленной стали).

Для разметки колодок рубанков Николай Иванович советует сделать шаблон (3) из оргстекла — так легче создавать рубанки под разные профили. В его мастерской более 40 рубанков с разным профилем. Если вы не планируете делать несколько рубанков, можно обойтись и разметкой угольником. Прямоугольный брусок длиной 250–270 мм, толщиной 30–40 мм и шириной 85–90 мм нужно острогать, а затем разметить положение клина и летка. Примерные пропорции видны на фото.

Дальше необходимо сделать из перового сверла шириной 35 мм треугольное сверло (4) для просверливания отверстия летка или прорезать леток стамесками, ручным лобзиком или ленточной пилой — у кого что есть. Вид сверла понятен из фото, ширина по верхнему краю 35 мм, по нижнему — 25 мм, длина рабочей части 35 мм. Канавки на гранях служат стружколомами и не совпадают на разных кромках. Их назначение — дробление стружки при сверлении, отчего процесс становится более плавным.

Следующий шаг — создать приспособление для крепления заготовки на столе сверлильного станка под углом 45 и 75 градусов (можно наклонить стол, а заготовку зажать в станочные тиски, привернутые к столу станка). Сверлим два 8-миллиметровых отверстия, дерево между ними выбираем стамесками — получаем отверстие под клин.

Сторону отверстия, к которой будет прилегать хвостовик ножа, обрабатываем стамеской для получения нужного угла наклона, примерно 10–15 градусов. Изготавливаем из обрезка дерева зажимной клин. Пропиливаем тонкой ножовкой щель летка, чтобы она была на продолжении задней плоскости отверстия под клин.

Теперь наступает самая сложная часть процесса. Необходимо сделать из металла или пластика шаблон будущего профиля, а затем стамесками, напильниками, циркуляркой и фальцгобелем с дополнительными ограничителями придать подошве рубанка нужный профиль. Это долгие и кропотливые процедуры.

Читать еще:  Сроки открытия осенней охоты

Дальше ставим заготовку ножа в рубанок и, глядя вдоль подошвы, очерчиваем на металле контур режущей кромки. На чем и как делать профильный нож, останавливаться не будем — это отдельная проблема, широко описанная в литературе по столярке.

Самое главное — при заточке не допустить перегрева и отпуска ножа. Лучше проверять температуру на ощупь пальцем, охлаждая нож в воде.

Остается собрать рубанок (6), вставив нож в отверстие и заклинив его.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ РАМЫ ДЛЯ КАРТИНЫ ИЛИ ФОТОГРАФИИ
Остроганную рейку отпиливаем в размер по длине, исходя из длины сторон плюс 200 мм на отпиливание углов (для рейки шириной около 20 мм). Для рамки 10х15 см это 700 мм.

Приспособление для профильного строгания весьма простое — широкая и прочная доска. На ее дальнем от работающего (слева для правши) конце забит стальной упор с остриями, в который упирается заготовка. Слева от продольной оси (на дальней от столяра стороне) к доске прикреплена рейка, служащая боковым упором. Положив заготовку вдоль рейки и уперев ее в упор, у правого торца заготовки в доску закручиваем шуруп — он своей шляпкой будет подпирать заготовку.

Теперь можно строгать. Вылет ножа ставим поменьше, показателем правильной настройки рубанка служит завивающаяся в спираль тонкая стружка (7), вылетающая из летка при строгании. Узким, острым и с малым вылетом ножом метровую рейку острагиваем примерно за минуту (8). Открепив рейку, поворачиваем ее вокруг оси на 90 градусов, закрепляем опять и фальцгобелем выбираем четверть (потом в нее с обратной стороны будет вставлено стекло, фотография и подложка). После прострожки у вас в руках оказывается собственно багет — профильная заготовка для любых рам.

Готовый багет надо распилить под 45 градусов, положив его в стусло и работая тонкой ножовкой с широким полотном и мелкими зубьями. Длина отрезков считается по дну четверти, чтобы в рамку уместилось стекло или холст желаемой величины.

Кстати, по мнению мастера, пословица «свести концы с концами» очень точно характеризует процесс изготовления рамок: малейшее отклонение при распиле от угла 45 градусов — и рамку не собрать. Но если углы распила точно равны 45 градусам, а пропилы сделаны хорошей мелкозубой ножовкой, то сборка становится простой и быстрой.

Сначала следует просверлить в коротких отрезках отверстия диаметром около 3 мм (зависит от имеющихся у вас шурупов) под углом 45 градусов, смазать срезы клеем и свернуть шурупами, которые выступят в качестве сжима для клеевого шва. Скрепив три стороны, нужно приложить к ним четвертую и убедиться, что концы свелись с концами — рамка получилась прямоугольная, без зазоров. Осталось привинтить четвертую сторону рамки. Когда клей высохнет, шурупы вывинчиваем.

Дальше можно раззенковать отверстия под шляпки, вкрутить шурупы обратно и заполнить углубления смесью клея с опилками или просверлить отверстие и вклеить деревянные шканты.

После высыхания клея обычным рубанком с плоскойподошвой выравниваем внешние стороны и заднюю плоскость рамки, пропитываем рамку олифой или другой натуральной пропиткой, чтобы раскрыть красоту дерева и защитить его от перепадов влажности. Всё, рамка готова!

ПРИМЕЧАНИЕ. На одной из деревообрабатывающих выставок Николай Иванович подошел к итальянцам, представлявшим багеты, полученные фрезерованием. Они были очень удивлены, узнав, что багет можно сделать ручным профильным рубанком, — оказалось, что таких мастеров у них в Италии нет. Все промышленные багеты получают фрезерованием, и даже самые лучшие багетные мастерские не имеют строганого багета. А вы теперь умеете его делать!

СУЖДЕНИЯ НИКОЛАЯ ИВАНОВИЧА О РАБОТЕ РУЧНЫМ ИНСТРУМЕНТОМ
Любопытны суждения Николая Ивановича о работе ручным инструментом. Он, например, считает, что термин «краснодеревщик» произошел от обработки древа «на красно», то есть «на красиво». На красиво — значит на ярко. На ярко — значит на свет. На свет — значит на жизнь. Ни в одном словаре такого определения нет, но всякий талантливый человек имеет право на собственное суждение о своем труде.

Этот термин вряд ли может происходить от работы с красным деревом — ведь его на Русь стали привозить только после Петра Первого. Скорее всего, речь действительно идет о слове «красный» в значении «красивый». То есть краснодеревщик раскрывает красоту структуры дерева, работая ручным инструментом, снимающим тончайшую стружку. Это так и есть — как выяснилось при фотосъемке, остроганное дерево значительно сильнее отражает свет фотовспышек. Да и просто вынесенное на солнце, оно переливается мельчайшими искорками, которые редко когда можно увидеть на шлифованной поверхности. Отсюда и рекомендация пропитывать дерево натуральной олифой, без применения синтетических лаков.

Интересно, что в Японии столяры считают, что чем тоньше стружка, снимаемая при чистовой обработке, тем совершеннее работа. Древним японцам, приверженцам синтоизма, это было понятно на интуитивном уровне. Ну а с точки зрения современной теории резания это объясняется тем, что чем тоньше съем стружки, выше острота резца и ниже усилие резания, тем меньшие напряжения создаются в поверхностном слое материала и тем меньше изменяется его структура. А выяснилось это так.

В 2005 году на одной из выставок японцы заинтересовались идеями Рожнова. Приехали корреспонденты из общества «Япония — Россия» и поместили в японскую газету рассуждения Николая Ивановича о том, что снятие самой тонкой стружки происходит не при плоскостной, а при профильной обработке. Это был фактически вызов японским мастерам. Прошло уже более трех лет, но от японских столяров вестей нет. Выходит, что Николай Иванович убедил в своей правоте японцев, признанных мастеров столярного искусства.

Но это в Японии. У нас же Рожнов как-то на выставке разговорился с преподавателем из Лесотехнического института, с факультета обработки дерева. И выяснилось, что там не преподают учащимся работу ручным инструментом, а багеты фрезеруют на станке профильными фрезами. Парадокс, но сделанные вручную прекрасные резные работы учащиеся выставляют в рамах из фрезерованного станком профиля…

Конечно, Николай Иванович далек от того, чтобы пропагандировать полный отказ от фрезерования погонажа. Его главный посыл в другом: кроме изделий машинного производства, современный мир должны украшать произведения ручной работы.

С Николаем Ивановичем Рожновым беседовал Алексей Алесковский.

вать настройку, нашла у мастера логичный выход — сделать футляр для инструмента с профильной нижней частью. Вроде бы, что может быть проще? Но ведь никто раньше не додумался.

7. Передняя часть колодки у рубанка Рожнова немного закруглена, несмотря на расхожие советы делать строго плоскую подошву. Однако такая доработка облегчает ход инструмента.

Все эти изменения конструкции рубанка, сами по себе небольшие, тем не менее послужили основанием для выдачи Николаю Ивановичу Рожнову 20 мая 2002 года патента номер 2182535 на «Рубанок для изготовления профильных изделий из древесины».

Изготовление рубанка

Сделать профильный рубанок Рожнова не так уж и сложно. Заготовками послужат отрезок бруска граба или бука и готовый нож из инструментальной стали (либо просто полоса закаленной стали).

Для разметки колодок рубанков Николай Иванович советует сделать шаблон (3) из оргстекла — так легче создавать рубанки под разные профили. В его мастерской более 40 рубанков с разным профилем. Если вы не планируете делать несколько рубанков, можно обойтись и разметкой угольником. Прямоугольный брусок длиной 250- 270 мм, толщиной 30-40 мм и шириной 85-90 мм нужно острогать, а затем разметить положение клина и летка. Примерные пропорции видны на фото.

Дальше необходимо сделать из перового сверла шириной 35 мм треугольное сверло для просверливания отверстия летка или прорезать леток стамесками, ручным лобзиком или ленточной пилой — у кого что есть. Вид сверла понятен из фото, ширина по верхнему краю 35 мм, по нижнему — 25 мм, длина рабочей части 35 мм. Канавки на гранях служат стружколомами и не совпадают на разных кромках. Их назначение — дробление стружки при сверлении, отчего процесс становится более плавным.

Следующий шаг — создать приспособление для крепления заготовки на столе сверлильного станка под углом 45 и 75° (можно наклонить стол, а заготовку зажать в станочные тиски, привернутые к столу станка). Сверлим два 8-миллиметровых отверстия, дерево между ними выбираем стамесками — получаем отверстие под клин.

Сторону отверстия, к которой будет прилегать хвостовик ножа, обрабатываем стамеской для получения нужного угла наклона, примерно 10-15°. Изготавливаем из обрезка дерева зажимной клин. Пропиливаем тонкой ножовкой щель летка, чтобы она была на продолжении задней плоскости отверстия под клин.

Теперь наступает самая сложная часть процесса. Необходимо сделать из металла или пластика шаблон будущего профиля, а затем стамесками, напильниками, циркуляркой и фальцгобелем с дополнительными ограничителями придать подошве рубанка нужный профиль. Это долгие и кропотливые процедуры.

Дальше ставим заготовку ножа в рубанок и, глядя вдоль подошвы, очерчиваем на металле контур режущей кромки. На чем и как делать профильный нож, останавливаться не будем — это отдельная проблема, широко описанная в литературе по столярке.

Самое главное — при заточке не допустить перегрева и отпуска ножа. Лучше проверять температуру на ощупь пальцем, охлаждая нож в воде.

Николай Иванович и тут придумал приспособление — на электроточило установил лист фанеры, чтобы он подходил к диску под нужным углом. На вал точила вместо точильного камня установил (при помощи переходных втулок) диск от УШМ для резки металла (5). Скорость вращения точила более чем вдвое меньше, чем рекомендованная для диска, поэтому нагрев заготовки незначительный, сталь не отпускается, искр практически нет. Прижимая заготовку ножа к фанерному подручнику, не так уж сложно изготовить профильный нож под профиль подошвы рубанка или по шаблону.

Н. РОЖНОВ, майор запаса, инженер-строитель, столяр.

В редакцию пришел Мастер и прямо у нас на глазах несколькими плавными проходами рубанка превратил деревянную рейку в фигурную рамочку для картины. Поверхность ее не только не требовала дальнейшей обработки, она открывала естественную красоту внутренней структуры дерева. А потом Мастер — отставник военный, инженер Николай Иванович РОЖНОВ — показал, в чем секрет. Он заключается в конструкции инструментов семейства оригинальных рубанков с фигурными ножами. Впрочем, дальше пусть рассказывает сам автор изобретения.

Берусь утверждать, что из сегодняшних мастеров, работающих с деревом, мало кто сможет перечислить большинство названий и назначение разных видов ручных рубанков: шерхебель, рубанок, фуганок, фальцгобель, зензубель, цинубель, шпунтгобель, грунтгобель, фигарей, медведка, уторник, горбач, калевка. А если учесть, что каждый из этих рубанков имеет свои подвиды, то задача усложняется еще больше.

Когда я задаю вопрос специалистам, работающим в этой области, почему они не строгают ручным инструментом, ответ таков: «А зачем, когда всю самую сложную обработку дерева можно выполнить на станках и электрическими рубанками, это намного быстрее и качественнее». Да, количество есть, а по поводу качества постараюсь доказать обратное.

Начнем по порядку.

Дерево — самый близкий к человеку живой природный материал. Сопровождает нас от рождения до смерти. Родился — в деревянную зыбку кладут, умер — в деревянном гробу хоронят. При жизни человека — кругом дерево: дом, постройки, мебель, дрова и т.д. Каждый день человек десятки раз упоминает дерево, порой даже не замечая этого. В слове «здравствуй», кстати, корень «драв» (от «древ»). И все мы родом вышли из деревни.

Старые мастера верили, что у дерева есть душа. Прежде чем снять стружку, они внимательно изучали «характер» деревянной заготовки: оно — дерево — как человек, не любит, когда против «шерсти». Увидеть, раскрыть душу (рисунок, текстуру) дерева можно только с помощью ручных рубанков. Чем тоньше стружка, тем полнее, богаче рисунок. Это называлось обработать, я бы даже сказал, огранить дерево на «красно», то есть на яркость, на «свет». За это мастера и получили звание «краснодеревщиков».

Присмотритесь к антикварной мебели: за прошедшие столетия она стала еще ярче, богаче, теплее рисунком, потому что тот краснодеревщик дал дереву вторую жизнь, раскрыл энергию света, накопленную деревом за десятки, сотни лет, пока оно росло, и этот процесс (принятия и отражения света) будет сохраняться, пока существуют объекты источников света. Сучки, задиры, раковины — все это, естественно, для изделия из дерева, как и для «яркого» человека, недостатки. Уберем их — получим хорошую форму без содержания.

Весь секрет в стружке. Стружка рубанка — тонкая яркая спираль. Спираль — это ведь тоже гармония природной формы. ДНК человека построена по спирали, растения по той же линии растут, и жизнь развивается по спирали.

Станки, даже самые совершенные по технологии, не делают той самой стружки, спирали. Они просто сдирают поверхностный слой. Последующая шлифовка наждачными шкурками устраняет следы (гребни) от ножей, но при этом еще более усугубляет положение, так как наводит «туман» на еще не яркую обработку. Получается, что станками дерево мы ПОИМЕЛИ (покорили), но ОНО НАМ НЕ ОТДАЛОСЬ (служить по-настоящему заставить не смогли). В этом деле всему свое место: станки помогают на подготовительных этапах работы, дают нам хороший полуфабрикат, а вот окончательный штрих оставьте человеку с рубанком в руках.
ГОСПОДА, СПЕЦИАЛИСТЫ НЕ МОЖЕТЕ ПОВТОРИТЬ РАБОТУ СТАРЫХ МАСТЕРОВ — ТО ИМЕЙТЕ ДЕЛО С ИСКУССТВЕННЫМИ МАТЕРИАЛАМИ: ПЛАСТМАССАМИ ДСП МДФ,

Хотите работать с деревом, тогда потрудитесь, отдайте ему должное. Нераскрытая энергия — нереализованная энергия, и все изделия из дерева в этом случае мертворожденные.

Желаете со мной поспорить? Я готов. Учтите, свои рассуждения я подтверждаю конкретной практической работой, строгаю на «красно» рубанками с профильными ножами (калевками), которые:

Не требуют регулировки и наладки перед началом и в процессе работы;

При соблюдении правил эксплуатации заточка ножа практически не нужна;

Для рабочей части (подошвы) имеется съемный футляр, предохраняющий ножи.

На данный рубанок я получил патент на изобретение.

Свое слово о «красном» строгании я, как смог, сказал. Слово за вами, краснодеревщики, если вы еще есть.

Н. РОЖНОВ, майор запаса, инженер-строитель, столяр.

В редакцию пришел Мастер и прямо у нас на глазах несколькими плавными проходами рубанка превратил деревянную рейку в фигурную рамочку для картины. Поверхность ее не только не требовала дальнейшей обработки, она открывала естественную красоту внутренней структуры дерева. А потом Мастер — отставник военный, инженер Николай Иванович РОЖНОВ — показал, в чем секрет. Он заключается в конструкции инструментов семейства оригинальных рубанков с фигурными ножами. Впрочем, дальше пусть рассказывает сам автор изобретения.

Николай Иванович Рожнов в своей мастерской.

Профиль рабочей части рубанков — подошвы и ножей — позволяет получить готовое изделие всего за несколько проходов.

Такая стружка выходит только из-под ножа рубанка.

Берусь утверждать, что из сегодняшних мастеров, работающих с деревом, мало кто сможет перечислить большинство названий и назначение разных видов ручных рубанков: шерхебель, рубанок, фуганок, фальцгобель, зензубель, цинубель, шпунтгобель, грунтгобель, фигарей, медведка, уторник, горбач, калевка. А если учесть, что каждый из этих рубанков имеет свои подвиды, то задача усложняется еще больше.

Когда я задаю вопрос специалистам, работающим в этой области, почему они не строгают ручным инструментом, ответ таков: «А зачем, когда всю самую сложную обработку дерева можно выполнить на станках и электрическими рубанками, это намного быстрее и качественнее». Да, количество есть, а по поводу качества постараюсь доказать обратное.

Начнем по порядку.

Дерево — самый близкий к человеку живой природный материал. Сопровождает нас от рождения до смерти. Родился — в деревянную зыбку кладут, умер — в деревянном гробу хоронят. При жизни человека — кругом дерево: дом, постройки, мебель, дрова и т.д. Каждый день человек десятки раз упоминает дерево, порой даже не замечая этого. В слове «здравствуй», кстати, корень «драв» (от «древ»). И все мы родом вышли из деревни.

Старые мастера верили, что у дерева есть душа. Прежде чем снять стружку, они внимательно изучали «характер» деревянной заготовки: оно — дерево — как человек, не любит, когда против «шерсти». Увидеть, раскрыть душу (рисунок, текстуру) дерева можно только с помощью ручных рубанков. Чем тоньше стружка, тем полнее, богаче рисунок. Это называлось обработать, я бы даже сказал, огранить дерево на «красно», то есть на яркость, на «свет». За это мастера и получили звание «краснодеревщиков».

Читать еще:  Советы по подкормке рассады

Присмотритесь к антикварной мебели: за прошедшие столетия она стала еще ярче, богаче, теплее рисунком, потому что тот краснодеревщик дал дереву вторую жизнь, раскрыл энергию света, накопленную деревом за десятки, сотни лет, пока оно росло, и этот процесс (принятия и отражения света) будет сохраняться, пока существуют объекты источников света. Сучки, задиры, раковины — все это, естественно, для изделия из дерева, как и для «яркого» человека, недостатки. Уберем их — получим хорошую форму без содержания.

Весь секрет в стружке. Стружка рубанка — тонкая яркая спираль. Спираль — это ведь тоже гармония природной формы. ДНК человека построена по спирали, растения по той же линии растут, и жизнь развивается по спирали.

Станки, даже самые совершенные по технологии, не делают той самой стружки, спирали. Они просто сдирают поверхностный слой. Последующая шлифовка наждачными шкурками устраняет следы (гребни) от ножей, но при этом еще более усугубляет положение, так как наводит «туман» на еще не яркую обработку. Получается, что станками дерево мы покорили, но служить по-настоящему заставить не смогли. В этом деле всему свое место: станки помогают на подготовительных этапах работы, дают нам хороший полуфабрикат, а вот окончательный штрих оставьте человеку с рубанком в руках.

Хотите работать с деревом, тогда потрудитесь, отдайте ему должное. Нераскрытая энергия — нереализованная энергия, и все изделия из дерева в этом случае мертворожденные.

Желаете со мной поспорить? Я готов. Учтите, свои рассуждения я подтверждаю конкретной практической работой, строгаю на «красно» рубанками с профильными ножами (калевками), которые:

Не требуют регулировки и наладки перед началом и в процессе работы;

При соблюдении правил эксплуатации заточка ножа практически не нужна;

Для рабочей части (подошвы) имеется съемный футляр, предохраняющий ножи.

На данный рубанок я получил патент на изобретение.

Свое слово о «красном» строгании я, как смог, сказал. Слово за вами, краснодеревщики, если вы еще есть.

Изготовление рамок с помощью рубанков рожнова. Супер-рубанки это интересно. Мой рубанок превосходит станки

Н. РОЖНОВ, майор запаса, инженер-строитель, столяр.

В редакцию пришел Мастер и прямо у нас на глазах несколькими плавными проходами рубанка превратил деревянную рейку в фигурную рамочку для картины. Поверхность ее не только не требовала дальнейшей обработки, она открывала естественную красоту внутренней структуры дерева. А потом Мастер — отставник военный, инженер Николай Иванович РОЖНОВ — показал, в чем секрет. Он заключается в конструкции инструментов семейства оригинальных рубанков с фигурными ножами. Впрочем, дальше пусть рассказывает сам автор изобретения.

Берусь утверждать, что из сегодняшних мастеров, работающих с деревом, мало кто сможет перечислить большинство названий и назначение разных видов ручных рубанков: шерхебель, рубанок, фуганок, фальцгобель, зензубель, цинубель, шпунтгобель, грунтгобель, фигарей, медведка, уторник, горбач, калевка. А если учесть, что каждый из этих рубанков имеет свои подвиды, то задача усложняется еще больше.

Когда я задаю вопрос специалистам, работающим в этой области, почему они не строгают ручным инструментом, ответ таков: «А зачем, когда всю самую сложную обработку дерева можно выполнить на станках и электрическими рубанками, это намного быстрее и качественнее». Да, количество есть, а по поводу качества постараюсь доказать обратное.

Начнем по порядку.

Дерево — самый близкий к человеку живой природный материал. Сопровождает нас от рождения до смерти. Родился — в деревянную зыбку кладут, умер — в деревянном гробу хоронят. При жизни человека — кругом дерево: дом, постройки, мебель, дрова и т.д. Каждый день человек десятки раз упоминает дерево, порой даже не замечая этого. В слове «здравствуй», кстати, корень «драв» (от «древ»). И все мы родом вышли из деревни.

Старые мастера верили, что у дерева есть душа. Прежде чем снять стружку, они внимательно изучали «характер» деревянной заготовки: оно — дерево — как человек, не любит, когда против «шерсти». Увидеть, раскрыть душу (рисунок, текстуру) дерева можно только с помощью ручных рубанков. Чем тоньше стружка, тем полнее, богаче рисунок. Это называлось обработать, я бы даже сказал, огранить дерево на «красно», то есть на яркость, на «свет». За это мастера и получили звание «краснодеревщиков».

Присмотритесь к антикварной мебели: за прошедшие столетия она стала еще ярче, богаче, теплее рисунком, потому что тот краснодеревщик дал дереву вторую жизнь, раскрыл энергию света, накопленную деревом за десятки, сотни лет, пока оно росло, и этот процесс (принятия и отражения света) будет сохраняться, пока существуют объекты источников света. Сучки, задиры, раковины — все это, естественно, для изделия из дерева, как и для «яркого» человека, недостатки. Уберем их — получим хорошую форму без содержания.

Весь секрет в стружке. Стружка рубанка — тонкая яркая спираль. Спираль — это ведь тоже гармония природной формы. ДНК человека построена по спирали, растения по той же линии растут, и жизнь развивается по спирали.

Станки, даже самые совершенные по технологии, не делают той самой стружки, спирали. Они просто сдирают поверхностный слой. Последующая шлифовка наждачными шкурками устраняет следы (гребни) от ножей, но при этом еще более усугубляет положение, так как наводит «туман» на еще не яркую обработку. Получается, что станками дерево мы ПОИМЕЛИ (покорили), но ОНО НАМ НЕ ОТДАЛОСЬ (служить по-настоящему заставить не смогли). В этом деле всему свое место: станки помогают на подготовительных этапах работы, дают нам хороший полуфабрикат, а вот окончательный штрих оставьте человеку с рубанком в руках.
ГОСПОДА, СПЕЦИАЛИСТЫ НЕ МОЖЕТЕ ПОВТОРИТЬ РАБОТУ СТАРЫХ МАСТЕРОВ — ТО ИМЕЙТЕ ДЕЛО С ИСКУССТВЕННЫМИ МАТЕРИАЛАМИ: ПЛАСТМАССАМИ ДСП МДФ,

Хотите работать с деревом, тогда потрудитесь, отдайте ему должное. Нераскрытая энергия — нереализованная энергия, и все изделия из дерева в этом случае мертворожденные.

Желаете со мной поспорить? Я готов. Учтите, свои рассуждения я подтверждаю конкретной практической работой, строгаю на «красно» рубанками с профильными ножами (калевками), которые:

Не требуют регулировки и наладки перед началом и в процессе работы;

При соблюдении правил эксплуатации заточка ножа практически не нужна;

Для рабочей части (подошвы) имеется съемный футляр, предохраняющий ножи.

На данный рубанок я получил патент на изобретение.

Свое слово о «красном» строгании я, как смог, сказал. Слово за вами, краснодеревщики, если вы еще есть.

вать настройку, нашла у мастера логичный выход — сделать футляр для инструмента с профильной нижней частью. Вроде бы, что может быть проще? Но ведь никто раньше не додумался.

7. Передняя часть колодки у рубанка Рожнова немного закруглена, несмотря на расхожие советы делать строго плоскую подошву. Однако такая доработка облегчает ход инструмента.

Все эти изменения конструкции рубанка, сами по себе небольшие, тем не менее послужили основанием для выдачи Николаю Ивановичу Рожнову 20 мая 2002 года патента номер 2182535 на «Рубанок для изготовления профильных изделий из древесины».

Изготовление рубанка

Сделать профильный рубанок Рожнова не так уж и сложно. Заготовками послужат отрезок бруска граба или бука и готовый нож из инструментальной стали (либо просто полоса закаленной стали).

Для разметки колодок рубанков Николай Иванович советует сделать шаблон (3) из оргстекла — так легче создавать рубанки под разные профили. В его мастерской более 40 рубанков с разным профилем. Если вы не планируете делать несколько рубанков, можно обойтись и разметкой угольником. Прямоугольный брусок длиной 250- 270 мм, толщиной 30-40 мм и шириной 85-90 мм нужно острогать, а затем разметить положение клина и летка. Примерные пропорции видны на фото.

Дальше необходимо сделать из перового сверла шириной 35 мм треугольное сверло для просверливания отверстия летка или прорезать леток стамесками, ручным лобзиком или ленточной пилой — у кого что есть. Вид сверла понятен из фото, ширина по верхнему краю 35 мм, по нижнему — 25 мм, длина рабочей части 35 мм. Канавки на гранях служат стружколомами и не совпадают на разных кромках. Их назначение — дробление стружки при сверлении, отчего процесс становится более плавным.

Следующий шаг — создать приспособление для крепления заготовки на столе сверлильного станка под углом 45 и 75° (можно наклонить стол, а заготовку зажать в станочные тиски, привернутые к столу станка). Сверлим два 8-миллиметровых отверстия, дерево между ними выбираем стамесками — получаем отверстие под клин.

Сторону отверстия, к которой будет прилегать хвостовик ножа, обрабатываем стамеской для получения нужного угла наклона, примерно 10-15°. Изготавливаем из обрезка дерева зажимной клин. Пропиливаем тонкой ножовкой щель летка, чтобы она была на продолжении задней плоскости отверстия под клин.

Теперь наступает самая сложная часть процесса. Необходимо сделать из металла или пластика шаблон будущего профиля, а затем стамесками, напильниками, циркуляркой и фальцгобелем с дополнительными ограничителями придать подошве рубанка нужный профиль. Это долгие и кропотливые процедуры.

Дальше ставим заготовку ножа в рубанок и, глядя вдоль подошвы, очерчиваем на металле контур режущей кромки. На чем и как делать профильный нож, останавливаться не будем — это отдельная проблема, широко описанная в литературе по столярке.

Самое главное — при заточке не допустить перегрева и отпуска ножа. Лучше проверять температуру на ощупь пальцем, охлаждая нож в воде.

Николай Иванович и тут придумал приспособление — на электроточило установил лист фанеры, чтобы он подходил к диску под нужным углом. На вал точила вместо точильного камня установил (при помощи переходных втулок) диск от УШМ для резки металла (5). Скорость вращения точила более чем вдвое меньше, чем рекомендованная для диска, поэтому нагрев заготовки незначительный, сталь не отпускается, искр практически нет. Прижимая заготовку ножа к фанерному подручнику, не так уж сложно изготовить профильный нож под профиль подошвы рубанка или по шаблону.

Популярное

  • Самостоятельная укладка плитки на фанеру Эластичный клей для керамогранита на фанеру Человеку, который имеет свой плей л.

Монтаж вагонки своими руками – обшивка стен и потолка деревянной вагонкой Человеку, который имеет свой плей л.

Баня из сруба: как построить своими руками? Человеку, который имеет свой плей л.

Как построить дом из бруса своими руками? Человеку, который имеет свой плей л.

Шкаф на балкон — удачный выбор функциональных шкафчиков на балконе (70 фото) Шкаф на балкон из дерева своими руками Человеку, который имеет свой плей л.

Свежие записи

  • Технология укладки массивной доски: способы и виды крепления Человеку, который имеет свой плей л.

Обшивка потолка вагонкой Человеку, который имеет свой плей л.

Чем обшить потолок в деревянном доме – фотопримеры лучших идей Чем обшить деревянные перекрытия Человеку, который имеет свой плей л.

Окраска дома из деревянного бруса: материалы, технология, варианты покраски Человеку, который имеет свой плей л.

Строительство дома из клееного бруса Человеку, который имеет свой плей л.

Изготовление рамок с помощью рубанков рожнова. Супер-рубанки это интересно. Мой рубанок превосходит станки

Н. РОЖНОВ, майор запаса, инженер-строитель, столяр.

В редакцию пришел Мастер и прямо у нас на глазах несколькими плавными проходами рубанка превратил деревянную рейку в фигурную рамочку для картины. Поверхность ее не только не требовала дальнейшей обработки, она открывала естественную красоту внутренней структуры дерева. А потом Мастер — отставник военный, инженер Николай Иванович РОЖНОВ — показал, в чем секрет. Он заключается в конструкции инструментов семейства оригинальных рубанков с фигурными ножами. Впрочем, дальше пусть рассказывает сам автор изобретения.

Берусь утверждать, что из сегодняшних мастеров, работающих с деревом, мало кто сможет перечислить большинство названий и назначение разных видов ручных рубанков: шерхебель, рубанок, фуганок, фальцгобель, зензубель, цинубель, шпунтгобель, грунтгобель, фигарей, медведка, уторник, горбач, калевка. А если учесть, что каждый из этих рубанков имеет свои подвиды, то задача усложняется еще больше.

Когда я задаю вопрос специалистам, работающим в этой области, почему они не строгают ручным инструментом, ответ таков: «А зачем, когда всю самую сложную обработку дерева можно выполнить на станках и электрическими рубанками, это намного быстрее и качественнее». Да, количество есть, а по поводу качества постараюсь доказать обратное.

Начнем по порядку.

Дерево — самый близкий к человеку живой природный материал. Сопровождает нас от рождения до смерти. Родился — в деревянную зыбку кладут, умер — в деревянном гробу хоронят. При жизни человека — кругом дерево: дом, постройки, мебель, дрова и т.д. Каждый день человек десятки раз упоминает дерево, порой даже не замечая этого. В слове «здравствуй», кстати, корень «драв» (от «древ»). И все мы родом вышли из деревни.

Старые мастера верили, что у дерева есть душа. Прежде чем снять стружку, они внимательно изучали «характер» деревянной заготовки: оно — дерево — как человек, не любит, когда против «шерсти». Увидеть, раскрыть душу (рисунок, текстуру) дерева можно только с помощью ручных рубанков. Чем тоньше стружка, тем полнее, богаче рисунок. Это называлось обработать, я бы даже сказал, огранить дерево на «красно», то есть на яркость, на «свет». За это мастера и получили звание «краснодеревщиков».

Присмотритесь к антикварной мебели: за прошедшие столетия она стала еще ярче, богаче, теплее рисунком, потому что тот краснодеревщик дал дереву вторую жизнь, раскрыл энергию света, накопленную деревом за десятки, сотни лет, пока оно росло, и этот процесс (принятия и отражения света) будет сохраняться, пока существуют объекты источников света. Сучки, задиры, раковины — все это, естественно, для изделия из дерева, как и для «яркого» человека, недостатки. Уберем их — получим хорошую форму без содержания.

Весь секрет в стружке. Стружка рубанка — тонкая яркая спираль. Спираль — это ведь тоже гармония природной формы. ДНК человека построена по спирали, растения по той же линии растут, и жизнь развивается по спирали.

Станки, даже самые совершенные по технологии, не делают той самой стружки, спирали. Они просто сдирают поверхностный слой. Последующая шлифовка наждачными шкурками устраняет следы (гребни) от ножей, но при этом еще более усугубляет положение, так как наводит «туман» на еще не яркую обработку. Получается, что станками дерево мы ПОИМЕЛИ (покорили), но ОНО НАМ НЕ ОТДАЛОСЬ (служить по-настоящему заставить не смогли). В этом деле всему свое место: станки помогают на подготовительных этапах работы, дают нам хороший полуфабрикат, а вот окончательный штрих оставьте человеку с рубанком в руках.
ГОСПОДА, СПЕЦИАЛИСТЫ НЕ МОЖЕТЕ ПОВТОРИТЬ РАБОТУ СТАРЫХ МАСТЕРОВ — ТО ИМЕЙТЕ ДЕЛО С ИСКУССТВЕННЫМИ МАТЕРИАЛАМИ: ПЛАСТМАССАМИ ДСП МДФ,

Хотите работать с деревом, тогда потрудитесь, отдайте ему должное. Нераскрытая энергия — нереализованная энергия, и все изделия из дерева в этом случае мертворожденные.

Желаете со мной поспорить? Я готов. Учтите, свои рассуждения я подтверждаю конкретной практической работой, строгаю на «красно» рубанками с профильными ножами (калевками), которые:

Не требуют регулировки и наладки перед началом и в процессе работы;

При соблюдении правил эксплуатации заточка ножа практически не нужна;

Для рабочей части (подошвы) имеется съемный футляр, предохраняющий ножи.

На данный рубанок я получил патент на изобретение.

Свое слово о «красном» строгании я, как смог, сказал. Слово за вами, краснодеревщики, если вы еще есть.

вать настройку, нашла у мастера логичный выход — сделать футляр для инструмента с профильной нижней частью. Вроде бы, что может быть проще? Но ведь никто раньше не додумался.

7. Передняя часть колодки у рубанка Рожнова немного закруглена, несмотря на расхожие советы делать строго плоскую подошву. Однако такая доработка облегчает ход инструмента.

Все эти изменения конструкции рубанка, сами по себе небольшие, тем не менее послужили основанием для выдачи Николаю Ивановичу Рожнову 20 мая 2002 года патента номер 2182535 на «Рубанок для изготовления профильных изделий из древесины».

Изготовление рубанка

Сделать профильный рубанок Рожнова не так уж и сложно. Заготовками послужат отрезок бруска граба или бука и готовый нож из инструментальной стали (либо просто полоса закаленной стали).

Читать еще:  Приметы о летучей мыши в доме

Для разметки колодок рубанков Николай Иванович советует сделать шаблон (3) из оргстекла — так легче создавать рубанки под разные профили. В его мастерской более 40 рубанков с разным профилем. Если вы не планируете делать несколько рубанков, можно обойтись и разметкой угольником. Прямоугольный брусок длиной 250- 270 мм, толщиной 30-40 мм и шириной 85-90 мм нужно острогать, а затем разметить положение клина и летка. Примерные пропорции видны на фото.

Дальше необходимо сделать из перового сверла шириной 35 мм треугольное сверло для просверливания отверстия летка или прорезать леток стамесками, ручным лобзиком или ленточной пилой — у кого что есть. Вид сверла понятен из фото, ширина по верхнему краю 35 мм, по нижнему — 25 мм, длина рабочей части 35 мм. Канавки на гранях служат стружколомами и не совпадают на разных кромках. Их назначение — дробление стружки при сверлении, отчего процесс становится более плавным.

Следующий шаг — создать приспособление для крепления заготовки на столе сверлильного станка под углом 45 и 75° (можно наклонить стол, а заготовку зажать в станочные тиски, привернутые к столу станка). Сверлим два 8-миллиметровых отверстия, дерево между ними выбираем стамесками — получаем отверстие под клин.

Сторону отверстия, к которой будет прилегать хвостовик ножа, обрабатываем стамеской для получения нужного угла наклона, примерно 10-15°. Изготавливаем из обрезка дерева зажимной клин. Пропиливаем тонкой ножовкой щель летка, чтобы она была на продолжении задней плоскости отверстия под клин.

Теперь наступает самая сложная часть процесса. Необходимо сделать из металла или пластика шаблон будущего профиля, а затем стамесками, напильниками, циркуляркой и фальцгобелем с дополнительными ограничителями придать подошве рубанка нужный профиль. Это долгие и кропотливые процедуры.

Дальше ставим заготовку ножа в рубанок и, глядя вдоль подошвы, очерчиваем на металле контур режущей кромки. На чем и как делать профильный нож, останавливаться не будем — это отдельная проблема, широко описанная в литературе по столярке.

Самое главное — при заточке не допустить перегрева и отпуска ножа. Лучше проверять температуру на ощупь пальцем, охлаждая нож в воде.

Николай Иванович и тут придумал приспособление — на электроточило установил лист фанеры, чтобы он подходил к диску под нужным углом. На вал точила вместо точильного камня установил (при помощи переходных втулок) диск от УШМ для резки металла (5). Скорость вращения точила более чем вдвое меньше, чем рекомендованная для диска, поэтому нагрев заготовки незначительный, сталь не отпускается, искр практически нет. Прижимая заготовку ножа к фанерному подручнику, не так уж сложно изготовить профильный нож под профиль подошвы рубанка или по шаблону.

Популярное

  • Самостоятельная укладка плитки на фанеру Эластичный клей для керамогранита на фанеру Человеку, который имеет свой плей л.

Монтаж вагонки своими руками – обшивка стен и потолка деревянной вагонкой Человеку, который имеет свой плей л.

Баня из сруба: как построить своими руками? Человеку, который имеет свой плей л.

Как построить дом из бруса своими руками? Человеку, который имеет свой плей л.

Шкаф на балкон — удачный выбор функциональных шкафчиков на балконе (70 фото) Шкаф на балкон из дерева своими руками Человеку, который имеет свой плей л.

Свежие записи

  • Технология укладки массивной доски: способы и виды крепления Человеку, который имеет свой плей л.

Обшивка потолка вагонкой Человеку, который имеет свой плей л.

Чем обшить потолок в деревянном доме – фотопримеры лучших идей Чем обшить деревянные перекрытия Человеку, который имеет свой плей л.

Окраска дома из деревянного бруса: материалы, технология, варианты покраски Человеку, который имеет свой плей л.

Строительство дома из клееного бруса Человеку, который имеет свой плей л.

Изготовление рамок с помощью рубанков рожнова. Рубанок ручной для изготовления профильных изделий из древесины

Н. РОЖНОВ, майор запаса, инженер-строитель, столяр.

В редакцию пришел Мастер и прямо у нас на глазах несколькими плавными проходами рубанка превратил деревянную рейку в фигурную рамочку для картины. Поверхность ее не только не требовала дальнейшей обработки, она открывала естественную красоту внутренней структуры дерева. А потом Мастер — отставник военный, инженер Николай Иванович РОЖНОВ — показал, в чем секрет. Он заключается в конструкции инструментов семейства оригинальных рубанков с фигурными ножами. Впрочем, дальше пусть рассказывает сам автор изобретения.

Берусь утверждать, что из сегодняшних мастеров, работающих с деревом, мало кто сможет перечислить большинство названий и назначение разных видов ручных рубанков: шерхебель, рубанок, фуганок, фальцгобель, зензубель, цинубель, шпунтгобель, грунтгобель, фигарей, медведка, уторник, горбач, калевка. А если учесть, что каждый из этих рубанков имеет свои подвиды, то задача усложняется еще больше.

Когда я задаю вопрос специалистам, работающим в этой области, почему они не строгают ручным инструментом, ответ таков: «А зачем, когда всю самую сложную обработку дерева можно выполнить на станках и электрическими рубанками, это намного быстрее и качественнее». Да, количество есть, а по поводу качества постараюсь доказать обратное.

Начнем по порядку.

Дерево — самый близкий к человеку живой природный материал. Сопровождает нас от рождения до смерти. Родился — в деревянную зыбку кладут, умер — в деревянном гробу хоронят. При жизни человека — кругом дерево: дом, постройки, мебель, дрова и т.д. Каждый день человек десятки раз упоминает дерево, порой даже не замечая этого. В слове «здравствуй», кстати, корень «драв» (от «древ»). И все мы родом вышли из деревни.

Старые мастера верили, что у дерева есть душа. Прежде чем снять стружку, они внимательно изучали «характер» деревянной заготовки: оно — дерево — как человек, не любит, когда против «шерсти». Увидеть, раскрыть душу (рисунок, текстуру) дерева можно только с помощью ручных рубанков. Чем тоньше стружка, тем полнее, богаче рисунок. Это называлось обработать, я бы даже сказал, огранить дерево на «красно», то есть на яркость, на «свет». За это мастера и получили звание «краснодеревщиков».

Присмотритесь к антикварной мебели: за прошедшие столетия она стала еще ярче, богаче, теплее рисунком, потому что тот краснодеревщик дал дереву вторую жизнь, раскрыл энергию света, накопленную деревом за десятки, сотни лет, пока оно росло, и этот процесс (принятия и отражения света) будет сохраняться, пока существуют объекты источников света. Сучки, задиры, раковины — все это, естественно, для изделия из дерева, как и для «яркого» человека, недостатки. Уберем их — получим хорошую форму без содержания.

Весь секрет в стружке. Стружка рубанка — тонкая яркая спираль. Спираль — это ведь тоже гармония природной формы. ДНК человека построена по спирали, растения по той же линии растут, и жизнь развивается по спирали.

Станки, даже самые совершенные по технологии, не делают той самой стружки, спирали. Они просто сдирают поверхностный слой. Последующая шлифовка наждачными шкурками устраняет следы (гребни) от ножей, но при этом еще более усугубляет положение, так как наводит «туман» на еще не яркую обработку. Получается, что станками дерево мы ПОИМЕЛИ (покорили), но ОНО НАМ НЕ ОТДАЛОСЬ (служить по-настоящему заставить не смогли). В этом деле всему свое место: станки помогают на подготовительных этапах работы, дают нам хороший полуфабрикат, а вот окончательный штрих оставьте человеку с рубанком в руках.
ГОСПОДА, СПЕЦИАЛИСТЫ НЕ МОЖЕТЕ ПОВТОРИТЬ РАБОТУ СТАРЫХ МАСТЕРОВ — ТО ИМЕЙТЕ ДЕЛО С ИСКУССТВЕННЫМИ МАТЕРИАЛАМИ: ПЛАСТМАССАМИ ДСП МДФ,

Хотите работать с деревом, тогда потрудитесь, отдайте ему должное. Нераскрытая энергия — нереализованная энергия, и все изделия из дерева в этом случае мертворожденные.

Желаете со мной поспорить? Я готов. Учтите, свои рассуждения я подтверждаю конкретной практической работой, строгаю на «красно» рубанками с профильными ножами (калевками), которые:

Не требуют регулировки и наладки перед началом и в процессе работы;

При соблюдении правил эксплуатации заточка ножа практически не нужна;

Для рабочей части (подошвы) имеется съемный футляр, предохраняющий ножи.

На данный рубанок я получил патент на изобретение.

Свое слово о «красном» строгании я, как смог, сказал. Слово за вами, краснодеревщики, если вы еще есть.

Н. РОЖНОВ, майор запаса, инженер-строитель, столяр.

В редакцию пришел Мастер и прямо у нас на глазах несколькими плавными проходами рубанка превратил деревянную рейку в фигурную рамочку для картины. Поверхность ее не только не требовала дальнейшей обработки, она открывала естественную красоту внутренней структуры дерева. А потом Мастер — отставник военный, инженер Николай Иванович РОЖНОВ — показал, в чем секрет. Он заключается в конструкции инструментов семейства оригинальных рубанков с фигурными ножами. Впрочем, дальше пусть рассказывает сам автор изобретения.

Николай Иванович Рожнов в своей мастерской.

Профиль рабочей части рубанков — подошвы и ножей — позволяет получить готовое изделие всего за несколько проходов.

Такая стружка выходит только из-под ножа рубанка.

Берусь утверждать, что из сегодняшних мастеров, работающих с деревом, мало кто сможет перечислить большинство названий и назначение разных видов ручных рубанков: шерхебель, рубанок, фуганок, фальцгобель, зензубель, цинубель, шпунтгобель, грунтгобель, фигарей, медведка, уторник, горбач, калевка. А если учесть, что каждый из этих рубанков имеет свои подвиды, то задача усложняется еще больше.

Когда я задаю вопрос специалистам, работающим в этой области, почему они не строгают ручным инструментом, ответ таков: «А зачем, когда всю самую сложную обработку дерева можно выполнить на станках и электрическими рубанками, это намного быстрее и качественнее». Да, количество есть, а по поводу качества постараюсь доказать обратное.

Начнем по порядку.

Дерево — самый близкий к человеку живой природный материал. Сопровождает нас от рождения до смерти. Родился — в деревянную зыбку кладут, умер — в деревянном гробу хоронят. При жизни человека — кругом дерево: дом, постройки, мебель, дрова и т.д. Каждый день человек десятки раз упоминает дерево, порой даже не замечая этого. В слове «здравствуй», кстати, корень «драв» (от «древ»). И все мы родом вышли из деревни.

Старые мастера верили, что у дерева есть душа. Прежде чем снять стружку, они внимательно изучали «характер» деревянной заготовки: оно — дерево — как человек, не любит, когда против «шерсти». Увидеть, раскрыть душу (рисунок, текстуру) дерева можно только с помощью ручных рубанков. Чем тоньше стружка, тем полнее, богаче рисунок. Это называлось обработать, я бы даже сказал, огранить дерево на «красно», то есть на яркость, на «свет». За это мастера и получили звание «краснодеревщиков».

Присмотритесь к антикварной мебели: за прошедшие столетия она стала еще ярче, богаче, теплее рисунком, потому что тот краснодеревщик дал дереву вторую жизнь, раскрыл энергию света, накопленную деревом за десятки, сотни лет, пока оно росло, и этот процесс (принятия и отражения света) будет сохраняться, пока существуют объекты источников света. Сучки, задиры, раковины — все это, естественно, для изделия из дерева, как и для «яркого» человека, недостатки. Уберем их — получим хорошую форму без содержания.

Весь секрет в стружке. Стружка рубанка — тонкая яркая спираль. Спираль — это ведь тоже гармония природной формы. ДНК человека построена по спирали, растения по той же линии растут, и жизнь развивается по спирали.

Станки, даже самые совершенные по технологии, не делают той самой стружки, спирали. Они просто сдирают поверхностный слой. Последующая шлифовка наждачными шкурками устраняет следы (гребни) от ножей, но при этом еще более усугубляет положение, так как наводит «туман» на еще не яркую обработку. Получается, что станками дерево мы покорили, но служить по-настоящему заставить не смогли. В этом деле всему свое место: станки помогают на подготовительных этапах работы, дают нам хороший полуфабрикат, а вот окончательный штрих оставьте человеку с рубанком в руках.

Хотите работать с деревом, тогда потрудитесь, отдайте ему должное. Нераскрытая энергия — нереализованная энергия, и все изделия из дерева в этом случае мертворожденные.

Желаете со мной поспорить? Я готов. Учтите, свои рассуждения я подтверждаю конкретной практической работой, строгаю на «красно» рубанками с профильными ножами (калевками), которые:

Не требуют регулировки и наладки перед началом и в процессе работы;

При соблюдении правил эксплуатации заточка ножа практически не нужна;

Для рабочей части (подошвы) имеется съемный футляр, предохраняющий ножи.

На данный рубанок я получил патент на изобретение.

Свое слово о «красном» строгании я, как смог, сказал. Слово за вами, краснодеревщики, если вы еще есть.

вать настройку, нашла у мастера логичный выход — сделать футляр для инструмента с профильной нижней частью. Вроде бы, что может быть проще? Но ведь никто раньше не додумался.

7. Передняя часть колодки у рубанка Рожнова немного закруглена, несмотря на расхожие советы делать строго плоскую подошву. Однако такая доработка облегчает ход инструмента.

Все эти изменения конструкции рубанка, сами по себе небольшие, тем не менее послужили основанием для выдачи Николаю Ивановичу Рожнову 20 мая 2002 года патента номер 2182535 на «Рубанок для изготовления профильных изделий из древесины».

Изготовление рубанка

Сделать профильный рубанок Рожнова не так уж и сложно. Заготовками послужат отрезок бруска граба или бука и готовый нож из инструментальной стали (либо просто полоса закаленной стали).

Для разметки колодок рубанков Николай Иванович советует сделать шаблон (3) из оргстекла — так легче создавать рубанки под разные профили. В его мастерской более 40 рубанков с разным профилем. Если вы не планируете делать несколько рубанков, можно обойтись и разметкой угольником. Прямоугольный брусок длиной 250- 270 мм, толщиной 30-40 мм и шириной 85-90 мм нужно острогать, а затем разметить положение клина и летка. Примерные пропорции видны на фото.

Дальше необходимо сделать из перового сверла шириной 35 мм треугольное сверло для просверливания отверстия летка или прорезать леток стамесками, ручным лобзиком или ленточной пилой — у кого что есть. Вид сверла понятен из фото, ширина по верхнему краю 35 мм, по нижнему — 25 мм, длина рабочей части 35 мм. Канавки на гранях служат стружколомами и не совпадают на разных кромках. Их назначение — дробление стружки при сверлении, отчего процесс становится более плавным.

Следующий шаг — создать приспособление для крепления заготовки на столе сверлильного станка под углом 45 и 75° (можно наклонить стол, а заготовку зажать в станочные тиски, привернутые к столу станка). Сверлим два 8-миллиметровых отверстия, дерево между ними выбираем стамесками — получаем отверстие под клин.

Сторону отверстия, к которой будет прилегать хвостовик ножа, обрабатываем стамеской для получения нужного угла наклона, примерно 10-15°. Изготавливаем из обрезка дерева зажимной клин. Пропиливаем тонкой ножовкой щель летка, чтобы она была на продолжении задней плоскости отверстия под клин.

Теперь наступает самая сложная часть процесса. Необходимо сделать из металла или пластика шаблон будущего профиля, а затем стамесками, напильниками, циркуляркой и фальцгобелем с дополнительными ограничителями придать подошве рубанка нужный профиль. Это долгие и кропотливые процедуры.

Дальше ставим заготовку ножа в рубанок и, глядя вдоль подошвы, очерчиваем на металле контур режущей кромки. На чем и как делать профильный нож, останавливаться не будем — это отдельная проблема, широко описанная в литературе по столярке.

Самое главное — при заточке не допустить перегрева и отпуска ножа. Лучше проверять температуру на ощупь пальцем, охлаждая нож в воде.

Николай Иванович и тут придумал приспособление — на электроточило установил лист фанеры, чтобы он подходил к диску под нужным углом. На вал точила вместо точильного камня установил (при помощи переходных втулок) диск от УШМ для резки металла (5). Скорость вращения точила более чем вдвое меньше, чем рекомендованная для диска, поэтому нагрев заготовки незначительный, сталь не отпускается, искр практически нет. Прижимая заготовку ножа к фанерному подручнику, не так уж сложно изготовить профильный нож под профиль подошвы рубанка или по шаблону.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector