9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Из какого дерева изготовить джембе

Обсуждения

Вопросы по джамбею

39 сообщений

Лучшей кожей считается кожа козы — она более плотная! Края барабана лучше еще промазать свечным воском (я так брал желтую церковную свечку), чтобы кожа к ним не прилипала и лучше могла «съезжать» при натяжке.
Рекомендовалось в форумах также немного смазать мембрану льняным маслом (можно найти в аптеке) — буквально каплю на кожу рук и растереть по всей мембране.

Насчет обработки дерева я лично не слышал, если красное дерево, то мне кажется и так все хорошо . а если белое, может и стоит какой-нибудь подходящей пропиткой для дерева его оттонировать, да и защитит дополнительно от «заразы» и влажности. :)))

Как справка:
Джембе назван так из-за материалов, используемых при его изготовлении. Во-первых, настоящий Джембе должен быть выдолбен из куска дерева Djem (очень твердого, произрастающего в Мали), а во-вторых, иметь мембрану из кожи Be (козы), натянутой сверху — поэтому он так и назван.

В настоящее время, используют африканское дерево мансония, африканское красное дерево, ироко, ленге, твенебоа, махогани, красное дерево, дерево мара, бразильская гевея, эвкалиптовое дерево, а также изготавливают клееные корпусы.
Большинство западно-африканских барабанов производится из древесины мансония (Mansonia altissima). Это дерево имеет желто-коричневый или темно-коричневый оттенок, обладает необходимой плотностью и влажностью и идеально подходит для изготовления барабанов.

Чем твёрже порода дерева, тем меньшей может быть толщина корпуса и лучше звук барабана. «Туристские и сувенирные» варианты джембе сделаны из мягких пород, поэтому и обладают «соответствующим качеством». Внутри хорошего барабана также могут быть вырезаны спиральные или каплеобразные желобки, обогащающие звук.

Мембрана — это чаще всего козья кожа (козы или козла, но козы лучше); немного реже встречается шкура антилопы, зебры, оленя или коровы (в этом случае только телёнка и только женского пола). Мембраны из шкуры африканской козы более крепкие, чем из козы, выросшей на ферме. Это объясняется жёсткими условиями существования африканского животного и изнеженностью второго. В результате шкура «домашней» козы порвётся гораздо быстрее, не выдерживав сильного напряжения, необходимого при игре.

Считается, что джембе обладает тремя духами: духом дерева, духом животного и духом мастера, который создал этот барабан. Также есть поверие, что Джембе, сделанные из клееных полос дерева, не имеют духа дерева.

Вопросов много, на все ответить — книга получится.
Буду брать по одному, но обстоятельно.
Дерево.
Для джембе годится не любое дерево.
Основные параметры — древесина должна быть плотной,
тяжёлой и однородной.
Желательно, чтобы она не очень трескалась.
Если есть возможность делать из тропических пород,
из Африки или Индии, тогда всё в порядке.
Такую деревяшку испортить трудно.
(Индусам, кстати, очень повезло с древесиной.
Если бы им пришлось делать барабаны из берёзы,
то у них вообще бы не было барабанов, они бы сразу
трескались, при индусской-то работе)

С породами дерева, произрастающих в СНГовии,
всё значительно печальнее.
Изобилие хвойной древесины — малопригодно,
кроме лиственницы.
Хотя, конечно, сибирские умельцы приноровились строить
ашико из сосны, и у них это очень неплохо получается.
От некоторых экземпляров я просто в восторге.
Но это специалисты, мастера, делающие их десятками.
Для любителя добиться качества с этим материалом
весьма проблематично.
И ещё небольшой нюанс: сосна очень сильно усыхает.
Посмотрим на эти ашики через 3-5 лет.
Пощупаем их рабочую кромку под кожей.
Скорее всего, проявится фактура сосны,
этакая крупная ребристость, почти гребешок.

Лиственница — хорошая деревяха, тяжёлая и плотная.
Но в наших условиях сложно раздобыть подходящее
брёвнышко , тем более хорошо просушенное.
И обрабатывается очень тяжело.

Липа — другая крайность.
Обрабатывать её легко, растёт где попало, но она
слишком лёгкая , рыхлая и мягкая.
Ногтём ковырять можно. Ещё, ведёт и крутит
её сильно, и трескается она непрерывно, сколько не суши.
К тому же, рабочая кромка при частом использовании
размочалится за полгода.

Берёза. Не стоит об этом. Самый Стрёмный Вариант.

Тополь. Это как повезёт. Получше липы, но недостаточно.
Знаю несколько хороших барабанов из тополя, времён
массового падежа тополей в Москве от ураганов.
Но рабочая кромка у них была проклеена слоем кленовых
дощечек.

Дуб – слишком пористый, древесина не однородна.
В общем, очень твёрдая губка. Лучше – для мебели.

Фруктовые породы: яблоня, груша, слива, вишня, черешня,
персик, абрикос, айва, и т.д. – в наших условиях весьма
предпочтительный вариант. И достать проще в единичном
экземпляре. Мало ли засохших деревьев в садах на наших
бескрайних просторах! Груша и персик – вообще супер. Красиво.

Теперь самое подходящее. Бук.
Весьма доступно, особенно на юге России и на Западной Украине.
Бюджетный вариант. Все показатели – весьма средние,
но общий результат вполне приличный.
Главное – хорошо высушить.

Клён.
Самое музыкальное дерево из всех музыкальных.
Обрабатывать оч. тяжело, но результат того стоит.
Короче, заморачиваться стоит.

Граб. Ну, это вообще… Достать трудно, редкое дерево.
Очень плотный, твёрдый, вязкий, тяжёлый, мелкоструктурный.
Из него самые лучшие барабанные палочки.
Круче – только чётное дерево. Краснуха слабее будет.
Заморочка очень крутая, но удачный результат – самый крутой.
Сложностей масса, но они того стоят.

Вот краткий обзор по отечественным деревяшкам.

Теперь про сушку.
Сушить обязательно. Иначе – всё пропало.
Для начала — ровный спил, без сколов и трещин.
Будете пилить сами – не ленитесь, пилите до конца, не обламывайте.
Торцы необходимо замазать чем ни будь вязким и плотным.
Подойдёт старая масляная краска, жирная оконная замазка,
Воск, парафин, густой лак и т.д.
Замазывать нужно плотно, без просветов, толстым слоем.
Это делается для уравновешивания продольной и поперечной усушки.
Этого вполне достаточно, чтобы избежать трещин.
Сушить в сухом помещении с постоянной температурой.
Чердак – подходящее место.
Длинна бревна — около метра
Время – не менее полугода, а лучше — год.

Для ускорения процесса можно:
Снять кору со средней части бревна, оставив широкие
кольца по краям.
Стянуть края хомутами.
Высверлить-выдолбить сквозной канал, диаметром 5-7 см
в центре ствола.

Вот пожалуй и всё. Просто и цинично.
Продолжение следует. О форме корпуса.

Про корпус барабана джембе.

Сразу оговорюсь. Я не буду нудно перечислять,
из какого страшно экзотического дерева строгают
негры свои барабаны. В начале времён люди особенно
не заморачивались с подборкой материала, а делали
то, что нужно, из того, что было им доступно.
Именно по этому джембе появился в Центральной Африке,
богатой лесом, а дарбук — в пустынной Северной Африке,
богатой на глину.
Так же я не буду всякие «Что?», «Где?» и «Когда?».
Подобной информацией вас накормят и без меня.
Не интересно мне это.
А интересуют меня тенденции и закономерности,
приводящие к искомому результату.

Вот моя историческая байка про барабан Джембе.

Совершенно не важно, в каком году и в каком племени
он появился. Было это давно.
Но это был далеко не первый барабан в Африке.
Уже наверняка были барабаны попроще, что ни будь
долблёно-сквозное цилиндрическое, типа там-там,
и что ни будь долблёно-котлообразное, типа литавры.
Это два основных типа.
Было много их разновидностей, отличных размерами
и пропорциями, но все они имели форму
цилиндра (бревна) либо чаши (котла).
Инструментов со сколько ни будь заметной
конусообразностью корпуса ещё не было,
как и корпусов сложной формы.

Прообразом Джембе, как и всех прочих барабанов, стал
предмет сугубо бытового назначения.
В данном случае, возможно, это была ступа,
пришедшая в негодность. Традиционная такая ступа,
которую и сейчас можно увидеть в глухих
районах центральной Африки ,но, значительно чаще,
в сувенирных магазинах по всему миру,
в виде картин и статуэток. К ступе обычно
прилагается измождённая чёрная женщина с
эротичным изгибом в пояснице.

По здоровому африканскому обычаю, женщины
должны работать, измождённость их, конечно же
мнимая, на них даже пахать можно.
Мужчины же существа тонкие, ранимые, их беречь
надо. Они днями отдыхают под пальмами, иногда
делая женщинам «динь-динь» и играя на барабанах.

Африканская ступа очень характерной формы.
Это высокая (по пояс) узкая чаша на короткой ножке.
Учитывая нечеловеческую силу, с которой женщины
обрушивают огромный (в рост) пестик на дно ступы,
можно понять, почему ступы иногда выходят из строя.
Чаще они трескаются, иногда у них выбивается
сердцевина, и ступа получается со сквозной дыркой.
Тогда такую ступу выбрасывают, ни как не используя,
т.к. на использование поломанных вещей наложено табу.

(Барабан Опренте как раз фактически является ступой,
с натянутой кожей. Но это – барабан без выхлопа, из
целой ступы.)

Некий афро-африканец был ленив даже по меркам
своих собратьев. Он даже не хотел делать себе барабан.
Поэтому он нарушил табу и сделал свой барабан из
бездонной ступы. Товарищи, конечно же, осудили
этот неблаговидный поступок, но до оргвыводов дело
не дошло, потому что у нового барабана звук был ярче,
а бас – значительно сильнее. И всем тоже захотелось
таких барабанов.
Новое дело продолжили – так появился барабан Бугарабу.
Пропорции Бугарабу – глубокая чаша и короткий раструб,
В соотношении 1/5 или 1/4. Как раз – пропорции ступы.

Но не все остались довольны бугарабу, нашлись
работящие (!) ребята, которые продолжили развитие темы.
Так, постепенно, укорачивая чашу и увеличивая раструб, и
была выведена новая порода барабана, названного Джембе.

Из какого дерева изготовить джембе

Войти

Джембе своими руками. Часть 1

Собирая информацию о джембе, я чаще всего нахожу описания барабанов, объявления о многочисленных школах игры на джембе, людей, желающих продать свой инструмент.
Общими усилиями, по крупицам, мы собрали информацию о происхождении барабанов. Но, как выяснилось из комментариев, большинству из вас эти исторические справки уже известны.

Читать еще:  Температура и технология применения зимней монтажной пены

Тогда, по многочисленным просьбам читающих друзей, мы решили обратиться к теме изготовления барабанов. Благо, Сережа своими руками сделал корпус для ашики и хорошо понимает, о чем идет речь и стоит ли за это браться. Подбирая материал, мы изучали иностранные источники, советы тамошних мастеров. Нашли толковую пошаговую инструкцию и отличное видео на тему!

Итак, мастера и мастерицы, представляем всем желающими краткое руководство: «Джембе своими руками!» — дерзайте.

Шаг 1. Выбор дерева

Если вы собираетесь распилить дерево, чтобы сделать джембе своими руками, учтите несколько важных моментов:
Во время моих поисков я искал уже рухнувшие деревья.
Преимущество при этом заключается в том, что половина работы уже была сделана за вас, и древесина уже начала подсушиваться. (Подробнее об этом позже).
Недостатком являются черви. Если дерево было повалено достаточно давно, черви уже начали разъедать древесину, прогрызая каналы. Это может быть исправлено позже, поэтому это не должно вас пугать.

Невзирая на состояния дерева, попытайтесь получить часть дерева, как можно ближе к корню. Во-первых, чем больше диаметр, тем больше будет сам барабан. Во-вторых, больше сердцевина дерева. Я предлагаю Вам разделить дерево на 2 или 3 куска по 40 дюймов каждый. 40 дюймов – это достаточный материал для работы, а дополнительные бревна могут быть использованы для других барабанов или в качестве резервного материала.

Комментарий от africansoul :
Выбирая дерево, следует брать во внимание его плотность. От плотности дерева зависит то, как будет звучать джембе. Дерево с малой плотностью – сосна, например, или берёза – простое для обработки, но барабан будет звучать глухо и невыразительно. Плотное дерево такое, например, как дуб или клён, будет трудно, или почти невозможно обработать без специальных профессиональных инструментов. Трезво оценивайте свои технические возможности при выборе дерева. Немаловажен вес барабана. Это также должно являться важным критерием.

Шаг 2. Сушка материала

Если у вас есть бревна, вы должны поставить их вертикально, не на открытом воздухе: это важно, так как древесина сохнет и сжимается неравномерно во всех направлениях. Так что если вы начнете резьбу слишком рано, это может закончиться искривлением джембе. Итак, вот рекомендации по сушке заготовки:

1. Защищайте бревно от дождя.
2. Поднимите над поверхностью (так воздух сможет попасть под бревна).
3.Установите в вертикальном положении.
4. Полностью удалите кору.
5. Дайте ему время.

По времени сушка может занять от недели до трех месяцев, в зависимости от того, насколько давно было повалено дерево

Комментарий от africansoul :
Так как дерево действительно сохнет неравномерно, и при высыхании внешняя часть сжимается, а сердцевина, оставаясь всё ещё влажной, сохраняет объём, в толще бревна образуются напряжения. Это приводит к растрескиванию и порче заготовки. Избежать неравномерного высыхания можно, закрасив торцевые спилы заготовки (где процесс высыхания идёт быстрее) масляной краской. Время сушки зависит от выбранной вами породы дерева и её состояния.

http://www.lesopilka.narod.ru/s/sd.htm — профессионалы о сушке древесины.

Шаг 3. Определение размеров и создание контуров

Вы должны иметь возможность получить представление о том, какой диаметр барабана получится из вашего бревна. Для того чтобы выяснить, какой высоты вам нужен барабан, посмотрите на таблицу.

При выборе правильного размера джембе наиболее важно найти барабан, у которого высота больше, чем диаметр барабана. Однако при покупке барабана вы столкнетесь с тем, что его диаметр будет увеличиваться при увеличении его высоты.

Вы должны выбрать барабан, который будет стоять достаточно высоко, когда вы садитесь на нем играть. Основание барабана должно стоять на полу, и мембрана барабана должна быть выше верхней части вашей ноги в положении сидя примерно на два-три дюйма. Барабан должен быть отклонен от вас. Если барабан стоит слишком низко, вам будет трудно ударять по его мембране. С другой стороны, если барабан будет стоять слишком высоко, вам придется поднимать плечи при ударах по мембране, что быстро приведет к усталости. Вы должны всегда находиться в удобном положении и не напрягать тело во время игры, движения — быть плавными и мягкими.

Ниже представлена таблица, которая помогут вам получить представление о том, каких размеров должен быть джембе.

Высота Диаметр
Джембе мембраны
12″ 7″
16″ 8″
20″ 10″
24″ 12″
26″ 13″
28″ 14″

Итак, повторю процесс выбора размеров:

Диаметр барабана — диаметр вашего бревна
Диаметр узкой части — 1 / 3 диаметра барабана
Диаметр колокола — 1 / 2 диаметра барабана
Высота — в зависимости от предпочтений, но обычно в два раза больше диаметра барабана.

Выбрав «идеальные» размеры, вы можете начать резать бревно. Как будете это делать – на ваше усмотрение, но я предпочитаю работать бензопилой. Я предлагаю вам начать с самого колокола, и вырезать верхнюю часть позже. Помните, что вы просто пытаетесь получить общую форму на данном этапе.

Стоит добавить, что я не рекомендую использовать бензопилу, если у вас нет опыта. Попросите о помощи у тех, кто умеет это делать. Или просто подойдите к вопросу творчески.

Комментарий от africansoul :
Стоит лишь добавить, что размеры барабана будут влиять на звук. Форма и размеры отдельных частей барабана будут влиять на характер звучания. Из личных наблюдений могу заметить, что барабаны с длинным и равномерно расширяющимся колоколом дают мощный бас. Но при высокой настройке барабана он скудеет. Короткий и резко расширяющийся колокол даёт бас меньшей громкости, но сохраняет его тембр при высокой настройке.

Как выбрать джембе

«С чего начать» или инструкция для начинающего барабанщика

Барабанщики — какие они на самом деле

В предыдущих статьях мы рассказывали, какие виды барабанов существуют. Во всем этом многообразии сложно определиться.Но, если вы наконец-то осознали, что ваша душа тяготеет именно к африканской традиционной культуре, в частности, к музыке, то приобретите джембе и научитесь играть на нем. Чтобы подобрать идеальный инструмент, который станет вашим другом, любимцем, ответьте себе максимально честно на такие вопросы:

Для какой цели вам нужен барабан

Подумайте, к какому виду барабанщиков вы можете себя отнести. Если вы креативная и легко увлекающаяся, но быстро остывающая разносторонняя натура, а джембе вам нужен для поддержания особо имиджа, то его функциональные особенности могут быть вам не так и важны. Решающим фактором при выборе, скорее всего, будет дизайн инструмента. В зависимости от бюджета можно приобрести как аутентичный африканский (который стоит немало), так и непрактичный сувенир из Индонезии или Индии. Оба эти экземпляра будут дополнять интерьер вашего дома, и вызывать неподдельный интерес ваших гостей.

Если вы все же имеете намерение научиться играть, то вам следует ответить еще на несколько вопросов.

Материал, из которого джембе будет изготовлен

Если ваше увлечение серьезно, то решите, какую сумму вы готовы выложить. Самый шик, по моему глубокому убеждению – это настоящие африканские инструменты, из дерева с кожаной мембраной.

Деревянный африканский инструмент с кожаной мембраной

Очевидно, что дерево, которое выросло на родине великих джембефола, уже несет значительную часть «правильной» энергии, равно как и натуральная мембрана. Прибавьте сюда энергию ручного труда коренного жителя. Играть на настоящем оригинальном барабане неимоверное удовольствие, ведь он весь насквозь пропитан аутентичными потоками, это состояние непременно передается барабанщику. Безжизненный фабричный пластик вызывает совершенно иные отвлеченные ощущения.

Медаль всегда имеет две стороны: деревянные джембе с кожаной мембраной имеют свои недостатки:

  • относительно высокая стоимость. Вызвана она в первую очередь объективными причинами: логистикой (все-таки Африка – не ближний свет) и наличием посредников в этой цепочке
  • большой вес. Если вы влюблены в джембе, готовы сделать его своим соседом по палатке, учтите, что средний по размерам инструмент будет весить около 5 кг. Одно дело выехать поиграть в парк, а другое — тащить своего любимца вместе с рюкзаком на какой-нибудь фестиваль
  • восприимчивость к изменениям погоды. Влажность негативно влияет на состояние деревянного корпуса, а кожаная мембрана при вечерней прохладе или утренней росе садится, перестает качественно звучать. Выход конечно есть. Хранить барабаны следует в чехлах, которые их защитят, а натяжение кожи можно аккуратно регулировать у костра

Размер (диаметр мембраны)

Ладошки взрослого человека должны полностью помещаться на мембрану. Если они не помещаются – этот барабан предназначен для детей. Обычно «взрослые» барабаны – это инструменты с диаметром мембраны от 10 дюймов. И то, этот вариант, скорее всего, подойдет лишь миниатюрным девушкам. Оптимальный размер джембе для взрослого барабанщика — от 12 дюймов.

Так выглядят сенегальские джембе

Характерное звучание

В зависимости от размера, качества натяжения, оно может колебаться от высокого звонкого «кастрюльного» звука до низкого продолжительного звучного баса:

  • чем больше мембрана, тем более ярко выражен бас
  • чем толще корпус, тем звук интереснее
  • полностью пластиковый барабан хорош для соло своим тонким и высоким звучанием
  • деревянный корпус издает незабываемый бас
  • чем выше инструмент, тем глубже звук (форма корпуса бывает слегка приплюснутой, в этом случае зычный бас получить довольно сложно)

В заключение хочу сказать, что в идеале нужно иметь несколько джембе: один настоящий для удовольствия и недалеких вылазок, второй — походный пластиковый среднего размера и третий для выступлений, записи на студии (он всегда должен быть настроен и храниться в безопасном и уютном месте).

Новичкам приходится делать сложный выбор между практичностью и аутентичностью звучания, а также зачастую в условиях ограниченного бюджета. Все зависит от серьезности ваших намерений и предпочтительной среды использования.

Читать еще:  Особенности выращивания бальзамина садового

Выбираем джембе

О материале

Звучание такого специфического и удивительного ударного инструмента, как джембе, зависит от многих факторов, и все их мы рассмотрим в данном обзоре. Начнем с основополагающих сведений об этом западноафриканском барабане, получившем известность примерно в XIII столетии в Мали (в Европе он стал известен только в середине ХХ века). Корпус джембе изготовляется из цельного куска древесины, как правило, любых доступных пород, но чаще – красного дерева, мансонии и ироко. Мембрана джембе производится из кожи – обычно козьей, впрочем, встречаются и шкуры других животных, как диких, так и домашних. Как таковой массовый выпуск данных барабанов ни одним из известных брендов до сих пор не налажен, инструменты производятся вручную, в связи с этим тембр каждого барабана по-своему индивидуален, что и вызывает к джембе дополнительный интерес ценителей музыки.

Зачастую джембе выполняются из пластика, что имеет как свои достоинства, так и недостатки.

Главный плюс пластика – это устойчивость к воздействию влаги и температурным перепадам. Если мембрана джембе (а порой и весь инструмент целиком) выполнена из пластика, то можете рассчитывать на одинаковое звучание как в помещении, так и на открытом воздухе. Барабану будут не страшны ни палящее солнце, ни осадки.

Еще стоит отметить, что джембе, выполненный из пластика, имеет меньший вес по сравнению с деревянными инструментами. Но вот в чем он не дотягивает до ожиданий особо искушенных ценителей, так это в глубине звука. В басах будет определенно не хватать обертонов. С таким положением вещей смогут смириться только целенаправленные любители высокого звучания, характерного, например, для очень популярной на Ближнем Востоке дарбуки.

О форме

Никаких строгих норм по форме у джембе нет. В общих чертах, это кубкообразный барабан с расширенным верхом и суженным низом – вот, пожалуй, и все нехитрые отличия, которые позволяют джембе быть узнаваемым в музыкальном мире. Впрочем, есть все же и нюансы. Ножка и чаша джембе должны быть связаны пропорциональностью своих параметров. Порядок примерно такой:

Диаметр мембраны 33 см – высота барабана должна быть не более 60 см;

Диаметр мембраны 27 см – высота не более 50 см.

Чересчур зауженная чаша на длинной ножке или, наоборот, широкая чаша на укороченной ножке – это вариант, который может вызвать небезосновательные сомнения, вознаградит ли джембе вас достойным звучанием, и стоит ли его в таком случае приобретать (особенно если вы новичок и вам еще довольно сложно понять разницу). Наш вам совет: лучше не совершайте необдуманную покупку, которая может вызвать ваше разочарование, и разберитесь в вопросе чуточку глубже – расширившиеся знания принесут вам чувство морального удовлетворения и приблизят к цели верного выбора.

О толщине и наличии трещин

Во-первых, запомните, что толщина корпуса джембе должна быть выдержанна в равном значении по всему его периметру. Во-вторых, не пренебрегайте детальным осмотром джембе с целью выявления наличия трещин и замазочных пятен в его корпусе. Небольшие дефекты подлежат ремонту, но лучше этого изначально избежать. Для выявления изъянов и микродефектов удобнее ставить инструмент на просвет. Если проходящего насквозь света не замечено – смело покупайте понравившийся вам джембе. Если вы не слишком притязательны к качеству инструмента (или вас привлекает выгодная цена) – допустимо смириться с наличием незначительных трещин (строго не более 3 см!). Когда трещины большие, то велика вероятность, что они будут продолжать расти во время последующей эксплуатации инструмента. Большая трещина начнет пропускать внутрь корпуса воздух – и достойного басового звука вы, к сожалению, уже не получите.

Об игровых краях

Необходимо сделать предупреждение, что играть на инструменте с острыми краями достаточно продолжительное время небезопасно – это может нанести повреждения вашим рукам. По возможности выбирайте джембе с гладкими краями.

Та область барабана, где руки музыканта соприкасаются с мембраной, имеет особо важное значение для качественного звучания инструмента. Так называемый игровой край расположен вдоль всего обода джембе. Требования, к нему предъявляемые – это ровная, гладкая скругленность, без лишней резкости и широты. Чтобы понять, насколько качественно выполнен игровой край, достаточно провести по нему подушечкой пальца руки, не спеша и максимально «придирчиво», дабы выявить любые, самые малейшие неровности и сколы. Если они отсутствуют – это огромный плюс.

О звуковом отверстии

Речь о самом узком месте в конструкции барабана, а именно – горле, разделяющем чашу и ножку. Чем оно шире, тем ниже бас инструмента. Если горло узкое, то бас барабана становится почти неслышим. Единственный вариант в подобных случаях – создавать басовую ноту при помощи дополнительных барабанов.

О гладкости

Идеальная гладкость джембе говорит о том, что инструмент выточили на токарном станке. Такой вариант приемлем для начинающих исполнителей, но отвергается опытными музыкантами. Что их не устраивает? Тот факт, что традиционно внутренняя поверхность джембе не может похвастаться гладкостью. Выходит, токарный станок «крадет» у инструмента какие-то присущие ему характерные свойства.

В этом действительно есть своя правда. «Невыточенный» инструмент имеет на своей внутренней стороне натуральные спиральные канавки, дарящие джембе богатство обертонов. При фабричном же производстве эти канавки будут отсутствовать, а значит, у барабана не проявится свой «уникальный голос». Чтобы убедиться, с каким инструментом вы имеете дело, ручного производства или выточенным – запустите руку внутрь барабана и потрогайте рельеф дерева. Либо вы ощутите природный спиральный узор, либо ваши пальцы заскользят по ровной поверхности. Исходя из этого, делайте соответствующие выводы.

О размере

Скажем так: «правильный» размер джембе будет зависеть от верного соответствия размеру рук и тела музыканта. Если у барабанщика руки среднего и малого размера, то стоит подбирать инструмент с параметром 11-13 дюймов в диаметре. Обладателям крупных рук подойдет инструмент с диаметром до 14 дюймов. Если вы начинающий музыкант, то вне зависимости от характеристик ваших рук выбирайте небольшой джембе. Для обучения этого вполне хватит. Плюс ко всему, инструмент будет легко и необременительно носить с собой, что тоже немаловажно.

Об украшениях

Вас может прельстить декоративная резьба джембе. Стоит ли только ради эстетического удовольствия выбирать инструмент? Конечно, нет. Под «красивой одежкой» могут скрываться существенные качественные недостатки. Будьте благоразумны, временно приглушите свое «чувство прекрасного» и проявите повышенное внимание к технической части. Хотя, стоит согласиться: если инструмент удовлетворяет всем качественным требованиям, решающий выбор может зависеть от красоты отделки барабана.

О крепкости

Следующий немаловажный момент – насколько тщательно произведена фиксация кожи на корпусе ударного инструмента. Если мембрана зафиксирована недостаточно хорошо – велика вероятность, что джембе придет в негодность намного раньше, нежели вы могли ожидать. Ко всему прочему, не на высоте окажется и звук самого барабана. Замена мембраны может влететь вам в копеечку, так что лучше сразу выбирать качественно выполненный барабан.

О коже

Внимательно обследуйте кожу барабана для выявления даже очень маленьких, почти незаметных дырочек. Если мембранный материал выглядит отбеленным, музыкальный инструмент вряд ли вознаградит вас таким же звучанием, как с неотбеленной (и выбритой) кожей. Отбеленный вариант, скорее всего, мог обрабатываться теми или иными химсоставами, либо солью. Натуральный же вариант – это результат работы мастера в совокупности с воздействием солнечных лучей. Прикосновение к натуральной коже дарит теплый и естественный звук, его сложно спутать с синтетическим звуком кожи, подвергшейся химической или солевой обработке. Если поместить руку в центр мембраны джембе, и она будет прогибаться, значит, инструмент не настроен положенным образом. Также обратите внимание на характер обреза кожи: если она обрезана неаккуратно, и присутствуют неровности по краям – появится дополнительный повод подвергнуть качество барабана сомнению.

О железных кольцах

Если металлические кольца, через которые пропущена веревка, регулирующая натяжение кожи, находятся слишком близко к игровому краю джембе, это будет плохо влиять на звук. Чересчур большое расстояние тоже не приветствуется, поскольку в этом случае не будет достигаться оптимальное натяжение кожи, влияющее на правильную настройку инструмента. Ориентируйтесь на расстояние примерно равное 2 см. Возможны варианты замены колец, изменения их размеров или дополнительного завертывания данных элементов в специально подобранную ткань для более плотного прилегания к барабану.

О веревке

В идеале, веревка, фиксирующая кожу на барабане, должна быть новой, без следов изношенности, обладать необходимой гладкостью и эластичностью. Потрепанная веревка рискует не выдержать нагрузок и оборваться в любой неподходящий момент. Разумеется, вам нужно постараться этого не допустить. Поэтому проверьте все имеющиеся на ней узлы. Замечательно, если вы насчитаете по единственному узлу на каждом кольце, плюс еще один – на основной вертикальной веревке. Если обнаружено большее количество узлов, веревка наверняка подвергалась разрывам и вновь связывалась. Изучите алмазный узор (по этому участку горизонтальная веревка перекрещивает вертикальные), он должен иметь аккуратный, ровный вид и не подвергаться растяжению при попытке натянуть веревку, излишняя эластичность которой отрицательно скажется на гармоничной настройке вашего инструмента.

Резюме

Подходите к выбору джембе с полной ответственностью, не пренебрегайте полученными в ходе нашего обзора рекомендациями – и тогда этот удивительный ударный инструмент вознаградит вас массой положительных эмоций и прослужит дольше. Всего одна упущенная деталь, кажущаяся поначалу незначительной, увы, может повлиять на звучание инструмента. Не пожалейте потраченных времени и средств, чтобы в итоге обрести качественный звук и ощущение радости и гармонии от взаимодействия с барабаном. Еще раз взгляните на этого красавца родом из Западной Африки: джембе исполнен в форме кубка, который неизменно ассоциируется у нас с победами и праздниками. Так что не сомневайтесь: яркий музыкальный праздник после удачного приобретения джембе вам определенно обеспечен!

Читать еще:  Освещение и подсветка садового участка

Из какого дерева изготовить джембе

Как выбрать джембе?

Вы решили научиться играть на джембе? Или уже попробовали себя в амплуа джембефола и теперь хотите приобрести подходящий инструмент?

Для начала честно ответьте себе на вопрос: зачем вам нужен джембе? Чтобы пополнить коллекцию экзотических музыкальных инструментов? Тогда решающим фактором выбора будет дизайн.

Конечно, аутентичные джембе привозят только из Африки. Но все африканские инструменты изготавливаются вручную, поэтому не отличаются изяществом и ровной окраской. Если вам нужен эффектный сувенир, да и бюджет не позволяет приобрести хороший барабан – выбирайте дешевый джембе индийского или индонезийского происхождения. Индонезийские барабаны зачастую украшены затейливой резьбой и очень красиво выглядят, хотя и мало пригодны для игры.

Однако мы надеемся, что вы покупаете джембе не только для украшения интерьера, а главным образом для музицирования. В таком случае к выбору этого экзотического барабана нужно подойти серьезно. Итак, на что следует обратить внимание, чтобы джембе радовал не только глаз, но и слух.

Размер и форма

Размер имеет значение. Чем больше мембрана инструмента, тем ярче будут базовые тона, чем больше резонатор – тем мощнее звук.

Оптимальным по размеру джембе будет тот, на мембране которого полностью помещается ваша ладонь. Диаметр мембраны такого барабана обычно составляет 11-12 дюймов.

Для походов можно выбрать инструмент размером 10 дюймов, поскольку он немного легче по весу. Если вы планируете стать профессионалом, то для концертных выступлений лучше приобрести джембе 13-14 дюймов.

Так называемые «детские джембе» с диаметром мембраны 8-9 дюймов при соответствующей настройке тоже могут звучать хорошо. Но играть на них взрослому человеку не очень удобно (разве что миниатюрным девушкам).

Форма корпуса у джембе немного различается. Вытянутый корпус обычно дает более глубокий бас, нежели округлый.

Материал

Звучание джембе зависит не только от его размеров, но и от материалов изготовления. Корпуса африканских барабанов выполняются из цельного куска древесины — мансонии, ироко или пород красного дерева. Мебрану делают из кожи (чаще всего козьей). Инструменты создаются вручную, поэтому тембр каждого африканского джембе индивидуален.

Джембе, сделанные в США, Китае, Индии и Индонезии, нередко выполнены из пластика (целиком
или только мембрана). В этом есть и минусы, и плюсы.

Преимуществом пластика является его влагоустойчивость и нечувствительность к перепадам температуры. Такой инструмент будет одинаково звучать и на улице, и в помещении, во влажную или в сухую погоду. Он не пострадает, если попадет под дождь, и не испортится под палящими солнечными лучами.
Кроме того, джембе из пластика значительно легче по весу, чем его деревянный собрат. Однако у классического африканского джембе звук более глубокий и наполненный обертонами, особенно в басах. Правда, есть любители тонкого и высокого звучания, больше характерного для дарбуки, тогда полностью пластиковый барабан – оправданный выбор.

Настройка

Даже при идеальных технических характеристиках и качественных материалах звук джембе может оказаться неудовлетворительным. Причина – отсутствие настройки.

Настройка джембе – дело тонкое, требующее мастерства и физической силы. Натяжение мембраны регулируется с помощью шнуров, которыми опутан корпус инструмента. Увеличение узлов обеспечивает напряжение кожи и дает более высокий тон и звонкий звук. Ослабление натяжения порождает более низкий тон и гулкий бас. Если вы хотите добиться яркого и звонкого звучания, важно все же не переусердствовать с натяжением, иначе кожа мембраны может лопнуть, а корпус дать трещину.

Стоит отметить, что сегодня есть качественные инструменты фабричного производства, настраивающиеся при помощи металлической фурнитуры. Это удобнее, чем натягивать веревки вручную, но такие модели изготавливаются только из искусственных материалов.

Мы описали основные принципы выбора джембе. Но, конечно, очень важно, чтобы вам просто понравился сам инструмент. Если вы решили купить джембе — приходите к нам в шоу-рум, посмотрите нашу коллекцию барабанов из Африки, Азии и Америки, поиграйте на них – только так вы действительно найдете себе настоящего музыкального друга!

Какой этнический барабан больше подходит вам?

Итак, вы поняли, что хотите заняться музыкой и выбрали в качестве инструмента этнические барабаны. Но этнических барабанов очень много, какой выбрать для начала? В этой статье преподаватель игры на этническом барабане дарбука рассмотрит основные виды этнических барабанов и расскажет вам о своём видении их роли и основных характеристиках, чтобы вам было легче выбрать барабан для освоения.

Африканский барабан Джембе

Джембе также называют джамбеем или джамбе. Это один из самых распространённых этнических барабанов среди населения. Джембе родом из Западной Африки. Традиционно корпус барабана делают из дерева и натягивают на него кожу козы. Для регулировки натяжения кожи используют систему верёвок, которые как бы оплетают корпус. Играют на этом барабане ладошками.

Это один из самых громких этнических барабанов в мире. Говорят, его использовали в Африке для передачи сообщений из одного племени в другое. В случае, если барабанщик ошибался и передавал не то сообщение, ему отрубали руку. Ну, так говорят…

Из-за того, что этот барабан очень громкий, игра на нём высвобождает огромное количество энергии и очень сильно заряжает играющего. Этот барабан подойдёт вам, если вы очень любите активные жизнерадостные танцы. Вся африканская музыка — танцевальная. Также он подойдёт вам, если вы любите крупные и сильные телодвижения (на джембе играют ладонями от локтя).

Джембе — большой по размерам барабан, поэтому его сравнительно неудобно брать с собой в путешествия или на природу.

Латиноамериканские Конга

Конга — высокий узкий барабан. Играют на нём ладошками. Он сделан из дерева, сверху кожа. По своим характеристикам он очень похож на джембе, и даже техника игры очень похожа. Конга подойдёт вам, если вы без ума от латины и любите как следует потанцевать.

Обычно играют на двух-трёх конга сразу, поэтому, если вы хотите профессионально играть на этом инструменте, учтите, что нужно будет возить два-три барабана сразу.

«Арабский» барабан Дарбука

Дарбуку также называют египетской таблой и думбеком. После джембе, пожалуй, это второй по популярности этнический барабан. Сейчас проще всего встретить дарбуку с металлическим корпусом и пластиковой «кожей» сверху. Традиционно же дарбуку делают из керамики и натягивают сверху кожу козы. Из-за хрупкости керамики, керамическую дарбуку можно чаще встретить в руках профессионала, а любители предпочитают металлический вариант. Как бы то ни было, дарбука много меньше джембе, и на ней играют пальцами.

То, что на дарбуке играют пальцами — очень сильно отличает её от джембе, на котором играют ладошками. На дарбуке играют от кисти, движения мельче, чем на джембе, и это сильно определяет характер инструмента.

Дарбука также очень громкий инструмент, но не настолько, как джембе. Восточные ритмы также очень зажигательные, но им не чужда медитативность. Поэтому дарбука отлично подойдёт тем, кто хочет зажигать на барабане, но при этом склонен к сравнительно мелким, более спокойным движениям.

Фреймдрамы или Рамочные Барабаны, бубны

Рамочные барабаны чаще всего называют бубнами. Если быть точным, то рамочный барабан — это барабан с круглой рамой, на которую натянута мембрана. Рамочные барабаны — огромное семейство, в которое входит и шаманский бубен, и арабский рик, и индийская канжира и бразильский пандейру, и ещё много разных барабанов. Из-за того, что существует такое разнообразие, техники игры тоже очень отличаются.

В этой статье рассмотрим барабаны, диаметром больше 30 см, на которых нет никаких дополнительных навесок: ни маленьких тарелочек по периметру, как на арабском рике, ни колечек, как на иранском дафе — короче, ничего нет. Просто рамка и мембрана. На таких барабанах играют пальцами. Они сравнительно тихие. На самом деле, рамочные барабаны — одни из самых тихих этнических барабанах. Одна из их отличительных черт — наличие ярко выраженной ноты. Для непосвящённых это означает, что рамочные барабаны дают длинный звук, который может хорошо сочетаться с другими мелодическими инструментами (создавать конссонанс), а может и не сочетаться (давать диссонанс). Это сравнительно редкое для этнических барабанов явление.

Рамочные барабаны отлично подойдут тем людям, которым нравится медитативное, спокойное звучание, хотя, конечно, на них можно исполнить и что-то зажигательное, что прекрасно демонстрируют мастера игры на этих инструментах.

Рамочные барабаны очень лёгкие, их очень удобно перевозить, сложив один в другой несколько штук — это один из их несомненных плюсов.

Индийская Табла

Индийская табла — парный барабан, который распространён в основном на Севере Индии. На табла играют сидя. Играют пальцами. Табла считается одним из самых сложных для освоения этнических барабанов. Отчасти это связано с сравнительно сложной индийской ритмической традицией.

Табла, также как и фреймдрам, имеет ярко выраженную ноту. Эти барабаны нужно настраивать, если вы собираетесь играть с каким-либо мелодическим инструментом.

Табла — также сравнительно тихий, камерный инструмент (без микрофонов его будет хорошо слышно в небольшом помещении). Табла подойдёт тем, кто любит играть пальцами сложные и утончённые ритмические рисунки со сравнительно медитативным звучанием.

На этом мы закончим наш небольшой обзор, но это ещё не значит, что других этнических барабанов не существует. Есть ещё иранский томбак, иранский даф, рик, латиноамериканские бонго, южноиндийский пакавадж и много-много других этнических барабанов. В этой статье мы хотели сделать обзор самых доступных для обучения и распространённых в России барабанах.

Удачи вам и приятного путешествия в волшебный мир музыки!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×