2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Группа деревянных духовых инструментов

статьи

02.01.2017 Что такое Духовой оркестр? Давайте разберёмся.

Духовой оркестр — это, группа исполнителей на духовых и ударных инструментах, один из массовых исполнительских коллективов. Подобный состав характерен для военных оркестров. Используется во многих странах мира с древнейших времен.

Инструменты духового оркестра

Основная духовая группа

Основу духового оркестра составляют медные широкомензурные духовые инструменты с коническим каналом:

Другую группу составляют медные узкомензурные инструменты с цилиндрическим каналом:

Группа деревянных духовых инструментов:

лабиальные язычковые

лингвальные язычковые

Группа основных ударных инструментов:

  • большой барабан
  • малый барабан
  • тарелки

Группа второстепенных ударных инструментов:

  • треугольник
  • бубен
  • литавры

Используются также джазовые и латиноамериканские ударные:

  • ритм-тарелки
  • конго и бонго
  • том-томы
  • клавес
  • тартаруга
  • агого
  • маракасы
  • кастаньетты
  • пандейра и др.

Основные группы оркестра, их роль и возможности

Основу духового оркестра составляет группа инструментов, существующая под общим названием «саксгорны». Они названы так по имени Адольфа Сакса, который изобрел их в 40-х годах XIX века. Саксгорны отличаются однородностью мензуры и формой.

Сначала семейство саксгорнов состояло из семи, а затем из девяти разновидностей: от сопранино до субконтрабаса. В музыкальной практике чаще называют три разновидности обычных медных духовых инструментов:

Саксгорны явились усовершенствованным типом инструментов, носивших название бюглей (бюгельгорнов). В настоящее время эта группа обычно именуется — основной медной группой.

Группа саксгорнов:

  1. инструменты высокой тесситуры: саксгорн-сопранино (корнет in Es), саксгорн-сопрано (корнет inB);
  2. инструменты среднего регистра: альт, тенор, баритон;
  3. инструменты низкого регистра: саксгорн-бас и саксгорн-контрабас (туба Es, Bb)

Две другие группы оркестра составляют деревянные духовые и ударные инструменты.

Группа саксгорнов собственно, и образует малый медный состав духового оркестра. С присоединением к этой группе деревянных духовых, а также валторн, труб, тромбонов и ударных — образуют малый смешанный и большой смешанный составы.

В целом группа саксгорнов с характерными для этих инструментов конической трубкой и широкой мензурой обладают достаточно большим, сильным звуком и богатыми техническими возможностями. Это особенно относится к корнетам, инструментам большой технической подвижности и яркого, выразительного звучания. Им в первую очередь поручается основной мелодический материал произведения.

Инструменты среднего регистра (альты, теноры, баритоны) выполняют в духовом оркестре две важные задачи:

  • Во-первых, они заполняют гармоническую «середину», то есть исполняют основные голоса гармонии, в самых разнообразных видах изложения (в виде выдержанных звуков, фигурации, повторяющихся нот и т.п.).
  • Во-вторых, они взаимодействуют с другими группами оркестра, в первую очередь с корнетом (одно из обычных сочетаний — это исполнение темы корнетами и тенорами в октаву), а также с басами, которым нередко «помогает» баритон.

Деревянная группа

Важным дополнением к основному медному составу духового оркестра является группа деревянных духовых инструментов:

  • флейты
  • кларнеты (с их основными разновидностями)

в большом составе также:

Введение в оркестр деревянных инструментов (флейты и кларнетов) позволяет существенно расширить его диапазон, например: мелодия (а также гармония), исполняемая корнетами, трубами и тенорами, может быть удвоена в одну или две октавы вверх.

Ударная группа

Наконец, нужно подчеркнуть особо важное значение ударной группы в духовом оркестре. Основные ударные инструменты:

  • большой барабан
  • малый барабан
  • тарелки

При весьма своеобразной специфики духового оркестра и прежде всего большой плотности, массивности звучания, а также частых случаях игры на открытом воздухе, в походе, при значительном преобладании в репертуаре музыки маршевой и танцевальной, организующая роль ритма ударных особенно важна.

Поэтому духовому оркестру, в сравнении с симфоническим, свойственно несколько форсированное, подчеркнутое звучание ударной группы. Когда мы слышим доносящиеся издали звуки духового оркестра, то, прежде всего, воспринимаем именно ритмические удары большого барабана, а затем начинаем слышать все остальные голоса.

Малый смешанный духовой оркестр

Решающим отличием между малым медным и малым смешанным оркестром является звуковысотный фактор: благодаря участию флейт и кларнетов с их разновидностями оркестр получает доступ в «зону» высокого регистра. Следовательно, изменяется общая объемность звучания, что имеет очень большое значение, так как полнота звучания оркестра зависит не столько от абсолютной силы, сколько от регистровой широты, объемности расположения.

Кроме того, возникают возможности сопоставления звучания медного оркестра с контрастирующей деревянной группой. Отсюда некоторое сокращение границ «деятельности» собственно медной группы, которая до известной степени теряет универсальность, естественную в малом медном оркестре.

Благодаря присутствию деревянной группы, а также характерной меди (валторны и трубы), появляется возможность введения новых тембров, возникающих от смешения красок как в деревянной и медной группах, так и в самой деревянной группе.

Благодаря большим техническим возможностям деревянная «медь» разгружается от технической форсировки, общее звучание оркестра делается более легким, не чувствуется типичной для техники медных инструментов «вязкости».

Все это вместе взятое дает возможность расширить границы репертуара: малому смешанному оркестру доступен более широкий круг произведений различных жанров.

Таким образом, малый смешанный духовой оркестр является более совершенным исполнительским коллективом, а это, в свою очередь, накладывает более широкие обязанности как на самих оркестрантов (техника и ансамблевая слаженность), так и на руководителя (техника дирижирования и подбор репертуара).

Большой смешанный духовой оркестр

Высшей формой духового оркестра является большой смешанный духовой оркестр, которому доступно исполнение произведений значительной сложности.

Такой состав характеризуется, прежде всего, введением тромбонов, трех или четырех (для противопоставления тромбонов «мягкой» группе саксгорнов), тремя партиями труб, четырьмя партиями валторн.

Кроме того, большой оркестр обладает значительно более полной группой деревянных духовых, которая состоит из трех флейт (двух полных и пикколо), двух гобоев (с заменой второго гобоя английским рожком или с самостоятельной его партией), большой группы кларнетов с их разновидностями (кларнет «ля», «до» и бас-кларнет), двух фаготов (иногда с контрафаготом) и саксофонов.

В большом оркестре басовые инструменты — тубы, могут заменяться сузафонами или геликонами (их строй, принципы игры, аппликатура те же, что и у тубы), и иногда добавляется контрабас или бас-гитара.

Ударная группа уплотняется литаврами (обычно тремя):

Ясно, что большой оркестр по сравнению с малым обладает значительно большими красочными и динамическими возможностями. Для него типично применение более разнообразных приемов игры — широкое использование технических возможностей деревянных, применение «закрытых» звуков (сурдин) в медной группе, самые различные тембровые и гармонические соединения инструментов.

В большом оркестре особенно целесообразно противопоставление труб и корнетов, а также широкое использование приемов divisi (дублирование общей партии) у кларнетов и корнетов, причем разделение каждой группы может доводиться до 4–5 голосов.

Естественно, что большой смешанный оркестр значительно превосходит малые составы по количеству музыкантов (если малый медный оркестр составляет 10–12 человек, малый смешанный 25–30 человек, то в большой смешанный входит 40-50 музыкантов и более).

Духовой оркестр. Краткий очерк.
И. Губарев
Советский композитор, 1963

Выступление по теме «Деревянные духовые инструменты для начальной школы»

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Деревянные духовые инструменты.

Деревя́нные духовы́е инструме́нты — группа духовых музыкальных инструментов, принцип игры на которых основывается на посылании направленной струи воздуха в специальное отверстие и для регулировки высоты звучания закрывания специальных отверстий клапанами.

На ранних этапах своего развития эти инструменты изготавливались исключительно из дерева, откуда исторически и получили своё наименование. Некоторые современные инструменты такого типа (например, флейта) почти не изготовляются из дерева, для изготовления других дерево применяется наряду такими материалами как наиболее распространенное тут серебро или специальные металлы с серебрением.

К деревянным духовым инструментам относятся современные флейта, гобой, кларнет, фагот, саксофон со всеми их разновидностями, старинные блокфлейта, шалмей, шалюмо и др., а также ряд народных инструментов, таких как балабан, дудук, жалейка, свирель, зурна.

Большая семья различных инструментов, не обязательно сделанных из дерева. Звук порождается вибрацией воздуха, проходящего по инструменту. Нажатие клавиш укорачивает/удлиняет воздушный столб и меняется высота звука. Каждый инструмент обычно имеет свою сольную линию, хотя исполнять её могут и несколько музыкантов.

В симфоническом оркестре деревянные духовые (флейты, гобои, кларнеты и фаготы, а также их разновидности) образуют одну из основных его групп.

В партитуре их партии пишутся над партиями остальных инструментов. Некоторые инструменты этой группы (прежде всего флейты и кларнеты, реже гобои, ещё реже — фаготы) применяются также в духовом оркестре и иногда в камерных ансамблях.

Деревянные инструменты чаще других духовых используются в качестве солистов.

Классификация деревянных духовых инструментов

По способу вдувания струи воздуха деревянные духовые инструменты делятся на два типа:

Лабиальные (от лат. labium — губы) , в которых воздух вдувается через специальное поперечное отверстие в головке инструмента. Вдуваемая воздушная струя рассекается об острый край отверстия, благодаря чему приходит в колебание столб воздуха внутри трубки. К такому типу инструментов относится флейта и её народный вариант дудка.

Язычковые (лингвальные; от лат. lingua — язык) , в которых воздух вдувается через язычок (трость), укреплённый в верхней части инструмента и являющийся возбудителем колебания воздушного столба внутри инструмента.

Трости бывают двух типов:

Одинарная трость представляет собой тонкую камышовую пластинку, закрывающую отверстие в мундштуке инструмента, оставляя в нём узкую щель. При вдувании воздуха трость, вибрируя с большой частотой, принимает различное положение, то открывая, то закрывая канал в мундштуке инструмента. Вибрация трости передаётся столбу воздуха внутри инструмента, который также начинает вибрировать, таким образом, производя звук. К инструментам, использующим одинарную трость, относятся традиционные кларнет и саксофон, а также ряд редких инструментов, таких как аулохром, гекель-кларина и др.

Двойная трость состоит из двух тонких камышовых пластинок, плотно соединяющихся друг с другом, которые, вибрируя под влиянием вдуваемого воздуха, замыкают и размыкают щель, образуемую ими самими. К инструментам с двойной тростью относятся современные гобой и фагот, старинные шалмей и круммхорн, большинство народных духовых инструментов — дудук, зурна и др.

Флейта (от немецкого — Flote), деревянный духовой музыкальный инструмент, по своему способу звукоизвлечения — самый примитивный из духовых. Многочисленные разновидности флейты, начиная с простейших свистулек, известны с древности. То есть, с другой стороны, современная флейта и есть одна из разновидностей свистулек, только очень усложненная, оснащенная клапанами, рычагами и сделанная из металла.

Флейта — один из самых старых инструментов мира, известный еще в древности — в Египте, Греции и Риме. С древних времен люди научились извлекать музыкальные звуки из срезанного тростника, закрытого с одного конца. Этот примитивный музыкальный инструмент и был, по-видимому, отдаленным предком флейты.

В Европе в средние века получили распространение две разновидности флейты: прямая и поперечная. Прямую флейту, или «флейту с наконечником», держали прямо перед собой, как гобой или кларнет; косую, или поперечную — под углом. Поперечная флейта оказалась более жизнеспособной, так как легко поддавалась усовершенствованиям. В середине XVIII века она окончательно вытеснила прямую флейту из симфонического оркестра. В это же время флейта, наряду с арфой и клавесином, стала одним из самых любимых инструментов домашнего музицирования. На флейте, к примеру, играли русский художник Федотов и прусский король Фридрих Второй

Флейта — самый подвижный инструмент из группы деревянных духовых: в плане виртуозности она превосходит все остальные духовые инструменты. Примером тому может служить балетная сюита «Дафнис и Хлоя» Равеля, где флейта фактически выступает как солирующий инструмент.

Флейта представляет собой цилиндрическую трубку, деревянную или металлическую, закрытую с одной стороны — у головки. Тут же имеется боковое отверстие для вдувания воздуха. Игра на флейте требует большого расхода воздуха: при вдувании часть его разбивается об острый край отверстия и уходит. От этого и получается характерный сипящий призвук, особенно в низком регистре. По той же причине на флейте трудноисполнимы выдержанные ноты и широкие мелодии.

Римский-Корсаков охарактеризовал звучность флейты так: «Тембр холодный, наиболее подходящий к мелодиям грациозного и легкомысленного характера в мажоре, и с оттенком поверхностной грусти в миноре».

Нередко композиторы пользуются ансамблем трех флейт. В качестве примера можно привести танец пастушков из «Щелкунчика» Чайковского.

Флейта по природе звука — жизнерадостный и веселый инструмент, однако она может изобразить и светлую печаль («Прелюдия к послеполуденному отдыху Фавна» Дебюсси) и беспробудную тоску (финал 4 симфонии Брамса) и фантастические моменты (много примеров есть в «Волшебном стрелке» Вебера)

Читать еще:  Рассказ береги лес от пожара коротко

В современном оркестре обычно есть 2 флейты + piccolo, однако в больших сочинениях их состав может быть значительно увеличен (до 4 флейт, 2 piccolo и альтовой флейты — 6 симфония Канчели)

соперничает с флейтой древностью своего происхождения: он ведет свою родословную от первобытной свирели. Из предков гобоя наибольшее распространение получил греческий авлос, без которого древние эллины не мыслили себе ни пира, ни театрального представления. В Европу предки гобоя пришли с Ближнего Востока.

В XVII веке из бомбарды — инструмента свирельного типа — был создан гобой, который сразу стал популярным в оркестре. Вскоре он стал и концертным инструментом. В течение почти целого столетия гобой был кумиром музыкантов и меломанов. Лучшие композиторы XVII-XVIII веков — Люлли, Рамо, Бах, Гендель — отдали дань этому увлечению: Гендель, например, писал для гобоя концерты, трудность которых может смутить даже современных гобоистов. Однако в начале XIX века «культ» гобоя в оркестре несколько угас, а ведущая роль в группе деревянных духовых перешла к кларнету.

По своему строению гобой представляет собой коническую трубку; на одном конце ее находится небольшой воронкообразный раструб, на другом — трость, которую исполнитель держит во рту.

Благодаря некоторым особенностям конструкции гобой никогда не теряет настройку. Поэтому стало традицией настраивать по нему весь оркестр. Перед симфоническим оркестром, когда музыканты собираются на эстраде, нередко можно услышать, как гобоист играет ля первой октавы, а другие исполнители подстраивают свои инструменты.

Гобой используется в качестве сольного инструмента, в камерной музыке и симфоническом оркестре.

Гобой обладает подвижной техникой, хотя и уступает в этом отношении флейте. Это скорее поющий, чем виртуозный инструмент: его область, как правило, — грусть и элегичность. Так звучит он в теме лебедей из антракта ко второму действию «Лебединого озера» и в простом меланхолическом напеве второй части IV-ой симфонии Чайковского. Изредка гобою поручают «комические роли»: в «Спящей красавице» Чайковского, например, в вариации «Кот и кошечка» гобой забавно имитирует мяуканье кота. Основу репертуара для гобоя составляют произведения эпохи барокко (сочинения Баха и его современников) и классицизма (Моцарт). Реже исполняются сочинения композиторов-романтиков (Шумана) и современных композиторов.

— это цилиндрическая деревянная трубка с венчикообразным раструбом на одном конце и тростью-наконечником на другом.

Из всех деревянных духовых только кларнету доступно гибкое изменение силы звука. Это и многие другие качества кларнета сделали его звук одним из самых богатых по выразительности голосов оркестра. Любопытно, что два русских композитора, имея дело с одним и тем же сюжетом, поступили совершенно одинаково: в обеих «Снегурочках» — Римского-Корсакова и Чайковского — пастушеские наигрыши Леля поручены кларнету.

В ранних симфониях Скрябина, например, это проникновенная кантилена, овеянная негой и чистотой экспрессия. В симфониях Шостаковича (как например в разработке 8-й) это саркастичестические ужимки, злобные взвизги. У Рихарда Штрауса (в «Тиль Уленшпигеле») — колоритный смех. Он прекрасно подходит для всяческих фигураций и ненавязчивых аккомпанементов (так любимых Густавом Малером). Прекрасный образец медитативной лирики можно найти в 5 симфонии Сильвестрова.

Нередко тембр кларнета связывают с мрачными драматическими ситуациями. Эту область выразительности «открыл» Вебер. В сцене «Волчьей долины» из «Волшебного стрелка» он впервые угадал, какие трагические эффекты скрыты в низком регистре инструмента. Позже Чайковский использовал жуткое звучание низких кларнетов в «Пиковой даме» в момент, когда появляется призрак графини.

Малый кларнет пришел в симфонический оркестр из военно-духового. Впервые его использовал Берлиоз, поручив ему искаженную «тему возлюбленной» в последней части «Фантастической симфонии». К малому кларнету нередко обращались Вагнер, Римский-Корсаков, Р. Штраус. Шостакович.

В конце XVIII века семейство кларнетов обогатилось еще одним членом: в оркестре появился бассетгорн — старинная разновидность альтового кларнета. По величине он превосходил основной инструмент, а тембр его — спокойный, торжественный и матовый — занимал промежуточное положение между обычным и басовым кларнетом. Он пробыл в оркестре всего несколько десятилетий и был обязан своим расцветом Моцарту. Именно для двух бассетгорнов с фаготами было написано начало «Реквиема» (теперь бассетгорны заменяются кларнетами).

Попытка возрождения этого инструмента под именем альтового кларнета была предпринята Р.Штраусом, но с тех пор она, кажется, не имела повторений. В наше время бассетгорны входят в военные оркестры

Басовый кларнет — самый «внушительный» представитель семейства. Построенный в конце XVIII века, он завоевал прочное положение в симфоническом оркестре. Форма этого инструмента довольно необычна: раструб его загнут вверх, наподобие курительной трубки, а мундштук насажен на изогнутый стержень — все это с целью уменьшить непомерную длину инструмента и облегчить пользование им. Первым «открыл» огромную драматическую мощность этого инструмента Мейербер. Вагнер, начиная с «Лоэнгрина», делает его постоянным басом деревянных духовых.

Кларнет — бывает нескольких размеров, в зависимости от требуемой высоты звучания. Кларнет использует только один язычок (трость), а не двойной как у флейты или фагота. Кларнет обладает широким диапазоном, тёплым, мягким тембром и предоставляет исполнителю широкие выразительные возможности.

Фагот (от итальянского fagotto, буквально — узел, связка) деревянный духовой музыкальный инструмент. Возник в 1-й половине 16 века. Имеет самый большой диапазон из всех деревянных духовых.

Предком ФАГОТА считается старинная басовая свирель — бомбарда. Пришедший ей на смену фагот был построен каноником Афраньо дельи Альбонези в первой половине XVI века. Большая деревянная, перегнутая вдвое трубка напоминала вязанку дров, что и отразилось в названии инструмента (итальянское слово fagotto означает «вязанка»). Фагот покорил благозвучием тембра современников, которые по контрасту с хриплым голосом бомбарды стали называть его «дольчино» — сладостный.

В дальнейшем, сохраняя свои внешние очертания, фагот подвергся серьезным усовершенствования. С XVII века он вошел в симфонический оркестр, а с XVIII века — в военный. Конический деревянный ствол фагота очень велик, поэтому его «складывают» вдвое. К верхней части инструмента прикрепляют изогнутую металлическую трубку, на которую надета трость. Во время игры фагот на шнурке подвешивается на шею исполнителя.

В XVIII веке инструмент пользовался большой любовью современников: одни называли его «гордым», другие — «нежным, меланхолическим, религиозным». Очень своеобразно определил окраску фагота Римский-Корсаков: «Тембр старчески насмешливый в мажоре и болезненно печальный в миноре». Исполнение на фаготе требует большого расхода дыхания, а forte в низком регистре может вызвать крайнее утомление исполнителя. В XIX веке у Бетховена и Вебера фагот сделался индивидуальным голосом оркестра, а каждый из последующих мастеров находил в нем новые свойства. Мейербер в «Роберте-Дьяволе» заставил фаготы изображать «гробовой хохот, от которого мороз подирает по коже» (слова Берлиоза). Римский-Корсаков в «Шахеразаде» (рассказ Календера-царевича) обнаружил в фаготе поэтичного рассказчика. В этом последнем амплуа фагот выступает особенно часто — поэтому, наверное, Томас Манн назвал фагот «пересмешником». Примеры можно найти в «Юмористическом скерцо» для четырех фаготов и в «Пете и волке» Прокофьева, где фаготу поручена «роль» Дедушки, или в начале финала Девятой симфонии Шостаковича.

Разновидности фагота ограничиваются в наше время всего лишь одним представителем — контрфаготом. Это — самый низкий по диапазону инструмент оркестра.

Мысль продолжить звукоряд фагота вниз появилась очень давно — первый контрфагот был построен в 1620 году. Но он был так несовершенен, что до конца XIX века, когда инструмент был усовершенствован, к нему обращались крайне мало: изредка Гайдн, Бетховен, Глинка.

Современный контрфагот — это инструмент, изогнутый в три раза: его длина в развернутом виде — 5 м 93 см(!); по технике он напоминает фагот, но менее проворен и обладает густым, почти органным тембром. Композиторы XIX столетия — Римский-Корсаков, Брамс — обращались к контрфаготу обычно для усиления баса. Но порой для него пишут интересные соло. Равель, например, в «Беседе красавицы и чудовища» (балет «Моя мать гусыня») поручил ему голос чудовища.

ГРУППА ДЕРЕВЯННЫХ ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

(родовые инструменты: флейта, гобой, кларнет и фагот)

Группа деревянных духовых инструментов очень разнородна по своему тембру и техническим возможностям. Обладая гораздо меньшей гибкостью, меньшей подвижностью, более ограниченными возможностями в области нюансировки, чем струнные инструменты, — группа деревянных духовых играет в оркестре значительно меньшую роль, нежели смычковые инструменты. Начиная с первой четверти XIX века, значение этой группы инструментов увеличивается, и оркестровая литература обогащается целым рядом выразительных соло и эпизодов для деревянных духовых. Приблизительно с этого же времени в оркестре систематически появляются так называемые видовые деревянные духовые инструменты (см. таблицу оркестра гл. 2-я (Возможно опечатка, таблица составов оркестра с видовыми инструментами находится в главе III — Musstudent)).

Тембр каждого из деревянных духовых инструментов очень неровен. На протяжении всего диапазона (звукоряда) каждого из деревянных духовых инструментов можно (условно) различить три «регистровых тембра». Это обстоятельство позволило многим композиторам тонко использовать различные тембровые возможности каждого из этих инструментов, смешение в различных комбинациях тембров двух, трех и более инструментов, различные случаи сопоставления и т. п. Указывая на эти особенности деревянных духовых, Н. А.

Римский-Корсаков («Основы оркестровки») отмечает, что у каждого из этих инструментов есть своя область «выразительной игры», в которой данный инструмент наиболее способен к оттенкам, смене динамики, тонкой нюансировке и пр. Эта область лежит, главным образом, в диапазоне среднего регистра инструмента. Вне пределов же «области выразительной игры» он может предоставить оркестратору лишь тембральные краски, при более ограниченных динамических оттенках.

II

Звучащим телом — вибратором — в духовых инструментах является воздух, наполняющий корпус данного инструмента. Под влиянием специального (возбудителя (звуко-образователя) столб воздуха, заключенный в инструменте, начинает совершать периодические колебания, создавая музыкальный звук определенной высоты. Такого рода возникновение звука можно наблюдать при гудении ветра в печной трубе, в вентиляторах и т. п. Тембр данного инструмента зависит от:

1. формы объема воздуха, заключенного в инструментах, которым и придают различный вид;

2. от типа звукообразователя;

3. и отчасти от материала, из которого изготовлен данный инструмент.

Все инструменты группы деревянных духовых состоят из деревянной трубки (гренадильное или кокосовое дерево) с отверстиями, просверленными вдоль корпуса инструмента. Некоторые из отверстий закрыты клапанами. При всех закрытых отверстиях инструмент дает самый низкий звук —основной тон своего диапазона благодаря тому, что в данный момент колеблется («звучит») весь столб воздуха, заключенный в инструменте. При постепенном открывании отверстий столб воздуха, заключенный в инструменте, укорачивается, и мы получаем, пользуясь известной апликатурой, полный хроматический звукоряд в пределах октавы (например, у флейты) или в пределах дуодецимы (у кларнетов).

Для получения более высоких звуков, в пределах двух, трех и более октав, применяется прием «передувания».

Читать еще:  Пластиковые трубы без паяльника

Высота основного тона инструмента определяется длиной трубки, то есть чем длиннее трубка, тем звук инструмента будет ниже. Вдувание воздуха можно производить сильно и слабо. Если вдувать воздух сильно, то воздушный столб, заключенный и инструменте, приходит в значительное колебание и распадается на две, а при еще более сильном вдувании па три и большее количество частей, отчего основной звук повышается на интервал октавы (при первом передувании), дуодецимы (при втором передувании) и т.д., соответственно натуральному звукоряду. Таким образом получают полный объем инструмента.

III

Звукообразователи у деревянных духовых делятся на два основных вида:

1. Лабиальные («губные»).

2. Лингвальные («язычковые»).

В инструментах с лабиальным звукообразователем (флейта) звук получается от трения струи воздуха о напряженные губы и края отверстия, высверленного в головке инструмента. Таким образом, никакого дополнительного «пищика» для образования звука у флейтовых инструментов нет. Звукообразование в этом случае совершенно подобно получению звука при свисте в высверленный дверной ключ.

Язычковые звукообразователи построены, в основном, подобно детской игрушке, пищику, сделанному из стручка акации.

При не совсем плотном прилегании друг к другу двух упругих пластинок, в узкую щель с силой врывается струя воздуха, заставляющая колебаться острые края пластинок. Так построен звукообразователь, называемый «тростью» (от особого вида тростника, из которого изготавливают трости деревянных духовых). Для гобоя и фагота употребляется двойная трость, состоящая из двух пластинок; у кларнета же одна тростниковая пластинка прикрепляется к остро скошенному краю головки инструмента. Принцип же звукообразования здесь остается тот же.

Высокий звук пищика приводит в колебание столб воздуха в инструменте и заставляет последний колебаться и издавать музыкальный звук.

На духовом инструменте одновременно можно издавать только один звук. В дальнейшем, при ознакомлении с духовыми инструментами учащимся не раз придется встретиться с понятием о так называемых «транспонирующих инструментах». По целому ряду технических соображений и в связи с некоторыми историческими предпосылками некоторые из инструментов читаются ниже или выше на определенный интервал, по сравнению с его записью на нотоносце. Объем учебника не позволяет подробно рассказать о тех обстоятельствах, которые вынуждают до сего времени применять столь неудобный для начинающего инструментатора способ записи некоторых инструментов. Но изучающему инструментовку следует с первых же уроков научиться бегло транспонировать на ф-п. партии таких инструментов.

IV

Флейта (Flauto); объем

Исполнитель держит инструмент в горизонтальном положении. Флейта очень подвижный инструмент, позволяющий писать для него быстрые гаммообразные последовательности, широкие скачки, арпеджио, трели и другие пассажи. Тембр флейты светлый (особенно в середине), несколько тусклый, холодный и слабо звучащий в нижнем регистре, яркий и несколько резкий, «свистящий» в верхнем регистре. Средний и верхний регистры флейты постоянно использовались всеми оркестровыми композиторами с давних пор. Нижний регистр, за редким исключением, долгое время не находил применения. Но, начиная (приблизительно) с Ж. Бизе (1833—1875), целый ряд французских композиторов (Делиб, 1836—1891), (Массне, 1842—1912), за ними и многие позднейшие композиторы как французские, так и выдающиеся оркестраторы среди русских и немецких авторов, пишут ряд интересных соло для флейты в низком регистре. На флейте возможен особый эффект, достигаемый, двойным ударом языка (быстрое прерывание звука — стаккато).

V

Малая флейта (Flauto piccolo). Объем:

Пишется октавой ниже действительной звучности. Используется в оркестре главным образом как дополнительный инструмент, увеличивающий объем большой флейты в верхнем регистре, или для удваивания партии большой флейты в октаву (например: в большом «tutti»). Малая флейта обладает резким и сильным звуком. В русской и западной оркестровой литературе имеется ряд соло для флейты-пикколо.

VI

Альтовая флейта, звучащая на кварту или квинту ниже большой флейты, начала появляться в оркестре сравнительно недавно и пока большого распространения не имеет.

VII

Гобой (Oboe), объем: Исполнитель держит инструмент под углом вниз. Гобой менее подвижен, чем флейта, и ему более присущи кантилен-ные (певучие) мелодии. Тем не менее короткие пассажи, трели, арпеджио в достаточно подвижном темпе ему вполне доступны.

Тембр гобоя в нижнем регистре несколько резкий, средний регистр — мягкий, светлый, верхний — резкий. Тембру гобоя свойственна некоторая гнусавость, напоминающая звуки пастушеского рожка. Именно этими тембровыми особенностями гобоя часто пользуются композиторы при изображении картин природы, пастушеских наигрышей и т. п.

VIII

Английский рожок (Corno inglese), объем:

звучит на квинту ниже нотируемых звуков. На английском рожке играет второй гобоист или специальный исполнитель (при троечном составе: двух гобоях и английском рожке). Тембр английского рожка еще более сгущенно-гнусавый, чем у гобоя. Его звук напоминает тембр некоторых восточных духовых инструментов.

Большое распространение получил английский рожок у русских композиторов, начиная с Глинки, которые часто прибегали к специфическому тембру этого, инструмента для обрисовки восточного колорита.

IX

Кларнет (clarinetto), объем:

инструмент. Кларнет обладает большой красотой тембра и значительной гибкостью в нюансировке. На кларнете превосходно звучат арпеджио, гаммы, трели и самые разнообразные пассажи в очень подвижном теме. Средний регистр кларнета — мягкий и сочный; нижний — несколько глухой, мрачный; верхний — пронзительно-резкий. Кларнет стали применять в оркестре сравнительно недавно. Его изобретение относится приблизительно к 1700 году. Лишь со второй половины XVIII века кларнет сделался постоянным членом оркестра. Гайдн и Моцарт применяли его с большой осторожностью (некоторые произведения этих композиторов инструментованы без кларнетов), и лишь начиная со времен Вебера, кларнет стал занимать чуть ли не одно из главных мест в семействе духовых инструментов.

Благодаря особому устройству клапанов, на кларнете неудобно исполнять пьесы с большим количеством знаков. Для избежания этого неудобства в современном оркестре применяют два строя кларнетов: для диезных тональностей кларнет в строе А, а для бемольных — в строе В. Таким образом, кларнет является инструментом транспонирующим.

Мелодия

на кларнете в строе А прозвучит:

а на кларнете в строе В прозвучит:

При модуляциях в пьесе в партии кларнета для перемены строя (смены кларнета) дают несколько пауз. (В партии пишется: «muta A in В», т. е. заменить кларнет А на кларнет В.)

X

Кларнет-бас (Clarinetto basso), инструмент транспонирующий. Несколько менее подвижный нежели кларнет. Употребляется в строях A и В (последнее чаще).

Для облегчения игры на нем его партию пишут в скрипичном ключе.

Объем по письму:

Звучит:

Тембр бас-кларнета угрюмый, мрачный; звук сильный.

Малые кларнеты (Clarinetti piccoli), начиная с Берлиоза, иногда вводятся в симфонический оркестр. Тембр малого кларнета — резкий, пронзительный. Употребляется в строях D и Es.

XII

Фагот (Fagotto), объем:

играющего при помощи изогнутой металлической трубочки. Партию фагота пишут в басовом и теноровом ключах.

Нижний и средний регистры — наиболее красивы и употребительны. Более высокие звуки — несколько тусклы. Фагот может исполнить довольно быстрые пассажи, особенно арпеджио. Очень употребительны скачки почти на любой интервал, трели, стаккатная техника и т. п.

XIII

Контр-фагот (Contrafagotto), объем:

Звучит октавой ниже нотируемых звуков. Очень громоздкий инструмент, мало подвижный, с мощным звуком. Употребляется в некоторых случаях для удвоения в больших оркестрах партии фагота в октаву (в больших tutti), для усиления басовой группы и т. п.

XIV

Помимо рассмотренных здесь основных и наиболее употребительных видовых инструментов группы деревянных духовых (в партитурах старинных композиторов и более новых и наших современников — западных и русских композиторов), находил и находит применение ряд инструментов, или же совершенно не употребляемых в современной музыкальной практике, или же не нашедших еще место, достаточно прочное в оркестровой партитуре. К таким инструментам можно отнести старинные бассет-горн, гобой д’амур или, например, саксофоны, геккельфон и пр. В задачу нашего краткого курса не входит рассмотрение этих редких участников симфонического оркестра.

XV

Группа деревяных духовых в своем основном составе так же, как и группа струнных, дает полный гармонический комплекс: флейты играют роль сопранового голоса, гобои — альтового, кларнеты — тенорового, фаготы — басового.

Именно так прозвучит «квартет» деревянных духовых, если расположить инструменты по номинальной высоте:

Но, как это будет видно из дальнейшего, любой изинструментов духовой группы может исполнить роль сопранового голоса, а остальные—аккомпанемента.

Видовые инструменты (флейта-пикколо, английский рожок, бас- и пикколо- кларнеты, контр-фагот) служат, главным образом, для особых эффектов, для усиления группы деревянных и для увеличения объема (основного звукоряда) родовых инструментов.

Во времена венских классиков группа деревянных духовых лишь устанавливалась в своем парном составе; но нередко эти композиторы употребляли неполный парный состав, выпуская в партитуре то партию 2-й флейты, то совсем не употребляя кларнетов, и т. п.

XVI

Партии каждой пары основных инструментов группы деревянных духовых пишут обычно на одной строчке (одном нотоносце) и лишь изредка на двух, применяя следующие условные обозначения. Когда играют оба инструмента в унисон, сверху пишут: «а2», что значит — вдвоем. Если два инструмента играют разные партии, их ноты пишут штилями в разные стороны. Указания «1 соло», «2 соло» указывает на сольное исполнение данного места одним из двух инструментов

Группа деревянных духовых инструментов

Группа деревянных духовых инструментов

На ранних этапах своего развития эти инструменты изготовлялись исключительно из дерева, откуда исторически и произошло их название. Современные деревянные духовые инструменты редко делают из дерева, чаще применяют различные сплавы металлов (никель, серебро, золото, платина) или пластик. В группу деревянных духовых инструментов входят инструменты четырёх семейств со всеми своими разновидностями.

Деревянные духовые инструменты представляют собой трубки цилиндрического или конического сечения. Расширенная часть трубки – раструб. Это важнейшая темброобразующая часть инструмента. Части трубки с клапанами и рычагами – колена. Все деревянные духовые инструменты для удобства хранения и транспортировки делаются разборными.

По способу вдувания струи воздуха деревянные духовые инструменты делятся на два типа:

1. лабиальные (лат. labium — губы), в которых воздух вдувается через специальное поперечное отверстие в головке инструмента. Вдуваемая воздушная струя рассекается об острый край отверстия, благодаря чему приходит в колебание столб воздуха внутри трубки. К такому типу инструментов относится флейта и её народный вариант дудка.

2. язычковые (лингвальные; лат. lingua — язык), в которых воздух вдувается через язычок (трость), укреплённый в верхней части инструмента и являющийся возбудителем колебания воздушного столба внутри инструмента. Трости бывают двух типов.

Одинарная трость представляет собой тонкую камышовую пластинку, закрывающую отверстие в мундштуке инструмента, оставляя в нём узкую щель. При вдувании воздуха трость, вибрируя с большой частотой, принимает различное положение, то открывая, то закрывая канал в мундштуке инструмента. Вибрация трости передаётся столбу воздуха внутри инструмента, который также начинает вибрировать, таким образом, производя звук. К инструментам, использующим одинарную трость, относятся традиционные кларнет и саксофон.

Двойная трость состоит из двух тонких камышовых пластинок, плотно соединяющихся друг с другом, которые, вибрируя под влиянием вдуваемого воздуха, замыкают и размыкают щель, образуемую ими самими. К инструментам с двойной тростью относятся современные гобой и фагот, старинные шалмей и круммхорн, большинство народных духовых инструментов — дудук и зурна.

Группа деревянных духовых инструментов формируется по ансамблевому принципу: каждый исполнитель имеет свою партию. Партии духовых пишутся парами на нотоносце.

Процесс формирования группы деревянных духовых инструментов был более продолжительным и сложным, чем струнной группы. Длительное время ее состав ограничивался флейтами, гобоями и фаготами. Лишь к концу XVIII века с появления в симфоническом оркестре кларнетов группа деревянных духовых инструментов приобрела статус самостоятельной группы оркестра.

Читать еще:  Кто выдает удостоверение по пожарной безопасности

Инструменты духового оркестра • Wind instruments

Основу духового оркестра составляют медные широкомензурные духовые инструменты с коническим каналом: корнеты, флюгельгорны, эуфониумы, альты, тенора, баритоны, тубы. Другую группу составляют медные узкомензурные инструменты с цилиндрическим каналом: трубы, тромбоны, валторны. В группу деревянных духовых инструментов входят лабиальные — флейты и лингвальные (язычковые) — кларнеты, саксофоны, гобои, фаготы. В группу основных ударных инструментов входят литавры, большой барабан, тарелки, малый барабан, треугольник, бубен, там-там. Используются также джазовые и латиноамериканские ударные: ритм-тарелки, конго и бонго, том-томы, клавес, тартаруга, агого, маракасы, кастаньетты, пандейра и др.

Оркестр

Духовой оркестр — оркестр, в состав которого входят духовые (деревянные и медные или только медные) и ударные музыкальные инструменты, один из массовых исполнительских коллективов. Как устойчивое исполнительское объединение сформировался в ряде стран Европы в 17 в. В России появился в конце 17 — начале 18 вв. (военно-духовые оркестры при полках русской армии).

Инструментальный состав Д. о. постепенно совершенствовался. Современный духовой оркестр имеет 3 основные разновидности, представляющие собой оркестры смешанного типа: малый (20), средний (30) и большой (42–56 и более исполнителей). В состав большого Д. о. входят: флейты, гобои (включая альтовый), кларнеты (включая малый, альтовый и бас-кларнет), саксофоны (сопрано, альты, теноры, баритоны), фаготы (включая контрафагот), валторны, трубы, тромбоны, корнеты, альты, теноры, баритоны, басы (медные тубы и смычковый контрабас) и ударные инструменты с определенной и без определенной высоты звука. При исполнении концертных произведений в состав Д. о. эпизодически вводятся арфа, челеста, фортепиано и др. инструменты.

Современные Д. о. ведут разностороннюю концертно-популяризаторскую деятельность. В их репертуаре почти все выдающиеся произведения отечественной и мировой музыкальной классики. Среди советских дирижеров Д. о. — С. А. Чернецкий, В. М. Блажевич, Ф. И. Николаевский, В. И. Агапкин.

Строение духового оркестра

Основные группы, их роль и возможности

Основу духового оркестра составляет группа инструментов, существующая под общим названием «саксгорны». Они названы так по имени А. Сакса, изобретшего их в 40-х годах XIX века. Саксгорны явились усовершенствованным типом инструментов, носивших название бюглей (бюгельгорнов). В настоящее время у нас в СССР эта группа обычно именуется основной медной группой. В нее входят: а) инструменты высокой тесситуры — саксгорн-сопранино, саксгорн-сопрано (корнеты); б) инструменты среднего регистра — альты, теноры, баритоны; в) инструменты низкого регистра — саксгорн-бас и саксгорн-контрабас.

Две другие группы оркестра составляют деревянные духовые и ударные инструменты. Группа саксгорнов собственно, и образует малый медный состав духового оркестра. С присоединением к этой группе деревянных духовых, а также валторн, труб, тромбонов и ударных образуют малый смешанный и большой смешанный составы.

В целом группа саксгорнов с характерными для этих инструментов конической трубкой и широкой мензурой обладают достаточно большим, сильным звуком и богатыми техническими возможностями. Это особенно относится к корнетам, инструментам большой технической подвижности и яркого, выразительного звучания. Им в первую очередь поручается основной мелодический материал произведения.

Инструменты среднего регистра — альты, теноры, баритоны — выполняют в духовом оркестре две важные задачи. Во-первых, они заполняют гармоническую «середину», то есть исполняют основные голоса гармонии, в самых разнообразных видах изложения (в виде выдержанных звуков, фигурации, повторяющихся нот и т.п.). Во-вторых, они взаимодействуют с другими группами оркестра, в первую очередь с корнетом (одно из обычных сочетаний — исполнение темы корнетами и тенорами в октаву), а также с басами, которым нередко «помогает» баритон.

Непосредственно к этой группе примыкают медные инструменты, типичные для симфонического оркестра, — валторны, трубы, тромбоны (по принятой в СССР терминологии духового оркестра — так называемые «характерные медные»).

Важным дополнением к основному медному составу духового оркестра является группа деревянных духовых инструментов. Это — флейты, кларнеты с их основными разновидностями, а в большом составе также гобои, фаготы, саксофоны. Введение в оркестр деревянных инструментов (флейты, кларнетов) позволяет существенно расширить его диапазон: например, мелодия (а также гармония), исполняемая корнетами, трубами и тенорами, может быть удвоена в одну или две октавы вверх. Кроме этого, значение деревянных духовых состоит в том, что они, как писал М. И. Глинка, «служат преимущественно для колорита оркестра», то есть способствуют красочности, яркости его звучания (Глинка, правда, имел в виду симфонический оркестр, но ясно, что это его определение применимо и к оркестру духовому).

Наконец, нужно подчеркнуть особо важное значение ударной группы в духовом оркестре. При весьма своеобразной специфики духового оркестра и прежде всего большой плотности, массивности звучания, а также частых случаях игры на открытом воздухе, в походе, при значительном преобладании в репертуаре музыки маршевой и танцевальной, организующая роль ритма ударных особенно важна. Поэтому духовому оркестру, в сравнении с симфоническим, свойственно несколько форсированное, подчеркнутое звучание ударной группы (когда мы слышим доносящиеся издали звуки духового оркестра, то прежде всего воспринимаем именно ритмические удары большого барабана, а затем начинаем слышать все остальные голоса).

Малый смешанный духовой оркестр

Решающим отличием между малым медным и малым смешанным оркестром является фактор высотный: благодаря участию флейт и кларнетов с их разновидностями оркестр получает доступ в «зону» высокого регистра. Следовательно, изменяется общая объемность звучания, что имеет очень большое значение, так как полнота звучания оркестра зависит не столько от абсолютной силы, сколько от регистровой широты, объемности расположения. Кроме того, возникают возможности сопоставления звучания медного оркестра с контрастирующей деревянной группой. Отсюда некоторое сокращение границ «деятельности» собственно медной группы, которая до известной степени теряет универсальность, естественную в малом медном оркестре.

Благодаря присутствию деревянной группы, а также характерной меди (валторны, трубы), появляется возможность введения новых тембров, возникающих от смешения красок как в деревянной и медной группах, так и в самой деревянной группе.

Благодаря большим техническим возможностям деревянная «медь» разгружается от технической форсировки, общее звучание оркестра делается более легким, не чувствуется типичной для техники медных инструментов «вязкости».

Все это вместе взятое дает возможность расширить границы репертуара: малому смешанному оркестру доступен более широкий круг произведений различных жанров.

Таким образом, малый смешанный духовой оркестр является более совершенным исполнительским коллективом, а это, в свою очередь, накладывает более широкие обязанности как на самих оркестрантов (техника, ансамблевая слаженность), так и на руководителя (техника дирижирования, подбор репертуара).

Большой смешанный духовой оркестр

Высшей формой духового оркестра является большой смешанный духовой оркестр, которому доступно исполнение произведений значительной сложности.

Этот состав характеризуется прежде всего введением тромбонов, трех или четырех (для противопоставления тромбонов «мягкой» группе саксгорнов), тремя партиями труб, четырьмя партиями валторн. Кроме того, большой оркестр обладает значительно более полной группой деревянных духовых, которая состоит из трех флейт (двух больших и piccolo), двух гобоев (с заменой второго гобоя английским рожком или с самостоятельной его партией), большой группы кларнетов с их разновидностями, двух фаготов (иногда с контрафаготом) и саксофонов.

В большом оркестре геликоны, как правило, заменяются тубами (строй их, принципы игры, аппликатура те же, что и у геликонов).

Ударная группа добавляется литаврами, обычно тремя: большой, средней и малой.

Ясно, что большой оркестр по сравнению с малым обладает значительно большими красочными и динамическими возможностями. Для него типично применение более разнообразных приемов игры — широкое использование технических возможностей деревянных, применение «закрытых» звуков (сурдин) в медной группе, самые различные тембровые и гармонические соединения инструментов.

В большом оркестре особенно целесообразно противопоставление труб и корнетов, а также широкое использование приемов divisi у кларнетов и корнетов, причем разделение каждой группы может доводиться до 4–5 голосов.

Естественно, что большой смешанный оркестр значительно превосходит малые составы по количеству музыкантов (если малый медный оркестр составляет 10–12 человек, малый смешанный 25–30 человек, то в большой смешанный входит 40–50 музыкантов и более).

Группа деревянных духовых инструментов.

Знакомство ссимфоническим оркестром начнем сгруппыдеревянных духовых инструментов.Само название «деревянные» давно уже не вполне правильное. Когда-то инструменты этой группы действительно были деревянными, но сейчас их изготавливают из различного материала, в том числе из металла и пластмассы. Название сохранилось, чтобы отличать эти духовые инструменты от группы медных духовых.

К группе деревянных духовых инструментов относятся: флейта, гобой, кларнети фагот. Все они звучат с помощью вибрации столба воздуха, заключенного в трубке инструмента, но при этом сильно отличаются друг от друга по тембру, характеру и окраске звучания. Кроме того, каждый из них обладает особым техническим устройством.

Численность музыкантов в группе невелика, со времен Гайдна и Моцарта классическим считается парный состав, т.е. в оркестре играют по два музыканта на каждом инструменте группы.

Самым высоким голосом среди деревянных духовых обладает флейта(flauto). Ее название переводится с латинского как «дыхание». Это один из древнейших музыкальных инструментов, ее происхождение теряется в глубине веков. В современную флейту музыкант вдувает воздух в боковое отверстие, держа ее поперек относительно своего туловища. Такая флейта называется поперечная. Разновидность обыкновенной флейты — флейта-пикколо(piccolo – с итальянского «маленькая»). Инструмент уменьшенного размера звучит на октаву выше большой флейты. Флейта обладает легким и светлым тембром, часто солирует, а благодаря своему техническому совершенству может исполнять сложные виртуозные мелодии.

Гобой(oboe) – название имеет французское происхождение и означает «высокое дерево». Его легко узнать по своеобразному «носовому» оттенку, который получается благодаря двойной трости-язычку. Этот инструмент так же известен с глубокой древности. В отличие от флейты гобой не столь подвижен и блестящ, но зато способен к более проникновенной задушевной выразительности. Композиторы часто пользуются тембром гобоя для изображения картин природы, сельского быта. Разновидность гобоя английский рожок(corno inglese) – это увеличенный гобой, звучащий ниже обычного и обладающий более густым тембром.

Кларнет(clarnetto– с итальянского «ясный, светлый») обладает чистым и прозрачным тембром. В подвижности и виртуозности кларнет с успехом соперничает с флейтой. Его диапазон очень велик – он играет легко и свободно на любой высоте, отличаясь силой и сочностью звучания. В современном оркестре участвуют и разновидности кларнета: малый кларнет

(звучащий на октаву выше основного) и басовый кларнет (звучащий на октаву ниже основного).

Фагот(fagotto) — самый низкий инструмент группы. У него такой же, как у гобоя двойной язычок, придающий его звучанию «хрипоту». Фагот самый длинный инструмент, поэтому его сложили, точно вязанку дров (с итальянского языка его название так и переводится «связка, узел»). Разновидностью фагота является контрафагот, он звучит октавой ниже основного.

К группе деревянных духовых примыкает семейство саксофонов(saxofoni), в которое входят инструменты различной высоты: сопрановые, альтовые, теноровые и баритоновые. Хотя сегодня саксофон зарекомендовал себя как джазовый инструмент, но он был изобретен задолго до рождения джаз-оркестров – в 1840 году его сконструировал бельгийский мастер Адольф Сакс. Выразительный тембр саксофона применяют в качестве дополнительного участника симфонического оркестра.

Задания:

1. Назовите все группы симфонического оркестра.

2. Почему группа деревянных духовых инструментов так называется, точное ли это название?

3. По описанию тембра узнайте инструмент деревянной духовой группы:

а) глухой, хриплый, приглушенный;

б) холодный, легкий, свистящий;

в) чистый, прозрачный, ясный;

г) густой, насыщенный, гнусавый.

Урок 6

Дата добавления: 2015-04-05 ; просмотров: 21 ; Нарушение авторских прав

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector