8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Является ли политическая партия некоммерческой организацией

Политическая партия как юридическое лицо

Правовое положение политических партий определяется Законом Р Ф «О политических партиях» № 95-ФЗ от 11.07.2001 г. ( в дальнейшем — «Закон»). Этот Закон принят в развитие Конституции России, согласно которой политические партии являются одной из форм осуществления гражданами права на объединение. Однако это конституционное право имеет более широкую сферу применения, нас же интересует, что представляет собой политическая партия как юридическое лицо.

В ст. 3 Закона политическая партия названа общественным объединением. Это объединение имеет политические цели ( участие в выборах и референдумах, общественных и политических акциях) и должно удовлетворять определенным ( порой, достаточно жестким) требованиям. Эти требования содержатся в ст. 3 Закона и многие их них уже привлекли внимание общественности. Как тут, в частности, не вспомнить о минимальной численности членов партии в 10 000 человек и о том, что она должна иметь отделения не менее чем в половине субъектов Российской Федерации с определенной численностью членов и другие. Многие говорят: введенные ограничения настолько серьезны, что вступают в противоречие с конституционным правом на объединение, существенно затрудняя гражданам его осуществление. Однако поскольку эти ограничения содержатся в Законе, отменить их может только Конституционный Суд России, пока же на практике они будут применяться.

Признание политической партии общественным объединением предполагает возможность субсидиарного применения к партиям Закона « Об общественных объединениях». Вряд ли политическую партию можно считать особой ( новой) формой некоммерческой организации, отличной от общественного объединения. Правда, на практике случаи субсидиарного применения норм Закона « Об общественных объединениях» к партиям вряд ли будут частыми. Ведь Закон « О политических партиях» намного более четко и логично регламентирует деятельность партии, особенно если сравнивать его с устаревшим и противоречивым Законом « Об общественных объединениях».

Вместе с тем, нельзя не учитывать что с принятием Закона « О политических партиях» Закон « Об общественных объединениях» остался без изменения. Между тем, в нем предусмотрены так называемые политические общественные объединения. Их функции теперь могут осуществлять только политические партии. Поэтому политические общественные объединения в течение двух лет должны быть преобразованы в политические партии ( ст. 47 Закона), в противном случае они станут обычными общественными объединениями.

Выдвигать кандидатов в депутаты и на иные выборные должности может теперь только политическая партия. Что касается иного участия в выборах и референдумах, то монополии на это политические партии не имеют. В частности, в избирательных блоках вместе с политическими партиями могут участвовать и иные общественные объединения ( ст. 36 Закона).

Наименование политической партии должно содержать указание на ее организационно-правовую форму — «партия». Причем никакие другие юридические лица не могут включать в свое наименование слово « партия». В наименовании можно использовать слово « Россия» или « российская», но запрещено указывать наименования каких-либо государственных органов или граждан ( ст. 6 Закона).

Политические партии создаются двумя основными способами — заново, т. е. на учредительном съезде, или путем реорганизации из общероссийской общественной организации ( движения).

И сама политическая партия, и ее региональные отделения признаются юридическими лицами с момента их государственной регистрации ( ст. 15 Закона). Сначала регистрируется партия в целом, затем — ее региональные отделения. Причем если этих отделений будет зарегистрировано недостаточно, может быть аннулирована и регистрация партии в целом.

Собственником имущества признается политическая партия в целом, отдельные ее члены не имеют прав на имущество партии. Региональные отделения партии и иные ее зарегистрированные структурные подразделения имеют в отношении закрепленного за ними имущества партии право оперативного управления ( ст. 28 Закона). По-видимому, право оперативного управления имеют только те подразделения, которые признаны юридическими лицами. Таким образом, в российском законодательстве появился еще один субъект права оперативного управления, кроме учреждений и казенных предприятий.

Правда, это не вполне укладывается в рамки действующего ГК. Согласно ст. 296 ГК право оперативного управления могут иметь лишь казенные предприятия и учреждения. И список таких субъектов, вроде бы, закрытый. Правда, перечень некоммерческих организаций по ГК сконструирован как открытый ( ст. 50 ГК), но это не решает проблемы. Возникает коллизия, разрешение которой в пользу приоритета норм ГК ( согласно п. 2 ст. 3 ГК), еще более запутает ситуацию. Ведь вопрос о праве отделений политической партии на имущество « повисает в воздухе». Если у них есть право собственности, то как соотнести его с правом собственности политической партии, если какое-нибудь другое право, то какое? Ответа нет. Проще будет согласиться с вариантом, предложенным Законом, и внести изменения в ГК.

Не менее интересным является вопрос о том, кто выступает учредителем отделений политической партии — сама партия или ее члены, проживающие в регионе. Очевидно, что если партия — собственник имущества, то она должна выступать и в качестве учредителя. Что же касается членов партии, то они наделяются учредителем правами образовать органы управления отделения ( подразделения). При этом сами они учредителями отделения ( подразделения) не становятся.

Отделения ( подразделения) политической партии отвечают по своим обязательствам всем закрепленным на ними имуществом. И в этом состоит отличие данных обладателей права оперативного управления от учреждений ( последние отвечают лишь денежными средствами). Субсидиарную ответственность по долгам своих отделений ( подразделений) несет политическая партия в целом. Здесь использована, по сути, та же модель, что и во взаимоотношениях учреждения и собственника его имущества.

Учредительным документом политической партии является ее устав. Положения, которые должны быть в уставе, четко названы в Законе. Что касается других документов, которые подлежат представлению в регистрирующий орган, то они учредительными документами не являются, за исключением, пожалуй, решения о создании отделения ( иного структурного подразделения), которое будет его учредительным документом в отсутствие устава ( положения).

Членство в политической партии может быть только индивидуальным. Членство существует только в партии в целом, а не в ее отделении ( подразделении). Членами партии могут быть дееспособные граждане, достигшие 18 лет. Участие иностранцев и лиц без гражданства запрещено. Можно быть членом только одной политической партии.

Партия может осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с законодательством РФ и уставом партии ( ст. 26 Закона). При этом партия должна использовать полученные от предпринимательской деятельности средства на цели, предусмотренные в ее учредительных документах. Эти средства не могут распределяться между членами партии. Закон ограничивает круг видов предпринимательской деятельности, которую могут осуществлять партии, перечнем, содержащимся в п. 3 ст. 31 Закона. В основном это издательская, полиграфическая, рекламная и информационная деятельность, а также сдача имущества в аренду. Иными видами предпринимательской деятельности партия заниматься не вправе.

Политическая партия может принимать пожертвования, причем круг жертвователей и порядок пожертвования серьезно ограничены ( ст. 30 Закона). Нарушение правил о пожертвовании влечет за собой обязанность политической партии возвратить соответствующее имущество его жертвователю, а при невозможности — перечислить в доход Российской Федерации. Причем здесь, скорее всего, имеет место особое последствие совершения недействительной сделки, когда она, по общему правилу, влечет двустороннюю реституцию, а при ее невозможности — изъятие имущества в доход Российской Федерации. Такие последствия не предусмотрены ГК, но, скорее всего, ему не противоречат ( см. ст. 167 ГК, согласно которой иные последствия недействительности сделки могут быть предусмотрены законом).

Политические партии вправе получать от государства финансирование. Однако требовать его могут не все партии, а лишь те, которые так или иначе победили на выборах ( ст. 33 Закона). Следует отметить, что это правило противоречит ранее сформулированному принципу равной поддержки государством всех политических партий. Последний же принцип напрямую вытекает из норм Конституции Р Ф о равноправии граждан. Впрочем, норма Закона о предоставлении финансовой поддержки также может быть отменена лишь Конституционным Судом Р Ф , что произойдет не скоро, если вообще произойдет.

За политическим партиями осуществляется государственный контроль, четко урегулированный Законом. Наивысшей санкцией при осуществлении такого контроля может быть ликвидация политической партии, менее жесткой — приостановление деятельности по решению суда, самой простой мерой — вынесение предостережения.

Некоммерческие организации: понятие, виды, права и деятельность НКО в 2019 году

Некоммерческие организации (далее – НКО) являются одной из двух больших групп юридических лиц (к другой группе относятся коммерческие организации). Основной отличительной чертой некоммерческих организаций является то (и это следует из самого их названия), что они создаются не в целях осуществления коммерческой деятельности.

Что такое НКО, цели создания, независимость

Под некоммерческими организациями понимаются юридические лица, создаваемые в образовательных, культурных и иных, указанных в их учредительных документах, целях, и:

  • не имеющие в качестве основной цели извлечение прибыли;
  • не распределяющие полученную в результате своей деятельности прибыль между своими участниками (п. 1 ст. 50 Гражданского кодекса РФ).

Примерный перечень целей создания НКО закреплен п.2 ст.2 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 (далее – ФЗ о НКО). Согласно указанному закону НКО могут создаваться для:

  • достижения социальных, благотворительных, духовных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей;
  • развития физической культуры и спорта, защиты прав и законных интересов граждан и т.д.

Указанный перечень не является исчерпывающим, данным пунктом предусмотрено, что НКО могут создаваться в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Кроме того, цели создания и деятельности НКО закрепляются отдельными федеральными законами.

Так, например, согласно п.1 ст.19 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11.06.2003 крестьянское (фермерское) хозяйство создается в целях осуществления деятельности по производству, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции, согласно ст.1–3, 6, 20–26 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002 целью создания коллегий адвокатов, иных адвокатских образований является защита прав и свобод граждан, оказание гражданам квалифицированной юридической помощи, представление интересов граждан.

Конкретные цели создания НКО закрепляются в их учредительных документах, и, в зависимости от цели, НКО относятся к тому или иному виду, в какой именно сфере они будут осуществлять свою деятельность.

Читать еще:  Напольное покрытие для комнаты ковролин

Среди принципов организации и деятельности НКО особое значение придается принципу их независимости.

Независимость НКО обеспечивается, прежде всего, тем, что они являются юридическими лицами, и, как для всех юридических лиц, в их отношении, в том числе, законодательно закрепляется порядок их создания и ликвидации, порядок формирования, компетенция их органов управления, НКО наделяются обособленным имуществом.

В отношении некоторых форм и видов НКО принцип независимости специально закрепляется законом.

Так, например, это сделано в отношении религиозных объединений, организаций (ст.4, 6, 25 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997), адвокатуры (ст.3 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002) и т.д.

Виды и формы некоммерческих организаций

Согласно действующему законодательству НКО могут создаваться в различных формах, например, ГК РФ в п. 3 ст. 50 предусматривает более 15 возможных форм.

Все НКО, в зависимости от того, создается ли она на основе членства или нет, подразделяются на две больших группы (вида): а) некоммерческие корпоративные организации и б) некоммерческие унитарные организации.

К некоммерческим корпоративным организациям, согласно ст. 123.1 ГК РФ, относятся организации, которые соответствуют следующим критериям (помимо критериев, общих для всех НКО):

  1. создаются на основе членства, т.е. учредители (участники) получают право членства в НКО;
  2. учредители (участники) НКО формируют высший орган управления организацией;
  3. решение о создании некоммерческой корпоративной организации принимается ее учредителями на собрании, съезде, конференции и т.п.

В отличие от некоммерческих корпоративных, некоммерческие унитарные организации:

  1. не имеют членства;
  2. создаются по решению одного учредителя;
  3. решение о первоначальном формировании высшего органа управления такой НКО принимается одним учредителем.

Законодательством специально выделяются два самостоятельных вида НКО:

  • социально ориентированные некоммерческие организации;
  • исполнители общественно-полезных услуг.

При этом, согласно п. 2.1 ст. 2, ст. 31.1 ФЗ о НКО под социально ориентированными НКО понимаются НКО, создаваемые в целях и осуществляющие деятельность по решению социальных проблем, развитию гражданского общества, охране объектов и территорий, имеющих особое историческое, культурное значение (например, объекты историко-культурного наследия), оказанию юридической помощи на безвозмездной или льготной основе (адвокатские образования) и т.д.

Особо законом оговаривается, что не признаются социально ориентированными НКО государственные корпорации, государственные компании и политические партии.

В соответствии с пунктом 2.2 ст. 2 ФЗ о НКО под исполнителями общественно полезных услуг понимаются социально ориентированные НКО, которые соответствуют следующим критериям:

  • на протяжении 1 года и более оказывают общественно полезные услуги надлежащего качества;
  • не являются организациями, признаваемыми по российскому законодательству иностранным агентом;
  • не имеют задолженности по налогам и сборам (обязательным платежам).

Как указывалось выше, законодательством предусмотрен только примерный перечень видов и форм НКО (п. 3 ст. 50 ГК РФ).

Кроме указанного перечня, некоторые формы НКО закреплены в п. 3 ст. 2, ст. ст. 6 – 11 ФЗ о НКО (общественные и религиозные организации (объединения), общины малочисленных коренных народов РФ, казачьи общества, некоммерческие партнерства и т.д.).

В свою очередь указанные выше формы, в зависимости от целей создания и осуществляемой деятельности НКО, также могут подразделяться на отдельные виды.

Так, основным нормативным правовым актом о потребительских кооперативах является ГК РФ, в частности ст. ст. 123.2, 123.3. При этом, порядок создания, организации и деятельности отдельных видов потребительских кооперативов определяется специальными федеральными законами.

Например, выделяются особенности жилищных и жилищно-строительных кооперативов (определяются ст. ст. 110 – 134 Жилищного кодекса РФ), кредитных кооперативов (ФЗ «О кредитной кооперации» от 18.07.2009 № 190-ФЗ), потребительских обществ (Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» от 19.06.1992 № 3085-1), жилищных накопительных кооперативов (ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» от 30.12.2004 № 215-ФЗ, сельскохозяйственных производственных и сельскохозяйственных потребительских кооперативов (ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» от 08.12.1995 № 193-ФЗ) и т.д.

Отметим, что указанные формы могут в свою очередь подразделяться на несколько видов. Так, например, сельскохозяйственные потребительские кооперативы в зависимости от осуществляемых видов деятельности подразделяются на перерабатывающие, сбытовые (торговые), животноводческие и т.д. (ст. 4 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»).

Создание ряда форм НКО, порядок их организации и деятельности регулируются отдельными специальными федеральными законами. Это относится, например, к садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан (ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединении граждан» от 15.04.1998 № 66-ФЗ, ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.07.2017 № 217-ФЗ), товариществам собственников жилья (ст. 291 ГК РФ, ст. ст. 135 – 152 Жилищного кодекса РФ) и т.д.

Иностранные НКО, НКО со статусом иностранного агента

Законодательством особо рассматривается вопрос о деятельности иностранных НКО на территории РФ.

Согласно п. 4 ст. 2 ФЗ о НКО иностранными признаются организации, созданные за пределами территории РФ. При этом, они должны отвечать общему принципу создания НКО – основной целью создания и деятельности не является извлечение прибыли, полученная в результате деятельности прибыль не распределяется между учредителями (участниками).

В соответствии с п. 5 указанной статьи деятельность иностранной организации может осуществляться на территории РФ через создаваемые структурные подразделения (в зависимости от конкретной формы НКО и положений ее устава – отделения, филиалы, представительства).

Также, действующим законодательством особо выделяется такой вид НКО как «иностранные агенты», порядок создания, организации и деятельности которых имеет свои особенности.

Под НКО, признаваемой по российскому законодательству выполняющей функции «иностранного агента», согласно п. 6 ст. 2 ФЗ о НКО понимаются НКО, которые отвечают следующим признакам:

  1. получают денежные средства (имущество) от иностранных источников, под которыми понимаются иностранные государства, международные организации иностранные граждане и т.д.;
  2. участвуют в политической деятельности на территории РФ в интересах иностранных источников.

Указанным ФЗ приводится перечень видов деятельности, которые понимаются под политической деятельностью – митинги, демонстрации, участие в деятельности на выборах, референдумах и т.д. (ч. 3 п. 6 ст. 2 ФЗ о НКО). Отдельно в указанном пункте закреплен перечень видов деятельности, которые не признаются политической деятельностью – деятельность в сфере образования культуры, благотворительная деятельность и т.д. (ч. 4 п. 6 ст. 2 ФЗ о НКО).

Отметим, что соответствие указанных норм Конституции РФ подтверждено, в том числе, и Постановлением Конституционного Суда РФ от 08.04.2014 № 10-П.

Права и деятельность некоммерческой организации, некоммерческие организации как субъекты предпринимательской деятельности

Как все юридические лица, НКО обладают своей правоспособностью.

По общему правилу, согласно ст. 49 ГК РФ, юридическое лицо может иметь гражданские права (и осуществлять виды деятельности), которые соответствуют целям его деятельности.

При этом, некоторыми федеральными законами, определяющими правовое положение отдельных видов НКО, специально оговариваются права (правомочия) НКО.

Так, например, ст. 6 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» к правомочиям сельскохозяйственного кооператива относятся право на создание филиалов (представительств), право на приобретение имущества, в том числе земельных участков, право на осуществление внешнеэкономической деятельности, право на заключение договоров, направленных на достижение целей в соответствии с уставом кооператива и т.д.

При этом, правоспособность НКО отличается тем, что она ограничена теми целями, для достижения которых НКО создавалось (уставные цели).

Вместе с тем, законодательством не запрещается НКО осуществлять в процессе своей деятельности предпринимательскую деятельность. При этом, специально оговаривается, что, полученная НКО при осуществлении уставной деятельности прибыль, не подлежит распределению между ее участниками (п. 1 ст. 50 ГК РФ).

Кроме того, п. 4 ст. 50 ГК РФ закреплено специальное правило для НКО – они могут осуществлять приносящую доход деятельность, если:

  1. осуществление такой деятельности предусмотрено уставом НКО;
  2. такая деятельность должна отвечать (соответствовать) целям создания НКО;
  3. такая деятельность должна способствовать достижению целей создания НКО.

В связи с тем, что при осуществлении такой деятельности НКО выступают как любые другие участники гражданского оборота, в целях обеспечения его стабильности, защиты их контрагентов по сделкам, совершаемым НКО, п. 5 указанной статьи предусмотрено специальное правило: для осуществления такой деятельности НКО должна обладать имуществом, рыночной стоимостью не менее размера уставного капитала, предусмотренного законом для обществ с ограниченной ответственностью (согласно ч. 1 п. 1 ст. 14 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» этот размер составляет 10 000 рублей).

По общему правилу в остальных аспектах (налогообложение, лицензирование и т.д.), предпринимательская деятельность НКО и, соответственно, полученная в результате такой деятельности прибыль, признается прибылью юридического лица в обычном порядке.

Следует отметить, что, если НКО осуществляет виды деятельности, для которых требуется специальное разрешение (лицензия), их деятельность подлежит лицензированию в общем для всех субъектов предпринимательской деятельности порядке.

В ряде случае специальными федеральными законами определяются виды деятельности для отдельных форм НКО.

Особое место при рассмотрении вопроса о деятельности НКО занимает характеристика деятельности НКО в тех сферах, которые имеют специальное значение исходя из статуса самих НКО.

Так, среди НКО специально выделяются саморегулируемые организации (далее – СРО), которые призваны обеспечить соответствие деятельности входящих в ее состав членов законодательству и принятым стандартам.

Согласно п. 1 ст. 3 ФЗ «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 № 315-ФЗ (далее – ФЗ о СРО) под СРО понимаются НКО, которые:

  • созданы на основе членства;
  • объединяют субъектов предпринимательской деятельности, в зависимости от единства производимых товаров (работ, услуг), либо являющихся профессиональными участниками определенного вида деятельности.

Саморегулируемые организации создаются и действуют в различных сферах, так, созданы и функционируют СРО (например, аудиторская деятельность, деятельность по осуществлению инженерных изысканий, осуществление процедур медиации и т.д.).

Порядок организации и деятельности СРО определяется как указанным ФЗ о СРО, так и специальными федеральными законами (например, ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ, ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 № 135-ФЗ и т.д.).

Читать еще:  Выездной кейтеринг Полевая кухня заказать на праздник

Особое значение при осуществлении СРО своих функций придается т.н. «стандартам профессиональной деятельности», которые разрабатываются соответствующими СРО и применение которых является обязательным для членов указанных организаций.

Также Законом о НКО при этом специально оговаривается, что НКО, созданные в форме некоммерческого партнерства, при приобретении ими статуса СРО, утрачивают право на осуществление предпринимательской деятельности.

Органы управления

Как указывалось выше, НКО, являясь юридическими лицами, обладают собственной системой органов управления.

Некоммерческая организация

Некоммерческая организация (НКО) — организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в сферах охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Некоммерческие организации вправе заниматься предпринимательской деятельностью, только если данная деятельность направлена на достижение целей организации.

Содержание

Виды некоммерческих организаций

В Российской Федерации существует более тридцати видов/форм некоммерческих организаций. Некоторые из них различаются лишь в названии, имея сходные функции. Основные формы некоммерческих организаций устанавливает Гражданский Кодекс РФ в параграфе 5 главы 4, и ФЗ «О некоммерческих организациях». Однако, кроме этих двух актов, существует более двадцати иных законов, регулирующих специфическую деятельность других НКО.

  • Автономная некоммерческая организация
  • Адвокатское образование (коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация)
  • Ассоциация и союз (в том числе биржевой)
  • Благотворительная организация
  • Государственная корпорация
  • Государственная компания
  • Государственное и муниципальное автономное, бюджетное и казенное учреждение
  • Национальный парк, природный парк, государственный природный заповедник
  • Казачье общество
  • Некоммерческое партнерство
  • Неправительственная организация
  • Кондоминиум (Товарищество собственников жилья)
  • Общественное объединение (Политическая партия, общественная организация (в том числе инвалидов), общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественное самодеятельности, Профсоюз)
  • Общество взаимного страхования
  • Объединения юридических лиц
  • Объединение работодателей
  • Община коренных малочисленных народов
  • Потребительские кооперативы (в том числе Кредитный потребительский кооператив (граждан, первого и второго уровня), Сельскохозяйственный потребительский кооператив (перерабатывающий, сбытовой (торговый), обслуживающий, снабженческий, садоводческий, огороднический, животноводческий), Жилищный накопительный кооператив
  • Религиозная организация /объединение (религиозная организация (местная и централизованная), религиозная группа)
  • Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение
  • Торгово-промышленная палата
  • Территориальное общественное самоуправление.
  • Учреждение (в том числе частное)
    • Автономное учреждение
  • Фонд

Третий сектор

Современное гражданское общество можно представить в виде трех секторов:

  • первый сектор — государственный: органы государственной власти на всех уровнях, а также все виды государственных организаций;
  • второй сектор — коммерческие организации;
  • третий сектор — некоммерческие организации.

Третий сектор является:

  • негосударственным, неправительственным;
  • независимым, так как множественность источников финансирования делает его относительно независимым как от государства, так и от бизнеса.
  • некоммерческим, неприбыльным,
  • сектором добровольной активности (волонтёрским, добровольческим), поскольку в нем широко используется добровольный труд волонтёров.
  • филантропическим, благотворительным, так как существенную часть этого сектора составляют благотворительные организации.

Есть мнение, что некоммерческие организации лучшим образом выполняют социальные и общественные функции чем само государство и структуры управляемые им, так как самими некоммерческими организациями управляют их члены и только в рамках основной цели конкретной организации.

Выделяется даже понятие неправительственных организаций, это те же НКО, но выполняющие функции регулирования каких-то социальных сфер жизни людей, не прибегая к помощи госорганов.

Особенности налогообложения

Полученные российскими некоммерческими организациями гранты от иностранных благотворительных организаций не облагаются налогом. [1]

К некоммерческим организациям относятся. Важные сведения об НКО

Как известно, все организации в России можно разделить на три сектора: государственные, коммерческие и некоммерческие. И если с первыми двумя видами все ясно, то последний заставляет нас призадуматься. Какие объекты относятся к некоммерческим организациям? Предлагаем вам поразмышлять над этим далее.

К некоммерческим организациям относятся.

Сначала определение. НКО, некоммерческая организация — структура, не ставящая своей основной задачей получение прибыли, а также не распределяющая оную среди своих участников.

Цели создания НКО следующие:

  • культурные;
  • социальные;
  • благотворительные;
  • научные;
  • образовательные;
  • управленческие;
  • политические;
  • охрана здоровья граждан;
  • развитие спорта, физкультуры;
  • удовлетворение нематериальных (духовных) потребностей;
  • защита законных интересов частных и юридических лиц;
  • юридическая помощь;
  • прочие полезные для общества дела.

Объекты, которые относятся к некоммерческим организациям, имеют право заниматься и предпринимательской деятельностью. Но только в случае, если она направлена на достижение основной общественной цели.

Важно отметить, что некоммерческие организации, выполняющие отдельные функции органов самоуправления, государства и при этом не прибегающие к помощи оных, называются неправительственными.

Характеристика НКО

Чтобы ярче представить структуры, которые относятся к НКО, предлагаем вам ознакомиться со следующей характеристикой:

  1. Учредитель: любое лицо.
  2. Кадры: набранный штат и привлеченные лица.
  3. Денежное вознаграждение участников: штатные работники — зарплата, труд добровольцев, волонтеров не оплачивается, услуги привлеченных лиц — договор оказания услуг.
  4. Основные цели деятельности: как правило, общественно значимые.
  5. Источники финансирования: госбюджет (но только в случае, если учредитель организации — государство), заемный капитал, выручка от предпринимательской деятельности (с рядом ограничений), инвестиции и пожертвования. Также имеют место членские взносы. Более того — подавляющее число НКО существует за счет них, не обращаясь к вышеперечисленным источникам. Часто используются гранты, в т. ч. и государственные. Также немало НКО выделяют их своим единственным источником финансирования.

Виды НКО

К некоммерческим организациям относятся:

  1. Кооперативы: гаражно-строительные, потребительские (кредитные, жилищные, сельскохозяйственные, сбытовые, садоводческие, снабженческие, животноводческие, огороднические, перерабатывающие).
  2. Союзы.
  3. Ассоциации.
  4. Университеты.
  5. Автономные некоммерческие объединения.
  6. Госкорпорации.
  7. Благотворительные организации.
  8. Государственные компании.
  9. Казачьи общества.
  10. Природные, национальные парки, заповедники.
  11. Муниципальные и государственные бюджетные, казенные и автономные образования.
  12. Неправительственные объединения.
  13. Некоммерческое партнерство.
  14. ТСЖ, ГК, ЖК.
  15. Разного рода социальные объединения: политические партии, общественные фонды, движения, организации, профсоюзы, фонды общественной самодеятельности.
  16. Объединения юридических лиц.
  17. Общества взаимного страхования.
  18. Союзы работодателей.
  19. Общины малочисленных коренных народов.
  20. Религиозное объединение, группа, организация.
  21. Дачное, огородническое, садовое некоммерческое объединение.
  22. Территориальное общественное объединение.
  23. Торгово-промышленная палата.

Формы-гибриды НКО

Говоря о том, какие организации относятся к некоммерческим, важно отметить и гибридные формы с коммерческими (частными) структурами. К их числу можно отнести:

  1. Компании в общественных интересах (Великобритания).
  2. Корпорация общественной пользы (США).
  3. Малодоходное общество с ограниченной долей ответственности (США).
  4. Корпорация с общественно полезными целями (Германия).
  5. Благотворительное общество с ограничением ответственности (Германия).

НКО в России

В России к формам некоммерческих организаций относятся более 30 видов НКО. У многих из них схожие функции, а различия — только в названиях. Все объединения регулирует ГК РФ (глава 4, параграф 6), ФЗ «О некоммерческих организациях». Специфическую деятельность отдельных НКО контролируют соответствующие законодательные акты.

Перечислим некоторые особенности деятельности данных организаций в РФ:

  1. Полученные иностранные гранты не облагаются налогом.
  2. С 2008 года выделяются специальные гранты президента на поддержку НКО.
  3. В 2015-м был введен так называемый реестр нежелательных организаций. Попасть туда может любая международная или иностранная НКО, представляющая угрозу для российского государственного строя.
  4. В 2017 году вышло распоряжение, предписывающее выдачу грантов тем некоммерческим организациям, которые ведут социально значимую, гражданскую деятельность.

НКО в нашей стране — довольно распространенный тип объединений, насчитывающий не один десяток форм. Их объединяют общие цели, сборная характеристика НКО. В отношении же таких организаций действуют как общие регуляционные нормы, так и специфические.

Как устроен некоммерческий сектор в России. Часть 1

Сколько в России некоммерческих организаций? Чем на самом деле они занимаются и как, в принципе, устроен некоммерческий сектор в России?

В проекте » Открытые НКО » мы собрали всевозможные данные о некоммерческих организациях и продолжаем дополнять их новой информацией.

Это большой проект в котором собрана информация об огромном числе НКО, их контрактах, грантах и субсидиях. Все данные доступны как открытые данные через API и пригодны для последующего анализа

Одним из результатов нашего проекта оказалось множество открытий того какие организации входят в некоммерческий сектор, какие задачи и функции они выполняют. Даже при том что мы понимаем что эти находки это только верхушка айсберга, об этом уже важно говорить, писать и обсуждать.

Существующая классификация

Я бы начал с того что то что у нас государство классифицирует как НКО и то что является НКО на самом деле — это две разные стороны жизни. Пересекающиеся лишь отчасти.

Начнем с того какие же НКО бывают согласно официальной классификации:

  • Автономные некоммерческие организации
  • Адвокатские палаты субъектов РФ
  • Адвокатское бюро
  • Ассоциация
  • Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств
  • Ассоциация экономического развития
  • Государственная корпорация
  • Государственно-общественное объединение
  • Иные некоммерческие организации
  • Казачье общество
  • Коллегия адвокатов
  • Национально-культурная автономия
  • Негосударственный пенсионный фонд
  • Некоммерческий фонд
  • Некоммерческое партнерство
  • Нотариальная палата
  • Общественная организация
  • Общественно-государственное общественное объединение
  • Общественное движение
  • Общественное учреждение
  • Общественный фонд
  • Община малочисленных народов
  • Объединение работодателей
  • Объединение адвокатов
  • Объединения (союз, ассоциация) юридических лиц
  • Орган общественной самодеятельности
  • Политическая партия
  • Профессиональный союз
  • Религиозная организация
  • Садоводческие, огороднические, дачные и иные некоммерческие товарищества
  • Садоводческое, огородническое, дачное некоммерческое объединение
  • Садоводческое, огородническое, дачное некоммерческое партнерство
  • Совет муниципальных образований
  • Союз (ассоциация) общественных объединений
  • Территориальное общественное самоуправление
  • Товарищество собственников жилья
  • Торгово-промышленная палата
  • Учреждение

Что можно выяснить из этих категорий? Некоммерческие организации по форме можно разделить на базовые, специализированные и гибридные .

К специализированным, например, адвокатские палаты, коллегии адвокатов, объединение адвокатов или нотариальные палаты.

Их специализация устанавливается:

  • соответствующими федеральными законами — об адвокатуре и нотариальной деятельности;
  • другими федеральными законами где прописаны требования и обязательность/возможность привлечения адвокатов и нотариусов;
  • особыми требованиям к образованию, квалификации и аттестации учредителей данных организаций.

Также к специализированным НКО можно отнести и политические партии, и садоводческие товарищества и многое другое. Во всех случаях они регулируются отдельными законами и характеризуют отдельное направление деятельности.

Отдельный вопрос что к специализированным НКО можно отнести еще и государственные корпорации, которые тоже находятся в этом реестре или же союзы муниципальных образований, что тоже не совсем некоммерческий негосударственный сектор.

Читать еще:  Чем лучше пилить ламинат

Среди «гибридных» видов некоммерческих организаций — это религиозные организации. Их форма и имеет религиозную привязку, однако по их ролям они могут заниматься практически чем угодно. Религия в отличии от адвокатуры или национальности может быть придумана и даже подтверждена. Ограничения скорее не в специализации, а «стыковке» подобных НКО с крупнейшими конфессиями.

Существуют религиозные организации занимающиеся:

Но это все же редкость и большинство религиозных организаций являются приходами или иными местными организациями.

К базовым формам НКО можно отнести те формы НКО которые может создать, условно, любой гражданин или юридическое лицо.

Такие виды НКО — это:

  • Автономные некоммерческие организации
  • Некоммерческое партнерство
  • Общественная организация
  • Общественное движение
  • Общественное учреждение
  • Учреждение

Именно с этих организаций в базовых формах начинаются самые ключевые расхождения в классификации.

В этот раз я рассмотрю несколько видов некоммерческих организаций попадающих в эти базовые формы, но принципиально разные по деятельности и своей природе.

  • спортивные организации
  • организации государственные агенты
  • образовательные организации
  • общественные СМИ

Спорт, спорт, спорт

Начнем с того что многие спортивные клубы оформлены как некоммерческие организации и получают спонсорскую поддержку от госкорпораций и госпредприятий.

Например, Нижегородский хоккейный клуб Торпедо или Футбольный клуб «Оренбург» . Некоторые клубы, при этом, получают и субсидии, например, Спортивный клуб СКИФ , но по всем остальным признакам клубы живут на договорных и спонсорских отношениях.

Но при этом есть и такие которые учреждены правительствами субъектов федерации, например Футбольный клуб «Ростов» .

Но какие-то общие правила регистрации клуба отсутствуют и именно по этой причине многие из них имеют коммерческие контракты при некоммерческом статусе и, в целом, коммерческой деятельности.

За последние 5 лет 100 крупнейших спортивных клубов в некоммерческом статусе привлекли более 20 миллиардов рублей договорами с корпоративным сектором подпадающим под 223-ФЗ.

Должны ли профессиональные спортивные клубы существовать в некоммерческом статусе? Очень сомневаюсь.

Государственные агенты

Другой пример: Специализированные организации де-факто выступающие в роли государственных агентов в реализации той или иной государственной политики, разработки законов. Иногда эти организации зарегистрированы с полным подчинением органу власти.

  • Автономная некоммерческая организация «Аналитический центр при правительстве Российской Федерации» . Организация была реорганизована из государственного учреждения в формально некоммерческое в 2015 году. Главный результат реорганизации — освобождение от исполнения законов 44-ФЗ и 223-ФЗ которые не распространяются на организации формально не являющиеся получателями бюджетных средств и не относящиеся (формально) к государственному сектору. При этом организация при Правительстве РФ и полностью ему подотчетна и, как и прежде, получает субсидии на осуществление собственной деятельности.
  • Некоммерческая организация «Фонд развития моногородов» учреждена 13 октября 2014 года госкорпорацией «Внешэкономбанк» и его наблюдательный совет состоит из представителей органов власти и Внегэкономбанка. Бюджет организации формируется за счет субсидий от Минэкономразвития России
  • Фонд перспективных исследований создан 21 декабря 2012 с единственным учредителем в лице Правительства Российской Федерации на основании Федерального закона от 16 октября 2012 года № 174-ФЗ «О Фонде перспективных исследований». Фонд управляется правительством и получает субсидии из федерального бюджета на свою деятельность.

Таких организаций не так много, но именно они получают большую часть государственного финансирования выполняя свои специализированные функции и задачи. Относить их к некоммерческому сектору можно, относить их к некоммерческому негосударственному сектору нельзя. Они созданы государством для выполнения государственных функций.

Микрофинансовые/микрокредитные организации

Микрокредитные и микрофинансовые организации — это не только те коммерческие компании которые выдают «кредиты до получки», но и организации выдающие небольшие кредиты малому бизнесу. Такие организации в статусе АНО были созданы в большинстве субъектов российской федерации властями региона.

Например, статусом микрофинансовой организации обладает Фонд поддержки предпринимательства Республики Татарстан и многие другие агентства и фонды. Эти организации можно отнести к подвиду организаций государственных агентов. Они выполняют очень четкие функции, их создание происходит после принятия соответствующего закона, их финансирование и модель работы предопределяется их учредителем.

Образовательные организации

Здесь придется быть немного скучным и процитировать законодательство.

Согласно п. 18 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация — некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций.

Фактически, все российские образовательные организации можно разделить на существующие в статусе государственных бюджетных или автономных учреждений и в качестве некоммерческих организаций.

Среди форм образовательных организаций, безусловно чаще встречается форма автономной некоммерческой организации или учреждения.

Но встречаются и более сложные формы.

Образовательные учреждения, особенно корпоративные, являются заметными рыночными игроками и сложно предполагать что эта деятельность действительно является некоммерческой.

Лично мое мнение заключается в том что некорректно относить к некоммерческому сектору организации для которых образовательная деятельность является основной.

Общественные средства массовой информации

Когда дело касается финансов государство взаимодействует с медиа рынком посредством нескольких инструментов:

  • владеет СМИ напрямую и устанавливает им медиа повестку;
  • учреждает СМИ в формате общественного СМИ — в виде НКО (как правило АНО)
  • субсидирует региональные СМИ через конкурсы
  • оплачивает услуги СМИ через госконтракты

Некоммерческий статус позволяет СМИ претендовать не только на поддержку субсидий Роспечати, но и получать субсидии субъекта федерации где они находятся и претендовать на получение президентских грантов.

Есть немало небольших медиа и печатных изданий которые существуют за счет нескольких источников финансирования и поэтому они существуют именно в некоммерческом статусе.

  • Автономная некоммерческая организация «Редакция «Литературной газеты» получает одновременно субсидии, гранты и контракты. Субсидии идут от Роспечати, гранты от операторов Президентских грантов, а контракты от Администрации Московской области
  • Автономная некоммерческая организация «Редакция журнала «Наука и жизнь» небольшие контракты и ежегодные субсидии от Роспечати

Основные деньги, впрочем, идут именно на общественные СМИ.

  • АНО ТВ Новости юридическое лицо телеканала Россия Сегодня. Получило более 70 миллиардов рублей прямыми федеральными субсидиями.
  • Автономная некоммерческая организация «Общественное телевидение России» более 5 миллиардов рублей за 4 года прямыми федеральными субсидиями.

Смешение СМИ и НКО — это интересная тенденция. Вполне возможно что именно перевод в некоммерческий статус большей части государственных СМИ было бы более логичной реформой чем сохранение их в текущей форме унитарных предприятий.

Продолжение

И многие другие типы и виды организаций не были учтены в этом списке. В этот список не включены исследовательские центры и коммерческие компании де-факто работающие на коммерческом рынке.

О них подробнее в следующей части.

Благодарности

Проект «Открытые НКО» стал возможен благодаря:

Некоммерческая организация

Некоммерческими организациями являются организации, которые:

не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности;

не распределяют прибыль (если она все же была получена) между участниками.

Таким образом, некоммерческая организация – это организация, в которой не ставится задача по получению прибыли и не распределяется полученная прибыль между своими участниками.

Цели создания некоммерческой организации

Общая цель создания некоммерческих организаций заключается в служении интересам общества, достижении общественно полезных благ.

Некоммерческие организации создаются и действуют для достижения общественно полезных целей: социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих.

Также некоммерческие организации могут создаваться в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Регистрация некоммерческой организации

Некоммерческая организация подлежит государственной регистрации.

Некоммерческая организация создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами некоммерческой организации.

Для осуществления государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании необходимо представить в Минюст России или его территориальный орган ряд документов. К ним относятся:

заявление, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;

учредительные документы некоммерческой организации в трех экземплярах.

Заметим, что для частного учреждения учредительным документом является устав, на что указывает п. 1 ст. 14 Закона N 7-ФЗ;

решение о создании некоммерческой организации и утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах;

сведения об учредителях в двух экземплярах.

документ об уплате государственной пошлины.

сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией.

Представить вышеуказанные документы необходимо не позднее чем через три месяца со дня принятия решения о создании такой организации.

Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету.

Формы некоммерческих организаций

Некоммерческие организации могут создаваться в различных формах, такими формами или основными видами некоммерческих организаций являются:

автономные некоммерческие организации;

социальные, благотворительные и иные фонды;

ассоциации и союзы;

общественные или религиозные организации (объединения);

общины коренных малочисленных народов;

Источники формирования имущества некоммерческой организации

Источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются:

поступления от учредителей (в том числе регулярные и единовременные);

добровольные взносы и пожертвования;

поступления от реализации товаров, работ, услуг;

дивиденды и проценты по ценным бумагам и вкладам;

поступления от использования собственного имущества и др.

другие, не запрещенные законом поступления.

Права некоммерческой организации

При этом некоммерческая организация вправе:

в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории;

иметь печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке;

иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector