2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Прямое и косвенное дополнение

Дополнение (Object)

Дополнение (Object) – второстепенный член предложения, обозначающий лицо или предмет, на которое может быть (или было) осуществлено некое воздействие.

Дополнения бывают прямые (Direct Object), непрямые или по-другому косвенные (Indirect Object) и предложные (Prepositional Object).

Прямое дополнение

В данном случае прямое дополнение обозначает предмет или лицо. Перед ним обязательно должен стоять переходный глагол , выражающий действие на следующее за ним прямое дополнение. В результате конструкция должна выглядит так:

Переходный глагол отвечает на вопрос «что?» (what) или «кого?» (whom). Переходный глагол выделен зелёным цветом, прямое дополнение – синим:

I gave a book
(Я отдал книгу)
She read a newspaper
(Она читает газету)

Jon hit Anya
(Джон ударил Аню)
We like throwing snowballs
(Мы любим бросать снежки)

Важно помнить, что прямое дополнение употребляется без предлога, но это правило не относится к (переходным) глаголам, которые часто входят в состав устойчивых сочетаний с предлогами (напр. listen to – слушать, pick up – поднимать, look for — искать). Тем самым может показаться, что прямое дополнение предложно:

I will listen to offers
(Я выслушаю предложения)
He is looking for the socks
(Он ищет носки)

Выше были даны примеры прямого дополнения выраженного существительным, однако оно также может быть местоимением, числительным, инфинитивом и герундием. Но чаще всего, прямое дополнение вырежется существительным.

Непрямое или косвенное дополнение

Проще говоря, непрямое дополнение ставится перед прямым дополнением с целью обозначения, конкретизации действия на которое оно совершается. Конструкция:

Непрямое дополнение может быть выражено любым существительным или местоимением в объективном падеже (me — мне, him — ему, her — ей, it — ему, ей, us — нам, you — вам, them — им). Между непрямым дополнением и прямым никаких предлогов быть не должно.

Важно запомнить, что в данной конструкции могут употребляться следующие переходные глаголы:

В данном случае переходный глагол отвечает на вопрос «кому?» (to whom). Переходный глагол выделен зелёным цветом, непрямое дополнение – синим, а прямое – янтарным:

She gave me the book
(Она дала мне книгу)
He gave them a good advice
(Он дал им хороший совет)

Anna sent us a letter
(Анна послала нам письмо)
I showed her the letter
(Я показал ей письмо)

She gave the student the book
(Она дала студенту книгу)
He wrote the girl something special on her birthday
(Он написал девушке на её день рождение что-то особенное)

Непрямое дополнение может быть выражено вместе с предлогом «to» (и «for»), если оно используется в виде местоимения . В данном случае прямое и непрямое дополнения меняются местами – конструкция:

Обратите внимание на примеры чуть выше, чтобы увидеть отличие.

She gave the book to me
(Она дала мне книгу)
He gave a good advice to them
(Он дал им хороший совет)

Anna sent a letter to us
(Анна послала нам письмо)
I showed the letter to her
(Я показал ей письмо)

Существует небольшая особенность. Если прямое дополнение выражено местоимением – непрямое дополнение с предлогом «to» обязательно:

Give it to me
(Дай его мне)
I sent him to the doctor
(Я послал его к врачу)

Pass it to them
(Передайте это им)
I will show her to my parents
(Я покажу её своим родителям)

Предложное дополнение

Предложное (косвенное) дополнение или по-другому дополнение с предлогом, следует после многих глаголов и прилагательных. Конструкция выглядит примерно так:

Предложное дополнение отвечает на многие вопросы «о ком?» (about whom), «о чём?» (about what), «с кем?» (with whom), «для кого» (for whom) … Не забывайте, что предложное дополнение используется вместе с предлогом и может быть выражено существительным (с предлогом), местоимением (с предлогом) и герундием (с предлогом).

  • Предложное дополнение – существительное

We talked about the film
(Мы говорили об фильме)
I stroll here with the teacher
(Я гуляю здесь с учительницей)

I have heard of this animal
(Я уже слышал об этом животном)

  • Предложное дополнение – предлог

I looked at her
(Я посмотрел на неё)
I’ll talk to him at school tomorrow
(Я поговорю с ним завтра в школе)

Uncle Ben would like shake hands with us
(Дядя Бен хотел бы пожать нам руки)

  • Предложное дополнение – герундий

He earns his living by teaching
(Он зарабатывает себе на жизнь преподаванием)
I am fond of surfing
(Я увлекаюсь сёрфингом)

Формальное дополнение

После некоторых переходных глаголов (to find – находить, to think – думать, to feel – чувствовать …) часто употребляется местоимение «It«, которое на русский язык не переводят. Как правило, начинающие, не зная эту особенность – путаются. Пару примеров:

I find it strange that he has his own toothbrush
Я нахожу странным, что у него собственная зубная щётка

I think it necessary to wait till your wedding
Я считаю необходимым подождать до вашей свадьбы

Дополнение в русском языке. Прямое и косвенное дополнение. Примеры предложений

Дополнение — это второстепенный член предложения, обозначающий объект. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?

Дополнение чаще всего выражается существительным или местоимением. При разборе предложения дополнение подчеркивается штриховой линией.

Нарву (чего?) цветов и подарю (что?) букет (кому?) той девушке, которую люблю. (Н. Рубцов)

В этом предложении сразу три дополнения.

Обычно дополнение обозначает предмет или лицо — объект действия, выраженного сказуемым. Помимо сказуемого, дополнение может пояснять другие члены предложения.

Что может обозначать дополнение:

Объект, на который распространяется действие:
Пишу книгу.
Сажаю картошку.

Объект восприятия:
Слушаю музыку.
Вижу её.

Адресата действия:
Пишу вам.
Говорю другу.

Орудие или средство действия:
Пилил пилой.
Рисуем акварелью.

Объект, на который распространяется состояние:
Мне весело.
Девушке неприятно.

Объект сравнения:
Быстрее ветра.
Умнее него.

Принадлежность, отношение к чему-либо:
Кабинет начальника.
Заведующий кафедрой.

Дополнение может относиться к различным членам предложения, выраженным разными частями речи.

К главному или второстепенному члену, выраженному существительным:
Произошла утрата доверия.
Надежда на счастье.

К главному или второстепенному члену, выраженному прилагательным или причастием:
Благожелательный к клиентам .
Думающий о нас .

К главному или второстепенному члену, выраженному наречием:
Незаметно для наблюдателей.
Быстро к нему!

Какими частями речи может быть выражено дополнение. Примеры

Дополнение может выражаться различными частями речи, такими как:

Существительное:
Рубить дрова.
Звонить в звонок.

Местоимением:
Говорить нам.
Понятно для всех.

Неопределенной формой глагола — инфинитивом:
Прошу пройти.
Велел послушать.

Другими частями речи в значении существительного:
Сказанного не воротишь.
Не могу слышать ваши «ахи».

Словосочетанием:
Съел дюжину устриц.
Впечатлила многих коллег.

Прямое дополнение

Прямое дополнение обозначает предмет, на который направлено действие, выраженное переходным глаголом или предикативным наречием:

Нарисовал (что?) портрет.

Жаль (кого?) бедняжку.

Все остальные дополнения являются косвенными.

Чаще всего прямое дополнение выражается именем существительным в винительном падеже без предлога:
Ремонтировать автомобиль.
Поздравить именинника.
Сорвать цветок.

Также прямое дополнение может быть выражено существительным в родительном падеже без предлога:
Купил груш.
Налила воды.
Отсыпать муки.

Форма родительного падежа используется при отрицании:
Не услышал музыки .
Не любил тишины .
Не пил водки .

Примеры предложений с прямым дополнением

Я взял (что?) газету и прочел (что?) статью.

В воскресенье Вася собрал (кого?) друзей.

В мастерской (что?) машину быстро починили.

Читать еще:  Какой поликарбонат лучше использовать для теплицы

Никогда и никому не доверял своей (чего?) тайны. (А. П. Чехов)

Косвенное дополнение

Все дополнения, которые не относятся к прямым, называются косвенными. Они могут выражаться разными частями речи или словосочетаниями:

Существительное или местоимение в косвенном падеже, с предлогом или без предлога:
Стучать в дверь.
Поговорили о проблемах.
Позвонила детям.

Инфинитив — неопределенная форма глагола:
Мы просили (о чем?) выступить.
Заставили (что?) выпить лекарство.

Неделимые словосочетания:
Он запряг четверку лошадей.
Зашел за десятком яиц.

Примеры предложений с косвенным дополнением

Приятель вспоминал (о чем?) об этом постоянно.

Альпинисты поднялись (на что?) на гору.

Собеседник улыбнулся (кому?) ей.

Послали (за кем?) за врачом.

Дополнения в предложениях. Примеры из русской литературы

Я (кого?) вас любил… (А.С. Пушкин)

Герасим снова взялся (за что?) за ложку и продолжал хлебать (что?) щи (И. С. Тургенев).

Я послел (за кем?) за доктором. (А.П. Чехов)

Все просили ее (о чём?) спеть что-нибудь. (М. Ю. Лермонтов)

Люблю (что?) грозу в начале мая. (Ф.И. Тютчев)

Командир третьей роты (к кому?) к генералу! (Л.Н. Толстой)

Она заставила Ивана Ильича (что?) выпить несколько чашек кофе. (А. Толстой)

Я вспоминал (о чем?) об этом в самые страшные минуты боя. (К. Паустовский)

Ночью Захар Павлович проснулся и слушал (что?) дождь. (А. Платонов)

Дополнение в английском языке: прямое и косвенное

Langformula.ru > Грамматика английского языка > Дополнение в английском языке: прямое и косвенное

Дополнение в английском языке – это лицо или предмет, на который направлено действие. Дополнение находится после глагола или сочетания “глагол-связка + прилагательное”:

  • После глагола: I see you. – Я вижу тебя.
  • После глагола-связки + прилагательное: I am afraid of you. – Я боюсь тебя.

Содержание:

Прямое дополнение в английском языке

Прямое дополнение (direct object) – это объект, на который направлено действие. Прямое дополнение может присоединяться без предлога:

I love this game. – Я люблю эту игру.

I believe you. – Я верю вам.

We learn languages. – Мы учим языки.

Также прямое дополнение может присоединяться с помощью предлога (предложное дополнение).

Полезные сайты по английскому языку:

I’m talking to you. – Я разговариваю с тобой.

He is proud of you. – Он гордится тобой.

Предлоги между глаголом и дополнением – это камень преткновения, причем не только начинающих. Здесь нельзя полагаться на закономерности, присущие глаголам и предлогам в русском языке. Часто бывает, что в русском варианте предлог нужен, а в английском нет, или наоборот.

A cat climbed the tree. – Кошка взобралась НА дерево.

Don’t listen TO him– Не слушайте его.

Чтобы быстрее запомнить, какой предлог нужен после какого глагола, обращайте внимание на контекст, когда учите глаголы. Считайте, что “глагол + предлог” – это цельное слово со своим значением, а тот же глагол + другой предлог – это уже другое слово. Например:

  • Talk about something– говорить о чем-то

Let’s talk about art. – Давайте поговорим об искусстве.

  • Talk to somebody – говорить с кем-то

Talk to my boss. – Поговорите с моим боссом.

Кроме того, с «глагольнопредложной» проблемой помогает справиться практика (как и с любой другой проблемой). Чем больше читаете, слушаете, общаетесь на английском, тем больше запоминаете сочетаний, легче их понимаете и используете.

Косвенное дополнение в английском языке

И в английском, и в русском языке есть глаголы, которым нужно не только прямое дополнение, но и косвенное – объект, на который действие направлено через прямое дополнение.

Возьмем глагол tell – говорить, рассказывать. Это действие может быть направлено на один объект – прямое дополнение:

Jane is telling a fairy-tale. – Джейн рассказывает сказку.

Но часто действие tell направлено на два объекта – на один напрямую, на другой косвенно, через первый, он отвечает на вопрос «кому?». Обратите внимание, что косвенное дополнение находится между глаголом и прямым дополнением.

Jane is telling me a fairy-tale. – Джейн рассказывает мне сказку.

Косвенное дополнение не может обходиться без прямого. Даже если прямого дополнения нет в предложении, оно подразумевается, недоговаривается:

He told me… – Он рассказал мне… (возможно, рассказал «все» или «правду»)

Как правило, два дополнения – косвенное и прямое – бывают у глаголов, вписывающихся в логическую схему «делать что-то кому-то», например: show – показывать, explain – объяснять, give – давать. Причем прямое дополнение – это обычно какой-то предмет, а косвенное – человек.

He showed you his city. – Он показал тебе свой город.

Give us your phone, please. – Дайте нам ваш телефон, пожалуйста.

She passed Jack a slice of pizza. – Она передала Джеку кусочек пиццы.

Косвенное дополнение после прямого

Во многих случаях косвенное дополнение можно поставить после прямого, тогда перед ним понадобится предлог to (косвенное предложное дополнение):

He showed his city to you. – Он показал свой город тебе.

Give your phone to us, please. – Дайте ваш телефон нам, пожалуйста.

She passed a slice of pizza to Jack. – Она передала кусочек пиццы Джеку.

Ряд глаголов допускает только такой вариант дополнения, например: prove – доказывать, explain – объяснять, repeat – повторять.

Прямое и косвенное дополнение в русском языке

В про­стом пред­ло­же­нии раз­ли­ча­ют пря­мое и кос­вен­ное допол­не­ние. Укажем, как выра­жа­ет­ся пря­мое и кос­вен­ное допол­не­ние, как их отли­чить в пред­ло­же­нии.

Одним из вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния явля­ет­ся допол­не­ние. В зави­си­мо­сти от части речи и падеж­ной фор­мы сло­ва, управ­ля­е­мо­го ска­зу­е­мым, выра­жен­ным пере­ход­ным или непе­ре­ход­ным гла­го­лом, в пред­ло­же­нии ука­жем пря­мое или кос­вен­ное допол­не­ние.

Прямое дополнение

Например:

Я сего­дня пой­мал было рыб­ку (А. С. Пушкин).

Поймал кого? рыб­ку.

«Рыбку» — это пря­мое допол­не­ние, выра­жен­ное оду­шев­лен­ным суще­стви­тель­ным в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа. Оно управ­ля­ет­ся пере­ход­ным гла­го­лом «пой­мал» (пой­мать кого? что?), то есть дей­ствие, обо­зна­чен­ное им, пере­хо­дит на пред­мет.

Прямое допол­не­ние может зави­сеть так­же от слов кате­го­рии состо­я­ния (пре­ди­ка­тив­ных наре­чий):

Жалко (кого?) девоч­ку , сирот­ку Феклушу (Н. Некрасов).

Мне жал­ко (чего?) радо­сти былой и даже про­шлых жаль (чего?) стра­да­ний (Н. Огарев).

Способы выражения прямого дополнения

Прямое допол­не­ние обыч­но выра­жа­ет­ся:

1. суще­стви­тель­ным в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа без пред­ло­га:

2. суще­стви­тель­ным в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа без пред­ло­га:

а) дей­ствие направ­ле­но на часть или неопре­де­лен­ное коли­че­ство пред­ме­та:

б) при отри­ца­тель­ном ска­зу­е­мом с части­цей «не»:

3. несво­бод­ным сло­во­со­че­та­ни­ем:

Примеры предложений с прямым дополнением

Вскоре уви­де­ли (кого?) винов­ни­ка шума (В. Арсеньев).

Свою (кого?) Тамару не бра­ни (М. Ю. Лермонтов).

(что?) Осень и зиму Павел не любил (Н. Островский).

Горные хреб­ты пере­се­ка­ли при­мор­скую (что?) стра­ну (К. Паустовский).

Он любил (что?) море в любую пого­ду (Ф. Искандер).

Ночью я вышел на ули­цу, и (кого?) меня пора­зи­ло еще неви­дан­ное зре­ли­ще (И. Соколов-Микитов).

Пароход ведёт из Нижнего с ярмар­ки в Астрахань (что?) четы­ре бар­жи (М. Горький).

В перед­ней (кого?) нико­го не было; валя­лись пустые бутыл­ки, пла­щи, калоши…(Лев Толстой. Война и мир).

Косвенное дополнение

Косвенное допол­не­ние так назы­ва­ет­ся из-за того, что оно выра­жа­ет­ся фор­ма­ми кос­вен­ных паде­жей суще­стви­тель­ных, место­име­ний без пред­ло­гов и с пред­ло­га­ми, в том чис­ле фор­мой вини­тель­но­го паде­жа с пред­ло­гом.

Способы выражения косвенных дополнений

1. Существительное и место­име­ние в фор­ме кос­вен­ных паде­жей:

  • увле­ка­ем­ся (чем?) спор­том;
  • веришь (во что?) в побе­ду;
  • ходи­те (на чём?) на лыжах;
  • сочув­ство­ва­ли (кому?) при­я­те­лю;
  • жать (чем?) сер­пом;
  • зай­ду (к кому?) к нему.

2. Косвенное допол­не­ние может выра­жать­ся так­же сло­ва­ми дру­гих частей речи и сло­во­со­че­та­ни­я­ми:

Читать еще:  История московских мостовых от дерева до плитки

Это чис­ло делит­ся (на сколь­ко?) на четы­ре .

Добавим эти кисти (к чему?) к пяти каран­да­шам .

Лес печаль­нее и одно­об­раз­нее (чего?) моря , осо­бен­но сос­но­вый лес, посто­ян­но оди­на­ко­вый и почти бес­шум­ный (И. С. Тургенев).

Все ста­ли про­сить Наташу и Артема (о чём?) спеть еще.

Учитель рас­ска­зал (кому?) нам (о ком?) о Михаиле Ломоносове .

Гость веж­ли­во поздо­ро­вал­ся (с кем?) с Виктором и покло­нил­ся (кому?) его сест­ре .

Мама при­гла­си­ла в дом (кого?) масте­ра на все руки — Степана.

Примеры предложений с косвенным дополнением

Павлуша, стоя на коле­нях, тыкал щеп­кой в заки­пев­шую воду (И. С. Тургенев).

Науки юно­шей пита­ют (М. Ломоносов).

Так вот и устро­ил­ся у меня жить ёжик (М. Пришвин).

Еще не вся чере­му­ха тебе в окош­ко бро­ше­на (М. Исаковский).

Айвазовский сидел на бере­гу. Художник думал о кар­тине , кото­рая сто­я­ла неокон­чен­ная (Н. Григорович).

Видеоурок

Проверим свои зна­ния и выпол­ним тест, ука­зав в пред­ло­же­ни­ях пря­мые и кос­вен­ные допол­не­ния.

Каждый народ гор­дит­ся побе­да­ми, одер­жан­ны­ми в борь­бе за сво­бо­ду и неза­ви­си­мость Родины, и свя­то чтит память утрат, поне­сен­ных во имя побед (В. Быков).

Зачем боб­ру хвост? В слу­чае опас­но­сти боб­ры гром­ко шле­па­ют хво­стом по воде, пре­ду­пре­ждая таким обра­зом соро­ди­чей (А. Чижевский).

Надо взять у дру­га эту кни­гу, что­бы про­чи­тать повесть к сле­ду­ю­ще­му уро­ку.

Мне при­шлось засту­пить­ся за девоч­ку, кото­рую оби­жа­ли дети.

Тебе налить ещё ква­са?

Девочка усерд­но гото­ви­лась к пред­сто­я­ще­му экза­ме­ну.

Она зажгла све­чу и понес­ла её в ком­на­ту, при­кры­вая колеб­лю­ще­е­ся пла­мя рукой.

Шила в меш­ке не ута­ишь (посло­ви­ца).

Директору нуж­но еще кое с кем пере­го­во­рить на эту тему.

Что с тобой слу­чи­лось сего­дня?

Знаю, что ско­ро мне при­дет­ся заду­мать­ся о буду­щем.

Порой люди сер­дят­ся на себя за излиш­нюю довер­чи­вость.

Прямое и косвенное дополнение

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока: обогащение словарного запаса уч-ся новыми словами, усвоение теоретического материала, умение находить в предложении прямое и косвенное дополнение, воспитание личностных компетенций, привить любовь к поэзии.

Тип урока: синтетический

Вид урока: урок-эксперимент

Наглядность: плакаты, фломастеры

Ход урока

I. Организационный момент (1-2 мин)

а) приветствие (слайд №3): Здравствуйте! В разных странах здороваются по-своему: А в одном из африканских племен при встрече говорят: “Я тебя вижу”:
б) аутогенная тренировка: каждый про себя произносит фразу “Я самый лучший!”

II. Опрос домашнего задания: прочитать эссе на тему “Русские народные традиции”

III. Новая тема: Прямое и косвенное дополнение

1. Слово учителя.

Дорогие ученики! Сегодня у нас необычный урок, который пройдет в творческой мастерской. Вы должны провести эксперимент и определить какова тема сегодняшнего урока. (На доске висит белый плакат, на котором ученики должны написать тему урока после того, как проведут лингвистический эксперимент и сделают вывод).
Но перед тем как приступить к занятиям, мы должны посадить дерево ожиданий, т.е. каждый ученик пишет на листочках свои ожидания от этого урока и прикрепляет их на дерево. (Дерево ожиданий. Слайд №4)

2. Мозговой штурм (Слайд №5 ). Вопрос: Какова тема нашего урока?

Опорные понятия: главные члены предложения, второстепенные члены предложения, подлежащее, сказуемое, дополнение, косвенное и прямое дополнение.
Мукагали Макатаев, учитель русского языка, лирика, Данте, Шекспир (Среди этих понятий новыми являются: прямое и косвенное дополнеие, Мукагали Макатаев. Опираясь на новые понятия ученики приходят к единому мнению, что на уроке мы будем говорить о прямых и косвенных дополнениях, а также лексическая тема будет посвящена творчеству Мукагали Макатаева.)

3. Учитель: О чем мы говорили на прошлом уроке?

Ученики: Мы изучили тему “Дополнение”

(Уч-ся, отвечая на этот вопрос, пишут на плакате-справочнике определение дополнения. Остальные термины, касющиеся новой темы, заносятся учениками в этот справочник!)

Дополнение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей. (Слайд №6)

4. Лингвистический эксперимент(7 слайд

Приведем примеры: (синтаксическая пятиминутка)

В русском языке:

На ярмарке можно купить сплетенную корзину и лоскутный коврик.

Мастера показали, как слепить игрушку из шины

В казахском языке:

Тура және жанама толықтауыш

1) Баланы оқытуды жек көрмедим (Табыс септік тура толықтауыш)
2) Құлақ естігенді көз көреді
3) Өнер – білім бар жұрттар ( Неден?Шығыс септік, жанама)
Тастан сарай салғызды (Ы.Алтынсарин)
4) Жылқыда өт жоқ , өсер малда өлім жоқ (Жатыс септік) жанама толықтауыш

В английском языке:

Прямое, косвенное и предложное доплнение
1) I wrote a letter (прямое)
Я написала письмо
2) I wrote a letter to him (whom?) (косвенное)
3) I spoke about him (предложное дополнение)
(Я говорила о нем)

(Ученики находят в предложениях дополнения, так как они владеют тремя языками, уч-ся проводят сопоставление и делают вывод: в казахском языке два вида дополнений, в английском три вида дополнений, а в русском языке сколько?)

5. Лингвистический эксперимент в творческой мастерской продолжается (8 слайд)

Объясните, почему словосочетания разделены в два столбика?

1. Говорить о здоровье

2. Выступать против предательства

3. Уважение к родным

4. Размышлять о чести

5.Не принимать решения

5. Не изменять клятве

6. Взяться за оружие

Записав примеры, ученики определяют падежные формы существительных и указывают на переходность глаголов. На плакате–справочнике уч-ся пишут:
Переходные глаголы обозначают действия, непосредственно и обязательно направленные на какой-либо предмет. Действие, обозначаемое этим глагол, предполагает тот или иной объект (дом, плотина, завод и т.п.) и невозможно без него. Объект, на который переходит действие переходного глагола, всегда выражается формой винительного падежа без предлога.
Иногда прямое дополнение при переходном глаголе стоит в форме родительного падежа: при обозначении частичного объекта, при отрицании.
Непереходные глаголы обозначают действия, не направленные на какой –либо предмет. Они имеют значение положения в пространстве, состояния, звучания: сидит, горюет, лает и др. В соответствии со своим значением они не могут управлять формой винительного падежа без предлога.

6.Презентация справочника (9 слайд).

На плакате — справочнике ученики в два столбика пишут падежные формы, которые необходимы при переходных и непереходных глаголах. Затем делают вывод о прямых и косвенных дополнениях и на пустом плакате пишут тему урока.
Прямое дополнение относится к переходному глаголу и выражается формой винительного, реже — родительного без предлога. Все остальные дополнения называются косвенными.

7. Выборочное упражнение.

1. Моя бабушка любит собирать лекарственные растения. 2. Моя искренность поразила Пугачева. 3. Дай мне, пожалуйста, молока. 4.Сынок,купи в магазине хлеба. 5. Сказали, в течение дня не будет воды. 6. Я не люблю шуток твоих. 7. Чтобы достичь цели, надо много трудиться. 8. Больной лишился сна. 9. Многие композиторы отдали музыке всю свою жизнь. 10. Я никому не позволю себя обманывать. 11.Олово плавим, машинами правим. 12. Старик ловил неводом рыбу. 13. Из газет и старых журналов я узнавал о жизни других городов, других народов. 14.Без музыки и песен не проходит ни один праздник. 15.Я ездила в город с подругой. 16. Дулат хорошо играет в шахматы.

Б. Р.п. (часть от целого)

В. Р.п.(при отрицании)

Г. Р.п.(без предлога)

З. Р.п. (с предлогом)

И. В.п.(с предлогом)

8. Работа по таблице(Слайд №10)

Уч-ся закрепляют свои знания о прямых и косвенных дополнениях с помощью таблицы.

Читать еще:  Компенсации за неиспользованный отпуск

9. Фонетическая зарядка (или речевая зарядка) шипение змеи; шелест листьев; воет ветер; каркает ворона.(Слайд№11)

(Уч-ся должны произнести слова, выполняя действия, которые перечислены выше, например: шипение змеи – с-с-солнце, ц — ц- цветок, с — с – свет; воет ветер – пере – у — у- улок, у- у- улица, слу- у- у- чай; каркает ворона- кар- кар- картина, кар- кар- картон, кар- кар- каррикатура.
Эта фонетическая зарядка служит мостиком для перехода к лексической теме “Мукагали Макатаев”.

Учитель: Как вы думаете используют ли этот метод (т.е. повторение одинаковых звуков) поэты в стихотворениях? Как он называется?

Ученики: Этот метод называется аллитерация. Его часто используют поэты. Аллитерация- повторение в стихотворной речи одинаковых согласных звуков, один из видов звукописи. Аллитерация выделяет отдельные слова и строки, которые становятся поэтому особенно выразительными:

Грохочет эхо по горам,
Как гром, гремящий по громам.
(Г.Державин. Водопад.)

(“Краткий словарь литературоведческих терминов”. Л.И.Тимофеев, С.В.Тураев)

Учитель: Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством Мукагали Макатаева (Слайд №12). Это известный казахский поэт. Его стихи занимают важнейшее место в казахской литературе. Мукагали Макатаев писал стихи и на русском языке. Он работал учителем русского языка. А сейчас вы должны прочитать текст о нём, соблюдая нормы произношения.

Упражнение 4 из учебника “Русская речь” под редакцией Г.Бадамбаевой.

Один из талантливейших казахских поэтов Мукагали Макатаев прожил всего 45 лет (1931-1976). Он родился в Нарынкольском районе Алма-Атинской области. В его доме собирались учителя, за просто приходили к поэту его читатели. Вечерами часто обсуждали стихи, беседовали о поэзии. Впервые казахского учителя познакомил с творчеством Макатаева в 1966 году в газете “Қазақ әдебиеті” старейший поэт нашей республики Абдильда Тажибаев.
На формирование Макатаева — поэта большое влияние оказала устная поэзия казахского народа, любовь к которой у него проявилась еще в детстве. Долгими зимними вечерами будущий поэт любил слушать у очага рассказы, легенды, песни.
Мукагали Макатаев переводил на казахский язык произведения Данте, Шекспира и других классиков зарубежной литературы.

10. Лексический уголок: работа с новыми словами – обсуждали, влияние, легенды.

Составить с новыми словами предложения. Просклонять существительные.

11. Работа с текстом: Текст перепечатать ну бумагу мелким шрифтом и повесить на доску.

Класс разделить на две группы и попросить их закрыть учебники. Каждая группа должна
восстановить текст в тетрадях. Для этого два ученика пишут, а остальные уч-ся, прочитав у доски по одному предложению, подходят к ученику, который пишет, и диктуют по памяти прочитанное предложение. Группа, которая первая восстановит текст без ошибок и (подчеркнет в предложениях дополнение) достойна награждения.
(Этот вид работы позволяет ученикам развивать память, а также дает уч-ся возможность подвигаться на уроке)

12. Задача из “Медвежонка”: найти дополнение.

Тореро надел сомбреро.
Сомбреро надел Тореро.
Ответ: Сомбреро (от испанского) – широкополая шляпа с высокой конусообразной тульей и обычно с закруглёнными вверх краями полей.

13. Структурная дискуссия на тему: “Читает ли современная молодежь художественную литературу?” (Слайд №13)

Ученики высказывают своё мнение с точки зрения оптимистов, пессимистов, реалистов. Наблюдатели и аналитик дают оценку высказываниям.

14. Обобщение урока: Дерево с результатами. (Слайд №14)

Ученики на листочках пишут свои отзывы и прикрепляют к дереву. Учитель сравнивает ожидания с полученными результатами.

15. Домашнее задание: написать о любимом поэте, употребляя прямые и косвенные дополнения.

Английский язык — Грамматика — Дополнение

Дополнение

The object [ ‘ObGIkt ]

Дополнения бывают прямые (всегда без предлога) и косвенные (беспредложные и с предлогом — предложные)

Переходные глаголы лишь выражают действие, которое переходит на лицо или предмет. Они требуют после себя прямого дополнения, обозначающего лицо или предмет и отвечающего на вопрос что? или кого?

Само прямое дополнение употребляется без предлога, но многие глаголы образуют устойчивые сочетания с предлогами (или наречиями, совпадающими с ними по форме), выражающие единое понятие (например: look for искать, listen to слушать, take off снимать, pick up поднимать и т.д. ).

В этом случае предлог (наречие) образует единое целое с глаголом, а следующее за ним прямое дополнение является (как и положено) беспредложным.

I am looking for the book.

Косвенные дополнения дают различную дополнительную информацию, отвечающую на разные вопросы: кому?, с кем?, для кого?, о чем? и т.д.

Беспредложное косвенное дополнение.

Некоторые из переходных глаголов могут иметь кроме прямого дополнения еще и второе — косвенное дополнение, отвечающее на вопрос кому? и обозначающее лицо , к которому обращено действие. Косвенное дополнение, стоящее перед прямым, употребляется без предлога.

Предложное косвенное дополнение.

Косвенное дополнение, стоящее после прямого, употребляется с предлогом и отвечает на различные вопросы: о ком?, о чем?, с кем?, с чем?, для кого? и т.д.

He gave a book for my father.

Прямое дополнение обозначает лицо или предмет , на который непосредственно переходит действие, выраженное переходным глаголом , как в личной, так и в неличной форме (инфинитив, герундий, причастие). Оно отвечает на вопрос: whom ? кого? или what ? что?

Напомним, что переходные глаголы требуют после себя прямого дополнения, называющего лицо или предмет, например: читатьчто?, открыватьчто?, купитьчто?, встретитького?, попроситького?.

А непереходные глаголы не могут иметь при себе прямого дополнения и чаще уточняются различными обстоятельствами, например: живугде?, работаюгде?, иду куда?, падаю куда? и т.д.

Прямое дополнение в русском языке соответствует дополнению в винительном падеже без предлога. Оно всегда употребляется без предлога , стоит непосредственно после глагола-сказуемого (при отсутствии беспредложного косвенного дополнения) и может быть выражено: существительным, местоимением, числительным, инфинитивом, герундием.

I have written a letter.

I saw the man on the steps of his house.

Я увидел этого человека на крыльце его дома.

I’ve just seen them.

Я только что видел их.

He changed everything in the house.

Он изменил все в доме.

I like the first better than the second.

Мне нравится первое больше, чем второе.

I’ll give you a hundred.

He asked me to do it.

Он попросил меня сделать это.

I like to sleep in the open air.

Я люблю спать на открытом воздухе.

My brother always prefers speaking the truth.

Мой брат всегда предпочитает говорить правду.

He likes reading newspaper in the morning.

Он любит читать газеты утром.

Примечание 1. Встреченные в приведенных примерах между сказуемым и прямым дополнением местоимения you и me являются косвенными беспредложными дополнениями.

Примечание 2. Стоит еще раз подчеркнуть, что многие глаголы могут иметь после себя свои собственные предлоги, которые часто значительно меняют первоначальное значение глагола, образуя новое смысловое понятие – это так называемые фразовые глаголы. Они обязательно указываются в хороших словарях сразу вслед за исходным глаголом.

Эти сочетания образуют новое понятие и их элементы уже не могут рассматриваться по отдельности, без потери смысла, например:

to call onнавещать

to look forискать

to ask forпросить

to take offснимать

to pick upподнимать

to let inвпускать

Следующие за ними прямые дополнения лишь чисто внешне могут показаться дополнениями с предлогом, так как предлог принадлежит здесь только глаголу и не отделим от него, например:

We looked for her everywhere.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector