Политические взгляды никколо макиавелли
Политические и правовые взгляды Николо Макиавелли
Мхитар Гоша и Фрик
Значительное явление в истории политической мысли Закавказья – творчество армянского мыслителя, общественного и литературного деятеля, богослова Мхитара Гоша (1120 или 1130–1213), автора «Басен», «Судебника Мхитара Гоша», включающего гражданское и церковное право и применявшегося в разных странах, населенных армянами, вплоть до XIX в.
Во введении, предпосланном «Судебнику», Мхитар Гоша выдвигает идеи естественного права, придавая богословскую форму своему учению о праве. Гош говорит, что естественные законы даны Богом человеческой природе и существуют вечно, независимо от воли и сознания людей. Эти законы раскрываются в обычаях.
По природе человек – существо свободное, но так как земля и вода закреплены за царем и князьями, то неизбежно возникает феодальная зависимость для всех, кто нуждается в земле и воде. У Гоша не возникает сомнений относительно правомерности такого порядка вещей, правомерности феодальной эксплуатации Действующее феодальное право не нарушает, таким образом, по мысли Гоша, вечных, неизменных «естественных» законов. Однако он вовсе не склонен был видеть оправдание всех феодальных насилий в религиозных представлениях о божественном законе, как это делали реакционные средневековые юристы в Западной Европе. В «Судебнике» Гоша звучит призыв не выходить за пределы того, что установлено обычаем при взыскании возложенных на крепостных повинностей, не допускать несправедливости по отношению к крепостным, быть умеренным, определить точно меру повинностей.
Усиление эксплуатации, рост ремесел и торговли в городах привели к обострению противоречий в армянском феодальном обществе. Бедствия трудящихся усугубились завоеванием монголов, которому Армения подверглась в первой половине XIII в. Тяжелое положение крестьянства и городской бедноты отражено в стихотворениях армянского поэта Фрика (1234–1315). Поэт сравнивает князей с волками, которых Бог поставил править людьми. Выражая настроения своего народа, он высказывает сомнение в справедливости порядка, установленного Богом на земле, и призывает к созданию лучшей жизни для бедняков.
Никколо Макиавелли(1469-1527 гг.). Родился в семье юриста, получил хорошее образование, знал латынь и греческий. Как житель Флоренции он пережил и ее судьбу: сначала власть купеческого рода Медичи, затем их изгнание и провозглашение республиканской конституции во главе с доминиканским монахом Савонарола[1], затем – период просвещенной светской республики. В 1498-1512 гг. Макиавелли занимал пост секретаря Совета десяти, выполнял дипломатические поручения. В 1512 г. после восстановления во Флоренции тирании семейства Медичи его как служащего прежнего режима заключают в тюрьму, затем освобождают и высылают в деревню, где он и умер в 1527 г. Последний период жизни Макиавелли занимался литературной деятельностью. Наиболее известную свою работу «Государь» он написал примерно в 1514 г.
Основные произведения: «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «Государь», «История Флоренции», «О военном искусстве». Его перу принадлежат также сонеты, новеллы, карнавальные песни, комедия «Мандрагора».
Государство.Макиавелли различает понятия «государство» и «общество». Государство – это политической состояние общества, выражающее отношения между правителями и подданными, основанными на любви и страхе последних. При этом страх не должен перерастать в ненависть. Цель государства и основа его прочности – безопасность личности и незыблемость собственности.
Происхождение государства.Воспроизводит идеи античных авторов о возникновении государства. Люди жили, размножались, затем объединились, выбрали самого храброго и стали ему повиноваться. Живя вместе, осознали, что хорошо и плохо, в соответствии с этим были установлены законы, появилось правосудие, т.е. можно говорить о зарождении договорной теории.
Формы правления. Мыслитель выделяет шесть форм государства, традиционно разделяя их на правильные (монархия, аристократия, демократия) и неправильные (тирания, олигархия и охлократия). Согласно Н. Макиавелли, достигнув предела совершенства, форма государства клонится к упадку, переходя в свою противоположность. Монархия сменяется тиранией, тирания – аристократией, аристократия уступает место олигархии, на смену ей приходит демократия, которая перерастает в охлократию. Наилучшей он считает смешанную форму, умеренную республику – сочетание монархии, аристократии и демократии.
Соотношение политики и морали. Н.Макиавелли считается родоначальником политической науки. Именно он определил предмет, метод и закономерности политики. Задачу политики он видел в том, чтобы выявить: закономерности развития различных форм государства; факторы их устойчивости; их связь с расстановкой политических сил; обусловленность политики экономическими, военными, географическими, психологическими факторами. Макиавелли отделяет политику и право от морали на том основании, что если мораль оперирует такими понятиями как добро и зло, то политика – польза и вред, мораль – сфера вечного, а политика и право – сфера повседневных интересов. Политика не должна основываться на моральных принципах, а должна исходить из целесообразности, конкретной ситуации. Она подчинена достижению определенных целей, выбор которых зависит от обстоятельств, а не от морали. Поэтому поступки правителей нужно оценивать не с точки зрения морали, а только по их результатам, по их отношению к благу государства.Позднее политику, основанную на культе насилия, безнравственности, назвали «макиавеллизм».
Право.Н. Макиавелли придавал большое значение праву, законодательству, неоднократно подчеркивая, что благодаря созданным Ликургом законам Спарта просуществовала 800 лет. Нерушимость законов он связывал с обеспечением общественной безопасности. Право – это сила, это способ и средство господства одной группы людей над другой, это – орудие власти, которому служат «хорошие законы и хорошее войско».
Религия. Рассматривает религию как одно из средств управления людьми, считая ее важным средством политики. Именно поэтому, считал Н. Макиавелли, все основатели государств и мудрые законодатели ссылались на волю богов. Однако он не одобрял современное ему христианство, порицал католическую церковь и духовенство, считал необходимым вернуться к античной религии, всецело подчиненной целям политики. Отметим, что Римская католическая церковь в 1559 г. внесла сочинения Макиавелли в «Индекс запрещенных книг»[2].
Труды Н. Макиавелли оказали огромное влияние не только на последующее развитие политико-правовой теории (его положения были восприняты Спинозой, Руссо), но и на реальную политику ряда государственных деятелей (Наполеон, Муссолини, Сталин).
Учение Ж. Бодена о государстве
Протестантство появилось во Франции еще в первой половине XVI в. Но широкое распространение это движение получило лишь в 50-х годах. Французские протестанты были кальвинистами и получили название гугеноты. Особенность французского реформационного движения заключалось в том, что им было охвачено главным образом дворянство и горожане. Религиозная борьбы приобрела здесь характер сопротивления королевскому абсолютизму. В конце XVI в. во Франции уже шло ожесточенное религиозное противоборство между кальвинистами (гугенотами) и католиками, и которое в итоге приняло форму гражданской войны. Возникла угроза существования государства. В этой обстановке в общественном сознании все больше укреплялась мысль о том, что мир может быть обеспечен лишь сильной королевской властью. С теоретическим обоснованием этой идеи выступил Жан Боден.
Жан Боден(1530–1596 гг.) родился в Анжере в зажиточной семье. Юрист по образованию, с 1559 г. – профессор университета в Тулузе, с 1561 г. занимал судейские должности в Париже, в 1571 г. поступил на службу к брату короля герцогу Алансонскому. Он был депутатом провинциальных, затем в 1576-77 – депутатам Генеральных штатов. С 1584 г. – генеральный прокурор Лана (город на северо-востоке Франции). Боден занимал компромиссную позицию между католиками и гугенотами, за что едва не поплатился жизнью в Варфоломеевскую ночь. Скончался от чумы в Лане.
Основные произведения: «Метод легкого познания истории», руководство для инквизиции «Демономания колдунов», заменившее устарелый «Молох ведьм», «Шесть книг о республике» – главный труд, в котором он изложил свои взгляды на происхождение государства, его функции, формы правления.
Николо Макиавелли и его взгляды;
В истории политико-правовых теорий немного найдется таких идей, служивших предметом ожесточеннейших споров, как воззрения итальянского мыслителя Никколо Макиавелли (1469-1527). Он был политическим деятелем, мыслителем, военным теоретиком, вошедшим в историю политической мысли как автор замечательных трудов «Государь» (1513), «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» (1519), «История Флоренции» (1532 г.) Он происходил из древней, но обедневшей патрицианской семьи. Его предки и по отцовской и по материнской линии оставили значительный след в истории Флоренции и избирались на самые высокие должности в республике восемнадцать раз. Макиавелли также избрал государственную службу сферой приложения своих сил. С 1498 г. он в течение 14 лет занимал пост секретаря Синьории (высшего органа, юрисдикция которого распространялась на внутренние дела). В его ведении находилась также переписка с представителями Флоренции за границей, выполнение дипломатических поручений при дворах французского короля, германского императора, римского папы. После переворота, вернувшего власть семье Медичи, Макиавелли был заподозрен в участии в антиправительственном заговоре и выслан в свое поместье близ Флоренции, где и написал большую часть своих произведений.
По мнению многих исследователей, Макиавелли – единственный в своем роде мыслитель эпохи Возрождения, сумевший постичь смысл основных тенденций того времени, смысл политических требований и устремлений.
Во –первых, он заменил средневековую концепцию божественного предопределения идеей объективной исторической необходимости и закономерности.
Во-вторых, именно Макиавелли ввел один из ключевых терминов политической науки нового времени – stato (государство, как особым образом организованная власть). До Макиавелли для всех политиков-теоретиков главным вопросом была цель государства, а власть мыслилась лишь средством достижения общественного блага, свободы, реализации Божественной воли. Для флорентийца целью является сама власть, и обсуждаются только средства ее взятия, удержания и распространения. Саму же необходимость государства Макиавелли на полтора века раньше Гоббса обосновывал эгоистической природой человека и потребностью ее насильственного обуздания.
В- третьих, Макиавелли отделил власть от морали, религии и философии, устанавливая государство как автономную систему ценностей. Каноны власти и узы морали не соприкасаются, так как для государственного деятеля превыше всего интересы государства. «Если безопасность государства зависит от предстоящего решения, не следует учитывать, справедливо ли оно или нет, гуманно или жестоко, благородно или постыдно. Отодвинув все в сторону, нужно спрашивать лишь одно – спасет ли оно жизнь и свободу государства?».
Макиавелли создал четкую систему ценностей, отличных от общепринятой морали. Добро и зло в его трактате превратились из абсолютных категорий в относительные. Использовать власть – добро, если этим избавляешься от политического врага, тем более, если никто не узнает. Ведь главная цель политики — власть и то, что эффективно для ее достижения – добро, что неэффективно – зло.
Таким образом, Макиавелли – родоначальник особого взгляда на политику, влияние которого прослеживается в современной политической науке, в концепциях В. Парето, Г. Моски, Р. Михельса. Для него политика – искусство правителя отслеживать меняющиеся властные интересы и учитывать их при принятии решений. Основной интерес – приобретение, сохранения и приращение власти, главное средство достижения властных интересов – насилие.
Перейдем к подробному анализу главного сочинения Макиавелли «Государь», в котором и были сформулированы теоретические подходы.
Макиавелли начинает с традиционной классификации различных форм государственной власти, различая две основных формы правления – республики и княжества, т.е. государства, управляемые единовластно. Далее мыслитель суживает рамки своего исследования, обращаясь только к княжествам и задаваясь вопросом, как можно ими управлять и их удерживать. Именно такая позиция позволяет выделить власть как специфическую область, требующую от государя определенного искусства поведения, соблюдения определенных правил. Выделению понятия власти способствует постулирование свободы воли. По мнению Макиавелли, политическая судьба зависит в первую очередь от концентрации собственной воли и разума политического деятеля, но не как ни от случая, «фортуны». «Если частного человека приводит к власти либо доблесть, либо счастье (милость судьбы), то может показаться, что они в равной мере помогут преодолеть трудности впоследствии, но это не так, ибо крепче держится тот, кто меньше полагается на счастье». Говоря о судьбе и о том, что она значит в человеческих делах, Макиавелли употребляет понятие «свобода воли», в котором содержится два смысловых слоя – свобода действий в рамках политического целедостижения и предельный уровень этой свободы, горизонт ответственности.
Рассмотрим оба смысловых слоя. Если говорить о первом, то его концентрированным выражением была бы формула «цель оправдывает средства», но у Макиавелли такой идеи нет, хотя есть весьма похожая. «О делах всех людей, а более всего князей, над которыми нельзя потребовать суда, судят по успеху. Пусть князь заботится о победе и сохранении государства – средства всегда будут считаться достойными и каждым будут одобрены, потому что толпа идет за видимостью и успехом дела». Как видим, речь идет о основаниях авторитета (и легитимности) власти государя; он может применять любые средства ради сохранения власти и победы над политическими врагами, если эти средства эффективны с точки зрения указанных целей. Таким образом, Макиавелли формулирует своего рода условный императив, техническое правило действования «если мы желаем добиться такого-то результата, то мы должны так-то и так-то использовать такие-то и такие-то средства».
Итак, со свободой действия ясно, теперь второй вопрос, до каких пор можно не обращать внимание на общественное мнение, каковы границы произвола? Послушаем самого Макиавелли «князь не должен бояться, что его ославят безжалостным, если ему надо удержать подданных в единстве и верности. Ведь, показав несколько устрашающих примеров, он будет милосерднее тех, кто по своей чрезмерной снисходительности допускает развиться беспорядкам, убийствам и грабежам. Это потрясает целую общину, а кары, налагаемые князем, падают на отдельного человека».
Макиавелли считал, что бороться с врагами можно двумя способами законами и силой. Первый способ присущ человеку, второй – зверю, так как первое часто недостаточно, то приходится прибегать ко второму. Отсюда следует, что государь должен усвоить то, что заключено в природе и человека, и зверя. «Князь должен взять примером лисицу и льва, так как лев беззащитен против сетей, а лисица беззащитна против волков. Следовательно, надо быть лисицей, чтобы распознать западню, и львом, чтобы устрашать волков».
Отметим эту «зверочеловечность» государя как необходимое качество политика. Т.е. политик, кроме обыкновенного человеческого горизонта своего сознания, обладает способностью к преодолению заданных человечностью границ.
Далее Макиавелли вроде бы довольно традиционно рассуждает о положительных и отрицательных качествах государя, о его добродетелях и пороках в ряде глав своего трактата: «О свойствах, за которые хвалят или порицают людей, и больше всего князей», «О щедрости и бережливости», «О жестокости и милосердии и о том, что лучше: быть любимым или внушать страх», «Как поступать князю, чтобы его почитали». Заметьте, даже в названиях глав речь идет не о том, чтобы сформулировать безусловные правила поведения, некий государев этикет, а об альтернативно-функциональной модели поведения, гибко ориентирующейся на меняющиеся обстоятельства. Государю надо лишь уметь сыграть требуемые качества, создать функционально определяемый (политической потребностью) образ в глазах подданных.
В данном случае речь идет о системе отношений между государем и политически значимыми группами. В каждом городе всегда есть народ и знать, их чувства весьма различны «народ не хочет, чтобы знатные им распоряжались и угнетали его, а знатные хотят распоряжаться и угнетать народ. Эти два различных стремления приводят к одному из трех последствий – к единовластию, к свободе или произволу одной какой-нибудь партии». Народ, по Макиавелли, — более прочная опора для князя, чем знать. Властитель, окруженный знатью, зависит от многих, равных ему, что не позволяет властвовать так, как он хочет; невозможно удовлетворить знать, не ущемляя интересы многих других, тогда как цели народа более правые, он всего лишь не хочет, чтобы его угнетали. Именно народ князь должен постараться привлечь на свою сторону, «иначе у него в несчастье нет спасенья».
Продолжая тему образа князя, Макиавелли задается вопросом, что лучше: чтобы государя боялись или любили? «Отвечают, что желательно было бы и то и другое. Но так как совместить это трудно, то гораздо вернее внушить страх, чем быть любимым… Ведь о людях можно вообще сказать, что они неблагодарны, изменчивы, лицемерны, трусливы перед опасностью, жадны до наживы. Пока ты им делаешь добро, они все твои… до тех пор, пока нужда далека… как только она приближается, люди начинают бунтовать. люди меньше боятся обидеть человека, который внушал любовь, чем того, кто действовал страхом. Ведь любовь держится узами благодарности, на так как люди дурны, то эти узы рвутся при первом выгодном для них случае. Страх же основан на боязни, который не покидает тебя никогда».
В следующей главе автор говорит о том, как государю следует держать свое слово. «разумный правитель не может и не должен быть верным своему слову, когда такая честность обращается против него и не существует больше причин, побудивших его дать обещание. Если бы все люди были хороши, такое правило было бы дурно, но так как люди злы и не станут держать слово, то и тебе нечего блюсти слово, данное им… необходимо быть великим притворщиком и лицемером».
Макиавелли следующим образом подводит итог данной линии рассуждения «Итак, нет необходимости князю обладать добродетелями, но непременно должно казаться, что он ими наделен. Так, должно казаться милосердным, верным, человечным, искренним, набожным, но при необходимости уметь превращаться в противоположное. Князь может не отклоняться от добра, если это возможно, но уметь встать на путь зла, если это необходимо».
В целом «Государь» — трактат о роли, месте, значении главы государства в Европе 16 века. Но монархи и диктаторы превратили эту книгу в политическую библию. Принципы политики, которые Макиавелли одобрял только в определенных случаях и которые понять можно лишь в определенном историческом контексте, приобрели универсальное значение под названием «макиавеллизм» — политика яда и кинжала. Заслуга Макиавелли в том, что он до предела заострил и бесстрашно выразил объективно существующую проблему – соотношение политики и морали.
Политические взгляды Н. Макиавелли
В истории концепций государства и права немного найдется таких, которые вызывали бы столь яростные споры их приверженцев и противников, доброжелателей и радикальных критиков, как политические идеи знаменитого итальянского мыслителя Никколо Макиавелли (1469—1527). Большой знаток античной литературы, дипломат и политик (в частности, 14 лет занимал пост секретаря Флорентийской республики), он вошел в историю политико-юридической мысли как автор ряда замечательных трудов: «Государь» (1513), «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» (1519), «История Флоренции» (первое издание — 1532) и др. Исследователи согласны в том, что творческое наследие Макиавелли по своему духовному содержанию весьма противоречиво. Объяснение этому ищут в характере самой личности писателя, во влиянии на него драматически сложной эпохи, современником и вдумчивым аналитиком которой он был. Отмечают его пламенную любовь к отечеству, тяжко страдавшему от внутренних междоусобиц, неистовства мелких тиранов, вмешательства церкви в светские дела, вторжений иноземных держав. Также не без оснований подчеркивают его симпатии республиканскому строю, отдельным демократическим институтам.
По иронии судьбы вышло так, что отмеченные сейчас (и иные подобные им) особенности Макиавелли как практического деятеля и политического писателя запечатлелись главным образом в «Рассуждениях. », «Истории Флоренции» и в некоторых других его произведениях. Однако наибольший след в развитии мировой политической мысли оставили, конечно, не они, а макиавеллевский «Государь». Но в нем-то как раз республиканские демократические мотивы, гражданско-гуманистические ноты звучат максимально приглушенно (если звучат вообще). Тут нет ничего удивительного. Макиавелли писал его вовсе не для прославления демократических и республиканских ценностей, не для апологии права и гуманизма. «Государь» при первом ознакомлении с ним предстает трактатом (скромным по объему) о роли, месте и значении правителя, главы государства в Италии и Европе XVI в. Более внимательное его изучение показывает: в человеческих качествах и поведении государя Макиавелли на свой лад раскрывает черты, закономерности политической деятельности персонифицированного в нем (т. е. в правителе) самого государства. В этой установке на выявление природы государства, а не в составлении портрета нужного стране правителя и даче ему советов, приспособленных к злобе дня, заключается глубокий концептуальный смысл книги. Дальше разговор будет идти в основном о ней.
Мировоззренческая позиция Макиавелли при рассмотрении им вопросов политики, государства основывается на религиозном индифферентизме. Автор практически исключает религиозную точку зрения из арсенала своих объяснительных средств, а главный авторитет для него — опыт истории. Трактовка политики отделяется, таким образом, от теологии, религиозная аргументация устраняется из государство ведения. Макиавелли постулирует новый, по существу не известный ни античным писателям, ни мыслителям Средневековья закон: политические события, изменения в государстве, смена его форм происходят не по воле Божьей, не по прихоти или фантазии людей, но совершаются объективно, под воздействием «действительного хода вещей, а не воображаемого». Постулат самостоятельной трактовки политики, принятый Макиавелли, побудил его отъединить государство ведение не только от теологии. Это же он делает по отношению к этике. С его точки зрения, неуместно, нереалистично осмысливать и решать политические проблемы, находясь в кругу моральных
критериев и суждений, ибо власть, политика, технология политического господства (им в первую очередь посвящен «Государь») — изначально явления вне морального плана. Автор «Государя» мало озабочен решением этических вопросов. Главное для него выяснить: «какими способами государи могут управлять государствами и удерживать власть над ними». Прежде всего, полагает Макиавелли, созданием прочного фундамента власти. Власть государя «должна покоиться на крепкой основе, иначе она рухнет. Основой же власти во всех государствах. служат хорошие законы и хорошее войско. Но хороших законов не бывает там, где нет хорошего войска, и, наоборот, где есть хорошее войско, там хороши и законы». Логично, что у Макиавелли опора законов (так же, как опора государственной власти) — армия, вооруженная сила. О праве, справедливости и т. п. речи нет. Есть ряд политических приемов, с помощью которых государь в состоянии достичь высшей своей цели. Государь, «если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра». Чтобы удержаться у власти, благоразумный государь не станет пренебрегать теми пороками, которые на деле обеспечивают ему благополучие и безопасность. Не грех государю «ради сохранения государства» пойти против своего же слова. Поскольку о действиях всех людей заключают по результатам, «пусть государи стараются сохранить власть и одержать победу». Надо заимствовать из истории все наилучшее и наиболее достойное для сохранения государства. Государственная власть должна быть твердой и решительной; содействовать этому призвано — помимо всех прочих мер — ее прославление и возвеличивание. Для Макиавелли самосохранение и упрочение политической власти практически любой ценой есть доминирующий интерес государственности. Государство (введение самого термина stato, т. е. «государство», в политическую науку Нового времени связывают с Макиавелли) выступает монополистом публично-властных прерогатив. Оно трактуется в «Государе» преимущественно в значении аппарата, управляющего подданными, народом, обществом. Такой государственный аппарат включает в себя государя и его министров, чиновников, советников, прочих должностных лиц; другими словами — то, что современным языком можно было бы назвать центральной администрацией. Этому аппарату, а вернее, конечно, государю, распоряжающемуся им, принадлежит публичная власть — право командовать государством, страной по своему усмотрению. Государь не должен допускать того, чтобы политическая власть в стране находилась еще в чьих-то руках; он обязан концентрировать ее всю только у себя. Симпатии свои Макиавелли отдает тем единолично управляемым государствам, «где государь правит в окружении слуг, которые милостью и соизволением его поставлены на высшие должности, помогают ему управлять государством». Управляя с помощью слуг, государь «обладает большей властью, так как подданные по всей стране знают лишь одного властелина; если же повинуются его слугам, то лишь как чиновникам и должностным лицам, не питая к ним никакой привязанности». Государь просто поручает своим чиновникам и должностным лицам практическое выполнение его (и только его) воли. Макиавелли отрицательно относится к тому, чтобы государь, принимая решения, был ограничен чьей-либо волей, испытывал давление постороннего интереса. Суть власти, самодержавия государя в том и заключается, что все в государстве определяется лишь его собственным усмотрением. Отсюда возражения итальянского мыслителя против наличия властных полномочий не только у чиновников и должностных лиц, получивших свои посты из рук государя, но также у баронов и магистратов.
Совершенно чуждо Макиавелли (будем помнить, что речь идет о «Государе») и представление о народе как о носителе, источнике верховной власти. Ни слова нет о правах народа на управление государством, даже на минимальное его подключение к самостоятельному отправлению государственных дел. В политической сфере народу надлежит быть пассивной массой, превращаемой всевозможными манипуляциями со стороны государей в удобный и послушный объект государственной власти. В «Государе» мало говорится о деятельности правителя, обращенной непосредственно к потребностям и интересам самих управляемых (народа, знати, войска и проч.). По отношению к управляемым Макиавелли советует государю выступать главным образом в облике опекуна народа. При этом правителю следует пребывать в убеждении, что знать — честолюбива, а народ — необузданная масса. Ему следует хорошо помнить, что в мире нет ничего, кроме черни, которая прельщается внешними эффектами и успехом. Умелый государь занимается наведением в стране (городе) порядка, исключающего совершение преступлений должностными и частными лицами. Он ограждает подданных от грабежа чиновников, предоставляет обиженным возможность взывать к его (государя) суду. Плох тот правитель, который не столько опекает своих подданных, сколько обирает их, который не ищет путей их умиротворения. Обеспечивая спокойствие в стране, государь тем самым повышает авторитет верховной (т. е. своей) власти.
Набор благодеяний, идущих от государства к подданным, узок: военные и полицейско-охранительные меры (обеспечение внешней безопасности, устранение внутреннего беспорядка), покровительство ремеслам, земледелию и торговле — вот почти и все. В этом наборе нет, например, места такому благодеянию, как предоставление подданным гарантированных прав и свобод, особенно политических. «Государь» на сей счет занимает, в общем, позицию умолчания. Она не случайна.
Там, где жизнь людей направляется приказом, где ими командуют, с правами и свободами подвластных одни только хлопоты. Кроме того, сам Макиавелли склонен считать, что подданные не очень уж заинтересованы в обладании такими правами и свободами. Людей волнует не их отсутствие, а прежде всего возможность сохранять в неприкосновенности свою собственность. Они в состоянии, думает Макиавелли, смириться с утратой свободы, престижа, власти (влияния), но никогда и никому не простят потерю имущества.
Опекая подданных, воздерживаясь (при отсутствии экстра ординарных обстоятельств) от «притеснения» народа, государю одновременно нужно совершать все свои действия, адресуемые подданным и рассчитанные на их восприятие именно как благодеяния. Обычно люди не надеются получить от государства что-либо полезное, хорошее для себя. Поэтому, когда они видят «добро со стороны тех, от кого ждали зла, особенно привязываются к благодетелям». В отличие от обид, которые, по Макиавелли, надо наносить разом, благодеяние разумно оказывать малыми порциями, чтобы оно длилось дольше и чтобы подданные ощутили его как можно полней, лучше.
Макиавелли прекрасно сознает, что непременным условием осуществления политической власти в видах, угодных государю, является согласие с ней подданных. Он буквально заклинает правителя ни в коем случае не навлекать на себя их антипатии: «презрение и ненависть подданных — это то самое, чего государь должен более всего опасаться». Завоевывать расположение народа — вот его задача. Ему надлежит «принять меры к тому, чтобы граждане всегда и при любых обстоятельствах имели потребность в нем. Если люди отчуждаются от него, то в таком случае оказывается обреченным и народ — он ввергается в пучину анархии, беспорядка.
Каким образом добиться от подданных того, чтобы они действовали соответственно воле государя и чтобы его власть в стране (городе) осуществлялась нормально? По Макиавелли, такая власть осуществляется нормально, если подданные полностью повинуются государю. Есть два способа достижения повиновения. Первый — любовь к государю. Второй — страх перед ним. Что эффективней и надежней? С точки зрения Макиавелли, лучше всего, разумеется, «когда боятся и любят одновременно, однако любовь плохо уживается со страхом, поэтому если уж приходится выбирать, то надежнее выбирать «страх» и поддерживать его «угрозой наказания, которой невозможно пренебречь».
Делая выбор в пользу страха как такого состояния, которое вернее всего гарантирует государству (государю) покорность его подданных, Макиавелли руководствуется одной из основных аксиом своей политической философии — аксиомой об исконной, от их асоциальной, антиобщественной природы идущей порочности людей — существ эгоистичных и злобных. О людях в целом, убежден автор «Государя», «можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечет нажива». Столетие спустя макиавеллевскую идею асоциальной сущности человека воспримет и разовьет Т. Гоббс.
В «Государе» от угрозы наказания, поддерживающей в людях страх перед государством, до самого наказания, расправы расстояние почти незаметное. Правитель, чтобы заставить своих подданных безропотно повиноваться ему, не должен пренебрегать самыми суровыми, нещадными карами. Жестокость допустима не только в военное, но и в мирное время.
Гуманистический дух эпохи Возрождения, каким его наследовал европейский XVI в., «Государя» едва коснулся. В этом труде доминирует, как нам уже известно, отнюдь не превознесение высокого достоинства человеческой личности, создающей и творящей самое себя. Нет в нем апологии свободной воли, направленной к добру и общему благу; нет рассуждений о призвании индивида к гражданско-нравственной деятельности на поприще политики. В фокусе этого макиавеллевского сочинения — идеальный правитель и технология его властвования. Прообразом же подобного правителя выступает Цезарь Борджиа (Чезаре Борджа) — поистине сатанинский злодей, в котором автор хотел видеть великого государственного мужа, объединителя Италии.
Отмеченный разлад Макиавелли с гуманизмом проистекает не из своеобразных личных симпатий и антипатий флорентинца. Глубинные истоки этого диссонанса лежат в трагическом несовпадении (а зачастую в открытом конфликте) двух качественно отличных друг от друга измерений, двух разных способов социального бытия: этического и политического. У каждого из них свои собственные критерии: «добро» — «зло» у первого, «польза» — «вред» («выигрыш» — «проигрыш») у второго. Заслуга Макиавелли в том, что он до предела заострил и бесстрашно выразил это объективно существующее соотношение политики и морали.
Политические взгляды Николо Макиавелли
Одна из первых советских государственно-правовых концепций в XVI в. разработал итальянский политический мыслитель Никколо Макиавелли (1469-1527). Он в произведениях «Государь», «История Флоренции», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия». отрицал теологический подход к выяснению сущности государства и права и обосновал концепцию фортуны (судьбы).
По этому поводу Макиавелли отмечал, что правители, которые полностью подчинялись судьбы, не смогли выстоять против ее ударов и потеряли власть. По его мнению, власть в государстве может быть добытой с помощью оружия или милости судьбы. Формы государства зависят от количества правителей. Это, по учению ученого, государства, управляемые «единовластно» — монархии. Последние могут быть унаследованными или новыми, полученные с помощью оружия или тем же способом присоединены к унаследованной монархии.
Значительное внимание Макиавелли уделял исследованию процесса образования монархии. Государство, образованное силой с применением оружия, доставляет массу хлопот, и в ней трудно удержать власть.
Размышляя о монархии, Макиавелли предпочитал абсолютной монархии — ведь власть, осуществляемая монархом с помощью магистрата, не может быть надежной, поскольку монарх полностью зависит от воли граждан, входящих в магистрат.
Необходимым условием сильного централизованного государства, по мнению Макиавелли, должны быть хорошее законодательство, хорошее войско и хорошие союзники. Король должен четко формулировать цели и достигать ее всевозможными средствами. Если государству угрожает упадок или потеря независимости, то в этом случае он может игнорировать моральные нормы. Более того, монарх постоянно находится в состоянии вражды. Его окружают враги как в государстве, так и снаружи. Поэтому он может пренебрегать моральными принципами и применять насилие, может уподобляться льву и лисе. Такой принцип в политике впоследствии получил название макиавеллизма.
В целом заслуги Н. Макиавелли в развитии политической науки состоит в том, что он:
1) отверг схоластику, заменив ее рационализмом и реализмом;
2) заложил основы политической науки;
3) выступил против феодальной раздробленности, за создание централизованной Пали;
4) ввел в политический лексикон понятие «государство» и «республика» в современном их понимании;
5) сформулировал противоречивый, но вечный принцип «цель оправдывает средства».
Теории естественного права и общественного договора
В последней трети XVI — начала XVII в. произошла буржуазная революция в Нидерландах, которая значительно повлияла на развитие капиталистических отношений в протестантских странах. Впоследствии (1640-1688) буржуазная революция имела место в наиболее промышленно развитой Англии. Эти события во многом были подготовлены развитием мануфактурного производства, которое заслонило ремесла. Новый способ производства способствовал разделению труда, росту его производительности, поисковые способов рационализации производственных процессов, стимулировал развитие общественных и естественных наук.
Первую попытку выяснить сущность и назначение государства в новых условиях сделал голландский юрист и общественный деятель Гуго де Гроот Граций (1583-1645). Относительно происхождения государства мыслитель замечал, что люди объединяются в государство добровольно, ради личной защиты и противостояния насилию и обязуются выполнять этот договор, а также нормы права, устанавливаются для поддержания порядка. В государстве царит гражданская власть, которая является верховной и суверенной. Государство осуществляет властные функции при помощи политических институтов.
Мыслитель не отдавал предпочтения ни одной из форм правления. Он считал, что при создании государства народ мог выбрать любую форму, но выбрав, уже не имел права ее менять, кроме случаев крайней опасности для существования самого народа.
Выдающимся основателем политических учений нового времени был английский мыслитель Томас Гоббс (1588-1679). Проблемы государственности, права, законности, мира и порядка исследовались им в трудах «Философские основы учения о гражданине», «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского».
Гоббс рассматривал три момента становления политического организма: 1) естественное состояние; 2) переход к государству; 3) государственный состояние.
В естественном состоянии, отмечал Гоббс; нет общей власти, нет законов и, соответственно, нет и справедливости. В этом состоянии отсутствует собственность, каждый имеет право на все, в том числе и на жизнь другого человека. В естественном состоянии идет «война всех против всех». Человек, как существо эгоистичное, всегда находится под страхом смерти, под влиянием инстинкта самосохранения, которые побеждают все остальные чувства. Но разум, способность людей рассуждать, указывают условия выхода из этого состояния. Эти условия природные законы. Закон может выполняться с помощью принуждения и силы. Такой силой является государство.
Т. Гоббс различал государства, возникшие в результате добровольного согласия граждан, и государства, образовавшиеся с помощью физической силы. Он называет три основные формы государства -монархию, аристократию, демократию. Лучшей, по мнению Гоб-БСА, является монархия, ибо она наиболее полно выражает и реализует абсолютный характер власти государства, в ней общие интересы очень тесно совпадают с частными интересами суверена.
Гоббсовский государственно-правовая концепция в значительной мере повлияла на нидерландского мыслителя Баруха (Бенедикта) Спинозу (1632-1677). В своем «Богословско-политическом трактате» Спиноза отстаивал тезис, что человек, прежде всего, зависит от закона «естественной необходимости», что вытекает из самой природы. Но, кроме этого, она зависит и от законов, установленных волей самих людей для безопасного и удобного жизни.
Государство у Б. Спинозы выступает носителем естественных прав всего населения. Основными ее функциями он считал:
1) составление религиозной жизни;
2) обеспечение неприкосновенности собственности;
3) распространение образования;
4) обеспечение беспрепятственного ведения торговли;
5) оценка поведения каждого;
6) наказания преступников;
7) разрешения конфликтов, возникающих между гражданами;
8) осуществление мер, направленных на ведение войн и их предотвращения.
В целом Б. Спиноза вошел в историю политической мысли как критик теологических политико-правовых идей, как один из создателей светской доктрины государства и права.
Ведущее место среди авторов политических концепций того времени занимает английский философ Джон Локк (1632-1704). Политическое учение Джона Локка изложенное в труде «Два трактата о правлении» (1690). По мнению Дж. Локка, к возникновению государства люди находились в естественном состоянии, но он не характеризуется как «война против всех». Для естественного состояния присуща равенство, право человека распоряжаться своей собственностью, но в обществе отсутствовали органы, которые объективно решали конфликты между людьми, наказывали преступников. Это привело обстановку неуверенности и напряжения. Для надежного обеспечения естественных прав, равенства и свободы, защиты личности и собственности люди создали государство.
Целостность государства и выполнения им своих основных задач способно обеспечить конституционное правление, при котором власть была бы ограничена законом и разделена. Первое место отводится законодательной ветви власти как верховной в государстве. Другие ветви власти должны подчиняться законодательной власти, но они также имеют большое влияние в государстве.
Дж. Локк сформулировал политические принципы, которые легли в основу всех демократических правовых государств мира. Его считают основоположником либерализма и современного конституционализма.
Политические воззрения Никколо Макиавелли
Сочинениями Никколо Макиавелли (1469—1527 гг.) — «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «Государь», «История Флоренции» и «О военном искусстве» — положено начало политико-правовой идеологии Нового времени.
Макиавелли родился в семье юриста, 14 лет провел на посту секретаря Второй канцелярии Флорентийской республики и секретаря комиссии, ведавшей военными и международными делами. Методология, используемая Н. Макиавелли — рационализм. Он освобождает политическую науку от схоластики. Его политическое учение основано на изучении деятельности современных ему правительств, опыта государств античности, на представлениях об интересах и стремлениях участников политической жизни. «Природа создала людей таким образом, — писал Макиавелли, — что люди могут желать всего, но не могут всего достигнуть». Из-за этого люди беспокойны, честолюбивы, подозрительны и никогда не довольствуются своей долей. Для того, чтобы управлять людьми, нужно понять их интересы.
Государство (независимо от его формы) Макиавелли рассматривал как некое отношение между правительством и подданными, опирающееся на страх или любовь последних. Макиавелли предписывается введение в обиход термина «государство». Целью государства и основой его прочности является безопасность личности и незыблемость собственности, которые наилучшим образом обеспечены в республике.
Во всех государствах основой власти «служат хорошие законы и хорошее войско. Но хороших законов не бывает там, где нет хорошего войска, и наоборот, где есть хорошее войско, там хороши и законы». Причем войско должно быть преданным именно государю, поскольку союзнические и наемные войска всегда склонны к измене.
Важным средством политики Макиавелли считал религию. Религия, рассуждал Макиавелли, — могучее средство воздействия на умы и нравы людей. Государство должно использовать религию для руководства подданными. Мудрый государь также должен следовать и обычаям народа.
Макиавелли занимался изучением влияния различных социальных групп на осуществление политической власти в государстве. Свободное государство должно быть основано на компромиссах народа и знати; суть «смешанной республики» в том и состоит, что система государственных органов включает аристократические и демократические учреждения, каждое из которых, выражая и защищая интересы соответствующей части населения, сдерживает посягательства на эти интересы другой его части.
Наибольшую известность Макиавелли принесло сочинение «Государь». Благодаря ему Макиавелли считается одним из основоположников политологии. В его произведениях политика рассматривалась как особая сфера человеческой деятельности, имеющая свои закономерности, которые должны быть изучены и осмыслены. Ставя вопрос о соотношении морали и политической целесообразности, он безоговорочно решает его в пользу последней. В политике единственным критерием оценки действий правителя государства являются укрепление власти, расширение границ государства. Для достижения этой цели правитель должен использовать все средства, втом числе аморальные: «Пусть обвиняют его поступки, лишь бы оправдывали результаты, и он всегда будет оправдан, если результаты окажутся хороши». Данное сочинение содержит практические советы правителю, призванные сплотить, централизовать власть. Приведем лишь некоторые из них: казни следует совершать чужими руками, а благодеяния творить собственными; лучше не грозить, а казнить, чтобы обиженный не смог отомстить; в случае необходимости можно отступиться от данного слова и т.д. Идеальный правитель должен быть подобен льву и лисе. «Лев боится капканов, а лиса — волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков». Идеалом подобного сильного и мудрого политика Макиавелли называет Чезаре Борджиа. Сильная централизованная власть государя необходима, по мнению Макиавелли, в сложные периоды истории, например, когда необходимо бороться с захватчиками, для того, чтобы сплотить государство, т.е. в чрезвычайных обстоятельствах.
Обосновывая выбор формы правления, Макиавелли обращается к цикличности развития государства. Для объединения государства наилучшей формой будет монархия; для государства, в котором установился гражданский мир, — республика. Наилучшей формой правления, с точки зрения Макиавелли, является умеренная республика, сочетающая монархический, аристократический и демократический элементы и представляющая собой договор, средство согласования стремлений и интересов борющихся социальных групп.
Таким образом, Макиавелли заменил схоластику рационализмом; ввел в научный оборот понятия «государство» и «республика» в современном смысле; заложил основы политической науки; выступил против феодальной раздробленности; продемонстрировал связи политики и форм государства с социальной борьбой; осудил политику папского престола и духовенства; поставил вечный вопрос о соотношении политической целесообразности и морали.
Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете
Политические взгляды никколо макиавелли
Одну из первых светских государственно-правовых концепций в XVI в разработал итальянский политический мыслитель. Никколо. Макиавелли (1469-1527). Он в произведениях»Государь»,»История. Флоренции»,»Рассуждения о первой декаде. Тита. Ливия»отрицал теологический подход к выяснению сущности государства и права и обосновывал концепцию фортуны (судьбынтовував концепцію фортуни (долі).
По этому поводу. Макиавелли отмечал, что правители, которые полностью подчинялись судьбе, не смогли выстоять против ее ударов и потеряли власть. По его мнению, власть в государстве может быть полученной с помощью оружия й или милости судьбы. Формы государства зависят от количества правителей. Это, по учению ученого, государства, управляемые»единовластно»- монархии. Последние могут быть унаследованными или новыми, полученные с помощью оружия, или таким же образом присоединены к унаследованной монархеваної монархії.
Значительное внимание. Макиавелли уделял исследованию процесса образования монархии. Государство, образована силой с применением оружия, доставляет массу хлопот, и в ней трудно удержать власть
Рассуждая о монархии,. Макиавелли предпочитал абсолютной монархии — ведь власть, осуществляемая монархом с помощью магистрата, не может быть надежной, поскольку монарх полностью зависит от во оли граждан, входящих в магистрат.
Необходимым условием сильного централизованного государства, по мнению. Макиавелли, должны быть хорошее законодательство, хорошее войско и хорошие союзники. Король должен четко формулировать цель и достигать ее всевозможными за асоби. Если государству угрожает упадок или потеря независимости, то в этом случае он может игнорировать моральные. Более того, монарх постоянно находится в состоянии вражды. Его окружают враги как у государстве, так и снаружи. Поэтому он может пренебрегать моральными принципами и применять насилие, может уподобляться льву и лисе. Такой принцип в политике впоследствии получил название макиавеллизмллізму.
В целом заслуги. Н. Макиавелли в развитии политической науки состоит в том, что он:
1) отверг схоластику, заменив ее рационализмом и реализмом;
2) заложил основы политической науки;
3) выступил против феодальной раздробленности, за создание централизованного. Пали;
4) ввел в политический лексикон понятие»государство»и»республика»в современном их понимании;
5) сформулировал противоречивый, но вечный принцип»цель оправдывает средства»
6 Теория естественного права и общественного договора
В последней трети XVI — начале XVII в произошла буржуазная революция в. Нидерландах, которая значительно повлияла на развитие капиталистических отношений в протестантских странах. Впоследствии (1640-1688) буржуазная р революция имела место в наиболее промышленно развитой. Англии. Эти события во многом были подготовлены развитием мануфактурного производства, которое заслонило ремесла. Новый способ производства способствовал дела е труда, росту его производительности, поисковые способов рационализации производственных процессов, стимулировал развитие общественных и естественных наунаук.
Первую попытку выяснить сущность и назначение государства в новых условиях сделал голландский юрист и общественный деятель. Гуго де. Гроот. Граций (1583-1645). Относительно происхождения государства мыслитель отмечал, что л люди объединяются в государство добровольно, для личной защиты и противостояния насилию и обязуются выполнять этот договор, а также нормы права, которые устанавливаются для поддержания порядка в д ержави царит гражданская власть, которая является верховной и суверенной. Государство осуществляет властные функции с помощью политических институтетів.
Мыслитель не отдавал предпочтения ни одной из форм правления. Он считал, что при создании государства народ мог выбрать любую форму, но выбрав, уже не имел права ее менять, кроме случаев крайней опас печении безопасности для существования самого народу.
Выдающимся основателем политических учений нового времени был английский мыслитель. Томас. Гоббс (1588-1679). Проблемы государственности, права, законности, мира и порядка исследовались им в трудах»Философские заса ады учения о гражданине»,»Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданскогоа громадянської».
Гоббс рассматривал три момента становления политического организма: 1) естественное состояние, 2) переход к государству; 3) государственный состояние
В естественном состоянии, отмечал. Гоббс, нет общей власти, нет законов и, соответственно, нет и справедливости. В этом состоянии отсутствует собственность, каждый имеет право на все, в том числе и на жизнь другого люди ини. В естественном состоянии идет»война всех против всех»Человек, как существо эгоистическое, всегда находится под страхом смерти, под влиянием инстинкта самосохранения, которые побеждают все другие чувства. Но ум, способность людей рассуждать, указывают условия выхода из этого состояния. Эти условия естественные законы. Закон может выполняться с помощью принуждения и силы. Такой силой является государствю силою є держава.
Т. Гоббс различал государства, возникшие вследствие добровольного согласия граждан, и государства, образовавшиеся при помощи физической силы. Он называет три основные формы государства-монархию, аристократию, демо атию. Лучшей, по мнению. ГОБ-БСА, является монархия, ибо она наиболее полно выражает и реализует абсолютный характер власти государства, в ней общие интересы очень тесно совпадают с частными интересами суверенена.
гоббсовский государственно-правовая концепция в значительной мере повлияла на нидерландского мыслителя. Баруха (Бенедикта). Спинозу (1632-1677). В своем»Богословско-политическом трактате»Спиноза отстаивал тезис, щ что человек, прежде всего, зависит от закона»природной необходимости», что вытекает из самой природы. Но, кроме этого, она зависит и от законов, установленных волей самих людей для безопасного и удобно го жизненноного та зручного життя.
Государство в. Б. Спинозы выступает носителем естественных прав всего населения. Основными ее функциями он считал:
1) составления религиозной жизни;
2) обеспечение неприкосновенности собственности;
3) распространение образования;
4) гарантирование беспрепятственного ведения торговли;
5) оценка поведения каждого;
6) наказания преступников;
7) разрешения конфликтов, возникающих между гражданами;
8) осуществление мероприятий, направленных на ведение войн и их предотвращения
В целом. Б. Спиноза вошел в историю политической мысли как критик теологических политико-правовых идей, как один из создателей светской доктрины государства и права
Видное место среди авторов политических концепций того времени занимает английский философ. Джон. Локк (1632-1704). Политическое учение. Джона. Локка изложенное в труде»Два трактата о правлении»(1690). По мнению в. Дж. Локка, до возникновения государства люди пребывали в естественном состоянии, но он не характеризуется как»война против всех»Для естественного состояния присуща равенство, право человека распоряжаться своей собств истю, но в обществе отсутствовали органы, которые объективно решали конфликты между людьми, наказывали преступников. Это привело обстановку неуверенности и напряжения. Для надежного обеспечения естественных прав, равенства и свободы, защиты личности и собственности люди создали государствості люди створили державу.
Целостность государства и выполнения им своих основных задач способно обеспечить конституционное правление, при котором власть была бы ограничена законом и разделена. Первое место отводится законодательной ветви вла ады как верховной в государстве. Другие ветви власти должны подчиняться законодательной власти, но они также имеют большое влияние в государствві.
Дж. Локк сформулировал политические принципы, которые легли в основу всех демократических правовых государств мира. Его считают основоположником либерализма и современного конституционализма
Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая