2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Политические преобразования в период перестройки

Политические реформы периода перестройки

Первоначально курс на ускорение и перестройку не предполагал радикальных изменений в политической системе Советского государства. Не ставились под сомнение руководящая роль КПСС, система выборов в Советы, принципы деятельности государственных и общественных организаций. Однако провал курса на ускорение социально-экономического развития страны, а также нарастание кризисных явлений в социально-экономической сфере свидетельствовали о необходимости политических преобразований.

Важным симптомом изменений в политическом курсе (в первую очередь, в области прав человека) стало освобождение в декабре 1986 года (по личному указанию М. С. Горбачева) из ссылки академика А. Д. Сахарова, который сразу же активно включился в политическую жизнь. Вскоре были освобождены из тюрем и лагерей еще около 100 диссидентов.

Изменениям подверглась и кадровая политика КПСС. С одной стороны, заменялись неспособные, бездеятельные, чем-то себя запятнавшие руководители, а с другой – те, кто выступал против Горбачева и его курса. С 1985 по 1991 гг. было заменено подавляющее число партийных и советских руководителей как в центре, так и на местах. Январский Пленум ЦК КПСС 1987 г. признал необходимым в целях ускорения реформ вести кадровую работу на основе главного критерия: руководители должны поддерживать курс на ускорение и перестройку. В результате Горбачев встретил серьезное сопротивление со стороны различных слоев партийного руководства.

На этом же пленуме Горбачев предложил проводить выборы в Советы, включая в бюллетени для тайного голосования несколько кандидатур, а не одну, как было раньше. Первые такие выборы в местные Советы состоялись летом 1987 года, но основная масса депутатов была избрана по-прежнему, на безальтернативной основе.

С 1987 года все более отчетливо стала проводиться линия на демократизацию и гласность, что вызвало недовольство не только в местных, но и в высших эшелонах власти. В руководстве ЦК КПСС консервативные силы пытались опереться на члена Политбюро Е. К. Лигачева. Во главе радикальных сил стал первый секретарь МГК КПСС Б. Н. Ельцин, который подверг критике медленные темпы перестройки. Вскоре Ельцин ушел в отставку и получил второстепенный пост председателя Госстроя СССР, но он стал символом тех, кто хотел более решительных преобразований. Горбачев в этих условиях пытался занять центристскую позицию, маневрируя между консерваторами и радикалами.

Важной вехой политических реформ и демократизации общества стали решения XIX Всесоюзной партийной конференции КПСС (28 июня – 1 июля 1988 г.). Они предусматривали реформирование государственной системы, расширение гласности, борьбу с бюрократизмом, а главное – переход реальной власти от КПСС к Советам.

Однако при этом не была учтена роль КПСС в государстве, сложившаяся за весь период советской власти, поэтому быстрое отстранение партии от руководства привело к потере управляемости страной, так как Советы, фактически не участвовавшие в управлении государством, не успели набрать ни опыта, ни авторитета.

В соответствии с решениями XIX партконференции в декабре 1988 г. Верховный Совет СССР внес соответствующие поправки в Конституцию 1977 года и принял новый Закон о выборах народных депутатов. Учреждался новый высший законодательный орган – Съезд народных депутатов СССР. Съезд избирал из своего состава постоянно действующий парламент – Верховный Совет – и его главу – Председателя Верховного Совета СССР. Аналогичные структуры власти создавались в союзных и автономных республиках. В ходе выборов Советов всех уровней предусматривалось выдвижение нескольких кандидатов на одно место депутата.

Весной 1989 года состоялись выборы делегатов на I съезд народных депутатов СССР. Они проходили в острой политической борьбе между сторонниками и противниками реформ и проведения перестройки в целом.

I съезд народных депутатов СССР состоялся в мае – июне 1989 года в Москве. На съезде развернулись острые дебаты практически по всем вопросам.

На съезде М. С. Горбачев был избран Председателем Верховного Совета СССР, хотя его популярность уже снизилась. Н. И. Рыжков стал Председателем Совета Министров СССР.

На I съезде народных депутатов СССР произошло окончательное разделение сторонников перестройки на умеренных во главе с М. С. Горбачевым и радикалов, ведущую роль среди которых играли А. Д. Сахаров и Б. Н. Ельцин. После смерти А. Д. Сахарова в декабре 1989 г. Ельцин стал лидером радикально настроенных сил. С этого периода усилилась борьба между Горбачевым и Ельциным за политическое лидерство, завершившаяся в конце 1991 года распадом СССР.

В марте 1990 года состоялся III внеочередной съезд народных депутатов СССР. На нем была отменена 6-я статья Конституции СССР, которая законодательно закрепляла руководящую роль КПСС в Советском государстве. М. С. Горбачев был избран Президентом СССР. Эта должность вводилась в нашей стране впервые. Однако президентская система слабо сочеталась с властью Советов. Это также повлияло на дальнейшее обострение ситуации, так как власть Советов предполагала не разделение властей, а полновластие Советов.

К этому времени явно обозначился общий кризис в КПСС. Начался массовый выход из нее членов партии. За 1985–1991 гг. партия сократилась с 21 млн. до 15 млн. человек.

Одновременно в конце 80-х – начале 90-х гг. стала формироваться многопартийность в стране: возникали разнообразные политические движения, партии, организации. В союзных республиках появились Народные фронты. В Москве сформировались движение Демократическая Россия, Либерально-демократическая партия СССР (впоследствии Либерально-демократическая партия России – ЛДПР), Коммунистическая партия РСФСР (впоследствии Коммунистическая партия Российской Федерации – КПРФ), Демократическая партия России и др.

При этом подавляющее большинство возникших политических партий предлагали ориентироваться не на социализм, а на западную модель.

Летом 1990 года Председателем Верховного Совета РСФСР был избран Б. Н. Ельцин. Российское Правительство было сформировано из его сторонников и начало подготовку программы радикальных экономических реформ.

12 июня 1991 года Б. Н. Ельцин одержал убедительную победу на первых президентских выборах в России.

М. С. Горбачев к этому времени уже показал стратегическую и тактическую неспособность к эффективному руководству страной, потерял былую популярность среди подавляющего большинства населения. К концу 1990 года он занимал посты Президента СССР, Генерального секретаря ЦК КПСС, Верховного главнокомандующего Вооруженными силами страны, возглавил Совет Федерации и Совет Безопасности СССР, получил право непосредственно руководить Правительством.

Реформы не укрепили экономику и позиции социализма, напротив, привели к прямо противоположным результатам. В стране назревал политический кризис.

Дата добавления: 2019-01-14 ; просмотров: 151 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Политические реформы в СССР во время Перестройки

Политические реформы в СССР во время Перестройки — реформы в политической сфере, которые были произведены в СССР в период правления Михаила Горбачева с 1985 по 1991 годы, завершились распадом СССР, отстранением М. С. Горбачева от власти, ликвидацией Варшавского договора и «бархатными революциями» в странах Восточной Европы.

Содержание

[править] Предыстория

11 марта 1985 года генеральным секретарем ЦК КПСС становится Михаил Сергеевич Горбачёв.

Тремя основными лозунгами его реформ вскоре становятся перестройка, гласность и ускорение.

23 апреля 1985 года в Москве состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором Михаил Горбачев сообщил о планах реформ, направленных на ускорение социально-экономического развития страны и на котором впервые прозвучало слово «перестройка». При этом предыдущий период был охарактеризован как «застойный». [1]

В докладе Горбачева на XXVII съезде КПСС, прозвучавшем 25 февраля 1986 года, была провозглашена гласность («нам надо сделать гласность безотказно действующей системой»). На съезде Горбачев заговорил также о перестройке мышления (сам термин «новое политическое мышление» появился тогда же из уст Э. А. Шеварднадзе), было заявлено о развитии социалистического самоуправления народа. [2]

27 января 1987 года, выступая на пленуме партии, М. Горбачев провозгласил 5 основных направлений преобразований в политической сфере государства, в которые вошли:

  1. преобразование КПСС из государственной структуры в реальную политическую партию,
  2. расширение демократических свобод в партии,
  3. участие в выборах беспартийных кандидатов,
  4. проведение выборов в Советы на конкурентной основе, отмена безальтернативных выборов,
  5. превращение Советов в подлинные органы власти.
Читать еще:  Как правильно выполнить гидроизоляцию балкона

[править] Список внутриполитических реформ

[править] Реформирование Верховного Совета

28 июня-1 июля 1988 года в Москве прошла XIX конференция КПСС (предыдущая конференция созывалась в феврале 1941 года), по итогам которой был принят ряд политических решений.

Верховный Совет СССР, который избирался населением СССР по территориальным округам, стал избираться Съездом народных депутатов, который впервые был сформирован 25 мая 1989 года. Съезд народных депутатов на 2/3 избирался населением СССР, 1/3 избиралась общественными организациями. Всего на съезд избиралось 1250 депутатов.

[править] Изменение процедуры выборов народных депутатов

26 марта 1989 года прошли выборы народных депутатов СССР, которые были первыми выборами в истории СССР, где предлагался выбор между кандидатами (ранее выборы проходили на безальтернативной основе). Позволялось выдвигаться кандидатами в депутаты всем желающим. По итогам выборов было избрано 2250 народных депутатов СССР, среди которых большинство были члены КПСС (1957 депутатов) и меньшинство — беспартийных (292 депутата).

[править] Введение многопартийности

15 марта 1990 года III Съезд народных депутатов отменяет статью 6 Конституции СССР, которая закрепляла политическую монополию КПСС, ее руководящую и направляющую роль. Таким образом, была официально разрешена многопартийность. Впервые руководящая и управляющая роль Коммунистической партии была закреплена в статье 126 Конституции СССР 1936 года. В Конституции 1977 года о роли КПСС гласила статья 6. Первыми зарегистрированными в СССР партиями стали ЛДПСС и ДПР.

[править] Введение поста президента СССР

Согласно решению III Съезда народных депутатов 14 марта 1990 года впервые в истории СССР была введена должность президента. Согласно принятым правилам президент СССР должен избираться на 5 лет путем прямого и тайного голосования. Первый президент СССР — Михаил Горбачев — в порядке исключения был избран на первый срок Съездом народных депутатов. Президент СССР являлся высшим должностным лицом государства, заменив в этом качестве председателя Верховного Совета СССР, который считался высшим должностным лицом СССР с 1938 года. Горбачев был первым и последним президентом СССР. 25 декабря 1991 года, после распада СССР, он подал в отставку.

[править] Суверенизация советских республик и автономий

Провозглашение суверенитетов советских республик началось с Эстонии 16 ноября 1988 года. Российская СФСР приняла декларацию о государственном суверенитете 12 июня 1990 года. Последней из союзных республик декларацию о суверенитете приняла Азербайджанская ССР 18 октября 1991 года. В августе-октябре 1990 года происходит так называемый «парад суверенитетов» в РСФСР, когда автономные республики поочередно принимают декларации о государственном суверенитете (см. также «Берите суверенитета столько, сколько сможете проглотить»).

[править] Запрет КПСС

6 ноября 1991 года президент РСФСР Борис Ельцин издал указ о прекращении деятельности Коммунистической партии Советского союза на территории СССР и РСФСР. Через день после этого состоялось празднование 74-й годовщины Великой Октябрьской революции.

Политические преобразования периода перестройки

Сверхцентрализованному общественно политическому устройству противопоставлялись идеи демократизации. Демократизация затронула идеологию, культуру и политику. Поиск альтернативных решений в процессе развития приводил к критике существующих партийно-государственных устоев и прошлой истории. К 1988 году явственно обозначилось обострение внутренней идеологической борьбы. Идейные шатания охватили и политическое руководство. Менялось отношение людей к религии, к западным духовным ценностям.

В условиях острой критики деформаций социализма в политическом руководстве происходит раскол. М.С.Горбачев, А.Н.Яковлев и некоторые другие пришли к выводу о необходимости отказа от руководящей роли коммунистической партии, отмене конституционных гарантий этой роли. В июне 1988 года это положение прозвучало в докладе М.С.Горбачева на XIX партийной конференции. Впервые за историю партии доклад был сделан без предварительного обсуждения в ЦК, но конференция одобрила положения доклада. Это событие стало рубежным. Отказ правящей партии от руководства, сохранение за ней лишь идеологической, просветительской функции означал переход к коренному изменению политической системы.

Конференция провозгласила задачу построения правового демократического государства. Были определены основные направления политической реформы: отказ от монополии партии и переход к многопартийной системе; формирование Советов на альтернативной демократической основе и утверждение их полновластия; демократизация органов государственной власти; расширение гласности и плюрализм в идеологической сфере; перестройка национальных отношений на демократической основе.

Положения конференции не были единодушно восприняты в самой партии. Значительно увеличился выход из рядов партии. Последний XXVIII съезд КПСС (1990 г.) показал неспособность партии оказывать определяющее влияние на жизнь страны.

После XIX партконференции были приняты законы, сыгравшие решающее значение в реформировании политической системы. В их числе закон «Об изменениях и дополнениях Конституции СССР», который ликвидировал статью 6 о руководящей роли КПСС, а также закон «О выборах народных депутатов», утвердивший выборы депутатов Советов на альтернативной основе. Подлежали изменению высшие органы государственной власти. Верховным представительным органом власти становился Съезд народных депутатов СССР, который избирал двухпалатный Верховный Совет, действующий постоянно. Вводился пост Председателя Верховного Совета СССР. Создавался Комитет конституционного надзора.

В марте 1989 года состоялись первые в истории Советской власти альтернативные выборы. На I и II съездах народных депутатов произошло оформление депутатских фракций. III съезд (март 1990 г.) впервые в истории страны ввел должность Президента СССР как главы исполнительной власти, им был избран М.С.Горбачев. Введение президентского правления явилось мерой к укреплению расшатывающейся политической системы.

Первой оппозиционной КПСС партией провозгласил себя «Демократический союз» в мае 1988 года. С апреля 1988 года возникают Народные фронты, первые национальные организации, носившие массовый характер. Позже аналогичные организации возникли во всех союзных и автономных республиках. 1989 год стал годом появления многих партий. Вновь образованные партии отражали все ведущие направления политической жизни. Ультралиберальное направление представлял «Демсоюз», выступающий за смену модели общественного развития. К этому же крылу можно отнести: «Российское христианско-демократическое движение», «Христианско-демократический союз России», «Христианско-демократическую партию России» и др. Первыми представителями либерального направления стали «Демократическая партия Советского Союза», «Демократическая партия», «Либерально-демократическая партия» и три конституционно-демократические партии. В мае 1990 года оформилась крупнейшая партия либерального лагеря — «Демократическая партия России», а в ноябре — «Республиканская партия Российской Федерации». В октябре 1990 года на базе движения избирателей «Демократическая Россия» (созданного в ходе выборов народных депутатов СССР весной 1989 года), оформилась одноименная массовая общественно-политическая организация, объединившая партии, общественные организации и движения либеральной направленности.

Социал-демократическое направление было представлено двумя основными организациями: «Социал-демократической ассоциацией» и «Социал-демократической партией России». В июне 1990 года была основана «Социалистическая партия». Анархистское направление нашло отражение в деятельности «Конференции анархо-синдикалистов» и «Анархо-коммунистического революционного союза».

Многие из этих партий были малочисленными, не имевшими прочной организационной структуры и социальной базы и впоследствии распались.

Политический плюрализм затронул и крупнейшую политическую силу- КПСС. В 1990 — нач. 1991 г. в ней обозначились пять направлений: социал-демократическое, «Демократическое движение коммунистов», центристское, «Марксистская платформа в КПСС», традиционалистское. Каждое из них предлагало свой вариант реформ. На базе КПСС были созданы партии социалистическое направленности (Народная партия свободной России, Социалистическая партия трудящихся), прокоммунистической ориентации (Всесоюзная коммунистическая партия большевиков, Российская коммунистическая рабочая партия).

С осени 1990 года началось формирование политических партий, выступающих с позиций праворадикального переустройства общества: Русская национал-демократическая партия и др. Особняком держались организации российского государственного традиционализма (монархисты) и революционно-социалистического традиционализма, группа «Единство» и др.

Осенью 1991 года возникли религиозно-политические организации: Российское христианско-демократическое движение, Исламское возрождение. Новые политические партии и движения, возникшие в стране, явились реакцией на углубляющийся экономический кризис и поиск выхода из создавшегося положения. Их возникновение показывало, что прежняя однопартийная политическая система рухнула, перестали действовать рычаги власти, сложившиеся десятилетиями, общество вступило в глубокий политический кризис. Явственно обозначились три тенденции общественно-политического развития:а) реформаторско-демократическая-отражала стремление к обществу западно-европейского образца с его демократическими институтами и свободами и рыночно-капиталистической экономикой.б) национально-патриотическая- проявлялась в многонациональной стране и выражалась в образовании националистических партий и движений, в том числе русских. Этому способствовали религиозные, региональные и культурно-национальные различия между народами СССР, ставшие противоречиями в условиях экономического и политического кризиса. в) традиционно-коммунистическая.

Читать еще:  Как крепить поликарбонат к профильной трубе

Таким образом, пятилетка «перестройки» привела к глубоким изменениям политической надстройки на основе многопартийности, плюрализма и вызвала с неизбежностью острую политическую борьбу.

4.1. Политические реформы «перестройки».

В 1985 г. была предпринята новая попытка осуществить модернизацию советского общества. К власти пришла команда М.С.Горбачева. Идеологическим стержнем перестройки был евроцентризм, на базе которого была сформулирована концепция «возврата России в цивилизацию» и ориентации на общечеловеческие ценности.

Необратимость процесса перестройки объясняется в первую очередь тем, что широкое распространение получила гласность. Первоначально М.С.Горбачев видел главное содержание гласности в обновлении коммунистической идеологии. Гласность имела свои издержки – не все были готовы к радикальной переоценке ценностей, что привело к резкому столкновению интересов различных социальных групп. Широкое распространение гласности способствовало появлению политического плюрализма и раскрепощению сознания людей.

«Перестройка» в политической сфере началась с традиционного лозунга «повышения руководящей роли КПСС» и «совершенствования советской политической системы». При этом базовые социалистические ценности и тезисы («Советский Союз – самая передовая и демократическая страна в мире», «социализм имеет огромные преимущества перед капитализмом» и др.) не подвергались сомнению. Постепенно к М.С.Горбачеву пришло понимание, что советская политическая система глубоко деформирована в результате сталинского правления. Предпринимается попытка перестроить тоталитарную политическую систему в демократическую с всевластием Советов. В широком смысле выдвигалась задача реформирования советской системы, перестройки сталинского административного социализма в демократический социализм с «человеческим лицом», который был «задуман Лениным».

В январе 1987 г. на пленуме ЦК КПСС были разработаны следующие меры, направленные на активизацию деятельности партийных и общественных организаций: альтернативные выборы; тайное голосование при избрании ответственных партийных работников; выборы кандидатов на самом предприятии; введение новых форм и механизмов участия трудящихся в управлении предприятиями. В результате никаких изменений в политической системе и обществе не произошло – народ не поддержал старые лозунги.

В 1988 г. на Х1Х Всесоюзной конференции КПСС впервые за годы советской власти был поставлен вопрос о необходимости глубокой реформы политической системы. Провозгласили курс на создание правового государства и гражданского общества. Предполагалось учреждение съезда народных депутатов и превращение Верховного Совета СССР в постоянно действующий парламент. Вводился принцип альтернативности в избирательную систему. В результате начались изменения государственно-политической системы.

Росла оппозиция М.С.Горбачеву: 1. «справа» — коммунисты–ортодоксы, выступающие в защиту И.В.Сталина и традиционного социализма (Н.Андреева и др.); национал-патриоты, отстаивающие идеи русской самобытности, выступающие против «вестернизации России» (Ю.Бондарев, И.Глазунов и др.). 2. оппозиция «слева» — коммунисты-реформаторы радикального толка, критиковавшие М.С.Горбачева за медлительность и половинчатость реформ (Б.Ельцин, Ю.Афанасьев и др.) Стали активно возникать неформальные движения: народные фронты, клубы, кружки и т.п.

На заключительном этапе перестройки шел активно процесс демократизации: избирательная компания по выборам депутатов; работа съездов народных депутатов; утверждался политический плюрализм и многопартийность; реабилитация жертв политических репрессий. Важную роль сыграло принятие закона «О печати» (август 1990 г.) и закона «Об общественных организациях» (октябрь 1990 г.), которые способствовали широкому распространению свободы слова и созданию партий.

Политические преобразования, изначально направленные на разрушение казарменной политической системы и сплочение советского народа вокруг коммунистов–реформаторов, вскоре стали представлять угрозу для самой власти КПСС. Введение поста Президента СССР и отмена 6-й статьи Конституции не смогли компенсировать падение авторитета власти. Политика гласности привела к подрыву социалистических ценностей.

Федеральные и межнациональные отношения в этот период переживали глубокий кризис. Демократизация обнаружила пороки советского федерализма и вызвала рост национального самосознания и национализма. Разгорелись межнациональные конфликты (Карабах, Абхазия, Узбекистан, Таджикистан). Началось вытеснение русских из республик. К власти в республиках пришли национал-радикалы. Активизировался «парад суверенитетов» и «война законов». Действия союзного центра были непоследовательными и противоречивыми: не предпринимались своевременные шаги по недопущению межнациональных столкновений; с большим опозданием началась работа по разработке нового союзного договора. В конечном итоге эти процессы привели к распаду СССР.

В целом политическая реформа периода «перестройки» способствовала трансформации советской политической системы, подрыву власти КПСС, возникновению оппозиции, политического плюрализма и многопартийности. Углубление процесса демократизации привело к краху КПСС, распаду СССР и образованию на его месте новых независимых государств, в том числе России.

Экономические реформы «перестройки».

«Перестройка» в социально-экономической сфере началась в 1985 г. с традиционных лозунгов «раскрыть потенциал советской экономики», «ускорить социально-экономическое развитие», модернизировать машиностроение, укрепить дисциплину на производстве, ужесточить контроль за качеством продукции и т.д. Для реализации курса на ускорение социально-экономического развития страны резко возрос приток капиталовложений в машиностроение за счет недофинансирования других сфер экономики; был принят указ о борьбе с пьянством и алкоголизмом; вводилась госприемка, охватившая 30% выпускаемых товаров; обновлялись руководящие кадры. Для развития производственной демократии приняли Закон о правах трудовых коллективов. Первые результаты породили эйфорию у руководства, укрепили веру в могущество декретирования. В принятой ХХУП съездом КПСС «новой редакции» партийной Программы содержалась задача — предоставление каждой семье отдельной квартиры или дома к 2000 г. Серьезных предварительных расчетов по обоснованию такой задачи не было сделано. В результате она стала пустой декларацией.

По мере неудач «политики ускорения» и осознания реформаторами во главе с М.Горбачевым глубины и масштабов кризиса советского социализма были выдвинуты новые лозунги и задачи. Официально признали, что советская общественная модель имеет серьезные внутренние пороки. Началась перестройка административно-командной экономической модели в хозрасчетную. Для этого были приняты: закон о государственном предприятии (1987 г.), который предоставил им хозяйственную свободу и повысил ответственность за хозяйственную деятельность, и законы об аренде и кооперации (1988 г.), способствующие созданию негосударственного сектора экономики. Но эта попытка оказалась безуспешной. Государственные предприятия широко использовали свои права по увеличению цен и зарплаты, но при этом не хотели переходить на полную самостоятельность, требовали централизованного снабжения и финансирования. Частный сектор испытывал произвол чиновников, налоговое давление и негативное отношение общества к кооператорам.

В результате экономических реформ страна начала погружаться в системный кризис (производственный, потребительский, бюджетно-финансовый и т.д.). Резко упал уровень жизни народа. Реформаторы стали искать выход из кризиса на основе рыночных отношений. Были разработаны три программы. Первая — умеренная программа правительства (авторы: Н.И.Рыжков и Л.И.Абалкин) — предусматривала стабилизацию экономики на основе традиционных механизмов и поэтапный переход к рынку. Решающая роль в проведении реформ отводилась государству. Вторая программа «500 дней» (авторы: С.С.Шаталин и Г.А.Явлинский) была радикальной. Она предусматривала три этапа в проведении реформ: 1. приватизация и децентрализация экономики; 2. либерализация цен и структурная перестройка экономики; 3. финансовая и экономическая стабилизация, создание основ рыночной экономики. Весной 1991 г. премьер-министром В.С.Павловым был предложен план консервативной стабилизации. Согласно проекту предполагалось усиление центральной власти, модернизация тяжелой промышленности, «номенклатурная» приватизация при господстве «общенародной» собственности, вытеснение кооперативного сектора, борьба с индивидуальной деятельностью, реформа цен. Реализация этого плана неизбежно привела бы к восстановлению традиционной командной экономики.

Но ни один вариант не был реализован. Все этапы экономических преобразований завершились провалом. Произошел окончательный развал советской командной экономики и распад единого экономического пространства СССР.

Читать еще:  Как снять соединитель на плинтусе

Перестройка в СССР (1985-1991)

Содержание

  1. Предпосылки и основные причины перестройки
  2. Перестройка
  3. Таблица “События в период перестройки СССР”
  4. Что мы узнали?

Бонус

  • Тест по теме

Предпосылки и основные причины перестройки

Период правления Л. И. Брежнева с легкой руки М. С. Горбачева был назван эпохой застоя.

Рис. 1. Портрет М. С. Горбачева.

Несмотря на рост благосостояния населения, в экономике наблюдался спад. На рынке наблюдался постоянный дефицит товаров. Только продажа нефти помогала СССР финансово оставаться на плаву, благодаря эмбарго арабских стран. Однако после снятия этого эмбарго цены на нефть стали стремительно падать. Правительство Брежнева не хотело или не могло решить накопившихся экономических проблем, которые могли сказаться при любом изменении ситуации в мире. Это показало несовершенство системы управления. Ко всему прочему война в Афганистане также была экономически невыгодной Советскому Союзу. Капиталистический мир ввел против СССР санкции для прекращения боевых действий, что сократило количество экспорта и сказалось на доходах страны.

Именно эти явления и показали слабость советской экономики.

Перестройка

Март 1985 года стал началом перехода к новой политике М. С. Горбачева, который сразу дал понять, что будет проводить целый ряд изменений. Целями перестройки была реформа социально-экономического развития страны, омоложение кадров в политической системе, смягчение внешнеполитической деятельности и подъем промышленности.

В апреле 1985 года Горбачевым впервые был использован термин «ускорение» экономического развития. Его задачами были административные реформы, модернизация машиностроения и тяжелой промышленности. Однако попытки реформирования экономики не дали желаемых результатов и от ускорения было принято решение перейти к глобальной перестройке.

Перестройку было предложено разделить на несколько этапов.

Таблица “События в период перестройки СССР”

Проводимые мероприятия

Курс на «ускорение»; начало борьбы с алкоголизмом; смена модели от ускорения к перестройке. Предоставления самостоятельности предприятий, перевод на хозрасчет. Провозглашение гласности.

Развитие частной инициативы и предпринимательства. Политическая реформа.

Отмена статьи Конституции 1977 года. Учреждение поста Президента СССР. Выработка путей перехода к рыночной экономике.

Проводимые во втором этапе мероприятия произвели раскол общества на демократов и коммунистов. Это сформировало некоторую напряженность в социальной среде, породившие неуправляемость перестроечных процессов.

В 1985 году Горбачевым была провозглашена гласность. Были оправданы многие жертвы сталинских репрессий, начали печататься литературные произведения Солженицына и других диссидентов, по телевизору начала работать передача «Взгляд», печататься газета «Аргументы и факты», многие запрещенные ранее фильмы (например, «Собачье сердце») вышли на экраны телевидения. Власть позволяла себя критиковать и не проводила реакционных мер на жесткую критику.

Рис. 2. Портрет Солженицына.

Началась перестройка во внешней политике. Советский Союз взял курс на «потепление» отношений с Западом. Холодная война была фактически проиграна, когда Горбачев пошел на существенные уступки США, надеясь на отмену санкций. При переговорах с президентом США Рейганом была заключена договоренность о разоружении, а в 1989 году из Афганистана были выведены все советские войска.

Рис. 3. Вывод войск из Афганистана.

На втором этапе перестройке так и не были достигнуты поставленные задачи по переходу страны к демократическому социализму. Третий этап полностью проходил вне государственного контроля и был пущен на самотек.

Нарастание политических противоречий на втором этапе перестройки повлекло за собой и национальную конфронтацию. Периферийные республики все чаще начинали заявлять о своем неподчинении Москве. Начиная со второй половины 1989 года, в стране прошел парад суверенитетов. Местные власти декларировали о приоритете местных законов перед всесоюзными, если они конфликтовали между собой. В марте 1990 года Литва заявила о выходе из СССР. В том же году была утверждена должность Президента СССР, который избирался путем общего прямого всенародного голосования. Добиться положительных итогов этой реформой не удалось.

Последствиями третьего этапа перестроечного процесса стал Путч 1991 года, повлекший за собой и распад СССР по политическим, социальным и экономическим причинам.

Что мы узнали?

Говоря кратко о перестройке в СССР, следует отметить, что желая вывести страну на новый уровень, были допущены грубые просчеты, которые привели к распаду целой страны, изменившей судьбы десятков миллионов человек.

Политические преобразования в период «перестройки»

Политические преобразования в период «перестройки»

Изменения в области экономической жизни, необходимость реформирования вместе с ухудшением положения народа вызвали к жизни волну критики. Сверхцентрализованному общественно политическому устройству противопоставлялись идеи демократизации. Демократизация затронула идеологию, культуру и политику. Поиск альтернативных решений в процессе развития приводил к критике существующих партийно-государственных устоев и прошлой истории. Обстановка гласности позволяла узнавать о трагических страницах прошлого, о коррупции и взяточничестве в верхних эшелонах власти. Впервые общественность узнала о том, что в 1985 году было совершено 2080 тыс. преступлений,а в 1990 — 2787 тыс., при этом осуждено было в 1985 г. 1269 тыс., а в 1990 — 820 тыс. человек. Количество осужденных оказалось сопоставимо с периодом 30-х годов, то есть годами политических репрессий.

К 1988 году явственно обозначилось обострение внутренней идеологической борьбы. В печати выдвигались непримиримые политические позиции от официально-консервативных до антисоветизма и национализма. Широкое распространение получил антикоммунизм. Идейные шатания охватили и политическое руководство. Менялось отношение людей к религии, к западным духовным ценностям.

В условиях острой критики деформаций социализма в политическом руководстве происходит раскол. М.С.Горбачев, А.Н.Яковлев и некоторые другие пришли к выводу о необходимости отказа от руководящей роли коммунистической партии, отмене конституционных гарантий этой роли. В июне 1988 года это положение прозвучало в докладе М.С.Горбачева на XIX партийной конференции. Впервые за историю партии доклад был сделан без предварительного обсуждения в ЦК, но конференция одобрила положения доклада. Это событие стало рубежным. Отказ правящей партии от руководства, сохранение за ней лишь идеологической, просветительской функции означал переход к коренному изменению политической системы.

Конференция провозгласила задачу построения правового демократического государства.Были определены основные направления политической реформы:- отказ от монополии партии и переход к многопартийной системе;- формирование Советов на альтернативной демократической основе и утверждение их полновластия;- демократизация органов государственной власти;- расширение гласности и плюрализм в идеологической сфере;- перестройка национальных отношений на демократической основе.

Положения конференции не были единодушно восприняты в самой партии. В январе 1989 года на Пленуме ЦК была отправлена «в отставку» третья часть Центрального Комитета, не согласная с решениями конференции. Значительно увеличился выход из рядов партии. Если в 1989 году ряды КПСС покинуло 140 тыс. человек, то в 1990 году — 2,7 млн. человек. Из КПСС вышла большая часть состава компартий Литвы, Латвии и Эстонии, организовав самостоятельные партии социал-демократической ориентации. Компартии Грузии, Армении, Молдовы фактически прекратили свое существование. Последний XXVIII съезд КПСС (1990 г.) показал неспособность партии оказывать определяющее влияние на жизнь страны.

После XIX партконференции были приняты законы,сыгравшие решающее значение в реформировании политической системы.В их числе закон «Об изменениях и дополнениях Конституции СССР», который ликвидировал статью 6 о руководящей роли КПСС, а также закон «О выборах народных депутатов», утвердивший выборы депутатов Советов на альтернативной основе. Подлежали изменению высшие органы государственной власти. Верховным представительным органом власти становился Съезд народных депутатов СССР, который избирал двухпалатный Верховный Совет, действующий постоянно. Вводился пост Председателя Верховного Совета СССР. Создавался Комитет конституционного надзора.

В марте 1989 года состоялись первые в истории Советской власти альтернативные выборы. На I и II съездах народных депутатов произошло оформление депутатских фракций. III съезд (март 1990 г.) впервые в истории страны ввел должность Президента СССР как главы исполнительной власти, им был избран М.С.Горбачев. Введение президентского правления явилось мерой к укреплению расшатывающейся политической системы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector