11 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основные принципы внешней политики китая

Основные принципы внешней политики китая

Официальным началом отсчета политики реформы и открытости в Китае считается 1978 год, в декабре которого состоялось поистине историческое событие — пленум ЦК КПК одиннадцатого созыва. В конце 70-х годов ХХ века страна оказалась перед труднейшими проблемами выборов пути дальнейшего развития. С 80-х годов ХХ века КНР умело действует в ряде треугольников двусторонних отношений. Китай гибко выстроился, во-первых, в тандем сверхдержав, во-вторых, в пространство “трех миров”, в третьих, трех достаточно различных частей развивающегося мира — Азии, Африки, Латинской Америки.

Китай проводит самостоятельную, независимую и мирную внешнюю политику. Ее миссия — сохранение мира на планете и содействие общему развитию. Китай желает вместе с народами всего мира сообща продвигать благородное дело мира и развития на планете. Для Китая характерна давняя принципиальная традиция нейтралитета. На рубеже XX-XXI веков Китай добился на этом пути немалых успехов. В принятом на XII съезде КПК в сентябре 1982 года новом Уставе записано, что партия будет “защищать мир во всем мире” на основе пяти принципов:

• взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности;

• невмешательства во внутренние дела друг друга,

• равные и взаимовыгодные отношения;

• мирное сосуществование с другими странами мира .

Позже, в 1984 году, Дэн Сяопин следующим образом определил основные направления внешней политики страны: “Китайскую внешнюю политику 80-х годов, а фактически и 90-х, вплоть до XXI века», которую можно сформулировать главным образом, в двух фразах: первая: борьба против гегемонизма и защита мира во всем мире, вторая: Китай всегда будет принадлежать к “третьему миру”, причем это основа нашей внешней политики. Мы говорили о своей вечной принадлежности к “третьему миру” в том смысле что Китай, который сейчас, разумеется, из-за своей бедности относится к странам “третьего мира” и живет с ними всеми единой судьбой, по-прежнему будет принадлежать к “третьему миру” и тогда, когда станет развитой страной, богатым и могучим государством. Китай никогда не будет претендовать на гегемонию, никогда не будет третировать других, но всегда будет стоять на стороне “третьего мира”.

Исходя из сказанного, КНР предлагаются следующие принципы внешнеполитической стратегии :

• Соответствовать течению истории, отстаивать общие интересы всего человечества. Китай желает совместно с международным сообществом прилагать общие усилия к тому, чтобы активно содействовать многополярности мира, защищать гармоничное сосуществование различных сил и сохранять стабильность международного сообщества; активно стимулировать развитие экономической глобализации в направлении, благоприятствующем достижению общего процветания, стремиться к выгоде и избегать потерь, чтобы это приносило пользу всем странам мира, в частности развивающимся.

• Создать справедливый и рациональный новый международный политический и экономический порядок. Все страны мира должны в политике уважать друг друга, сообща вести консультации и не вправе навязывать другим свою волю; в экономике должны осуществлять взаимное стимулирование и общее развитие и не увеличивать пропасть между бедными и богатыми; в культуре должны заимствовать друг у друга, совместно процветать и не вправе отвергать культуру других национальностей; в области безопасности должны взаимно доверять, сообща защищать, утверждать новый взгляд на безопасность, заключающийся во взаимном доверии, взаимной выгоде, равенстве и сотрудничестве, решать споры посредством диалога и сотрудничества и не применять силу или угрожать силой. Выступать против различного рода гегемонизма и политики силы. Китай никогда не прибегнет к гегемонизму и экспансии.

• Защищать многообразие мира, выступать за демократизм в международных отношениях и многообразие форм развития. Мир богат и многообразен. Необходимо взаимно уважать различия культур, неоднородность социального строя и путей мирового развития, в процессе конкуренции учиться друг у друга и, несмотря на существующие различия, сообща развиваться. Дела различных стран должны решать сами народы, дела мира должны обсуждаться на равноправной основе.

• Выступать против всех форм терроризма. Необходимо укреплять международное сотрудничество, совмещая при этом различные варианты, предупреждать террористическую деятельность и наносить удары по ней, всеми силами искоренять очаги терроризма.

• Продолжать улучшать и развивать отношения с развитыми странами, делать основной упор на коренные интересы народов различных стран, несмотря на различия в социальном строе и идеологии, на основе пяти принципов мирного сосуществования расширять сферы слияния общих интересов, целесообразно преодолевать разногласия.

• Продолжать укреплять добрососедство и дружбу, отстаивать добрососедство и партнерство с соседями, укреплять региональное сотрудничество, продвигать на новый уровень обмен и сотрудничество с сопредельными странами.

• Продолжать укреплять сплоченность и сотрудничество с третьим миром, способствовать взаимному пониманию и доверию, усиливать взаимную помощь и поддержку, расширять сферы сотрудничества и повышать эффективность сотрудничества.

• Продолжать активно участвовать в многосторонней внешнеполитической деятельности, развивать свою роль в ООН и других международных и региональных организациях, поддерживать развивающиеся страны в защите их собственных законных интересов.

• Продолжать отстаивать принцип независимости и самостоятельности, полного равноправия, взаимного уважения и невмешательства в дела друг друга, развивать обмен и сотрудничество с политическими партиями и политическими организациями различных стран и регионов.

• Продолжать широко развертывать народную дипломатию, расширять внешний культурный обмен, стимулировать дружбу между народами и продвигать развитие межгосударственных отношений. Принципы установления дипломатических отношений с зарубежными странами

На основе этих принципов Китай к концу 2002 года установил дипломатические отношения со 165 странами мира.

Аппарат и организации системы внешнеполитических связей

Основные органы и организации внешнеполитической службы Китая:

? Министерство иностранных дел КНР – это оперативный орган правительства, ведающий межгосударственными отношениями, делами соотечественников, проживающих за рубежом, и выполнением консульских функций. Во всех провинциях, автономных районах и городах центрального подчинения созданы Канцелярии по иностранным делам, отвечающие за внешние связи в пределах своей компетенции и подчиняющиеся МИД. В особых административных районах созданы Управления уполномоченного МИД, ведающие делами, входящими в компетенцию Центрального правительства и касающимися правительства ОАР. Министр иностранных дел КНР — Ли Чжаосин; уполномоченный МИД в ОАР Сянган — Цзи Пэйдин, уполномоченный МИД в ОАР Аомэнь — Вань Юнсян.

? Китайское народное общество дружбы с заграницей создано в мае 1954 года. Его миссия состоит в содействии развитию дружбы и взаимопонимания между китайским народом и народами различных стран мира. В качестве представителя китайского народа общество устанавливает связи с дружественными к Китаю организациями и деятелями различных стран, поддерживает взаимные контакты с ними. Общество является коренным фактором развития дружеских отношений китайского народа с народами всех стран мира и имеет свои филиалы во всех провинциях, автономных районах и городах центрального подчинения. Председатель общества — Чэнь Хаосу.

? Китайское народное общество по изучению международных отношений создано в декабре 1949 года. Его миссия — изучение международных и внешнеполитических вопросов, международный обмен и развертывание народной дипломатии в интересах укрепления дружбы китайского народа с народами различных стран, содействия развитию отношений Китая с различными странами для вклада в дело мира во всем мире. Общество поддерживает широкие связи с политическими деятелями, дипломатами, видными общественными деятелями и учеными, а также с организациями по изучению международных проблем. Оно организует различные научные симпозиумы и дискуссии и активно участвует в них, ведет изучение и обмен мнениями по международным проблемам. Председатель общества — Мэй Чжаожун.

Основные принципы внешней политики Китая

С 80-х годов ХХ века КНР умело действует в ряде треугольников двусторонних отношений. Китай гибко выстроился, во-первых, в тандем сверхдержав, во-вторых, в пространство “трех миров”, в третьих, трех достаточно различных частей развивающегося мира — Азии, Африки, Латинской Америки.

Китай проводит самостоятельную, независимую и мирную внешнюю политику. Ее миссия — сохранение мира на планете и содействие общему развитию. Китай желает вместе с народами всего мира сообща продвигать благородное дело мира и развития на планете. Для Китая характерна давняя принципиальная традиция нейтралитета. На рубеже XX-XXI веков Китай добился на этом пути немалых успехов. В принятом на XII съезде КПК в сентябре 1982 года новом Уставе записано, что партия будет “защищать мир во всем мире” на основе пяти принципов:

• взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности;

• невмешательства во внутренние дела друг друга,

• равные и взаимовыгодные отношения;

• мирное сосуществование с другими странами мира .

Позже, в 1984 году, Дэн Сяопин следующим образом определил основные направления внешней политики страны: “Китайскую внешнюю политику 80-х годов, а фактически и 90-х, вплоть до XXI века», которую можно сформулировать главным образом, в двух фразах: первая: борьба против гегемонизма и защита мира во всем мире, вторая: Китай всегда будет принадлежать к “третьему миру”, причем это основа нашей внешней политики. Мы говорили о своей вечной принадлежности к “третьему миру” в том смысле что Китай, который сейчас, разумеется, из-за своей бедности относится к странам “третьего мира” и живет с ними всеми единой судьбой, по-прежнему будет принадлежать к “третьему миру” и тогда, когда станет развитой страной, богатым и могучим государством. Китай никогда не будет претендовать на гегемонию, никогда не будет третировать других, но всегда будет стоять на стороне “третьего мира”.

Исходя из сказанного, КНР предлагаются следующие принципы внешнеполитической стратегии :

• Соответствовать течению истории, отстаивать общие интересы всего человечества. Китай желает совместно с международным сообществом прилагать общие усилия к тому, чтобы активно содействовать многополярности мира, защищать гармоничное сосуществование различных сил и сохранять стабильность международного сообщества; активно стимулировать развитие экономической глобализации в направлении, благоприятствующем достижению общего процветания, стремиться к выгоде и избегать потерь, чтобы это приносило пользу всем странам мира, в частности развивающимся.

• Создать справедливый и рациональный новый международный политический и экономический порядок. Все страны мира должны в политике уважать друг друга, сообща вести консультации и не вправе навязывать другим свою волю; в экономике должны осуществлять взаимное стимулирование и общее развитие и не увеличивать пропасть между бедными и богатыми; в культуре должны заимствовать друг у друга, совместно процветать и не вправе отвергать культуру других национальностей; в области безопасности должны взаимно доверять, сообща защищать, утверждать новый взгляд на безопасность, заключающийся во взаимном доверии, взаимной выгоде, равенстве и сотрудничестве, решать споры посредством диалога и сотрудничества и не применять силу или угрожать силой.

Читать еще:  Как получить кредит за границей

Выступать против различного рода гегемонизма и политики силы. Китай никогда не прибегнет к гегемонизму и экспансии.

• Защищать многообразие мира, выступать за демократизм в международных отношениях и многообразие форм развития. Мир богат и многообразен. Необходимо взаимно уважать различия культур, неоднородность социального строя и путей мирового развития, в процессе конкуренции учиться друг у друга и, несмотря на существующие различия, сообща развиваться. Дела различных стран должны решать сами народы, дела мира должны обсуждаться на равноправной основе.

• Выступать против всех форм терроризма. Необходимо укреплять международное сотрудничество, совмещая при этом различные варианты, предупреждать террористическую деятельность и наносить удары по ней, всеми силами искоренять очаги терроризма.

• Продолжать улучшать и развивать отношения с развитыми странами, делать основной упор на коренные интересы народов различных стран, несмотря на различия в социальном строе и идеологии, на основе пяти принципов мирного сосуществования расширять сферы слияния общих интересов, целесообразно преодолевать разногласия.

• Продолжать укреплять добрососедство и дружбу, отстаивать добрососедство и партнерство с соседями, укреплять региональное сотрудничество, продвигать на новый уровень обмен и сотрудничество с сопредельными странами.

• Продолжать укреплять сплоченность и сотрудничество с третьим миром, способствовать взаимному пониманию и доверию, усиливать взаимную помощь и поддержку, расширять сферы сотрудничества и повышать эффективность сотрудничества.

• Продолжать активно участвовать в многосторонней внешнеполитической деятельности, развивать свою роль в ООН и других международных и региональных организациях, поддерживать развивающиеся страны в защите их собственных законных интересов.

• Продолжать отстаивать принцип независимости и самостоятельности, полного равноправия, взаимного уважения и невмешательства в дела друг друга, развивать обмен и сотрудничество с политическими партиями и политическими организациями различных стран и регионов.

• Продолжать широко развертывать народную дипломатию, расширять внешний культурный обмен, стимулировать дружбу между народами и продвигать развитие межгосударственных отношений. Принципы установления дипломатических отношений с зарубежными странами

На основе этих принципов Китай к концу 2002 года установил дипломатические отношения со 165 странами мира.

Аппарат и организации системы внешнеполитических связей

Основные органы и организации внешнеполитической службы Китая:

? Министерство иностранных дел КНР – это оперативный орган правительства, ведающий межгосударственными отношениями, делами соотечественников, проживающих за рубежом, и выполнением консульских функций. Во всех провинциях, автономных районах и городах центрального подчинения созданы Канцелярии по иностранным делам, отвечающие за внешние связи в пределах своей компетенции и подчиняющиеся МИД. В особых административных районах созданы Управления уполномоченного МИД, ведающие делами, входящими в компетенцию Центрального правительства и касающимися правительства ОАР. Министр иностранных дел КНР — Ли Чжаосин; уполномоченный МИД в ОАР Сянган — Цзи Пэйдин, уполномоченный МИД в ОАР Аомэнь — Вань Юнсян.

? Китайское народное общество дружбы с заграницей создано в мае 1954 года. Его миссия состоит в содействии развитию дружбы и взаимопонимания между китайским народом и народами различных стран мира. В качестве представителя китайского народа общество устанавливает связи с дружественными к Китаю организациями и деятелями различных стран, поддерживает взаимные контакты с ними. Общество является коренным фактором развития дружеских отношений китайского народа с народами всех стран мира и имеет свои филиалы во всех провинциях, автономных районах и городах центрального подчинения. Председатель общества — Чэнь Хаосу.

? Китайское народное общество по изучению международных отношений создано в декабре 1949 года. Его миссия — изучение международных и внешнеполитических вопросов, международный обмен и развертывание народной дипломатии в интересах укрепления дружбы китайского народа с народами различных стран, содействия развитию отношений Китая с различными странами для вклада в дело мира во всем мире. Общество поддерживает широкие связи с политическими деятелями, дипломатами, видными общественными деятелями и учеными, а также с организациями по изучению международных проблем. Оно организует различные научные симпозиумы и дискуссии и активно участвует в них, ведет изучение и обмен мнениями по международным проблемам. Председатель общества — Мэй Чжаожун.

Политика Китая – основные направления развития на 2019 год

Политика Китая в последние десятилетия развивается стабильными темпами, и в ближайшее время изменений политического и экономического характера, не предвидится. Китай развивается согласно выбранному курсу политических взаимоотношений.

Политика Китая на 2019 год

Во время своего визита в Берлин председатель КНР Си Цзиньпин выступил с обращением к европейскому сообществу, а также ответил на вопросы журналистов о планируемых реформах и внешней политике Китая на 2019 год.

Он заявил, что на данный момент в Китае проходят реформы в политической, экономической и социальной сферах , а также институциональные изменения в работе Коммунистической партии Китая. По словам главы государства уже выработаны меры по дальнейшему углублению реформаторских процессов, а также выдвинут график для эффективной реализации этих мер.

На вопрос журналистов о военном бюджете страны, Си Цзиньпин отметил, что он соответствует потребностям КНР и будет использоваться исключительно для формирования оборонного потенциала. Глава государства считает, что крепкая система национальной обороны Китая позволит поддерживать мир в регионе. Также, глава государства обозначил, что развитие военной отрасли Китая не несет в себе угрозы для других стран.

Касательно внешней политики государства председатель КНР констатировал, что дружественное отношение, основанное на принципах взаимного уважения – единственно правильный выбор для Китая.

На сегодняшний день отношения между КНР и сопредельными ему странами можно охарактеризовать как благоприятные. Китай предпочитает не усугублять возникшие разногласия и занимает позицию мирного урегулирования споров.

Внешняя политика Китая

В настоящее время КНР стремится к развитию прочных правовых взаимоотношений с Россией. Обе страны не преодолели стадию индустриального развития, а поэтому нуждаются в мирной окружающей обстановке, способствующей созидательным процессам внутри государства. В связи с этим Китай инициировал подписание ряда соглашений с РФ по урегулированию территориальных споров .

Кроме того, Россия привлекает Китай своим огромным потенциалом плодородных угодий, а так же, как возможный поставщик пресной воды. Истощенные земли Китая составляют лишь 7% от мирового фонда сельскохозяйственных угодий, при этом численность населения КНР насчитывает более 1,3 миллиарда человек.

В сентябре 2013 года состоялись переговоры со странами-участницами ЮВА, на которых рассматривался вопрос о дополнительном сокращении тарифов «зоны свободной торговли» Китай-АСЕАН , начавшей функционировать в январе 2010г.

На данный момент более 7000 китайских товаров не облагается таможенными пошлинами , при этом активно ведутся переговоры о создании зоны свободной торговли Китай – Южная Корея. По итогам переговоров в сентябре 2013 было достигнуто соглашение о взаимном освобождении от таможенных сборов порядка 90% товарооборота этих стран.

На сегодняшний день Китай ведет активные переговоры по созданию трехсторонней зоны свободной торговли Китай – Южная Корея – Япония , которая может стать равновеликой США и Евросоюзу с их совокупным товарооборотом в 5,5 трлн.долл. В перспективе планируется развить трёхстороннее сотрудничество Китай-Россия-Южная Корея.

Демографическая политика Китая

Как известно, в 1979 году был принят законопроект «Одна семья – один ребенок» , который не разрешал иметь более одного ребенка в семье. В случае его нарушения родители облагались большим штрафом и могли быть уволены с работы . Исключение составляли представители этнических меньшинств и инвалиды, которым разрешалось иметь двоих детей.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА КНР В КОНЦЕ 1990-Х-НАЧАЛА 2000-Х ГГ

студент Института истории и международных отношений, КемГУ,

В конце 1990 годов Китай продолжал политику Дэн Сяопина «социализм с китайской спецификой», а также политику добрососедства и сотрудничества с другими странами, в то же время сохраняя курс опоры на свои собственные силы, независимость и самостоятельность.

Во времена руководства Цзян Цзэминя (1993-2003 гг.) и Ху Цзиньтао (2003-2013 гг.) сохранилась конфуцианская направленность внешней политики, главными принципами которой являлись:

  • «обеспечение гармоничного мира»;
  • «живи мирно с соседями и даруй им благоденствие»;
  • «обеспечение безопасности территории».

Подтверждением данных принципов могут послужить основные направления внешней политики Цзян Цзэминя. Китай продолжал строительство «пояса добрососедства» вокруг своих границ, признал многовекторность внешнеполитического курса Китая, которая отвечала национальным интересам страны. В 1997 году Цзян Цзэминь озвучил концепцию многополярности, «обеспечивающая равноправие всех членов мирового сообщества и благоприятствующую сохранению мира и стабильности» [3, с. 86.]. Главными особенностями многополярности являлись право всех государств на самостоятельный выбор пути развития, решение спорны проблем путем мирных переговоров, консультаций и диалога.

Также в конце 1990-х годов руководитель Китая представил внешнеполитическую стратегию, закрепляющую политику Дэн Сяопина с целью открытости, сотрудничества и кооперации КНР с другими странами. Данная стратегия была названа «опереться на Север, стабилизировать Запад, идти на Юг». Таким образом, Китай к периоду 2000-х годов видит себя в качестве региональной сильной державы и динамичной развивающийся центр влияния в рамках формирующегося полицентричного мира. Пекин начинает ориентироваться на «обретение статуса великой державы, которая участвует в формировании международных отношений» [5, р. 836]. Также в данном документе прослеживалась схожая идея противодействия гегемонизму, которая была представлена Дэн Сяопином. Многополярность рассматривалась как средство ослабления способности сверхдержавы к контролю за международной ситуацией и манипулирования ею.

На XVI съезде КПК 2002 года Цзян Цзэминь отметил, что мир и развитие оставались приоритетными направлениями внешней политики КНР, также Китай выступал за создание справедливого международного политического и экономического порядка. Руководитель снова подтвердил позицию КНР против всех форм проявления гегемонизма и силовой политики, а также выразил желание продолжать укреплять добрососедские отношения с соседними странами и усиливать региональное сотрудничество.

В начале 2000-х годов внешняя политика Китая становится глобальнее и масштабнее, устремления Цзян Цзэминя о возрождении китайской нации начинают осуществляться. Подтверждением этому может служить выступление Чжэн Бицзяна, общественного деятеля и в прошлом крупного партийного функционера, на форуме в Бао в 2003 году, где он озвучил идею «мирного подъема» Китая [4]. Согласно данной концепции, Китай продолжал следовать в согласии идеи «социализма с китайской спецификой» и одновременном участии в экономической глобализации и сохранения мирного международного окружения.

В 2004 году термин «мирный подъем» был заменен на «мирное развитие», то есть новая концепция политической элиты Китая утверждалась во внутренней и внешней политике Китая. В целом, данная концепция продолжает курс на установление добрососедских отношений и готовность нести «международную ответственность» [1, с. 26]. Также в этом году была окончательно озвучена концепция «гармоничного мира», которая трактует «мирное развитие» Китая в качестве взаимосвязи его с процессами глобализации и совместного развития мира. Таким способом конфуцианская идея «гармонии» выходит на первый план внешнеполитической стратегии Китая в начале 2000-х гг.

Читать еще:  Отделка ванны мозаичной плиткой

Концепция «гармоничного мира» была представлена мировому сообществу на саммите, посвященному 60-летию ООН, а официальное закрепление произошло на XVII съезде КПК в 2007 году. В своем докладе Ху Цзиньтао озвучил программу строительства «гармоничного общества» с внешнеполитической стратегией создания «гармоничного мира». На данном съезде снова была утверждена позиция Китая против любых форм гегемонизма, о том, что Китая сам не претендует на роль гегемона, а рассматривает мир в качестве «конкуренции и сотрудничества государств».

Для большего понимания понятия «гармонии» следует раскрыть его сущность. Концепция «гармоничного мира» содержит идею о необходимости ценить мир и уважать его многообразие, а также способствовать демократизации международных отношений. «Гармония» является одним из качеств равноденствия и мира с точки зрения конфуцианства. Кроме этого, данная концепция отражает доброжелательное мнение в отношении соседей в качестве самого ценного качества государства, а также искренность и честность в отношении соседей являются основой государства.

Таким образом, на протяжении периода конца 1990-х-начала-2000-х годов Китай продолжал начальные идеи Дэн Сяопина соответственно с изменением мировой обстановки и старался актуализировать конфуцианские философские идеи с современным положением международных отношений. Основными направлениями внешнеполитического курса политической элиты КНР были: строительство «пояса добрососедства», новая политика «многополярности», политика «мирного развития» и концепция «гармоничного мира», озвученная Ху Цзиньтао. Главным приоритетом для политической элиты Китая оставалось сохранение стабильности за пределами страны, а также заинтересованность КНР в участии создания нового миропорядка и международной безопасности.

Основные направления внешнеполитического курса КНР в отношении Японии в конце 1990-х-начале2000-х годов продолжали активизироваться, но в то же время происходили резкие спады в сотрудничестве в связи с некоторыми нерешенными вопросами. В основном, главной сферой была экономика, двустороннее сотрудничество в этой сфере улучшалось с каждым годом.

В 1997 году премьер-министр Японии Р. Хасимото предложил новую внешнеполитическую концепцию «Евразийская дипломатия», целью которой являлось укрепление сотрудничества и расширение связей с КНР, Россией и странами СНГ. Внешняя политика Японии в отношении КНР должна была исходить из четырех главных принципах: активизация диалога, взаимопонимание, расширение сотрудничества и совместная деятельность по строительству нового миропорядка. Также Япония стремилась начать сотрудничество с Китаем по вопросам обороны и безопасности. В 1998 во время визита Цзян Цзэминя в Японию страны выразили желание о необходимости двустороннего сотрудничества, основанного на мире и эконмическом развитии. В конце XX века и начале XXI века китайско-японское партнерство вышло на новый уровень.

С 2000-2004 гг. товарооборот между двумя странами увеличился, а также после поездки премьера-министра Японии Синдзо Абэ в Китай в 2006 году, товарооборот активизировался с новой силой и Япония заняла третье место, среди государств, ведущих торговлю с Китаем.

Что касается отношений Китая и стран Корейского полуострова, то, в основном, Южная Корея не сдала свои позиции в сотрудничестве с Китаем в экономической сфере, а осталась надежным партнером. Отношения между КНР и РК прошли путь «от дружбы и совместных отношений» (1992 г.) и к «полномасштабному совместному партнерству» (1998 г.) и «всестороннему совместному партнерству» (2003 г.). В конце 1990-х годов увеличилось количество встреч на высшем уровне, были подписаны соглашения в области авиации, автомобильной и телекоммуникационной промышленности, ядерной энергетике. В 2005 году во время визита Ху Цзиньтао были закреплены отношения в экономическом, гуманитарном сотрудничестве, стороны договорились о совместном принятии решения по международным вопросам, а также была проведена горячая линия между странами.

Кроме этого, к 2008 году усилилось трехстороннее взаимодействие Японии-Китая-Южной Кореи, которые стремились создать единую зону свободной торговли, сформировать валютный союз и ввести единую валюту в регионе Северо-Восточной Азии. Был установлен саммит трех стран, в процессе которого решались вопросы в сфере политики, развития в торговле и инвестиционного взаимодействия.

В конце 1990-х годов китайско-северокорейские отношения развиваются в союзническом ключе. КНР заинтересована в сохранении status quo на Корейском полуострове, так как любые проблемы могут содействовать созданию угрозы для безопасности региона Северо-Восточной Азии и территории Китая. КНДР с тревожностью встретила активизацию китайско-южнокорейских отношений в 1990-х годах, но все-таки Китай к началу XXI века остался экономическим и стратегическим партнером КНДР. В основном, на протяжении начала 2000-х годов двусторонние отношения укреплялись на высшем уровне в ходе многократных встреч и визитов руководителей стран. В процессе переговоров обсуждались вопросы расширения межпартийных связей, развития китайско-северокорейских торгово-экономических отношений, глобальных и региональных проблем. Кроме этого, в 2005 года во время визита Ху Цзиньтао в Пхеньяне «стороны выразили готовность способствовать решению ядерной проблемы Корейского полуострова путем мирного диалога» [2, с. 50].

Таким образом, внешнеполитический курс политической элиты Китая в период конца 1990-х и начала 2000-х годов в отношении стран Восточной Азии (РК, КНДР и Японии) соответствовал главным принципам внешней политики. Китай стремился создать «гармоничный мир», укрепляя партнерство и создавая мирное окружение вокруг страны.

III Внешняя политика Китая на рубеже XX-XXIвв.

Официально правительство Китая проводит независимую и мирную внешнюю политику, главная цель которой – создание сильного и могущественного единого Китая, защита независимости и суверенитета страны, создание благоприятной среды для экономического развития и открытости внешнему миру.

Политика «мирного существования» Китая базируется на основных пяти принципах, сформированных в 1954 году:

Взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности;

Ненападение;

Взаимное невмешательство во внутренние дела друг друга;

4. Равенство и взаимная выгода. Китай официально «твердо держится открытости внешнему миру, активно развивает сотрудничество со всеми странами на основе равенства и взаимной выгоды»;

Мирное сосуществование.

Таким образом, официальная позиция Пекина во внешней политике предполагает сохранение мирной международной среды, отказ от каких-либо претензий на гегемонию, стимулирование совместного развития и защита мира во всем мире. На основе этих принципов Китай установил дипломатические отношения с 161 государством.

Главные направления внешней политики Китая:

1) Развитие дипломатических отношений между Китаем и США. Китайско-американские отношения на протяжении XX века были довольно сложными и нестабильными. В 50-х годах Китай выступил против американской агрессии в Корейской Народной Демократической Республике, что повлекло за собой последующее недопущение Китая в совет ООН и подписание договора между США и Тайванем о сотрудничестве и совместной обороне. Отношения еще более обострились после развязанной американцами войны во Вьетнаме. Только в 1969 году Китай и США сделало первые шаги навстречу миру. В 1971 году Китай, наконец, вступил в ООН. С этого времени в отношениях между двумя державами наметилось потепление. В 1972 году американский президент Никсон признал Тайвань частью Китая, а в 1979 году страны официально установили дипломатические отношения. Отношения несколько охладились после восстаний 1989 года на площади Тяньаньмэнь в Пекине, когда Запад резко осудил действия китайского правительства, однако, в целом это не ослабило экономические связи двух стран.

В октябре 1995г. в рамках 50-летнего торжества ООН Цзян Цзэминь и Бил Клинтон провели официальную встречу в Нью-Йорке. Цзян Цзэминь подчеркнул основную политику на урегулирование китайско-американских отношений на основе “углубления доверия, сокращения трений, развития сотрудничества и пресечения конфронтации”.

2) Нормализация и развитие отношений с Индией. Отношения между Индией и Китаем обострились в результате подавления китайскими войсками восстания в Тибете в 1959 года, после чего Далай-лама и часть тибетского населения бежали в Индию, где встретили поддержку индийского правительства. Сближение стран стало возможным только в 1977 году, когда страны вновь обменялись дипломатами. Официально дипломатические отношения были установлены в начале 80-х годов. Хотя между Китаем и Индией до сих пор существует ряд неразрешенных территориальных вопросов, Индия является важнейшим стратегическим партнером Китая, между странами активно развиваются торговые отношения.

3) Развитие китайско-японских отношений. Уже более 40 лет Япония является главным торговым партнером КНР, но несмотря на это политические отношения между двумя странами остаются сложными и периодически переживают периоды напряженности. Главными препятствиями на пути нормализации политических отношений между двумя странами можно назвать следующие моменты: японская позиция относительно Тайваня, недовольство Китая относительно форм извинений Японии за агрессию 1937-1945 гг., посещение японским премьером храма, где канонизированы главные японские военные преступники, разногласия в трактовке истории, растущая военная мощь Китая и др.. Последний конфликт вспыхнул в сентябре 2010 года, когда в спорных водах Восточно-Китайского моря, где были обнаружены месторождения природного газа, японские власти задержали китайское рыболовное судно. Конфликт усугубился внезапной смертью в японском зоопарке панды, одолженной Китаем, за которую Поднебесная потребовала компенсацию в размере 500 000 долларов. Пока территориальный спор так и остается неразрешенным, но оба государства заинтересованы в мирном урегулировании этих конфликтов и развитии политических и экономических отношений.

4) Китай-Россия. Министерство иностранных дел РФ характеризует российско-китайские отношения как устойчивые и динамично развивающиеся во всех областях. В 2001 году между странами был подписан Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, в котором отражены основные принципы отношений. В этом же году Китай, Россия, Казахстан, Таджикистан, Киргизия и Узбекистан основали Шанхайскую организацию сотрудничества, главные задачи которой – укрепление стабильности и безопасности, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия. В 2008 году между Китаем и Россией были окончательно урегулированы все территориальные вопросы, обсуждение которых началось еще в 1964 году. Россия признает Тайвань и Тибет неотъемлемой частью Китая.

5) Восстановление территориальной целостности. В 80-90х годах XX века в ходе мирных переговоров Китай вернул себе Сянган (Гонконг) и Аомэнь (Макао). Однако до сих пор остается неразрешенный конфликт с Тайванем. В 1949 году коммунисты, одержавшие победу в гражданской войне над правительством Чан Кайши, объявило о создании Китайской Народной Республики. Свергнутое правительство бежало на Тайвань, где установило гоминьдановский режим, получая активную поддержку США. Китай претендует на суверенитет над островом и не исключает силового решения проблемы. Признание Тайваня необъемлемой частью Китай является одним из главных условий установления дипломатических отношений КНР с другими странами. В последние годы вместе с приходом новых лидеров в США и на Тайване появилась возможность более тесного и конструктивного сотрудничества между тремя сторонами в ближайшей перспективе.

Читать еще:  Как правильно закрепить фанеру на деревянный пол

Администрации Тайваня провозгласила программу активизации экономических связей с материковым Китаем при сохранении политического статус-кво. В июне прошлого года было подписано рамочное соглашение между Тайванем и материковым Китаем об экономическом сотрудничестве, которое по, сути, и стало отправным пунктом расширения экономического и культурного взаимодействия между двумя берегами Тайваньского пролива.

Согласно официальным данным министерства торговли КНР, товарооборот между материковым Китаем и Тайванем за первые пять месяцев 2011 года составил 65,86 млрд долларов США, что на 15,3 проц. превышает аналогичные показатели прошлого года. Объем экспорта материкового Китая на Тайвань достиг 14,54 млрд долларов, что на 30,4 проц. выше цифр за 2010 год. Импорт с Тайваня в материковый Китай составил 51,32 млрд долларов, это на 11,6 проц. больше, чем в прошлом году. С января по май 2011 года в материковом Китае было утверждено более 1020 проектов с привлечением тайваньских инвестиций. При этом инвестиции с Тайваня в размере 990 млн долларов США уже вложены в конкретные проекты.

Стороны укрепляют и гуманитарные связи, в первую очередь, за счет увеличения туристических поездок между берегами Тайваньского пролива. В конце июня туристы из материкового Китая впервые отправились на Тайвань с индивидуальными турами. В течение последних трех лет с паспортами КНР можно было посещать Тайвань, но только в составе тургрупп. До 2008 года, когда Тайбэй отменил действовавший с 1949 года запрет на туристические обмены, такие поездки были вообще невозможны.

6) Развитие отношений между Китаем и Африкой. Дружественные отношения между Китаем и африканскими странами в последние годы получили новый стимул для развития: с каждым годом товарооборот между КНР и странами Африки увеличивается в несколько раз. Китай стал вторым по величине торговым партнером Африки после США и его присутствие на континенте неуклонно растет. Большая часть африканских стран уже признали Тайвань частью Китая и прервали дипломатические отношения с тайваньским правительством. Таким образом, Китай не только приобрел важного торгового и стратегического партнера, но и получил дополнительную поддержку в вопросе Тайваня. Каждые три года, начиная с 2000, страны участвуют в саммитах «Форум сотрудничества Китай-Африка», в ходе которых также обсуждаются и социальные проекты на африканском континенте. Ежегодно из африканских стран отправляется более 15 000 студентов на обучение в китайских вузах.

Основные принципы внешней политики Китая

Официальным началом отсчета политики реформы и открытости в Китае считается 1978 год, в декабре которого состоялось поистине историческое событие — пленум ЦК КПК одиннадцатого созыва. В конце 70-х годов ХХ века страна оказалась перед труднейшими проблемами выборов пути дальнейшего развития. С 80-х годов ХХ века КНР умело действует в ряде треугольников двусторонних отношений. Китай гибко выстроился, во-первых, в тандем сверхдержав, во-вторых, в пространство “трех миров”, в третьих, трех достаточно различных частей развивающегося мира — Азии, Африки, Латинской Америки.

Китай проводит самостоятельную, независимую и мирную внешнюю политику. Ее миссия — сохранение мира на планете и содействие общему развитию. Китай желает вместе с народами всего мира сообща продвигать благородное дело мира и развития на планете. Для Китая характерна давняя принципиальная традиция нейтралитета. На рубеже XX-XXI веков Китай добился на этом пути немалых успехов. В принятом на XII съезде КПК в сентябре 1982 года новом Уставе записано, что партия будет “защищать мир во всем мире” на основе пяти принципов:

• взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности;

• невмешательства во внутренние дела друг друга,

• равные и взаимовыгодные отношения;

• мирное сосуществование с другими странами мира .

Позже, в 1984 году, Дэн Сяопин следующим образом определил основные направления внешней политики страны: “Китайскую внешнюю политику 80-х годов, а фактически и 90-х, вплоть до XXI века», которую можно сформулировать главным образом, в двух фразах: первая: борьба против гегемонизма и защита мира во всем мире, вторая: Китай всегда будет принадлежать к “третьему миру”, причем это основа нашей внешней политики. Мы говорили о своей вечной принадлежности к “третьему миру” в том смысле что Китай, который сейчас, разумеется, из-за своей бедности относится к странам “третьего мира” и живет с ними всеми единой судьбой, по-прежнему будет принадлежать к “третьему миру” и тогда, когда станет развитой страной, богатым и могучим государством. Китай никогда не будет претендовать на гегемонию, никогда не будет третировать других, но всегда будет стоять на стороне “третьего мира”.

Исходя из сказанного, КНР предлагаются следующие принципы внешнеполитической стратегии :

• Соответствовать течению истории, отстаивать общие интересы всего человечества. Китай желает совместно с международным сообществом прилагать общие усилия к тому, чтобы активно содействовать многополярности мира, защищать гармоничное сосуществование различных сил и сохранять стабильность международного сообщества; активно стимулировать развитие экономической глобализации в направлении, благоприятствующем достижению общего процветания, стремиться к выгоде и избегать потерь, чтобы это приносило пользу всем странам мира, в частности развивающимся. • Создать справедливый и рациональный новый международный политический и экономический порядок. Все страны мира должны в политике уважать друг друга, сообща вести консультации и не вправе навязывать другим свою волю; в экономике должны осуществлять взаимное стимулирование и общее развитие и не увеличивать пропасть между бедными и богатыми; в культуре должны заимствовать друг у друга, совместно процветать и не вправе отвергать культуру других национальностей; в области безопасности должны взаимно доверять, сообща защищать, утверждать новый взгляд на безопасность, заключающийся во взаимном доверии, взаимной выгоде, равенстве и сотрудничестве, решать споры посредством диалога и сотрудничества и не применять силу или угрожать силой. Выступать против различного рода гегемонизма и политики силы. Китай никогда не прибегнет к гегемонизму и экспансии.

• Защищать многообразие мира, выступать за демократизм в международных отношениях и многообразие форм развития. Мир богат и многообразен. Необходимо взаимно уважать различия культур, неоднородность социального строя и путей мирового развития, в процессе конкуренции учиться друг у друга и, несмотря на существующие различия, сообща развиваться. Дела различных стран должны решать сами народы, дела мира должны обсуждаться на равноправной основе.

• Выступать против всех форм терроризма. Необходимо укреплять международное сотрудничество, совмещая при этом различные варианты, предупреждать террористическую деятельность и наносить удары по ней, всеми силами искоренять очаги терроризма.

• Продолжать улучшать и развивать отношения с развитыми странами, делать основной упор на коренные интересы народов различных стран, несмотря на различия в социальном строе и идеологии, на основе пяти принципов мирного сосуществования расширять сферы слияния общих интересов, целесообразно преодолевать разногласия.

• Продолжать укреплять добрососедство и дружбу, отстаивать добрососедство и партнерство с соседями, укреплять региональное сотрудничество, продвигать на новый уровень обмен и сотрудничество с сопредельными странами.

• Продолжать укреплять сплоченность и сотрудничество с третьим миром, способствовать взаимному пониманию и доверию, усиливать взаимную помощь и поддержку, расширять сферы сотрудничества и повышать эффективность сотрудничества.

• Продолжать активно участвовать в многосторонней внешнеполитической деятельности, развивать свою роль в ООН и других международных и региональных организациях, поддерживать развивающиеся страны в защите их собственных законных интересов.

• Продолжать отстаивать принцип независимости и самостоятельности, полного равноправия, взаимного уважения и невмешательства в дела друг друга, развивать обмен и сотрудничество с политическими партиями и политическими организациями различных стран и регионов. • Продолжать широко развертывать народную дипломатию, расширять внешний культурный обмен, стимулировать дружбу между народами и продвигать развитие межгосударственных отношений. Принципы установления дипломатических отношений с зарубежными странами

На основе этих принципов Китай к концу 2002 года установил дипломатические отношения со 165 странами мира.

Аппарат и организации системы внешнеполитических связей

Основные органы и организации внешнеполитической службы Китая:

? Министерство иностранных дел КНР – это оперативный орган правительства, ведающий межгосударственными отношениями, делами соотечественников, проживающих за рубежом, и выполнением консульских функций. Во всех провинциях, автономных районах и городах центрального подчинения созданы Канцелярии по иностранным делам, отвечающие за внешние связи в пределах своей компетенции и подчиняющиеся МИД. В особых административных районах созданы Управления уполномоченного МИД, ведающие делами, входящими в компетенцию Центрального правительства и касающимися правительства ОАР. Министр иностранных дел КНР — Ли Чжаосин; уполномоченный МИД в ОАР Сянган — Цзи Пэйдин, уполномоченный МИД в ОАР Аомэнь — Вань Юнсян.

? Китайское народное общество дружбы с заграницей создано в мае 1954 года. Его миссия состоит в содействии развитию дружбы и взаимопонимания между китайским народом и народами различных стран мира. В качестве представителя китайского народа общество устанавливает связи с дружественными к Китаю организациями и деятелями различных стран, поддерживает взаимные контакты с ними. Общество является коренным фактором развития дружеских отношений китайского народа с народами всех стран мира и имеет свои филиалы во всех провинциях, автономных районах и городах центрального подчинения. Председатель общества — Чэнь Хаосу.

? Китайское народное общество по изучению международных отношений создано в декабре 1949 года. Его миссия — изучение международных и внешнеполитических вопросов, международный обмен и развертывание народной дипломатии в интересах укрепления дружбы китайского народа с народами различных стран, содействия развитию отношений Китая с различными странами для вклада в дело мира во всем мире. Общество поддерживает широкие связи с политическими деятелями, дипломатами, видными общественными деятелями и учеными, а также с организациями по изучению международных проблем. Оно организует различные научные симпозиумы и дискуссии и активно участвует в них, ведет изучение и обмен мнениями по международным проблемам. Председатель общества — Мэй Чжаожун.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector