3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Косвенное дополнение примеры предложений

Дополнение (Object)

Дополнение (Object) – второстепенный член предложения, обозначающий лицо или предмет, на которое может быть (или было) осуществлено некое воздействие.

Дополнения бывают прямые (Direct Object), непрямые или по-другому косвенные (Indirect Object) и предложные (Prepositional Object).

Прямое дополнение

В данном случае прямое дополнение обозначает предмет или лицо. Перед ним обязательно должен стоять переходный глагол , выражающий действие на следующее за ним прямое дополнение. В результате конструкция должна выглядит так:

Переходный глагол отвечает на вопрос «что?» (what) или «кого?» (whom). Переходный глагол выделен зелёным цветом, прямое дополнение – синим:

I gave a book
(Я отдал книгу)
She read a newspaper
(Она читает газету)

Jon hit Anya
(Джон ударил Аню)
We like throwing snowballs
(Мы любим бросать снежки)

Важно помнить, что прямое дополнение употребляется без предлога, но это правило не относится к (переходным) глаголам, которые часто входят в состав устойчивых сочетаний с предлогами (напр. listen to – слушать, pick up – поднимать, look for — искать). Тем самым может показаться, что прямое дополнение предложно:

I will listen to offers
(Я выслушаю предложения)
He is looking for the socks
(Он ищет носки)

Выше были даны примеры прямого дополнения выраженного существительным, однако оно также может быть местоимением, числительным, инфинитивом и герундием. Но чаще всего, прямое дополнение вырежется существительным.

Непрямое или косвенное дополнение

Проще говоря, непрямое дополнение ставится перед прямым дополнением с целью обозначения, конкретизации действия на которое оно совершается. Конструкция:

Непрямое дополнение может быть выражено любым существительным или местоимением в объективном падеже (me — мне, him — ему, her — ей, it — ему, ей, us — нам, you — вам, them — им). Между непрямым дополнением и прямым никаких предлогов быть не должно.

Важно запомнить, что в данной конструкции могут употребляться следующие переходные глаголы:

В данном случае переходный глагол отвечает на вопрос «кому?» (to whom). Переходный глагол выделен зелёным цветом, непрямое дополнение – синим, а прямое – янтарным:

She gave me the book
(Она дала мне книгу)
He gave them a good advice
(Он дал им хороший совет)

Anna sent us a letter
(Анна послала нам письмо)
I showed her the letter
(Я показал ей письмо)

She gave the student the book
(Она дала студенту книгу)
He wrote the girl something special on her birthday
(Он написал девушке на её день рождение что-то особенное)

Непрямое дополнение может быть выражено вместе с предлогом «to» (и «for»), если оно используется в виде местоимения . В данном случае прямое и непрямое дополнения меняются местами – конструкция:

Обратите внимание на примеры чуть выше, чтобы увидеть отличие.

She gave the book to me
(Она дала мне книгу)
He gave a good advice to them
(Он дал им хороший совет)

Anna sent a letter to us
(Анна послала нам письмо)
I showed the letter to her
(Я показал ей письмо)

Существует небольшая особенность. Если прямое дополнение выражено местоимением – непрямое дополнение с предлогом «to» обязательно:

Give it to me
(Дай его мне)
I sent him to the doctor
(Я послал его к врачу)

Pass it to them
(Передайте это им)
I will show her to my parents
(Я покажу её своим родителям)

Предложное дополнение

Предложное (косвенное) дополнение или по-другому дополнение с предлогом, следует после многих глаголов и прилагательных. Конструкция выглядит примерно так:

Предложное дополнение отвечает на многие вопросы «о ком?» (about whom), «о чём?» (about what), «с кем?» (with whom), «для кого» (for whom) … Не забывайте, что предложное дополнение используется вместе с предлогом и может быть выражено существительным (с предлогом), местоимением (с предлогом) и герундием (с предлогом).

  • Предложное дополнение – существительное

We talked about the film
(Мы говорили об фильме)
I stroll here with the teacher
(Я гуляю здесь с учительницей)

I have heard of this animal
(Я уже слышал об этом животном)

  • Предложное дополнение – предлог

I looked at her
(Я посмотрел на неё)
I’ll talk to him at school tomorrow
(Я поговорю с ним завтра в школе)

Uncle Ben would like shake hands with us
(Дядя Бен хотел бы пожать нам руки)

  • Предложное дополнение – герундий

He earns his living by teaching
(Он зарабатывает себе на жизнь преподаванием)
I am fond of surfing
(Я увлекаюсь сёрфингом)

Формальное дополнение

После некоторых переходных глаголов (to find – находить, to think – думать, to feel – чувствовать …) часто употребляется местоимение «It«, которое на русский язык не переводят. Как правило, начинающие, не зная эту особенность – путаются. Пару примеров:

I find it strange that he has his own toothbrush
Я нахожу странным, что у него собственная зубная щётка

I think it necessary to wait till your wedding
Я считаю необходимым подождать до вашей свадьбы

Прямое и косвенное дополнение в русском языке

В про­стом пред­ло­же­нии раз­ли­ча­ют пря­мое и кос­вен­ное допол­не­ние. Укажем, как выра­жа­ет­ся пря­мое и кос­вен­ное допол­не­ние, как их отли­чить в пред­ло­же­нии.

Одним из вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния явля­ет­ся допол­не­ние. В зави­си­мо­сти от части речи и падеж­ной фор­мы сло­ва, управ­ля­е­мо­го ска­зу­е­мым, выра­жен­ным пере­ход­ным или непе­ре­ход­ным гла­го­лом, в пред­ло­же­нии ука­жем пря­мое или кос­вен­ное допол­не­ние.

Прямое дополнение

Например:

Я сего­дня пой­мал было рыб­ку (А. С. Пушкин).

Поймал кого? рыб­ку.

«Рыбку» — это пря­мое допол­не­ние, выра­жен­ное оду­шев­лен­ным суще­стви­тель­ным в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа. Оно управ­ля­ет­ся пере­ход­ным гла­го­лом «пой­мал» (пой­мать кого? что?), то есть дей­ствие, обо­зна­чен­ное им, пере­хо­дит на пред­мет.

Прямое допол­не­ние может зави­сеть так­же от слов кате­го­рии состо­я­ния (пре­ди­ка­тив­ных наре­чий):

Жалко (кого?) девоч­ку , сирот­ку Феклушу (Н. Некрасов).

Мне жал­ко (чего?) радо­сти былой и даже про­шлых жаль (чего?) стра­да­ний (Н. Огарев).

Способы выражения прямого дополнения

Прямое допол­не­ние обыч­но выра­жа­ет­ся:

1. суще­стви­тель­ным в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа без пред­ло­га:

2. суще­стви­тель­ным в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа без пред­ло­га:

а) дей­ствие направ­ле­но на часть или неопре­де­лен­ное коли­че­ство пред­ме­та:

б) при отри­ца­тель­ном ска­зу­е­мом с части­цей «не»:

3. несво­бод­ным сло­во­со­че­та­ни­ем:

Примеры предложений с прямым дополнением

Вскоре уви­де­ли (кого?) винов­ни­ка шума (В. Арсеньев).

Свою (кого?) Тамару не бра­ни (М. Ю. Лермонтов).

(что?) Осень и зиму Павел не любил (Н. Островский).

Горные хреб­ты пере­се­ка­ли при­мор­скую (что?) стра­ну (К. Паустовский).

Он любил (что?) море в любую пого­ду (Ф. Искандер).

Читать еще:  Как выполнить покрытие дерева лаком своими руками

Ночью я вышел на ули­цу, и (кого?) меня пора­зи­ло еще неви­дан­ное зре­ли­ще (И. Соколов-Микитов).

Пароход ведёт из Нижнего с ярмар­ки в Астрахань (что?) четы­ре бар­жи (М. Горький).

В перед­ней (кого?) нико­го не было; валя­лись пустые бутыл­ки, пла­щи, калоши…(Лев Толстой. Война и мир).

Косвенное дополнение

Косвенное допол­не­ние так назы­ва­ет­ся из-за того, что оно выра­жа­ет­ся фор­ма­ми кос­вен­ных паде­жей суще­стви­тель­ных, место­име­ний без пред­ло­гов и с пред­ло­га­ми, в том чис­ле фор­мой вини­тель­но­го паде­жа с пред­ло­гом.

Способы выражения косвенных дополнений

1. Существительное и место­име­ние в фор­ме кос­вен­ных паде­жей:

  • увле­ка­ем­ся (чем?) спор­том;
  • веришь (во что?) в побе­ду;
  • ходи­те (на чём?) на лыжах;
  • сочув­ство­ва­ли (кому?) при­я­те­лю;
  • жать (чем?) сер­пом;
  • зай­ду (к кому?) к нему.

2. Косвенное допол­не­ние может выра­жать­ся так­же сло­ва­ми дру­гих частей речи и сло­во­со­че­та­ни­я­ми:

Это чис­ло делит­ся (на сколь­ко?) на четы­ре .

Добавим эти кисти (к чему?) к пяти каран­да­шам .

Лес печаль­нее и одно­об­раз­нее (чего?) моря , осо­бен­но сос­но­вый лес, посто­ян­но оди­на­ко­вый и почти бес­шум­ный (И. С. Тургенев).

Все ста­ли про­сить Наташу и Артема (о чём?) спеть еще.

Учитель рас­ска­зал (кому?) нам (о ком?) о Михаиле Ломоносове .

Гость веж­ли­во поздо­ро­вал­ся (с кем?) с Виктором и покло­нил­ся (кому?) его сест­ре .

Мама при­гла­си­ла в дом (кого?) масте­ра на все руки — Степана.

Примеры предложений с косвенным дополнением

Павлуша, стоя на коле­нях, тыкал щеп­кой в заки­пев­шую воду (И. С. Тургенев).

Науки юно­шей пита­ют (М. Ломоносов).

Так вот и устро­ил­ся у меня жить ёжик (М. Пришвин).

Еще не вся чере­му­ха тебе в окош­ко бро­ше­на (М. Исаковский).

Айвазовский сидел на бере­гу. Художник думал о кар­тине , кото­рая сто­я­ла неокон­чен­ная (Н. Григорович).

Видеоурок

Проверим свои зна­ния и выпол­ним тест, ука­зав в пред­ло­же­ни­ях пря­мые и кос­вен­ные допол­не­ния.

Каждый народ гор­дит­ся побе­да­ми, одер­жан­ны­ми в борь­бе за сво­бо­ду и неза­ви­си­мость Родины, и свя­то чтит память утрат, поне­сен­ных во имя побед (В. Быков).

Зачем боб­ру хвост? В слу­чае опас­но­сти боб­ры гром­ко шле­па­ют хво­стом по воде, пре­ду­пре­ждая таким обра­зом соро­ди­чей (А. Чижевский).

Надо взять у дру­га эту кни­гу, что­бы про­чи­тать повесть к сле­ду­ю­ще­му уро­ку.

Мне при­шлось засту­пить­ся за девоч­ку, кото­рую оби­жа­ли дети.

Тебе налить ещё ква­са?

Девочка усерд­но гото­ви­лась к пред­сто­я­ще­му экза­ме­ну.

Она зажгла све­чу и понес­ла её в ком­на­ту, при­кры­вая колеб­лю­ще­е­ся пла­мя рукой.

Шила в меш­ке не ута­ишь (посло­ви­ца).

Директору нуж­но еще кое с кем пере­го­во­рить на эту тему.

Что с тобой слу­чи­лось сего­дня?

Знаю, что ско­ро мне при­дет­ся заду­мать­ся о буду­щем.

Порой люди сер­дят­ся на себя за излиш­нюю довер­чи­вость.

Дополнение в русском языке. Прямое и косвенное дополнение. Примеры предложений

Дополнение — это второстепенный член предложения, обозначающий объект. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?

Дополнение чаще всего выражается существительным или местоимением. При разборе предложения дополнение подчеркивается штриховой линией.

Нарву (чего?) цветов и подарю (что?) букет (кому?) той девушке, которую люблю. (Н. Рубцов)

В этом предложении сразу три дополнения.

Обычно дополнение обозначает предмет или лицо — объект действия, выраженного сказуемым. Помимо сказуемого, дополнение может пояснять другие члены предложения.

Что может обозначать дополнение:

Объект, на который распространяется действие:
Пишу книгу.
Сажаю картошку.

Объект восприятия:
Слушаю музыку.
Вижу её.

Адресата действия:
Пишу вам.
Говорю другу.

Орудие или средство действия:
Пилил пилой.
Рисуем акварелью.

Объект, на который распространяется состояние:
Мне весело.
Девушке неприятно.

Объект сравнения:
Быстрее ветра.
Умнее него.

Принадлежность, отношение к чему-либо:
Кабинет начальника.
Заведующий кафедрой.

Дополнение может относиться к различным членам предложения, выраженным разными частями речи.

К главному или второстепенному члену, выраженному существительным:
Произошла утрата доверия.
Надежда на счастье.

К главному или второстепенному члену, выраженному прилагательным или причастием:
Благожелательный к клиентам .
Думающий о нас .

К главному или второстепенному члену, выраженному наречием:
Незаметно для наблюдателей.
Быстро к нему!

Какими частями речи может быть выражено дополнение. Примеры

Дополнение может выражаться различными частями речи, такими как:

Существительное:
Рубить дрова.
Звонить в звонок.

Местоимением:
Говорить нам.
Понятно для всех.

Неопределенной формой глагола — инфинитивом:
Прошу пройти.
Велел послушать.

Другими частями речи в значении существительного:
Сказанного не воротишь.
Не могу слышать ваши «ахи».

Словосочетанием:
Съел дюжину устриц.
Впечатлила многих коллег.

Прямое дополнение

Прямое дополнение обозначает предмет, на который направлено действие, выраженное переходным глаголом или предикативным наречием:

Нарисовал (что?) портрет.

Жаль (кого?) бедняжку.

Все остальные дополнения являются косвенными.

Чаще всего прямое дополнение выражается именем существительным в винительном падеже без предлога:
Ремонтировать автомобиль.
Поздравить именинника.
Сорвать цветок.

Также прямое дополнение может быть выражено существительным в родительном падеже без предлога:
Купил груш.
Налила воды.
Отсыпать муки.

Форма родительного падежа используется при отрицании:
Не услышал музыки .
Не любил тишины .
Не пил водки .

Примеры предложений с прямым дополнением

Я взял (что?) газету и прочел (что?) статью.

В воскресенье Вася собрал (кого?) друзей.

В мастерской (что?) машину быстро починили.

Никогда и никому не доверял своей (чего?) тайны. (А. П. Чехов)

Косвенное дополнение

Все дополнения, которые не относятся к прямым, называются косвенными. Они могут выражаться разными частями речи или словосочетаниями:

Существительное или местоимение в косвенном падеже, с предлогом или без предлога:
Стучать в дверь.
Поговорили о проблемах.
Позвонила детям.

Инфинитив — неопределенная форма глагола:
Мы просили (о чем?) выступить.
Заставили (что?) выпить лекарство.

Неделимые словосочетания:
Он запряг четверку лошадей.
Зашел за десятком яиц.

Примеры предложений с косвенным дополнением

Приятель вспоминал (о чем?) об этом постоянно.

Альпинисты поднялись (на что?) на гору.

Собеседник улыбнулся (кому?) ей.

Послали (за кем?) за врачом.

Дополнения в предложениях. Примеры из русской литературы

Я (кого?) вас любил… (А.С. Пушкин)

Герасим снова взялся (за что?) за ложку и продолжал хлебать (что?) щи (И. С. Тургенев).

Я послел (за кем?) за доктором. (А.П. Чехов)

Все просили ее (о чём?) спеть что-нибудь. (М. Ю. Лермонтов)

Люблю (что?) грозу в начале мая. (Ф.И. Тютчев)

Командир третьей роты (к кому?) к генералу! (Л.Н. Толстой)

Она заставила Ивана Ильича (что?) выпить несколько чашек кофе. (А. Толстой)

Я вспоминал (о чем?) об этом в самые страшные минуты боя. (К. Паустовский)

Ночью Захар Павлович проснулся и слушал (что?) дождь. (А. Платонов)

Дополнение в английском языке: прямое и косвенное

Langformula.ru > Грамматика английского языка > Дополнение в английском языке: прямое и косвенное

Читать еще:  Особенности кирпичной кладки в полкирпича

Дополнение в английском языке – это лицо или предмет, на который направлено действие. Дополнение находится после глагола или сочетания “глагол-связка + прилагательное”:

  • После глагола: I see you. – Я вижу тебя.
  • После глагола-связки + прилагательное: I am afraid of you. – Я боюсь тебя.

Содержание:

Прямое дополнение в английском языке

Прямое дополнение (direct object) – это объект, на который направлено действие. Прямое дополнение может присоединяться без предлога:

I love this game. – Я люблю эту игру.

I believe you. – Я верю вам.

We learn languages. – Мы учим языки.

Также прямое дополнение может присоединяться с помощью предлога (предложное дополнение).

Полезные сайты по английскому языку:

I’m talking to you. – Я разговариваю с тобой.

He is proud of you. – Он гордится тобой.

Предлоги между глаголом и дополнением – это камень преткновения, причем не только начинающих. Здесь нельзя полагаться на закономерности, присущие глаголам и предлогам в русском языке. Часто бывает, что в русском варианте предлог нужен, а в английском нет, или наоборот.

A cat climbed the tree. – Кошка взобралась НА дерево.

Don’t listen TO him– Не слушайте его.

Чтобы быстрее запомнить, какой предлог нужен после какого глагола, обращайте внимание на контекст, когда учите глаголы. Считайте, что “глагол + предлог” – это цельное слово со своим значением, а тот же глагол + другой предлог – это уже другое слово. Например:

  • Talk about something– говорить о чем-то

Let’s talk about art. – Давайте поговорим об искусстве.

  • Talk to somebody – говорить с кем-то

Talk to my boss. – Поговорите с моим боссом.

Кроме того, с «глагольнопредложной» проблемой помогает справиться практика (как и с любой другой проблемой). Чем больше читаете, слушаете, общаетесь на английском, тем больше запоминаете сочетаний, легче их понимаете и используете.

Косвенное дополнение в английском языке

И в английском, и в русском языке есть глаголы, которым нужно не только прямое дополнение, но и косвенное – объект, на который действие направлено через прямое дополнение.

Возьмем глагол tell – говорить, рассказывать. Это действие может быть направлено на один объект – прямое дополнение:

Jane is telling a fairy-tale. – Джейн рассказывает сказку.

Но часто действие tell направлено на два объекта – на один напрямую, на другой косвенно, через первый, он отвечает на вопрос «кому?». Обратите внимание, что косвенное дополнение находится между глаголом и прямым дополнением.

Jane is telling me a fairy-tale. – Джейн рассказывает мне сказку.

Косвенное дополнение не может обходиться без прямого. Даже если прямого дополнения нет в предложении, оно подразумевается, недоговаривается:

He told me… – Он рассказал мне… (возможно, рассказал «все» или «правду»)

Как правило, два дополнения – косвенное и прямое – бывают у глаголов, вписывающихся в логическую схему «делать что-то кому-то», например: show – показывать, explain – объяснять, give – давать. Причем прямое дополнение – это обычно какой-то предмет, а косвенное – человек.

He showed you his city. – Он показал тебе свой город.

Give us your phone, please. – Дайте нам ваш телефон, пожалуйста.

She passed Jack a slice of pizza. – Она передала Джеку кусочек пиццы.

Косвенное дополнение после прямого

Во многих случаях косвенное дополнение можно поставить после прямого, тогда перед ним понадобится предлог to (косвенное предложное дополнение):

He showed his city to you. – Он показал свой город тебе.

Give your phone to us, please. – Дайте ваш телефон нам, пожалуйста.

She passed a slice of pizza to Jack. – Она передала кусочек пиццы Джеку.

Ряд глаголов допускает только такой вариант дополнения, например: prove – доказывать, explain – объяснять, repeat – повторять.

Косвенное дополнение примеры предложений

Дополнение обозначает предмет (объект), на который направлено действие.

Между дополнением и дополняемым словом возможно наличие отношения субъекта к действию.

Если определение обладает способностью распространять члены предложения, выраженные именами существительными, то дополнение чаще всего зависит от сказуемого и распространяет именно его.

Все предложения для примеров мы нашли в рассказах Евгения Ивановича Носова «Зимородок», «Живое пламя», «Забытая страничка», «Хитрюга».

В качестве дополнения используются существительные и разные разряды местоимений с предлогами и без них. Напомним вопросы косвенных падежей, на которые отвечает дополнение:

КОГО? ЧЕГО? КОМУ? ЧЕМУ? КОГО? ЧТО? КЕМ? ЧЕМ? О КОМ? О ЧЁМ?

У каждого рыболова (У КОГО?) есть (ЧТО?) на реке любимый уголок . Здесь он строит (КОМУ?) себе (ЧТО?) привад у. Забивает (ЧТО?) в дно реки у берега полукругом колья , оплетает (ЧТО?) их (ЧЕМ?) лозой , а (ЧТО?) пустоту внутри засыпает (ЧЕМ?) землёй . Получается что-то вроде маленького (ЧЕГО?) полуострова . Особенно когда рыбак обложит (ЧТО?) приваду зелёным (ЧЕМ?) дёрном , а забитые колья пустят (ЧТО?) молодые побеги .

Приведём примеры дополнений, выраженных личными, возвратными, указательными, относительно-вопросительными, определительными, неопределёнными, отрицательными местоимениями: давал мне, строит себе, вижу это, в чём дело, всем хотелось, нашёл что-то, ничем не испугать.

К тому же дополнением могут быть и другие части речи, если они приобретают значение существительного. Например, прилагательные, причастие, числительное, наречие, междометие: живому рад, об удачном расскажем, разделите сорок на два, не мечтайте о завтра, донеслось «ау».

Редко в роли дополнения выступают инфинитивы, неделимые словосочетания и фразеологизмы. Например: не догадался расспросить, жил дед с бабушкой, принести два ведра, решил больной вопрос.

Выделяют два вида дополнений – прямое и косвенное. Прямое дополнение выражается существительным в Винительном падеже без предлога, существительным в Родительном падеже с отрицанием, а также существительным со значением части предмета в Родительном падеже. Прямые дополнения распространяют переходные глаголы и слова категории состояния.

Примеры прямых дополнений:

Он вскинул на плечи (ЧТО?) рюкзак, поправил сбитую лямкой (ЧТО?) кепку.

Иногда разыгравшаяся мальва задевала (ЧТО?) поплавки, они вздрагивали, заставляли (КОГО?) меня насторожиться.

Я затаился и стал разглядывать (КОГО?) незнакомку.

Я попросил у тети Оли небольшой грибной (ЧТО?) кузовок, перекинул через плечо (ЧТО?) двустволку и зашагал в лес.

Разросшийся под окном жасминовый куст ронял на письменный стол кружевную (ЧТО?) тень.

А потом, возвращаясь домой, я собрал ещё (ЧТО?) несколько разных цветков и связал из них маленький (ЧТО?) букетик.

Косвенные дополнения употребляются с предлогами в Винительном и Родительном падежах, а также в Творительном и Предложном падежах.

Примеры косвенных дополнений:

Тетя Оля вышла поливать клумбу, но тотчас вернулась, громыхая пустой (ЧЕМ?) лейкой .

Читать еще:  Трансформаторный сварочный полуавтомат иола и схемами

От свежевымытого (ЧЕГО?) пола тянуло (ЧЕМ?) прохладой .

Я вышел посмотреть на (ЧТО?) цветы .

Дожди сменились (ЧЕМ?) ветрами .

Сына дома не оказалось: он не ожидал меня так рано и пошел к (КОМУ?) товарищу .

Он вскинул на плечи рюкзак, поправил сбитую (ЧЕМ?) лямкой кепку.

Я попросил у (КОГО?) тёти Оли небольшой грибной кузовок, перекинул через плечо двустволку и зашагал в лес.

Нередко ученики путают дополнения с несогласованными определениями и обстоятельствами. Нужно помнить, что существительное в роли несогласованного определения можно заменить прилагательным.

Поздно вечером улеглись и долго еще не спали, прислушиваясь, не зашлепают ли по полу лапки (ЧЬИ?) беглеца.

Поплавки недвижно белели среди темно-зелёных лопухов (КАКИХ?) кувшинок.

После жаркой, утомительной дороги было приятно войти в тихий старенький домик (ЧЕЙ?) тёти Оли.

Не забудем, что к обстоятельству, в отличие от дополнения, можно задать два вопроса: один из них падежный, а другой – смысловой.

Прошлой осенью ходил я к дальнему лесному озеру за (С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ? ЗА ЧЕМ?) окунями.

Я открыл глаза и ахнул (ПОЧЕМУ? ОТ ЧЕГО?) от изумления.

Я наклонился поближе и окончательно убедился, что волшебный музыкант спрятался в (ГДЕ? В ЧЁМ?) раковине.

Литература

1. Ильченко О.С. Урок на тему «Дополнение» в VIII классе /Русский язык в школе. — 2003. — №4.

2. Носов Е.И. Кукла: сборник рассказов. — М., ООО «Издательство «Эксмо», 2015.

Дополнение (Object)

Дополнение (Object) – второстепенный член предложения, обозначающий лицо или предмет, на которое может быть (или было) осуществлено некое воздействие.

Дополнения бывают прямые (Direct Object), непрямые или по-другому косвенные (Indirect Object) и предложные (Prepositional Object).

Прямое дополнение

В данном случае прямое дополнение обозначает предмет или лицо. Перед ним обязательно должен стоять переходный глагол , выражающий действие на следующее за ним прямое дополнение. В результате конструкция должна выглядит так:

Переходный глагол отвечает на вопрос «что?» (what) или «кого?» (whom). Переходный глагол выделен зелёным цветом, прямое дополнение – синим:

I gave a book
(Я отдал книгу)
She read a newspaper
(Она читает газету)

Jon hit Anya
(Джон ударил Аню)
We like throwing snowballs
(Мы любим бросать снежки)

Важно помнить, что прямое дополнение употребляется без предлога, но это правило не относится к (переходным) глаголам, которые часто входят в состав устойчивых сочетаний с предлогами (напр. listen to – слушать, pick up – поднимать, look for — искать). Тем самым может показаться, что прямое дополнение предложно:

I will listen to offers
(Я выслушаю предложения)
He is looking for the socks
(Он ищет носки)

Выше были даны примеры прямого дополнения выраженного существительным, однако оно также может быть местоимением, числительным, инфинитивом и герундием. Но чаще всего, прямое дополнение вырежется существительным.

Непрямое или косвенное дополнение

Проще говоря, непрямое дополнение ставится перед прямым дополнением с целью обозначения, конкретизации действия на которое оно совершается. Конструкция:

Непрямое дополнение может быть выражено любым существительным или местоимением в объективном падеже (me — мне, him — ему, her — ей, it — ему, ей, us — нам, you — вам, them — им). Между непрямым дополнением и прямым никаких предлогов быть не должно.

Важно запомнить, что в данной конструкции могут употребляться следующие переходные глаголы:

В данном случае переходный глагол отвечает на вопрос «кому?» (to whom). Переходный глагол выделен зелёным цветом, непрямое дополнение – синим, а прямое – янтарным:

She gave me the book
(Она дала мне книгу)
He gave them a good advice
(Он дал им хороший совет)

Anna sent us a letter
(Анна послала нам письмо)
I showed her the letter
(Я показал ей письмо)

She gave the student the book
(Она дала студенту книгу)
He wrote the girl something special on her birthday
(Он написал девушке на её день рождение что-то особенное)

Непрямое дополнение может быть выражено вместе с предлогом «to» (и «for»), если оно используется в виде местоимения . В данном случае прямое и непрямое дополнения меняются местами – конструкция:

Обратите внимание на примеры чуть выше, чтобы увидеть отличие.

She gave the book to me
(Она дала мне книгу)
He gave a good advice to them
(Он дал им хороший совет)

Anna sent a letter to us
(Анна послала нам письмо)
I showed the letter to her
(Я показал ей письмо)

Существует небольшая особенность. Если прямое дополнение выражено местоимением – непрямое дополнение с предлогом «to» обязательно:

Give it to me
(Дай его мне)
I sent him to the doctor
(Я послал его к врачу)

Pass it to them
(Передайте это им)
I will show her to my parents
(Я покажу её своим родителям)

Предложное дополнение

Предложное (косвенное) дополнение или по-другому дополнение с предлогом, следует после многих глаголов и прилагательных. Конструкция выглядит примерно так:

Предложное дополнение отвечает на многие вопросы «о ком?» (about whom), «о чём?» (about what), «с кем?» (with whom), «для кого» (for whom) … Не забывайте, что предложное дополнение используется вместе с предлогом и может быть выражено существительным (с предлогом), местоимением (с предлогом) и герундием (с предлогом).

  • Предложное дополнение – существительное

We talked about the film
(Мы говорили об фильме)
I stroll here with the teacher
(Я гуляю здесь с учительницей)

I have heard of this animal
(Я уже слышал об этом животном)

  • Предложное дополнение – предлог

I looked at her
(Я посмотрел на неё)
I’ll talk to him at school tomorrow
(Я поговорю с ним завтра в школе)

Uncle Ben would like shake hands with us
(Дядя Бен хотел бы пожать нам руки)

  • Предложное дополнение – герундий

He earns his living by teaching
(Он зарабатывает себе на жизнь преподаванием)
I am fond of surfing
(Я увлекаюсь сёрфингом)

Формальное дополнение

После некоторых переходных глаголов (to find – находить, to think – думать, to feel – чувствовать …) часто употребляется местоимение «It«, которое на русский язык не переводят. Как правило, начинающие, не зная эту особенность – путаются. Пару примеров:

I find it strange that he has his own toothbrush
Я нахожу странным, что у него собственная зубная щётка

I think it necessary to wait till your wedding
Я считаю необходимым подождать до вашей свадьбы

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector