16 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Окно в русской избе Волоковое окно

Окно в русской избе Волоковое окно

Окна и наличники

Слово «окно» — один из самых древних и распространенных архитектурно-строительных терминов. В русских летописях оно упоминается в XI в.

В качестве материала для окон использовалось стекло, которое до1635 г. привозилось из-за границы. Наиболее распространенным материалом была слюда. Для основной массы крестьянства заполнителем окон были материалы добытые в своем хозяйстве: бычий пузырь, рыбий паюс, тонкие липовые пластинки, холст и лен. Подобные заменители стекла можно было встретить в отдельных селениях еще в конце XIX в.

Непрочность материала и малые формы определили форму оконного проема, так называемого волокового окна.

Волоковое окно прорезалось между двумя горизонтальными рядами бревен, его ширина была в полтора раза больше его высоты. С внутренней стороны окна прикрепляли бруски с желобом для движения волоковой доски. Подобные окна были распространены в избах русского крестьянства до начал XVII в. Однако и во второй половине XIX в. они встречаются в избах на территории Севера, Поволжья, Урала.

Волоковое окно. По М.В. Красовскому

Многие из них имеют уже увеличенные размеры и остекленные рамы. В Поволжье такие окна украшались резными наличниками со ставнями и без них.

Наличники волоковых окон в избах Поволжья

Незначительный свет проникавший в избу через волоковые окна, требовал рационального их расположения. Обычно на фасад выходило три волоковых окна. Одно из боковых окон было расположено на против устья печи, второе напротив стола в красном углу. Центральное было приподнято относительно боковых на один венец, оно предназначалось для освещения основного объема избы.

Шестистенок с волоковыми окнами

Именно центральное окно стали в первую очередь заменять косяшатым или красным окном, проем которого был близок к квадрату.

Красное и волоковые окна

Косящатое окно представляет собой проем в стене, укрепленный двумя боковыми брусьями (косяками). Верху брусья связывались поперечным брусом (притолкой), вниз упирались в бревно сруба.

Другой вид окна – колодчатое, такое окно состояло из четырех связанных между собой брусков.

В жилых помещениях проем окна всегда оставался прямолинейным. Первые попытки обработать поверхность стены у окна заключались в небольшой срезки (затески) части бревен. Это позволяло сократить толщину стены у оконного поема, тем самым расширить угол попадания света в помещение и сильнее выявить окно на фасаде здания.

Заполнение оконного проема стеклом или слюдой вызвало необходимость создание рамочной конструкции. Первоначально рамы были глухими, потом одну часть рамы, по принципу волоковых окон стали делать подвижной, а ко второй половине XIX в. стали повсеместно применять двухстворчатую распашную раму. Применение распашной двухстворчатой рамы дали возможность увеличения оконного проема вверх. Оконный проем приобрел прямоугольную форму. Тяжелые косяки и колоды стали заменять легкими оконными коробками. Места стыка коробки и бревенчатой стены прикрывали накладными досками – наличниками.

Наличники рамных окон крестьянских построек можно разбить на пять групп:

К первой группе относятся наличники с одной верхней доской. Между верхним брусом окна и верхним бревном всегда оставляли пространство — осадочный паз. Для защиты паза от атмосферных осадков его закрывали доской — очельем. Очелье часто украшалось резьбой, чаще всего использовалось плосковыемчатая и сквозная резьба.

Наличник с очельем

Ко второй группе относятся наличники охватывающие оконный проем с четырех сторон. Очелье имело раскрепованный фронтон с прямолинейными или криволинейными элементами.

Наличник с раскрепованным фронтоном

К третьей группе относятся наличники с четким верхним горизонтальным профилем карниза и с высокой подкарнизной доской — фризом. Карниз украшен вертикально поставленными валиками, сухариками, каблучками. Подкарнизная доска обрабатывается в виде филенок различной формы с навесными гирляндами, кистями, плетеными орнаментами. На боковых стенках наличника укреплены двухстворчатые ставни. Нижние концы вертикальных досок завершены капельками.

Наличник классического образца

К четвертой группе относятся наличники с резным орнаментом под карнизом на очелье и нижней подоконной доски. Внизу боковые доски завершаются висящими капельками, очень часто на наличниках установлены филенчатые ставни.

Наличник с рельефной резьбой

Иногда ставни богато декорируют рельефной резьбой, часто ставни играют просто роль декора и просто крепятся к стене дома. Такие наличники характерны для народного зодчества Поволжья второй половины XIX в. Глубокая рельефная резьба, свободные узоры растительного орнамента сменяют здесь сухарики, каблучки и другие элементы классицизма. Очелье наличника украшают сюжетные композиции с изображениями цветов и листьев, винограда, фантастических зверей и птиц.

Наличник с декоративными ставнями

К пятой группе относятся наличники, композиция и форма которых не соответствует установившейся системой оформления оконных проемов.

Это например наличник овальной формы, или наличники украшенные изображениями рогов барана или быка.

Наличники необычных форм

Большое внимание приволжские плотники уделяли декоративному убранству наличников слуховых окон. Композиции этих наличников бесконечно богаты и разнообразны – от небольшого полукруглого отверстия с веерообразно расходящимися лучами из прямоугольных планок до крупного двух или трех – частного проема с витыми колонками, которые поддерживают резной фронтон.

Наличники слуховых окон

Декоративному оформлению наличников всегда уделялось большое внимание. Окна это глаза дома и выглядеть они должны подобающе. В разных регионах оформление и конструкции наличников были различными. Где – то декор был скуп и лаконичен, где – то наоборот чересчур витиеватый, но те и другие притягиваю взгляд, несут в себе частичку ушедших традиции, былой культуры и времени.

Крыльца

Крыльца крестьянских домов можно условно разделить на пять групп:

Глухие крыльца-прирубы, это площадки и ступени крыльца, размещенные в отдельной глухой рубленной клети, стоявшей на земле у сеней дома. Такие крыльца могли быть одной высоты или иметь несколько уровней: верхнею площадку, лестничный марш, нижнею площадку. Входной сруб, как правило не имел дверей.

Крыльцо на ряже, это открытое крыльцо в основании которого лежит рубленый сруб-ряж, на нем установлены столбы несущие крышу крыльца.

Крыльца на ряже

Крыльцо на одном столбе, это открытое крыльцо, стенки верхней площадки которого забраны тесом. Поддерживающая часть площадки состояла из нескольких обтесанных балок, уложенных в глубокую проушину столба-основы и связанных со стеной дома.

Крыльца на столбах

Крыльца на двух столбах, два столба держат входную площадку и навес.

В крыльца на четырех столбах, два столба поддерживали крышу и верхнею площадку, два других столба поддерживали крышу над нижними площадками.

Низкое крыльцо – это невысока площадка с несколькими ступенями, открытая или закрытая крышей которая опирается на столбы или кронштейны.

Кровля над крыльцом делалась двухскатной с фронтоном над крыльцом или односкатной с уклоном от стены.

Крыльца-балконы, это крыльца, объединенные с выступающими над ними балконами, служившими навесом над входом в дом. Были распространены в двухэтажных домах в сельских домах Карелии и городском деревянном зодчестве.

Крыльцо-балкон, д. Чурилово, Каргапольский район, конец XIX в.

рис. Н. Подобиной

Кровля

По своему типу кровли в народном зодчестве делились на односкатные, двускатные, трехскатные и четырехскатные, по бревенчатой или стропильной конструкции

(подробную информацию о конструкции кровли смотрите в разделе строительные приемы).

Односкатные кровли возводились на небольших хозяйственных постройках: банях, амбарах, пристройках к дому, над балконами, крыльцами и галереями, при устройстве навесов во дворе или у стен избы (прикрой у изб Новгородской области).

Наиболее характерной для жилого зодчества северных поселений является двухскатная тесовая кровля на бревенчатых несущих фронтонах. Врубленные во фронтоны слеги держат верхние концы куриц, сделанные из еловых стволов с часть корневища, имеющего форму крюка. На крюках курицы лежат водотечные желоба – потоки, которые поддерживают два слоя досок.

Курицы в северных селениях

Верхние концы досок прижимаются к коньковой слеге тяжелым бревном – охлупнем. Охлупень крепится к коньковой слеге деревянными стержнями – стамиками. Для лучшей гидроизоляции между двумя слоями досок прокладывается слой берестяной коры – скалы. Концы куриц и охлупня обрабатывались в виде голов птиц и коня, что придавало живописный силуэт всей постройки.

Коньки в северных селениях

Для упрочнения фронтона иногда делают дополнительные поперечные стенки, пространство между ними образуют светелки, которые использовались в летнее время для жилья. На выпусках бревен устраивали балкончики обычно декоративные, они являлись одним из главных элементов украшения дома.

Торцы слег прикрывались резными досками причелинами или подзорами, место их стыка на вершине фронтона прикрывала ветреница. Подзор состоял обычно из двух- трех досок украшенных прорезной резьбой в виде полукругов, треугольников, городкового орнамента и различных отверстий.

Причелина и полотенце

На скате крыши возвышался дымник – деревянный короб для отвода дыма в курных избах. В дымнике для создания тяги проделывали сквозные отверстия, что придавало ему значительную декоративность.

Дымники в северных селениях

1. Маковецкий И.В. Архитектура русского народного жилища: Север и Верхнее Поволжье.- М.: Изд-во АН СССР,1962.-338с.:- ил.

Окно в русской избе Волоковое окно

Этимология слова “окно” связанно с русским словом “око” т.е. глаз. Есть подозрение, что корни словообразования уходят в древнюю Скандинавию.

Скандинавское слово “vindauga” первоначально обозначало отверстие для прохода дыма и уже позже окно. Как известно, в домах скандинавов окна были овальной формы, похожей на глаз, и не имели ни стекла, ни слюды, так что в ветреную погоду ветер врывался в эти отверстия, которые и получили поэтому название “глаз ветра“. Говорят, что и английское слово window происходит от викингов. У них окно звучит как vindue (датск.).

ОКНО в Русском языке

ОКНО (ср.род) – в русском языке окно может иметь массу звучаний. Например: окошко, оконко, оконце, окошечко, умалит. оконишко, окнишко; оконище, окнище. Окном так же назывался “проём в стене для свету, а в мазанках и лачугах – это иногда простая дыра, затыкаемая по зимам (!) почти вовсе”.

В Сибири и на Кавказе и др. окно затягивают брюшиной (бычьим пузырем), в России заставляют его оконницею, со стекляными окончинами (стеклопакетами :).

В избах крестьян, волоковое окно, оконце или проем четверти в полторы, с волоком, задвижным изнутри ставнем, для опросу приходящих, для подачи милостыни, для выпуска дыма в курных избах, для чего иногда бывает и особое дымовое окно, дымволок.

Производные от слова ОКНО

  • Оконный, окошечный, к окну принадлежаший, относящийся: оконные вставки, стар. что ныне косяки, откосы, колоды;
  • В старые времена были приставные щиты, а на крюках ставни звали затворами.
  • Окончатая изба, с окнами, т. е. красными, косящатыми.
  • Окончатое болото, с окнами, водьями.
  • Окончатая решетка, шашней, в прямых клетках.
  • Оконистый дом, в коем много окон.
  • Оконница (женск.) окольница, искажен. рама, переплет оконный, в который вмазываются окончины, стекла; но местами и окончину, стекло, зовут оконницей.
  • Абинное сукно окончина в окно, замест брюшины, пузыря, потому что оно редко, жидко. Выбьешь окончину, не дури!
  • У нас вся деревня промышляет оконницами, делают и развозят по торгам оконницы.
  • Оконщик, столяр делающий оконницы. Оконичник, оконник м. то же, что и оконщик; Стекольщик, вставляющий окончины.
  • Оконничать, заниматься деревенским промыслом оконщиков.
  • Окнище, увеличенное окно; окнище, проем, просвет в стене для окна;
Читать еще:  Волоковое окно Современные окна в загородном доме


Красное окно, косящатое и с оконницею.

У крестьян обычно три окна: переднее окно, у красного угла; среднее, украшенное пуще прочих всяческой резьбой; третье или судное, где посудник и стряпная.

Виды окон на Руси

  • “Венециянское окно”, тройное, три окна в одно.
  • Глухое окно (совр. слэнг “глухарь”), заделанное, забитое, или фальшивое, несквозное, сделанное для виду снаружи.
  • Слуховое окно, на кровле, на чердаке или подволоке.
  • Смотровое окно в плавильных и обжигательных печах иногда делается с боку окно, проем с заслоном, для осмотра;
  • Стекловарное отверстие в печном колпаке, против каждой дойницы (горшка), для доступа к ней.

А также окном называлась открытая полынья в трясине, вадья, водья, чарус (окошко в болоте). Корова в окно попала, и потонула.

Оконные пословицы и поговорки

“Такой город, что бабы через улицу из окна в окно на ухвате горшки передают!”
“Окошечко (оконце) маленькое, а в него все видно!”
“Окнища — барския затеища.”
“Ложку за окошко даром не выкинешь.”
“Только и свету, что в вашем окошке!”
“В окно всего свету не оглянешь.”
“Не только свету, что в окошке” (прибавка: на улицу выйдешь, больше увидишь).
“Что услышишь под окном, того и жди” (гаданье о святках).
“Бог даст, так и в окошко подаст” (т. е. далеко не ищи).
“В окно подать — Богу подать.”
“Грызть окна” (просить подаяния).
“Под одним окном выпросить, под другим съесть.”
“Лучше подать в окно, чем стоять под окном.”
“Будешь ты у меня под окном стоять” (т. е. скоро обнищаешь).
“Не велят в окно заглядывать — а в двери не пускают.”
“Муж в двери ногою, а жена в окно и с головою.”
“На глазах окошки, а не видит ни крошки.”
“Горница хороша, да окна кривы.”
“Придет солнышко и к нашим окошечкам.”
“Не прорублены окошки, так решетом свету не наносишься.”
“В дымное окно коров скликать — сами будут домой ходить.”

Старинные Оконные Загадки

“Красная девушка в окошко глядит (солнце).”
“Из окна в окно готово веретено” (луч солнечный).
“Ни окошек, на дверей, полна горница людей” (огурец).
“У вас за окошком полно репы лукошко” (звезды).
“Погляжу я в окошко — стоит ркпы лукошко” (небо и звезды).
“Стоит город, в городу 12 башен, в башне по 4 окошка, а из каждого окошка по семи выстрелов” (год, месяцы, недели и дни).

ТЕРМИНЫ РУССКОЙ ИЗБЫ

Издревле на Руси дерево было основным материалом при возведении зданий и в строительстве из дерева были выработаны строительные приемы, отвечающие нашему климату и соответствующие специфическим свойствам основного строительного материала — дерева.В срубе бревна сплачивались в стены, в нижней части бревен делались продольные пазы, чтобы вода не попадала в паз, что предохраняло сруб от загнивания.

Внешняя сторона бревен оставалась круглой, а внутренняя обтесывалась. Бревна в углах соединяли различными врубками, и получался прямоугольный сруб или клеть. Строительство срубов производилось, в основном, из сосны и ели, лиственница применялась только в нижних венцах срубов. Нижние венцы (оклад) обычно рубился «в охряпку» (концы бревен — болваны, стесывались с обеих сторон, вырубался прямоугольный паз и верхнее бревно входило в нижнее), далее сруб рубили или «в обло» («в чашу») или «в лапу» («в зуб», «в шап»).

При рубке «в обло» соединению во вырубке придаётся округлая форма, концы бревен выпускаются из сруба.

При рубке «в лапу» на концах бревен вырубаются трапециевидные шипы, сцепляющие бревна во врубке между собой (лапами), концы бревен не выпускаются из сруба.

Сруб часто ставили прямо на землю, иногда под углы подкладывали валуны или ставили стулья из лиственницы.

После окончательной подгонки бревен срубы собирались на мох.

Полы набирались из плах с притеской в четверть.

Чердачное перекрытие в домах засыпалось землей или песком для утепления.

Крыши домов обычно делали прямыми двускатными. Для устройства крыши торцевым стенам сруба в верхней части придавали треугольную форму (щипец). На бревна щипца (самцы) продольно укладывали слеги, которые имели большой выпуск над торцевыми фасадами дома. Это надежно предохраняло торцевые стены сруба от осадков. На образованный слегами скат кровли укладывались тонкие еловые стволы (курицы, кокоры), на комле которых вырубались крюки для установки желоба (потоки) из бревен. Кровли крыли тесом в два слоя. Сверху теснины прикрывал охлупень.

Некоторые термины используемые в русском деревянного зодчестве:

• Быки — наклонные массивные бревна — стропильные ноги в деревянной конструкции двускатной кровли.

• Бочка — разновидность кровли старинных деревянных зданий с закруглёнными скатами, сходящимися вверху под острым углом (килевидным верхом).

• Вальмовая крыша — четырехскатная крыша с треугольными скатами (вальмами) от конька до карниза по торцовым фасадам.

• Венец — бревна, уложенные по периметру, образующие один го¬ризонтальный ряд сруба и связанные в углах врубками с разницей по высоте в полдерева, венцы образуют сруб.

• Волоковое окно — небольшое окно, вырубленное в двух расположенных друг над другом бревнах деревянного сруба на полбревна вверх и вниз. Изнутри волоковое окно закрывается (заволакивается) тесовой задвижкой, выполненной из доски.

В курной избе через волоковые окна выводился дым.

• Восьмерик — часть здания восьмигранной формы, восьмигранный сруб.

• Врубка — соединение в углах и в местах пересечения бревен в срубе.

• Выпусты, выпуски (помочи) — концы бревен, выступающие из сруба, чтобы поддерживать свесы кровли — опасанья, которым придавали форму кронштейнов.

• Дымница (Дымарь) — отверстие для дыма в курной избе.

• Ендова (разжелобок) — входящий угол между двумя скатами кровли.

• Зауголок — короткая часть бревна, выступающая от замка за наружный край стены, как правило, с уличной части стены сруба.

• Заклинки — Длинный клин.

• Игла (рубка в иглу — способ рубки углов бревенчатых строений, при котором один конец бревна соединяется «в простую чашу», а другой — затесывается на два канта и вставляется в паз, выбранный в боку другого бревна.

• Клеть — крытый прямоугольный четырехстенный деревянный сруб.

• Кокора — Нижняя часть хвойного дерева, выкопанная из земли вместе с крупным корнем, перпендикулярным к стволу.

• Конопатка — окончательное уплотнение между венцами (заполненых паклей или мхом при сборке дома), а также угловых соединений «чесаной» паклей.

• Коневая слега — слега, завершающая самцовую крышу, лежащая под коньком (см. Слега, самцовая крыша, конёк.)

• Конёк (князёк) — верхнее горизонтальное реб¬ро крыши, образуемое пересечением ее двух скатов.

• Консоль (кронштейн) — горизонтальный выступ в стене, конструктивный элемент, служащий для опоры, подвешивания какой-либо детали (поддерживает балкон, карниз) или для установки на нём украшения.

• Косоур — один из двух наклонных брусьев лестницы, несущих ступени; основная деталь лестницы.

• Костёр — пирамидальный сруб, сделанный «в режь».

• Курицы — в традиционной русской деревянной архитектуре элементы безгвоздевой конструкции кровли, врубаемые в слеги и поддерживающие поток (водотечник).

• Курная изба (Рудная изба; Черная изба) — изба с печью без дымохода. В такой избе дым при топке выходит через окно, открытую дверь или через дымницу в кровле.

• Лапа (рубка в лапу, в зуб, в шпат) — классический русский стиль рубки, наиболее экономный с точки зрения расхода древесины, но отсутствие остатка делает угол более теплопроводным и в большей степени подверженным атмосферному увлажнению.

• Лас (тёсаные «в лас», стены «в лас») — стеска до плоскости круглой части бревна на внутренних стенах сруба.

• Ласточкин хвост — способ рубки без выпусков бревна и без потайного зуба. Потайная врубка применяется в узлах опирания деревянных балок перекрытий на наружные и внутренние несущие стены сруба. Сквозную врубку применяют в случаях, когда предусмотрена обшивка сруба.

• Лобовая доска — в деревянном зодчестве — украшенная резьбой доска, закрывающая переход от бревен стены к доскам фронтона избы.

• Матица — несущая балка, поддерживающая потолочный настил в деревянных домах, дополнительная опора лаг перекрытий, увеличивает жёсткость перекрытия.

• Мост — пол рубленого деревянного строения.

• Нагель — цилиндрический или прямоугольный шип, которым скрепляются между собой венцы сруба.

• Обло (рубка в обло) — распространенная в деревянном зодчестве рубка бревен по углам с остатком, то есть с выпуском концов бревен снаружи дома.

• Остаток — рубка «с остатком».

• Остатки — наружные концы бревен на углах сруба, при рубке в чашу.

• Охлупень (шелом) — выдолбленное бревно, прикрывающее конёк кровли; конец охлупня на фасаде избы украшался в старину конской головой.

• Переруб — способ врубки дополнительной стены, когда перерубаются наружные стены насквозь (может быть выполнено в ласточкин хвост или в чашу).

• Пластина — тоже, что и плаха.

• Плаха — половина расколотого или распиленного вдоль бревна для настила пола.

• Повал — постепенно расширяющаяся верхняя часть сруба, заменяющая карниз, служащее основанием шатровых или скатных крыш и защи¬щающее стены от дождя.

• Потайной зуб — прямоугольный выступ в верхнем бревне, входящий в соответствующий паз нижнего бревна венца сруба.

• Поток — брус или лоток самцовой крыши, в который упираются нижние концы тёса, поддер¬живающий тесовую кровлю и отводя¬щий воду за пределы сруба.

• Потолок — настилка или подшивка досок под крышей, под стропилами, по матицам, переводным балкам, лежащим на стенах строения.

• Прируб — более низкая составная часть здания.

• Режь (рубка в режь) — система горизонтального соединения углов венца, при котором бревна врубаются одно в другое не в половину, а в четверть дерева. Между венцами при этом остаются просветы. Такое соединение используется при возведении шатровой кровли.

• Ройка — способ фиксации брёвен между собой на торцах, посредством врезки бруска.

• Рубец — Когда ствол березы дает длинную продольную трещину (обычно в результате морозобоя), то при последующем ее зарастании образуется нечто вроде складки на стволе, называемой «рубец». Ее края состоят из очень твердой и частослойной древесины, из которой и изготавливали топорища.

• Ряж — опора под сооружение в виде клети.

• Самцы — фронтоны, треугольное продолжение торцевых стен сруба.

• Самцовая крыша — безгвоздевая кровля. В этой крыше тес кладется не на наклонные стропила, как обычно, а на горизонтальные бревна — слеги. Концы этих продольных слег врублены в поперечные стены сруба, или, иначе, самцы. Чтобы теснины не соскальзывали, их снизу поддерживает выдолбленное бревно — «поток», опирающийся на «курицы». Такая крыша строилась без единого гвоздя и держалась очень прочно.

• Сволок — главная балка, поддерживающая потолок, часто украшенная резьбой или росписью.

• Слега — продольные бревна, несущая часть крыши, врубаются через бревно по скату фронтона, имеют значительную толщину, близкую к диаметру бревен в стенах, — такая толщина исключает их прогибание. Слеги несут двойную функцию: связи самцов-фронтонов и обрешетины, а также создают свес кровли над фронтоном.

Читать еще:  Статьи про окна пвх

• Сорока — шпонка-стяжка, скрепляющая коневую слегу и охлупень.

• Столп — центральная и самая высокая часть здания.

• Стопа — полностью собранный сруб.

• Тетива — один из двух наклонных брусьев лестницы, несущих ступени; основная деталь лестницы.

• Тесины, тес — тонкие доски из древесины хвойных пород, служившие покрытием деревянного здания и для обшивки стен здания, первоначально тесинами назывались доски, получаемые обтесыванием бревен.

• Ус — рубка «в ус», соединение под углом.

• Филенка — вставка в паз рамки любой рамочной двери.

• Фриз — орнаментальная полоса, идущая по кромке стены дома.

• Фронтон — верхняя часть торцовой стены сруба, ограниченная по бокам кровельными скатами.

• Фронтончики — остроугольные кровельки по периметру восьмерика, защищающие его от осадков.

• Четверик — четырехгранный сруб.

• Чаша (рубка в чашу) — традиционный способ рубки для бревенчатых домов, сруб, выполненный рубкой «в чашу» считается наиболее теплым и устойчивым, создает плотное, теплое и надежное соединение углов.

• Шкант — плоский шип, которым скрепляются между собой венцы сруба.

• Щипец — тоже, что самец, верхняя часть торцовой стены сруба, ограниченная двумя скатами кровли, фронтон.

Facebook

Окно избы — это целая история деревянного зодчества. Сказанное не есть преувеличение. Воспроизведенные здесь различные типы окон — это действительно история развития деревянного зодчества со всеми его особенностями и этапами. Путь от небольшого, размером 15 х 20 см, волокового оконца к окну со стеклом, косяками и наружными ставнями — это путь длиною в несколько столетий. Причем небольшие оконца — непросто прямоугольные или квадратные прорези. Поражает разнообразие их форм и рисунка: от простых круглых или почти квадратных до фигурных, сложных по своим очертаниям. Следует оговориться, что почти все эти окна — не главные, не основные окна избы. Они сделаны были, как правило, в #ПОВЕТЬ, сенях, подклетах, амбарах и хозяйственных помещениях. Некоторые из них имеют большое сходство с бойницами в башнях и стенах деревянных крепостей. Это и не случайно, так как многие формы и конструктивные приемы в русском деревянном зодчестве идентичны для культовых, оборонных и гражданских построек. Более того, в русском деревянном зодчестве одни и те же постройки часто выполняли много разных функций одновременно. Так, в срубных стенах крепостей устраивали #АМБАР ы, вторые ярусы башен использовали под жилье и в тех же башнях устраивали часовни и колокольни. Так что и окна этих сооружений были многофункциональными. Укрепленные сибирские #ЗИМОВЬЕ XVII—XVIII веков, например, вообще не имели больших окон. По всему периметру такой усадьбы-укрепления равномерно были распределены (по пять-шесть в стене) окна-бойницы. Самый большой размер их едва превышал 15 см. Изнутри такие окна часто прикрывались створкой, сдвигающейся в сторону, или, как говорили в старину, заволакивающейся. Отсюда и название окна — волоковое. Еще и сегодня волоковые окна в северных избах могут быть наградой пытливому исследователю, любителю русского деревянного зодчества.
Кроме волоковых (#ВОЛОКОВОЕ_ОКНО) известны и другие типы и названия окон. Прежде всего — это «красное» окно (#КРАСНОЕ_ОКНО). «Красное» значит красивое, парадное. Красные окна, как правило, были украшением главного помещения избы. Окно, обрамленное с четырех сторон косяками, носит название косящатого (#КОСЯЩАТОЕ_ОКНО). Именно появление косяков повлияло на размер окна и коренным образом изменило его облик. В больших окнах вертикальные косяки конструктивно укрепляли обрезанные для оконного проема бревна, не давая им развалиться. Кроме косяков на размер окон повлияло и появление такого технического новшества, как стекло. Пожалуй, эти два основных фактора изменили не только размер, форму и облик окна, но и существенным образом повлияли на композицию фасада, а также и всего образа северного дома. Появление больших остекленных окон принесло в интерьер избы обилие света и воздуха. Глядя на разнообразие типов окон русской избы (#РУССКАЯ_ИЗБА), поражаешься фантазии и сметливости их создателей — крестьян. Вот, например, окно с двойной рамой. Косяки позволили увеличить размер окна и в летнее время улучшить освещенность избы, а в зимнее время (стекла еще не было) дополнительная вставная рама, уменьшая оконный проем, позволяла лучше сохранять в избе тепло.
Не прошло мимо окна деревенского дома и влияние города. В деревенских избах стали на городской манер делать резные наличники, ставни, часто наглухо прибитые к стене и не выполняющие своей основной функции. В качестве примера такого влияния моды можно обратить внимание на наличники и ставни, которые никакого отношения к окну не имеют — окно и размером своим значительно меньше. Они, видимо, даже и не отсюда. Да и резьба наличников уже далека от древних традиций плотницкого мастерства.
Можно с уверенностью сказать, что окно дома является его своеобразной визитной карточкой. По характеру и типу окон, если они не переделаны позднее, можно определить с достаточной степенью точности возраст всего дома. Даже такой, казалось бы, незначительный факт, как количество стекол в оконных переплетах, и тот может сказать о многом. В более раннее время, когда стекло только-только появилось и было дорогим, волоковые окна членились на шесть ячеек, а красные — на девять. Повсеместное применение только косящатых окон и увеличение их размеров изменило и форму оконных переплетов. Обычным стало членение окна на шесть стеклин. Дальнейшее влияние городской архитектуры еще более изменило характер окна деревенской избы. Приведенные здесь в качестве иллюстраций различные типы окон достаточно полно и ярко показывают эволюцию окна и степень влияния на народное зодчество городского уклада.

Текст и фотографии взяты из книги А. В. Ополовникова «Русское деревянное зодчество — гражданское зодчество».

2Городские слова. Окно

Этимология слова ОКНО

Этимология слова «окно» связанно с русским словом «око» т.е. глаз. Есть подозрение, что корни словообразования уходят в древнюю Скандинавию.
Скандинавское слово «vindauga» первоначально обозначало отверстие для прохода дыма и уже позже окно. Как известно, в домах скандинавов окна были овальной формы, похожей на глаз, и не имели ни стекла, ни слюды, так что в ветреную погоду ветер врывался в эти отверстия, которые и получили поэтому название «глаз ветра». Говорят, что и английское слово window происходит от викингов. У них окно звучит как vindue (датск.).

ОКНО в Русском языке

ОКНО (ср.род) — в русском языке окно может иметь массу звучаний. Например: окошко, оконко, оконце, окошечко, умалит. оконишко, окнишко; оконище, окнище. Окном так же назывался «проём в стене для свету, а в мазанках и лачугах — это иногда простая дыра, затыкаемая по зимам (!) почти вовсе».

В Сибире и на Кавказе и др. окно затягивают брюшиной (бычьим пузырем), в России заставляют его оконницею, со стекляными окончинами (стеклопакетами :).

В избах крестьян, волоковое окно, оконце или проем четверти в полторы, с волоком, задвижным изнутри ставнем, для опросу приходящих, для подачи милостыни, для выпуска дыма в курных избах, для чего иногда бывает и особое дымовое окно, дымволок.

Производные от слова ОКНО

Оконный, окошечный, к окну принадлежаший, относящийся: оконные вставки, стар. что ныне косяки, откосы, колоды;
В старые времена были приставные щиты, а на крюках ставни звали затворами.
Окончатая изба, с окнами, т. е. красными, косящатыми.
Окончатое болото, с окнами, водьями.
Окончатая решетка, шашней, в прямых клетках.
Оконистый дом, в коем много окон.
Оконница (женск.) окольница, искажен. рама, переплет оконный, в который вмазываются окончины, стекла; но местами и окончину, стекло, зовут оконницей.
Абинное сукно окончина в окно, замест брюшины, пузыря, потому что оно редко, жидко. Выбьешь окончину, не дури!
У нас вся деревня промышляет оконницами, делают и развозят по торгам оконницы.
Оконщик, столяр делающий оконницы. Оконичник, оконник м. то же, что и оконщик; Стекольщик, вставляющий окончины.
Оконничать, заниматься деревенским промыслом оконщиков.
Окнище, увеличенное окно; окнище, проем, просвет в стене для окна;

Наличник окна крестьянской избы со ставнями. Вторая половина 19 векаКрасное окно, косящатое и с оконницею.
У крестьян обычно три окна: переднее окно, у красного угла; среднее, украшенное пуще прочих всяческой резьбой; третье или судное, где посудник и стряпная.
Виды окон на Руси

«Венециянское окно», тройное, три окна в одно.
Глухое окно (совр. слэнг «глухарь»), заделанное, забитое, или фальшивое, несквозное, сделанное для виду снаружи.
Слуховое окно, на кровле, на чердаке или подволоке.
Смотровое окно в плавильных и обжигательных печах иногда делается с боку окно, проем с заслоном, для осмотра;
Стекловарное отверстие в печном колпаке, против каждой дойницы (горшка), для доступа к ней.

А также окном называлась открытая полынья в трясине, вадья, водья, чарус (окошко в болоте). Корова в окно попала, и потонула. 🙁

Оконные пословицы и поговорки

«Такой город, что бабы через улицу из окна в окно на ухвате горшки передают!»
«Окошечко (оконце) маленькое, а в него все видно!»
«Окнища — барския затеища.»
«Ложку за окошко даром не выкинешь.»
«Только и свету, что в вашем окошке!»
«В окно всего свету не оглянешь.»
«Не только свету, что в окошке» (прибавка: на улицу выйдешь, больше увидишь).
«Что услышишь под окном, того и жди» (гаданье о святках).
«Бог даст, так и в окошко подаст» (т. е. далеко не ищи).
«В окно подать — Богу подать.»
«Грызть окна» (просить подаяния).
«Под одним окном выпросить, под другим съесть.»
«Лучше подать в окно, чем стоять под окном.»
«Будешь ты у меня под окном стоять» (т. е. скоро обнищаешь).
«Не велят в окно заглядывать — а в двери не пускают.»
«Муж в двери ногою, а жена в окно и с головою.»
«На глазах окошки, а не видит ни крошки.»
«Горница хороша, да окна кривы.»
«Придет солнышко и к нашим окошечкам.»
«Не прорублены окошки, так решетом свету не наносишься.»
«В дымное окно коров скликать — сами будут домой ходить.»
Старинные Оконные Загадки

«Красная девушка в окошко глядит (солнце).»
«Из окна в окно готово веретено» (луч солнечный).
«Ни окошек, на дверей, полна горница людей» (огурец).
«У вас за окошком полно репы лукошко» (звезды).
«Погляжу я в окошко — стоит ркпы лукошко» (небо и звезды).
«Стоит город, в городу 12 башен, в башне по 4 окошка, а из каждого окошка по семи выстрелов» (год, месяцы, недели и дни).

3 В крестьянской избе

3 В крестьянской избе

Жилище крестьянина было приспособлено к его образу жизни. Оно состояло из холодных помещений – клети и сеней и теплого – избы с печью. Сени соединяли холодную клеть и теплую избу, хозяйственный двор и дом. В них крестьяне хранили свое добро, а в теплое время года спали. В доме обязательно был подклет, или подпол (т. е. то, что было под полом, под клетью). Это было холодное помещение, там хранили съестные припасы.

Читать еще:  Окно определения и история

Русская изба состояла из горизонтально сложенных бревен – венцов, которые складывали друг на друга, вырубив по краям круглые углубления. В них–то и клали следующее бревно. Между бревнами для тепла прокладывали мох. Избы строили в старину из ели или сосны. От бревен в избе стоял приятный смолистый запах.

Рубка углов избы: 1 – «в обло»; 2 – «в лапу»

Крышу делали покатой с двух сторон. Богатые крестьяне покрывали ее тоненькими дощечками из осины, которые скрепляли одну с другой. Бедняки же крыли свои дома соломой. Солому на крышу складывали рядами, начиная снизу. Каждый ряд привязывали к основе кровли лыком. Затем солому «счесывали» граблями и поливали жидкой глиной для прочности. Верх кровли прижимали тяжелым бревном, передний конец которого имел форму конской головы. Отсюда и пошло название конёк.

Почти весь фасад крестьянского дома украшали резьбой. Резьбу делали на ставнях, наличниках окон, которые появились в XVII в., опушках навесов крыльца. Считалось, что изображения животных, птиц, орнамент охраняют жилье от нечистой силы.

Изба на подклете XII–XIII вв. Реконструкция

Если мы войдем в крестьянскую избу, то обязательно споткнемся. Почему? Оказывается, навешенная на кованых петлях дверь была с низкой притолокой наверху и высоким порогом внизу. Об него–то и спотыкался входящий. Тепло берегли и старались таким путем его не выпустить наружу.

Окна делали маленькими, чтобы света хватало только для работы. В передней стене избы было обычно три окна. Эти оконца закрывались (заволакивались) дощечками и назывались волоковыми. Иногда их затягивали бычьим пузырем или промасленной холстиной. Через окно, которое было ближе к печке, выпускали дым при топке, так как трубы на крыше не было. Это называлось топить «по–черному».

В одной из боковых стен крестьянской избы делали косящатое окно – с косяками и вертикальными брусьями. Через это окно наблюдали за двором, через него свет падал на лавку, сидя на которой хозяин занимался ремеслом.

Изба на жилом подклете. Реконструкция. На втором этаже видна печь на опечке

В северных районах Руси, ее центральных областях полы настилали из половиц– половинок бревен, вдоль избы от двери к передним окнам. На Юге полы были земляными, смазанными жидкой глиной.

Центральное место в доме занимала печь. Достаточно вспомнить, что и само слово «изба» произошло от слова «истопить»: «истопка» – отапливаемая часть дома, отсюда и «истьба» (изба). В избе, где печь топили «по–черному», потолка не было: дым выходил в окошко под самой крышей. Такие крестьянские избы назывались курными. Печь с трубой и изба с потолком были только у богатых. Почему так? В курной избе все стены были черные, закопченные. Оказывается, такие закопченные стены дольше не гниют, изба могла служить сотню лет, да и дров печь без трубы «съедала» меньше.

Печь в крестьянском доме ставили на опечек– фундамент из бревен. Внутри выкладывали под – днище, где горели дрова и готовили пищу. Верхняя часть печи называлась сводом, отверстие – устьем. Печь занимала почти четвертую часть крестьянской избы. От расположения печи зависела внутренняя планировка избы: даже поговорка возникла – «Плясать от печки». Печь ставили в одном из углов, справа или слева от входа, но так, чтобы она была хорошо освещена. Расположение устья печи относительно двери зависело от климата. В местностях с теплым климатом печь ставили устьем к входу, в районах с суровым климатом – устьем к стене.

Печь всегда строили на определенном расстоянии от стены, чтобы не было пожара. Небольшое пространство между стеной и печью называлось запечьем– его использовали для хозяйственных нужд. Здесь хозяйка хранила необходимые принадлежности для работы: ухваты разных размеров, кочергу, чапельник, большую лопату.

Ухваты – это «рогатые» полукруглые приспособления для того, чтобы ставить горшки в печку. Низ горшка, или чугуна, входил между рогами ухвата. Чапельником доставали сковороды из печи: для этого посередине железной полосы делали отогнутый язык. Эти приспособления насаживали на деревянную рукоять. С помощью деревянной лопаты ставили в печь хлеб, а кочергой выгребали угли, золу.

У печи был обязательно шесток, где стояли горшки. На него сгребали угли. Под шестком в нише хранили инвентарь, лучину, а зимой… там жили куры. Были и маленькие ниши для хранения хозяйственных мелочей, сушки рукавиц.

Печь в крестьянской семье любили все: она кормила вкусной, пропаренной, ни с чем не сравнимой едой. Печь грела дом, на печи спали старики. Но более всего времени проводила около печи хозяйка дома. Угол около устья печи так и называли – бабий кут, т. е. женский угол. Здесь хозяйка готовила пищу, здесь был шкаф для хранения кухонной посуды – посудник.

Другой угол – около двери и напротив окна – был мужским. Здесь стояла лавка, на которой хозяин работал, а иногда и спал. Под лавкой хранили крестьянское добро. А на стене висела конская сбруя, одежда и принадлежности для работы. Угол этот, как и стоявшую здесь лавку, называли коник: на лавке делали узоры в виде конской головы.

Деревянные ложки. XIII и XV вв.

Подумайте, почему так часто в крестьянской избе встречается узор с конской головой.

Между печью и боковой стеной под потолком настилали полати, где спали дети, хранили имущество, сушили лук, горох. Об этом даже скороговорку сложили:

Под матицей, под потолком

Висит полколпака гороху

Без червячка, без червоточинки.

Со стороны входа к печке примыкала пристройка из досок – припечек, или голбец. На нем можно было сидеть, с него – залезть на печку или по лестнице спуститься в погреб. В припечке хранили и домашнюю утварь.

В крестьянском доме все было продумано до мелочей. Специальное железное кольцо вставлялось в центральную балку потолка избы – матицу, к нему крепилась детская люлька. Крестьянка, сидя за работой на лавке, вставляла ногу в петлю люльки и качала ее. Чтобы не было пожара, там, где горела лучина, обязательно на полу ставили ящик с землей, куда летели искры.

Внутренний вид избы с полатями. Реконструкция

Внутренний вид избы XVII в. Реконструкция

Главным углом крестьянского дома был красный угол: здесь висела особая полочка с иконами – божница, под ней стоял обеденный стол. Это почетное место в крестьянской избе всегда располагалось по диагонали от печи. Входивший в избу человек обязательно устремлял взгляд в этот угол, снимал шапку, крестился и низко кланялся иконам. И только потом здоровался.

Вообще, крестьяне были очень верующими, да и само слово «крестьянин» произошло от родственных «христианин», «христианский». Большое значение крестьянская семья придавала молитвам: утренним, вечерним, перед едой. Это был обязательный ритуал. Не помолясь, не начинали никакого дела. Регулярно посещали крестьяне церковь, особенно зимой и осенью, когда были свободны от хозяйственных тягот. Крестьянская семья также строго соблюдала посты. Любили крестьяне иконы: их бережно хранили и передавали из поколения в поколение. У икон зажигали лампады– специальные небольшие сосуды с маслом. Божницу украшали вышитыми полотенцами – рушниками.

Русское село в XVII в. Гравюра

Рукомойник. XVI в.

Русские крестьяне, искренне веровавшие в Бога, не могли плохо работать на земле, которую считали божественным творением.

В русской избе почти все было сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная, деревянная, нехитрой конструкции: стол в красном углу размером по числу едоков, лавки, прибитые к стенам, переносные скамьи, сундуки. В сундуках хранилось добро, поэтому в нескольких местах их обивали железными полосами, закрывали на замки. Чем больше сундуков было в доме, тем богаче считалась крестьянская семья.

Крестьянская изба отличалась чистотой: уборку делали регулярно, занавески и рушники меняли часто. Рядом с печкой в избе всегда был рукомойник– глиняный кувшин с двумя носиками: с одной стороны воду наливали, с другой – выливали. Грязная вода собиралась в лохань – специальное деревянное ведро. Воду носили тоже в деревянных ведрах на коромысле. Это о нем говорили: «Ни свет ни заря пошел, согнувшись, со двора».

Вся посуда в крестьянском доме была деревянной, а горшки и латки (низкие плоские миски) – глиняными. Чугуны делали из твердого материала – чугуна. Печные чугуны имели округлое туловище и узкое дно. Благодаря такой форме печной жар равномерно распределялся по поверхности горшков.

Жидкости хранили в глиняных крынках с круглым туловищем, небольшим донцем и вытянутым горлом. Для хранения кваса, пива использовались корчаги, ендовы (с носиком) и братины (без него). Наиболее распространенной формой ковша на Руси была плывущая уточка, носик которой служил ручкой.

Глиняную посуду покрывали простой глазурью, деревянную украшали росписью и резьбой. Многие из ковшей, чашек, мисок и ложек сегодня находятся в музеях России.

Деревянная посуда XII–XIII вв.: 1 – тарелка (видны следы резания мяса); 2 – миска; 3 – ставец; 4 – блюдо; 5 – ендова

Бондарные изделия X–XIII вв.: 1 – кадка; 2 – шайка; 3 – бочка; 4 – ушат; 5 – лохань; 6 – ведро

Тесло и скобель

В крестьянском хозяйстве широко использовались и бондарные изделия: бочки, кадки, чаны, ушаты, лохани, шайки. Ушат назывался так, потому что с двух сторон к нему приделывали ушки с дырочками. В них продевали палку, чтобы удобнее было носить в ушате воду. Шайки были с одной ручкой. Бочками называли большие емкости округлой формы с узким дном, а у кадок дно было широкое.

Сыпучие продукты хранили в деревянных поставцах с крышками, берестяных туесах и бураках. В ходу были плетеные изделия – лукошки, корзины, короба из лыка и прутьев.

Всю утварь крестьяне делали с помощью незатейливых инструментов. Главным из них был топор. Были плотницкие, большие топоры и столярные, маленькие топорики. При долблении корыт, изготовлении бочек и кадок использовался особый топор – тесло. Для строгания и шкурения дерева применяли скобель– плоскую, неширокую, слегка изогнутую пластину с лезвием на рабочей части. Для сверления применяли буравы. Не сразу появилась пила: в древности все делали топорами.

Шли столетия, а крестьянская изба с ее домашней нехитрой утварью передавалась из поколения в поколение, не меняясь. Новое поколение приобретало лишь больше опыта и сноровки в изготовлении изделий и постройке домов.

Вопросы и задания

1. Как строили крестьянскую избу? Из каких частей она состояла? Попробуйте нарисовать ее план.

2. Опишите, как выглядела крестьянская изба изнутри.

3. Как в крестьянской избе располагались окна, печи и лавки? Почему именно так?

4. Какую роль играла в крестьянском доме русская печь и как она была устроена?

5. Нарисуйте предметы крестьянской утвари:

а) печную утварь; б) кухонную утварь; в) мебель; г) инструменты для работы.

6. Перепишите, вставьте пропущенные буквы и объясните слова:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector