3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Столярное дело обработка древесины

Столярное дело обработка древесины

Отраслевой журнал для деревообработчиков и не только

Мастерская современного столяра

Столярное дело в России как значимая отрасль производства было фактически уничтожено в начале XX века в связи с развитием массового фабричного производства. Несмотря на то, что столярные соединения прочнее и обеспечивают лучшую формоустойчивость конструкций, чем любые другие, трудоемкость и длительность их изготовления не позволили им выиграть конкуренцию с более дешевыми изделиями, изготовленными промышленным способом. В результате развитие столярного дела разделилось на два направления: фабричное, занимающее сегодня более 95 % рынка, и классическое столярное искусство, традиции которого массово начали возрождаться только в последнее десятилетие.

Начать обрабатывать древесину и изготавливать столярные соединения может каждый. Чтобы стать столяром, потребуется несколько лет, настоящие же мастера не прекращают учиться никогда. За 1–2 года стать профессионалом невозможно, этого времени хватает только на освоение основных столярных приемов работы с древесиной. К примеру, на настройку такого, казалось бы, простого инструмента, как рубанок, может потребоваться несколько часов, а для того чтобы научиться им пользоваться, необходимо прострогать несколько километров древесины.

Даже после продолжительного курса обучения на изготовление столярного шкафа или небольшого прикроватного столика в первое время у начинающего мастера будет уходить несколько недель. Работа над большими проектами идет в течение нескольких месяцев, и не каждый заказчик готов столько ждать, а тем более – оплачивать такие, весьма дорогие изделия.

Для изготовления столярных элементов необходимо использовать только самую лучшую древесину, с равномерно распределенными по объему физическими свойствами и не содержащую пороков строения. Это значительно увеличивает ее стоимость, а также создает сложности с ее приобретением, так как доля таких заготовок в общем объеме сравнительно невелика. Для примера можно привести точеные элементы мебели или деревянную посуду, которые могут быть полностью изготовлены на токарном станке в течение нескольких часов. С другой стороны, к примеру, при точении посуды может быть использована древесина с пороками, причем чем их больше, тем лучше – тем фактурнее получается конечное изделие.

СЫРЬЕВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Древесину для столярных работ приобрести достаточно сложно. В розничных строительных магазинах продаются преимущественно пиломатериалы естественной или транспортной влажности, не рассортированные по качественным характеристикам. Кроме того, очень немногие производители пиломатериалов имеют маленькие сушильные камеры, позволяющие им производить небольшие партии пиломатериалов требуемых сечений заданной влажности. Возникает интересный парадокс: вроде бы хвойных пиломатериалов выпускается много, а использовать их в столярном деле сразу, без дополнительной обработки, невозможно. Как ни странно, но в сухом виде, как правило, продается в основном древесина экзотических пород, которую тем не менее необходимо дополнительно выдерживать в мастерской при определенной температуре и влажности не менее месяца. Ценные породы древесины, такие как дуб и бук, поставляются с Кавказа. До определенных политических событий выполнялось большое количество поставок из Украины. Наибольший ассортимент древесины экзотических пород предлагается специализированными магазинами, такими как Bumans. Стоимость их достаточно высока, что в наибольшей степени объясняется высокими транспортными затратами и низким потребительским спросом, а это, в свою очередь, также сказывается на цене изделий.

СОВРЕМЕННЫЙ СТОЛЯР
В столярном деле можно выделить три основных направления:

белодеревцы – мастера, работающие с недорогими породами древесины и изготавливающие дешевую мебель, окна и двери;

краснодеревцы – мастера, работающие с ценными породами древесины. Конечно, из красного дерева или дуба могут быть изготовлены лестницы, окна и другие изделия, но все же основным продуктом их труда является дорогая мебель;

чернодеревцы – мастера, обрабатывающие наиболее ценные породы древесины, как правило, изготавливающие деревянные мозаики – маркетри и интарсии.

Сегодня к столярам часто относят людей, изготавливающих мебель, хотя при классическом понимании профессии это достаточно спорно, поскольку современная мебель в основном изготавливается из композиционных материалов на современных станках, в том числе с ЧПУ. При всех ее несравненных достоинствах такая мебель имеет мало отношения к классическому столярному искусству.

В промышленных масштабах труд классического столяра сегодня востребован только в литейном деле. Несмотря на высокий уровень удельных затрат на изготовление одного изделия, это все равно дешевле, чем одиночное станочное производство опытных образцов, изготовление которых на станках слишком затрат- но, а порой и невозможно без разработки дополнительных специальных приспособлений. Этот процесс практически невозможно механизировать, поскольку модели всегда разные. Даже в век высоких технологий большинство таких моделей изготавливают вручную.

В наше время искусство ручной обработки древесины следует рассматривать в качестве достаточно дорого, можно даже сказать элитного хобби. В современном мире существует немало других, более дешевых способов самореализации. Столярное искусство для многих является слишком сложным или недоступным по финансовым соображениям. Несмотря на это, в столярные школы поступает достаточно большое количество слушателей, причем все больше девушек хочет учиться этому мастерству. В некоторых группах доля представительниц прекрасного пола достигает трети от общего количества обучающихся.

СТОЛЯРНАЯ МАСТЕРСКАЯ
При организации собственной столярной мастерской необходимо исходить из параметров выпускаемых изделий. Каждое изделие требует использования определенных пород древесины и различных инструментов для ее обработки. Необходимый набор инструментов должен служить не для изготовления абсолютно любых вещей, а подбираться в зависимости от параметров конкретного проекта.

Изготовить небольшой прикроватный столик можно, даже обладая небольшим помещением, площадью от 4–5 м 2 . Здесь необходимо установить верстак, организовать место хранения древесины и поместить шкаф с инструментами. Минимальный набор инструмента для изготовления такого столика следующий:

рубанок для чистового строгания;

обушковая пила для точных работ, позволяющая изготавливать шипы;

двухсторонняя японская пила или две европейские, позволяющие распиливать древесину как вдоль, так и поперек волокон;

минимум 3 стамески, шириной 50, 20 и 6 мм;

разметочный инструмент (угольник, линейка, рулетка, разметочные нож и рейсмус);

Чтобы научиться пользоваться каждым из указанных режущих инструментов, необходимо несколько недель или месяцев. Снизить затраты времени можно, только используя качественные инструменты, не требующие постоянной правки во время работы. Доводка и постоянная заточка некачественного инструмента способна увеличить продолжительность работы в 2–3 раза. Кроме того, обработка древесины несбалансированным и плохо режущим инструментом не позволит ощутить удовольствие от работы с деревом, а также обязательно скажется на качестве работы. Стоимость подобного набора не может быть меньше 30–35 тыс. руб. При этом, большинство мастеров стремится купить еще более дорогой и качественный инструмент, понимая, что это значительно сэкономит силы и время.

Вместе с тем практически невозможно составить рекомендации по точному выбору моделей инструмента, которые удовлетворили бы каждого мастера. Столярное ремесло не относится к точным наукам.

Дереворежущий инструмент всегда подбирается индивидуально. Поскольку его заточка и настройка достаточно длительны и отнимают много сил, он не может быть общественным. По словам А. Ю. Дейкина, «инструмент – это продолжение руки мастера; пользоваться чужим инструментом в столярной среде не принято и считается неприличным».

Выбирая новый ноутбук, телефон или зимнюю резину для автомобиля, любой из нас стремится к приобретению последней модели и не желает покупать эти и многие другие вещи бывшими в употреблении или на блошиных рынках. На инструменте же, от которого в работе столяра зависят скорость и качество работы, а соответственно, и размер дохода для приобретения упомянутых вещей, многие почему-то пытаются экономить.

В последние годы набирает популярность применение японского инструмента. Приемы столярного мастерства в этой стране не изменялись с XV в., только повышалось качество сталей и развивались технологии изготовления режущих материалов. Хотя японский инструмент обладает серьезными отличиями от традиционно используемого в России, во многом он позволяет облегчить труд и повысить качество обработки древесины.

Несмотря на высокое качество современных инструментов, стоимость исходной древесины и высокая длительность выполнения вручную всех операций не позволяет говорить о возможности перевода классического столярного дела из категории хобби в коммерческую плоскость – слишком низкая окупаемость. На изготовление прикроватного столика даже опытному мастеру потребуется не меньше недели времени. При станочном изготовлении в условиях отработанной технологии такой столик может быть изготовлен за два дня. Фабричное изготовление при разделении труда и больших объемах производства позволит сократить это время еще в несколько раз.

Экономически эффективное изготовление столярных элементов сегодня возможно только при использовании современного станочного парка. Такой подход привел к тому, что в массовом понимании под профессией столяра сегодня воспринимается оператор-станочник, продукция которого при всем внешнем сходстве проигрывает столярным изделиям в уникальности, формоустойчивости и долговечности.

Столярное дело

Изложены приемы выполнения различных столярных операций, приведено описание ручного инструмента, его наладки и изготовления, рассказано об устройстве приспособлении для занятий столярным делом. Даются рекомендации по художественной оценке дерева как поделочного материала, по реставрации предметов, выполненных из дерева, их отделке (полирование, лакирование, маркетри, инкрустация). Приведены примеры изготовления некоторых изделий. В книге использован опыт работы старых мастеров художественно-мебельной промышленности.

Для широкого круга читателей.

О чем рассказывает эта книга 1

Столярный материал 2

Обработка древесины инструментом 15

Обмерные работы, составление обмерных чертежей 19

Разметочные работы в натуре 20

Столярные соединения 21

Склеивание и наклеивание 22

Основы художественной облицовки столярных изделий шпоном 25

Отделка столярных изделий 28

Реставрационные работы 30

Изготовление столярных изделий 32

Г. И. Кулебакин
Столярное дело

Печатается по решению секции литературы по технологам строительных работ редакционного совета Стройиздата.

Рецензент — гл. специалист сектора мебели и оборудования ЦНИИЭП зрелищных зданий и спортивных сооружений Е.С. Устинов.

В наш жесткий и стремительный век, век стекла и бетона, металла и полимеров человек особенно остро ощущает тягу к такому, казалось бы, несовременному, теплому и всегда любимому материалу как дерево. От патриархальной старины и рыцарского средневековья дошли до нас приемы его обработки. Сохранить опыт лучших мастеров прошлого, передать молодым профессиональные тонкости ручной работы поможет книга кандидата архитектуры, тонкого ценителя столярного мастерства и замечательного умельца Георгия Ивановича Кулебакина. Она будет интересна и мастерам, занятым столярной отделкой интерьеров общественных зданий, и тем, кто посвящает досуг древнему и юному, кропотливому и прекрасному столярному искусству.

Читать еще:  Как изготовить мебель из дуба ручной работы

О чем рассказывает эта книга

Обработка дерева — одно из первых ремесел, которым овладел человек. Материал этот податлив инструменту, прочен, легок и красив, поэтому изделия из него давно и прочно вошли в быт людей и пользуются их неизменной любовью.

Столярное дело родилось из плотницкого, строительного с появлением инструмента и приемов, дающих возможность получить гладкие поверхности и точные детали. Сущность столярного дела заключается в умении чисто обработать и соединить между собой в изделии куски дерева, полученные из круглого древесного ствола. Отделка появилась значительно позже. Вначале столярные изделия выполнялись в натуральном дереве — массиве.

Сегодня в столярном деле используются толстые бруски и доски, обладающие достаточной прочностью, и очень тонкие дощечки, такие, как фанерный шпон (тонкий срез древесины), требующие несущей деревянной основы. Доски и бруски идут в скрытую конструкцию и для лицевых, открытых взору частей изделия, шпон применяется исключительно для облицовки. Поверхность досок и брусков обрабатывают выстругиванием, порезкой, точением. Так как природная основа столярного материала не изменилась — это все то же дерево, сохранился и принцип его обработки, а значит, и приемы старых мастеров, в совершенстве владевших ручным инструментом, вполне могут служить сегодняшнему мастеру, чей труд лишь облегчается использованием механизмов.

Столярное мастерство наряду с умением выбрать материал придать бруску надлежащую форму требует и учета конструктивной работы этого бруска в изделии, исходя из направления и формы его волокон.

Как известно, существуют разные породы дерева, имеющие разного цвета, строения и прочности древесину. Каждая порода имеет свои особенности в обработке и отделке. Столярное искусство состоит еще и в том, чтобы уметь определить породу, знать ее особенности — достоинства и недостатки, уметь отыскать в куске дерева — заготовке — части, наиболее подходящие для лицевых деталей, уметь соединить между собой разные породы так, чтобы это соединение было гармоничным, красивым и соответствовало бы конструктивной характеристике изделия.

Древесина поддается разного рода отделке — крашению, морению, лакированию, полированию. Однако возможности такой отделки для разных пород различны: есть древесина, легко принимающая протраву (окраску), есть — плохо принимающая; некоторые породы плохо полируются и т. д. Важный раздел столярного искусства — понимание возможностей отделки дерева, ее выбор и умение эту отделку выполнить.

Всякое столярное изделие состоит из отдельных деталей, так или иначе связанных между собой. От прочности соединения этих деталей и зависит прочность всего изделия. Мастеру необходимо уметь выбрать тип связки деталей, форму и характер обработки их в местах соединения, а также скрепляющие материалы.

Сами детали, соединяемые в изделие, могут иметь при одном и том же размере и назначении изделия разную толщину, ширину. Так, рамка двери может быть и широкой, и узкой, ножки табурета — и толстыми, и тонкими. Умение определить необходимое для данного места сечение с учетом не только работы, но и красоты — одно из главных составляющих столярного искусства. Мастер должен обладать чувством пропорций и тем, что называют чувством дерева.

Сущность обработки дерева, как было сказано, сохранилась с древнейших времен практически без изменений: дерево разрезают пилой, поверхность его выглаживают рубанком, отверстия проделывают либо буравом, либо долотом, стамеской. За последнее время появились ручные машины, в которых режущие части приводятся в движение двигателем. Это значительно облегчило работу по заготовке материала и, кроме того, дало возможность повысить точность размеров однотипных деталей и скорость их изготовления. От мастера требуется умение так использовать ручные машины, чтобы по сравнению с ручным производством возможности получения новых форм столярных изделий не ограничивались бы, а наоборот, увеличивались. Короче говоря, ручными машинами мастер должен также виртуозно владеть как стамеской или рубанком. О необходимости владения ручным инструментом распространяться здесь, разумеется, незачем.

Современное столярное производство пополнилось несколькими новыми видами столярных материалов. Во-первых, это отделанный ценной породой дерева плоский щит на основе ДСП (древесностружечной плиты) или столярного щита, собранного из склеенных между собой деревянных реек и облицованного снаружи фанерным шпоном. Во-вторых, это бумажный или пластический пленочный имитационный материал, заменяющий натуральный, и, в-третьих — полиэфирные и нитроцеллюлозные лаки, дающие возможность получить прочный толстый прозрачный слой поверхностной отделки изделий. Умение использовать эти материалы — непременное условие столярного мастерства в наши дни.

Таким образом, столярное искусство включает в себя как чисто ремесленную часть — обработку дерева инструментом и соединение деталей в изделие, так и творческую часть — умение выбирать и сочетать породы, чувствовать гармонию в столярном изделии. Это последнее наиболее трудно, но владение гармонией и составляет главное качество настоящего мастера.

В связи с развитием механизированных способов обработки дерева за последнее время утратилась непосредственная связь между структурой дерева и его формой. Появилось много ложных в художественном и логическом смысле решений, таких, которые вручную сделать было невозможно (например, поперечное оклеивание изогнутых углов и ребер плит, длинных, работающих на изгиб деталей), которые диктуются, в основном, удобствами заводской технологии. Подражать им нельзя. Поэтому понять действительную логику устройства деревянной вещи можно лишь изучив образцы народной мебели, мебельно-столярных изделий прошлых времен. Все детали крестьянской мебели и изделий средневековых мастеров-столяров изготовлены и соединены в соответствии с истинной конструктивной работой деревянного элемента в изделии. Внешне это характеризуется направлением волокон в детали, выполненной, как правило, из массива.

Изучение логики построения старинной или народной мебели вовсе не должно сопровождаться копированием старинных форм. Хотя, с другой стороны, нужно сказать, что изобрести принципиально иной по устройству стол или шкаф едва ли возможно: все-таки формы деревянной мебели вырабатывались в течение многих веков.

Занятия столярным делом интенсивно распространяются в самых разных слоях населения — от мастеров, занятых столярной отделкой помещений в общественных зданиях, до домашних умельцев. При этом требования к качеству столярной работы все возрастают. В то же время профессиональное мастерство рабочих, занятых столярной отделкой интерьеров не всегда соответствует должному уровню. Это происходит потому, что уровень ручного мастерства снизился: умельцы-столяры старшего поколения ушли, не передав секретов своей работы, столяры мебельных предприятий слишком специализированы. Столярами в строительстве сейчас работает много бывших плотников, не прошедших профессиональной подготовки.

Получить исчерпывающие сведения о профессиональных приемах столярного мастерства из учебников столярного дела нельзя, так как изложение ручной работы в них дается весьма сжато.

Столярное дело, обработка древесины

Столярное дело родилось из плотницкого, строительного — с появлением инструмента и приемов, дающих возможность получить гладкие поверхности и чёткие детали. Сущность столярного дела заключается в умении чисто обработать и соединить в изделии кусочки дерева, приобретенные из круглого древесного ствола. Отделка возникла существенно позднее. Сначала столярные изделия выполнялись в натуральной древесине — массиве.

Сейчас в столярном деле употребляются толстые бруски и доски, владеющие достаточной прочностью, и совсем тонкие дощечки, такие как фанерный шпон (узкий срез древесины), требующие несущей древесной базы. Доски и бруски идут в скрытую конструкцию и’ для лицевых, открытых взгляду частей изделия, шпон используют только для облицовки. Поверхность досок и брусков обрабатывают выстрагиванием, порезкой, точением. Потому что природная база столярного материала не поменялась — это все то же дерево, сохранился и принцип его обработки, а означает, и приемы старенькых мастеров, в совершенстве владевших ручным инвентарем, полностью могут служить сегодняшнему мастеру, чей труд только облегчается внедрением устройств.

Столярное мастерство наряду с умением выбрать материал и придать бруску надлежащую форму просит и учета конструктивной работы этого бруска в изделии, исходя из направления и формы его волокон.

Как понятно, есть разные породы дерева, имеющие древесину различного цвета, строения и прочности. Любая порода имеет свои индивидуальности в обработке и отделке. Столярное искусство состоит к тому же в том, чтоб уметь найти породу, знать её индивидуальности — плюсы и недочеты, уметь найти в кусочке дерева — заготовке — части, более подходящие для лицевых деталей, уметь соединить меж собой разные породы так, чтоб это соединение было гармоничным, прекрасным и соответствовало конструктивной характеристике изделия.

Древесина поддается различного рода отделке — крашению, морению, лакированию, полированию. Но способности таковой отделки для различных пород различны: есть древесина, просто принимающая протраву (окраску), есть — плохо принимающая; некие породы плохо полируются и т.д. Принципиальный раздел столярного искусства — понимание способностей отделки древесины, её выбор и умение эту отделку выполнить.

Любое столярное изделие состоит из отдельных деталей, так или по другому связанных меж собой. От прочности соединения этих деталей и зависит крепкость всего изделия. Мастеру нужно уметь выбрать тип связки деталей, форму и характер обработки их в местах соединения, также скрепляющие материалы.

Сами детали, соединяемые в изделие, могут иметь при одном и том же размере и назначении изделия разную толщину, ширину. Так, рамка двери может быть и широкой, и узенькой, ножки табурета — и толстыми, и тонкими. Умение найти нужное для данной детали сечение с учетом не лишь работы, но и красы — одна из основных составляющих столярного искусства. Мастер должен обладать чувством пропорций и тем, что называют «чувством дерева».

Сущность обработки древесины, как было сказано, сохранилась с древнейших времен фактически без конфигураций: дерево разрезают пилой, поверхность его выглаживаю рубанком, отверстия делают буравом, долотом либо стамеской. За крайнее время возникли ручные машинки, в которых режущие части приводятся в движение движком. Это существенно облегчило работу по заготовке материала и, не считая того, отдало возможность повысить точность размеров однотипных деталей и скорость их производства. От профессионалы требуется умение так применять ручные машинки, чтоб по сопоставлению с ручным созданием возможность получения новейших форм столярных изделий не ограничивалась, а напротив, увеличивалась. Короче говоря, ручными машинками мастер должен владеть так же виртуозно, как стамеской либо рубанком.

Читать еще:  Как сделать стол своими руками

Современное столярное создание пополнилось также некими новыми видами столярных материалов. Во-первых, это отделанный древесиной ценной породы тонкий щит на базе ДСП (древесностружечной плиты) либо столярного щита, собранного из склеенных меж собой древесных реек и облицованного снаружи фанерным шпоном. Во-вторых, это картонный либо пластический пленочный имитационный материал, заменяющий натуральный, и в-третьих, полиэфирные и нитроцеллюлозные лаки, дающие возможность получить крепкий толстый прозрачный слой поверхностной отделки изделий. Умение применять эти материалы — непременное условие столярного мастерства в наши дни.

Таким образом, столярное искусство включает в себя как чисто ремесленную часть — обработку древесины инвентарем и соединение деталей в изделие, так и творческую — умение выбирать и соединять породы, ощущать гармонию в столярном изделии. Крайнее более тяжело, но владение гармонией и описывает реального профессионалы.

В связи с развитием механизированных способов обработки древесины за крайнее время утратилась непосредственная связь меж её структурой и формой изделия. Возникло много ложных в художественном и логическом смысле решений, которые вручную выполнить было бы нереально (к примеру, поперечное склеивание изогнутых углов и ребер плит; длинноватых, работающих на изгиб деталей) и которые диктуются, в основном, удобствами заводской технологии. Подражать им нельзя. Потому понять действительную логику устройства древесной вещи можно, только исследовав эталоны народной мебели, мебельно-сто-лярных изделий прошедших времен. Все детали фермерской мебели и изделий старенькых мастеров-столяров сделаны и соединены в согласовании с настоящей конструктивной работой древесного элемента в изделии. Снаружи это характеризуется направлением волокон в детали, выполненной, обычно, из массива. Но исследование логики построения старинной либо народной мебели совсем не обязано ограничиваться копированием старинных форм.

Занятие столярным делом интенсивно распространяется посреди людей самой различной квалификации — от мастеров, занятых столярной отделкой помещений в публичных зданиях, до домашних умельцев. При всем этом требования к качеству столярной работы постоянно растут. В то же время проф мастерство рабочих, занятых столярной отделкой интерьеров, не постоянно соответствует подабающему уровню. Это происходит поэтому, что уровень ручного мастерства снизился: умельцы-столяры старшего поколения ушли, не передав секретов собственной работы, столяры мебельных компаний очень специализированы. Столярами в строительстве сейчас работает много бывших плотников, не прошедших проф подготовки.

10 полезных советов начинающему столяру

Если вы только делаете первые шаги в столярном деле, эти советы помогут вам избежать многих ошибок и ускорить процесс обучения и создания своих изделий из дерева.

В этой статье я дам советы как опираясь на свой скромный опыт, так и на безграничный опыт многих моих опытных коллег. Будем надеяться, что написанное ниже принесет пользу многим начинающим свой путь в интересном, но нелегком деле деревообработки.

Техника Безопасности наше все

Первый и самый главный совет: ни на секунду не забываем про технику безопасности ( почитать про ТБ можно тут ). Неизвестно сколько жизней спасли эти простые правила, но зато любой травматолог и хирург с удовольствием расскажут сотни случаем когда люди становились инвалидами из-за несоблюдения техники безопасности. Кстати у патологоанатомов тоже есть много таких историй.

Спешка до добра не доведет

Конечно же, со временем многие действия и операции автоматизируются и будут происходить намного быстрее, но не нужно стараться приближать такие моменты. Ничего хорошего в спешке не выйдет даже у опытного мастера, тем более у новичка. Самое плохое, можно получить травму. А так же можно испортить заготовку, изделие, инструмент или станок. Старайтесь делать работу не спеша, вдумчиво, планируя каждый последующий шаг.

Линейка, угольник, метр и циркуль наши лучшие друзья

Помните, как гласит народная мудрость: «Семь раз отмерь, один раз отрежь». Да, я согласен это слишком заезженная фраза, но я готов повторить ее еще десятки раз. Измерительного инструмента лишним не бывает, имейте под рукой любой измерительный инструмент и по несколько экземпляров, маленькая рулетка, большая рулетка, средняя рулетка, маленькая линейка. Ну, вы поняли. Меряйте несколько раз и постоянно сверяйтесь с чертежами, ошибка в несколько миллиметров в одной детали может испортить окончательное изделие.

Оставляйте небольшой припуск по ширине

После циркулярной пилы или фуганка поверхность надо обработать, что бы убрать следы станка. И не лишним будет иметь запас около миллиметра, что бы потом выйти в ноль. Да и вообще, дерево не железо, здесь во время шлифовки может уйти и миллиметр и даже два, так, что имейте это ввиду.

Не брезгайте сухой сборкой

Если в проект закралась ошибка, лучше заметить ее во время сухой сборки и исправить, чем после того, как вы склеили изделие. Да и нередко бывает, что детали нужно немного подогнать, что бы аккуратно склеить. Кстати бывают случаи, когда во время сухой сборки в голову приходят интересные идеи и проект немного дорабатывается.

Хороший чертеж уже половина дела

Импровизация конечно хорошо, но на бумаге лучше. Даже небольшие проекты сначала лучше начертить на бумаге, исправить все недочеты, а только затем переходить к созданию. Бывает, что в голове кружится просто прекрасная идея, но переносишь ее на бумагу, и она уже не выглядит так интересно как в воображении. Что говорить про сложные проекты, когда в воображении просто невозможно учесть все мелочи и детали.

Появились лишние средства? Покупайте струбцины!

Нет лишних денег? Все равно покупайте струбцины! Струбцины это дополнительные руки столяра, и их никогда много не бывает. Даже если увешать всю мастерскую струбцинами, на сложных проектах их не будет хватать. А каждый раз ждать, когда высохнет очередная деталь, что бы освободились струбцины для новой, это просто трата времени. Тем более струбцины бывают разного размера, и для разных целей.

Порядок в мастерской

Отсутствие мусора и расположение инструментов каждого на своем месте, очень ускоряют работу. Возьмите за правило относить инструмент туда, откуда вы его принесли, а не бросать на верстаке, а так же периодически убирать стружку во время работы. По окончанию всего лишь придется быстренько убрать мелочи и немного мусора, а не зависнуть усталым еще на пару часов в мастерской.

Работайте ручным инструментом

Если позволяет время, старайтесь производить часть работы обычным ручным инструментом, не брезгайте рубанком, обычной ручной пилой, стамеской. Работа простым инструментом позволит постепенно набить руку, а так же вы будете лучше чувствовать материал, и следовательно лучше узнаете свойства каждой породы дерева.

Не посещайте мастерскую пьяным

После употребления горячительных напитков, или в слишком депрессивном состоянии в мастерскую лучше не заходить. Это ни приведет, ни к чему хорошему, ни с вами, ни с изделием. Да и вообще, если столярное дело это хобби, оно должно приносить удовольствие!

История столярного дела

Можно с уверенностью утверждать, что приобретение навыков столярного мастерства началось с момента появления Homo sapiens. Если с обработкой камней все было изначально сложно, то дерево как более податливый материал сразу стало адаптироваться под потребности владельцев всевозможных приспособлений. Так начиналась история деревообработки — от обжига и обтесывания камнями до центров с ЧПУ и лазерной гравировки. Шаг за шагом — от палки-копалки до совершенной современной мебели и других сложных столярных конструкций.

Региональные особенности столярного ремесла

Россия имеет собственные богатые традиции в деле обработки древесины. Некоторые методики были изобретены нами, другие технологии позаимствованы у соседей и дальних народов. Однако в любом случае родоначальниками столярного мастерства по праву считаются другие страны, в которых значительно раньше стали обрабатывать дерево и достигли в этом деле огромных успехов.

Древний Египет

В 15 веке до нашей эры был изобретен первый токарный станок. Это произошло в Египте, и именно эта нация считается родоначальником современного столярного мастерства. Египтянами были разработаны первые технологии обработки и декорирования дерева. Недостаток собственного леса фараоны компенсировали завозов материалов из соседних стран — Ливана, Нубии и Финикии.

В Египте делали не только прекрасную по тем временам мебель и предметы интерьера. Еще в 4 тысячелетии до нашей эры там уже были большие парусные лодки. Об этом свидетельствуют изображения грузовых судов, найденные в гробницах третьей династии. С 15 века до нашей эры египтяне начали строить морские суда с водоизмещением 60-80 т. Эти корабли тогда объединили все лучшие наработки и технологии деревообработки. С 12 века до нашей эры Египет уже строил мощные для того времени военные суда.

Древний Рим

Истоки производства великолепной итальянской мебели, которая сегодня пользуется спросом во всем мире, находятся в Древнем Риме. Предки современных итальянцев научились делать роскошную мебель, которая украшалась элементами из слоновой кости, бронзы и камней. Кресла, столы и кровати той эпохи — настоящее произведение искусства. При этом римляне использовали свое столярное мастерство не только для бытовых нужд, но и военных. Хорошо известны орудия и корабли той эпохи, которые помогли этому народу покорить половину мира — в военных успехах Древнего Рима была немалая заслуга мастеров столярного дела.

Древняя Греция

Рисунки первых токарных станков в Древней Греции можно увидеть на изображениях, датированных 6 веком до нашей эры. Эллины в совершенстве овладели не только резьбой по дереву, но и научились при помощи пара придавать заготовкам выпуклые и вогнутые формы. В первом столетии нашей эры у греков уже был прототип современного токарного станка. Как и египтяне с римлянами, жители Древней Греции овладели искусством кораблестроения. Этому способствовала географическая близость к морю.

Читать еще:  Мебель из поддонов паллет своими руками

Большой интерес представляет греческая мебель той эпохи. Она была утонченной, имела оригинальные формы и украшалась резьбой. В тоже время почти во всех изделиях из дерева просматривались простота и гармония. В домашнем обиходе использовались сундуки, лари, два вида столов и стулья. Благодаря тому, что греки научились гнуть паром древесину, вся мебель была комфортной и элегантно выглядела.

Северная Европа

Найденное в Норвегии в начале 20 века погребение наглядно продемонстрировало, что скандинавы в совершенстве овладели художественной резьбой. Возраст находок – более 1000 лет. В погребении также был обнаружен корабль крупных размеров, на котором помимо деревянной утвари находились резные телега и сани. Также там находились фигуры животных из дерева. Эта датированная 9 веком находка доказывает, что европейцы с севера нашего континента к концу первого тысячелетия успешно освоили азы деревообработки.

Отечественная деревообработка

Нашу историю уместно разделить на деревообработку в Киевской Руси (современная Украина) и на территории современной России. В силу исторических и географических особенностей эти направления имеют существенные отличия. Однако есть и общее — огромное количество деревянных православных храмов.

Деревообработка в России

Наши земли богаты лесами, поэтому с первого тысячелетия нашей эры древние славяне, расселившиеся в долинах Волги, Ильменя и Дона возводили добротные постройки из дерева. Домашняя утварь и инструмент для земледелия также изготавливали из этого материала. Многие изделия украшались резьбой по дереву, причем несложно заметить региональные особенности этого искусства.

Зодчество Руси — отдельная история. До 17 века абсолютное большинство построек было еще из дерева. В этом имелись свои плюсы и минусы. Из достоинств стоит отметить неповторимую резьбу по дереву. Сегодня памятники деревянного зодчества можно увидеть в Кижах и малых Корелах, где открыты музеи под открытым небом. Особый интерес представляют образцы стиля «русского барокко», который получил свое развитие в 17-18 веках.

Благодаря недавним раскопкам в Новгороде, во время которых было найдено больше 1000 уникальных образцов, удалось многое узнать об истоках этого ремесла. Нашими предками в столярном и плотницком деле использовалось 27 пород древесины. Причем материал был как местного происхождения, так и привозной. Доставлялись в регион грецкий орех, кедр, пихта, тисс, самшит и др. Из местных пород использовались ель, дуб, ясень, береза, можжевельник, сосна, ива, липа, ольха, груша, яблоня, вяз, рябина, клен и осина.

Ель и сосну новгородцы использовали чаще всего. Из них возводились укрепления, мостовые, дома, станки, корабли и водопроводы, а также изготавливались инструменты и орудия труда. Дуб использовали для производства полозьев саней и бочек. Резная мебель делалась в основном из липы, а на посуду шли ясень и клен. Однако ложки с ковшиками делались в основном из клена. Для изготовления всех этих изделий требовался разнообразный и качественный режущий инструмент, который также был обнаружен во время археологических раскопок.

Русские мастера применяли множество технологических операций. Это подтвердил анализ находок. Соединение отдельных элементов конструкций из дерева выполнялось разными способами — механическими или деревянными связями и замками. Для приданию заготовкам из древесины нужной формы применялись процедуры рубки, пиления, долбления, тески, раскалывания, точения, сверления, строгания и художественной резки. Также существовало несколько технологий по наращиванию и сплачиванию деталей из дерева.

Деревообработка на Украине

Влияние на архитектурный стиль в Киевской Руси оказала Византия. Это касалось как каменного, так и деревянного зодчества. На территории современной Украины сохранилось приблизительно 3000 культовых объектов, возведенных с применением дерева. Одной из наиболее интересных культовых построек является Свято-Троицкий собор, который был построен в Новомосковске в 1778 году. При этом в степных регионах Украины сказывался дефицит древесины, поэтому предметов быта встречается меньше, чем в Полесье и на Западной Украине.

Столярное дело обработка древесины

Одна из немногих толковых отечественных книг по изготовлению мебели. Тираж уже неоднократно допечатывался, так что найти книгу вполне реально.

Все, что должен знать и уметь домашний мастер для обустройства дома и дачи практичной и современной мебелью, изготовленной своими руками по индивидуальному проекту.

В данной книге автором приведены конструктивные решения и технология изготовления мебели в условиях домашней мастерской с использованием традиционных и современных материалов, типовой мебельной фурнитуры, а также нетиповых изделий фурнитуры. Учитывая, что древесина хвойных пород является наиболее доступным материалом, вопросам конструирования и изготовления мебели из массива хвойной древесины уделено дополнительное внимание. Настоящее издание дополнено рекомендациями по обработке древесины ручным электрофицированным инструментом, отделке и разделом «Обустроим дом мебелью», с целью облегчить выбор моделей при разработке проекта.

Фундаментальное руководство по столярному делу. В книге описана только ручная обработка древесины, без применения электроинструмента, но по глубине и охвату материала равных ей нет. Огромное количество иллюстраций. Как обычно, отечественные издатели приложили свою черную лапу — книга издана на газетной бумаге, верстка явно оставляет желать лучшего — что, тем не менее, не умаляет ее достоинств.

Данное руководство по искусству деревообработки выдержало испытание временем и до сих пор остается авторитетным и излюбленным справочником, как для любителей, так и для профессионалов. Этот справочник по инструментам, материалам и методам работы с ними был в свое время самым капитальным трудом по деревообработке. Сегодня эта солидная по объему книга является не только экскурсом в историю столярно-плотничного искусства, но и замечательным практическим руководством по изготовлению всевозможных изделий из дерева. Она содержит свыше тысячи раритетных проектов для дома, рабочего кабинета, мастерской и сада, а также подробные инструкции по их планированию и изготовлению, сопровождаемые наглядными иллюстрациями, которых более 2500.

В книге хорошо описан современный инструмент, приспособления к нему, советы по его выбору и правилам работы. Всего понемногу. Разделы: инструменты и материалы, ремонтные работы, работы по дереву, отделка помещений, вокруг дома, отделочные работы, приёмы работы. Более 2000 цветных фотографий и рисунков. Книга неоднократно переиздавалась, с разными обложками и в разных форматах. Также выпущена серия брошюр, содержащих отдельные главы книги (по темам).

Справочник по домашним работам будет прекрасным советчиком для всех, кому приходится сталкиваться с мелким ремонтом, реставрацией мебели, кто хочет изменить интерьер в жилых комнатах, спальне, туалете, подвале или на мансарде. Вы узнаете, как правильно покрасить стены или оклеить их обоями, как работать с деревом или металлом, как перестроить квартиру, какие инструменты нужно купить и как с ними обращаться. В этой книге вы найдете ответ на любой вопрос.

Иллюстрированный справочник. Его англоязычный оригинал популярен на западе.

Справочник поможет вам профессионально выполнять различные работы по дереву. Вы узнаете о видах древесины, ручных и электрических инструментах и машинах, а также сможете изготовить несложные предметы мебели.

В книге приведены конструктивные решения и технология изготовления изделий из древесины (мебели, панелей, лестниц, дверных и оконных блоков) в домашних условиях с использованием традиционных и современных материалов, которые можно найти в розничной торговле: лесные материалы хвойных и лиственных пород, древесно-стружечные и твердые древесно-волокнистые плиты, отделочные (лаки, эмали) и облицовочные (шпон, пластики, кожзаменители и др.) материалы, зеркала и стекла, мебельная фурнитура. Учитывая, что древесина хвойных пород является наиболее доступным материалом, вопросам конструирования и изготовления изделий из массива хвойной древесины уделено особенное внимание. В настоящее время проводятся большие работы по восстановлению храмов и строятся новые. Поэтому в книге приведены примеры конструкций изделий из древесины для их внутреннего оборудования.

Книга построена по принципу конспекта и богато, красочно иллюстрирована. Вначале идут два небольших раздела. Первый — по инструменту, технике безопасности и средствах защиты. Инструмент рассматривается как ручной, так и электро, а также станки. Все в виде фотографиях с краткими аннотациями.
Второй раздел посвящен основным породам дерева. На каждую породу приведены по две фотографии (продольный и поперечный спил) и описание преимущественного применения, а также, вкратце, свойства.
Следующий раздел самый большой. Там приведены виды работ, по пунктам: пиление, строгание, отделка, разметка, фиксация, придание формы, соединение на шип-паз и т.д. На каждый пункт отводится несколько страниц. Даны фото приемов работы разным инструментом (от ручного до станков) для выполнения тех или иных видов работ.
И в конце книги есть некоторое количество фотографий разных изделий (мебели) с кратким описанием, какие основные операции применялись для изготовления. Но это никак не пособие по изготовлению, а нечто очень похожее на раздел «Работы наших читателей» из журналов типа Fine Woodworking, в наличии даже фамилии изготовителей. Очень может быть, что оттуда оно и взято.

Современная книга по деревообработке, охватывающая все этапы изготовления. Начиная с сырья, в ней раскрываются свойства основных пород хвойных и широколиственных деревьев, приводятся основы проектирования мебели. Профессиональные эскизы иллюстрируют базовые принципы конструкций стульев, столов, шкафов и позволяют выбрать оптимальные соединения для данного изделия и наиболее эффективный порядок сборки. Предлагается также иллюстрированный обзор всех видов инструментов — от ручного рубанка до электрической фрезеровальной машины и от японской пилы до универсального деревообрабатывающего станка. Здесь также можно найти рекомендации по применению таких материалов как металл, стекло, мрамор и кожа в сочетании с деревом. К этому можно добавить обширный перечень различных способов крепления и приспособлений — от самых современных клеев до замков и ручек.

Полное практическое руководство по работе с деревом, включающее примеры изготовления простых и сложных изделий. В книге описаны с исчерпывающей полнотой виды древесины, используемые для столярных и плотницких работ, инструменты и приспособления, технологии изготовления изделий различной сложности, реставрации мебели и исправления допущенных ошибок.

В настоящий момент эта самая полная книга по современным методам работы с деревом на русском языке.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector