19 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Архитектура православных храмов руси в историческом развитии

АРХИТЕКТУРА ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ РУСИ В ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

История культовой архитектуры России и Украины хорошо известна и изучена. В трудах И. Э. Грабаря, Н. И. Воронина, П. А. Раппопорта, Ю. С. Ушакова и многих других детально рассмотрен и систематизирован процесс храмостроения Руси X–XVII веков.

Обобщенная схема развития архитектуры русских храмов X–XVII веков представлена на рис. 13.

Рис. 13. Схема развития архитектуры русских храмов X–XVII вв.

Первые церкви Руси (Десятинная церковь, Софийские соборы в Киеве, Полоцке и Новгороде) имели сложную многонефную композицию крестово-купольного храма. В дальнейшем на Руси эта композиция постепенно видоизменялась в сторону упрощения. Уменьшилось количество глав, размеры огибающих галерей, число апсид ограничилось тремя, лестница на хоры разместилась в толще стены, а не в отдельной башне и т. п. Изменились и общие пропорции: распластанный храм собирается в компактный объем, церковь как бы растет вверх.

Образцом для многих церквей стал Успенский собор Киево-Печерской лавры (1073–1078 гг.) – религиозного и культурного центра Древней Руси. Одноглавый трехнефный храм, он имел шесть внутренних столбов. Хоры располагались только над натексом, благодаря чему основная часть собора воспринималась более целостно. По плановой и объемной структуре Успенский собор почти полностью повторился в нескольких больших соборных шестистолпных храмах XII века: собор Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве, Борисоглебский собор в Чернигове, Успенский собор во Владимире-Волынском, собор в Старой Рязани и т. д.

Основу интерьера храмов XII века меньших размеров и значения образовывало четырехстолпное крестово-купольное пространство. Иногда встречались несколько более сложные решения, когда церковь снаружи имела притвор перед входом или огибающую с трех сторон галерею Классическими примерами четырехстолпного храма XII века являются церковь Петра и Павла в Смоленске и церковь Спаса на Нередице в Новгороде. Зодчие Владимиро-Суздальского княжества довели сложившийся ранее тип храма до утонченного совершенства, создав такой храм, как Покрова на Нерли.

Византийские, древнерусские храмы X–XV веков несколько отличались от современных церквей по своему устройству. Так, жертвенник находился не в алтаре, как сейчас, а слева от алтаря в особом помещении. Иконостас сложился лишь к XVI веку. Храм отделялся от алтаря низкой мраморной преградой, которая не закрывала алтарную апсиду.

К концу XII века появилась новая тенденция переосмысления крестово-купольной системы. Возник новый тип храма с башеннообразно поднятой центральной частью. Высокая глава и вытянутые пропорции создавали впечатление динамичного устремления храма вверх. Устремление вверх достигалось:

• путем вариации на сложившуюся конструктивную систему (ц. Михаила Архангела в Смоленске);

• путем изменения конструктивной системы перекрытия (ц. Пятницы в Чернигове).

Арки церкви Пятницы в Чернигове, соединяющие подкупольные столбы и поддерживающие кольцо барабана, не ниже соседних цилиндрических сводов (как это всегда делалось в XI–XII веках), а выше. Ступенчато-повышенная система арок позволяла высоко поднять барабан и создать постепенный переход к нему.

Развитие новгородских храмов, продолжавшихся строиться во время татаро-монгольского нашествия, привело к утверждению там небольшого четырехстолпного одноапсидного храма с упрощенным покрытием – плоским восьмискатным (церковь Спаса Преображения на Ильине улице).

Церкви Пскова XIV–XVI веков – маленькие четырехстолпные храмы с одной главой и тремя апсидами. Барабан опирается на ступенчато-повышенные арки. Характерной особенностью псковских храмов являются звонницы, размещенные на стене церкви, над крыльцом или отдельно стоящие.

Московское зодчество продолжило прерванную традицию устремленных храмов вверх. Был разработан новый тип храма: барабан стоял на ступенчато-повышенных арках, снаружи переход к главе оформлялся тремя ярусами закомар, церковь располагалась на подклете, кроме того, храм огибала с трех сторон открытая галерея – гульбище. Рождественский собор Ферапонтова монастыря – характерный пример такой пирамидальной композиции.

В этот же период шестистолпный пятикупольный храм утвердился как основная схема для соборных храмов Руси (Успенский и Архангельский соборы Московского Кремля, Успенский собор в Ростове, Софийский собор в Вологде).

Шатровая церковь Вознесения в Коломенском как бы воплотила в себя многовековое стремление русского зодчества собрать храм в единый устремленный ввысь объем. Шестнадцатый век создал неповторимые, исключительные даже для Руси, композиции – церковь Иоанна Предтечи в Дьякове и храм Василия Блаженного. Шатровое зодчество получило широкое распространение, но такие сложные и впечатляющие композиции уже не повторялись.

В конце XVI века появился новый тип храма – бесстолпная церковь, перекрытая сомкнутым сводом. Храм имел одну световую главу или не имел вообще. Снаружи церковь получала декоративное завершение, состоящее из кокошников, ложных глав и шатров. Многопрестольные храмы XVII века имели сложную композицию: на обширном подклете возводилась церковь с многочисленными приделами, трапезной и колокольней. Все постройки связывались галереями, вход оформлялся большим крыльцом.

Однопрестольные храмы, стоявшие также на подклете, имели четко выраженную в объеме трехчастную структуру – алтарь, среднюю часть и притвор, который мог венчаться колокольней. Высокие ярусные постройки «Нарышкинского барокко» (храм под звоны Покрова в Филях), огромные бесстолпные соборы «Строгановского барокко» (Введенский собор в Сольвычегодске) завершают развитие русской замкнутой национальной архитектуры.

Перечисленные здесь основные формы лишь представляют целые эпохи храмовой архитектуры. Многообразие форм основного пути русского зодчества дополняется местными школами и традициями.

1. Настольная книга священнослужителей: в 6 т. – Московская Патриархия, 1977–1988. – Т. 4.

2. Ушаков, Ю. С. История русской архитектуры / Ю. С. Ушаков, Т. А. Славина. – СПб.: Стройиздат, 1994.

3. Антонов, В. В. Святыни Санкт-Петербурга / В. В. Антонов, А. В. Кобак. – СПб.: Издательство Чернышова, 1994. – Т. 1–3.

4. Крюковских, А. П. Петербургские храмы / А. П. Крюковских. – СПб.: Паритет, 2008.

5. Султанов, Н. Описание новой придворной церкви св. Апостолов Петра и Павла, что в Ново-Петергофе / Н. Султанов. – СПб., 1905.

Из учебного пособия Е. Р. Возняк, В. С. Горюнов, С. В. Семенцов «Архитектура православных храмов на примере храмов Санкт-Петербурга» Санкт-Петербург, 2010

Дизайн интерьера и архитектура

Дизайн интерьера, ремонт и отделка своими руками.

Храмы Древней Руси

В основе архитектуры православных храмов в эпоху Древней Руси лежала крестово — купольная система. История постройки прочных монументальных крестово — купольных храмов из камня берет свое начало с возведения Десятинной церкви в Киеве, строительство которой длилось семь лет ( с 989 по 996 годы).

Десятинная церковь в Киеве

Изначально технология постройки каменных храмов и типология их архитектуры заимствовалась древнерусскими зодчими из византийских традиционных канонов. К тому же, после важного исторического события — Крещения Руси, первые храмы были построены приглашенными из Византии мастерами.

Такие постройки можно смело называть выдающимися образцами византийской стилистики архитектуры , однако с самого начала в этих христианских культовых сооружениях стали проявляться собственные оригинальные черты. Их появление было обусловлено особенностями местных условий и пожеланий заказчиков.

Спустя год после крещения Руси в 988 году было начато строительство Десятинной церкви, которая сначала была построена из древесины . Впоследствии эта жемчужина древнерусской архитектуры была разрушена во времена нашествия хана Батыя.

Во времена правления великого киевского князя Ярослава Мудрого развернулось масштабное строительство христианских храмов . Именно в эту эпоху был построен Софийский собор, размеры которого не имели себе равных не только на Руси, но и в самой Византии.

С древнейших времен Киев называют матерью городов русских. Официальной датой рождения города считается 1037 год, хотя первые поселения появились на берегу Днепра на пять столетий раньше.

После победы русичей над печенегами во времена правления Ярослава Мудрого, Киев приобретает значение главного города Древнерусского государства. И это главенство закрепляется возведением Софийского собора , который был построен в 1037 — 1044 годы.

София Киевская выполняла роль главного храма всей Древней Руси, население которой только что приняло крещение. Поэтому грандиозные габариты и красота сооружения должны были потрясать воображение и восхищать каждого, кто видел Софийский собор.

Софийский собор в Киеве

Тринадцатиглавый, пятинефный крестовокупольный храм отличался массивностью и тяжеловесностью форм, придававших ему торжественность и значительность. Экстерьер собора уникален — простая кирпичная кладка без штукатурки подчеркивает строгость и величие сооружения.

Внутреннее оформление интерьера было богатым и искусно выполненным лучшими мастерами своего времени. Изнутри все стены и своды храма были покрыты красочными фресками и мозаиками на христианскую тематику.

Мария Оранта — мозаика Софийского собора.

Собор выполнял роль не только культового, но и главного общественного здания Древней Руси. Здесь принимали иноземных послов и давали право на княжение новгородским, суздальским и ростовским князьям.

По образцу и подобию Софии Киевской строился и второй образец древнерусской крестово — купольной архитектуры — Софийский собор в Новгороде ( 1045 — 1050 годы). Однако храм имел значительные отличия. Он был сложен из необработанных камней, сохранявших свою природную форму. Между собой камни были скреплены известковым раствором.

Впоследствии стены были побелены штукатуркой, что в сочетании с золотыми куполами придавало постройке еще большую живописность.

Софийский собор в Великом Новгороде

Новгородский Софийский собор дышит богатырской силой. Этот храм выполнял роль главной святыни Новгородской республики. Новгородцы очень гордились своей Софией, почитали собор и говорили: » Где София, там и Новгород».

В XII столетии Софийский собор стал символом независимого от Киева и остальных городов Новгородского княжества. В Новгороде было свое выборное правление — вече. На собрания вече людей созывал вечевой колокол Софийского собора. Впоследствии Новгород покорился московскому князю Ивану III, и вечевой колокол был снят и увезен в Москву.

В 1066 году была построена третий храм — семикупольный пятинефный Софийский собор в Полоцке. Строительство трех однотипных храмов на территории нынешней России, Украины и Беларуси являлось показателем политического и культурного единства трех главных частей древнерусского государства.

Полоцкая София

В XII столетии на Руси самым сильным было Владимиро — Суздальское княжество. Его правители — князья, стремясь закрепить свое могущество, строили величественные дворцы и храмы, которые должны были сохранить славу о них на века.

Богородице — Рождественский собор, построенный в XI веке ( Суздаль).

Основателем города Владимира в 1108 году был внук киевского князя Ярослава Мудрого Владимир Мономах. Дела отца продолжил его сын и преемник Юрий Долгорукий, которого прозвали так за стремление расширить территорию своего княжества и подчинить себе Киев.

Во времена княжения Юрия были заложены наиболее значительные города Владимиро — Суздальской земли: Юрьев — Польский, Звенигород, Москва, Дмитров, Переяславль — Залесский. На сегодняшний день все они являются городами — памятниками, составляющими славу и гордость мастеров древнерусского зодчества.

Наибольшего расцвета Владимиро — Суздальское княжество достигло в эпоху правления Андрея Боголюбского — сына Юрия Долгорукого. За неполные 20 лет своего княжения Андрей стал инициатором постройки множества прекрасных архитектурных сооружений, которыми мы продолжаем восхищаться и в наши дни.

Читать еще:  Серебристая чайка описание размножение и интересные факты

Согласно данным из летописных источников, в период с 1158 по 1164 годы были построены Золотые ворота во Владимире, а также златоглавый Успенский собор, который стал символом богатства и силы могущественного князя Андрея.

Успенский собор во Владимире

Настоящим шедевром стала маленькая и изящная церковь Покрова на Нерли . Она была построена князем Боголюбским в честь погибшего сына. Утонченные формы храма вызывают восхищение искусством зодчих Древней Руси.

Церковь Покрова на Нерли

Технология строительства

Главным строительным материалом Владимиро — Суздальской земли был белый камень. Из него вырубали блоки размером 50 на 50 см. Стены храмов выкладывались из двух рядов таких блоков, а пространство между ними заполнялось щебнем и заливалось связующим раствором.

Подобный способ возведения стен позволял сделать не только придать кладке дополнительную прочность, но и использовать меньшее количество белого камня, который считался дефицитным материалом из — за сложности добычи. На сегодняшний день белого камня осталось совсем мало.

Резьба по камню

Белый камень хорошо поддается обработке. Зодчие Древней Руси использовали это качество материала для украшения фасадов своих построек. Резьба по камню в XII — XIII столетиях была очень популярным приемом декорирования стен храмов.

В качестве яркого образца резного каменного декора выступает Дмитриевский собор во Владимире, построенный в 1194 — 1197 годы. Его стены покрыты сплошным резным каменным рельефом. Сложнейшие узоры являются символом богатства и разнообразия мира, населенного диковинными зверями и сказочными птицами, сидящими на ветвях невиданных растений.

Дмитриевский собор во Владимире

Декор храмов

Неотъемлемой частью украшения русских храмов являлись иконы — живописные изображения святых. Самой почитаемой была икона Богоматери с младенцем на руках. Одним из совершеннейших произведений мирового искусства по праву считается икона Владимирской Богоматери, написанная в XI — XII веках.

Икона Владимирской Божьей Матери

Огромную художественную ценность представляют также иконы, фрески и мозаики, выполненные известными мастерами во многих других церквях. Среди них фрески Дионисия, иконы Андрея Рублева, керамические изразцы Степана Полубеса. Наиболее значительные произведения этих великих мастеров на сегодняшний день хранятся в Третьяковской галерее и других музеях.

Фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре

Изразцы на стенах храма — творение Степана Полубеса.

Необычная история

Популярные публикации

Последние комментарии

Архитектура православных русских церквей.

ЗАГАДКИ ДРЕВНЕЙ РУСИ

А. Романченко

по научно популярной книге авторов: А.А.Бычков, А.Ю.Низовский,

П.Ю. Черносвитов

РЕЛИГИЯ НА РУСИ — ВЗГЛЯД «ИЗНУТРИ»

Архитектура православных русских церквей.

На определенные размышления наводит и архитектура православных русских церквей, особенно ранних, созданных до XVI века, со шлемовидными и луковичными куполами.

Рис. 4.7. Исламская и православная храмовая архитектура:

1 — мечеть Айя София, Стамбул (бывшая православная Святая София конста1ггинопольская)

2 — храм Св. Софии в Киеве (реконструкция вида здания в XII в)

3 — Голубая мечеть в Стамбуле

4 — мавзолей Тадж Махал, Агра, Индия
Рис. 4.8. Русская православная храмовая архитектура:

2 — церковь Пятницы, Чернигов, рубеж XII–XIII веков

3 — Успенский собор, Московский Кремль, сер. XV века

4 — Архангельский собор, Московский Кремль, начало XVI века

Для историков религии в этом нет загадки. История сложения ислама прекрасно известна и описана в огромном количестве трудов [Иллюстрированная история религий, т. 1, с. 348–408. Максуд Р., 1998]. Предельно коротко можно сказать, что проповедь Мухаммада родилась из осмысления известных ему учений иудаизма и христианства, поскольку сам проповедник и пророк новой религии вырос в той части арабской среды, которая уже перешла к монотеизму. Эта часть арабского общества была еще очень немногочисленна, основная масса арабов была языческой, но сам Мухаммад имел монотеистов среди своих ближайших родственников. Не будем здесь рассказывать историю жизни Мухаммада, в том числе историю его становления как пророка, а затем и политического деятеля. Все это также детально исследовано и многократно описано. Мы же просто хотим отметить следующее.

Проповедь Мухаммада родилась не в результате «чистого» откровения (озарения) пророка, которое дало бы ему абсолютно новую религиозную идею. Посещавшие его откровения — а их было много на протяжении последних двадцати трех лет его жизни — по своему содержанию были новыми интерпретациями издревле сложившейся в этом регионе монотеистической идеи, которая много веков развивалась сначала в русле иудаизма, а затем еще и в русле христианства. Сам Мухаммад это прекрасно понимал и своих предшественников глубоко чтил. Для него Нух (Ной), Ибрахим (Авраам), Муса (Моисей), Иоанн Креститель (Юнус ибн Закрийа), Иса (Иисус) — святые пророки, и из них Иса — последний по времени до самого Мухаммада и величайший.

Главное, в чем Мухаммад не согласен с христианством — это в догмате, утверждающем, что Иисус — Сын Божий. Да, Иисус — величайший пророк, наделенный свыше даром чудодеяния, да, он родился в результате непорочного зачатия, и это — чудо, сотворенное Богом, да, он носитель Духа Божия и является воплощением его Слова, но все равно он — человек, и в принципе не может быть единосущным с Богом, потому что последний един и не представим в качестве Отца. Мир им сотворен, и в этом тварном Мире все, кто ни есть — сотворены, а не рождены от Бога.

И еще одно положение ислама отделяет его от ортодоксального христианства. Согласно Корану, Иисус не умирал на кресте: Бог спас его от смерти, взяв живым на небо. Миссия Его не в принятии на себя грехов людей — что бессмысленно, поскольку каждый будет перед Богом отвечать за себя сам — а в несении людям божественного послания, помогающего им найти путь к нему. Это утверждение в учении Мухаммада перекликается с докетизмом — сирийским вариантом христианства, утверждавшим, что крестная смерть Иисуса — видение, данное людям Богом в назидание. Но у докетов истинный Иисус — Бог, и его человеческая оболочка — лишь «маска», видимая людям. И в этом коренное расхождение докетизма с исламом. Православная церковь признала докетизм ересью.

А говорим мы здесь обо всем этом, чтобы напомнить читателю: Восточное Средиземноморье, или даже шире — Ближний Восток (включая Аравию), это «вечнокипящий цивилизационный котел». Здесь рождались древнейшие цивилизации планеты, и здесь возникали и яростно боролись между собой религиозные идеи. Это, безусловно, свидетельство вечных поисков решения благороднейшей задачи, стоящей перед человеком — осознания истины о мире и о себе. Поэтому ни одно из принесенных в мир новых учений Великих Пророков не оставалось неизменным и «абсолютным» хоть сколько-нибудь длительное время.

Даже иудаизм — древнейшее из письменно зафиксированных монотеистических учений — и то страдал (судя по тексту Ветхого завета) время от времени от ересей и «отпадений от истины» некоторых его носителей. Хотя и было их, по большому-то счету, всего ничего! А что говорить о христианстве? Например, с точки зрения ортодоксальных иудеев, оно изначально — иудейская ересь, за что его Первоучителя и отправили на крест. Но ситуация была уже не та, что во времена Отца Авраама или даже Моисея. Народу стало во много раз больше, ближневосточный «котел», в том числе и идейный, кипел все яростнее. И не прошло и пары сотен лет, как изначальное христианство раскололось на массу ветвей, каждая из которых считала ересью все остальные.

Два-три столетия спустя ситуация обострилась в еще большей степени. За идейную гегемонию начали бороться не какие-то малые общины единомышленников, а церкви— достаточно мощные социальные организации, обладавшие вполне реальной властью в обществе. Это не значит, что разветвление изначального учения прекратилось. Но еретиков можно было уже не просто ругать и проклинать во всеуслышание, а отправлять на костер — что время от времени и делалось. К тому же все это происходило на фоне бурной экспансии христианства на новые территории и новые народы, причем разных ветвей христианства, в том числе и тех, которые единой государственной церковью Римской империи были признаны еретическими. Так, готы и некоторые другие германцы стали арианами, а многие тюрко-монгольские племена — несторианами, в Персии укоренилось манихейство, в Армении — монофизитство, и т. д. — всего не перечислишь. И напоминаем мы обо всем этом вот для чего. Мы хотим показать читателю, что появление в начале VII века ислама, еще одного нового вероучения на той же ближневосточной территории — то есть в том же идейном «котле» — и на той же монотеистической основе — нормальное,естественное явление, лежащее все в том же русле.

Более того, ислам и вел себя так же, как и раннее христианство, только еще агрессивнее: он уже в первом же столетии от момента рождения разделился на две ветви — суннитов и шиитов, яростно враждовавших между собой. Но и на этом дело не кончается. Появилась масса новых ответвлений от первичной основы, и все это — также на фоне широчайшей экспансии на новые территории и народы.

Разумеется, задачу отыскания какой-то главной, основной истины о мире и о себе решали люди на всей Земле и во все времена. Этот поиск приводил к появлению новых религий, в том числе и мировых. Так родился зороастризм в иранской и буддизм в индийской среде. И Ближний Восток интереснее для нас в данном случае лишь в том отношении, в котором это касается становления определенной религии на Руси, превратившейся со временем в доминирующую. Так стоит ли удивляться тому, что на каких-то территориях ислам и христианство сталкивались и как-то влияли друг на друга, а точнее, на тех людей, которые слушали проповедников обеих религий?

Заметим попутно, что на самом деле столкновение византийского христианства и мусульманства в Восточном Средиземноморье было на первых порах не всегда враждебным. Прошло довольно много времени, пока носителям обеих религий не стало понятно, что их идейные, а уж тем паче, политические интересы абсолютно несовместимы [Курганов О. А., 1878]. Исторический же курьез состоит в том, что сегодня ни христианские, ни мусульманские историки не хотят вспоминать о том периоде, когда такого непримиримого раскола между этими религиями еще не было!

Еще раз подчеркнем: обе религии выросли из одной и той же базовой идеи — монотеизма. Обе они в первые же годы распространения ислама сталкивались на одной и той же территории — в Восточном Средиземноморье, Малой Азии, Севере Аравии, Закавказье. У обеих в основе лежит общая «модель мира», что естественным образом отразилось в главных элементах структуры храмов. А вот западная ветвь христианства, в отличие от восточной, византийской, соприкосновения с исламом совсем не испытала, и развитие храмового зодчества пошло там своим путем. Можно посмотреть на этот процесс и с противоположной стороны. Ранний ислам, соседствуя с византийским христианством, именно у него заимствовал первичные храмовые формы и лишь со временем пришел к своим собственным, несколько отличным от них, и впитавшим в себя архитектурные формы Востока. Но, не сталкиваясь нигде с западным христианством, ничего не принял от его храмового зодчества.

Читать еще:  Интересные тесты на логику

Ранняя же Русь оказалась вторичной, периферийной зоной распространения обеих религий. Исторически христианство возобладало на Руси, причем именно византийское. Но что-то привилось и от исламской культуры. В итоге здесь сложилось свое храмовое зодчество, как-то перекликающееся и с византийским, и с мусульманским. Последнего мы почти не замечаем, или не хотим замечать, а потому и не признаем существующим. Также, впрочем, как и прочих разрозненных признаков мусульманской культуры, о которых мы говорили в этой главе.

Заметим, кстати, в этом «незамечании» нам очень «помогла» никоновская церковная реформа, проведенная при Алексее Михайловиче Романове. Подозреваем, что именно тогда были тщательно уничтожены и без того не слишком яркие черты мусульманской культуры на Руси. И теперь они уже не восстановимы. Более того, эта тема никогда не была популярна у историков Руси. Нам удалось найти только одну работу XIX века историко-этнографического направления, в которой отмечалось, что в русском старообрядческом ритуальном поведении существует целый ряд черт, которые перекликаются с чертами ритуального поведения людей мусульманской культуры [Коноплев Н., 1828, № 4, с. 249–264].

Так вот, даже с учетом того, что мы рассказали в этой главе, всего этого мало, чтобы ответить на вопрос: было ли когда-то мусульманство на Руси религией, принятой русской властью или хотя бы исповедываемой значительной частью средневекового (раннесредневекового) русского населения? Или все то, что можно считать чертами мусульманской культуры, не более чем следы влияния на Русь ордынского господства. На наш взгляд, это пока еще одна загадка истории Древней и средневековой Руси.

В заключение стоит сказать еще несколько слов о русской религиозной жизни. Мы специально» не стали говорить о язычестве на Руси. И не потому, что не считаем эту тему важной для общего описания истории русской религии. Просто на тему о двоеверии, о том, до какой степени русское православие впитало в себя многие черты язычества, написано достаточно. Пожалуй, наиболее фундаментальными и популярными научными трудами на эту тему стали две книги академика Б. А. Рыбакова: «Язычество древних славян» [Рыбаков, 1981] и «Язычество Древней Руси» [Рыбаков, 1987]. Тема эта, однако, не исчерпана до сих пор, и новые работы по ней продолжают появляться и сейчас [Древняя Русь: пересечение традиций, 1997]. Чтобы не остаться совсем уж в стороне от нее, внесем и свою лепту. Приведем несколько примеров живучестиязычества в православной Руси.

Итак, 988 год — официальная дата крещения Руси. Прошло 600 лет (!), и царь Михаил Федорович объявляет через глашатаев приказ: запретить на Руси молиться Коляде, Авсеню и Плуге! И это — христианство?

Его сын, царь Алексей Михайлович, в 1649 году пишет [Грамота царя

Алексея, 1842, № 1, с. 237]:

Портрет царя Алексея Михайловича. Неизвестный русский художник второй половины 17 века. Школа Оружейной палаты. Конец 1670 — начало 1680 годов

«…Ведомо… на Москве, и, прежде всего, в Кремле и Китае, и в Белом и в Земляном городах, и за городом, и по переулкам, и в черных и ямных слободах по улицам и переулкам в навечере Рождества Христова молились многие люди Коляде, Авсеню, а в навечере Богоявления Господня кликали Плугу, да в Москве же многие люди поют песни… собираются на сборища… попы и иноки, и мы указали Коляду, Авсеня и Плугу более не творите.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Архитектура Древней Руси

Предыстория архитектуры Древней Руси

Несмотря на прогресс в наше время и постоянно совершающиеся открытия, о зодчестве древних славян до нас дошло очень мало фактов. Все это потому что в те времена в основном все сооружения строились из дерева, а так, как этот материал недолговечен, то основные исторические памятники не сохранились.

Древние славяне обладали хорошими строительными способностями. И с утверждением христианства на Руси стало строиться много каменных сооружений, таких как храмы и церкви. Очень развито было тогда строительство крестово-купольных соборов. Всё это обусловлено тем, что христианство пришло к нам из Византии, а соответственно и построение храмов осуществлялось на основе схем Византийских конструкций.

История архитектуры Древней Руси началась с создания Киевского государства и закончился этот этап лишь с появлением Российской Империи. Первыми храмами считаются Новгородские, Киевские и Владимирские. Расцветом архитектурного зодчества считается период правления Ярослава Мудрого (XII век). В XIII веке развитие церковной архитектуры на Руси замедляется, это связано с появление татаро-монгольского ига. И в XV веке, уже во времена правления Ивана III вновь наступает бурное развитие архитектурного зодчества.

Собор Святой Софии в Новгороде

История этого собора очень интересна. Он был построен в честь новгородцев, которые в свое время помогли Ярославу Мудрому сесть на престол Великого князя. Строился он семь лет и освятили храм аж в 1052 году. В киевской церкви Святой Софии похоронен сын Великого князя Ярослава – Владимир, который скончался 4 октября 1052 года.

Стоит заметить, что собор построен из смешанного материала – каменного и кирпичного. Его конструкция строго симметрична, а также в нем нет галерей. Изначально, стены этого собора не подвергались побелке. Это связано с тем, что славянские архитекторы в первую очередь ориентировались на византийские конструкции, в которых предпочтение отдавали мозаичной и мраморной облицовке. Чуть позднее мозаики были заменены на фрески, а мрамор на известняк.

Каркас композиции внешне выглядит как крестово-купольный храм с пятью нефами. Такой тип конструкции присущ только храмам, построенным в XI веке.

Первую соборную роспись произвели в 1109 году, но большинство фресок сохранить до нашего времени не удалось, за исключением «Константин и Елена». Множество фресок было утрачено в период Великой Отечественной войны.

В соборе Святой Софии было сконструировано несколько иконостасов, а точнее, их было три. Основные иконы, находящиеся в соборе: икона Божьей Матери «Знамение», Евфимий Великий, Антоний Великий, Савва Освященный, Тихвинская икона Богородицы. Удалось сохранить остатки святых книг, из них самый уцелевшие – это шесть книг: княгини Ирины, князя Владимира, князей Мстислава и Федора, архиепископов Никиты и Иоанна.

Фигурой в виде голубя украшен крест центрального купола, что является символом Святого Духа.

Собор Святой Софии в Киеве

История этого собора начинается с 1037 года, когда он был заложен киевским князем Ярославом Мудрым. София Киевская очень хорошо сохранилась до наших дней, уцелели даже живописные убранства, такие как фрески и мозаики. Это два вида живописи, сочетающиеся не только в соборе Святой Софии, но и почти во всех памятниках архитектуры Древней Руси. Сейчас в церкви находится 260 квадратных метров мозаики и почти три тысячи метров квадратных фрески.

В храме расположено огромное количество мозаик с изображениями главных святых. Такие работы выполнены на золотом фоне, что помогает выгодно подчеркнуть всю насыщенность этих шедевров. Мозаики включают в себя более 177 оттенков. Но имена творческих мастеров, создавших такую красоту, и по сей день остаются неизвестными.

Основные соборные мозаики: Богородица «Нерушимая Стена», Благовещение, Иоанн Златоуст, святитель Василий Великий.
Помимо, росписей фреской и мозаикой сохранилось большое количество графичных изображений (граффити). На стенах собора представлено более семи тысяч граффити.

В Софийском храме захоронено пятеро князей: Ярослав Мудрый, Всеволод, Ростислав Всеволодович, Владимир Мономах, Вячеслав Владимирович.

Церковь Покрова на Нерли

Один из выдающихся памятников архитектуры Древней Руси. Церковь целиком выполнена из камня и считается вершиной творчества белокаменного зодчества. Построена она была в 1165 году, по приказу князя Андрея Боголюбского, в честь его погибшего сына, который был убит булгарами. Храм возведен во Владимирской области, на междуречье рек Нерль и Клязьмы.

Это первый памятник в истории архитектуры Древней Руси, который посвящен празднику Покрова Пресвятой Богородицы.
Конструкция церкви довольно-таки проста. Она состоит из четырех столп, крестообразного купола и трех апсид. Это одноглавая церковь с изысканными пропорциями, за счет которых издалека кажется, словно храм парит в воздухе.
Церковь Покрова на Нерли внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Дмитриевский собор во Владимире

Датой основания собора считается 1197 год. Этот храм славится среди других памятников архитектуры Древней Руси, своей техникой выполнения – белокаменной резьбой.

Храм возводился лично для князя Всеволода Большое гнездо и его семьи. Позже церковь была освящена в честь небесного покровителя – Дмитрия Солунского.

В основе композиции лежат типичные конструкции византийских храмов (четыре столпа и три апсиды). Купол церкви позолочен и увенчан аккуратным крестом, флюгер которого изображен в виде голубя. Строительство храма производилось исключительно русскими зодчими, а вот отделка выполнялась греческими искусниками, именно поэтому в соборе можно обнаружить черты свойственные западным базиликам. В кладочной технике, а также отделки явно выражены элементы романской архитектуры.

Стены собора украшены разнообразными мифическими изображениями, всадниками, псалмовцами и святыми. В храме расположена скульптура Давида-музыканта. Его миниатюра символизирует идею бога хранимого государства. Также в церкви есть изображение Всеволода Большое Гнездо и его сыновей.

Хотя Дмитриевский собор не обладает внешне красотой, внутри его интерьер достаточно богат. К сожалению, из фресок до наших дней сохранился лишь «Страшный суд».

Золотые ворота города Владимир

Композиция была возведена во Владимире, основанием, для строительства которой был приказ князя Андрея Боголюбского в 1164 году. Всего было построено 5 ворот, из которых до нашего времени сохранились только Золотые. Они служили въездом в княжескую городскую часть, которая считалась самой богатой. Строительство ворот осуществлялось владимирскими мастерами.

Ходят слухи о том, что под конец возведения работ, они обрушились на двенадцать человек, занимавшихся строительством. Горожане подумали, что мастера погибли, и тогда Боголюбский решил обратиться с молитвами к иконе Божией Матери. Когда обвал расчистили, то людей заваленных остатками ворот вытащили целыми и живыми. После этого случая над воротами была построена белокаменная часовня.

Читать еще:  Почему ноут не распознает принтер

Высота триумфальной арки Золотых ворот достегает четырнадцати метров. Основной задачей сооружения была защита города Владимир от набегов. В основу конструкции входила боевая площадка, с которой велся обстрел врагов. Остатки площадки до сих пор находятся в воротах. Войти и сойти с площадки можно было при помощи каменной лестницы, примыкавшей к ней.

Золотые ворота – это символический образ княжеской власти и величия.

Во время монголо-татарского нашествия многие памятники из Золотых ворот были спрятаны горожанами. Большинство из них занесены в список ЮНЕСКО и признаны уничтоженными памятниками. В 1970 году в Советский Союз приехала группа японских археологов, с целью расчищения дна реки Клязьмы. По окончании экспедиции были найдены многие предметы, которые археологи считали потерянными. В числе них оказались и драгоценные створки, вынесенные из Золотых владимирских ворот. Хотя эту версию всё-таки больше воспринимают как легенду. Так как исторические факты говорят о том, что у жителей Владимира не было достаточно времени для того, чтобы спрятать реликвии, а тем более вывезти их из города. Если створки и были найдено, то местоположение золотых пластин неизвестно и по сей день.

Десятинная церковь

Это первая русская церковь, которая была построена из камня, ее освящено произвелось в 996 году. Церковь освещена именем пресвятой Богородицы. Ее название связано с тем, что на строительство церкви Великий князь Владимир выделил десятину государственного бюджета, то есть десятую часть.

История церкви напрямую связана с крещением Руси. Дело в том, что она возведена на месте, где проходила стычка язычников с христианами. Само строение является неким символом религиозной розни.

Киево-Печерская лавра

Еще одним неповторимым памятником архитектуры Древней Руси считается Киево-Печерская лавра. Этот монастырь входит в список первых древнерусских монастырей. Его возведение было осуществлено в 1051 году, в период правления Ярослава Мудрого. Его основателем принято считать монаха Антония, корни которого происходили из Любеча.

Местоположение монастыря – город Киев (Украина). Расположен на побережье Днепра, на двух холмах. Сначала на месте монастыря была обычная пещера, в которую приходил священнослужитель Иларион, но когда его назначили Киевским митрополитом, пещера была заброшена. Примерно в это же время в Киев приехал монах Антоний, он нашел пещеру Илариона и остался в ней. Чуть позже над пещерой возвели церковь, а уже в 1073 году ее обделали камнем. В 1089 году ее освятили.

Фрески и мозаики украшающие церковь выполнены византийскими мастерами.

Кирилловская церковь

Считается древнейшим памятником в истории архитектуры Древней Руси. Датой ее основания принято считать 1139 год. Название церкви связано с именами святых Афанасия и Кирилла. Церковь является одной из главных составляющих композиции Кирилловского монастыря, который расположен недалеко от Чернигова, в селе Дорогожичи. Кирилловская церковь строилась при князе Всеволоде Ольговиче и впоследствии стала усыпальницей рода Ольговичей. Там было произведено захоронение жены Всеволода – Марии, которая была дочерью Мстислава Великого. Также в этой церкви был захоронен князь Святослав в 1194 году.

В 1786 году была произведена конфискация земель у церкви в пользу государства и на этом история Кирилловского монастыря закончилась. Церковь была переделана в больничный храм.

Церковь Спаса-на реке Нередице

Собор построен в городе Новгород и датой его возведения приходится 1198 год. Стиль постройки выделяется своей необычно простой конструкцией и строгими мотивами, стоит отметить, что все новгородские постройки выполнены именно в таком стиле. Церковь прекрасно гармонирует с пейзажем за счет простоты композиции. Собор Спаса-на реке Нередицы, как и большинство построек того времени, белокаменный. Интерьер церкви полностью соответствует внешнему стилю.

Выполнение росписей носит сугубо строгий характер, преобладание четких форм. В изображениях святых прослеживаются открытые взгляды, создается впечатление, что облики непросто изображены на стенах храма, а как бы заколочены в них. В целом собор представляет собой символ могущества и силы.

Новгородский кремль

Основой каждого древнерусского города считался крепкий кремль, который смог бы защитить горожан и выстоять во время обороны от неприятелей. Новгородский кремль – один из древнейших. Вот уже десятый век он украшает и защищает свой город. Стоит отметить, что, несмотря на то, что кремль города Новгород – старая постройка, он до сих пор сохраняет свой первоначальный вид. Выполнен кремль из красного кирпича. На территории кремля расположен Новгородский Софийский собор, который тоже входит в список архитектурных шедевров Древней Руси. Его внешний вид и интерьер выполнен в утонченном стиле. Пол отделан мозаикой, над которой трудились лучшие мастера того времени.

Новгородский кремль – это ансамбль лучших архитектурных памятников, которыми жители города могут гордиться и в наши дни.

Третьяковские уроки

вторник, 4 ноября 2014 г.

Архитектура Киевской Руси

Русское искусство с Х и до конца ХVII века неразрывно связано с церковью и христианской верой, которую русский народ вслед за своими византийскими учителями назвал православной. (До этого на Руси исповедовали язычество).
Первым городом на Руси, принявшим крещение, стал Киев.
Начало новой истории и новому искусству на русской земле было положено в конце Х в при великом князе Владимире Святославиче.

Княжеские послы посетили богослужение в великом православном храме Византии — храме Святой Софии в Константинополе. Они были поражены увиденным: «Не знаем на небе ли были мы или на земле, ибо нет на земле такого вида и такой красоты.»
Удивительно как много великолепных храмов, украшенных мозаиками, фресками, иконами, было возведено в ХI столетии в только — только крещеной стране. В то время мастера — византийцы приезжали на Русь целыми артелями.

Десятинная церковь.
Рядом с княжеским двором в 991-996 г.г. поднялась многоглавая церковь Успения Богоматери, прозванная десятинной, потому что князь велел десятую часть своих доходов отдавать на возведение этого храма.

Невероятно поражала красотой и великолепием Десятинная церковь. (Ныне остался только фундамент, раскопанный археологами в 1908г.) Как и все храмы Киева ХIв., Десятинная церковь была возведена из плинфы (плоского квадратного кирпича) в традициях византийского зодчества. Вот только плинфу здесь использовали особую — светло-желтую и необычно тонкую (всего 2,5 — 3 см). В отделке Десятинной церкви широко использовалась мозаика.
До постройки Храма Святой софии в Киеве, Десятинная церковь была главным почитаемым православным храмом.
В 1240г., в черную годину нашествия Батыя, Десятинная церковь была разрушена.

Спасо — Преображенский собор в Чернигове.
Самый древний из дошедших до наших дней в своем былом облике храмов Киевской Руси.
Находится он не в Киеве, а в Чернигове. Заложен по приказу князя Мстислава Владимировича (сын князя Владимира) в ХIв.
В своей основе это был пятиглавый храм типа вписанного креста с развитой алтарной частью.

Высокое наследие Византии, пожалуй, нигде так не ощущается в архитектуре Древней Руси.

Собор Святой Софии в Киеве.
Новый этап зодчества связан со строительством Ярослава Мудрого в Киеве. В к.30-х — н.50-х годов ХIв. по указанию великого князя киевского был возведен самый величественный и знаменитый из всех русских храмов — Собор Святой Софии (т.е. Мудрости Божией). Это и самый грандиозный из всех известных храмов византийской художественной традиции.

Если древние фрески едва проступают на стенах собора, то мозаики, выполненные из смальты, так же ярки, как и много веков назад. Ими украшены главные части храма.

В куполе расположен Христос — Вседержитель.

Нигде больше на русской земле не сохранятся храмы, украшенные мозаиками из смальты и природного камня. Это останется только на киевской земле, как отблеск Византийской империи, подарившей Руси умение строить храмы и писать иконы.

Новогородская архитектура.
XI век в древнерусской архитектуре — это эпоха «трех Софий»: Киевская, Новгородская и Полоцкая.
Чем дальше от Южной Руси строился храм, тем больше в нем черт оригинального русского зодчества, тем больше собственных находок в строительную практику привносили местные мастера. Поэтому София Новогородская и полоцкая, возведенные по образу Софии Киевской, очень от нее отличались.

Георгиевский собор Юрьева монастыря. Новгород.

Строительство собора, ставшего главным храмом Юрьева монастыря было начато в 1119 году. Инициатором строительства был великий князь Мстислав I Владимирович. Поскольку в это время он находился в Киеве, то строительство собора было поручено игумену Юрьева монастыря Кириаку и сыну Мстислава новгородскому князю Всеволоду. Из Новгородской летописи известно имя строителя собора — мастер Пётр. Это первое из известных имён древнерусских мастеров-строителей.
Строительство собора продолжалось 11 лет, перед окончанием его стены были покрыты фресками, уничтоженными в XIX веке.

Успенская церковь представляет собой последнюю крупную княжескую постройку в Новгороде. Согласно летописным записям, она неоднократно подвергалась крупным перестройкам в связи со случавшимися (например, в 1541, 1606, 1745 году) пожарами.

В 1409 году с севера и с юга к ней были пристроены приделы Алексея — человека Божия и мученицы Екатерины. В результате многократных перестроек церковь сохранила только свой первоначальный план. Особенно серьёзные изменения в её облик были внесены в 1458 году. Летопись собщает, что она была поставлена на старой основе, а «стару каменну же порушив».

Владимирское зодчество.
Владимиро-суздальские храмы были белокаменными. Самые древние из них отличались скромным декором: арочный поясок на апсидах и горизонтальная полочка-отлив посередине стен. Окна были узкие, напоминающие щели бойниц. С XII же века храмы начинают украшать белокаменной резьбой: иногда это фольклорные сюжеты, иногда — скифский «звериный стиль», а в некоторых случаях видны романские влияния.
Возвышение Владимира было связано с правлением Андрея Боголюбского, сына Юрия Долгорукого, строившего храмы не только из благочестивых соображений, но и из политических — чтобы показать, что его земля находится под особым покровительством небесных сил, превратить ее в Святую землю. По сути, он создавал во Владимире новый Киев.

В 1158 — 1164 годах закладывается собор Успения Богоматери. Он должен был стать оплотом будущей Владимирской митрополии, независимой от киевских духовных властей.
Это большой одноглавый шестистолпный храм с примыкающими к нему с трех сторон притворами. В качестве материала использовались белокаменные блоки и туф. Андрей пожаловал собору десятую часть княжеских доходов, чем уподобил его киевской Десятинной (тоже Успенской) церкви. В конце XII века внешнее решение собора переделывается: он обстроен дополнительными галереями, стены растесаны и соединены с боковыми частями. Превращается из одноглавого в пятиглавый, главы расположены далеко друг от друга.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×