0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ребенок и школа как привить желание учиться

Пробудить в ребенке желание учиться

Заветное желание родителей — чтобы их дети, не боясь трудностей, учились с увлечением! Специалисты обнадеживают: есть действенные стратегии, позволяющие нам мотивировать своего ребенка к учебе.

Ваш ребенок отчаивается, столкнувшись с первой же трудностью, невнимателен, не старается? Учителя и психологи подтверждают: современные дети теряют интерес к учебе все раньше. Родители в панике. По данным опросов Левада-центра, 49% россиян называют отсутствие у школьников интереса к учебе самой серьезной проблемой системы образования. При этом 28% из нас хотели бы воспитать в детях стремление к знаниям, а 59% уверены в том, что хорошая учеба в школе необходима для будущей успешной карьеры.

Сами родители, возможно, учились еще в советской школе и были более дисциплинированными учениками, но им вряд ли больше хотелось учиться, чем их детям. Просто ими было легче управлять: «Надо так надо».

Что изменилось сегодня? Жесткая дисциплина ушла, и отсутствие интереса к учебе стало более очевидным. Кроме того, ускорился ритм жизни. Чтобы вовлечь ученика в процесс учебы, необходимо больше индивидуальных, практических заданий, связанных с повседневной жизнью.

У каждого ребенка есть потребность в развитии. Все дети любознательны, но мы, взрослые, их любопытство, как и самостоятельность, скорее не поощряем. А интерес к учебе напрямую связан с тем, насколько школьник чувствует ответственность за себя самого.

«Влияние родителей опосредованное, мы не в силах заставить ребенка испытывать интерес — настаивает психолог Тамара Гордеева, автор книги «Психология мотивации достижения», — но именно мы можем «запускать» интеллектуальную активность, предлагая ему то, что увлекает нас самих».

Большинство школ не ставит перед собой задачи сделать так, чтобы детям было интересно учиться

Ситуацию осложняет влияние современной культуры: сегодня предполагается, что удовольствие, успех должны последовать мгновенно. Получается, что родители дают детям противоречивую установку — поощряют немедленное удовлетворение любых желаний, но требуют усидчивости. «Лишь направляя интерес ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, можно изменить ситуацию», — уверена Тамара Гордеева.

«Мотивировать будущим результатом, возможностью поступить в вуз, получить хорошую работу можно только старшеклассников, — уточняет семейный психолог Людмила Петрановская. — Увлечь тех, кто только пришел в школу, можно лишь самим процессом учебы». Но большинство школ, увы, не ставит перед собой задачи сделать так, чтобы детям было интересно учиться. Значит, нам, родителям, предстоит развить у себя вкус к участию в школьной жизни ребенка.

«Стать репетитором по всем предметам не выход из положения, — уверена детский психолог Елена Морозова. — Ведь никому не под силу оставаться непредвзятым по отношению к собственному ребенку: сохранять невозмутимость мешают эмоции и причины из бессознательного».

Что нужно, чтобы у ребенка возникла мотивация?

  • Интерес и смысл учиться: ему необходимо ощущать удовольствие от того, чем он занимается, и понимать, для чего он это делает.
  • Умение ставить цели и достигать их, то есть планировать, концентрироваться, контролировать свои действия.
  • Вера в себя, понимание, что успех зависит от него самого.
  • Настойчивость в преодолении трудностей, решимость довести начатое до конца.

Задачи для родителей

Мы попросили экспертов рассказать об универсальных рекомендациях, которыми может воспользоваться каждый, скорректировав их с учетом своего характера и семейных традиций. Для каждого возраста — свои приоритеты. Поэтому мы выделили три основных этапа.

Начальная школа: безопасность и любопытство

В первый класс дети приходят с ожиданием новых, интересных событий. Но именно первые годы учебы позже вспоминаются некоторым из нас как самые скучные. Что могут сделать родители, чтобы сохранить у ребенка интерес к учебе? Ответы в статье Начальная школа: безопасность и любопытство

Средняя школа: самостоятельность и поощрение

Быстрый рост и гормональные бури меняют восприятие себя и отношения с окружающими. Эта революция в жизни подростка сказывается и на учебе. А увлечение современными технологиями, новыми формами общения и досуга становится еще одной причиной конфликтов с родителями. Как общаться с подростком, чтобы сохранить интерес к учебе, читайте в статье Средняя школа: самостоятельность и поощрение

Старшие классы: гибкость и выдержка

Жизнь старшеклассника проходит под знаком необходимости выбора вуза и сдачи ЕГЭ. На пороге будущего для него неоценима поддержка родителей. Как помочь ребенку разглядеть свои сильные стороны, разобраться в желаниях и расставить приоритеты, читайте в статье Старшие классы: гибкость и выдержка

«Умный, но ленивый»: зачем школьнику быть лентяем

«У него такие способности, такой потенциал, но он постоянно ленится!» — часто вздыхают родители, говоря об успехах ребенка. Между тем ленивых детей не бывает. Лень — это всегда маска, защитная реакция. От чего же она защищает?

Как перестать думать о прошлом

Нам бывает трудно справиться с неприятными воспоминаниями. Часто они оказываются даже более жестокими и травмирующими, чем сами события, которые нам довелось пережить. Но, не расставшись с прошлым, мы не сможем двигаться дальше.

Детский психолог: 10 способов привить ребёнку любовь к учёбе

Многим родителям приходится ежедневно вступать в поединок с собственными детьми и бороться за их же собственное будущее. Зачастую школьники не проявляют никакого желания учиться, отлынивают от выполнения уроков и даже прогуливают. Что делать, если сборы в школу – стресс, выполнение домашнего задания – нестерпимые мучения? В Центре «Радость жизни» проводит консультации психолог для детей и подростков, которым трудно настроить себя на учебу и выполнение домашних заданий.

Идеальный вариант – записаться на психологическую консультацию с ребенком, чтобы специалист подсказал правильное решение этой задачи, но очень многое зависит и от самих родителей. Есть проверенные приемы, которые помогут пробудить интерес ребенка к учебе. Если родителям удастся привить любовь к постижению всего нового, они могут быть спокойны за будущее своих детей.

Дельный совет родителям от детского психолога

Не ожидайте и не требуйте от своего ребенка слишком многого. Разумеется, вы считаете его самым талантливым, способным и уверены, что он может одновременно быть отличником и великолепным танцором, скрипачом или художником. И все же смиритесь с реальностью: дети точно так же устают, плохо себя чувствуют, не испытывают желания заниматься той деятельностью, к которой их принуждают родители.

Нередко требуется психологическая помощь детям, которые живут в постоянном стрессе, с чувством вины из-за того, что не оправдывают родительских ожиданий. У каждого человека свои таланты, достоинства и недостатки. Ваш ребенок не исключение. Примите это! Подумайте, что для вас важнее: воспитать отличника-невротика или помочь своему ребенку стать счастливым.

Сравнивайте успехи ребенка только с его собственными. Вспомните неприятное чувство, когда вас самого сравнивали с другими людьми. Сколько комплексов можно привить только этим! А главное, вы ведь все равно не добьетесь цели: ребенок не станет похожим на ваш идеал, зато его самооценка может сильно пострадать, а результаты – ухудшиться. Отмечая и поощряя прогресс ребенка, сравнивая его с ним самим в прошлом, вы получите гораздо больше и сохраните хорошие отношения.

10 приемов, чтобы мотивировать ребенка к учебе

  1. «Дети видят, дети повторяют». Эта фраза актуальна во все времена. Если вы сами постоянно узнаете что-то новое, делитесь интересной информацией с ребенком, он станет делать так же. Читайте, смотрите познавательные фильмы, учитесь, развивайтесь сами и включайте в этот процесс своего ребенка. Докажите важность учебы на собственном примере.
  2. Используйте новые технологии. Многие родители ругают гаджеты, переживают из-за того, что детей «невозможно оторвать от планшета». Нередко это оборачивается настоящей зависимостью, и нужна психологическая помощь детям и подросткам, которые полностью погружаются в виртуальный мир. Но вы можете научить ребенка добывать знания с помощью новых технологий. Вместе осваивайте полезные программы и приложения: рисуйте, программируйте, изучайте, проектируйте.
  3. Создайте «ученую» атмосферу. Гарвардские ученые доказали, что хорошая библиотека в доме мотивирует детей больше читать. Постоянный доступ к интересным книгам только на пользу. Зачастую ребенок берет что-то почитать от скуки, а потом чтение входит в привычку.
  4. Позвольте ребенку учиться так, как ему удобно. Известный нейролингвист Татьяна Черниговская утверждает, что мозг каждого человека учится по-своему. Кому-то для концентрации внимания лучше сидеть за столом в полной тишине, а кто-то учится, развалившись на диване и включив музыку. Позвольте ребенку чувствовать себя свободным во время учебы. Кстати, это может создать дополнительные «зацепки для памяти» (ассоциации со звуками, цветами, движениями).
  5. Поощряйте хобби. Вы понятия не имеете, в каком мире придется жить в будущем, какие профессии будут востребованы. Позвольте ребенку любую деятельность, к которой он стремится, будь то складывание пазлов, бег, приготовление пищи или запись видеороликов. Включитесь в увлечение ребенка, водите на интересные для него выставки, находите тематические передачи. Нередко помощь психолога ребенку заключается в том, чтобы помочь раскрыть «особенные» таланты.
  6. Выбросьте телевизор. Серьезно. Если не можете от него избавиться, то включайте не более чем на 15-30 мин в день. Ни вы, ни ваш ребенок не становитесь счастливее, умнее, талантливее, часами смотря бестолковые фильмы и программы.
  7. Играйте. Развивающие игры вроде «Монополии» могут стать прекрасным способом совместного времяпрепровождения. Играйте вместе с ребенком. Вам это тоже может понравиться!
  8. Разговаривайте и честно отвечайте на вопросы. Иногда нужны консультации психолога ребенку, который уверен, что родители его не понимают. Зачастую причина такой уверенности кроется в отсутствии внятных ответов. Не игнорируйте вопросы вроде «Зачем это нужно?», отвечайте честно и подробно. Если вы сами понимаете, что та или иная тема не может пригодиться в жизни, объясняйте, какие навыки мышления ребенок приобретет, изучив ее.
  9. Не платите за оценки. Некоторые родители совершают ошибку, давая деньги за каждую хорошую отметку. Это путь в никуда. Поощряйте ребенка за хорошие результаты, но не платите деньги. Пусть это будут нужные вещи, поездки и т.п.
  10. Развивайте полезные навыки. Умение хорошо считать, быстро читать, находить нужную информацию – все эти навыки упрощают процесс обучения. Если ребенку интересно и легко учиться, он делает это с удовольствием.
Читать еще:  Снится что подкинули ребенка

Познание – это не только сидение за партой и бесконечные занятия. Не перегружайте расписание ребенка, дайте ему свободное время, чтобы он успевал отдыхать и у него оставались силы на новые интересы, хобби, увлечения. Это только увеличит эффективность обучения.

Если у вас не получается привить ребенку любовь к учебе, обратитесь за детской психологической помощью в наш центр «Радость жизни».

Ребенок и школа: как привить желание учиться

Первый раз в первый класс все детки идут с удовольствием, но после первых же каникул желание учиться у многих просто пропадает.

Надежды познания мира и получения новых завораживающих знаний могут просто рухнуть в один момент. Причин может быть несколько, но есть и пути их устранения. Достаточно только разобраться и не лениться уделять достаточно времени этому процессу.

Существуют школы, в которых старшеклассники стремятся отвечать на уроках так же, как в первом классе. И это происходит там, где работают талантливые учителя. Если в школе вашего ребенка с таковыми напряжёнка, придется постараться самим.

Почему пропадает желание учиться?

Испокон веков как в школе, так и дома, действует «принудительная педагогика». Поэтому вместо радости от получения новых знаний мы слышим от младшеклассников, что они боятся бешеных собак, землетрясений и… плохих оценок. Вот как воспринимают учебу наши малыши: как землетрясения в случае неправильного ответа на уроке!

Задача родителей и учителей – не привить страх к получению плохих отметок, а развить способности школьника, научить его мыслить и учиться. А землетрясением или бешеной собакой способности развить не получится, не так ли?

Ошибки родителей

Мы сами убиваем в ребенке желание учиться. Кому захочется любить математику, если из-за одного невыученного урока придется сидеть дома, занимаясь уроками, вместо игры в хоккей с друзьями? Так мы лишь развиваем у школьника отвращение к учебе.

Родители часто давят на своих отпрысков, рассказывая, что сами учились лишь на «хорошо» и «отлично». Поймите, что сейчас нагрузка у вашего ребенка в разы больше, чем была когда-то у нас! Вы ведь сами видите, с каким огромным тяжелым рюкзаком он ходит к школу и сколько времени у него отнимают домашние задания.

Взрослые придумали себе систему ценностей: если ребенок учится хорошо, значит он и человек хороший, если же он в рядах отстающих, значит, плохой. Так вы не только не научите своего малыша любить учебу, но и разовьете в ним комплекс неполноценности, который не позволит ему стать счастливым во взрослой жизни.

Денис Филоненко, доктор педагогических наук: «Хорошие школы – те, в которые дети хотят ходить, они стремятся получать новые знания и тянут руки на уроках даже в старших классах. Секрет успеха таких школ – отсутствие принудительной педагогики. Если ребенок не будет бояться получить плохую оценку или вызвать негодование учителей, это сделает его свободным, раскованным, уверенным в своих силах и способностях человеком. Такой ребенок вырастет полноценным и серьезным взрослым».

Как привить любовь к учебе?

Воспитание успехом. Если раньше ребенок чего-то не понимал или не умел, а затем научился это делать, поможет осознать величину собственных возможностей. Поддерживайте в маленьком ученике эту радость познания – подбрасывайте ему новые и новые задачки, по мере успехов наращивая их сложность. Такая способность увлекаться, жажда умственного труда определяют уровень развития ребенка.

Положительный пример. Вашему непоседе важно видеть, что его родители тоже чему-то постоянно учатся, и они получают удовольствие и пользу от приобретения новых знаний. Помните, что дети повторяют всё за своими мамами и папами. Поэтому запишитесь на курсы французского языка, танцы, конструируйте модели самолетов, собирайте их – такое времяпрепровождение пойдет во благо всем членам семьи.

Активный досуг. Мы понимаем, что в выходной день хочется полежать на диване и ничего не делать, но развитию Вашего ребенка это не поможет. Ходите в музеи, театры, на выставки или концерты, затем обсуждайте всё увиденное. Такое детское любопытство постепенно перенесется и на учебу.

Эффект присутствия. Самостоятельное выполнение домашнего задания для младшеклассников – задача, порой, почти сверхъестественная. Если Вы оставите всё в таком же режиме, то сидеть вместе с чадом придется до конца школы. Попробуйте создавать видимость своей помощи в выполнении уроков. Будьте рядом, когда ребенок готовится, но при этом занимайтесь своими делами, лишь немного приглядывая, чтобы школьник не отвлекался.

Денис Филоненко, доктор педагогических наук: «Чаще всего в отсутствии интереса к учебе у ребенка виноваты сами родители. Он хорошо учится лишь, когда ему интересен предмет. С другой стороны, интерес появляется лишь, если ребенок хорошо знает предмет. Получаем замкнутый круг. Поэтому здесь так важна роль родителей, их усидчивость и желание заниматься с ребенком».

Преодоление трудностей. Научите своего ученика получать удовлетворение от преодоления трудностей. Вместе с ним отмечайте любую, даже самую незначительную победу, хвалите его и радуйтесь за него. Пусть он почувствует, что значит быть победителем.

Развиваем внимание

Умение концентрироваться на предмете – основа хорошей учебы. Существует много способов для тренировки внимания, памяти, силы воли.

Способ №1. Ребенок стоит спиной, а Вы раскладываете на столе несколько предметов. Затем он поворачивается. Рассматривает предметы в течение 3-4 секунд, а дальше – снова отворачивается и перечисляет те, которые запомнил. Дальше Вы можете переставлять предметы, добавлять, пока школьник не устанет.

Способ №2. На стене в детской развесьте цветные кружки. За те же 3-4 секунды ребенок должен запомнить и сказать название цветов: красный, синий, зеленый, желтый и в обратном порядке. Месяц тренировки позволяет запомнить 7-8 кружков, что равносильно запоминанию 3-4 страниц учебника после первого прочтения.

Не забывайте хвалить ребенка за его успехи, не нужно делать акценты на плохих оценках и результатах. Например, вместо того, чтобы ругать за тройку по математике, скажите, что Вы уверены в том, что решать он начал правильно, но потом немного сбился.

Объясняйте своему школьнику, что его учеба нужна не учителям или родителям, а ему самому для достижения целей в будущем. Например, если у него есть мечта ездить на спортивной машине, полученные знания помогут устроиться на хорошую работу и заработать деньги на дорогое авто.

Помните о том, как важно ребенку иметь поддержку родителей. Общайтесь с ним на равных, как с другом, и делайте это как можно чаще. Главное, что нужно нашим деткам, — это общение. Пусть оно будет искренним и теплым.

Как привить ребёнку желание учиться
консультация по теме

Рекомендации для родителей

Скачать:

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Как привить ребёнку желание учиться? 8 основных правил для родителей Автор презентации: Абидина Наталья Павлиновна , учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 4» г. Сосногорска

1 . Как привить ребенку желание учиться? Мало кому в детстве нравится учиться. Многие взрослые почему-то забывают, что они и сами предпочитали больше времени проводить, играя с друзьями во дворе, чем сидя за учебниками в библиотеке. Став родителями, взрослые начинают удивляться: почему ребенок не желает делать домашние задания, учить правила, теоремы, читать заданные книги по литературе? Почему его надо постоянно заставлять заниматься уроками, прибегая, порой к крайним мерам, вплоть до наказания ? Как привить малышу желание делать уроки? Как мотивировать маленького ученика к занятиям?

2 . Развивайте в ребенке самостоятельность Чтобы ребенок учился в школе с интересом, а не из-под палки, нужно начинать развитие малыша с раннего возраста. Большинство родителей изначально совершают ошибку, лишая маленького ребенка самостоятельности. Делая все за малыша, они оказывают ему «медвежью услугу». Учеба – это самостоятельный повседневный и нелегкий труд. Приучайте малыша к самостоятельности, и он впоследствии станет хорошо и без проблем учиться в школе. А у родителей отпадет необходимость нервничать и тратить силы на то, чтобы их отпрыск взялся за учебник.

3 . Уделяйте ребенку больше внимания Некоторые взрослые за работой, телефоном, компьютером и телевизором просто не замечают, как растет их ребенок. Ребенок, видя, что его попытки обратиться с вопросом к родителям не приносят желаемого результата, может замкнуться, почувствовать себя ненужным. Родители ни в коем случае не должны открещиваться от детских вопросов, ведь любознательность – это природная особенность маленького пытливого создания! Если малыш перестает обращаться к вам с кучей разных вопросов, это должно вас насторожить. Ребенку очень важно получать ответы на все его «почему?», «когда?», «зачем?». Даже если вы не знаете верного ответа, не следует игнорировать детские вопросы. Главное, поддерживать в ребенке интерес к окружающему его миру, желание разобраться во всем, что его окружает.

4 . Развивайте в ребенке любопытство Развивайте в ребенке любопытство, интерес ко всему новому, хвалите его даже за небольшие открытия. Обращайте внимание малыша на разные закономерности, взаимосвязь различных явлений и событий, проводите простые упражнения на внимание и память. Поверьте, ощущая поддержку близких ему людей, ребёнок будет тянуться к новым знаниям, что очень поможет ему в дальнейшем в освоении школьных предметов .

Читать еще:  Игры для девочек мимо бомба

5 . Чаще хвалите ребенка Интерес ко всему новому в раннем детстве способствует и развитию интереса к учебе в школе. Показывая свой багаж знаний, собственную эрудицию перед учителем и одноклассниками, ребенок повышает личную самооценку, что тоже влияет на его желание учиться, обретать новые знания, становиться умнее сверстников . Это не остается незамеченным учителями, вызывает у них доброе благосклонное отношение к маленькому человечку, с желанием впитывающему новые знания. Понятно, что имея добрые отношения с преподавателями, ребенок чувствует себя в школе уверенно, видит результат своего интереса к школьным предметам в виде отличных оценок.

6 . Не ругайте за плохие оценки Ругать или наказывать ребенка за плохие отметки нельзя категорически. После такого унижения он вряд ли всерьез возьмется за учебу. Нужно выяснить причину провала, совместно проанализировать ситуацию и помочь сделать соответствующие выводы, чтобы не обострять положение .

Пусть он сам (сама) попробует выполнить все задания. Если не получается, пусть подсмотрит решение в учебнике или в классной тетради, даже поиск правильного решения в Интернете будет полезен. 7. Никогда не делайте за сына или дочь уроки. Но проверять домашнюю работу нужно обязательно – это дисциплинирует и приучает к ответственности.

8. Не принуждайте ребенка к учебе. Некоторые родители идут на хитрость и шантаж. «Гулять не пойдешь, пока не сделаешь уроки». «За компьютер не сядешь, пока не выполнишь задание». Конечно, дети стараются побыстрее покончить с уроками, чтобы освободиться для более интересных для них занятий. Как бы то ни было, любое принуждение вызывает ответный протест, поэтому нужно именно мотивировать ребенка к учебе, а не пытаться заставлять. Для одних данная ситуация становится своеобразным стимулом: скорее сделаю – скорее получу свободу. На других же действует отрицательно, заставляя делать уроки механически, не интересуясь их содержимым.

Поддержите своего ребёнка и у вас всё получится!

Как привить ребенку желание учиться?

Игры для стимуляции желания учиться.

До поступления ребенка в школу у вас есть достаточно времени, чтобы привить ему желание учиться. В этом возрасте малыши любознательны и восприимчивы к любой новой информации. Их мозг находится в стадии активного формирования, поэтому работает с наивысшей отдачей.

Малыш будет задавать вам свои бесконечные вопросы, ведь ему все хочется узнать, все понять, все увидеть и попробовать самому. Это очень благодатная пора для развития ребенка. Используйте это время и старайтесь расширять круг интересов ребенка. Ведь чем больше он будет узнавать, тем больше ему захочется узнать нового. Стимулируйте тягу ребенка к знаниям. Тогда эта привычка останется с ним на всю жизнь. И в школе его не надо будет заставлять учиться, потому что сам процесс получения новых знаний будет ему приятен.

Обратите внимание, как вы общаетесь со своим ребенком в повседневной обстановке. В ежедневной суете мы часто не замечаем своих ошибок в воспитании детей, а в будущем они, к сожалению, могут привести к серьезным проблемам. Очень плохо, когда ребенок большую часть времени предоставлен самому себе. Когда вы общаетесь с ним, играете, веселитесь вместе, читаете книжки, рисуете? Всегда ли вы действительно рядом в этот момент, или вы думаете о своих проблемах? Замечаете ли вы маленькие шаги вперед, которые каждый день совершает ваш малыш, радуетесь ли вместе с ним его открытиям и показываете ли эту радость ему? Обмен эмоциями и ваша увлеченность — лучшая помощь ребенку в развитии.

Следите за тем, чтобы ваш ребенок не потерял свой энтузиазм. А ведь это может произойти в том случае, если он окажется предоставлен сам себе, будет проводить время перед телевизором или компьютером. Такие пассивные увлечения останавливают процесс развития и охлаждают пыл творчества.

Безразличие к своему ребенку — самый главный враг развитию. Оно способно погасить пыл его увлеченности и любознательности. Если вы не будете проявлять интерес к делам ребенка, постепенно он тоже утратит желание познавать новое и развиваться, а также забудет все то, чему раньше научился. К тому же он убедится в своей ненужности.

Игры для стимуляции желания учиться

Даже самые простенькие игры прекрасно воспринимаются детьми и приводят к новым открытиям.

«А где твой нос?»

Вы сидите в темной комнате и держите малыша на коленях. Смысл игры: определить на ощупь, что вы нашли на маленьком личике: «Вот — нос. А это — твой подбородок». Теперь пусть ребенок найдет мамин нос и глаза. Игра на развитие внимания. (С трех лет.)

«Похож или нет?»

Предложите ребенку два яблока разных сортов. Есть ли между ними различия? Потом разрежьте их: есть ли различия в запахе и вкусе? Возможно, какое-то из них более сочное или кислое? (С пяти лет.)

«Пещерные люди»

При помощи стола и скатерти соорудите «пещеру». В нее можно залезть вместе с ребенком и рассказать ему истории о древних людях. (С четырех лет.)

«Где звенит?»

Ребенок с закрытыми глазами сидит в комнате на полу. Вы с колокольчиком в руках обходите его кругом. Вот раздается тихий звон. Если малыш сумеет правильно указать сторону откуда идет звук, то роли меняются. Игру можно разнообразить, включив в нее скрип дверцы холодильника и прочие «домашние» звуки. (С четырех лет.)

«Антенны настроены на прием!»

Следует завязать глаза и поймать товарища по игре, призвав на помощь все другие органы чувств, кроме зрения. Потом — поменяться ролями. А можно просто забраться под покрывало и ползти по квартире, как гигантская амеба. (С пяти лет.)

«Монстры и эльфы — абсолютная реальность!»

С трех лет у детей пробуждается фантазия. Они начинают придумывать разные сказочные существа и, главное, верить в них. Они не сомневаются в том, что рядом с ними живут эльфы-невидимки и феи, ужасные чудовища и призраки. Этот фантастический мир может иметь как пугающие, так и смешные проявления. Предметы в нем одушевляются: оживают плюшевые мишки, башмаки сами по себе уходят путешествовать по миру, машинки рассказывают свои истории, а тень на стене превращается в великана. Во многих семьях становится ежевечерним ритуалом изгнание черной пантеры из-под кровати или — чудовища из березы под окном. А потом приходится оставлять ночник включенным, поскольку только свет разгоняет монстров. Причина этого явления в том, что реальность для взрослых и ребенка — две разные вещи. То, что нам знакомо по книгам с картинками, для малышей существует на самом деле. Это еще раз доказывает, что дети открыты для всего, в том числе и для всего таинственного и мистического, для невероятных историй и сказок. При помощи фантазии они создают свою собственную реальность. Они рисуют монстров, сплетают вместе истории о ведьмах и волшебниках, сражаются в своих играх с драконами, переживая собственные страхи.

Не стоит разубеждать детей и рассказывать, что чудовищ не существует. Ведь ребенок видит чудище в березовой кроне и слышит скрежет его когтей. Он видит пантеру под кроватью и замечает блеск ее глаз, ощущает ее острые зубы на своей руке, слышит ее дыхание. Взрослые не должны смеяться над этими детскими страхами, называть их глупостями и относиться несерьезно. Лучше удивитесь детской выдумке. Расспросите малыша, выслушайте его, успокойте. Расскажите ему добрую сказку, в которой все обязательно заканчивается хорошо.

Осмотреться, увидеть, научиться

Каждый ребенок — открыватель философского камня, бесценного сокровища, сокрытого дома и в природе. В каждом ребенке живет исследователь. Вы должны поддержать его исследовательский порыв. Для этого надо отвечать на все вопросы малыша и находить возможности для совместной деятельности.

«Ты идешь дальше?»

Игра для тех, кто еще только начинает бегать. Поставьте стулья в круг. На каждый стул положите по подушке. Под одну из них спрячьте игрушку. Обходя вокруг стульев, ребенок найдет спрятанное. Счастью нет предела! В другой раз игрушка прячется под другую подушку или под стул. На основании этой игры можно придумать массу всего интересного, связанного с поисками игрушек. (С полутора лет.)

«Что можно сделать с носками?»

На полу лежит пара носков. Очень скоро малыш откроет для себя, что носки — замечательная игрушка. Их можно натягивать на ноги и на руки. Можно разыгрывать целые спектакли с куклами из носков, надетых на руки. Можно запихать в них мелкие предметы, а затем — «найти» или попросить кого-то сделать это. (С полутора лет.)

«Откуда пришел пингвин?»

Если вы интересуетесь животными, любите ходить в зоопарк, то ваш ребенок обязательно разделит с вами это увлечение. Очень хорошо, если вы сможете тут же. на месте ответить на его вопросы. Лучше будет захватить с собой книгу про животных. А может быть, что-то интересное вам расскажут работники зоопарка. (С двух лет.)

«Куда бегут муравьи?»

Найдите с ребенком муравейник. Проследите, куда разбегаются от него муравьиные тропы. Обычно дети очень любят наблюдать жизнь насекомых. Особенно хорошо будет, если вы сумеете что-то рассказать о них: о том, как они общаются, о жизни муравейника. Из интереса к муравьям, возможно, вырастет научный интерес к живой природе. (С трех лет.)

«Где самый маленький лист?»

Осенняя игра. В парке вместе с ребенком соберите большие и маленькие листья: красные, коричневые, желтые, зеленые. Дома разложите их: по размеру, по цвету, по форме, по виду деревьев. Какой лист упал с какого дерева? Можете определить это по книжке с картинками. Сколько листьев останется, если взять один, два, три? (С трех лет.)

Читать еще:  Конкурсы для девочек 9 лет

«Где спрятались улитки?»

Когда вы вечером выйдете в сад или парк, то обратите внимание, что улитки, которые прятались весь день от жары, стали выползать наружу. Почему? А где, собственно, они прятались? Можно собраться и отправиться вместе на поиски «улиткиных тайников». (С трех лет.)

«Покажи свою руку!»

Рассмотрите детскую ладошку. Сравните ваши руки. Намажьте ладони краской и оставьте отпечатки на бумаге.

Обратите внимание, что не бывает одинаковых узоров. (С четырех лет.)

«Так много различий!»

Предложите ребенку сравнить найденные в лесу шишки сосны, елки и пихты. Чем они отличаются. Например, на сосновых ветках они могут быть направлены вверх, в отличие от еловых. А можно просто отправиться собирать шишки, а потом использовать их для поделок. (С четырех лет.)

«Как она светит в темноте?»

Почему у кошек и прочих ночных животных глаза вспыхивают в темноте отраженным светом, если на них посветить фонариком? Можно отправиться вечером с фонариком во двор на поиски кошек. Может быть, вам посчастливится найти место «кошачьего собрания». (С пяти лет.)

«Солнце восходит на востоке»

Если солнце не спряталось за тучи, то по нему легко можно определить стороны света. А если солнышко спряталось? Тогда поможет компас. (С пяти лет.)

«Дайте поиграть!»

Как любят взрослые предостерегать криком своих детей, которые слишком быстро разогнались на своих трехколесных велосипедах, играют с палками или камнями. Часто окрики бывают преждевременны. Но при этом пропадает вся прелесть от езды или игры. Взрослых можно понять — они волнуются, но лучше предупреждать в тех случаях, когда действительно есть опасность. (С полутора лет.)

«Мне очень нравится!»

Ребенок показывает вам свой рисунок или демонстрирует какое-то свое новое умение. Подчеркните позитивные стороны того, что вы видите. Не следует настойчиво указывать на слабые стороны — это лишит ребенка желания попробовать еще раз. (С года.)

«Не бросай дело на полпути!»

Ваш ребенок только что занимался чем-то с большим энтузиазмом и вдруг потерял интерес к делу. Он не хочет заканчивать начатое. Что делать? Только не поощрять его «отступление». Ему стало неинтересно потому, что занятие оказалось слишком сложным. Поэтому помогите малышу, убедив его в том, что он сумеет закончить работу. Можно позвать на помощь братьев и сестер или соседских детей, чтобы доделать работу всем вместе. (С трех лет.)

«Продолжение следует»

Большое удовольствие детям доставляет чтение вслух любимой книжки. Старайтесь разбить книжку на несколько частей и всякий раз останавливаться со словами: «А дальше мы почитаем завтра». Такая тактика вызывает интерес ребенка к чтению. (С четырех лет.)

«Для тебя!»

Радуйте ребенка маленькими сюрпризами. Подарок может быть очень скромным: новая кисточка для рисования, детские ножницы, маленький мячик. Когда маленькие подарки позволяют скрасить повседневность, они приобретают особое значение. (С четырех лет.)

«Что еще?»

Постарайтесь постоянно поддерживать в ребенке интерес к его любимым темам и занятиям. В том случае, если ребенок интересуется животными, старайтесь говорить о них во время поездки на автомобиле: «Какое животное умеет мчаться быстрее машины?». Во время рисования: «А сколько полосок у зебры?». Перед сном: «Покажи, как спят маленькие медвежата!». Если малыш интересуется строительством, можете разглядывать строительную технику смотреть новые дома и даже зайти вместе в строительный магазин. В лесу можете построить шалаш, дома — домик из бумаги. (С четырех лет.)

«А дальше?»

Иногда успех от проделанной работы портит неприятная неожиданность. Например, ребенок построил кораблик и решил пустить его в воду, а он вдруг затонул. Вся работа оказалась насмарку. Ему очень жаль кораблик и своей работы. Или с таким старанием нарисованная картина скрывается под жирной кляксой, а построенная башня падает. Как реагировать на слезы и разочарование ребенка? Покажите ему, как можно помочь делу и исправить неприятность. Это мобилизует его волю к дальнейшим занятиям. (С четырех лет.)

Елена Камаровская
Глава из книги «Раннеее развитие ребенка»

Обучение ребенка

6 способов привить малышу интерес к новым знаниям с ранних лет и помочь повысить успеваемость в школе

Как привить ребенку искренний интерес к учебе

Дети, которые любят учиться, показывают высокие результаты в школе и в дальнейшей жизни. Это общеизвестный факт. Лучшее, что мы можем дать своим детям – это привить им интерес к учебе.

Помните: ребенок рожден для того, чтобы учиться. Только подумайте, скольким вещам ребенок учится в первые два года своей жизни: получить от взрослых желаемое, ходить и говорить, улыбаться и хмуриться, спать ночью и играть днем, хлопать в ладоши и играть в игры, держать ложку, отдавать и брать. К 4-5 годам большинство детей уже знает цвета и цифры, умеет кататься на трехколесном велосипеде, обращаться со сложными игрушками и общаться с не менее сложными людьми. Если в семье говорят на других языках, до 10 лет ребенок может освоить их на уровне носителя.

Каждый новый день для ребенка полон новых вещей, которым нужно научиться. Если ребенок не изолирован от окружающего мира, каждый день он учится чему-то новому и радуется новым достижениям. Понаблюдайте за ребенком, который решил преуспеть в чем-то – и вы поймете, что такое настоящее упорство. Родителям не нужно специально прививать ребенку желание учиться. Нужно только убедиться, что это желание у него никто не отбил.

Как поддерживать интерес ребенка к учебе

Совет № 1. Полюбите учиться сами

Интерес к новым знаниям, как и многое другое, ребенок перенимает у родителей. Если вы любите узнавать что-то новое, находить решение различных задач, развивать новые навыки – ваши дети тоже полюбят это. Интерес к новым знаниям заразителен. Показывайте свой восторг от новых открытий. Рассказывайте о случаях, когда вам удалось решить какую-то трудную задачу. Позвольте детям наблюдать за вашими усилиями, когда вы создаете или чините что-то, и радость от достижения цели.

Совет № 2. Исследуйте вместе с детьми

Дети любопытны от природы. Развивайте в них это любопытство, показывая пример. Высказывайте свое удивление относительно того, как в природе всё устроено. Серьезно относитесь к вопросам, которые задают дети: ищите информацию в книгах или в Интернете. Смотрите вместе с детьми научно-популярные передачи по телевизору и обсуждайте увиденное. Проводите дома эксперименты. В Интернете можно найти много примеров интересных экспериментов – как происходит извержение вулкана, как с помощью пищевых продуктов можно наблюдать за химическими процессами и т.д. Посвятите этому пару часов в выходные и ребенку всегда будет интересно узнавать что-то новое.

Совет № 3. Читайте вместе с ребенком

Успеваемость ребенка в школе во многом зависит от интереса к учебе и навыков чтения. Читайте детям вслух. Читайте отдельные страницы вместе или по очереди. Найдите книгу с захватывающим сюжетом, которая будет побуждать вас читать главу за главой. Запишите детей в библиотеку, и каждую неделю берите там новые книги. Когда дети смогут читать самостоятельно, это станет для них возможностью узнавать что-то новое и отличным развлечением. Детям, которые умеют и любят читать, легче дается обучение в младших классах, где большинство заданий связано с чтением.

Совет № 4. Тренируйте навыки письма

Навыки письма не менее важны для успеваемости ребенка, чем чтение. Родители всегда обращают внимание на момент, когда их ребенок научился писать свое имя. Но не останавливайтесь на этом. Развивайте навыки письма с раннего возраста так же, как и навыки чтения. Например, когда ребенок еще маленький, попросите его рассказать, что нарисовано на его рисунке, чтобы вы могли сделать подпись. Попросите его продиктовать вам, что хорошего произошло с ним за день, и запишите это в дневник. Когда ребенок учится писать буквы, предложите ему самому заполнять этот дневник. Так вы анализируете события, произошедшие за день, и придаете им ценность, записывая их. Кроме того, эти дневники в будущем могут стать ценным воспоминанием о детстве.

Совет № 5. Интересуйтесь, что ребенок проходит в школе

Дети во всем берут с нас пример. Если мы проявляем искренний интерес к тому, что ребенок учит в школе, интерес появится и у него. Уделяйте немного времени тому, чтобы поговорить с ним об уроках. Интересуйтесь, но не критикуйте. Обсудите вместе домашнее задание. Поинтересуйтесь, как ребенок собирается его выполнять. Задавайте вопросы, которые требуют развернутого ответа. Не делайте задание за него – просто интересуйтесь и поддерживайте.

Совет № 6. Организуйте ребенку место для учебы

Неважно, где ребенок учит уроки – на кухне или у себя в комнате. Важно, чтобы у него было достаточно места и времени, чтобы сделать задания, и чтобы под рукой было всё необходимое для этого. Если вы выделяете ребенку место и определяете время для выполнения домашних заданий, он начинает воспринимать учебу серьезно. Когда он учит уроки, телевизор и мобильный телефон должны быть выключены. Время от времени контролируйте процесс: поддерживайте малыша и хвалите его за проделанную работу. Заинтересованность и поддержка родителей важна для него больше, чем слова.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector